Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


Будьте здоровы и счастливы!

 

Читаем про «себя»

 
Для начала, я хочу поприветствовать всех вновь подписавшихся на рассылку и поблагодарить вас
 всех за внимание к моей болтовне по поводу и без повода. Сразу же хочу еще раз напомнить всем, 
что ваши письма дарят мне необыкновенную радость, а также повод поболтать. 
Вновь прибывшие приглашаются почитать предыдущие выпуски на темы:
 
1 Знакомство 3.04.06
2 День Сурка 5.04.06
3 Из писем даосской подруге. (Часть 1) 19.04.06
4 Прирожденная буддистка 25.04.06
5 Из писем даосской подруге. (Часть 2) 1.05.06 и 2.05.06
6 Настоящий момент («Есть только миг») 15.05.06
7 Из писем даосской подруге. (Часть 3) 27.05.06
8 Михаил Юрьевич Лермонтов, (извините, пожалуйста). 6.06.06
9 Из писем даосской подруге. (Часть 4) 12.06.06
10 И снова Михаил Юрьевич Лермонтов 3.07.06
11 Страх медитации 12.07.06
12 ОдноврЕмеЕнно – мой ответ Гришковцу. (Часть 1) 1.08.06
13 ОдноврЕмеЕнно – мой ответ Гришковцу. (Часть 2) 8.08.06
14 «Пролетая над гнездом кукушки»: системы и ограничения 01.09.06
15 «И треснул мир напополам…» 14.09.06
16 Про страдание (Часть 1) 10.10.06
17 Про страдание (Часть 2) 17.10.06
18 «Часовщик» (Часть 1) 7.11.06
19 «Часовщик» (Часть 2) 14.11.06
 
На сегодня от словесного запора меня спасает моя хорошая подруга и интересный собеседник 
Рита - спасибо ей большое! Вот какое письмо она мне однажды прислала: 
Нам на культурологии обещали сказать 4 истины, которые поведал Будда, но сказали только 
две: 
1. Жизнь есть страдание;
2. Путь избавления от страданий - отказ от желаний;
 А 3 и 4...?
И еще, сможешь назвать 10 цепей, от которых нужно избавиться? Если "Да", то 
заранее спасибо. 

 

И вот что я ей ответила:

С Буддизмом всегда так – очень легко неправильно что-то перевести, и от этого весь смысл меняется.

Первая истина – она про то, что никогда в этой жизни нельзя достичь полного удовлетворения. Это можно назвать страданием.

Вторая истина – это то, что эта неудовлетворенность проистекает от... сильного желания или привязанности. Сильное желание – это когда ему невозможно противостоять. Например, испачкаешь руку в чем-то противном, и тут же надо вымыть, сразу. Это вот такое желание. Или чай с сахаром привыкнешь пить – и без сахара уже не можешь. Будда еще расшифровал, что такие желания бывают трех типов: желание физического наслаждения, желание быть (или продолжать быть – например, после смерти), и желание не быть (напиться, уколоться и забыться – все такое).

Третья истина – это истина освобождения от страдания. Она говорит о том, что можно не страдать. Страдать – не обязательно. Есть путь освобождения от страдания, которому учит Будда, поскольку сам его прошел. Это очень важная истина, потому что она провозглашает цель буддизма как религиозного учения, который в противном случае был бы просто философскими размышлениями.  

И Четвертая истина – это Восьмеричный Путь освобождения от страдания, восемь ступеней которого могут быть сшруппированы в: Нравственность, Медитацию, Мудрость.

 

Теперь о десяти цепях, препятствующих Просветлению.

1.  Вера в существование неизменного, вечного «себя», отдельного от всего остального;

2. Сомнение (в учении Будды);

3. Привязанность к ритуалам и церемониям;

4. Сладострастие, привязанность к чувственным удовольствиям;

5. Злоба, неприятие чего-либо;

6. Привязанность к миру форм, к сансаре;

7. Привязанность к миру феноменов, лишенных форм; (мне надо было написать: тоже сансаре)

8. Тщеславие (сравнение себя с другими в лучшую или худшую сторону);

9. Неусидчивость;

10. Незнание Четырех Благородных Истин или неправильное их понимание.  

 

Уважаемые друзья, если у кого-то возникли вопросы или кто-то не согласен с тем, что я написала, пожалуйста, дайте мне знать.

 

Пытливая Рита на этом не остановилась и задала мне такие вопросы:

Привет, сначала думала, что со всем разобралась, но теперь у меня 

появились вопросы по основам учения Будды.
Например, как понять: "...Вера в существование неизменного, вечного «себя», отдельного от 
всего остального"?
И еще. В десяти цепях есть два исключающих пункта:  Привязанность к миру  
форм, к сансаре и привязанность к миру феноменов, лишенных форм;
Если не привязывать себя ни к тому, ни к другому, то как тогда????
 
Я сначала быстренько скажу про миры форм и не-форм, потому что это полегче. Дело в том, что 
АБСОЛЮТНО ВСЕ, что можно потрогать, увидеть, назвать, даже представить в уме – это все, 
по буддистской Дхарме, сансара. Мир страдания. В Индии и до Будды различные мистики знали 
о состояниях ума, которых можно достигнуть в глубокой медитации. У некоторых таких мистиков 
учился и сам Сиддхартха Гаутама. В таких состояниях ума человек испытывает мир без форм, мир, 
состоящий только из идей, а потом не идей, а потом и не-идей и не не-идей, и так
далее. 
Но этого было недостаточно для Бодхисатвы. Он стремился к совершенному освобождению от 
любых ограничений, даже неосязаемых. Поэтому он учил, что привязывать себя даже к блаженству,
 которое испытываешь, когда поднимаешься «на седьмое небо» в медитации, значит 
останавливаться на пути к Просветлению. Небес в Буддистской Вселенной (каждый этаж которой 
соотносится с определенным психологическим состоянием человека), правда, не семь, а 26, но 
не суть важно.    
 
Что касается «себя» - это к Пелевину. Ну, действительно, чего я поперед батьки в пекло? 
Товарищ объяснил уже 1001 раз, что такое «я» и почему его есть не надо вообще ни с чем. 
Для примера возьмите хотя бы историю про жуков-скарабеев из классического трактата 
«Жизнь Насекомых». 
Но – вопрос был задан, время пошло. Для начала хочу сказать, что в этой «вере в существование 
неизменного, вечного «себя», отдельного от всего остального» нет ничего особенного плохого. 
На такой вере держатся практически все религии. В иудео-христианской традиции такое «себя» 
называется душой, у джайнов (двоюродных братьев по вере для буддистов) это «джива». 
И прекрасно живут, и воспитывают высоко
моральных и духовных людей. 
Для Буддизма, тем не менее, вера в такое «я» является препятствием на пути к Просветлению. 
Как можно описать Просветление? Это не держаться ни за что, дать уйти всему. Включая «себя». 
А если верить в «себя», его будет жалко отпускать. А если к тому же это «себя» нам дано Высшой 
личностью – ну, тогда это вообще грех. 
Теперь про неизменность и отдельность. На пути Дхармы, естественно, есть «я». Но только оно 
изменяется и зависит от всего остального. Возьмем, ну, хотя бы,  меня. Я, конечно, есть 
(иначе, кто бы это все писал?). Но тут такая закавыка. Недавно ушел из жизни мой научный 
руководитель, который подобрал меня на третьем курсе Университета и сделал тем, чем я сейчас 
являюсь. И вот та часть моего «я», которое произрастала из него, как Брахма из пупка Вишну, теперь тоже 
ушла. Навсегда. Я теперь как символ жизненной силы героя в компьютерной игре, которого 
покоцали монстры: на треть пустая. То есть вот была такая «я», которая была ребенком в его 
глазах, веселым, смешным, вредным, настырным, ну, и интересным для него. А теперь нету 
того зеркала, в котором все бы это отражалось и тем самым приходило
в мир. 
Это огромная часть меня. Есть другие такие же: родители, друзья. Есть поменьше: любимые книги, 
фильмы, знакомые, места, где я была. Есть положительно заряженные кусочки, есть отрицательно 
заряженные: Джордж Буш младший, например, занимает почетное место в зале позора во «мне». 
Есть люди и вещи, которые не вызывают у меня определенно положительной или отрицательной 
реакции. Так вот, приз тому, кто найдет в себе чего-то такое, что не стало частью ее или его "себя" 
в результате принятия – отторжения или нейтрального отношения ко всему остальному миру. 
(Какой приз? Не знаю пока. ДВД русского пророка Задорнова никому не надо?)       
  

Следующий выпуск рассылки – новогодний. Будем вдохновляться самым-самым нашим фильмом «Ирония Судьбы, или с Легким Паром!»

 

Счастья и здоровья,

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

Ольга Сова.


В избранное