Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Иудаизм и контрацепция (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 217/2017-01-06

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию статьи об отношении к контролю рождаемости в иудаизме.

Основания для контрацепции в современном иудаизме

Практика применения контрацепции в иудаизме варьирует между ортодоксальным, консервативным, реформистским направлениями иудаизма и некоторыми другими либеральными школами[5][см. прим. 11].

В принятой иудейской традицией практике заботе о физическом и психическом здоровье женщины придается большое значение. Когда имеются опасения, что беременность или роды могут причинить женщине вред, применение контрацепции считается оправданным во всех направлениях иудаизма, начиная с ортодоксального[7]. В таких случаях, если зачатие уже произошло, женщина может сделать аборт, поскольку ее жизнь в иудаизме рассматривается более ценной, чем жизнь зачатого младенца[3][12]. Но если зачатия не произошло, то гораздо более предпочтительно применять контрацепцию.

В иудаизме традиционно считается, что, оценивая необходимость использования контрацепции, раввины должны каждую конкретную ситуацию рассматривать индивидуально[7]. Наиболее строго соблюдающие талмудические предписания ультраортодоксальные иудеи (харедим) фактически не приветствуют применение контрацепции, и их семьи, как правило, многодетны. Но многие современные ортодоксальные раввины нередко склонны разрешать контрацепцию в определенных ситуациях.

Современный ортодоксальный иудаизм (называемый также иногда на русском языке ортодоксальным модернизмом для отделения его от харедим) допускает применение противозачаточных средств по трем основаниям: для сохранения здоровья женщины, для ограничения числа детей в интересах блага семьи и для регуляции времени рождения детей[5][6]. Однако, применение контрацепции с целью вообще избежать рождения детей по эгоистическим причинам считается неприемлемым как в ортодоксальном[6], так и в других направлениях иудаизма. Объясняется это не только заповедью "плодитесь и умножайтесь", но и необходимостью умножения еврейского народа после Холокоста[12].

Традиционные раввинистические тексты не указывают как основание для контрацепции материальные трудности или беспокойство о воспитании детей[2][7]. Поэтому наиболее ортодоксальные иудеи не склонны допускать контрацепцию по этим причинам, выделяя главным образом как уважительную причину состояние здоровья.

Однако, либеральные направления иудаизма, особенно, такие как реформистский иудаизм и другие либеральные школы, допускают использование контрацепции по широкому спектру причин[5], в том числе из-за бедности, плохих условий жизни и угрозы для благополучия существующих детей[7]. В США Центральная конференция американских раввинов (реформистского иудаизма) заявила, что контроль рождаемости является необходимостью в определенных условиях семьи. Многие реформистские и некоторые консервативные раввины присоединились к программам репродуктивного здоровья, осуществляемым организацией Planned Parenthood ("Планируемое родительство")[12]. Как правило, реформистские раввины относятся к контролю рождаемости аналогично большинству протестантов-христиан, оставляя решение о применении контроля рождаемости индивидуальной совести верующего[7].

Либеральные иудеи считают, что иудейские семьи не должны быть чрезмерно большими, ссылаясь, в частности, на то, что древние мудрецы, толковавшие Тору, указывали определенные границы исполнения заповеди "плодитесь и умножайтесь". Это, по мнению некоторой части иудеев, дает право применять контрацепцию, когда дети в семье уже есть. Но в большей мере придерживающиеся традиций иудеи, особенно, ортодоксальные иудеи, напротив, подчеркивают, что раввинистические авторитеты рекомендовали продолжать рождение детей даже тогда, когда заповедь выполнена[3][13]. Например, Маймонид писал: "Даже если человек уже исполнил заповедь "плодитесь и умножайтесь", ему не следует отказываться от продолжения рода до тех пор, пока он на это способен, ибо тот, кто добавляет новую душу к Израилю, подобен Тому, Кто сотворил мир"[1].

Современные взгляды на методы контрацепции в иудаизме

Современный иудаизм неоднороден: сложно говорить об отношении иудаизма к контрацепции как о позиции одного направления. Традиция иудаизма определенным образом ограничивает методы контрацепции, в то время как разные направления современного иудаизма по-разному рассматривают саму традицию. Различия в практике применения контрацепции между направлениями иудаизма имеют отношение к принципам религии этих направлений как таковых.

Ортодоксальный иудаизм считает необходимым следовать традиционной Галахе и только на ее основе формулирует правила поведения, включая применение контрацепции. Реформистский иудаизм отвергает непререкаемость авторитета Галахи, принимая лишь ее отдельные элементы. Консервативный иудаизм стремится занять середину между ортодоксальным и реформистским, принимая авторитет Галахи, но не в качестве неизменных принципов, а как развивающихся и динамичных. Консервативный иудаизм поэтому более склонен к либеральному пониманию Галахи[14].

Современные ортодоксальные оценки методов контрацепции

Ортодоксальный иудаизм в особенной мере заботится о том, чтобы метод контрацепции не приводил к "расточению семени", как это понимается в ортодоксальной традиции на основе Галахи[1][3][4][6]. Современный ортодоксальный иудаизм ранжирует различные методы контрацепции по степени предпочтения, руководствуясь принципами Галахи[2][13].

Если существует обоснованная в рамках традиции причина для использования контрацепции, то выбор гормональных контрацептивов является в ортодоксальном иудаизме первым из всех методов контрацепции, как наиболее соответствующий галахическим предписаниям (при условии отсутствия медицинских противопоказаний). Однако, при употреблении гормональной контрацепции у женщины может возникнуть выделение крови, которое, согласно иудейской традиции, приводит женщину в состояние ритуальной нечистоты "нида" (niddah), когда сексуальные отношения (и вообще физические контакты) традиционно запрещены (соблюдение чего важно для ортодоксальных иудеев)[1][5][13].

Использование внутриматочных устройств является предметом дискуссии между раввинами[1]. Механизм действия внутриматочных устройств не до конца ясен. Поскольку существует возможность того, что внутриматочные устройства препятствуют имплантации оплодотворенной яйцеклетки, и это считается ранней формой аборта, некоторые раввины не одобряют применение внутриматочных устройств[1]. В иудаизме, однако, определение статуса зародыша на ранней стадии эмбрионального развития и отношение к абортам в целом отличается от христианской традиции. Аборт в принципе не приравнивается к убийству, хотя и не одобряется без особых причин. Препятствие имплантации зародыша на очень ранней стадии эмбрионального развития в традиции иудаизма считается менее проблематичным, чем аборт. По этой причине, а также и потому, что механизм действия внутриматочных устройств более вероятно препятствует оплодотворению (менее вероятно препятствует имплантации), многие раввины считают использование внутриматочных устройств допустимым[3][13].

Однако, в этом случае, как и в случае употребления гормональных контрацептивов, может возникнуть сложность из-за непредвиденных выделений, влекущих состояние "нида"[2][5]. Если такая сложность возникла или имеются медицинские противопоказания, женщине могут быть разрешены менее предпочтительные, с точки зрения галахических предписаний, методы[13].

Использование барьерных методов женщинами с точки зрения галахических предписаний более спорно, чем использование гормональных контрацептивов и внутриматочных устройств. По мнению ряда ортодоксальных авторитетов, барьерные методы могут нарушить запрет "расточения семени". Но разные раввины по-разному оценивают конкретные барьерные методы в связи с тем, что проникновение спермы при употреблении разных барьерных методов различно. Часть раввинов считает достаточно приемлемым применение маточного колпачка[1]. Его применение чаще одобряется, чем применение влагалищной диафрагмы. Применение влагалищной диафрагмы оценивается как более проблематичное, но в некоторых случаях тоже может разрешаться. Однако, женские презервативы запрещаются на основе законов Галахи, как и мужские[5][13].

Многие раввины одобряют использование спермицидов[13]. Использование спермицидов, по мнению ряда раввинов, предпочтительнее, чем допустимые формы барьерного метода, так как никаким образом не ограничивает проход спермы, и половой акт совершается обычным образом[2].

Использование посткоитальной (экстренной) контрацепции не рассматривается по Галахе в числе основных допустимых методов. Этот метод считается проблематичным в связи с тем, что его действие часто представляется как раннее прерывание беременности[1]. Но в случае существенной необходимости применить экстренную контрацепцию допускается, особенно, в случае изнасилования[13].

Методы естественного планирования семьи, основанные на учете периодов фертильности и стерильности у женщин, в иудаизме считаются допустимыми, поскольку не требуют никакого вмешательства в половой акт. Некоторые ортодоксальные раввины советуют применять эти методы в некоторых случаях. Однако, использование естественных методов контрацепции может оказаться сложным для соблюдающих традиционные предписания иудеев, поскольку они и без того должны соблюдать воздержание во время состояния "нида" у женщин (около 12 дней или больше: во время менструации и еще 7 дней после). Когда к этому добавляется воздержание в фертильные периоды, то это может повлечь сильное сокращение интимной жизни или даже полное воздержание, что не соответствует традиции иудаизма и неполезно для семейной гармонии[1]. Но естественные методы планирования семьи могут использоваться не только с целью контрацепции, но и наоборот с целью повышения вероятности зачатия в плодородные периоды[13].

Стерилизация женщин путем перетягивания фаллопиевых труб не допускается в традиции иудаизма[1], поскольку в Торе указано: "(с ятрами) раздавленными, и разбитыми, и оторванными, и отсеченными не приносите Господу, и на земле вашей (такого) не делайте" (Ваикра/Левит 22:24). Эта заповедь, согласно традиционной интерпретации, запрещает стерилизацию не только людей, но и животных. Однако, если беременность представляет серьезную угрозу для здоровья женщины, и другие методы контрацепции не могут быть использованы, в исключительных обстоятельствах, женщине может быть разрешено совершить стерилизацию[13].

Мужчинам применять контрацепцию в традиции иудаизма запрещено[2][4][6][7]. Использование презервативов может быть разрешено по медицинским причинам, чтоб избежать заражения заболеванием. Ортодоксальный иудаизм делает такие исключения в редких случаях, таких как, к примеру, если есть риск заражения вирусом СПИДа в браке или цитомегаловирусом во время беременности женщины[13]. Вазэктомия запрещена в иудейской традиции[13], как и стерилизация женщин, и допускается только по медицинским показаниям при угрозе жизни (например, при некоторых формах рака).

Отношение к методам контрацепции неортодоксального иудаизма

В отличии от ортодоксального иудаизма, реформистский и консервативный иудаизм, а также американское направление реконструктивистского иудаизма и другие либеральные школы в основном разрешают широкий спектр методов контрацепции[6].

В частности, несмотря на то, что традиция иудаизма запрещает использовать презервативы, раввины либеральных движений позволяют это делать, особенно, в ситуациях, когда незащищенный секс представляет угрозу для здоровья партнеров[15]. Эти раввины считают, что презервативы являются мерой против распространения заболеваний, а обязанность поддерживать здоровье и жизнь является более приоритетной, чем обязанность мужчины служить размножению[4].

Многие современные иудеи осознают, что использование контрацепции служит улучшению здоровья женщины, стабильности семьи и предотвращению заболеваний, и что эта польза от применения контрацепции намного более соответствует соблюдению заповеди "избери жизнь", чем в контрацепции можно усмотреть нарушение заповеди "плодитесь и умножайтесь"[6].

Иллюстрации:1) Чтение Торы (фото Eliel Joseph Schafler, wikimedia), 2) Современные ортодоксальные женщины на свадьбе (фото из блога на сайте wexnerfoundation.org), 3) Гендерно-смешенная молитва консервативных иудеев у Арки Робинсона Западной Стены в Иерусалиме (молитва нетрадиционна и вызывает раздражение у ортодоксов) (фото wikimedia) 

Примечания об именах и названиях

11. Ортодоксальный иудаизм - общее название течений иудаизма, последователи которых считают себя единственными носителями еврейской религиозной традиции. С исторической точки зрения ортодоксальные иудеи сохраняют традицию, формирование которой завершилось в конце средневековья - начале нового времени. Центральное место в концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха.

Реформистский иудаизм - движение за обновление иудаизма, возникшее в Германии в начале 19 в. и затем распространившееся в других странах Европы. Во второй половине 19 в. главным центром реформистского иудаизма стали США. В последние десятилетия движение привлекает сторонников даже в Израиле. Реформистский иудаизм подчеркивает эволюционный (развивающийся) характер религии, превосходство этических аспектов над обрядами и веру в непрерывное откровение. Реформистский иудаизм также называют прогрессивным иудаизмом и либеральным иудаизмом.

Консервативный иудаизм - направление, возникшее в середине 19 в. в Европе и США. Идеологи консервативного иудаизма выступали за синтез традиции с постепенными реформами. Консервативные иудеи одобряли приобщение евреев к европейской культуре и не отвергали нововведений при условии, что они не затрагивают основных принципов веры. В США консервативный иудаизм стал реакцией на радикализм реформистского иудаизма, по сравнению с которым направление было консервативным (с чем и связано его название).

Ортодоксальный, реформистский и консервативный иудаизм стали тремя основными направлениями современного иудаизма, хотя существуют более мелкие либеральные школы (как реконструктивизм в США).

[Эти сжатые примечания составлены, исходя в основном из статей еврейской электронной энциклопедии (eleven.co.il) (где данным вопросам посвящены объемные статьи), а также в незначительной мере из статей еврейской вики-энциклопедии "Ежевика" (ejwiki.org) и некоторых других источников]. 

Окончание статьи будет в следующем выпуске 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное