Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Burwell v. Hobby Lobby: споры и тяжба о контрацепции в США


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 145/2014-07-08


Вход в Верховный суд США
30 июня вечером Верховный суд США вынес решение в тяжбе между религиозными предпринимателями и правительством Барака Обамы по поводу покрытия медицинской страховкой противозачаточных средств. Суд постановил, что религиозные предприниматели могут не оплачивать такие расходы своих работников, если это противоречит их убеждениям.
Судебная тяжба велась в связи с предпринятой Бараком Обамой реформой здравоохранения. Эта реформа проходит с принятием закона Affordable Care Act, известного под названием «Obamacare». Закон расширяет возможности медицинского страхования американцев за счет работодателей. В число расходов, которые должны оплачивать работодатели своим сотрудникам, вошли противозачаточные средства.
США — страна очень религиозная: значительное число её граждан придерживаются какой-либо религиозной веры и лишь сравнительно небольшое число людей неверующие. Однако, среди верующих США находятся люди очень разных убеждений: есть много как консерваторов, так и либералов.
Стоит отметить, что в целом верующие во всём мире придерживаются очень различных взглядов по поводу контроля рождаемости и применения контрацепции. Некоторые вообще не приемлют никакого контроля. Но таких, судя по всему, немного.
Официальное учение католической церкви допускает контроль рождаемости, но исключительно календарным методом, осуждая применение контрацепции.
Православие в этом вопросе приняло более мягкий подход, разделив контрацептивы на «неабортивные» и «абортивные»: первые допускаются, вторые — нет. Однако, в официальных документах не содержится чёткого определения, какие средства могут считаться «абортивными».
Среди протестантов, как всегда, присутствуют самые разные мнения по всем этим вопросам.
Проблема заключается в том, что контрацепция сама по себе — это совсем не аборт, неприемлемый для многих верующих, а лишь предотвращение нежелательной беременности. Часть верующих, однако, приравнивает к аборту те случаи, когда действие контрацептива может препятствовать имплантации в матку уже возникшей зиготы. 
Споры между верующими по этому и другим вопросам, касающимся контроля рождаемости, будет уместно рассматривать в отдельном обзоре. Сейчас просто фиксируем отсутствие консенсуса среди верующих, и тот факт, что некоторые из них считают недопустимым использование определённых контрацептивных средств.
Спор о включении оплаты контрацептивов в страховку начали вести католические иерархи. В феврале 2012 года архиепископ Нью-Йорка Тимоти Долан заявил, что закон Affordable Care Act нарушает свободу вероисповедания, требуя от религиозных владельцев оплачивать то, что не совместимо с их убеждениями.
В спор активно включились республиканцы. Республиканская партия с самого начала не поддерживала реформу здравоохранения. Американские консерваторы утверждали, что обязательная страховка в принципе сама по себе нарушает нормы конституции, а президент пытается «навязать американцам евробюрократический стиль управления всеми аспектами их жизни». Дискуссии о контрацепции подробно освещались про-республиканскими СМИ и были одной из ведущих тем канала Fox News.
Во время президентской предвыборной кампании кандидаты от республиканцев активно высказывались в защиту религиозных колледжей, в которых врачи не хотели выписывать студентам рецепты на противозачаточные средства. В марте 2012 года Барак Обама исключил требование оплаты контрацептивов для религиозных организаций, включая церкви, госпитали и колледжи. Но светские по своей деятельности компании, владельцами которых являются верующие предприниматели, не входили в это число.
Оспаривать закон Affordable Care Act в вопросе оплаты контрацептивов в суде стали компании Hobby Lobby (сайт) и Conestoga Wood Specialties (сайт). Они требовали исключить из обязательного списка расходов, подлежащих оплате по страховкам, средства экстренной контрацепции: IUD (внутриматочную спираль) и гормональныепрепараты, известные как Morning-after pill: Plan B и Ella.
Именно использование указанных контрацептивных средств, а не любых других, религиозно-консервативные владельцы компаний приравнивают к абортам. Они считают, что данные средства имеют эффект препятствия имплантации уже возникшей зиготы, хотя это мнение не разделяют многие учёные, и не все даже консервативные протестанты согласны с таким взглядом.
Компания Hobby Lobby, в которой работает 21.000 служащих, торгует большим числом разных изделий из дерева, тканей, ювелирных и других. Владеет компанией семейство Грин (Green), евангелисты по вероисповеданию (евангелисты — это деноминации, особенно выделяющиеся консерватизмом и фундаментализмом в США). Основатель компании — американский миллиардер Дэвид Грин (David Green), сын проповедника Ассамблей Бога (Assemblies of God), крупнейшей пятидесятнической деноминации США, в роду которого был не один проповедник. Успех в своём бизнесе Дэвид Грин объясняет тем, что строит его на библейских принципах: это распространённое в США представление о том, что материальный успех — благословение Бога.
Компания Conestoga Wood Specialties, занимающаяся изготовлением мебели, деревянных дверей и различных принадлежностей для дома, принадлежит менонитской семье Хан (Hahn). Эта компания гораздо более скромная, имеющая всего порядка 1200 сотрудников.
В сентябре 2012 года компания Hobby Lobby подала иск в Окружной суд Западного округа штата Оклахома, но этот суд отказался его удовлетворить. В марте 2013 года дело было передано в Апелляционный суд десятого округа, где иск удовлетворили. После этого правительство США в сентябре 2013 года обратилось в Верховный суд.
В других федеральных судах также рассматривался вопрос о включении контрацептивов в страховку. Суды принимали разные решения. С исками выступала компания Conestoga Wood Specialties. 26 ноября 2013 года Верховный суд принял эти дела к рассмотрению, объединив иски Conestoga Wood Specialties и Hobby Lobby в одно делопроизводство.
Дело получило название Sibelius v. Hobby Lobby. Кэтлин Себелиус (Kathleen Sebelius) была министром здравоохранения США с 2009 по 2014 годы. В апреле 2014 года Барак Обама назначил новым министром Сильвию Бавелл (Sylvia Mathews Burwell) и дело было переименовано в Burwell v. Hobby Lobby.

Судьи: Сотомайор, Брейер, Алито, Каган, Томас, Скалиа, Робертс, Кеннеди, Гинзбург (wikimedia.org)
30 июня 2014 года Верховный суд США принял решение: компании, которыми владеют религиозные предприниматели, могут исключить контрацептивы из оплаты страховки своих сотрудников. Мнение судей в этом вопросе, однако, не было единодушно. Судьи максимально разделились: решение было принято большинством из пяти судей (Кеннеди (Kennedy), Робертс (Roberts), Скалия (Scalia), Томас (Thomas), Алито (Alito)), в то время как четверо других судей (Сотомайор (Sotomayor), Каган (Kagan), Гинзбург (Ginsburg), Брейер (Breyer)) были не согласны и выступили с «особым мнением».
Судья Сэмюэл Алито, комментируя решение большинства, сказал, что средства контрацепции должны быть доступны всем женщинам, но оплатить их может, к примеру, и государство, если религиозные убеждения владельцев предприятий противоречат такой оплате.
Судья Рут Бейдер Гинзбург из числа не согласного меньшинства считает, что работники, не разделяющие религиозных убеждений работодателей, могут оказаться в «невыгодном положении». Судья также боится, что это решение приведёт к абсурдной практике, если его начнут применять по всем возможным поводам. Она задаётся вопросом: «Затронет ли решение суда работодателей, вероисповедание которых не допускает переливание крови (Свидетели Иеговы), антидепрессанты (саентологи), препараты, получаемые от свиней, включая анестетики, внутривенные инъекции и таблетки, покрытые желатином (мусульмане, иудеи, индуисты), вакцинацию (Первая научная Церковь Христа)?»
Решением Верховного суда остались недовольные сторонники светского государства. К примеру, директор организации «Американцы за отделение церкви от государства» Бэрри Линн заявила: «Это не свобода вероисповедания, это худший вид религиозного угнетения».
Возражения от администрации Барака Обамы высказала пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест: «женщины должны иметь возможность самостоятельно принимать решения, касающиеся их здоровья, и эти решения не должны приниматься за них работодателями. Сегодняшнее решение ставит под угрозу здоровьеженщин, работающих в таких компаниях».
Некоторые организации, защищающие права женщин и выступающие против абортов, тоже осудили решение Верховного суда. «Это решение, не случайно принятое пятью судьями-мужчинами, создает опасный прецедент, позволяющий корпорациям влиять на принятие работающими на них женщинами решений в отношении собственного здоровья», — заявила президент организации Planned Parenthood Action Fund Сесил Ричардс.
Решение Верховного суда радостно поддержали республиканцы, которые восприняли его как политическую победу и как поражение администрации Барака Обамы.
Либерально-католическое издания National Catholic Reporter опубликовало немало статей по поводу споров о контрацепции и об этой судебной тяжбе. Незадолго до решения Верховного суда доктор Морин Файлдер (Maureen Fiedler), католик-активист по вопросам социальной справедливости и правам человека, в этом издании рассказал о своём интервью с главным исполнительным директором Общественного института религиозных исследований (Public Religion Research Institute) Робертом Джонсом (Robert P. Jones).
Морин Файлдер пишет, что в американском обществе в целом примерно 6 из 10 человек считают, что предприятия должны оплачивать своим работникам медицинскую страховку, включая контрацептивы.
Католики не выделяются из общей статистики. По информации Общественного института религиозных исследований, чуть больше половины католиков считают, что корпорации и предприятия должны быть обязаны предоставлять своим работникам медицинскую страховку, включающую контрацептивы.
Единственная религиозная группа, которая выделяется на общем фоне американцев в этом вопросе — евангелисты. Только 34% из их числа считает, что частные компании должны быть обязаны оплачивать противозачаточные средства своим работникам.
Когда автор статьи спросил у Роберта Джонса о том, почему именно евангелисты выделились по этому вопросу, в то время как официальная позиция католичества о контрацепции аналогичная, Джонс ответил, что результаты опроса евангелистов отражают их приверженность политике республиканцев («partisan politics»).
Примерно 75-80% белокожих евангелистов являются республиканцами, а позиция по контрацепции — один из многих аспектов раскола между республиканцами и демократами в отношении реформы здравоохранения Барака Обамы. Католики же разделены между двух партий примерно поровну, поэтому опросы не свидетельствуют о преобладании поддержки католиками консерваторов и в отношении контрацепции.
Роберт Джонс отмечает, что католики на практике не уделяют большого внимания официальному учению церкви о контрацепции. Более чем 8 из 10 католиков считают использование контрацептивов морально приемлемым. Онипользуются контрацепцией в такой же степени, как остальные американцы.
Морин Файлдер задаётся вопросом, знают ли епископы эту статистику и обсуждают ли они это с мирянами. Если быони делали это, тогда бы знали о том, что для многих католиков контрацепция не является проблемой морали. Епископы должны остановиться в спорах о контрацепции, — думает автор статьи, — и обратиться к более важным вопросам, которые реально представляют опасность.
Елена Преображенская
Ссылки:

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Основные ресурсы автора рассылки:

Сайт "Каруна: Путь сострадания и любви"

Новостной блог в Живом Журнале "Западник"

Авторский блог "Записки бунтаря"


В избранное