Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Ислам и контрацепция


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 221/2017-02-12

Доброго времени суток. Сегодня я предлагаю продолжение темы о религиозных взглядах на контроль рождаемости. Я сделала новое изложение: о ситуации в исламе. Статья некороткая, поэтому, как обычно, в рассылке будет разделена на части.

Ислам и контрацепция

Среди знатоков ислама нет единого мнения о контроле рождаемости и существуют разные трактовки религиозного учения. Большинство знатоков ислама допускают применение контрацепции. Религиозные лидеры многих стран ислама издали фетвы, одобряющие применение контрацепции. Однако, современная практика контроля рождаемости сталкивается в странах ислама с препятствиями, связанными, помимо другой трактовки учения ислама, с различными социо-культурными и политическими причинами. Некоторые страны ислама успешно проводят политику планирования семьи. Однако, часть исламского мира отвергает контроль рождаемости.

Учение ислама
Коран и Хадисы

Священная книга ислама Коран не содержит каких-либо текстов, которые упоминают что-либо о контроле рождаемости напрямую[1]. Коран содержит строфы, которые говорят о детях как о божественном даре (16:72; 18:46; 25:74), а также о том, что только Бог имеет власть создавать жизнь и поддерживать ее (67:1-2; 56:57-74; 11:6). Две строфы Корана запрещают убивать детей по причине неспособности обеспечить их (17:31; 6:151). Коран также безоговорочно осуждает убийство девочек (60:12; 81:8-9), практику, которая осуществлялась в некоторых арабских пламенах в период зарождения ислама[2].

Традиция ислама содержит предания о действиях Пророка Мухаммеда — хадисы, среди которых есть упоминания о прерванном половом акте (называемом на арабском языке «ал-азл»). Прерванный половой акт являлся простейшим методом контрацепции. Согласно некоторым хадисам, Пророк Мухаммед не запрещал прерывать половой акт. Другие хадисы указывают, что для прерывания полового акта мужчина должен получить согласие женщины[1][2].

Интерпретации за и против контрацепции

Ввиду отсутствия прямых указаний о контроле рождаемости в авторитетных текстах ислама современные мусульмане имеют различные и прямо противоположные подходы к этому вопросу, по-разному интерпретируя авторитетные тексты.

Многие правоведы ислама считают, что, поскольку существуют хадисы, согласно которым в раннем исламе была практика прерванного полового акта, и пророк Мухаммед не возражал против этого, это дает основание для расширительного применения практики прерванного полового акта до современных методов контрацепции[1][2]. По мнению этих правоведов, современные методы контрацепции, предотвращающие оплодотворение, допустимо применять для обеспечения здоровья женщины и материального благополучия семьи, аналогично прерванному половому акту[3], при условии взаимного согласия супругов[4].

Однако, другие правоведы ислама, традиционалистского толка, возражают против такой трактовки. Они утверждают, что Бог распоряжается спермой так, как хочет, и люди, не зная Его воли, не должны вмешиваться в половой акт. По мнению этой части знатоков ислама, Коран запретом убивать детей запрещает и предотвращать беременность. Они приравнивают потерю спермы к убийству ребенка (который мог быть рожден), и на этом основании утверждают недопустимость всех методов, предотвращающих беременность[3]. Такую позицию, которая отрицает любые формы контрацепции, включая прерванный половой акт, занимает меньшинство знатоков ислама[1]. Кроме того, на основании запрета детоубийства в Коране среди традиционалистов существует мнение, аналогичное позиции христианских защитников «права на жизнь» с момента зачатия, о недопустимости прерывать беременность после оплодотворения[2][3].

В противоположности этому сторонники контроля рождаемости в исламе считают, что запрет убийства детей относится только к уже родившимся детям, а также к плоду после «седьмой стадии творения», то есть 120 дней после оплодотворения. По мнению сторонников допустимости контрацепции, которые составляют большинство знатоков ислама[1], прерванный половой акт не может сравниваться с детоубийством, поскольку ребенок еще не появился[3]. Правоведы, использующие принцип рассуждения по аналогии (кияс), расширительно трактуют, что использование современных контрацептивов, которые функционируют аналогично прерванному половому акту, разрешено[1], поскольку не может приравниваться к убийству детей[3]. Кроме того, в этой традиции толкования аборт может быть разрешен[2] в течение четырех месяцев после оплодотворения[4], если для этого существуют обоснованные причины, такие как, например, неспособность матери к грудному вскармливанию ребенка[3].

Как противники, так и сторонники контроля рождаемости в исламе согласны с тем, что предназначением брака является рождение детей. Сторонники контроля рождаемости согласны, что брачная пара не должна постоянно предотвращать возможное рождение детей. Однако, сторонники и противники контроля рождаемости расходятся в понимании роли сексуального акта в браке. Сторонники контроля рождаемости считают, что интимная близость и сексуальное удовольствие важны для укрепления брака и необязательно должны быть сопряжены с целью родить потомство. С этой точки зрения, укрепление отношений в браке является таким же важным основанием для вступления в половой акт, как и рождение детей. Традиционалисты, напротив, считают, что только рождение детей является причиной для вступления в половой акт[3].

Хотя в современном исламе голоса традиционалистов нередко звучат громко, исторически восемь из девяти классических школ исламского права допускают применение практики контрацепции[5][6]. 

Продолжение следует 

Иллюстрации: 1) Имам ведет молитву (картина примерно 1922 г.), 2) Молящийся паломник в Мечети аль-Харам, в Мекке (фото из wikimedia).

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное