Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

С Дхармой Будды по жизни

  Все выпуски  

С Дхармой Будды по жизни


 

Будьте здоровы и счастливы!

 

«Часовщик»

(Часть 2)

 

Окончание. Начало см. в выпуске от 7.11.06.

 

В прошлый раз я начала отвечать на вопросы, которые мне прислала Валентина, за что ей большое спасибо. Второй вопрос касался Создателя Законов, и с него я начала. Снова хочу сказать, что, возможно, люди, верящие в Бога, не захотят читать дальше, потому что они могут расстроиться или обидеться, а я не хочу никого расстраивать или обижать, я просто излагаю свое понимание Дхармы Будды.   

 

Внутри часов

 

Опять же, не желая никоим образом обидеть последователей монотеистических религий, хочу сказать, что обычно монотеисты используют аналогию «часовщика», чтобы проиллюстрировать идею создания мира. Эта аналогия такова: вы идете по лугу и вдруг находите часы. После того, как вы рассмотрели часы, вы понимаете, что такой сложный механизм, где все составные части связаны друг с другом и работают вместе для выполнения определенной функции, не мог просто случайно вырасти на лугу, а должен был быть часовщик. Далее они обычно говорят: так и мы, когда смотрим на мир, видим, как он сложен и закономерен (!) и понимаем, что должен быть Создатель.

 

В этой аналогии есть серьезная логическая ошибка (извините). На часы на лугу человек смотрит снаружи, тогда как на мир человек смотрит изнутри (или, если вспомнить разговор Чапаева и Петра Пустоты о Вселенной, вообще неизвестно откуда). Но, предположим пока, что изнутри. В таком случае, аналогия неуместна. Мысль о создателе в таком случае может быть уподоблена повороту шестеренки в тех самых часах – эта мысль «тоже является частью Вселенной». Я уже приводила это сравнение в рассылке, но уж больно хороша книга «Имя Розы» Умберто Эко и его метафора лабиринта-библиотеки как мира, устройство которого мы не можем понять, пока мы находимся внутри.

 

Тем не менее, такие соображения не отменяют веру во внешнего «Часовщика», даже если мы находимся внутри часов. Все, что мы пока сказали – это то, что понятие и вера в Создателя – это часть психологии человека. В то же время, теисты могут очень просто утверждать, что это понятие и стремление к Создателю Он и заложил в человека, чтобы человек Его познал и полюбил. И с этим не поспоришь – на логическом уровне. В это можно только верить – или не верить.   

 

Очеловечение божественного

 

Мы смотрим на мир и переносим на него свои понятия. «Солнце встает». Оно встает? Или Земля вращается вокруг солнца? Мы привыкли, что в нашем социальном мире, чтобы что-то появилось, надо что-то сделать, (горшок например, сам не появится, или каша).

 

И мы думаем, что мир и мы тоже были созданы. Но это не обязательно так. Не все, что существует,  должно быть создано. Опять же, я уже говорила об этом, но вот, например, когда вы спите, кто создал сон? Да, пожалуй, что никто. Это просто такие определенные психофизиологические процессы происходят. Сон (и в смысле физического состояния, и в смысле сновидений) зависит от того, что вы испытали в вашей жизни или накануне, от вашего здоровья, от того, что вы поели, от условий места сна и так далее. И в этом мире сна вы, тем не менее, действуете, мыслите, чувствуете, и иногда даже просыпаетесь с чувством, оставшимся от сна – то есть сон влияет на вашу дневную жизнь.

 

Можно перенести эту аналогию на вашу жизнь. Можно представить, что ее никто не создавал, а она просто происходит. Она немного отличается ото сна тем, что в дневной жизни мы можем выбирать, что именно делать, чувствовать и думать. Дхарма Будды учит, как стать более сильным в дневном мире, чтобы действительно делать такой выбор. Чтобы мир не управлял нашими действиями, мыслями и чувствами, как это делает сон, перенося нас из одной сцены в другую. И в один прекрасный момент, обещает Дхарма, мы можем проснуться и в этом дневном мире и осознать его природу.   

 

К тому же, говорить, что что-либо существует – это проблематично. Лучше, пожалуй, говорить, что что-либо воспринимается нашими органами чувств. Физика открыла, что на элементарном уровне всё, похоже, является энергией или информацией – в зависимости от новейшей «теории всего». Как говорится, «Ты думаешь, ты здесь воздухом дышишь?».

 

Вот. Я попыталась объяснить, как Дхарма Будды относится к «Создателю Законов». Перенесение человеческих понятий на божественный уровень – понятная человеческая черта. Бесчисленные религии и философии делали это. Но сравнивать депутатов парламента с Творцом Вселенной – это всего лишь человеческий образ мыслей, это не реальность. 

 

А реальность человеку вообще познать нельзя, ни в монотеистическом, ни в буддистском варианте. В монотеизме Бог открывается человеку при его жизни опосредованно – через своих пророков или Сына, а в Буддизме Просветленный, познавший нирвану, перестает быть человеком. К сожалению или к счастью – не знаю. Помните книгу Стругацких «Гадкие Лебеди», и там есть такие мокрецы? То ли радоваться такой эволюции человека, то ли огорчаться – никогда не знала.  

 

Творец в Дхарме

 

В палийском каноне есть сутты, которые описывают Брахму – «Создателя» Вселенной. Например, Брахмажала Сутта (Brahmajâla Sutta (Dîgha Nikâya, Sutta 1)) или конец Кевадды Сутты (Kevaddha Sutta (Dîgha Nikâya, Sutta 11)) (в английском переводе с языка пали их можно найти здесь: http://www.buddhistinformation.com/ida_b_wells_memorial_sutra_library/brahmajala_sutta.htm

и здесь

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.11.0.than.html).

 

А теперь – к первому вопросу Валентины:


  
1. Мне не понятен рост населения на планете...
Вроде мораль падает, а людей все больше... 

 

Может быть, вы имеете в виду, что, по теории рождения в зависимости от кармы, людей не должно становится больше, потому что это считается благоприятным рождением? Или что-то другое? Если это, то в жизни не все определяется только законом кармы. Есть другие законы: природные и дхармические. Рост населения можно вполне объяснить историческими факторами. Но даже если смотреть с точки зрения кармы, людьми могут рождаться не только те, кто в прошлых жизнях были людьми, но и те, которые были богами или животными или духами. У первых срабатывает последствия негативной кармы, у вторых и третьих – положительной. 

 

И – к третьему:

 

3. Как определить, что человек просветленный?

 

Когда я писала ответ Валентине, я не читала ничего по этому вопросу и написала так:

 

Честно говорю – не знаю.

 

Однажды одна моя подруга из китайской школы буддизма «Чистые Земли» сказала, что мы должны быть как кислород: равно нужными, полезными и незаметными для всех людей.

 

Мне кажется, Просветленный человек не обидит и не причинит зла абсолютно никому. Просветленный человек полностью устранил себялюбие. Он или она не смотрит на других людей, как на преграду, соперников или средства к достижению цели. Для него или для нее стремление к счастью всех людей – естественно, как для обычных людей естественно стремление к выживанию. В то же время, некоторые учителя Дхармы (особенно такие истории часто встречаются в школе Дзен) использовали несколько шокирующие техники, чтобы привести ищущих к Просветлению. Это связано с тем, что никто, кроме будд, не видит всех хитросплетений кармы. Но Будда может одним правильным словом, жестом или действием помочь человеку сделать решающий шаг. 

 

Однако я думаю, что непросветленные не могут определить Просветленного. Гносеологически это невозможно, как двумерное существо не может познать трехмерное – только догадаться по некоторым признакам. Только Просветленный может узнать другого Просветленного. Как говорится в Дзен, в практике Будда узнает Будду и Будда склоняется перед Буддой.

Потом я почитала умные книжки, и узнала, что действительно, только Просветленные могут узнать другого Просветленного, и что в палийском каноне, в Собрании Сутт Маджхима Никая есть сутта, которая перечисляет поведенческие отличия просветленного. (Majjhima Nikaya.I.317) 1.  Они не проявляют признаков «загрязненных» или «смешанных» состояний сознания; 2. Они проявляют признаки «очищенных» состояний сознания; 3. Они познали известность и славу, но их ум свободен от опасностей, которые несет с собой слава; 4. Они сдержанны, но не из-за страха; и 5. Они не поглощены чувственными удовольствиями, просто потому что свободны от похоти.     

    

 

Счастья и здоровья,

 

Жду писем с критикой, замечаниями и предложениями на sdharmoypozhizni@yahoo.com

 

Ольга Сова.


В избранное