Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Вашингтон Гладден (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 204/2016-09-26

Окончание статьи о Вашингтоне Гладдене.

Церковное служение в Колумбусе

1_1st_congregational

Первая конгрегационалистская церковь в Колумбусе

Первая конгрегационалистская церковь в Колумбусе, где служил Гладден, располагалась напротив капитолия штата Огайо. В число прихожан этой церкви входили законодатели и другие лица, имевщие власть способствовать решению социальных проблем, о которых постоянно говорил Гладден[17]. Каждое воскресенье Гладден произносил по две проповеди: по утрам — о христианской жизни, по вечерам — о социальных проблемах. Вечерние проповеди на следующий день печатались на первой странице главного печатного издания штата Огайо (The Ohio State Journal)[18].

По мере того, как Гладден в своем церковном служении обращался к социальным проблемам, его приходская община возрастала все больше. В годы его служения число членов его церкви увеличилось более, чем в два раза: с 558 до 1214 человек за период 1885-1914 годов[15].

Общественная деятельность (с 1880-х годов)

К середине 1880-х годов имя Гладдена было известно по всей стране. Посредством своей личной харизмы и утешающей теологии об отцовстве Бога и братстве людей он доносил радикальные в то время идеи социального евангелия до аудитории среднего класса[9].

В 1885 году Гладден принял участие в формировании Американской экономической ассоциации[11] и проводил службу в ее руководящим совете. Ассоциация заявила, что ее целью является поддержка экономических исследований и распространение экономического знания.

В 1886 году Гладден ездил в Кливенд, когда там проходила забастовка трамвайных работников, и выступал на их митинге с речью «Это мир или война?» (Is it peace or is it war?)[3]. Он поддержал право трудящихся на создание профсоюзов[19], а также общественное право собственности на трамваи и коммунальные услуги[17].

Гладден был умеренным участником движения трезвенности, воздерживаясь от алкоголя, но не включаясь в известные группы, занимавшиеся антиалкогольной пропагандой. В 1893 году он вступил в созданный тогда же «Комитет пятидесяти» (Committee of Fifty), который занимался изучением злоупотребления алкоголем. Эта группа стремилась бороться с алкоголизмом при помощи науки, избегая морализма и критически оценивая деятельность радикальных христианских антиалкогольных групп, которые были заняты пропагандой полного воздержания от алкоголя. Гладден был членом «Комитета пятидесяти» в течение всех 12 лет его существования[2].

Гладден беспокоился и о проблеме проституции, называя ее «социальным грехом». Он поддерживал создание приютов для юных проституток и незамужних матерей, считая это способом «вытащить» таких женщин «со дна общества»[2].

В Колумбусе Гладден включился в городские реформы. В 1894 году он помог создать Национальную муниципальную лигу. Он баллотировался в городской совет Колумбуса, чтоб представлять интересы тех, кто добивался реформ муниципального управления, и был избран. В городском совете он занимался политикой в период 1900-1902 годов[4][6]. По окончании этого срока Гладден не стал баллотироваться вновь, но продолжал сохранять активность в общественной жизни и призывал свою паству быть деятельной, оказывая давление на политиков, чтобы они исполняли волю народа, а не только поддерживали интересы богатых предпринимателей[15].

Гладден выступал против стяжательства и коррупции. Широкую известность получил прецедент его резкого осуждения в 1905 году крупной миссионерской организации American Board of Commissioners for Foreign Missions за то, что она приняла в дар от миллиардера Джона Рокфеллера (младшего) 100.000 $. Гладден назвал эти деньги «грязными»[4][8][11].

Борьба против расовой дискриминации

birth-of-a-nation

Ку-клукс-клан схватил чернокожего (кадр из фильма «Рождение нации»)

Гладден был одним из самых прогрессивных лидеров в стране, пытаясь решить, как экономически, так и политически, то, что он назвал «негритянской проблемой». Не ограничиваясь требованиями ликвидации экономического неравенства, он выступил за равенство политических прав чернокожих и белых[7][17].

В 1870-х годах Гладден принял участие в деятельности Американской миссионерской ассоциации, работая с отпущенными на свободу рабами на Юге США[6]. Он был вице-президентом этой ассоциации в 1894-1901 годы и президентом — в 1902-1904 годы. В качестве президента ассоциации Гладден ездил в Антанту штата Джорджия, чтоб встретиться в Университете Антанты с известным афро-американским активистом Уильямом Эдуардом Бёркхардтом Дюбуа (W. E. B. Du Bois)[20].

После встречи с Дюбуа в 1903 году интерес Гладдена к проведению реформ против расового неравенства еще более усилился[6]. Он был потрясен условиями жизни чернокожих Юга США и выступал против расизма. В частности, в известной проповеди 1903 года «Убийство как эпидемия» (Murder as an Epidemic) Гладден осудил линчевание[17].

В 1904 году Гладден ушел с поста президента Американской миссионерской ассоциации и занял пост председателя Национального совета конгрегационалистских церквей[8], который занимал в течение трех лет[11].

Экуменизм

Гладден хотел добиться взаимопонимания между находящимися в остром противоречии социальными группами, такими как рабочие и работодатели, чернокожие и белые, протестанты и католики[6]. Он решительно поддерживал протестантский экуменизм и в 1908 году помогал создавать Федеральный совет церквей[11]. Объединившиеся в этом органе деноминации сформулировали социальное кредо о призвании церкви как действующей силы социальных изменений, не менее важных, чем обретение духовного благополучия[6].

Гладден выступал за сотрудничество не только между протестантскими деноминациями, но также с унитарианами, иудеями и католиками, которых рассматривал как возможных союзников в социальном активизме[6][7]. В 1893 году бывший президент США Ратерфорд Бёрчард Хейс предлагал назначить Гладдена президентом Университета штата Огайо, но Совет Университета отказался сделать это из-за того, что Гладден был «слишком про-католический», поскольку он критиковал деятельность анти-католической Ассоциации защиты Америки (American Protective Association). В 1905 году католический Университет Нотр-Дама в Саунт-Бенте штата Индиана присвоил Гладдену почетную степень доктора за эту его позицию[2][6].

Почетные степени

Хотя Гладден был известным церковным деятелем, формально он не имел специального богословского образования[20]. Однако, согласно рассказу о Гладдене на сайте Первой конгрегационалистской церкви, где он служил, за его заслуги ему было присвоено 35 почетных докторских степеней[21].

Завершение земного пути

В 1914 году Гладден ушел в отставку и получил титул «служителя на покое» Первой конгрегационалистской церкви («служитель эмерит» — звание заслуженного служителя в отставке). Он оставался активным в других отношениях до дня своей смерти 2 июля 1918 года. Когда он умер, он был одним из ведущих представителей либерального протестантизма и социального евангелия[4]. Газета Нью-Йорк Таймс сообщила по этому случаю, что умер «Гладден, известный всей стране конгрегационалистский служитель».

Историки рассматривают Гладдена как одного из наиболее выдающихся лидеров социального евангелия[22]. Он не только проповедовал и писал, но и немало занимался практической деятельностью. В своей автобиографии «Воспоминания» (Recollections) (1909), Гладден сообщил о том, какой он видит свою задачу: как церковный служитель, он хотел практиковать религию, которая «охватывает жизнь и предлагает в первую очередь и прежде всего реализацию Царства Бога в мире»[23].

Церковное почитание

Епископальная церковь США чтит память Вашингтона Гладдена, согласно своему литургическому календарю, 2 июлям вместе с памятью двоих других значительных деятелей социального евангелия Вальтером Раушенбушем и Якобом Риисом, провозглашая их «пророческими свидетелями»[24]. Принятый церковью текст молитвы прославляет этих подвижников как реформаторов и призывает христиан следовать их примеру:

«Любящий Бог, Ты призываешь нас поступать справедливо и любить добрые дела: мы благодарим Тебя за свидетельство Вальтера Раушенбуша, Вашингтона Гладдена и Якоба Рииса, реформаторов общества; и просим, чтобы, следуя их примеру верности Евангелию, мы могли всегда помнить страдания тех, кто беден, и усердно трудиться для реформирования наших сообществ».

Список использованной литературы
[1] James Terry White (editor). The National Cyclopaedia of American Biography. — James T. White & Company, 1900
[2] Ruth C. Engs. The Progressive Era’s Health Reform Movement: A Historical Dictionary. — Greenwood Publishing Group, 2003, P. 143-144
[3] Rodney P. Carlisle (general editor). Handbook to Life in America, Volume IV. The Gilded Age (1870 to 1900). — Facts on File, 2009, P. 61
[4] Washington Gladden // Encyclopedia of World Biography. — Gale Group, 2004
[5] Kingman, Leroy W. (editor). Our Country And Its People A Memorial History Of Tioga County. — Elmira, NY: W. A. Fergusson Co., 1897(?)
[6] Janet C. Olson. Gladden, Washington // David Goldfield (editor). Encyclopedia of American Urban History. — SAGE Publications, 2007, P. 309
[7] Gladden, Solomon Washington // Christian von Dehsen. Philosophers and Religious Leaders: An Encyclopedia of People Who Changed the World. — Routledge, 2013, P. 76
[8] Washington Gladden // Encyclopædia Britannica
[9] Social Gospel // Stanley I. Kutler (editor). Dictionary of American History. — New York: Charles Scribner’s Sons, 2003
[10] Horace Bushnell // Encyclopædia Britannica
[11] Hans J. Hillerbrand. Encyclopedia of Protestantism: 4-volume Set. — Routledge, 2004, P. 560-562
[12] Социальное евангелие // Элвелл Уолтер. Теологический энциклопедический словарь. Под ред. Элвелла Уолтера, пер. Эйстер Д. — М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2004 // оригинал: Walter A. Elwell. Evangelical Dictionary of Theology. — Baker Book House, 1984
[13] Daniel A. Jasko. American Hymnal Christian Hymns (Hymns Both in English and Russian for Churches). — Russian-Ukrainian Baptist Union, 1994
[14] Richard J. Mouw, Mark A. Noll (editors). Wonderful Words of Life: Hymns in American Protestant History and Theology. (Series: Calvin Institute of Christian Worship Liturgical Studies). — Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2004. P. 64
[15] Albert E. Bailey. The Gospel in Himns. — NY: Scribners, 1950. P. 563
[16] C. Michael Hawn. History of Hymns: “O Master, Let Me Walk with Thee” (на сайте Discipleship Ministries, An agency of The United Methodist Church)
[17] Geoffrey Parker, Richard Sisson, William Russell Coil, eds. Ohio and the World, 1753-2053: Essays Toward a New History of Ohio. — Ohio State University, 2005. P. 107
[18] Rev. Timothy C. Ahrens. The First Congregational Church, United Church of Christ, Columbus, Ohio, 1852 — Present (на сайте церкви Первой конгрегационалистской церкви)
[19] Paul Boyer. «An Ohio Leader of the Social Gospel Movement: Reassessing Washington Gladden». Ohio History, Volume 116, 2009, pp. 88-100 (Article); Published by The Kent State University Press
[20] Ronald C. White Jr. Liberty and Justice for All: Racial Reform and the Social Gospel (1877-1925). — Westminster John Knox Press, 2002. P. 135-141
[21] Washington Gladden was Social Gospel Giant (на сайте церкви Певой конгрегационалистской церкви)
[22] Gary Scott Smith. The Search for Social Salvation: Social Christianity and America, 1880-1925. — Lexington Books, 2000. P. 441.
[23] Washington Gladden. Recollections. — Boston: Houghton Mifflin, 1909. P. 63
[24] Согласно литургическому календарю (Liturgical Calendar) на сайте Епископальной церкви (The Episcopal Church)

Copyright 2016 Елена Преображенская

Первая версия: Оригинал этой статьи на новом сайте. (Сайт создан для фундаментальных общеобразовательных статей подобного энциклопедического типа. Статьи будут размещаться там и здесь дублироваться по мере их написания. Планирую много, но писать буду медленно. Так что продолжение следует). 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное