Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 11/11/2024


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 11/11/2024
============================================================
Первая выставка из цикла "Русское присутствие в Святой Земле" открывается в Москве

11.11.2024 16:39
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109554
------------------------------------------------------------




Фото: pravoslavie.ru



Москва, 11 ноября. В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве 18 ноября состоится открытие экспозиции «Русское присутствие в Святой Земле». В программе открытия – всероссийская премьера документально-анимационного фильма «Восхождение в Иерусалим», сообщает «Патриархия.ru».



Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ организует в 2024–2025 годах в четырех городах России серию выставок «Русское присутствие в Святой Земле». Проект посвящен традиции паломничества по святым местам современных Израиля, Палестины и Сирии. На выставках можно будет познакомиться с малоизвестными фактами христианского паломничества, религиозными традициями и историей русского присутствия на Святой Земле, раскрыть духовный смысл путешествий к святыням.



На выставках будут представлены подлинные музейные предметы (фотографии, редкие книжные издания, монеты, литографии и иконы из частных коллекций), а также средства мультимедиа.



Специально для проекта Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в партнерстве с киностудией «Фома Кино» создан документально-анимационный фильм «Восхождение в Иерусалим». Это киноисследование темы паломничества, которое объединяет сразу две стороны интереса к Святой Земле: научную и духовную. Картину гостям представят создатели фильма – продюсер Игорь Мещан и режиссер Александра Андронова.



Особое внимание авторы выставочного проекта уделили образу и быту русских паломников, проектам российских властей и Русской духовной миссии по строительству русских подворий и храмов, известных сегодня как «Русская Палестина». Особенностью выставки станет рассказ об истории стереофотографии в Святой Земле, которая является одновременно фотолетописью жизни и быта Святой Земли XIX века и примером наиболее массового сувенира.



В основе экспозиции – подлинные фотографии, сделанные фотографами Русской духовной миссии в Иерусалиме, и копии фотографий из коллекции Императорского православного палестинского общества.



В Москве выставка «Русское присутствие в Святой Земле» продлится до 29 ноября, затем экспозиция будет перевезена в Санкт-Петербург, а в 2025 году – в Арзамас и Саров.



Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.



Партнеры проекта – журнал «Фома», киностудия «Фома Кино», Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Императорское православное палестинское общество, Фонд православного телевидения и др.


============================================================


Литургия на музыку Чайковского совершена в храмах Москвы и Петербурга ко дню его памяти

11.11.2024 15:38 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109553
------------------------------------------------------------




Литургия на музыку Чайковского в Феодоровском соборе, 2023. Фото: feosobor.ru



Москва, Петербург, 11 ноября. Память Петра Ильича Чайковского (7 мая 1840 – 6 ноября 1893) почтили в храмах поминовением композитора и исполнением его литургии на текст службы Иоанна Златоустого. В московском храме Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке песнопения исполнил Московский синодальный хор. «Духовная музыка Чайковского воспринята Церковью. Она помогает услышать слово Божие», – сказал после службы настоятель храма протоиерей Николай Лищенюк. По традиции, установленной в столице в середине XX века регентом Матвеевым, такая служба проходит в ближайшее воскресенье ко дню памяти Чайковского.



В Санкт-Петербурге в этот же день, 10 ноября, литургия на музыку Чайковского совершена в Спасо-Преображенском соборе в центре города. В 1860-е годы композитор жил на Кирочной улице недалеко от храма и приходил туда на богослужения. Питерская традиция церковного исполнения литургии Чайковского сложилась в XXI веке. Подобные службы проходили не только в Преображенском соборе, но и в Федоровском, а также в Александро-Невской лавре, в некрополе которой покоится композитор.



Масштабные сочинения Чайковского – «Литургия» и «Всенощная» (написанная через 10 лет), которые под силу лишь большому хору, исполняют в разных храмах Русской Православной Церкви и в другие дни. На богослужении музыка Чайковского звучала в храме Христа Спасителя и других церквях столицы, в Воскресенском кафедральном соборе Алма-Аты, в Благовещенском соборе Воткинска – на родине композитора, а также в храмах Ейска, Калининграда, Сочи, Ижевска и других городов.



Духовное сочинение «Литургия Иоанна Златоуста» Чайковский начал обдумывать весной 1878 года в России, как он писал Н. Фон-Мекк, а продолжил в уединении на вилле на северо-восточном берегу Женевского озера. Произведение впервые было исполнено в церкви Киевского университета в июне 1879 года, а затем в Москве. По мнению музыковедов, оно стало значимым событием после полувекового застоя в церковной музыке в России.



В то время в русские богослужения проник «приторно-слащавый стиль», как писал Чайковский ректору Киевской академии. С благоговением относясь к древним распевам, признавая заслуги русских духовных композиторов XVIII века, учитывая свой собственный опыт (в юности он был регентом в училище правоведения), Чайковский создает свою музыку, которая, по словам духовных лиц, соответствует строю православного богослужения. В дневниках композитора встречаются записи о посещении им разных храмов, участии в таинствах.



После своей последней, Шестой симфонии, Чайковский думал о евангельских текстах. «Сколько раз я мечтал об иллюстрировании музыкой слов Христа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии» и потом: «ибо иго Мое сладко и бремя Мое легко». Сколько в этих чудных, простых словах бесконечной любви и жалости к человеку!» – писал Чайковский в письме к великому князю Константину Романову за три месяца до кончины.



Елена Дорофеева


============================================================


Православную общину в Швеции заподозрили в шпионаже

11.11.2024 15:04
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109552
------------------------------------------------------------




Церковь в Вестеросе. Фото: mospat.ru



Вестерос, 11 ноября. Община недавно построенной православной церкви в шведском городе Вестерос стала объектом критики и подозрений в шпионаже в пользу России, сообщает РБК со ссылкой на Politico.



Церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была возведена в 2023 году. Она расположена в непосредственной близости от «стратегически важного» аэропорта Вестероса, городских водоочистных сооружений и производственных мощностей энергетических компаний ABB и Westinghouse.



«Эта церковь является потенциальным опорным пунктом, который можно использовать для сбора информации, как об аэропорте Вестерос, так и о промышленной сфере в виде крупных энергетических компаний. Когда силы обороны Швеции проводят учения в аэропорту или вблизи него, как это было сделано в июне, они находятся под вероятным наблюдением», – сказал специализирующийся на России исследователь Шведского университета обороны Маркус Йоранссон.



Как сообщает Politico, ранее шведское государственное Агентство по поддержке религиозных организаций прекратило финансовую поддержку православного прихода в Вестеросе по рекомендации полиции безопасности Швеции (СЕПО). Представители церкви отвергли подозрения в связях с какой-либо разведкой.



В июле правительство Швеции представило новую стратегию национальной безопасности, согласно которой наибольшей угрозой для страны является Россия.



В посольстве РФ заявили, что шведские СМИ распространяют «ложь и клевету».


============================================================


Храм святого великомученика Димитрия Солунского, что у Тверских ворот

11.11.2024 14:16 | Московский Сретенский монастырь
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=109551
------------------------------------------------------------

============================================================


Повседневное и духовное постоянно соседствуют в сирийской традиции
Максим Калинин рассказал, как древние мистики сегодня открывают "дверь в новое"

11.11.2024 13:24 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109550
------------------------------------------------------------




Фото: favorplace.ru



Москва, 11 ноября, Благовест-инфо. Презентация книги «Сирийские мистики о любви, страхе, гневе и радости» (издательство «Альпина Паблишер», 2024) состоялась 6 ноября в Культурном центре «Фавор». Соавторы книги – Максим Калинин, филолог, переводчик и старший преподаватель Института классического Востока и античности ВШЭ и Филипп Дзядко, филолог, писатель, сооснователь и бывший главный редактор просветительских проектов Arzamas и «Гусьгусь». Оба они вели популярный подкаст Arzamas «Отвечают сирийские мистики», но книга, хоть и построена в форме диалога соавторов, не вторит этому подкасту, а включает новые тексты и является научно-популярным изданием, снабженным множеством комментариев и ссылок.



Как найти покой и смысл в условиях глобальной нестабильности? Что могут сказать сирийские мистики о чувствах, которые знакомы каждому из нас, — любви, страхе, гневе и радости? Оказывается, наши современники могут найти ответы у древних святых Ближнего Востока, считают авторы книги. На протяжении человеческой истории всегда были периоды, когда миллионы людей теряли опору и надежду. Подобной эпохой для многих народов стал VII век. Империи, представлявшиеся вечными, оказались бессильны перед арабским нашествием. Разрушение устоявшихся веками общественных отношений, стремительная смена власти, религии, языка на территориях, занимаемых Халифатом, заставляли людей поверить в то, что конец света близок. «Как ни странно, именно тогда появились люди, которые не только утверждали, что в основе мира лежит любовь, но находили способы ее обрести в эти трудные времена. Эти люди — сирийские мистики», – утверждают авторы.



На презентации Максим Калинин рассказал, что все началось с прп. Исаака Сирина. Занимаясь изучением его наследия, он обнаружил, что в творениях преподобного «есть дверь в новое, то, что поможет переосмыслить настоящее». Но по-настоящему удалось «разглядеть и открыть эту дверь», когда исследователь стал заниматься арамейскими языками – тогда он нашел в этих текстах «ту версию христианства, за которую готов ответить». «Это настолько красиво, что этим хочется поделиться. Не с целью кому-то помочь (я не хочу никому ничего навязывать), но ведь для человека естественно делиться красотой», – сказал он. Но чтобы оценить красоту духовного опыта, который описывали тексты сирийских мудрецов, нужен ключ для понимания. А чтобы вникнуть самому и поделиться с другими, Калинину пришлось выучить несколько языков: сначала древнееврейский, потом библейский арамейский, сирийский – само собой, как и арабский; а без греческого к сир
ийским мистикам и не подступиться — они пользовались этим языком, который был посредником между Востоком и Западом, между античной традицией и разными восточными культурами. Аккадская клинопись и пехлеви (среднеперсидский язык) тоже пригодятся филологу и богослову, который так загорелся темой сирийских мистиков. При работе с их текстами необходимо сделать так, чтобы перевод «не был сотворчеством с ними, чтобы он был приглашением к изучению оригинала», чтобы голос переводчика не заглушал голос автора текста, отметил Калинин.







Фото: alpinabook.ru



Книга разделена на главы, в которых рассмотрены такие важные темы, как природа зла, любовь к ближнему, чувство вины, выгорание, критика, страх, успех, радость. Но ведь это тексты древних монахов, которые, по-видимому, и писали для монахов. Насколько их наставления актуальны для современных мирян? Отвечая на этот вопрос, Калинин подтвердил, что отцы-пустынники действительно по большей части писали для монахов, но то, что было обращено «вовне», к мирянам, давалось ценой «дерзновенного творческого усилия». Например, один из трактатов Исаака Сирина является ответом на вопрос мирянина о том, как понимать фразу «мы уже воскресли со Христом» (Рим. 6:4), и подвижник раскрывает для вопрошающего свое учение о Божественном всепрощении. «Это очень ценно, потому что есть предание, что Исаак Сирин велел оберегать даже новоначальных монахов от его текстов о Божественном всепрощении, чтобы человек не воспринимал это как повод расслабиться. Человек до
лжен сначала дорасти до того, чтобы весть о милующем Боге его вдохновляла и не позволяла такого Бога огорчить. Милость Божия, писал Исаак Сирин, это не то, что дается человеку для комфорта; эта милость подразумевает внутреннее усилие, она относится и к другим людям, а значит, должно быть и какое-то усилие открытости к этим другим».



Сохранились свидетельства о том, как Исаак Сирин активно принимал людей, приходящих к нему, продолжил Калинин. Возможно, ради этого подвижник жертвовал чаемым уединением, желанием уйти в «радикальный затвор», где он видел Божественный свет. «Мы видим, с одной стороны, стремление к закрытости, с другой — постоянные призывы к тому, чтобы делать шаги вовне», – отметил автор и упомянул, что прп. м. Мария (Скобцова) специально собрала именно такие высказывания Исаака Сирина, понимая, что «обе эти силы должны уравновешивать друг друга». «В самой сирийской традиции мы можем найти основания, чтобы этот духовный опыт выводить вовне, но при этом важно не утратить благоговения перед тайной», – сказал исследователь.



Он считает, что важно популяризировать традицию сирийских мистиков, которая дает «глубокие представления о достоинстве человека». По его словам, в самой сирийской традиции тексты мистиков «вышли за пределы только монашеской аудитории и влияли на богословов-систематиков, которые писали для всей Церкви, а не только для монашествующих». Иногда Калинин слышит упреки – не профанация ли это? Не опасно ли это чтение духовно неопытному человеку, неофиту? «Эти тексты не дают себя спрофанировать, они оберегают самих себя. В книге мы вынесли не те аспекты, которые связаны с глубоким созерцательным опытом, а те, которые связаны с повседневностью, что для сирийских мистиков было важно тоже. Мы «заземлили» тексты так, чтобы не было опасности «прелести», когда человек читает аскетические тексты и пытается рьяно этому следовать», — таков подход авторов.



Выступавший пояснил, что сирийские отцы постоянно предостерегают читателя и дают критерии духовного опыта. Например, Исаак Сирин говорит о распятии тела и распятии ума (или души). Первое — это аскетическое усилие, но не самоистязание, не непомерный пост, который сирийские мистики считали «демонским искушением»; это такое «распятие, которое совершается на телесном уровне в повседневности ради любви к Богу и ближнему». А второе у нас ассоциируется «с радостью, сладостью и изумлением», но предполагает отказ от тех представлений, которые мы «вчитываем» в священные тексты, и усилие для того, чтобы «слушать откровение Духа». Исаак Сирин предупреждает: те, кто приступили ко второму распятию, минуя первое, совершают ошибку. Калинин привел пример исполнения этих наставлений в Нисибинской школе (христианская богословская академия, возникшая в IV веке - ред.) – «как мудро они соединяли телесное и духовное, как
прописывали, когда студентам собирать оливки, когда учиться, а когда заниматься жатвой или ремеслом». Сирийские отцы воспринимали мир как школу, для них «все значимо, любое проявление повседневности – это урок и встреча». «Искреннее признание глубины повседневности – это то, за что я особенно благодарен сирийской традиции с ее чуткостью к единству духовного и материального», – заключил выступавший.



Поэт и переводчик Ольга Седакова по прочтении книги написала, что ответы мистиков на самые острые вопросы современного человека «открывают неожиданную перспективу освобождения». «Христианская весть звучит в них — со всей свежестью — как весть радостная, весть о свободе, как объявление (говоря библейскими словами) выхода, вывода пленников из тюремного мрака и тесноты на простор. Признаемся, что мы от этого отвыкли. Мы не верим, что такое возможно, просто потому, что мир таков, а мы — «всего лишь люди». Мы отвыкли от того, что возможен антропологический оптимизм. Мистики знали о человеке что-то другое», – отметила Седакова.



Юлия Зайцева


============================================================


В Ульяновской области сгорел храм святителя Николая Чудотворца

11.11.2024 12:15
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109549
------------------------------------------------------------




Фото: mitropolia-simbirsk.ru



Ульяновск, 11 ноября. В селе Криуши Ульяновской области сгорел храм святителя Николая Чудотворца. Об этом 8 ноября сообщил глава региона Алексей Русских в своем Telegram-канале, передают «Известия».



«Доложили, что пожаром уничтожен храм во имя святителя Николая Чудотворца в селе Криуши городского округа Новоульяновска», — говорится в сообщении.



Он призвал митрополию открыть сбор средств на восстановление церкви, воскресной школы и библиотеки. Русских добавил, что проведет ряд встреч для того, чтобы спланировать реставрацию.



МЧС Ульяновской области сообщили о ликвидации горения на территории храма. К тушению привлекались 27 специалистов и восемь единиц техники. Пострадавших при пожаре нет.







Фото: mitropolia-simbirsk.ru



Никольский храм в с. Криуши (сначала деревянный, потом белокаменный) существовал с XVII века, сообщает сайт Симбирской митрополии. В советское время он был снесен. В сентябре 2010 г. в селе был создан православный приход. В августе 2011 г. началось строительство деревянного храма, который был освящен в ноябре 2016 г. При храме действовали воскресная школа, библиотека.


============================================================


Скончался иерарх РПЦЗ архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр

11.11.2024 11:52
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109548
------------------------------------------------------------




Фото: pravoslavie.ru



Нью-Йорк, 11 ноября. 8 ноября, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, скоропостижно скончался иерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр (в миру – Павел Лукьянов).



Он родился 9 августа 1948 г. в Сан-Франциско. Там же учился в Кирилло-Мефодиевской русской церковной гимназии и в средней школе, сообщает сайт РПЦЗ. 19 августа 1965 г. арихепископом Иоанном (Максимовичем; †1966) поставлен во чтецы. Был прислужником у святителя Иоанна, помогал ему и сопровождал его в архипастырских поездках. В сентябре 1966 г. поступил в Свято-Троицкую семинарию и с тех пор проживал в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.



В 1971-1976 гг. работал в канцелярии при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви, помогая епископу Манхэттенскому Лавру. По окончании семинарии закончил Норвичский университет и богословский факультет Белградского университета.



2 марта 1987 г. стал послушником. В 1988 г. пострижен в монашество и рукоположен архиепископом Сиракузским и Троицким Лавром во иеродиакона.



25 апреля 1989 г. рукоположен во иеромонаха. Преподавал в Свято-Троицкой семинарии Историю Церкви, Историю мира и цивилизации, состоял инспектором семинарии. Из монастырских послушаний — нес должность секретаря Духовного собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.



В 2000 г. назначен начальником Русской духовной миссии РПЦЗ в Иерусалиме. В 2002 г. определен администратором Чикагской и Детройтской епархии.



В 2003 г. хиротонисан во епископа Кливлендского, викария Чикагской епархии.



Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 30 июня – 1 июля 2016 г. назначен главой Чикагской епархии. На заседании Синода возведен в сан архиепископа.



2 марта 1987 г. стал послушником. В 1988 г. пострижен в монашество и рукоположен архиепископом Сиракузским и Троицким Лавром во иеродиакона.



25 апреля 1989 г. рукоположен во иеромонаха. Преподавал в Свято-Троицкой семинарии Историю Церкви, Историю мира и цивилизации, состоял инспектором семинарии. Из монастырских послушаний — нес должность секретаря Духовного собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.



В 2000 г. назначен начальником Русской духовной миссии РПЦЗ в Иерусалиме. В 2002 г. определен администратором Чикагской и Детройтской епархии.



В 2003 г. хиротонисан во епископа Кливлендского, викария Чикагской епархии.



Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 30 июня – 1 июля 2016 г. назначен главой Чикагской епархии. На заседании Синода возведен в сан архиепископа.


============================================================


В Москве завершили строительство храма Петра и Павла в Люблино

11.11.2024 11:03
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109547
------------------------------------------------------------




Фото: stroi.mos.ru



Москва, 11 ноября. Храм первоверховных апостолов Петра и Павла построили на Тихорецком бульваре в районе Люблино. Он стал частью храмового комплекса, состоящего из действующего малого храма святого преподобного Саввы Освященного, часовни святых апостолов Петра и Павла, часовни святого великомученика Дмитрия Солунского и приходского дома, сообщает ТАСС со ссылкой на руководителя департамента градостроительной политики Москвы Владислава Овчинского.



«Храм построили из цилиндрованного бревна лиственницы, что редко для московского региона. Архитектурно-художественный облик строения основан на традициях деревянного церковного зодчества Русского Севера XVI-XVIII веков и напоминает шатровую деревянную Троицкую церковь в селе Ненокса Архангельской области», – сказал Овчинский.



Как отметили в пресс-службе департамента, объемно-пространственная композиция храма образована пятиглавыми шатровыми барабанами с высокой колокольней над центральным входом. Внутри строения оборудовали трехчастный алтарь, солею, молельный зал и помещение хора над притвором. Входы здания выделили выступающими объемами с западной, северной и южной сторон, цоколь отделали валунами, окна обрамили узорными наличниками ручной работы. Вокруг храма предусмотрен круговой обход для крестных ходов.



«Комитет государственного строительного надзора города Москвы по результатам итоговой проверки оформил заключение о соответствии проектной документации, а затем выдал разрешение на ввод в эксплуатацию храма, построенного за четыре года. Общая площадь здания составляет около 670 кв. м», – добавил председатель Мосгосстройнадзора Антон Слободчиков.



Всего с 2014 года при участии департамента градостроительной политики Москвы в рамках реализации программы строительства храмовых комплексов на территории города возвели 115 объектов, в том числе 13 - на территории Юго-Восточного административного округа, где расположен район Люблино.


============================================================


Колокола собора Парижской Богоматери зазвонили впервые после пожара 2019 года

11.11.2024 10:14
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109546
------------------------------------------------------------




Скриншот видеозаписи



Париж, 11 ноября. Колокола собора Парижской Богоматери в Париже зазвонили впервые с апреля 2019 года, когда на шпиле и крыше исторической французской церкви вспыхнул разрушительный пожар, сообщает «Седмица» со ссылкой на агентство AFP.



Около 10:30 утра 8 ноября, всего за месяц до долгожданного повторного открытия храма, запланированного на 8 декабря, колокола в северной колокольне собора, которая была частично уничтожена пожаром, звонили по одному, а затем все вместе.



Хотя власти Франции так и не определили, был ли пожар несчастным случаем, предварительное расследование показало, что его причиной могла стать неисправность электропроводки.



Президент Франции Эммануэль Макрон немедленно объявил о своем намерении отремонтировать собор в течение пяти лет и даже призвал к альтернативным современным предложениям по реконструкции церкви.



В течение короткого периода шли дебаты о том, санкционирует ли французское правительство такое обновление вместо сохранения первоначального облика Нотр-Дама.



Однако французский парламент вскоре принял законопроект, в котором говорилось, что реконструкция должна сохранять исторический, художественный и архитектурный облик исторического собора.



Макрон официально заявил год спустя, в 2020 году, что реконструкция будет направлена ​​на то, чтобы напоминать оригинальную структуру – в интересах скорейшего завершения проекта перед Олимпийскими играми в Париже 2024 года.



Собор Парижской Богоматери был построен между XII и XIV веками. Его шпиль был впервые достроен в XIII веке, но в конечном итоге был заменен в XIX веке из-за повреждений.


============================================================

В избранное