Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


 

Будьте здоровы и счастливы!

 

Ирония Судьбы, или с Просветленьем!

 

Последние дни декабря. Темнеет. В окнах зажигаются огоньки на новогодних елках, и уже очень скоро над самой большой в мире страной прозвучат строки меланхоличной вступительной песни, как позывные к ежегодному ритуалу: мы смотрим «Иронию Судьбы».

 

«Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?»

 

Идея о том, что поиск любимого человека может быть метафорой воссоединения с Божественным не нова. (См. также выпуск рассылки от 5 апреля «День Сурка») Взять хотя бы красивейшую книгу Ветхого Завета – Песнь Песней.

 

1.6 Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?

3.1 На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его.

3.2 Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его.

3.3 Встретили меня стражи, обходящие город: "не видали ли вы того, которого любит душа моя?"

3.4 Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей.

 

В исламской духовной поэзии (особенно у мистиков суфи) эпитет для Бога - «возлюбленный». На Ближнем Востоке есть популярная поэма о Лейле и Маджуне (Две арабские версии – 7 век. Персидская, переработанная Низами – 12 век). Страдания Маджуна в разлуке со своей возлюбленной тоже считаются аллегорией поисков Бога.   

 

Ну, а так как в Буддизме высшая цель – не воссоединение с Богом, а Просветление, то давайте считать, что финал «Иронии Судьбы, или с Легким Паром!» можно рассматривать как такой счастливый исход.

 

«Я тут... спим»

 

Джозеф Кэмпбелл, американский теоретик сравнительной мифологии и вдохновитель «Звездных Войн», писал о мифах разных народов как о вариациях на одну и ту же тему: нахождения себя и воссоединение с Божественным. Такие мифы строятся по определенной схеме, которую примерно можно описать так: Дом Героя – Беда – Сакральное пространство (чаще всего подземный или загробный мир, куда Герой прилетает на коне или корабле) – Возвращение героя домой «перерожденным». Российский исследователь Владимир Пропп (независимо от Кэмпбелла) произвел революцию в изучении русских волшебный сказок и доказал, что они все следуют точно такой же модели.

 

Причем обычно такие сказки кончаются свадьбой, но очень часто и воссоединением со своей возлюбленной – женой или невестой, которую похищает злодей в начале истории. Взять хотя бы Одиссея. Он, «солнечный герой» по Кэмпбеллу, прошел через 10 лет мытарств, чтобы воссоединиться с Пенелопой – «лунной героиней». Это должно символизировать высшее духовное достижение – открытие истинного себя в гармонии женского и мужского, сознательного и  бессознательного, разрушения и созидания.

 

При всем при этом Пропп высказал догадку, что в мифе, который пересказывает волшебная сказка, путешествует не сам герой, а его душа (отсюда образ полета, как во сне). Кэмпбелл, со своей стороны, приводит цитаты из Гомера, которые намекают на то, что все эти 10 лет приключений Одиссею просто приснились. Мало того, Кэмпбелл утверждает, что Одиссей вернулся к Пенелопе именно в первый день солнечного года. Теперь можно сложить 2 и 2, и вспомнить, например, такие факты как:

 

  1. Женя описывает Галю и Надю одинаково: «У нее замечательное имя», и получает одну и ту же реплику в ответ: «Главное – редкое»;
  2. Женя засыпает на пути в Ленинград;
  3. Куда он летит на современном летучем корабле;
  4. Женя просыпается, да еще два раза, в «своей квартире» (в разных местах), чтобы встретить свою любовь, которую он сначала не узнает, а потом узнает.

 

Если уж совсем броситься в пучины мифологии, можно отметить, что в греческих мифах проводником в сакральный мир был Гермес, атрибутом которого является кадуцей – такой ДВОЙНОЙ жезл (гармонизирующий противоположности), символ ДРЕВА ЖИЗНИ. Поняли? «У меня там ценный веник».

 

И тогда можно сказать, что приключения Лукашина в новогоднюю ночь – это вариация на тему Одиссея, то есть практически любого индоевропейского героя, который  на духовном пути находит, во-первых, нового, истинного себя, а во-вторых, возвращается к своей «возлюбленной» - в смысле «Песни Песней» и легенды о Лейле и Маджуне.  

 

«Я сам себя не узнаю. Что-то наглею на глазах»

 

Чем же нам интересен фильм «Ирония Судьбы» с буддистской точки зрения? Ну, во-первых, вступительная песня с ее жалобами на «не ту» и «не тех» отсылает нас к теме неудовлетворенности жизнью, (по-буддистски – дуккха), о которой мы говорили в выпуске от 14 сентября.

 

«Совсем не та ко мне приходит»: жизнь идет не так. Сам Лукашин не такой. И не уверен он, любит ли он свою невесту, и хочет ли жениться на ней. И с Катанянами нехорошо получилось. Пелевин в «Жизни Насекомых» устами Димы говорит нам, что часто жизнь человека живет не сам человек, а его труп. Неживые привычки, страхи, нежелание выделяться – вот что ведет труп по жизни. Не истина, не настоящая любовь, не Путь.

 

При помощи друзей (А Будда сказал, что хорошие друзья, хорошие партнеры и хорошие товарищи – это целая святая жизнь), Лукашин встает на Путь, в конце которого у него есть шанс стать НАСТОЯЩИМ. Что же для этого надо сделать? Ну, во-первых, хорошо бы ПРОСНУТЬСЯ. Хотя окончательное Просветление можно назвать окончательным Пробуждением, в повседневной жизни тоже возможны и необходимы проблески Просветления, чтобы показать реальность и возможность достижения цели. Хотя бы однократное пробуждение к таким простым истинам, что я смертна, и что жизнь неудовлетворительна, может поставить человека на путь Дхармы (учения Будды).

 

Так вот, Женя сначала просыпается, а потом ТРЕЗВЕЕТ. Пятая буддистская заповедь для мирян – не принимать опьяняющих веществ. Я это понимаю в том плане, что времени мало. Просыпаться надо каждую секунду (опять же согласно пелевинскому Диме), а если тратить время на опьянение – далеко по направлению к свету не улетишь. Пока Женя пьяный, он видит Надю как Мегеру. (Мегера, по Кэпмбеллу, это одно из воплощений Великой Богини Матери, которая имеет как светлую, так и темную стороны – Калима «Индианы Джонса» и Галадриэль «Властелина Колец» - это один и тот же персонаж). В то же время, бывает опьянение деньгами, суевериями, ненавистью, завистью, да чем угодно. Такие опьянения мешают мне видеть вещи и себя саму такими, как они есть.

 

Одна из ступеней восьмеричного пути – ПРАВИЛЬНОЕ УСИЛИЕ. Надо идти к цели, но не пережать. Нельзя завоевать Просветление в битве, нельзя заставить человека полюбить себя. В то же время на достижение любви или Просветления надо тратить все силы, которые есть. В Дзене говорят: «Отдай медитации все, что у тебя есть». Женя не уступает и используют каждый шанс, чтобы завоевать любовь Нади, пока Ипполит занят заботами о своем Эго. Но когда Надя в конце второй серии говорит «нет», Женя должен отступить. Так и с Просветлением: для него можно создать все условия, но нельзя призвать, как какого-нибудь духа. Оно придет само. И когда оно придет, Арахат (Просветленный) поймет: «Да, это оно».                        

 

На этом пути человек находит и раскрывает – самого себя. «Я чувствую, понимаете, что на все способен. Просто какая-то сила, может быть, дремала, а теперь вот пробуждаются. Может быть, это оттого, что мы с вами встретились?» Настоящий Путь, освященный настоящий любовью, дарит человеку его самого – живого, настоящего и сильного. (Я надеюсь, из этого и других выпусков моей рассылки ясно, что я не провозглашаю, что Буддистская Дхарма – это единственный такой Путь. Я просто говорю, что это такой Путь для меня). Джон Леннон сказал: Love is real, Real is love.   

 

Я и мы

 

И, наконец, Просветление – это не частное мелкое счастье. Однажды один Тхеравадский монах ответил на мой вопрос об «эгоизме» пути спасения для себя: «Откуда мы знаем, каким нам покажется мир после Просветления?»  Действительно, если Просветление – это оставление своего Эго, там уже не будет «себя» и «других». Поэтому, в финале фильма, когда Женя говорит: «Друзья мои, я вам так благодарен, что вы круто изменили мою жизнь... Иначе я никогда бы не был счастлив», Надя его поправляет: «МЫ никогда бы не были счастливы».

 

«Иначе мы никогда бы не были счастливы». 

  

 

 

С (наступающими) НОВЫМ ГОДОМ,

С НОВЫМ СЧАСТЬЕМ, С НОВЫМ ЗДОРОВЬЕМ!

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

[Эта рассылка является выражением личного мнения автора и не должна рассматриваться как руководство по практике буддизма. Читатели приглашаются обращаться к авторитетным источникам Дхармы (монашенство и практикующие миряне признанных буддистских школ).]

 

Ольга Сова.


В избранное