Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Иудаизм и контрацепция


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 215/2017-01-04

Доброго времени суток. Поздравляю всех читателей с Новым годом. Желаю всем благополучия и счастья.

Продолжаю предлагать изучение темы о религиозных взглядах на контроль рождаемости. Моя новая статья посвящена взглядам в иудаизме. Поскольку она получилась объемной, как всегда в таких случаях, разделяю ее на части для удобства чтения.

Иудаизм и контрацепция (часть 1)

Иудаизм - национальная религия еврейского народа. Рождение детей в иудейской семье рассматривается как исполнение заповеди "плодитесь и умножайтесь", которая понимается в иудаизме как заповедь об умножении еврейского народа. В традиции иудаизма эта заповедь считается данной мужчинам. Авторитетные тексты иудаизма разрешают женщинам в определенных случаях использовать контрацепцию. Иудаизм в целом допускает ограниченное применение контроля рождаемости, хотя рождение детей очень ценится после массового истребления евреев во время Холокоста. Современные направления иудаизма неодинаково регламентируют случаи допустимости использования контрацепции и выбор ее методов.

Сексуальные отношения и брак

Традиция иудаизма не выделяет рождение детей в качестве основной цели брака. В отличии от христианской традиции, иудаизм не ассоциирует сексуальность с грехом и не рассматривает воздержание как превосходящее состояние, а секс - как необходимость продолжения рода. В иудейской традиции целью брака является прежде всего единение супругов. Такое понимание основано на словах Торы[см. примечание (далее - прим.) 1]: "покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой" (Берейшит/Бытие 2:24). Целью сексуального союза в иудейской традиции является интимная близость сама по себе. При этом сексуальное удовлетворение жены является даже обязанностью мужа, согласно заповеди: "ее пропитания, облачения и супружеского общения с нею [букв. совокупления] не должен лишать ее" (Шмот/Исход 21:10)[1][2][3]. Эта обязанность мужа вступать в сексуальные отношения с женой называется в иудаизме "мицва онах" (транслитерация на английском языке с иврита: mitzvat onah). 

Хотя деторождение не считается в иудаизме основной целью брака, иудаизм традиционно ожидает, что в еврейской семье будет исполнена заповедь об умножении народа "плодитесь и умножайтесь". Однако, эта заповедь  рассматривается в иудейской традиции обращенной к мужчинам[1][2][3][4][5]. Строго говоря, заповедь рождения детей в традиции иудаизма вообще не обращена к женщинам. Некоторые иудейские авторы объясняют отсутствие такой заповеди для женщин тем, что женщины естественным образом склонны иметь желание рождать детей[1]. Вместе с этим, отсутствие такой заповеди для женщин служит в иудейской традиции аргументом в пользу допустимости, когда это необходимо, применять контрацепцию женщинам[5].

Талмуд и раввинистическая традиция

Количество детей

Интерпретируя Тору, иудейские законоучителя рассматривали, в каком случае заповедь "плодитесь и умножайтесь" можно считать исполненной[5]. Школа крупного иудейского мудреца Гиллеля (годы его жизни: конец 1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.) учит, что эту заповедь можно считать исполненной, когда в семье родился один сын и одна дочь[1][4]. Но возникает вопрос, как много нужно рождать детей, если они рождаются одного пола? Некоторые раввины считают, что в любом случае рождения троих детей достаточно. Однако, другие раввины считают, что, если в семье родилось несколько мальчиков, заповедь не будет полностью исполнена, пока не родится хотя бы одна девочка[1]. 

Школа другого известного иудейского мудреца Шаммая (годы его жизни: 2-я пол. 1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.)[см. прим. 2] учит, что для исполнения заповеди достаточно родить двоих сыновей[4]. В традиции иудаизма также содержится текст Мишны и Тосефты Йевамот[см. прим. 3], где говорится, что для исполнения заповеди достаточно родить двух детей любого пола[3]. 

Мнение Гиллеля и его школы исторически было закреплено в Галахе[4][см. прим. 4], поэтому ортодоксальные иудеи используют эту трактовку[2]. Неортодоксальные иудеи могут использовать также другие трактовки.

Онан

Единственное место в Торе, которое традиционно рассматривается как осуждение отказа зачать ребенка, - это прерванный половой акт Онана, который изливал сперму на землю, чтобы в нарушение закона левирата предотвратить рождение ребенка для своего умершего брата. На основании этого эпизода (а также на основании заповеди "плодитесь и умножайтесь") Талмуд строго осуждает "излияние семени" мужчин "впустую" или "расточение семени" (hashatat zera или hashchatat zera) и запрещает использовать контрацепцию мужчинам[1][2][4][5][6][7]. 

Примечания об именах и названиях

1. Торой называется Пятикнижие Моисея (первые 5 книг Библии). В традиции иудаизма Тора писанная (Писанный Закон) дополняется Торой устной (Устным Законом), которая содержится в Галахе и Агаде.

2. Гиллель и Шаммай - два крупных законоучителя, которые оппонировали друг другу в толковании Устного Закона и положили начало двум школам. Шаммай проявлял большую жесткость и ригоризм, в то время как Гиллель - большую мягкость. Традиция иудаизма по многим вопросам приняла толкования Гиллеля.

3. Мишна - древнейшая часть Талмуда (включающая Мидраш, Галаху и Агаду).

Тосефта - дополнения к Мишне. Йевамот - трактат Талмуда. 

4. Галаха - нормативная часть традиции иудаизма, законы, регламентировавшие жизнь иудеев на протяжении столетий. 

Продолжение статьи следует 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное