Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 18/12/2020
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 18/12/2020 ============================================================ Отец Александр Шмеман и чудеса Вечер памяти известного пастыря Православной Церкви Америки провели в zoom его друзья и ученики 18.12.2020 18:50 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=92270 ------------------------------------------------------------ О. Александр Шмеман. Фото из Facebook о. Илии Готлинского Москва, 18 декабря, Благовест-инфо. Онлайн-встреча, посвященная памяти протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983), состоялась 17 декабря, почти в годовщину его кончины, по инициативе священника Илии Готлинского, настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы (Бингемтон, штат Нью-Йорк). О. Илия попросил поделиться воспоминаниями об о. Александре его ученика и сослужителя отца Андрея Трегубова – настоятеля Свято-Воскресенской церкви (Клермонт, штат Нью-Гэмпшир), известного иконописца, писателя и лектора. В режиме zoom-конференции на встрече присутствовали люди из разных стран мира, знавшие о. Александра лично или по его книгам и радиопередачам, которые ценят его наследие. «37 лет назад похоронили отца Александра, но его присутствие во мне и в тех, кто его знал, безусловно», – сказал о. Андрей. Отец Андрей принял священнический сан под влиянием о. Александра Шмемана. Он рассказал о том, как это произошло. Андрей и Галина Трегубовы, совсем юные московские студенты-молодожены, с 1970 г. старались «жить не по лжи» – общались с диссидентами, читали самиздат, интересовались церковным искусством, работали сторожами и, как и некоторые представители интеллигенции, смогли эмигрировать в США в 1975. Почти сразу началась «череда чудес»: нищим безработным супругам помогали разные замечательные люди, которые однажды направили их к «тому, кто все нам скажет» – это был Михаил Аксенов-Меерсон, будущий известный священник. Как рассказал о. Андрей, он очень быстро повез их куда-то, и вскоре «мы стремительно влетели в каменные ворота, как в рай, – там была жизнь, все цвело, из открытых дверей маленькой часовни клубился ладан и лилось церковное пение по-английски». Это была Свято-Владимирская семинария, где и произошла п ервая встреча москвичей с ее ректором о. Александром Шмеманом. Эта встреча запомнилась о. Андрею навсегда: «К нам вышел человек в белом подряснике, и я сразу почувствовал, что он не только нас принимает, но что его сердце открыто – это был потрясающий опыт открытости! Не понимая ничего, мы были потрясены. Мы немножко поговорили – и вся наша жизнь поменялась». Позже о. Андрей понял природу этой открытости и радости, которую являл о. Александр: «Радость эта была дана ему самим Господом <…>, он делился со всеми Благой вестью. Мы тогда абсолютно ничего не знали, были tabula rasa, но он просто заражал нас этой своей радостью». О. Александр принял Андрея в семинарию, помог найти деньги на обучение и крестил его и супругу. Чудесным образом у Трегубовых и Шмеманов появились общие знакомые – семья Александра Солженицына, у которых Трегубовы три года работали в качестве помощников по рекомендации Ирины Иловайской. «Мы сблизились еще больше из-за общего окружения», – сказал о. Андрей. «Общим окружением» стали и участники РСХД, в круг которых о. Андрея, рукоположенного в священный сан, тоже ввел о. Александр. Он был председателем РСХД и много сделал для того, чтобы привлечь к движению молодежь, организовать евангельские кружки, собрать съезды, и о. Андрей ему в этом помогал. «Я стал священником только ради того, чтобы быть с отцом Александром», – сказал о. Андрей. Что же так привлекало молодого священника в личности учителя, а именно так о. Андрей и называет о. Александра всю жизнь? «Он мой любимый учитель. Не единственный, но любимый. Были и другие, но все они меркли в моем восприятии в его свете, все они были вокруг него», – говорит о. Андрей. Он вспоминает, что ректор семинарии всегда помогал ему, но не столько практически, сколько другим способом: «У него не было никакого плана насчет меня, он уважал мою свободу и мои решения. Но всегда помогал находить во всем окошко в "единое на потребу", всегда поворачивал к этому разговор – и это всегда было источником радости. Так он влиял на людей вокруг себя». Сам же о. Александр обладал удивительным даром «искать Духа повсюду – в природе, в красоте, в искусстве, в небе» и говорил, что человек, который не видит Духа в жиз ни, не найдет его и в церкви. Интересно, что единственное место, где он этого не почувствовал, – это было собрание русских оккультистов, последователей Блаватской: о. Александр пришел туда по приглашению и свидетельствовал, что это сообщество «отрезано от Божьего присутствия». «А во всей остальной жизни он всегда искал присутствие Бога и, находя, благодарил. И это пронизывало все, что он говорил и писал», – вспоминал о. Андрей. О. Андрей Трегубов. Фото из Facebook о. Илии Готлинского С именем о. Александра Шмемана связаны большие перемены в жизни Православной Церкви в Америке. «В Америке мы встречаемся с идеями о. Александра просто везде», – сказал о. Илия и спросил у о. Андрея, как воспринималась эта подвижническая деятельность Шмемана в 70-80-е годы? Что позволило ему стать двигателем этих перемен? О. Андрей рассказал, что в 1951 г., когда Шмеманы приехали в США, уровень церковного православного сознания был «чудовищный», прихожане воспринимали церковь исключительно формально. Поэтому то, как удалось о. Александру и его соратникам преобразить церковь, – «это абсолютное чудо», считает о. Андрей. В чуде нельзя найти какую-то логику, стратегию, повторяемость. Нет, чудо изменения всегда личностно, при этом не связано с деловыми качествами людей, через которых оно совершается: по словам о. Андрея, о. Александр был довольно плохим администратором. Но он был вдохновителем, он говорил все время: «Главное &nd ash; не душите Дух!» Будучи «совершенно гениальным человеком, как человек Ренессанса», о. Александр все время искал реальное присутствие Духа Святого. «Он обладал этим видением и делился им со всеми, ездил по всей Америке – делился видением живой церкви, и те, кто восприняли, продолжали это действие <…> В этом и есть истинность того преображения, которое было дано нам через о. Александра», – сказал о. Андрей. Еще одно чудо, по его словам, – это создание автокефальной Православной церкви Америки, в чем о. Александр Шмеман играл одну из главных ролей. «Все другие православные церкви основаны на этническом принципе, а он проповедовал иной подход – как в ранней церкви, еще до того, как этнос возобладал», – пояснил о. Андрей и с сожалением отметил, что сейчас в ПЦА все по-другому: новые эмигранты хотят видеть церковь «как метод поддержки их собственной культуры», как инструмент национальной самоидентификации. По этой же границе выстраивалось и отношение о. Александра с «зарубежниками» (РПЦЗ). Он всегда проповедовал единство православия, отрицал любое сектантство, но не мог принять пафоса «русскости» этой церкви, сохранения «веры наших отцов» – он называл это «тяжелым православием», «это сразу входило в конфликт с тем смыслом церковной жизни, который видел о. Александр». При этом сам он, по мнению о. Андрея, оказался «более русским человеком, знающим, любящим русскую культуру, чем все эти представители РПЦЗ». Но, несмотря на все противоречия, о. Александр всегда проявлял подлинное уважение к своим оппонентам. О. Андрей рассказывает, что был свидетелем многих моментов, когда его учитель «сталкивался с людьми». Да, он всегда «изумительно ярко обличал подмену веры, живого присутствия Христова идеологией, <…> он не мог вынести то, что большая часть русских православных были вовлечены в этот сектантский образ мышления», он ко всем относился по-разному, но единственное, что было в общении всегда, – уважение к любому человеку, в каждом он видел, в первую очередь, личность. И даже для оппонентов не была закрыта возможность дружеских отношений. «Он был совершенно подлинным человеком… Если его присутствие принесло плод в православии – это чудо человеческого общения», – сказал о. Андрей, дополнив перечень чудес, у истоков которых стоял его учитель. На отпевании о. Александра о. Андрей поделился с другом горестной мыслью: «О. Александр был огромным огнем, светильником, в свете которого все мы находились. А теперь он погас». Но потом пришло понимание, что «все мы, кто знал о. Александра, теперь носители маленькой доли этого огня, который он получил от Духа Святого, и нужно держать его и питать, чтобы он не потух». Беседуя с переводчиком и издателем Шмемана в России Еленой Дорман о судьбе наследия священника в России, о. Андрей сказал: «Наследие о. Александра – это он сам <…>, его присутствие в его словах, в книгах, в памяти людей, которые его знали и любили, в том огоньке, который переходит от одного человека к другому. Самым важным для него было присутствие Духа, Евхаристия. И главное, чтобы его слово было слышно». Видеозапись встречи можно посмотреть на youtube-канале о. Илии Готлинского. Юлия Зайцева ============================================================ Презентация проекта "Арт-терапия в пенитенциарной системе" состоялась в СИЗО-5 Санкт-Петербурга 18.12.2020 17:18 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92264 ------------------------------------------------------------ «Галерея живописи». Фото предоставлено пресс-службой СИЗО-5 Санкт-Петербург, 18 декабря, Благовест-инфо. Презентация проекта «Арт-терапия в пенитенциарной системе при оказании психологической помощи заключенным» состоялась 17 декабря в СИЗО-5 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В рамках проекта была открыта постоянно действующая «Галерея живописи», составленная из репродукций картин Государственного Русского музея. Первой экспозицией галереи стала выставка «Женские образы в русском изобразительном искусстве». Кроме того, прошла презентация прогулочных зон для заключенных, которые в рамках проекта «Арт-терапия» были изменены средствами уникальной технологии коллективной живописи художника Игоря Сукманского, разработанной для его проекта «Арт-субботник». Перед началом мероприятия молебен на начало всякого доброго дела возглавил председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Олег Скоморох в сослужении настоятеля храма-часовни святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в СИЗО-5 протоиерея Георгия Сычева. Фото предоставлено пресс-службой СИЗО-5 Обращаясь к собравшимся, отец Олег отметил, что выставка имеет не только культурное воспитательное значение, не только влияет на психологический климат в данном учреждении, но является важной частью духовно-нравственного воспитания тех, кто здесь пребывает. «История Православной Церкви неразрывно связана с русской культурой, – сказал он. – Через красоту этого мира Господь являет Себя нам во всей Своей гармонии. Люди, которые наделены талантом, могут изобразить это в своем творчестве, а через их работы человек может приблизиться к Богу, задуматься, как прекрасен этот мир и что он должен сделать, чтобы и его жизнь стала красивой, чтобы он приближался к Богу; на минуту задуматься о своей душе и ее бессмертии». Отец Олег выразил надежду, что эти картины посеют в душах осужденных семена, которые в дальнейшем принесут добрые плоды. «Надеюсь, что, покинув эти коридоры, бывшие осужденные смогут посетить тот самый Русский музей, увидеть подлинники картин и ощутить жажду нормальной человеческой прекрасной жизни», – добавил священник. Заместитель начальника отдела воспитательной и социальной работы с осужденными по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Шмелева отметила в приветственном слове, что следственный изолятор 5 был выбран для данного проекта не случайно. «Здесь содержатся женщины с детьми, несовершеннолетние, – рассказала она. – Данная категория лиц – одна из наиболее социально уязвимых, требующих повышенного внимания и заботы. Искусство во все времена являло людям луч света и надежды. Тем более это важно для тех, кто находится в этих стенах». Замдиректора Русского музея по развитию просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова напомнила, что среди проектов, которые постоянно реализует Русский музей – программа «Доступная среда». «Мы стремимся создать возможность для знакомства с экспонатами нашего музея всем, независимо от социального статуса и физических возможностей, – сказала она. – Очень хотелось бы, чтобы, рассматривая полотна великих художников, находящиеся здесь думали не только о героинях работ, но и об авторах. Они могли изображать радостных и счастливых людей, а сами переживали в тот момент очень тяжелые потрясения в жизни. Например, Кустодиев большую часть жизни был прикован к инвалидному креслу, Серебрякова долгое время не видела своих детей и умерла в эмиграции». Анна Цветкова выразила надежду, что женщины, которые увидят эти работы, смогут поверить, что тяжелые времена рано или поздно заканчиваются и наступает светлая и прекрасная пора. Для удобства зрителей к каждой репродукции прилагается информация о художнике и разъяснение к изображению. Участниками художественной акции «Арт-субботник. Преображение городских пространств» стали содержащиеся в женском СИЗО-5 несовершеннолетние юноши и девушки, а также осужденные из хозвзвода. «Арт-субботник» Гарри Зуха в тюремном пространстве. Фото предоставлено пресс-службой СИЗО-5 В ходе акции участники рисовали так называемых «зуховских лошадок», ставших визитной карточкой художника Игоря Сухманского, известного под псевдонимом Гарри Зух, и создавали яркие абстрактные произведения по эскизам, нанесенным самим художником на стены, заборы и различные площадки тюрьмы. Член Комиссии по досрочному освобождению Общественной Палаты РФ психолог Кира Ипатова представила промежуточные результаты проекта. Она рассказала, что выставленные в СИЗО репродукции вызвали у женщин живой отклик. «Картины не только пробудили в них эмоции, но и актуализировали их мысли о смысле жизни, смысле материнства, необходимости общения с родственниками», – сказала она. Кроме того, представленные образы помогают сотрудникам учреждения, также находящимся в эмоциональной депривации, конструктивно переживать свои собственные внутренние трудности, связанные с их деятельностью. Большинство сотрудников СИЗО – женщины. Как рассказала Кира Ипатова корреспонденту «Благовест-инфо», одной из картин, вызвавших особый отклик, стала работа Николая Ярошенко «Курсистка». «На лице девушки видны переживания. Несмотря на то, что ее трудности наверняка намного легче, чем у женщин, которые на нее сейчас смотрят, все равно они вызывают отклик», – отметила психолог. Фото предоставлено пресс-службой СИЗО-5 Впервые подобная акция состоялась в 2014 году в СИЗО-1 «Кресты»: тогда Русский музей и православный Центр духовного возрождения передали с изолятор более 100 репродукций картин великих мастеров живописи. Автором идеи и инициатором выступил член попечительского совета СИЗО-5 бизнесмен Владимир Митрофанов. Проект «Арт-терапия в пенитенциарной системе при оказании психологической помощи заключенным» осуществлен НП «Общество духовно-патриотического и физического развития» на средства Фонда Президентских Грантов при поддержке УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и ЛО, Государственного Русского музея, Союза православных предпринимателей и группы компаний OMG. Цель проекта: разработка, апробация и оценка возможного распространения в пенитенциарной системе Российской Федерации инновационных методов и приемов арт-терапии как сквозной технологии в социально-психологической работе с заключенными СИЗО. Русская Православная Церковь издавна проявляет заботу о нравственном возрождении и духовном просвещении людей, находящихся в местах лишения свободы – как заключенных, так и сотрудников исправительных учреждений. Отдел по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии руководит постройкой храмов на территории исправительных учреждений, находит священнослужителей, которые готовы работать в тюрьмах, организует миссионерскую, гуманитарную, образовательную помощь заключенным. Благодаря сотрудничеству епархии, УФСИН и православных общественных организаций в петербургских СИЗО проводятся различные спортивные, культурные и художественные акции. В этом году заключенные принимали участие во Всероссийском конкурсе православной живописи осужденных, находящихся в местах лишения свободы – «Явление», который организует Синодальный отдел по тюремному служению. Конкурс прошел накануне празднования 800-летия благоверного князя Александра Невского и был посвящен этому святому. Татьяна Цветкова ============================================================ Папа Франциск призвал очистить празднование Рождества от потребительства 18.12.2020 17:00 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92267 ------------------------------------------------------------ Рождественские ясли на площади Святого Петра. Фото с сайта Vatican News Ватикан, 18 декабря. «В этом году нас ждут ограничения и неудобства, но давайте подумаем о том, каким было Рождество для Девы Марии и святого Иосифа: оно отнюдь не было радужным!»: с такими словами Папа Франциск обратился на общей аудиенции 16 декабря к верующим, призывая их «ускорить шаг» к подлинному Рождеству нашего Господа, отмеченному испытаниями и волнениями. Вера, надежда и любовь направляли и укрепляли Святое Семейство из Назарета: Папа пожелал, чтобы так было для каждого из нас. «Пускай эти сложности помогут очистить наш способ празднования Рождества, освободить его от потребительства, пусть оно будет более религиозным, более подлинным и достоверным», – призвал понтифик, слова которого приводит Русская служба Радио Ватикана. ============================================================ В Неаполе не произошло чудо святого Януария 18.12.2020 16:33 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92265 ------------------------------------------------------------ Ампула с кровью св. Януария. Фото: zen.yandex.com Неаполь, 18 декабря. В итальянском Неаполе 16 декабря был совершен традиционный ритуал с превращением в жидкость засохшей крови святого Януария. В этом году чудо не произошло, что навело некоторых верующих на мысли о грядущих бедствиях, пишет Planet Today. Известно, что трижды в год на реликвиях почитаемого среди католиков и православных св. Януария (Ианнуария) происходит чудо разжижения засохшей жидкости, которая считается его кровью. Чудо происходит при извлечении закрытого сосуда, в котором хранится кровь, и помещении ее вблизи реликвария с главой Януария в кафедральном соборе Неаполя. Чудо совершается трижды в год в день памяти святого: в субботу перед первым воскресением мая — первое перенесение мощей св. Януария из Поццуоли в Неаполь (V век), 19 сентября, в день мученичества святого Януария, и 16 декабря (спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году). Например, когда чудо святого Януария не произошло в 1527 году, в Неаполе началась чума, которая унесла по меньшей мере 40 тысяч жизней. В 20 веке чудо не случалось в 1939 году (началась Вторая мировая война), в 1944 году (произошло очередное извержение вулкана Везувий) и в 1980 году (Италия содрогнулась от мощного землетрясения). В 21 веке чудо святого Януария не произошло в декабре 2016 года — на этот раз Неаполь не пострадал, но случилось извержение в Мексике, унесшее множество человеческих жизней (впрочем, ни один год не обходится без крупных катастроф, поэтому неудачу с чудом можно связать с чем угодно). Теперь не случившееся чудо связывают с новой вспышкой коронавирусной инфекции: есть опасения, что Неаполь может оказаться в центре очередного обострения ситуации с COVID-19. ============================================================ Папа Франциск: для достижения мира необходима "культура заботы" 18.12.2020 15:45 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92263 ------------------------------------------------------------ Презентация документа в Зале печати Ватикана. Фото: Vatican Media Ватикан, 18 декабря. В Зале печати Св. Престола 17 декабря состоялась презентация Послания Папы Франциска на Всемирный день мира 1 января 2021 года. В этом году его темой стала «Культура заботы как путь мира», сообщает Русская служба Радио Ватикана. «2020 год был отмечен серьезным санитарным кризисом COVID-19, превратившимся в многосекторный и глобальный феномен, усугубив такие тесно связанные между собой кризисы, как климатический, продовольственный, экономический и миграционный кризис, и породив тяжелые страдания и неудобства», – пишет понтифик. Многие проявили в этот период огромную щедрость, иногда ценой жизни, однако «приходится с болью констатировать, что наряду с многочисленными свидетельствами любви и солидарности, к сожалению, новый подъем переживают различные формы национализма, расизма, ксенофобии, а также войны и конфликты, сеющие смерть и разрушение». Все это показывает, насколько важно заботиться друг о друге, подчеркивает Папа, поясняя выбор темы: культура заботы призвана преодолеть культуру безразличия и культуру отбросов, которая, увы, часто преобладает в сегодняшнем мире. Папа раскрывает тему заботы, оберегания с богословской точки зрения, ссылаясь на библейские источники: на повествования о сотворении мира, на пророческую традицию и, наконец, на служение Иисуса Христа. Отметив, что дела милосердия составляли ядро служения любви в первоначальной Церкви, Папа Франциск напоминает о принципах социального учения Католической Церкви, которые, по его убеждению, должны стать компасом для Церкви и для всего мира: с помощью этого компаса человечество призвано взять общий курс, общее направление, с тем чтобы процесс глобализации стал поистине человечным, стал проявлением «культуры заботы». Эта культура должна вдохновлять и отношения между нациями, при условии, что каждый задумается о том, как обратить собственное сердце и изменить менталитет, чтобы по-настоящему стремиться к миру. «В это время, когда лодка человечества, сотрясаемая бурей кризиса, с трудом продвигается в поисках более спокойного и ясного горизонта, штурвал достоинства человека и "компас" основных социальных принципов могут позволить нам перемещаться по надежному и совместному курсу», – пишет Папа в конце послания. ============================================================ Рождество "на колесах": католические священники решили проявить креативность 18.12.2020 15:16 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92262 ------------------------------------------------------------ Фото с сайта Vatican News Амстердам, 18 декабря. С 15 декабря в Нидерландах снова введен карантинный режим, однако богослужения не попали под запрет: они по-прежнему могут совершаться при соблюдении некоторых ограничений и при участии не более 30 человек. Католическая Церковь решила проявить креативность: епископ Рурмонда монсеньор Харри Смиитс возглавит рождественскую мессу «на колесах», которая состоится в Ландграафе, где обычно проходят концерты. Для участия была необходима регистрация, и все 500 мест для автомобилей уже заняты. В мессе можно участвовать, не выходя из автомобиля, с помощью двух гигантских экранов, размещенных над трибуной, и авторадио. Но и для такого богослужения предусмотрены жесткие ограничения: нельзя будет причаститься, не будет сбора пожертвований и никаких контактов между верующими, передает Русская служба Радио Ватикана. Примеру епископа Рурмонда решили последовать и в Бельгии, где власти ограничили число участников богослужений в храмах до 15 человек. Месса «на колесах», организованная приходом Святого Мартина, состоится 24 декабря вечером в Арлоне на стоянке, рассчитанной на 200 автомобилей. Причастие будет преподаваться через окно машины. Планируется присутствие певчих и музыкантов, будет также организован «живой вертеп». Верующих призвали одеться потеплее, поскольку во время мессы нельзя включать двигатель. На службе будут собираться пожертвования, предназначенные для бедных Арлона. Мессы в автомобиле уже проходили во Франции, в городе Шалон-ан-Шампань, после снятия ограничений в мае. Тогда желающие принять причастие должны были включить аварийную световую сигнализацию. Мессы «на колесах» практикуются также в Мэриленде, США, где можно было также исповедоваться через окно автомобиля. ============================================================ Мэр Вашингтона смягчила ограничения для церковных служб в Рождество после судебного иска 18.12.2020 14:44 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92261 ------------------------------------------------------------ Базилика Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Вашингтон. Фото: wikipedia.org/APK Вашингтон, 18 декабря. Мэр федерального округа Колумбия Мюриэл Боузер смягчила введенные ранее санитарные ограничения, касающиеся рождественских церковных служб, после того, как Архиепархия Римско-Католической Церкви Вашингтона подала судебный иск против столичных властей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на газету The Washington Post. Мэр отозвала введенные ранее правила, согласно которым церковную службу могут посещать одновременно не более 50 человек. Вместо этого максимальное число участников теперь увеличено до 250 человек вне зависимости от объема помещения. При этом церковные скамьи можно будет заполнять не более чем на 25%. Новый приказ Боузер, таким образом, уравнивает церкви с остальными общественными заведениями в городе. То же правило на максимум в 250 человек действует и в отношении крупнейших ресторанов, спортивных залов. Кроме того, не более 250 человек могут находиться одновременно на одном и том же этаже в музее, присутствовать на одной и той же спортивной площадке. В самом судебном иске представители церкви требовали, чтобы ограничение в 50 человек было снято и вместо него не устанавливалось никакого нового потолка. Они были согласны на то, чтобы им разрешили заполнять 50% мест при любом объеме помещения. Таким образом, приказ мэра хоть и является уступкой, но лишь частичной. В самом документе Боузер при этом выразила неодобрительное отношение к предъявлявшимся к властям города требованиям. "В недавно поданном иске утверждается наличие конституционного права собираться для церковных служб в помещении количеством даже в 1 тыс. человек и более в наиболее крупных зданиях. Это противоречит всем научным и медицинским советам и вне всякого сомнения поставит под угрозу прихожан", - убеждена мэр Вашингтона. По информации Университета Джонса Хопкинса, который проводит подсчеты на основе данных федеральных и местных властей, США лидируют среди государств по числу как инфицированных коронавирусом, так и умерших: к 17 декабря в стране выявлено более 17 млн случаев заражения и свыше 308 тыс. летальных исходов. В федеральном округе Колумбия при этом выявлено более 25 тыс. случаев заражения, умерли 725 человек. ============================================================ В РПЦ отметили, что защита чувств верующих свидетельствует о качестве работы государства 18.12.2020 14:18 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92259 ------------------------------------------------------------ Владимир Легойда. Фото: Николай Галкин/ТАСС Москва, 18 декабря. Законодательство РФ в настоящее время позволяет верующим защищать свои ценности, что является показателем качества государственной работы. Такое мнение высказал ТАСС председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, член Общественной палаты РФ Владимир Легойда, комментируя слова президента России Владимира Путина о реакции на оскорбление религиозных чувств. На ежегодной большой пресс-конференции Путин заявил, что бездумные оскорбления чувств верующих всегда должны иметь ответную реакцию, но она не должна быть агрессивной. Президент напомнил, что ни в одной из мировых религий нет намека на агрессию. Он особо отметил, что реакция на попирание чьих-либо прав, в том числе чувств верующих, не должна быть направлена на лишение жизни человека, так как это в принципе противоречит самому духу мировой религии. "Сегодня законодательная база позволяет нам защищать то, что дорого для верующих людей, и вообще то, что дорого для людей. Мы же защищаем <...> государственные символы, и, естественно, святыни необходимо тоже защищать, которые дороги людям на протяжении веков, то, что важно для миллионов людей и было важным на протяжении веков. Вообще, то, что государство защищает, - и общество это понимает и ценит, - это показатель цивилизованности общества и качества государственной работы", - сказал он ТАСС. Религиозной мотивацией, отметил он, нельзя прикрывать акты насилия. "Когда люди говорят, что наши чувства оскорблены и поэтому мы вас убьем, это недопустимо. Это не религиозный ответ. Но потому и важно, чтобы подобные вещи, связанные с защитой святынь и символов, регулировались законом", - добавил он. Реакция на оскорбление чувств верующих, считает Легойда, связана в первую очередь с недопустимостью оскорбления святынь. "Это признак культурного человека - когда тебе больно от чужой боли. Ты можешь сам ее непосредственно не переживать, но когда другому человеку больно, он оскорбляется этим. Для культурного человека должно быть табу на подобные оскорбления", - отметил председатель Синодального отдела. При этом уникальный опыт взаимодействия традиционных религий России - это не просто слова: за ним стоит реальность, которая складывалась десятилетиями и веками. Это связано и с гонениями на верующих в ХХ веке, которым подвергались представители всех конфессий. В это время, рассказал Легойда, многие из них поддерживали друг друга и помогали укрыться от преследований. "Это опыт братских отношений, который может быть востребован сегодня во всем мире", - сказал он. Начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский сказал ТАСС, что система отношений и этический кодекс, действующие между различными конфессиями в России, не допускают возникновения конфликтов на религиозной почве, и четкая позиция государства - важный фактор такого положения дел. "Мы за эти годы выработали целую этику взаимоотношений, некий нравственный этический кодекс взаимоотношений. Здесь, конечно, колоссальную роль сыграли не только сами религиозные лидеры, их расположение друг к другу, дружба, но и четкая позиция государства - президента, администрации президента, правительства", - сказал он. Начальствующий епископ пятидесятников отметил, что действующий в России закон об оскорблении чувств верующих является не таким жестким, как законы о богохульстве, принятые в некоторых странах. "Наш закон делает превентивную меру, чтобы мы знали, что есть наказание за то, что человек будет цинично, нагло оскорблять. Под этот закон попадают и атеисты, он защищает всех", - сказал он. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ Дамир Мухетдинов отметил, что поскольку в России права верующих защищены и охраняются законом, "карикатурные" скандалы и выпады в адрес религии недопустимы и невозможны. "Мы признательны президенту и нашим законотворцам, что такой закон в России своевременно был принят, и, конечно, Россия в этом плане стоит особняком от многих стран так называемого "передового западного мира". Это действительно хороший гарант для стабильного развития межрелигиозного и межнационального сотрудничества в нашей стране", - сказал он ТАСС. Председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР) муфтий Альбир Крганов полагает, что для Европы был бы полезен российский опыт взаимодействия конфессий с государством. "Что касается Европы, то у нее иная история отношений с мусульманским миром, и им сегодня нужно определиться, как они будут выстраивать дальнейшие свои взаимоотношения. Эксперты, учитывая опыт других стран, здесь должны принять правильные шаги. <...> Это очень важно, и если они готовы увидеть или услышать опыт нашей страны, думаю, что это было бы очень полезно", - сказал ТАСС муфтий. Главный раввин России Берл Лазар посетовал, что в других странах, в том числе в Европе и США, люди часто склонны использовать религиозные вопросы для далеких от духовных дел целей. В России же присутствуют взаимопонимание и дружба между религиозными лидерами и общинами. "Это уникальность России, потому что нигде в мире сегодня такого нет. <...> Всегда в России был интернационализм, не было разделения по вероисповеданию, национальности. <...> Это вековая традиция, которая передается из поколения в поколение", - сказал он в разговоре с ТАСС. ============================================================ Муфтий рассказал, чем опасна политика журнала CHARLIE HEBDO 18.12.2020 14:08 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92258 ------------------------------------------------------------ Акция памяти убитого учителя истории Самюэля Пати на площади Республики в Париже. Фото: РИА Новости / Доминик Бутен Москва, 18 декабря. Политика журнала Charlie Hebdo, опубликовавшего карикатуры на пророка Мухаммеда, не вызывает согласия, но терроризм нужно пресекать, заявил РИА Новости председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов. Так он прокомментировал решение суда присяжных Парижа по делу о терактах в редакции Charlie Hebdo, в парижском пригороде Монруже и в кошерном супермаркете в Париже в январе 2015 года. Ранее суд присяжных приговорил 14 обвиняемых, которые оказывали помощь террористам, к наказанию от четырех лет тюрьмы до пожизненного заключения. Сатирический журнал Charlie Hebdo в Париже стал объектом террористического нападения после публикаций карикатур на пророка Мухаммеда: 7 января 2015 года в ходе вооруженной атаки на офис редакции были убиты 12 человек, в том числе двое полицейских. Спустя двое суток устроившие нападения - братья Шериф и Саид Куаши - были ликвидированы во время штурма силами спецназа. "С политикой журнала Charlie Hebdo мы не согласны: в результате их действий убивают людей. Бессмысленно провоцировать агрессию, какими бы светскими ценностями это не оправдывалось. Но это выбор Европы. Что касается террористов - закон есть закон. Терроризм и экстремизм должны пресекаться в любой стране. Но нужна и профилактическая работа: перекрывать сомнительные каналы финансирования, работать с идеологией, с религиозными деятелями, в сфере образования", - сказал Крганов. При этом он призвал отделать преступление от человека, национальности и религии, а также посоветовал французским властям не поддаваться на провокации террористов, поскольку "необоснованная, эмоциональная реакция может привести к ошибкам, которые будут на руку террористам". "Когда власти вместо того, чтобы бороться с террористами, начинают бороться с верующими, то сами провоцируют недовольство в рядах верующих и экстремистам становится легче завербовать последователей", - объяснил муфтий. По его словам, от действий террористов страдает "репутация" религии. "Имидж религии страдает от действий террористов и экстремистов. Террористы вырывают фразы из священных книг, пытаются одеть насилие в религиозные одежды, показать, что вера ведет к тому, что они делают, хотя их идеи далеки от норм религии, основанной на священных текстах", - рассказал Крганов. Кроме того, уверен он, от экстремистов и лжеучителей страдают сами верующие. "Отношения между верующими портятся, доходит до того, что представители одной конфессии убивают друг друга. Например, последователи ИГИЛ ("Исламское государство", запрещено в РФ), прикрываясь религией, убивали верующих мусульман в Сирии и Ираке. И это люди одной веры, одной национальности, разговаривающие на одном языке, но некоторым дали традиционное толкование веры, а с другими поработали террористы, экстремисты и психологи, навязали совсем другое отношение к религии, и те из-за своего невежества это отношение приняли", - заключил муфтий. Карикатуры на пророка Мухаммеда, напечатанные в сатирическом журнале Charlie Hebdo в 2013 году, вызвали волну насилия во Франции, которая не прекратилась до сих пор. Так, в октябре 2020 года под Парижем обезглавили учителя истории Самюэля Пати. На уроках, где обсуждалась тема свободы слова, Пати демонстрировал карикатуры журнала Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда. Во время национальной церемонии прощания с учителем президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Франция продолжит защищать свободу слова и не откажется от карикатур "во имя свободы слова". При этом он упомянул, что исламская религия повсюду переживает кризис. После этого на стенах некоторых административных зданий во Франции появились видеопроекции карикатур на пророка Мухаммеда. Также ранее Макрон заявлял, что в стране существует свобода богохульствовать. Позиция французского президента вызвала остро негативную реакцию в исламском мире. Позже в интервью телеканалу "Аль-Джазира" заявил, что понимает чувства мусульман в связи с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда во французской прессе, но не может повлиять на их авторов, поскольку "правительство не стоит за их публикацией, это исходит от свободных и независимых СМИ". ============================================================ В Петербурге планируют отреставрировать в 2021 году колокольню Никольского морского собора 18.12.2020 13:52 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92254 ------------------------------------------------------------ Фото: m.fotostrana.ru Санкт-Петербург, 18 декабря. Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга объявил конкурс на реставрацию колокольни Николо-Богоявленского морского собора, сообщает ТАСС. Начальная (максимальная) стоимость реконструкции объекта культурного наследия федерального значения составляет 113,7 млн рублей, работы планируется закончить до 10 ноября 2021 года, следует из данных портала государственных закупок. «Ремонт и реставрация Колокольни, входящей в состав объекта культурного наследия федерального значения «Собор Николо-Богоявленский (Морской)». Начальная (максимальная) цена контракта - 113,7 млн рублей. Срок окончания выполнения работ - до 10 ноября 2021 года», - говорится в проектной документации. Победителю аукциона предстоит провести ремонт основания колокольни, отреставрировать кирпичную кладку ее стен и фасадную штукатурку, восстановить гранитные и известняковые плиты, а также реконструировать купол и кровлю. Кроме того, подрядчик будет должен воссоздать утраченные решетки на колокольне, реконструировать лепнину и деревянную резьбу, восстановить двери и окна, а также позолотить купол и шпиль, венчающий сооружение. Согласно проектной документации, последний раз капитальный ремонт колокольни собора проводился в 1939 году, когда сгнивший деревянный шпиль был заменен на металлический. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 18 января 2021 года, итоги аукциона подведут 27 января. Заказчиком работ выступает Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры, подведомственная Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Николо-Богоявленский морской собор - первый из морских соборов на территории Российской империи, прихожанами которого исторически были моряки российского флота. Заложенный в 1753 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, собор представляет собой один из лучших памятников елизаветинского барокко в Санкт-Петербурге. Звание морского храм получил уже при Екатерине II, в 1762 году, когда в присутствии императрицы был освещен второй алтарь собора. Архитектором храма стал Савва Чевакинский, автор генерального плана застройки Кронштадта, в котором в 1913 году был освящен Морской Никольский собор. В годы советской власти Николо-Богоявленский морской собор не закрывался и продолжал работать, несмотря на то что в конце 1920-х из него были изъяты уникальные предметы, а в 1933 году были демонтированы колокола. В 1941-1999 годах Никольский храм выполнял функции кафедральным собора. В годы Великой Отечественной Войны в нем жил митрополит Ленинградский и будущий Патриарх Алексий I. В 2008 году в храм были возвращены святыни - иконы письма живописцев Колокольниковых и рака с частицами мощей святых. В верхнем храме собора установлены мемориальные доски экипажам атомной подводной лодки «Комсомолец» и других затонувших советских подводных лодок, с 2000 года в соборе совершается поминовение моряков атомной подводной лодки «Курск». ============================================================ ВОЗ рекомендовала европейцам из-за коронавируса оставаться на Рождество дома 18.12.2020 13:08 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92253 ------------------------------------------------------------ Москва, 18 декабря. Жителям Европы в связи с ситуацией с COVID-19 следует избегать ненужных поездок в сезон рождественских праздников, заявил глава европейского подразделения Всемирной организации здравоохранения Ханс Клюге. «Здесь есть разница между тем, что вам разрешают делать власти, и тем, что вам следовало бы делать», - приводит газета «Гардиан» выдержку из заявления Клюге. По его словам, путешествия на Рождество «не стоят риска» из-за опасности заразиться COVID-19. При этом Клюге заверил, что у Европы лишь «несколько месяцев жертв впереди», а ее жителям нужно «теперь поступать так, чтобы мы все могли гордиться этим». В то же время глава подразделения ВОЗ признал, что пандемия нанесла сокрушительный урон в финансово-экономической сфере, привела к росту безработицы и сокращению возможностей для самореализации, разделила многие семьи. В особенности Клюге указал на опасность самоизоляции и локдаунов, а также социальных проблем для психического здоровья населения. Европейский офис ВОЗ ранее также рекомендовал отмечать Рождество и Новый год на улице и в маске. В европейский регион ВОЗ входит 53 страны, включая Россию и несколько государств Средней Азии. С начала пандемии в этом регионе заразились коронавирусом более 22 млн. человек, почти 500 тыс. умерли, сообщает «Интерфакс-религия». ============================================================ Король Абдалла II подтвердил роль Иорданской королевской семьи как хранителя святых мест Иерусалима 18.12.2020 12:58 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92252 ------------------------------------------------------------ Амман, 18 декабря. Для иорданской королевской семьи Хашимитов опека над исламскими и христианскими святыми местами Иерусалима «является долгом, обязательством, твердой верой и ответственностью, которую мы с гордостью принимаем на себя более ста лет». Этими словами король Иордании Абдалла II торжественно подтвердил роль Иорданской королевской семьи как хранителя христианских святых мест в своей так называемой «тронной речи», произнесенной 10 декабря 2020 года в Аммане по случаю инаугурации 19-й внеочередной сессия парламента Иордании, передает «Седмица» со ссылкой на информационное агентство Fides. «Мы никогда не откажемся от защиты Иерусалима, его святых мест, его самобытности и истории», — добавил король Иордании, отвергая любые попытки изменить статус-кво Священного города как «символа мира», а также изменить текущую планировку территории вокруг мечети Аль-Акса. В своем выступлении Хашимитский монарх также подтвердил свой «стратегический выбор» в поисках «справедливого и глобального» мира на Ближнем Востоке» и создания независимого и суверенного Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. «Отказ палестинскому народу в его справедливых и законных правах, — отметил король Абдалла I, — является самой главной причиной того, что наш регион продолжает страдать от конфликтов и нестабильности». ============================================================ Кабмин Черногории одобрил поправки к спорному закону о церквях 18.12.2020 12:48 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92251 ------------------------------------------------------------ Фото: PIXABAY Белград, 18 декабря. Правительство Черногории одобрило поправки к спорному закону о религиозных объединениях, вызвавшему массовые протесты в 2019-2020 годах, и передаст обновленный документ на утверждение в парламент, сообщил премьер Здравко Кривокапич. Депутаты Скупщины (парламента) Черногории 4 декабря большинством голосов избрали новый состав правительства во главе с университетским профессором Здравко Кривокапичем. В четверг он сообщил, что кабмин одобрил поправки к спорному закону, которые являются «переходным решением», и передаст их на утверждение в парламент. «Сегодня мы сделали первый формально-правовой шаг, чтобы лишить силы дискриминационный закон о свободе вероисповедания. Новым законным решением исправим несправедливость прошлого режима, а все религиозные общины в Черногории будут равны перед законом», - написал глава правительства в Twitter. В конце 2019 года прошлый созыв черногорского парламента принял закон о свободе вероисповедания и положении религиозных общин, который вызвал сопротивление верующих Сербской Православной Церкви. В защиту храмов и монастырей, которые согласно документу могли быть переданы в собственность государству, несколько месяцев по всей стране проводились массовые молебны и крестные ходы. Движение «Не отдадим святыни» объединило оппозицию и привело к первому за более чем 30 лет поражению на выборах правившей Демократической партии социалистов президента Мило Джукановича, сообщает РИА Новости. ============================================================ VATICAN NEWS теперь выходит на иврите 18.12.2020 12:28 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92250 ------------------------------------------------------------ Ватикан, 18 декабря. Информационный портал Святого Престола Vatican News теперь публикует материалы на 36 языках: 17 декабря был добавлен иврит. Как прокомментировал это событие латинский Патриарх Иерусалима Пьербаттиста Пиццабалла, речь идет «не просто об одном из множества языков»: иврит «важен для христиан как символ, поскольку он является одним из языков, находящихся у истоков Церкви: вместе с греческим и арамейским это – язык Писаний». Разумеется, материалы будут выходить на современном еврейском языке, но он все же «напрямую связан с языком праотцев, пророков и царей древних времен, а также еврейского народа эпохи Иисуса», отметил Патриарх. Иврит появляется среди языков ватиканских СМИ не в первый раз: уже в октябре 2010 года, по случаю Чрезвычайной ассамблеи Синода епископов по Ближнему Востоку, Радио Ватикана включило иврит в число языков своего веб-сайта, который просуществовал до 2017 года. ============================================================ Круглый стол "Искусство России XX века в храме и около его стен" состоялся в Российской Академии художеств 18.12.2020 11:50 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=92249 ------------------------------------------------------------ Москва, 18 декабря, Благовест-инфо. Круглый стол на тему «Искусство России XX века в храме и около его стен» состоялся в Российской академии художеств (РАХ) 16 декабря в формате ZOOM-конференции. В своих докладах участники с разных сторон рассматривали проблему соотношения двух основных форм реализации религиозных тем в искусстве России ХХ века: культовое (церковное) и религиозное-внеконфессиональное, выявив их принципиальное различие и одновременно те связи, которые между ними существуют. Доклады были посвящены не только христианскому искусству: поликонфессиональность России была представлена сообщениями о современном искусстве буддизма и ислама. Участников приветствовали первый вице-президент РАХ Виктор Калинин и Директор НИИ РАХ Наталия Толстая. А.Чашкин. Икона Троицы — https://cyplive.com/ С первым докладом «Трактовка традиционного канона в творчестве иконописца Александра Ивановича Чашкина» выступила искусствовед Анна Рындина (НИИ РАХ). Она напомнила, что Чашкин начал писать иконы еще в 1985 г., после встречи с игуменом Зиноном (Теодором) в Даниловом монастыре в Москве. Иконы Чашкина написаны в традиционной технике темперного письма, в рамках византийского канона, но внутри этого канона есть место оригинальным техническим решениям, современным материалам, например, он любит писать фоны в технике пуантелизма, отметила Рындина. Она привела слова одного из греческих иконописцев, который назвал Чашкина «мостиком между Византией и Россией». «У него свой узнаваемый стиль, при этом в рамках канона», – отметила докладчица. «Иконописец должен корнями уходить в почву- традицию, а вершина его должна быть в иных мирах…», – рассуждала исследовательница. Тема доклада Ирины Языковой (Библейско-богословский института св. апостола Андрея) «Авторская икона. Где проходят границы канона» звучит полемично, потому что в течение долгого времени искусствовед отстаивает понимание иконописи именно как искусства, а иконы – как авторского произведения. Точка зрения ее оппонентов, как ее видит докладчица, заключается в том, что иконопись – не более чем благочестивое ремесло, и, следуя средневековой традиции анонимности, художники не должны выражать в иконе свой авторский взгляд и стиль, но призваны копировать лучшие образцы прошлого. Однако уже монахиня Иулиания (Соколова), первый мастер, который сохранил традицию иконописания и стоял у истоков возрождения иконописи в конце 80-начале 90-х гг., использовала авторские разработки. Они касались, в основном, иконографии (многие сюжеты матушке Иулиании приходилось создавать с нуля), в меньшей степени – стиля, сказала И. Языкова, упомянув ее широко известные произве дения. Икона «Всех святых, в земле российской просиявших» — пример новой иконографии матушки Иулиании (Соколовой) — https://icon.spbda.ru Еще один отец-основатель возрождающейся иконописи в 90-е гг. – архимандрит Зинон (Теодор), у которого учились многие иконописцы. Его эволюция как художника показательна: он никогда не занимался слепым копированием, но глубоко погружался в изучение традиций сначала древнерусской иконописи, потом – Византии, ныне – раннехристианского искусства. В этих поисках ярко проявлялся его узнаваемый авторский стиль, он никогда не страшился эксперимента, отметила Языкова. В ходе доклада искусствовед продемонстрировала еще ряд работ иконописцев, относящихся к 90-м годам: Александра Соколова, Александра Лавданского, о. Андрея Давыдова, Ирины Зарон и Сергея Антонова и других, чтобы показать, что феномен «авторской иконы» возник не сегодня, что эти мастера уже четверть века назад, равняясь на лучшие образцы, создавали авторские произведения искусства, раздвигая рамки канона. «Иконопись – конечно же искусство, а искусство существует по определенным законам, и у церковного искусства есть своя специфика», – утверждает искусствовед, куратор многих выставок современной иконописи. Художник Гор Чахал (РАХ) представил доклад «Перспективы и практики христоцентричного искусства». Рассуждая о глобальном кризисе секулярного мировоззрения и искусства, основанного на внерелигиозном гуманизме, он утверждал, что сегодня неизбежно возвращение искусства «к живому источнику» – религии: «Сегодня искусство может быть только религиозным». В дискуссиях о том, что такое христианское искусство (существует много разных подходов и определений) «определяющим центром должен быть Христос», считает Гор Чахал: «Нас должно интересовать не абстрактное религиозное искусство, а именно христоцентричное» – и от него, кругами, расходятся разные сферы: искусство литургическое, далее – то, что уместно в храмовой ограде, потом - на выставках и т.д. Художник назвал этапные события в развитии диалога Церкви и искусства в России, первым из которых он считает выставку «Двоесловие/диалог» в Татьянинском храме. В настоящее время он видит новый этап соработничества Церкви и художников, ознаменованный подготовкой первого биеннале христоцентричного искусства, которое откроется 14 марта 2021 г. на Черниговском подворье в Москве под эгидой митрополита Волоколамского Илариона. Роман Багдасаров (Журнал «Искусство и религия») в докладе «Механизмы актуализации церковного искусства и религиозно-мистическая живопись» размышлял о том, что лежит в основе религиозной живописи. По его словам, на протяжении веков новое в христианском искусстве возникало как отражение духовных практик, мистического опыта реального созерцания. В наше время об этом говорить не приходится: с 1990-х гг. Церковь ориентировала большинство церковных художников на «копирование прошлого», потому что она сама «не хочет ничего нового». На примере росписи нового храма Вооруженных сил докладчик показал, что художниками не был осмыслен «мистический религиозный опыт советского периода», так называемый «советский сакралитет», основанный на «мемориализации павших», и в результате возникли такие образы, как Богоматерь Заступница. Багдасаров не давал оценок фрескам нового храма, но для него очевидно, что движени е дальше в христианском искусстве должно опираться на серьезное переосмысление мистического созерцания, если оно возможно. Е.Спасский «Совесть». 1934 г. http://www.e-spassky.ru/ Мистический опыт очевидно лежал в основе творчества художника Евгения Спасского (1900-1985), которому посвятила свой доклад Вера Головина (ГТГ), назвав его «Церковный художник советской эпохи». Она рассказала о духовных поисках художника, о его картинах на евангельские сюжеты в 30-х гг., которые сам он относил к «духовному реализму», о его росписях в храмах, что стало возможным после 1943 г. – некоторого ослабления гонений. В частности, Спасский уж в начале 50-х гг. расписал огромный Кишиневский кафедральный собор. И это редкий случай, потому что в это время профессиональные художники не работали в храмах, отметила искусствовед. Последняя работа Спасского – Троицкий храм в Истринском р-не Подмосковья. Татьяна Малахова (НИИ РАХ) рассуждала о природе религиозного искусства вообще, о «новой религиозности» и о своеобразии художественных поисков в современном религиозном искусстве на примере творчества известного скульптора Анатолия Камелина. Современному буддийскому искусству посвятила свое сообщение Юлия Ларионова (Ассоциация искусствоведов). Возрождение разгромленного большевиками буддизма в СССР началось с организации в 1945 г. нового Иволгинского дацана. Прежние дацаны были уничтожены, а вместе с ними и традиция передачи художественных навыков. Сегодня писать северобуддийскую танку учатся у тибетских лам и даже в Голландии. Докладчица назвала несколько имен художников: Сергей Носков, Лариса Рожнова, Татьяна Кржановская, Николай Дудко и показала, как каждый из них по-разному изобразил один и тот же сюжет «Зеленая Тара», чтобы продемонстрировать творческое отношение к канону. Об исламском искусстве в ХХ веке и его возрождении в последние десятилетия рассказал Ильдар Мустафин (РГУ им. А.Н. Косыгина). За периодом «агрессивного разрушения исламского искусства» в советский период последовало время возрождения, когда художники не копируют слепо образцы прошлого, но ищут новые творческие пути. Докладчик показал это на примере традиционного шамаиля (настенное панно с изображением исламских святынь и/или каллиграфическим священным текстом), при создании которого художники используют самые разные техники, а также продемонстрировал примеры современных абстрактных композиций, пейзажей в традиционной живописной технике и т.д. Молодой художник Александр Маркин (МГАХИ им. В.И. Сурикова) представил свой проект «I.N.R.I.» в Вальфац Музеуме (Гёсвайнштайн, Германия). Произведения скульптуры, живописи и графики посвящены евангельским сюжетам. Автор рассказал, что хотел «достичь эффекта символа-знака, намерено упрощая форму до примитивной, используя приемы, которые широко применяются в промышленном дизайне». В заключение Виктор Барашков (ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых) поделился наблюдениями по теме «Пространства для экспонирования внеконфессионального религиозного искусства: российский и зарубежный опыт», продемонстрировав разный опыт размещения произведений искусства в храмах и за их пределами. Юлия Зайцева ============================================================ Круглый стол о развитии межрелигиозного диалога в России. Москва 21 декабря 18.12.2020 11:08 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=92248 ------------------------------------------------------------ В понедельник, 21 декабря в 11:00 Международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня» проведет круглый стол о развитии межрелигиозного диалога в России, защите прав верующих, противодействии ксенофобии и экстремизму в рамках реализации Стратегии государственной и национальной политики РФ на период до 2025 года. Участники: - член Общественной палаты РФ, глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир КРГАНОВ; - член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Александр БРОД; - член президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным и межрелигиозным отношениям Владимир ЗОРИН; - председатель Комитета Государственной Думы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей ГАВРИЛОВ; - член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, член Общественной палаты РФ Маргарита ЛЯНГЕ; - заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир ШАПОВАЛОВ; - профессор Государственного университета управления, член экспертно-консультативного совета при Главном управлении по вопросам миграции МВД России Владимир ВОЛОХ; - председатель Общероссийской общественной организации «Российская ассоциации защиты религиозной свободы» Сергей МЕЛЬНИКОВ; - директор Института религии и политики Антон ИГНАТЕНКО. В ходе мероприятия будет представлен Экспертный доклад «О ситуации с соблюдением прав мусульман в России», подготовленный Духовным собранием мусульман России и Российской ассоциацией зашиты религиозных свободы. Эксперты обсудят ситуацию с правами верующих в России. Обращаем Ваше внимание, что в связи с эпидемиологической ситуацией и в целях максимального снижения рисков распространения коронавируса все мероприятия проходят в онлайн-режиме. ============================================================ Круглый стол о положении христиан в Африке. Москва 22 декабря 18.12.2020 11:03 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=92247 ------------------------------------------------------------ 22 декабря в 14:00 Международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня» проведет круглый стол о положении христиан в Африке. Задать вопрос Участники: - председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский ИЛАРИОН; - председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы Сергей МЕЛЬНИКОВ; - секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах СТЕФАН (ИГУМНОВ); - канцлер курии Римско-католической архиепархии в Москве священник Игорь КОВАЛЕВСКИЙ; - начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей РЯХОВСКИЙ; - патриарх Коптский ТАВАДОС II; - главы и представители Эфиопской церкви, Маланкарской церкви, христианских церквей Нигерии, Камеруна, Демократической Республики Конго. Мониторинг, проведенный Российской ассоциацией защиты религиозной свободы и другими правозащитными организациями, показывает, что серьезную озабоченность вызывает положение христиан в Африке. Участники мероприятия детально обсудят сложившуюся ситуацию и предложат меры по созданию механизма защиты верующих в этом регионе мира. Обращаем Ваше внимание, что в связи с эпидемиологической ситуацией и в целях максимального снижения рисков распространения коронавируса все мероприятия проходят в онлайн-режиме. ============================================================ Папа Франциск отметил свой 84-й год рождения 18.12.2020 10:44 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92245 ------------------------------------------------------------ Ватикан, 18 декабря. 17 декабря 2020 г. Папе Франциску исполнилось 84 года. Понтифик традиционно встретил этот день в сугубо рабочей обстановке, не отвлекаясь от исполнения своих повседневных обязанностей, сообщает «Сибирская католическая газета». Хорхе Марио Бергольо родился в Буэнос-Айресе (Аргентина) 17 декабря 1936 года в семье итальянских эмигрантов, в которой было пятеро детей. Получив диплом химика, юный Хорхе выбрал путь подготовки к священству и поступил в духовную семинарию, а впоследствии стал членом Общества Иисуса. 13 декабря 1969 года он был рукоположен во пресвитеры, после чего исполнял различные служения в аргентинской провинции отцов-иезуитов, в том числе, в течение шести лет был настоятелем этой провинции. 20 мая 1992 года святой Папа Иоанн Павел II именовал его вспомогательным епископом в архиепархии Буэнос-Айреса (епископская хиротония 27 июня 1992 г.), а 3 июня 1997 года он стал архиепископом-коадъютором той же архиепархии. Наконец, 28 февраля 1998 года, после смерти кардинала Антонио Кваррасино, он вступил на кафедру архиепископа Буэнос-Айреса. 21 февраля 2001 года Иоанн Павел II возвел его в кардинальское достоинство. Кардинал Бергольо принял участие в конклаве 2005 года, избравшем на Престол Свя того Петра кардинала Йозефа Ратцингера, взявшего имя Бенедикта XVI, а после добровольного отречения последнего сам был избран Кормчим Ладьи Петровой. Случилось это 13 марта 2013 года. Интронизация Папы Франциска прошла 19 марта 2013 года. ============================================================ Польская Церковь разъяснила свое письмо на имя митрополита Онуфрия 18.12.2020 10:14 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=92244 ------------------------------------------------------------ Кафедральный собор святой Марии Магдалины в Варшаве. Фото: ru.wikipedia.org Варшава, 18 декабря. Польская Православная Церковь разъяснила свое письмо на имя предстоятеля Украинской Православной Церкви (УПЦ) митрополита Онуфрия, подтвердив свою принципиальную позицию относительно раскола на Украине – «зло остается злом». Ранее в декабре Польская Православная Церковь направила официальное письмо на имя митрополита Онуфрия, в котором высказала обеспокоенность «вводящим в соблазн разделением единства православия». Данное письмо вызвало различные трактования, в частности, высказывалось подозрение, что Польская Церковь может скорректировать свою принципиальную позицию по отношению к событиям на Украине. В канцелярии митрополита Варшавского и всея Польши Саввы корреспонденту РИА Новости уточнили, что обращение Польской Православной Церкви было направлено всем предстоятелям Поместных Церквей, в том числе и Онуфрию. «Иерархи нашей Церкви в своем воззвании обращают особое внимание на современное разделение православия в смысле литургического общения. Его прекращение составляет боль для верующих людей, особенно сегодня, когда сатана борется со св. Евхаристией. Отношение Польской Церкви касательно Украины ни в чем не меняется. Зло остается злом, и таким есть раскол. Так называемый «митрополит» Епифаний остается мирским человеком», - пояснили в Польской Православной Церкви. «В православии нет двух экклезиологий – есть одна, обязывающая всех», - заявили в канцелярии митрополита Саввы, отметив, что появившиеся комментарии на тему вышеупомянутого обращения «во многом свидетельствуют о потере духовной чуткости их авторов, и это боль Польской Православной Церкви». В 2018 году по инициативе бывшего тогда президентом Украины Петра Порошенко и Константинопольского патриархата в Киеве прошел объединительный собор, на котором была создана Православная Церковь Украины (ПЦУ), которая получила от Константинопольского патриарха Варфоломея томос об автокефалии. ============================================================ |
В избранное | ||