Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 03/12/2020
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 03/12/2020 ============================================================ Минюст Латвии: маски в храмах должны носить и прихожане, и священники 03.12.2020 18:45 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91986 ------------------------------------------------------------ Фото: tfpstudentaction.org Рига, 3 декабря, Благовест-инфо. Начиная с сегодняшнего дня во всех церквях и приходах Латвии защитные маски обязаны носить не только посетители, но и священнослужители, а также работники храмов. Об этом на конференции по вопросам ограничений и ужесточения мер, предпринятых в связи с распространением COVID-19, заявила представитель Министерства юстиции Лайла Мединя. Ранее, до введения на территории Латвии режима чрезвычайной ситуации, который будет действовать до 11 января 2021 года, маски в церквях должны были носить только посетители. По данным агентства LETA, Мединя проинформировала о том, что каждому посетителю церкви должно быть предоставлено 15 кв.м, чтобы не создавать большие скопища в помещениях. Информация о том, сколько человек одновременно могут находиться в храме, должна быть размещена у входа в церковь. ============================================================ В Нигерии исламисты убили 110 фермеров 03.12.2020 17:54 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91985 ------------------------------------------------------------ Фото: Innsblick / Vanessa Weingartner Абуджа, 3 декабря. По меньшей мере 110 фермеров были убиты 28 ноября на северо-востоке Нигерии исламистами из группировки "Боко харам". Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на агентство France-Presse и данные ООН. "Вооруженные люди приехали на мотоциклах днем на поля и убили по меньшей мере 110 человек", - заявил координатор гуманитарной помощи ООН в Нигерии Эдвард Каллон. По его словам, есть много раненых. Ранее агентство сообщило о 70 убитых со ссылкой на губернатора штата Борно Бабаганан Умара Зулум. Он посетил в воскресенье 29 ноября село Забармари, рядом с которым расположены рисовые поля, где исламисты убили работавших там людей. Первоначальные данные, появившиеся вечером в субботу, говорили о 43 погибших. По некоторым сведениям, 30 человек были обезглавлены. Папа Римский Франциск вознес молитву о народе Нигерии, которую по-прежнему орошает кровь жертв терроризма. «Да примет их Бог в Свой покой и да утешит их близких; да обратит Он сердца тех, кто совершает подобные злодеяния, тяжко оскорбляющие Его имя», – приводит слова понтифика Русская служба Радио Ватикана. Группировка "Боко харам" возникла на севере Нигерии в 2002 году, ее исторической базой был штат Борно. Она поставила целью захват власти в этой африканской стране. С 2009 года "Боко харам" перешла к активным террористическим действиям. В 2015 году Вооруженные силы Нигерии нанесли крупное поражение "Боко харам" и существенно сократили находящуюся под ее контролем территорию. Весной 2015 года в "Боко харам" произошел раскол, и часть структур боевиков объявила, что присоединилась к террористической организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) и приняла название "Исламское государство в Западной Африке" (ISWAP). В последние месяцы "Боко харам", ядром которой является группировка JAS ("Джамаат Ахлуссунна Лид-Дава валь-Джихад"), и ISWAP проводят совместные атаки на правительственные войска и гражданские объекты в Нигерии, Камеруне и Чаде. ============================================================ Монастырский комплекс Гелати в Грузии покроют временной кровлей 03.12.2020 17:22 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91984 ------------------------------------------------------------ Фото с сайта gamarjoba.ru Кутаиси, 3 декабря. Национальное агентство культурного наследия Грузии сообщает, что с целью сохранения росписей в монастырском комплексе Гелати все архитектурные части комплекса, требующие надежной защиты от дождей и снега в зимний период, будут временно покрыты жестяной крышей. Работы по защите комплекса, который внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, завершатся до конца года, сообщает «Грузия-online». Проектная документация будет согласована в отделе агентства, специализирующегося на дохристианском и средневековом периоде. Профилактические мероприятия к зимнему сезону будет выполнять Международный центр искусств и компания-подрядчик «Икорта 2007». На основании разрешения, выданного агентством, участки с поврежденной кровлей будут покрыты прочными листами жести поверх уже существующей плитки. Временная жестяная крыша будет покрывать стены комплекса до тех пор, пока ее полностью не заменят черепицей. Кроме того, в ближайшее время специалисты монастырского комплекса Гелати приступят к установке системы долгосрочного наблюдения с датчиками контроля влажности и температуры, что крайне важно для сохранения храмовой росписи. ============================================================ Иезуиты: борьба со СПИДом в Африке - "война, конца которой не предвидится" 03.12.2020 16:39 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91981 ------------------------------------------------------------ Приют для детей с ВИЧ, Кения. Фото: ANSA Аддис-Абеба, 3 декабря. По случаю Всемирного дня борьбы со СПИДом, который отмечался 1 декабря, Конференция иезуитов Африки и Мадагаскара опубликовала воззвание, в котором подчеркивается, что COVID-19 не должен отвлекать внимание от борьбы со СПИДОМ: они называют ее «войной, конца которой не предвидится». С начала эпидемии ВИЧ им заразились 75,7 миллиона человек, а умерли от него 32,7 миллиона; только в Африке заражены 25 миллионов. Местные иезуиты отмечают, что из-за пандемии COVID-19 основные медицинские услуги для людей с ВИЧ стали затруднительны, а меры, принятые для предотвращения заражения коронавирусом, усугубляют и без того нестабильную экономическую ситуацию семей, в которых есть люди с ВИЧ. В этом воззвании африканские иезуиты напоминают о своих апостольских задачах на ближайшее десятилетие – «всеобщих апостольских предпочтениях» Общества Иисусова. Среди них – «идти вместе с отверженными», к которым относятся и больные СПИДом. «Солидарность с ВИЧ-инфицированными и с другими африканцами в ситуации уязвимости – это не щедрость, проявляемая время от времени, а центральная часть нашей миссии и нашего служения», – говорится в документе, который цитирует Русская служба Радио Ватикана. ============================================================ Кипрский иерарх: Решение Синода о прививках от COVID не было единогласным 03.12.2020 16:26 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91979 ------------------------------------------------------------ Митрополит Морфский Неофит. Фото: romfea.gr Никосия, 3 декабря. Решение Кипрского Синода, которое рекомендует верующим делать прививки от коронавируса, не является единодушным решением всех членов Синода, как было заявлено, сообщил митрополит Морфский Неофит своей пастве в обращении на сайте Морфской митрополии. Митрополит отметил, что 1 декабря членов Синода Кипрской Церкви собирали для встречи с группой специалистов-эпидемиологов. Иерархи получили у них консультацию по вопросу вакцинирования. «Но никто не просил нас высказывать свое мнение и принимать какое-либо решение, – отметил митрополит Неофит, которого цитирует СПЖ. Поэтому я публично выражаю свое несогласие с этим заявлением Священного Синода, в котором верующим рекомендуется делать прививки от коронавирусной болезни, и продолжаю относиться с глубочайшей осторожностью к компонентам и возможным побочным эффектам этих вакцин, которые изготовили и продолжают изготавливать крупные фармацевтические компании». Владыка Неофит считает призыв к вакцинации крайне поспешным, так как нельзя соглашаться на введение вакцин, «состав которых и воздействие на организм пока неизвестны». ============================================================ Неизвестные осквернили мечеть под Парижем 03.12.2020 15:37 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91977 ------------------------------------------------------------ Фото: facebook.com/nicolas.meary.9 Париж, 3 декабря. Неизвестные в среду утром осквернили мечеть в коммуне Бретеньи-сюр-Орж недалеко от Парижа, ведется следствие, сообщил мэр коммуны Николя Меари, слова которого передает РИА Новости. "Сегодня около 6.15 (8.15 мск) утра была повреждена мечеть Бретеньи", – написал мэр города на своей странице в Facebook. Он указал на то, что автомобиль протаранил ворота и входную дверь мечети. Ворвавшиеся внутрь люди распылили огнетушитель. Мэр города уточнил, что в результате инцидента никто не пострадал и больше никакого ущерба не обнаружено. Ведется расследование. Он отметил, что на данный момент причины произошедшего неизвестны. По словам мэра коммуны, автомобиль, который протаранил двери мечети, возможно, был найден сожженным в соседней коммуне. По информации газеты Ouest France, лица, проникшие в мечеть, сбежали, когда их увидел один из местных жителей, возвращавшийся с работы. ============================================================ Раввин Лазар: В России и ОАЭ мирно сосуществуют евреи и мусульмане 03.12.2020 15:16 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91975 ------------------------------------------------------------ Раввин Берл Лазар. Фото: РИА Новости / Алексей Филиппов Москва, 3 декабря. Россия и Объединенные Арабские Эмираты остаются странами, в которых евреи и мусульмане могут сосуществовать без опаски, заявил главный раввин России Берл Лазар во время встречи с председателем Всемирного совета мусульманских сообществ доктором Али Рашидом ан-Нуайми из ОАЭ. "Москва и Дубай – это те, пока еще немногие места в мире, где евреи и мусульмане могут сидеть рука об руку и не чувствовать никакой опасности. Здесь нет на государственном уровне ни антисемитизма, ни исламофобии", - сказал Берл Лазар, слова которого приводит его пресс-служба. Идеи ненависти из-за религиозных различий базируются не в самой религии, а "приходят извне, когда люди пытаются использовать религию для достижения неблаговидных целей", подчеркнул раввин, которого цитирует РИА Новости. В свою очередь, Али Рашид ан-Нуайми заявил, что на Ближнем Востоке необходимо "изменить систему образования и направить ее на мирное сосуществование и уважение друг к другу". Также, по его словам, было бы очень полезно познакомить арабских школьников с Еврейским музеем и центром толерантности в Москве. ============================================================ "Декабрьские вечера"-2020 открылись библейской темой и посвящены памяти Ирины Антоновой 03.12.2020 15:01 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91974 ------------------------------------------------------------ Ирина Антонова. Фото: ИТАР-ТАСС/Елена Дорофеева Москва, 3 декабря, Благовест-инфо. «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) в этом году – сороковой по счету фестиваль, его посвятили памяти президента Пушкинского музея Ирины Антоновой, скончавшейся 30 ноября на 99-м году жизни. Первый концерт фестиваля прошел 2 декабря. Как было задумано ранее, программа называлась «Художник читает Библию». Из-за пандемии фестиваль проходит в онлайн-формате. Выставка на библейские сюжеты в зале музея, где проходит концерт, пока не состоялась, однако музыканты исполнили всю программу. Прозвучали два произведения на одну тему Йозефа Гайдна и Софьи Губайдулиной, созданные на евангельские тексты, отражающие кульминационный момент Страстей Господних. Художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет сказал об этом выступлении: «Меня всю жизнь волнует идея отражения и трактовки одного и того же события в разные века и разными авторами. Я счастлив, что она воплощается на таком высоком уровне и в таком святом месте». Роль Евангелиста в оратории Гайдна «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на Кресте» (1785–1787) исполнил Евгений Миронов. Партиту для виолончели, баяна и струнного оркестра Софья Губайдулина написала ровно через два века, причем под впечатлением от еще более раннего произведения – оратории немецкого композитора Генриха Шютса (XVII в). Как отмечали три года назад «Музыкальные сезоны», инструменты звучат преимущественно в диапазоне, соответствующем возможностям человеческих голосов, лишь иногда «взлетая в небесную высь» флажолетов. Софья Губайдулина в передаче на телеканале «Культура» в сентябре 2020 года, в преддверии ее 90-летия, сказала: «Символ Креста для меня – символ жизни. И даже больше – символ бессмертия». Также широко известны ее слова: «Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки». Исполнители: Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Партия виолончели – Александр Рудин, партия баяна – Фридрих Липс (первый исполнитель «Семи слов» Губайдулиной, которого она считает «сотворцом» этого произведения). Библейская тема и ранее звучала на «Декабрьских вечерах», основанных Ириной Антоновой и Святославом Рихтером. Программа 1999 года носила название «Се человек» и была приурочена к 2000-летию христианства. В 2004 году параллельно с ретроспективой работ Пабло Пикассо в музыкальной программе «Отражения – метаморфозы» соединились оригинальные партитуры Баха и транскрипции современных композиторов. Именно тогда впервые прозвучали в одном концерте «Семь слов Спасителя на Кресте» Йозефа Гайдна и «Семь слов» Софии Губайдулиной. Программа 2020 года посвящалась 105-летию Святослава Рихтера. Вера для него, как отмечается на сайте фестиваля, была глубоко личным вопросом, никогда им не афишировалась, но составляла неотъемлемую часть его внутреннего мира. Детские воспоминания о лютеранской кирхе и духовных концертах тесно переплетались с памятью о посещениях православного Богоявленского монастыря в Житомире, где он увидел икону Владимирской Богоматери. «Знаете, с чего для меня началась вера? Со смерти папы, – признавался пианист. – В жизни сразу происходят разительные перемены. Что-то в этом загадочное...». Трансляция первого концерта фестиваля «Декабрьские вечера» велась на странице ГМИИ в Facebook. Ирина Александровна Антонова, посвятившая ГМИИ 75 лет жизни, похоронена 3 декабря на Новодевичьем кладбище рядом с супругом и мамой, которая прожила 100 лет. Елена Дорофеева ============================================================ В монастыре в Курганской области произошла вспышка COVID-19 03.12.2020 14:57 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91973 ------------------------------------------------------------ Фото с сайта tripadvisor.ru Курган, 3 декабря. Около десяти человек заразились новой коронавирусной инфекцией в Успенском Далматовском мужском монастыре в Курганской области, все службы в монастыре отменены, сообщил РИА Новости в четверг настоятель монастыря отец Варнава. "Коронавирусом у нас переболели 8-10 человек, в том числе я. Я вернулся из больницы вчера, была пневмония, 22% поражения легких. В связи с заболеваемостью службы в монастыре последние две недели не велись", - сказал собеседник агентства. Он уточнил, что службы возобновятся в четверг вечером. По данным сайта монастыря, годом основания Успенского монастыря указывается 1646 год, его основатель – старец Далмат. По данным регионального оперштаба, на 3 декабря в Курганской области лабораторно подтверждены 103 новых случая COVID-19. Всего с начала регистрации заболеваемости в регионе выявлено 9114 случаев COVID-19. ============================================================ В ААЦ надеются на сохранение храмов, отошедших Азербайджану 03.12.2020 14:15 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91972 ------------------------------------------------------------ Разрушенный храм в карабахском Шуши. Фото с сайта РИА Новости Ереван, 3 декабря. В Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) надеются, что армянские религиозные памятники на территориях, перешедших под контроль Азербайджана, не только сохранятся физически, но священники смогут совершать там богослужения, заявил РИА Новости архимандрит Гарегин Амбарцумян – глава офиса по вопросам духовного наследия Арцаха, созданного в ноябре при Армянской Апостольской Церкви. Лидеры России, Азербайджана и Армении Владимир Путин, Ильхам Алиев и Никол Пашинян подписали совместное заявление о полном прекращении с 10 ноября военных действий в Нагорном Карабахе. Согласно заявлению, Армения и Азербайджан останавливаются на занятых позициях, затем ряд районов переходят под контроль Баку, стороны проводят обмен пленными, вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора, соединяющего Карабах с Арменией, размещаются российские миротворцы. Он отметил, что даже если на территориях, отошедших Азербайджану, не разрушат армянские храмы, "есть большая опасность того, что богослужения там прекратятся, поскольку прихожане и священники оттуда уедут". "Мы надеемся, что храмы сохранятся не только физически, но сохранится и богослужебная жизнь - священники, миряне, паломники смогут беспрепятственно посещать эти святыни. Мы надеемся, что армянские священники смогут служить в армянских храмах, расположенных в областях, которые отошли к Азербайджану", - сказал архимандрит Гарегин. Он обратил внимание на армянскую церковь в Баку, которую власти Азербайджана отреставрировали, но в которой нет богослужений. "Я не знаю ни одного армянского храма в Азербайджане, в котором бы литургию служили армянские священники. Это последствия войны, которая была 30 лет назад", - заявил представитель Армянской Церкви. Сейчас, по его словам, совершать богослужения можно только в монастыре Дадеванк, "благодаря находящимся там российским миротворцам", в других же монастырях, которые находятся на территориях, отошедших к Азербайджану, богослужения не проводятся. "Несмотря на то, что священнослужители не участвовали в боевых действиях, оставаться там было очень опасно. У нас есть пример Шуши (собор Святого Христа Всеспасителя – ред.), на который падали бомбы", - пояснил собеседник агентства. По данным офиса по вопросам духовного наследия Арцаха, в Нагорном Карабахе более 4 тысяч армянских святынь - церквей и монастырей, и из них более ста – находятся на территории регионов, которые перешли в состав Азербайджана. "Есть среди них и храмы, в которых не велись богослужения, но были и другие примеры, где священники служили, в монастырях жили насельники, была община, местные жители, паломники, могли посещать богослужения", - рассказал глава офиса. Говоря о рисках разрушения храмов на территории Азербайджана, архимандрит привел пример нахичеванского кладбища, "которое окончательно было разрушено в 2006 году" и "тысяч разрушенных хачкаров" (каменная стела с изображением православного креста – ред.). ============================================================ Смольный ожидает от РПЦ ограничений на массовые мероприятия в Рождество 03.12.2020 13:21 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91970 ------------------------------------------------------------ Санкт-Петербург, 3 декабря. Власти Санкт-Петербурга ожидают от городской епархии ограничений по посещению служб по аналогии с недавним постановлением Смольного, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на вице-губернатора Евгения Елина. «Оно (постановление от 2 декабря об ужесточении ограничений - ИФ) касается всех служб, но, как правило, Церковь выпускает свои постановления. До сих пор они совпадали с решениями гражданских властей, поэтому мы, конечно, такие решения от Церкви ожидаем», - сказал Елин в ходе онлайн-брифинга в четверг. Ранее сообщалось, что в Петербургской епархии планируют провести главное рождественское богослужение в Казанском соборе. По словам руководителя сектора коммуникаций епархии Натальи Родомановой, у православных петербуржцев есть выбор - посмотреть трансляцию богослужения из дому или посетить не ночную службу, а утреннюю, которая проходит во всех храмах. По информации епархии, петербургский транспорт будет работать в ночь с 6 по 7 января. При этом в городском комитете по культуре в понедельник сообщили, что решение о работе транспорта в рождественскую ночь будет принято в зависимости от эпидемиологической ситуации. В среду власти Петербурга ввели дополнительные ограничения по коронавирусу на период новогодних праздников. С 4 декабря ужесточаются требования к проведению как в помещениях, так и на открытом воздухе любых мероприятий численностью более 50 человек. С пятницы отменяется возможность наполняемости концертных залов, залов в театрах и кинотеатрах свыше 25% для случаев, когда билеты на них были проданы в большем количестве до 18 ноября. ============================================================ Католические школы в Бельгии приняли большинство детей русских эмигрантов первой волны Онлайн-конференция, посвященная 100-летию Русского исхода, прошла в Брюсселе 03.12.2020 13:05 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91969 ------------------------------------------------------------ Александр Худокормов Москва, 3 декабря, Благовест-инфо. Онлайн-конференция, посвященная 100-летию Русского исхода, прошла в конце ноября 2020 года в Бельгии, приютившей около 10 тысяч русских изгнанников. Международную встречу на тему «Русская диаспора в Бельгии: уникальность судьбы и культурное наследие» организовал Российский центр науки и культуры в Брюсселе при участии Института военного наследия Бельгии (War heritage institute), Лёвенского университета (KU Leuven), Российского исторического общества, Дома русского зарубежья и других партнеров. Ученые, государственные и общественные деятели, потомки русских эмигрантов первой волны обсудили разные аспекты русского присутствия в Бельгии. Одна из тем касалась участия Католической Церкви в поддержке русских эмигрантов. Речь шла о возможности образовании детей беженцев, так как большинство школ в Бельгии были и остаются до сих пор католическими. Помощь Церкви была и материальная. О причинах такого отношения говорили бельгийские и русские ученые. Прежде всего отмечалось, что большинство русских эмигрантов в Бельгии были белые офицеры с монархическими настроениями, которых Бельгия привлекала как одна из последних монархий Европы. «Король Альберт так и не признал Советский Союз. И только после его кончины в 1934 году бельгийское правительство все-таки признало СССР. Но к тому времени в Бельгии насчитывалось уже десять тысяч русских беженцев», – отметил бельгийский историк Даниэль Стевенс – вице-президент Фонда сохранения русского наследия, эксперт Русского зала Королевского музея армии и военной истории Бельгии. Особенности системы образования в Бельгии «Большинство школ в Бельгии принадлежало Католической Церкви. И шансов на нейтральное обучение было мало. К тому же, государственные школы считались не нейтральными, а атеистическими. Поэтому русские предпочитали обучать детей в христианских школах. А принятие католичества часто было условным», – сказал профессор русской истории и культуры в Лёвенском Католическом университете Вим Куденис. Например, отметил он, правнук Александра Пушкина в 1924 году стал католиком в монастырской школе близ Брюгге, но по сути продолжал быть православным. Большую роль в оказании помощи русским сыграл бельгийский кардинал Дезире-Жозеф Мерсье (Désiré-Félicien-François-Joseph Mercier). «Кардинал Мерсье стал интересоваться судьбой русских беженцев еще в 1919 году, когда он познакомился с российским военным атташе в Бельгии Андреем Пришбиану. Он не раз выговаривал большевикам за преследование верующих. Он одним из первых выдвинул идею экуменизма как основу для разговора различных христианских конфессий на равных. Он также открыл католические школы, вузы и Лёвенский университет для православных», – сообщил бельгийский эксперт. По его данным, лично кардинал не давал инструкций о прозелитизме, однако у рядовых католиков в провинции были свои идеи, некоторые хотели, чтобы православные ученики переходили в католичество. Личный вклад кардинала в заботу о русских «Кардинал Мерсье – невероятная по популярности фигура в самой стране. У него были глубокие убеждения и четкая позиция. В отличие от своих предшественников, он с большим уважением относился к людям других конфессий, в том числе православным, – сказал доцент антверпенского отделения Католического Лёвенского университета Владимир Ронин. - Кардинал испытывал и личную симпатию, я бы сказал, социальную солидарность элит между собой, к офицерам и чиновникам царской России. Он принимал у себя в архиепископском дворце представителей старой России, дружил с отцом Петром Извольским». Извольский – брат министра иностранных дел, с 1906 по 1909 годы – обер-прокурор Святейшего Синода; в эмиграции стал священником, до 1928 года – настоятель русского Никольского храма на улице де Шевалье в Брюсселе. Следующим шагом кардинала была финансовая поддержка – он создал благотворительный фонд «Бельгийская помощь русским». «Почему кардинал Мерсье это делал? Помимо всего перечисленного он был, конечно, и политиком. Содействовать противодействию безбожному режиму означало остановить распространение коммунистических идей в самой Бельгии. Кроме того, кардинал верил, что когда все русские изгнанники вернутся на родину, то репутация Бельгии, ее экономические и политические позиции в будущей возрожденной России необычайно укрепятся», – заметил ученый. Он процитировал переписку кардинала Мерсье, в которой отмечается, что когда изгнанники вернутся, они установят военную диктатуру и будут играть главную роль в жизни страны, и, следовательно, помощь детям офицеров – это самое разумное, что может быть. «Были соображения религиозные, естественно, у кардинала. Но это был не прозелитизм в прямом понимании. Он думал, что когда русские вернутся домой, они будут благодарны бельгийским католикам и влияние католицизма в России возрастет. Не для того, чтобы превратить Россию в католическую страну, а чтобы навести мосты между Церквами-сестрами», – считает Владимир Ронин. «Русские изгнанники и их потомки вспоминали о кардинале необычайно светло. На его гробнице помещена надпись от союза русских, окончивших вузы Бельгии. И никто никогда лично его не упрекал в прозелитизме. Благотворительные католические фонды в 1920-30-е годы, безусловно, очень помогали беженцам, фактически спасали от голодной смерти, от туберкулеза, помогали финансово и студентам, и семьям с детьми, помогли найти работу, помогли, вообще, построить будущее», – убежден историк. Признательность кардиналу Мерсье от эмигрантов Очевидец бытия русских первой волны эмиграции, сын полковника императорской армии Александра Худокормова поделился своими впечатлениями об отношении католиков к русским беженцам. «Уместно напомнить роль бельгийского кардинала Мерсье. Он уважал русских, предоставлял возможность получать стипендии в католических университетах. Мы сами учились в католических школах. Никакого давления на нас никто не оказывал, чтобы мы переходили в католичество. И даже была некоторая симпатия к нам, православным – нас уважали за то, что мы продолжали быть верными своей вере», – сказал Александр Александрович Худокормов. Он родился в 1938 году, окончил Католический университет в городе Лёвене. Кардинал помимо перечисленного оказывал помощь русскому детскому приюту, расположившемуся в городе Льеже. «В 20-е годы Кузьмина-Караваева (мать Мария) собрала всех русских сирот, которые были в Стамбуле и перевезла их с одним добрым священником – отцом Владимиром Федоровым – в Бельгию, где основала приют. От него осталась только небольшая церковь святого Пантелеимона», – рассказал Худокормов. Брюсселец Николай Сергеевич Белявский, сын послереволюционных эмигрантов, посвятил научное исследование личному вкладу кардинала Мерсье в поддержку русских эмигрантов. (Bieliavsky N. Cardinal Mersier et l’emigration russe // Irenikon, XXVI, 2003) Среди русских студентов, получавших помощь от католического фонда, была и основательница брюссельского христианского издательства «Жизнь с Богом» Ирина Поснова. Книги издательства, существовавшего с 1945 по 2000 год, – Библия, христианская литература, в частности, книги о. Александра Меня, писавшего тогда под псевдонимами А. Боголюбов и Э. Светлов, нелегально попадали в Советский Союз и пользовались огромным спросом. Елена Дорофеева ============================================================ Протоиерей Александр Ткаченко награжден орденом Почета 03.12.2020 11:38 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91968 ------------------------------------------------------------ Санкт-Петербург, 3 декабря. Указом президента РФ Владимира Путина за большой вклад в развитие здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу главный специалист по развитию Санкт-Петербургского детского хосписа протоиерей Александр Ткаченко удостоен ордена Почета. Указ был подписан 23 июня, но из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки церемония награждения прошла 27 ноября. Награду вручил первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко. «Сердечно благодарю за эту высокую государственную награду! - сказал отец Александр. - Награда священнику всегда воспринимается как знак признания огромной социальной работы, которую проводит Русская Православная Церковь. Все наши деяния и награды - в какой-то мере продолжение трудов тех, на чей опыт и пример жизни мы опираемся. Таким вдохновляющим образом для меня служит святитель Лука (Войно-Ясенецкий) - врач и архиерей, лауреат Сталинской премии и исповедник. Он не разделял врачевание и пастырское служение, видя в них единство цели - облегчить душевные и телесные страдания, обеспечить достоинство жизни. В этом году понятие «достоинство гражданина» было закреплено в Конституции. Теперь любое государственное решение будет рассматриваться через призму достоинства человека. Для нашей страны - это огромный шаг к гуманизации общества. А для меня и тех, кто прошел со мной путь создания первого в России детского хосписа, кто развивал сферу благотворительности, кт о каждый день помогал нуждающимся, участвовал в социальных проектах Церкви и НКО - это огромное достижение. Очень важно, чтобы слова Конституции о приоритете достоинства человека стали естественной частью жизни нашего общества. Я искренне рад, что и мой труд оказался полезен моей стране, и убежден, что достоинство пациента и достоинство врача станут базовым принципом отечественного здравоохранения». Орден Почета - государственная награда РФ, учрежден указом президента от 2 марта 1994 года. Им награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социально-культурной, общественной и благотворительной деятельности, поддержании законности и правопорядка, сообщает ИА «Вода живая». ============================================================ Эрмитаж открыл три выставки, посвященные археологии, архитектуре и реставрации Пальмиры 03.12.2020 11:06 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91967 ------------------------------------------------------------ Иллюстрация из книги Р. Вуда «Руины Пальмиры, иначе Тедмора, в пустыне». 1753 г.. , hermitagemuseum.org Санкт-Петербург, 3 декабря. Государственный Эрмитаж провел в среду День Пальмиры, в рамках которого организовал научную дискуссию о возможности реставрации объекта Всемирного культурного наследия и открыл три выставки об истории, архитектуре и современном состоянии сирийского памятника и его связи с Петербургом, сообщает ТАСС. «Выставки исключительные. На выставке «Две Пальмиры. Архитектура» сопоставили гравюры, книги эпохи, благодаря которым Петербург получился похожим на Пальмиру. Пальмира стала одним из образцов классической архитектуры - это еще и достоинство граверов и художников: так изобразить Пальмиру, чтобы ей вдохновлялись. И на этой выставке вы увидите научное сопоставление того, как Карл Росси, глядя на Пальмиру, строил Главный штаб в Петербурге, и вид главной арки связан с впечатлением от Пальмиры, так же как многое другое», - рассказал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставок. Вторая выставка «Две Пальмиры: виртуальная и реальная», по его словам, - это результат работы команды, создавшей геоинформационную систему, трехмерную модель, «которая позволяет реконструировать Пальмиру виртуально и не ломать, не двигать камни в настоящей Пальмире». Эта модель уже подарена ЮНЕСКО и Министерству культуры Сирии. На выставке показан детальный макет территории античной Пальмиры, изготовленный методом 3D-печати по материалам фотограмметрического сканирования, выполненного специалистами Института истории материальной культуры РАН и компании «Геоскан». Там же представлен макет храма Бэла, изготовленный Архитектурной мастерской Максима Атаянца в масштабе 1:33, в двух стадиях - полной реконструкции и состояния накануне разрушения, и интерактивное приложение с возможностью виртуальной прогулки по территории храма. Третья выставка посвящена археологическим находкам в Пальмире. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов направил участникам Дня Пальмиры в Эрмитаже приветствие, в котором отметил, что Петербург принято называть Северной Пальмирой, строгие ансамбли и памятники на берегах Невы стали продолжением традиций античности, а петербургская школа изучения стран Древнего Востока исторически заслужила высокую международную оценку. «Все мы тяжело восприняли известие о разрушении памятников сирийской Пальмиры в 2015 году. Ученые всего мира ищут возможности восстановления древнего города, но самое действенное участие в этом принимают специалисты Института истории материальной культуры РАН и Государственного Эрмитажа. Невзирая на трудности, которые сегодня сопровождают Сирию, петербургские ученые выполнили десятки тысяч аэрофотоснимков, создали самую полную и точную 3D-модель древней Пальмиры. Труд петербургских ученых получил широкое международное признание», - отметил Беглов. Выставки о Пальмире в Эрмитаже будут действовать до 24 января, экскурсии по ним будут доступны также пользователям в электронном формате на страницах музея в социальных сетях. ============================================================ Рождественские службы в католических храмах Санкт-Петербурга пройдут с ограничениями - СМИ 03.12.2020 10:46 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91966 ------------------------------------------------------------ Санкт-Петербург, 3 декабря. Пока петербуржцы готовятся к праздникам, региональные информагентства уже выяснили, пройдут ли в католических храмах северной столицы рождественские службы, сообщает sib-cathilic.ru. В итоге стало известно, что богослужения в католических храмах состоятся, но с введенными из-за пандемии ограничениями — в помещениях будет совсем мало людей, и все они должны будут соблюдать дистанцию и находиться в масках. Так, по словам администрации прихода католической Базилики святой Екатерины Александрийской, 25 декабря мероприятия состоятся по плану, ничего не будет отменено. «У нас 24 декабря проходит сочельник, 25 декабря – Рождество. Во всех храмах мира проходит служба в Сочельник. Мы не исключение», — сообщил собеседник корреспонденту «Невских новостей». Уточняется, что службы будут организованы в соответствии со всеми мерами безопасности и рекомендациями. «У нас есть QR-коды, мы согласовываем наши мероприятия. Делаем все, как и остальные», — уточнили в приходе, а также подтвердили, что в этом году будут работать в ограниченном режиме. Например, наполняемость помещения составит не больше 50 %. При социальной дистанции в 1,5 метра. «В Рождество специальных литургических традиций, которые нужно было бы отменить, – нет. На всех мессах существует рукопожатие мира, но сейчас оно не делается. Не подается рука», — объяснил собеседник издания. В обычное время храм вмещает 500-600 человек, но в это Рождество храм примет не больше 150. По поводу праздничной онлайн-трансляции из базилики пока достоверную информацию дать не смогли. Хотя уже точно известно, что такая трансляция будет вестись из католических храмов Москвы, Новосибирска, Ватикана и других городов. ============================================================ Митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании Совета Межрелигиозного института "Илия" 03.12.2020 10:42 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91965 ------------------------------------------------------------ Фото: mospat.ru Москва, 3 декабря. 1 декабря 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в IX заседании Совета религиозных лидеров Межрелигиозного института «Илия», который проходит в онлайн-формате 30 ноября — 2 декабря 2020 года. Основной темой мероприятия стала деятельность религиозных общин во время пандемии коронавирусной инфекции. Среди участников мероприятия были архиепископ Вены кардинал Кристоф Шёнборн, архиепископ Фиатирский Никита (Константинопольский патриархат), бывший председатель Епископальной Церкви США Фрэнк Гризвольд, глава Всемирного боснийского конгресса муфтий Мустафа Церич, главный раввин России Берл Лазар, глава международного отдела Американского еврейского комитета раввин Давид Розен и другие религиозные лидеры. Модератором мероприятий выступил директор Института «Илия» раввин Алон Гошен-Готтштейн. Председатель ОВЦС в ходе своего выступления рассказал о деятельности Русской Православной Церкви во время эпидемии коронавируса, осуществляемых социальных и благотворительных проектах, а также о деятельности Межрелигиозного совета России и состоянии межрелигиозных отношений в нашей стране. Межрелигиозный институт «Илия» является международной академической площадкой для изучения вопросов межрелигиозного диалога. Он основан в 1996 году доктором раввином Алоном Гошеном-Готтштейном. Девиз Института – «Делиться мудростью, поощрять мир». Организация является аффилированной структурой ЮНЕСКО, университета МакГилла и Музея мировых религий (Тайвань), сообщает Служба коммуникации ОВЦС. ============================================================ Онлайн-презентация книги Олега Давыдова "Откровение Любви. Тринитарная истина бытия". Москва 4 декабря 03.12.2020 10:27 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=91964 ------------------------------------------------------------ 4 ДЕКАБРЯ (ПЯТНИЦА) l 14.00 В прямом эфире Покровских ворот мы проведем онлайн-презентацию богословской книги Олега Давыдова «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия» (издательство ББИ). Публикация этой книги стала событием и вызвала активную дискуссию. Книга является новаторской, поскольку на русском языке многие годы не выходило трудов по систематическому богословию. Вступая в диалог с различными современными философскими и богословскими позициями, автор развивает оригинальную концепцию, демонстрируя открытость творческой христианской мысли. Участники презентации: Олег Борисович Давыдов, родился в 1985 году, доктор философских наук, православный богослов, до сентября 2020 года – профессор кафедры богословия Московской духовной академии; Бодров Алексей Эдуардович, ректор Библейско-богословского института св. апостола Андрея; Бирюков Дмитрий Сергеевич, доктор философских наук, PhD, научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ ВШЭ; Коначева Светлана Александровна, доктор философских наук, заведующая кафедрой современных проблем философии философского факультета РГГУ; Черноморец Юрий Павлович, доктор философских наук, профессор Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова, Киев, Украина; Гагинский Алексей Михайлович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Сектора современной западной философии. Институт философии РАН. Свои вопросы участникам встречи вы сможете задавать в чате прямого эфира. Встреча на ФБ в прямом эфире. ============================================================ "Католики в Советском Союзе" - историки из разных стран выпустили сборник статей о 1920-х - 1950-х годах 03.12.2020 10:02 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=91963 ------------------------------------------------------------ Москва, 3 декабря, Благовест-инфо. Презентация сборника научных статей «Католики в Советском Союзе: свидетельства простых людей о радикальных трансформациях 1920-х — 1950-х гг.» состоялась в режиме онлайн 26 ноября. Сборник создан по материалам одноименной международной конференции, которая была проведена в апреле текущего года в рамках проекта «Entangled Histories: Россия и Ватикан,1917—1958 гг.», реализуемого на базе Центра истории религии и Церкви ИВИ РАН и поддержанного Российским научным фондом. Свои статьи в сборник представили участники конференции – историки из разных городов России, из США, Польши, Литвы, Беларуси, Казахстана. Авторы поставили своей задачей выявить как можно большее число разнообразных источников негосударственного происхождения. Они сосредоточились на изучении «внеинституционной» истории, «обращенной к рядовому человеку как актору исторического процесса, что соответствует современным тенденциям мирового историописания». Это, по их мнению, позволяет более пристально рассмотреть жизнь простых верующих людей в Советской России, увидеть происходящие события их глазами, приблизиться к их пониманию и оценке событий. Как отмечается в аннотации сборника, еще один аспект возможного применения новых источников — это изучение связей между Католической и Православной Церквами. «В условиях тотальной борьбы с религией и Церковью в России католики и православные начинали искать контакты и точки, в которых могли бы сходиться их интересы. Об этой стороне вопроса известно немного в связи с тем, что существующие на сегодняшний день источники не позволяют проникнуть в это глубоко скрытое подпольное существование католической субкультуры». Статьи в сборнике сгруппированы по четырем типам источников, с которыми работали историки. Эпистолярный жанр представлен рядом исследований. Так, Виктор Билотас (Университет Витаутаса Великого, Литва) в статье «Перемены в жизни католиков Азиатской части России в 1920-е гг. глазами их пастырей: корреспонденция Ю. Вилкаса, Т. Пашкевичюса, Ю. Сенвайтиса» проанализировал письма и рапорты упомянутых священников, которые дают представление о существенных изменениях в экономической, социальной и религиозной жизни России того времени, в частности – о репрессиях в отношении священников и приходов, о повышении налогов и резком уменьшении числа пастырей, о сокращении и упрощении богослужений, но при этом – о развитии церковных братств мирян. Анна Вишиванюк в соавторстве с Евгенией Токаревой (ИВИ РАН, Москва) представила статью «Отношения главы УГКЦ митрополита Андрея Шептицкого с православными в 1920-е — 1940-е гг.», основой которой стала корреспонденция лидера УГКЦ. Эта переписка позволяет проанализировать его интерес к контактам с православными, цели и мотивы этого общения, а также особенности в переписке относительно православных верующих в разные периоды. Из писем, направленных митрополиту от православных адресантов, можно узнать об их реакции на унийные проекты главы греко-католиков. Надежда Белякова (ИВИ РАН, Москва) озаглавила свою статью цитатой из письма: «Чуткой души человек страдает, не зная, как ему поступить, чтобы остаться справедливым и перед Богом, и перед законом государства», с подзаголовком «Представления о религиозной свободе руководителей епархий Католической Церкви советской Литвы». В центре внимания автора – письмо, составленное руководителями епархий Католической Церкви Литвы в Президиум Верховного Совета СССР с предложениями поправок в проект новой советской Конституции 1977 г. Анализируя этот документ в широком контексте специфики положения церковного руководства в Литовской Церкви, развития церковно-государственных отношений в советской Литве и отношений между официальным церковным руководством и религиозными диссидентами, Н. Белякова отмечает в нем новый (по сравнению с серединой ХХ столетия) дискурс – поднимается вопрос о религиозной свободе, о неотъемлемом достоинстве и правах человека. Историк видит в этом влияние Второго Ватиканского собора и Хельсинского процесса, а также «советско-диссидентского правозащитного дискурса с призывом вернуться к «ленинским» нормам отделения Церкви от государства». Эдмунд Ярмусик (Гродненский государственный университет им. Янки Купалы) в качестве источника о религиозной повседневности в БССР в послевоенный период использовал письма, жалобы и обращения католиков к властям. Это были единственно возможные легальные способы защиты костёлов от уничтожения, возвращения святынь религиозным общинам. «Часто эта борьба длилась десятилетиями. К сожалению, не всегда её результаты были позитивными», – констатировал автор. Воспоминания – вторая группа источников. Ей также уделили внимание в своих статьях ряд авторов. Священник Штефан Липке SJ (Институт святого Фомы, Москва) написал статью «Воспоминания Вальтера Чишека (SJ) о заключении на Лубянке как пример нарративного осмысления тюремных переживаний». О. Вальтер был арестован как «шпион Ватикана» и оказался в советской тюрьме, о чем он впоследствии написал две книги. О. Штефан говорит о «мультиперспективности» воспоминаний В. Чишека, сравнивая разный подход автора этих книг к описанию его злоключений, отмечая в первом случае более описательный принцип, а во втором – поиск духовного значения и смысла происходящего с ним. «Трудармия в воспоминаниях сибирских немцев-католиков» – тема исследования Татьяны Недзелюк (Сибирский институт управления). Основа работы – источники устного происхождения: воспоминания участников событий о травматичных событиях военных и послевоенных лет, когда семьи католиков переселяли из Поволжья в Сибирь на каторжные работы. Множество интервью удалось записать в 1993—1994 гг. «В частности, воспоминания немцев-католиков показали, что религиозность оказывала влияние на ситуацию в семье, значительно возрастала роль женщин в руководстве религиозной жизнью, в отсутствие храмов привычным местом совместной молитвы становилось кладбище», – пишет автор. Заглавие статьи Людмилы Алиевой и Артема Верле (Псковский государственный университет) дает представление о содержании – «Уповать им не на кого»: католики глазами советского политзаключенного (вокруг автобиографического романа Олега Волкова «Погружение во тьму»)». Авторы дают пример критического отношения к своеобразному источнику – воспоминаниям очевидца-лагерника, «сочувственное отношение» которого к своим персонажам-католикам не освобождает его повествование от достаточно расхожих стереотипов восприятия. Юлия Шаповал (Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Казахстан) в статье «Роль католицизма в сохранении этнической идентичности депортированных поляков: кейс Казахстана» рассмотрела разные типы источников: устные воспоминания, мемуары, написанные депортированными поляками, семейные предания, дискурсы вокруг мест памяти. Автор приходит к выводу, что в нарративах депортированных поляков католицизм предстает как важная стратегия выживания и сохранения этнической идентичности. Материалы устной истории и этнографических экспедиций легли в основу статьи Дмитрия Наумова (Белорусский государственный экономический университет, Минск) и Константина Савицкого (НИУ «Высшая школа экономики», Москва) «Виктимизация поляков-католиков на Западной Украине: факторы, формы и последствия (1939 — конец 1950-х гг.)». Католичество в этой работе рассматривается в качестве институциональной и социокультурной основы сохранения и развития этнокультурной специфики поляков в СССР, что противоречило идее унификации национальных отношений в социалистическом обществе и формирования советского народа как «единой исторической общности». Авторы исследуют динамический процесс конструирования статуса коллективной жертвы в отношении жителей западно-украинских земель польского происхождения и влияние этого процесса на межнациональные и межконфессиональные отношения в регионе. И наконец, статьи, посвященные региональному срезу повседневной жизни католиков. Дмитрий Пантьо (Музей Второй Мировой Войны, Польша) опубликовал в сборнике работу «Воспоминания католиков Апостольского Викариата Сибири о религиозной жизни в 1920 — 1940-х гг.». Используя воспоминания, прессу и документы польских дипломатов, автор описывает повседневную жизнь верующих и историю создания Апостольского Викариата Сибири и его четырех Апостольских Администратур. «Католичество на Сахалине в 1920-х — 1940-х гг.: между войной и миром» – Наталья Потапова (Сахалинский государственный университет) реконструирует некоторые аспекты католической истории острова на основе работ священников Агнелиуса Коваржа, Густава Стысяка, Чикохида Нагасаки – современников описываемых событий. Алла Шадрина (Южный научный центр РАН) в статье «Католики Ростова-на-Дону в 1944—1952 гг.: неравная борьба за существование и ее исход» анализирует завершающий этап периода радикальных трансформаций 1920-х —1950-х гг., коснувшихся Римско-католической церкви на территории Советского Союза, на примере оставшегося единственным в послевоенный период в Ростовской области прихода Св. Тайной Вечери г. Ростова-на-Дону. Кроме того, в ряде статей были представлены обзоры польских, а также американских архивов (статьи Вальдемара Резмера «Католическая Церковь в Советской России (СССР) в материалах, хранящихся в Центральном военном архиве в Варшаве» и Ксении Родионовой «Русская католическая церковь в Маньчжурии: источники в польских архивах», Грегори Фриза “Entangled History” и религиозная повседневность в СССР» ), которые, наряду с архивами Ватикана, богаты архивными коллекциями по истории Католической Церкви в России. В статье руководителя проекта Г. Фриза, профессора Брандейского университета (США) рассказано также о возможной теоретической основе таких исследований. Он подчеркнул: «Историки очень нуждаются в том, чтобы получить более обширную и разнообразную базу источников по истории религиозной жизни в СССР. Проект «Entangled Histories: Россия и Ватикан, 1917—1958 гг.» показывает возможность заполнить документальный вакуум, но это только первый шаг: надо привлекать аналогичные материалы из заграничных архивов других конфессий. Все это вместе взятое сможет значительно расширить наше знание о повседневной религиозной жизни в СССР». Юлия Зайцева ============================================================ В РПЦ заявили, что не обсуждают с Минобороны постройку храмов других конфессий в Кубинке 03.12.2020 08:51 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=91961 ------------------------------------------------------------ Москва, 3 декабря. Русская Православная Церковь (РПЦ) не может обсуждать с Министерством обороны РФ вопросы строительства религиозных объектов других конфессий при парке «Патриот» в Кубинке. Об этом заявил ТАСС в среду председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Московского патриархата епископ Клинский Стефан (Привалов), который также является ключарем главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот». «Этот вопрос уже неоднократно обсуждался. У нас есть Поклонная гора - там есть и синагога, и мечеть. <...> Возле парка «Патриот» [Русская Православная Церковь] может речь вести только о своем храме», - сказал епископ Стефан. По имеющимся у него сведениям, Минобороны не считает возможным строительство еще одного религиозного объекта вблизи парка. 14 июня 2020 года в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке был освящен патриарший собор Воскресения Христова, имеющий статус главного храма Вооруженных сил РФ. 1 декабря председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ и Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин предложил построить в парке «Патриот» помимо него и храмы других традиционных конфессий. Он заявил об этом на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации РФ 1 декабря. По мнению муфтия, это позволит отметить вклад представителей всех конфессий в Победу в Великой Отечественной войне. Как сообщала ранее пресс-служба Минобороны, духовно-просветительский центр при патриаршем соборе Воскресения Христова уже принимает военнослужащих разных вероисповеданий. Кроме того, в нем ведется подготовка священнослужителей и помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, и обучение слушателей групп дополнительного профессионального образования. ============================================================ |
В избранное | ||