Трабзон, Турция, 16 августа, Благовест-инфо. Патриарх Константинопольский Варфоломей совершил литургию в честь праздника Успения Богородицы (15 августа по новоюлианскому календарю) в монастыре Панагия Сумела в Турции.
Среди сослуживших Патриарху архиереев был архиепископ Элпидофор, глава Американской Греческой архиепископии Константинопольского патриархата, и митрополит Аргирупольский Амвросий, потомок понтийских греков.
«Этот монастырь – в сердце каждого понтийца, каждого грека, понтийского и нет. Здесь мы слышим шепот монахов, шепот сердец всех, кто здесь когда-либо молился, прося благословения у Пресвятой Богородицы, – приводит слова архиепископа Элпидофора сайт Orthodox Times. – В этом году мы удостоились особой благодати приехать сюда с Его Всесвятейшеством Патриархом Варфоломеем, который возродил традицию служить литургию в праздник Богородицы. Мы, американские греки, рады быть с ним здесь в этот день, и обещаем быть здесь снова каждый год».
На богослужении присутствовали члены греческого парламента, а также генеральный консул Греции в Стамбуле Георгия Султанопулу, которая прочитала во время литургии символ веры.
Накануне праздника Успения Патриарх Варфоломей, архиепископ Элпидофор и митрополит Халкидонский Эммануил приняли участие в экуменической молитве, которая прошла в католической церкви Девы Марии в Трабзоне. Мероприятие началось с великой вечерни, которую возглавил Константинопольский Патриарх, сообщает сайт Orthodox Christianity. Патриарх поблагодарил апостольского викария Анатолии епископа Паоло Бицетти и католическую общину Трабзона за организацию экуменической молитвы. «Наши Церкви-сестры – Римско-Католическая и Православная, нераздельно связаны своей преданностью и почитанием Богородицы, – сказал Варфоломей в своей проповеди. – Благодаря наших братьев и сестер, мы умом и сердцем вспоминаем нашего возлюбленного и уважаемого брата, Папу Франциска, который сейчас испытывает проблемы со здоровьем, и просим Пресвятую Богородицу заступиться за него перед ее Сыном».
Панагия Сумела – один из древнейших монастырей и духовных центров греческого православия в мире. Обитель находится на крутом скалистом склоне на высоте 1200 м над уровнем моря. Считается, что монастырь был основан в IV веке при византийском императоре Феодосии. В последующие века он много раз перестраивался и получал щедрые дары от правителей Византии и Трапезундской империи XIII–XV вв. После османского завоевания монастырь продолжал действовать и находился под личной защитой султанов. После падения Османской империи и обмена населением между Турцией и Грецией он был заброшен и закрыт, в 1930-е годы его здания пострадали от пожара и разграбления. 15 августа 2010 года Патриарх Варфоломей совершил в монастыре первую за 88 лет литургию. После многолетних реставрационных работ, финансируемых правительством Турции, Панагия Сумела открылась для посетителей как музей в мае 2022.
Бейрут, 16 августа. 14 августа по приглашению митрополита Захлейского и Баальбекского Антония и представителя Антиохийской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси митрополита Филиппопольского Нифона прихожане Подворья Русской Православной Церкви в Бейруте совершили паломническую поездку в ливанский город Захле и приняли участие в воскресной литургии в кафедральном соборе святителя Николая Чудотворца.
Богослужение совершили митрополит Захлейский и Баальбекский Антоний и митрополит Филиппопольский Нифон в сослужении клириков епархии.
За литургией молился настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев).
Служба совершалась на арабском и церковнославянском языках. Проповедь на тему воскресного евангельского чтения произнес митрополит Захлейский и Баальбекский Антоний, сообщает Служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на сайт подворья.
Москва, 16 августа, Благовест-инфо. Выставка «Размышление о Рублеве. Две иконы художника-реставратора В.О. Кирикова» открылась 15 августа в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР). В небольшом зале посетители увидят точную копию иконы «Святая Троица» Андрея Рублева и триптих «Преподобный Андрей Рублев, с житием», а также фильм, в котором о Кирикове и его работе рассказывают лично знавшие его люди – известные специалисты в области древнерусского искусства Лев Лифшиц и Геннадий Попов.
Открывая выставку, Геннадий Попов, заместитель директора ЦМИАР по научной работе, рассказал об особом значении двух представленных произведений Кирикова. В 1959-1963 гг. известный реставратор, потомственный художник и иконописец работал над точным повторением иконы «Троица». Г. Попов мог наблюдать за этой работой в зале Третьяковской галереи. «Это было захватывающее зрелище: Василий Осипович создавал свою копию, строго следуя творческому методу Андрея Рублева», – отметил искусствовед. По его словам, реставратор готовился к этой работе всю жизнь, поскольку с юных лет мог наблюдать за работой знаменитых реставраторов, раскрывавших древнейшие памятники древнерусской иконописи, в том числе – те, которые приписывались кисти Андрея Рублева. И современные физико-химические исследования копии, ее тщательное изучение под бинокулярным микроскопом подтверждают, что Кириков старался максимально точно следовать технике великого мастера, долго искал сло
жные сочетания красок, добивался аутентичного звучания каждого цвета (например, долго очищал от примесей натуральный лазурит, найденный на чердаке родительского дома в Мстёре), однако некоторые приемы ему пришлось изменить. Об этом подробно рассказано в одной из статей вышедшего к выставке каталога, который представил Г. Попов.
Не меньшее внимание привлекает житийный триптих, который Кириков посвятил Андрею Рублеву. Г. Попов подчеркнул, что он создавался в 1965-1972 гг. – в то время, когда великий иконописец еще не был канонизирован (это произошло в 1988 г.), а текст его жития еще не был составлен, поэтому перед художником стояла задача самостоятельно определить сюжетный состав иконы и разработать композиции клейм.
Как это делал Кириков, на что опирался при выборе сюжетов, каковы были этапы работы над триптихом – обо всем этом рассказала куратор выставки Галина Назарова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ЦМИАР. В среднике художник поместил не иконный образ самого преподобного Андрея, а его икону «Троица» на мольберте, а рядом – иконописца, кладущего последние мазки. На переднем плане подробно изображены все инструменты средневекового иконописца. В клеймах изображены как традиционные сюжеты (рождение будущего святого, приведение в учение, обучение грамоте и иконописанию), так и совершенно беспрецедентные, рассказывающие о творческой биографии Андрея Рублева. Так, мы видим, как иконописец работает над миниатюрами Евангелия Хитрово, пишет вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца иконы для Благовещенского собора в Кремле, создает иконы для иконостасов Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Звенигородский деисусный чин, росписи Спасо-Андро
никова монастыря и т.д. Нетрадиционная для житийных икон форма триптиха тоже находит свое объяснение: центральный образ обрамляют слева и справа два клейма в хронологической последовательности: прп. Никон Радонежский благословляет Андрея на написание «Троицы», а потом освящает уже написанную икону.
Как пояснила куратор, 1960-е гг. отмечены публикацией исследований творчества Рублева, которые стали классикой искусствоведения, – это труды В. Лазарева, Н. Деминой, М. Алпатова, В. Антоновой, которые по-разному атрибутировали произведения иконописца. Как выяснила Г. Назарова в процессе подготовки выставки, именно на публикации последней В.Кириков опирался, составляя программу житийного триптиха. Он включил в него большинство памятников, которые тогда, в 60-е гг., связывались с именем великого иконописца. Сейчас авторство большинства из них оспаривается (куратор отметила, что безусловно принадлежащими кисти Рублева современные исследователи считают только «Троицу» и фреску «Страшный суд» Успенского собора во Владимире), что вовсе не умаляет значения творческого новаторства Кирикова.
Г. Назарова продемонстрировала также фотографии рабочих эскизов житийной иконы, где этот образ был решен совершенно по-другому: житие иконописца рассматривалось в контексте современных ему событий истории, в клеймах большое внимание уделялось сценам битв, изображениям воинов и т.д. Но автор отказался от этой идеи в пользу триптиха, который можно рассмотреть в экспозиции.
На открытии выставки много говорилось о В.О. Кирикове как о человеке и выдающемся профессионале. Г. Назарова благодарила потомков мастера, которые поделились ценными материалами и воспоминаниями, а один из них – правнук художника Александр Овчинников поблагодарил ЦМИАР от лица всей семьи, среди членов которой были и есть и художники, и реставраторы. Г. Попов с восхищением рассказывал о «снайперском безукоризненном чутье» Кирикова, который мог из десятков поздних потемневших икон, привезенных из экспедиции, безошибочно вытащить две-три, которые после расчистки оказывались выдающимися ранними памятниками. «Василий Осипович прожил выразительную жизнь, он был идеальным реставратором… Он все писал с профессионализмом и любовью, для него очень важно было ощущение близости к шедевру, страсть познать суть произведения искусства», – сказал искусствовед, наблюдавший за работой Кирикова, который был одним из первых, кто пришел в 1954 г. на пом
ощь недавно основанному Музею имени Андрея Рублева и занимался укреплением и расчисткой поступавших в музей памятников.
Выставка проводится в рамках юбилейного года Музея имени Андрея Рублева, который в 2022 году отмечает 75 лет со дня своего основания, и будет открыта для посетителей бесплатно до 11 декабря.
Справка (по материалам сайта «Православная энциклопедия»). Кириков Василий Осипович (1900- 1978), художник-реставратор, живописец и копиист. Происходит из потомственной среды мстёрских иконописцев, первоначальное обучение получил в Мстёрской художественной школе, откуда в 1914 г. его взял в качестве ученика и помощника ведущий реставратор икон Русского музея Н. И. Брягин. В музее К. работал до 1917 г., что стало для него профессиональной школой и послужило началом долгой творческой жизни. В 1918 г. он был приглашен И. Э. Грабарём в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи (Москва), с 1919 по 1922 г. служил в Красной армии. С 1923 по 1933 г. работал в Гос. центральных реставрационных мастерских; после их ликвидации в 1934 г. перешел в секцию реставрации темперной живописи ГТГ. Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). С 1934 г.- бессменный консультант по реставрации темперной живописи в музеях Московского Кремля, в 1946-1956 гг.- реставратор
ГЦХРМ, в 1954-1960 гг. работал в ЦМИАР. В 1933 г. участвовал в реставрации фресок Георгиевской церкви в Ст. Ладоге, в 1934 г.- храма Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. С именем К. связана реставрация многих известных икон XII-XV вв., в ГТГ в качестве старшего реставратора К. расчищал наиболее ценные иконы, в частности Высоцкий и Васильевский чины и др.
В 1928 г. К. копировал лик иконы вмч. Димитрия Солунского кон. XII в. из ГТГ, в 1938-1941 гг.- картину «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова (1881, ГТГ), в 1960-1963 гг.- икону «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва для ЦМиАР. Исполнил копии с картин Яна ван Эйка и Рембрандта из картинной галереи Дрездена.
Фото: "Православная энциклопедия"
Написанные К. пейзажи и жанровые картины свидетельствуют о многогранном таланте художника. Персональные выставки творческих работ К. состоялись в Москве в 1958 и 1972 гг. К.- заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. В реставрации древнерусской живописи оставили заметный след сын Александр Васильевич Кириков и внуки Валерий Александрович и Елена Александровна Кириковы.
Москва, 16 августа. Церковь Рождества Христова в Южном Бутове отреставрируют, фасадам уже вернули исторический цвет, также планируется обновить купола, лестницы, окна и двери храма, сообщается на портале мэра столицы.
«Проходит реставрация церкви Рождества Христова в Южном Бутове. Она находится по адресу: Черневская улица, строение 1. Фасадам храма вернули первоначальный белый цвет. Работы проходят под контролем Мосгорнаследия», - говорится в сообщении.
По словам главы столичного департамента культурного наследия Алексея Емельянова, церковь - важный памятник архитектуры. Он отметил, что во время реставрации специалисты выявили исторический цвет храма, чтобы жители смогли увидеть его «каким он был много лет назад», передает РИА Новости.
Рим, 16 августа. 15 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, католическая Община Святого Эгидия провела по всей Италии широкие акции солидарности с нуждающимися стариками, бездомными, беженцами и заключёнными, сообщает Vatican News.
В Риме – в благотворительной столовой на улице Дандоло и в тюрьме Ребиббия – были организованы праздничные трапезы с арбузным десертом; подобные торжества прошли в Генуе, Милане, Неаполе, Турине, Новаре, Падуе, Триесте, Парме, Катании и других городах страны.
Среди гостей, которых встречали в столовой Общины Святого Эгидия в римском районе Трастевере, было много украинцев, а также афганцев, прибывших в Италию ровно год назад из Кабула и по гуманитарным коридорам из Пакистана и Ирана. Помимо волонтёров, за столами гостей обслуживали беженцы из Сирии и из африканских стран: они прибыли в Италию благодаря спецпроекту общины, который на сегодняшний день позволил более пяти тысячам человек безопасно приехать и благополучно интегрироваться в Европе.
В успенских празднествах солидарности приняли участие многие одинокие старики, находящиеся в лечебно-реабилитационных центрах и домах престарелых. Община Святого Эгидия с надеждой смотрит в будущее и просит помощи у организаций, учреждений и всех неравнодушных людей, чтобы никто из нуждающихся не остался без внимания, говорится в коммюнике католической общины.
Москва, 16 августа. 19 августа в храме святого Власия в Старой Конюшенной слободе будет возрожден дореволюционный обычай Москвы – освящение лошадей, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на пресс-службу Патриарха Кирилла.
В этот день по окончании литургии, около 10:00, состоится крестный ход с чином освящения лошадей.
Конюшенная слобода на месте современных арбатских переулков находилась издревле. В слободе жили конюхи, каретники и кучера – люди, обслуживавшие царский выезд. Государь нередко совершал поездки на богомолье в отдаленные монастыри и города. Самым дальним из его паломнических выездов был Троице-Сергиев монастырь. Также государь со свитой ездил в свои загородные дворцы. Торжественные выезды царя были обязательной частью многих праздников и придворных церемоний и совершались с особой торжественностью и пышностью.
«В XVI–XVII веках парадному конскому убранству, царскому выезду, встречам иностранных послов придавалось большое политическое значение. Чем богаче был выезд, тем могущественнее выглядело государство в глазах иностранных послов. Для царского выезда в Москве держали около трех тысяч лошадей», - рассказали в пресс-службе.
Среди ямщиков, извозчиков и конюхов храм мученика Власия почитался особенно. На храмовый праздник они приводили своих «принаряженных» лошадей, празднично украшенных лентами и цветами, вплетенными в расчесанные гривы. Лошадей трижды обводили вокруг храма и после молебна окропляли святой водой. Святой Власий в Москве почитался как покровитель домашних животных.
Краснодар, 16 августа. Первый на Кубани храм в честь новомучеников-юристов – адвоката Иоанна Ковшарова и профессора права Юрия Новицкого – заложили 13 августа 2022 года в поселке Краснодарский города Краснодар, сообщает «Фома».
В день памяти столетия их мученической кончины на месте строительства Иоанно-Юрьевского храма митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий освятил поклонный крест, сообщает сайт Кубанской митрополии.
«Они для нас всех – пример верности Христу и исполнения своего долга как юристов и правоведов, пример людей, в любых условиях отстаивающих правду Божию», – сказал владыка Григорий о святых новомучениках, которым будет посвящен храм.
Также в этот день глава Кубанской митрополии освятил новую икону святых новомучеников Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого, которая будет храмовым образом возводимого Иоанно-Юрьевского храма.
Храм будет строиться на пожертвования верующих представителей юридического сообщества Краснодара. Настоятелем прихода назначен священник Вячеслав Клименко, развивающий активное сотрудничество с Краснодарским региональным отделением Ассоциации юристов России.
Планируется, что Иоанно-Юрьевский храм в поселке Краснодарский – на активно растущей окраине города, станет не только центром духовной жизни, но и социальной работы.
Новомученики адвокат Иоанн Ковшаров и профессор права Юрий Новицкий были приговорены к расстрелу за защиту в суде священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского. В марте 1922 года они были арестованы, 10 июня стали одними из основных подсудимых на Петроградском процессе по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Были приговорены к смертной казни, и 13 августа 1922 года расстреляны вместе с митрополитом Вениамином и архимандритом Сергием (Шеиным).
Суздаль, 16 августа. В суздальском Ризоположенском женском монастыре скоро начнется восстановление Сретенского трапезного храма, сообщает Зебра ТВ. До 1990-х в церкви был кинотеатр, а после пожара 2003 года от нее остались только стены.
Каменная одноглавая церковь Сретения была построена в суздальском Ризоположенском монастыре в 1878–1881 по проекту архитектора Николая Артлебена. В трапезном храме было два придела: во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и великомученика Пантелеимона. Если внешне она казалась скромной, то внутри поражала современников красотой и удобством, обилием света и просторностью.
После закрытия Ризоположенского монастыря в 1923 году и расквартирования в нем охранников суздальского политозолятора, расположенного в Спасо-Евфимиевском монастыре, в Сретенской церкви был организован театр, а позднее клуб особого дивизиона ОГПУ. После того как монастырь в 1939 стал просто городским кварталом, в храме был организован общедоступный кинотеатр.
В 1990-х кинотеатр закрылся, здание перестали эксплуатировать, а в начале 2000-х случился пожар, перекрытия обвалились, пол был уничтожен. Сейчас от него остались только кирпичные стены.
Пространство внутри храма уже расчищено от мусора, пристройки советского периода разобраны, площадка вокруг него огорожена забором. Проект восстановления постройки был выполнен ведущим архитектором АО «Владимирреставрация» Татьяной Двоеглазовой. По нему церковь должна приобрести свой первоначальный облик. Документ уже прошел стадию историко-культурной экспертизы, и в настоящее время проходит строительную экспертизу.
Епархиальный архитектор Александр Трофимов сообщил, что работы в Сретенской церкви могут начаться уже через несколько месяцев. Предстоит укрепить фундамент, восстановить апсиду, столбы и арки, своды, шатер и купол, подвести все коммуникации. Подрядчиков будет определять Владимирская епархия. По предположениям Трофимова, храм будет полностью восстановлен к 2024–2025 годам. Работы будут вестись на деньги меценатов.