Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 22/05/2020


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 22/05/2020
============================================================
Вышло в свет уникальное издание об исчезнувших деревянных храмах Заонежья

22.05.2020 17:47
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88503
------------------------------------------------------------




Фото: Rublev.com / снимок экрана



Москва, 22 мая. Издательство «Три квадрата» подготовило к печати книгу «Деревянные церкви и часовни Заонежья», которая рассказывает о памятниках деревянного зодчества Карелии. Большая часть памятников, описанных в книге, на сегодняшний день утеряна, сообщает Rublev.com.



Издание стало возможным только благодаря сохранившимся архивным записям лейтенанта финской армии, искусствоведа Ларса Петтерссона, который, находясь в годы Второй мировой войны на территории Карелии, провел инвентаризацию и детальное исследование всех деревянных церквей Заонежского полуострова. Эти материалы оказались единственным на сегодня документом, откуда можно почерпнуть сведения об утерянных памятниках церковного зодчества Заонежья.



Средства для издания книги были собраны на краудфандинговой платформе «Планета».



Весной 1939 года Ларс Петтерссон, молодой студент шведского происхождения, изучающий историю искусств в Хельсинкском университете, представил профессору Онни Окконену свою магистерскую диссертацию на несколько сотен страниц на тему «Архитектура деревянных церквей в Финляндии: ее происхождение, развитие, место в деревянной архитектуре и связь с историческими стилями». Размер диссертации предполагал, что Петтерссон и его научный руководитель намеревались превратить эту работу в докторскую
диссертацию. Однако эти планы были нарушены в связи с началом в ноябре 1939 года войны между Финляндией и Советским Союзом.



В то время Петтерссон был призывником в офицерской школе запаса и уже в январе 1940 года записался добровольцем для участия в так называемой Зимней войне 1939—1940 годов. Звание магистра Л. Петтерссон получил лишь в мае 1941 года.



Когда в июне 1941 года между Финляндией и Советским Союзом снова началась война, Ларс Петтерссон вновь вступил в ряды финской армии. Вскоре финские войска продвинулись в Карелию за пределы бывшей советско-финской границы. В составе одного из подразделений 7-й армии генерала Хеглунда находился лейтенант Петтерссон.



Оккупационные власти нуждались в экспертах для документирования и оценки состояния культурного наследия в оккупированных районах, и осенью 1942 года Ларс Петтерссон был назначен так называемым военным государственным служащим для описи церквей и церковных объектов оккупированной финнами Русской Карелии.



«В соответствии с представлением Комиссии по археологии и по приказу главнокомандующего осенью 1942 года меня командировали охранять находящиеся под угрозой уничтожения на территории военных действий памятники культуры, особенно церковные постройки и их движимое имущество, — писал впоследствии Л. Петтерссон. — В этой роли я пребывал в Карелии до лета 1944 года. <…> Я начал свою работу с находящейся в северной части Онежского озера территории Заонежского полуострова, где
сохранилось особенно много произведений старого церковного искусства. В качестве чертежника ко мне командировали скульптора Ойву Хелениуса, который в течение без малого двух лет путешествовал со мной по разным частям Олонецкой и Беломорской Карелии, когда на судне или лодке, когда верхом, на санях или на случайном транспорте, в армейских грузовиках».



В результате к 1944 году, когда финские войска были выбиты с территории Карелии, архив исследователей насчитывал 2533 негатива, на которых были запечатлены деревянные церкви и часовни, 237 обмерных чертежа наиболее интересных построек, рисунки и акварели О. Хелениуса.



Л. Петтерссон составил краткий каталог с описанием всех памятников, собрал устные свидетельства о плотницких и иконописных традициях региона. Всего в его каталог вошли 133 деревянных памятника Заонежья и прилегающих к этому району островов.



Итогом исследований военного времени стала двухтомная диссертация Л. Петтерссона «Церковная архитектура Заонежья». В 1950 году на ее основе в Хельсинки под тем же названием была издана монография, уже давно ставшая библиографической редкостью даже в Финляндии и до сих пор не переведенная в России. Книга «Деревянные церкви и часовни Заонежья» исправляет эту недоработку: если ее первую часть составляют полевые материалы 1942—1944 гг., то во второй части представлена монография Л.
Петтерссона 1950 года, впервые опубликованная на русском языке.



Огромный материал, полученный Петтерссоном, заставил его сместить акценты в научной работе: теперь на несколько лет главной темой исследований для искусствоведа стали деревянные православные церкви и часовни Русской Карелии. Лишь позднее он постепенно вернулся к своим прерванным исследованиям памятников деревянного зодчества Финляндии.



Продолжить свою работу по теме русского деревянного зодчества он уже не мог, в первую очередь по политическим причинам: Запад и СССР вступили в эпоху «холодной войны». В первый и последний раз ученый посетил СССР лишь в 1989 году, когда отмечалось 275-летие Преображенской церкви Кижского погоста.







Село Типиницы. Церковь вознесения. 12 июня 1944 года



По оценкам современных специалистов, работа Ларса Петтерссона в качестве исследователя деревянных церквей и часовен в Финляндии и Русской Карелии остается одной из самых значительных в своем роде в истории искусства Финляндии; сохранив для истории сведения о памятниках деревянного зодчества Заонежья, он внес неоценимый вклад в мировую культуру.



Особенностью архива Ларса Петтерссона является тот факт, что большая часть из памятников, описанных им в 1940-е годы, не сохранилась. Причем большинство из них погибло не в годы войны, а в послевоенные десятилетия. Из 133-х зафиксированных Петтерссоном и Хелениусом памятников осталось всего 32, включая знаменитый ансамбль Кижского погоста.



Научным редактором издания стал ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), кандидат искусствоведения Михаил Мильчик.


============================================================


Католикос Илия II попросил Cвятого Николая помиловать Грузию и весь мир

22.05.2020 17:25
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88502
------------------------------------------------------------




© Sputnik /STRINGER



Тбилиси, 22 мая. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II во время праздничной службы в честь святителя Николая Чудотворца в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы — Сиони попросил святого помиловать Грузию и весь мир.



Патриарх поздравил прихожан и всю Грузию с праздником «Николозоба», сообщает Sputnik-Georgia.



«Святой Николоз милостив, и каждый из нас мог испытать на себе его милость. Не было случая, чтобы он не внял просьбе. Он помогал не только христианам, но и мусульманам», - отметил Патриарх.



Илия II вспомнил несколько своих случаев, когда cвятой Николай помог лично ему.



«Когда вам будет трудно, просите помощи у cвятого Николоза. Святой Николоз не откажет вам. И сейчас, в это трудное время, я хочу попросить cвятого Николоза помиловать Грузию и весь мир», - сказал Патриарх.



Грузинская Православная Церковь сегодня, 22 мая, отмечает День святого Николая Чудотворца или Николозоба, как называют торжество в Грузии.



Николай Чудотворец — один из самых почитаемых грузинами святых - праздничные службы прошли во всех действующих православных храмах страны.



Однако, с учетом действующего в стране чрезвычайного положения, верующие в ходе службы в храме должны были соблюдать социальную дистанцию.


============================================================


Епархии РПЦ частично освобождены от уплаты налогов в связи с пандемией коронавируса

22.05.2020 17:14
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88501
------------------------------------------------------------




Москва, 22 мая. Епархии и социальные некоммерческие организации Русской Православной Церкви в связи с распространением коронавируса освобождены от части налоговых платежей, говорится в комментарии Правового управления Московской патриархии к закону о предоставлении господдержки религиозным организациям, опубликованном в пятницу на сайте РПЦ.



«Епархии и канонические подразделения, входящие в их структуру, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются епархии или религиозные организации, входящие в их структуру, освобождаются от исполнения обязанности уплатить следующие налоги, авансовые платежи по налогам, сборам: по налогу на прибыль организаций - в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года», - говорится в сообщении.



Также они освобождаются от авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за отчетные периоды в четыре, пять, шесть месяцев 2020 года за минусом ранее начисленных авансовых платежей за отчетный период в три месяца. Кроме того, они освобождаются от уплаты акцизов и налога на добычу полезных ископаемых (за налоговые периоды апрель, май, июнь 2020 года); по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций (за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня
2020 года).



Вводятся пониженные тарифы страховых взносов в размере 0% на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.



Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла сразу во втором и третьем чтении закон о налоговых мерах поддержки граждан, бизнеса и социальных НКО в связи с распространением коронавируса, передает ТАСС.


============================================================


В рамках Дня славянской письменности и культуры пройдут онлайн-мероприятия, посвященные кириллице

22.05.2020 16:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88500
------------------------------------------------------------




Москва, 22 мая. В честь Дня славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая, Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) проведет ряд онлайн-мероприятий, рассказала заместитель Мэра Москвы Наталья Сергунина.



«Специальную онлайн-программу подготовили на ВДНХ ко Дню славянской письменности и культуры и к первой годовщине открытия центра “Слово”. В нее вошли лекции, видеозарисовки и мультфильмы, посвященные становлению и развитию нашего языка», — отметила Наталья Сергунина. Ее слова приводятся на портале Мэра и Правительства Москвы.



Единственный в России центр славянской письменности «Слово» открылся в этот день год назад на ВДНХ в отреставрированном павильоне «Земледелие».



Онлайн-программа будет доступна на официальном сайте ВДНХ и на страницах выставки в социальных сетях, а также в инстаграм-аккаунте центра «Слово».



Так, в группе ВДНХ в социальной сети «Одноклассники» пройдет цикл онлайн-лекций культуролога сотрудника Российской национальной библиотеки Николая Буцких. В цикл войдут три лекции, каждая из них будет начинаться в 16:00.



На первой лекции, которая состоится 22 мая, Николай Буцких расскажет, что такое черты и резы в письменности славян, какой алфавит появился раньше — кириллица или глаголица, почему для тайных писем славяне использовали глаголицу. Участники второй лекции, которая пройдет 24 мая, познакомятся с разными стилями письма и оформления книг, увидят образцы оформления орнаментов, заглавных букв и инициалов. 26 мая, на заключительной лекции, речь пойдет о пермской азбуке и других алфавитах, которые использовали
писцы, делая пометки на полях рукописей.



В инстаграм-аккаунте центра славянской письменности «Слово» и на официальном сайте ВДНХ 24 мая в 12:00 откроется постоянная рубрика, которая познакомит подписчиков с фрагментами карты-романа «Кириллица в пространстве и времени». Этот необычный арт-объект — один из экспонатов центра. На карте размером пять на три метра представлена история развития русского языка от кириллицы до наших дней. Для зрителей подготовили 25 коротких видеороликов, в которых демонстрируются самые
интересные фрагменты карты, а экскурсоводы центра рассказывают о них. В первом выпуске речь пойдет о судьбе святых Кирилла и Мефодия. Новые видеофрагменты станут публиковать каждое воскресенье в 12:00.



В этот же день в 14:00 на сайте ВДНХ все желающие смогут посмотреть мультфильмы и узнать из них, о чем славяне писали в берестяных грамотах, как выглядел первый печатный станок, где обучались грамоте профессиональные писцы.



Кроме того, в официальной группе ВДНХ в социальной сети «Одноклассники» доступен виртуальный тест «Кириллица! Когда, откуда, почему?». Он состоит из 12 вопросов, касающихся истории и культуры России.



Центр славянской письменности «Слово» приглашает горожан присоединиться и к другим виртуальным мероприятиям. Они доступны на сайте «ВДНХ онлайн». Так, все желающие могут не выходя из дома посетить экскурсию «Кириллица в пространстве и времени: от момента создания до наших дней», а также побывать на творческих мастер-классах по каллиграфии и леттерингу.



День славянской письменности и культуры приурочен ко Дню памяти святых равноапостольных просветителей братьев Кирилла и Мефодия, которые стали родоначальниками славянского алфавита. Вместе с Россией его отмечают еще 12 стран мира.


============================================================


Вышла в свет книга с дискуссиями собора 1917-1918 гг. о роли женщин в Церкви

22.05.2020 16:25
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88499
------------------------------------------------------------
Москва, 22 мая. Новую книгу популярной тематической серии с дискуссиями собора 1917–1918 годов — на этот раз по женскому вопросу – выпустило издательстве «Спасское дело» совместно с храмом св. мученицы Аллы Готской.



В книге «Собор о роли женщин в Церкви» собраны все прошедшие в 1917–1918 гг. соборные обсуждения о правах женщин на всех уровнях церковного управления, о возможности женщин быть церковными старостами, входить в алтарь, посвящаться в диакониссы.



«Начало расширения церковных прав женщин было не «либеральным», как порой пытаются это представить злые... комментаторы и публицисты, но христианским, подлинно евангельским актом Собора», - отмечает в предисловии главный редактор издательства «Спасское дело» А.И. Мраморнов. С прискорбием следует констатировать, что за прошедшее столетие сделан шаг назад в повышении жизненности духовных институтов. Это видно на примере женского вопроса. Как именно — читатели узнают
из новой книги.



Заказать книгу можно по адресу электронной почты издательства: rodzem@yandex.ru.


============================================================


В Миссисипи сожгли церковь, в которой проводились службы во время пандемии

22.05.2020 16:00
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88497
------------------------------------------------------------




Фото: nbcnews.com



Холли-Спрингс, 22 мая. Первая пятидесятническая церковь в городе Холли-Спрингс (штат Миссисипи), в которой проводились службы для прихожан во время пандемии коронавируса, была полностью разрушена в результате пожара. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на телекомпанию NBC.



По ее данным, полицейские рассматривают в качестве основной версии произошедшего умышленный поджог. На парковке рядом с церковью было обнаружено граффити с надписью «Полагаю, что теперь вы останетесь дома, лицемеры».



Ранее местные власти обвинили руководство церкви в несоблюдении мер самоизоляции. Так, 10 апреля в здании собрались порядка 40 человек, которые не соблюдали правила социального дистанцирования, отметили в полиции. В ответ на ограничения на проведение массовых мероприятий со стороны администрации города представители церкви подали ответный иск к мэрии, обвинив ее в нарушении конституционных прав граждан.



Губернатор штата Тейт Ривз выразил сожаление в связи со случившимся. «Мое сердце разбито, я возмущен. Что пандемия делает с нами? Мы должны молиться за эту страну», - указал политик.



По информации Университета Джонса Хопкинса, который проводит подсчеты на основе сведений федеральных и местных властей, в США зафиксировано более 1,57 млн случаев заражения коронавирусом. Умерли 94,7 тыс. человек, из которых 580 - в Миссисипи.


============================================================


Экстремистская литература в "Вечернем свете"
Суд нашел оскорбление чувств верующих в учениях миссионера из США

22.05.2020 15:27 | "Коммерсантъ"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=88496
------------------------------------------------------------

============================================================


Cкончался известный журналист и религиовед Анатолий Красиков

22.05.2020 14:54 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88491
------------------------------------------------------------




Анатолий Красиков на вечере памяти протопресвитера Виталия Борового в Свято-Филаретовском институте, 25 января 2016 года. Фото: sfi.ru



Москва, 22 мая. Российский политолог, журналист, государственный деятель, историк, религиовед, член совета попечителей Свято-Филаретовского института (СФИ) профессор Анатолий Андреевич Красиков скончался 21 мая на 89-м году жизни на своей даче под Москвой. Об этом «Благовест-инфо» сообщили в информационной службе СФИ.



Первый советский корреспондент, аккредитованный при Святом Престоле, освещавший работу II Ватиканского собора, Анатолий Красиков в 1959-1964 годах заведовал отделением ТАСС в Риме, с 1966 года – во Франции, а с 1978 был заместителем генерального директора информационного агентства.



По возвращении из Италии в середине 1960-х годов он готовил диссертацию о II Ватиканском соборе, сдал кандидатские экзамены на философском факультете МГУ, однако, узнав, что от него ждут «чётко ориентированного текста воинственно атеистической направленности», отказался от защиты. Уже в 1990 году, посвятив много лет изучению испанского опыта мирного перехода от франкистской диктатуры к демократии, Красиков защитил по этой теме докторскую диссертацию по истории международных отношений. Но главная
тема его исследований и научных публикаций – роль религиозного фактора в российской, европейской и мировой политике. Свой интерес к истории и культуре Европы сам Анатолий Андреевич связывал с тем, что в МГИМО слушал в переполненном зале лекции «старорежимного» академика Евгения Викторовича Тарле.



Десять лет, с 1978 по 1988 год, Анатолий Красиков отвечал за информационное обеспечение празднования 1000-летия Крещения Руси, а в 90-х стал одним из создателей Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.



С 1997 по 2003 год являлся президентом, а с 2004-го – почетным президентом Российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы, пишет Википедия. Являлся также членом редколлегии информационно-аналитического журнала «Религия и право», издаваемого Славянским правовым центром.



«Анатолий Андреевич – один из немногих людей в современной России, кого можно причислить к христианской общественности, явлению, о котором много говорили в начале XX века, но сейчас, увы, почти не говорят, – отметил первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. – Анатолий Андреевич, на мой взгляд, в себе это нёс. Единство христиан было для него вопросом, в котором он был жизненно заинтересован. Несмотря на то, что он работал на должности, предполагавшей следование жестким идеологическим
установкам советского правительства, он был верующим христианином».



«Я познакомился с ним очень давно, еще в конце 1980-х. Из советского функционера к тому времени он стал неустрашимым борцом за религиозную свободу, из коммуниста-атеиста – не в игру верующим христианином. Православным или католиком? Скажу честно – не знаю. Он одинаково уютно и неуютно ощущал себя в обеих конфессиях», – вспоминает покойного на своей странице в Facebook профессор, доктор исторических наук Андрей Зубов.



«Несколько раз мне пришлось вместе с ним бывать за границей. Вместе келейно молиться в гостиничном номере. Он очень старался правильно всё произносить на церковнославянском, но сам привык молиться иначе, своими словами, как он мне признавался. В нем была какая-то западнохристианская четкость и собранность в отношениях с Господом. И постоянная печать страдания на рано изборожденном морщинами лице. Вера его была глубока и искренна. Вера-страдание и вера-долг», – пишет Зубов.



«В середине 1990-х гг. мы познакомились с А.А. как члены редколлегии "Церковно-общественного вестника" – издававшегося в России приложения к парижской газете "Русская мысль". Помнится, что А.А. публиковал там свои статьи. Он был признанным знатоком истории Католической Церкви, хорошо разбирался в ее современной жизни, – делится воспоминаниями священник Илья Соловьев. – А.А. был настоящим интеллигентом. Его отличала удивительная скромность и доброжелательность к
людям, он пользовался большим уважением со стороны своих коллег, читателей и просто тех, кто был знаком с ним лично. Многим знавшим его наверняка запомнится его очаровательная улыбка».



Исследователь религии, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин в своем аккаунте в Facebook сообщил всем, кто чтит память Анатолия Андреевича: «Скончался он тихо и спокойно на даче в окружении родных. До самого конца работал, писал, у него и на даче были любимые книги. Родственники устроят семейное отпевание в Наро-Фоминске, кремацию. Затем, когда обстоятельства позволят собрать больше людей – захоронение на Кунцевском кладбище и поминание. Скорее всего, оно состоится у нас в
Институте Европы, о чем объявлю всем заранее». Вероятнее всего, панихида по покойному пройдет в храме свв. Космы и Дамиана в Шубине, добавил Лункин.


============================================================


Псковская епархия возобновила богослужения с участием прихожан

22.05.2020 14:37
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88494
------------------------------------------------------------




Псков, 22 мая. Богослужения с участием прихожан, отмененные на территории Псковской области из-за угрозы распространения коронавируса, возобновляются с 21 мая. Об этом говорится в указе, который подписал митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), передает ТАСС.



«Между Псковской митрополией, губернатором Псковской области и главным санитарным врачом области достигнута договоренность о возобновлении общественных богослужений на прихрамовой территории с 21 мая на следующих обязательных условиях: Божественную литургию совершать на улице. Для этого настоятелям храмов необходимо позаботиться об изготовлении дополнительного престола. Установить престол в притворе храма (притвор удобно защищает от порывов ветра) или на прихрамовой территории», - отмечается в
тексте документа.



Кроме того, согласно указу митрополита, священники должны сделать для молящихся специальную разметку. «Например, в форме круга, квадрата. Разметка в виде крестов не допускается, дабы не попирать священные символы. С сохранением дистанции между людьми 2-2,5 метра. Для всех сотрудников храма и волонтеров обязательно ношение защитной маски и перчаток. При подаче записок имена писать сотруднику лавки под диктовку прихожан. При большом скоплении народа можно поручать делать это дополнительно
помощникам-мирянам. Связано это с тем, что один из основных способов распространения вируса - через предметы, в том числе и через передачу бумаг от зараженного лица», - говорится в документе.



Во время общественных богослужений священники будут в обязательном порядке вести фотофиксацию. Согласно указу, они обязаны сделать две-три фотографии, на которых должно быть видно соблюдение всех мер безопасности. После этого настоятели храмов должны отправить фотоотчеты на электронную почту епархиального управления.



«Рекомендуем отложить совершение таинств крещения и других таинств и треб на месяц в связи с тем, что распространенной практикой является присутствие крестных и гостей из других регионов. Но если это необходимо, совершать таинства и требы внутри храма в присутствии не более пяти человек со строгим соблюдением всех санитарных предписаний», - отмечается в тексте указа митрополита Тихона.



Разрешить жителям посещать богослужения на открытом воздухе планировалось с 6 мая. Но решение отложили, поскольку один из приходов нарушил указ губернатора и провел службу прямо в церкви. По словам митрополита Тихона, в помещении одновременно находились порядка 50 человек без соблюдения социальной дистанции и противоэпидемических мер.


============================================================


На Урале умер монах Верхотурского монастыря, болевший COVID-19

22.05.2020 14:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88493
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости



Екатеринбург, 22 мая. Монах Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря Пимен скончался после осложнений, вызванных коронавирусом, сообщает в пятницу РИА Новости со ссылкой на Екатеринбургскую епархию.



Ранее сообщалось, что COVID-19 был выявлен у наместника Верхотурского монастыря и части его братии, при этом уточнялось, что все заболевшие переносят заболевание в легкой форме. Монастыри и храмы города Верхотурья закрыты для прихожан и паломников ввиду введения карантинных мер. Богослужения совершаются по обычному расписанию силами братии обители.



«С прискорбием сообщаем, что от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, отошел ко Господу насельник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря монах Пимен (Шуваев)», - говорится в сообщении епархии.



По последним данным в Свердловской области зафиксированы 3443 случая заражения COVID-19, в том числе 135 – за последние сутки. В общей сложности выздоровели 1063 человека, 12 скончались.


============================================================


"Увидеть любовь Бога сквозь все обстоятельства"
"Христианин в ситуации нестабильности" - тема очередного семинара по изучению наследия митрополита Сурожского Антония

22.05.2020 13:55 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=88490
------------------------------------------------------------




Москва, 22 мая, Благовест-инфо. «Христианин в ситуации нестабильности» – эту тему выбрали 20 мая для очередного семинара по наследию митрополита Антония Сурожского его организаторы – Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Тема звучит особенно актуально в ситуации пандемии и связанных с ней изменений. Но организаторы предложили заострить внимание не столько на социально-психологическом, сколько на
духовном измерении нынешнего кризиса, опираясь на текст беседы митрополита Антония, опубликованный в книге «Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах» (М.: Никея, 2019).



Своими размышлениями о том, какие уроки можно извлечь из ситуации нестабильности, непредсказуемости, о том, что такое «духовная устойчивость» и как ее достичь, в онлайн-режиме поделились протоиерей Георгий Пименов, клирик храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала, Санкт-Петербург); Жан-Франсуа Тири, директор Культурного центра «Покровские ворота», и иерей Петр Скорер (Эксетер, Великобритания).



«Мы слышим в словах владыки Антония, что время борьбы и искушений – это время благословений Божьих», – начал о. Георгий Пименов. Он предложил обратиться к примерам русских людей в эмиграции, которые в тяжких испытаниях ХХ века не пали духом и смогли благословение Божие явить в делах милосердия и в творчестве. Священник упомянул благотворительную деятельность епископа Мефодия (Кульмана) в оккупированном Париже; русских воинов, оказавшихся на чужбине в Галлиполи и других лагерях
«в ситуации полной неопределенности», но основавших храмы, гимназии и военные училища, сохраняя «свой дух и культуру России». «Обращение к традиции, к прошлому – это возможность сохранения устойчивости в неустойчивое время», – сказал в связи с этим священник. Он упомянул также Бориса Вильде, русского участника французского Сопротивления, который вел в гестаповской тюрьме дневник и открывал в себе что-то новое, он писал: «Тюрьм
а действует на меня, как проявитель на пленку». «Эти примеры русской эмиграции могут помочь нам и ныне провести так время в изоляции, чтобы не тратить его напрасно, а направить его на созидание культурного строительства души, на продолжение общения с Богом. Митрополит Антоний говорит в книге: всякий рост сопровождается потерей равновесия, определенности, эта ситуация неизбежна. И мы скажем: слава Тебе, Боже, что Ты мне доверил эту ситуацию, помоги мне обрести новую точку опоры для движения
вперед».



По словам о. Георгия, самым трудным в условиях карантина для него оказалось «редко видеть прихожан, друзей, родителей – эти люди мне нужны, я живу во многом в общении с ними. У меня как у священника эта потребность была переполнена, а сейчас я благодарю Бога за любую возможность общения». Что касается невозможности для прихожан участвовать в богослужениях, то священник посоветовал вспомнить новомучеников и исповедников российских и «тех, кто сохранял веру в безбожное время в малых
общинах». Он подчеркнул, что нынешнее закрытие храмов обусловлено эпидемиологической ситуацией, а вовсе не гонениями на веру, как беспокоятся некоторые миряне и священники. О. Георгий полагает, что в такой ситуации митрополит Антоний «как человек здравомыслящий и врач принял бы решение о тех или иных ограничениях». Пандемия и связанные с ней ограничения побуждают задуматься о «другом понимании Церкви – она должна быть более общинной, ближе к пер
вохристианской общине или общине новомучеников, когда люди связаны внутренним единством», – считает священник и в качестве примера такого единства называет Фонд митрополита Сурожского Антония, который объединяет множество людей разных континентов, заинтересованных в постижении наследия лондонского пастыря.



На Жана-Франсуа Тири большое впечатление произвели слова митрополита Антония о том, что «слабое здоровье – это великое достояние для того, кто желает возрастать в духовной жизни». Размышляя над ними, он понял: «современный человек живет с идеалом прогресса, который рано или поздно искоренит все болезни, с верой во всемогущество человека. А сейчас из-за коронавируса в этой уверенности появилась трещина, которая входит в нашу жизнь <…>, иерархия вещей меняется». Эта
ситуация актуализирует мысли митрополита об уязвимости человека: признавать свою слабость значит признавать, что Другой – хозяин твоей жизни. «Один из уроков этого времени – что человек не всемогущий, должен был Кто-то другой. Признать, что каждый из нас болен каким-то образом – это признание может быть нашей силой, потому что мы опираемся уже не на здоровье, успех, а на что-то непреходящее», – отметил Тири.



Он согласен с мыслью о. Георгия о том, что время эпидемии и карантина может стать «временем благословения, благоприятным испытанием», чтобы каждый мог проверить, к какому из двух миров, по блаж. Августину, мы принадлежим: «миру Божьему или распинающему Его миру истории». Разумеется, каждый христианин живет в двух мирах, в той или иной мере, но «паника, непослушание властям мирским и церковным, "закрытие" самого себя» – признаки приоритета «града
земного», считает выступавший. Но для тех, кто хотел бы жить в другом граде, карантин может стать «временем возрастания в вере, новых возможностей, открытым листом, чтобы увидеть главное в нашей жизни, временем открытия христианства как милосердия и помощи другим». Та «утрата равновесия», которую сейчас переживают многие, может стать возможностью «обретения равновесия в новой точке», которая станет отправной для нового, рискованного пут
и духовной жизни – эта мысль митрополита Антония особенно дорога Тири. «Сквозь все эти обстоятельства мы можем увидеть любовь Бога к нам, которая не перестает», – сказал он.



Отвечая на вопрос о том, как Культурный центр «Покровские ворота» переживает кризис, директор первом делом сказал, что двое сотрудников – Елена и Надежда – заболели и просил молиться за них. Конечно, все публичные мероприятия отменены, закрыт книжный магазин. Но сотрудники Центра выступили с новой инициативой – создали YouTube-проект «Тест на надежду», в рамках которого публикуют серию интервью с разными людьми со всего мира – врачами, преподавателями и др. о
том, как они «не выживают, а живут полноценной жизнью» во время пандемии, в чем заключается их надежда.







Митрополит Антоний Сурожский. Фото с сайта pravlife.org



О. Петр Скорер не так давно стал священником, прослужив до этого 45 лет дьяконом. В новом качестве он успел отслужить всего 5-6 литургий, а потом церковь была закрыта из-за вируса. Он рассказал, что стал служить литургию на дому, ему помогает жена Ирина. «Мы можем причаститься, а мои прихожане не могут. Я спросил: разве вам не завидно? Разве вы тоже не хотите? Но потом я понял, что такая служба дает много: эта евхаристия служится для всего мира, все причащаются духовно и приобщаются ко Христу через
это... Да, мы теряем общение, к которому мы так привыкли, ведь мы все друг друга любим. Но из-за этого мы начинаем понимать, для чего нужны другие люди – в одиночестве мы не можем выразить любовь друг ко другу».



«Есть только одна печаль – не быть святым!» – эта фраза Леона Блуа побудила священника вспомнить максимализм митрополита Антония, который был для него духовным отцом в течение долгих лет. По словам о. Петра, владыка «бывал иногда очень суров и строг», он утверждал, что «мы все должны стать святыми, нет другого пути», особенно в те времена, «когда жизнь взорвет собственные формы существования». Это опыт самого митрополита Антония, с его очень
трудным детством, разводом родителей, враждебностью мира и – внезапной встречей с Христом в отрочестве. Этот опыт перехода в новую жизнь был подобен опыту Савла-Павла, но «это не опыт каждого из нас, мы все растем понемножку», говорит о. Петр о себе и многих других людях. И тем не менее, приближающаяся Пятидесятница напоминает, что «все мы призваны быть святыми», и об этом особенно важно помнить в трудные дни изоляции и болезней. «Не каждому да
но быть мучеником, не всем дано делать что-то выше наших сил. Но не будем забывать, что мы призваны любить ближнего, мы все должны быть готовы в любое время встретить Бога», – сказал о. Петр.



«Вирус – это не наказание от Бога, но кризис, то есть суд, где мы должны быть судимы нашим поведением и тем, как мы отвечаем на этот вызов. Это возможность сделать что-то новое, проявить милосердие», – добавил он. Отзываясь на эти слова, президент Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Елена Садовникова вспомнила любимую поговорку митрополита: «Неурожай от Бога, а голод – от людей». Будучи иммунологом и вирусологом, она обратила
внимание на «неожиданный аспект» нынешней ситуации: проявить милосердие к ближним теперь во многом можно через заботу каждого о себе самом, чтобы не оказаться опасным для других людей, не заразить их. «Возлюби ближнего, но как самого себя – инфекция напоминает об этом», – заключила Садовникова.



С видеозаписью семинара можно ознакомиться на Youtube-канале «Друзья Фонда духовного наследия митрополита Антония Сурожского».



Юлия Зайцева


============================================================


Намаз в Ураза-байрам отменили в мечетях Казахстана из-за карантина

22.05.2020 12:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88489
------------------------------------------------------------




Столица Республики Казахстан г. Нур-Султан. Фото: РИА Новости / Илья Питалев



Нур-Султан, 22 мая. Праздничный намаз по случаю окончания священного месяца Рамазан (Рамадан) не будет проводиться в мечетях Казахстана в текущем году из-за карантина, сообщает РИА Новости со ссылкой на Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).



Месяц Рамадан – время строгого поста и усиленной молитвы у мусульман – начался 23 апреля. Завершится 30-дневный пост 23 мая, а на следующий день наступит праздник разговения (Ид аль-Фитр, Ораза айт или Ураза-байрам). Традиционно в этот праздник совершаются массовые молитвы в мечетях.



"В исламе любой праздник начинается с поклонения. Согласно шариату, обязательно совершать Айт намаз (праздничная молитва - ред.) с джамаатом (с другими верующими - ред.). Однако в этом году Айт намаз не будет проводиться в мечетях из-за карантинной ситуации в стране", - говорится в сообщении ДУМК на его сайте.



С учетом того, что праздничный Айт намаз не допускается совершать в одиночестве, каждый верующий в праздничный день с утра может совершить у себя дома дополнительный намаз ад-Духа.



Ранее ДУМК предписал верующим провести дома священную для мусульман Ночь предопределения и могущества (Лейлатуль-Кадр) 20 мая.



В Казахстане подтверждено более 7,5 тысячи случаев коронавируса, из них 35 случаев со смертельным исходом. В конце апреля президент республики Касым-Жомарт Токаев сообщил о смягчении карантина в регионах, где ситуацию с коронавирусом удалось взять под контроль. В частности, в стране было частично возобновлено внутреннее авиасообщение. Срок чрезвычайного положения, введенного из-за коронавируса, в республике истек 11 мая.


============================================================


Власти Кипра разработали правила безопасного посещения храмов верующими

22.05.2020 12:16
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88488
------------------------------------------------------------




Фото: studentlife.com.cy



Никосия, 22 мая. Министерство здравоохранения Кипра разработало инструкции относительно безопасного совершения богослужений в храмах с участием верующих, которые в стране возобновляются 23 мая 2020 года. Об этом сообщает СПЖ со ссылкой на «Вестник Кипра».



Так, в храмах должна быть разметка для соблюдения дистанцирования, число молящихся в помещении рассчитывается из нормы 1 человек на 8 кв. м. Помещения и киоты икон должны проходить регулярную дезинфицирующую обработку.



Антидор будут выдавать на улице – в индивидуальных упаковках. Относительно традиционной практики причащения Минздрав не стал требовать никаких изменений.



Ранее кипрские ученые-эпидемиологи предлагали отказаться от использования общих лжицы и плата во время причащения. Глава приемной Предстоятеля Кипрской Православной Церкви Михалис Спиру отметил, что Церковь не готова идти на компромисс в вопросе организации причащения.



«О Евхаристии даже не было речи, – приводит издание комментарий сотрудника Архиепископии. – Причастие будет раздаваться верующим серебряной лжицей. Евхаристия – это ядро литургии, она будет проводиться так, как это совершалось на протяжении столетий».



Для соблюдения дистанцирования во дворах храмов установят дополнительные сидения для верующих, сообщил иерарх Кипрской Церкви митрополит Тамассоский и Оринийский Исайя. По его словам, внутри храма между сидящими будет расстояние в два места, а каждый четный ряд останется пустым. Те же меры дистанцирования будут применяться во время отпеваний, венчаний и крещений. Также он отметил, что платы, которыми верующим вытирают уста после причастия, будут регулярно дезинфицироваться.



Власти Кипра из-за пандемии коронавируса закрыли все храмы 24 марта.



Предстоятель Кипрской Православной Церкви Архиепископ Хризостом 4 мая заверил власти, что после открытия храмов для верующих Церковь будет соблюдать все необходимые карантинные ограничения и протоколы здравоохранения, определенные министерством, чтобы обеспечить безопасность паствы.


============================================================


Вятская епархия РПЦ призвала верующих не приезжать на Великорецкий крестный ход из-за пандемии

22.05.2020 12:04
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88487
------------------------------------------------------------




Фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси



Киров, 22 мая. Митрополит Вятский и Слободской Марк призвал жителей московского региона не пытаться принять участие в ежегодном Великорецком крестном ходе в Кировской области в связи с ограничениями из-за пандемии коронавируса, сообщает РИА Новости со ссылкой на Московскую епархию.



Крестный ход с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца традиционно проходит в июне. Это один из самых продолжительных, древних и многолюдных крестных ходов в России, который собирает десятки тысяч паломников со всей страны и ближнего зарубежья. В этом году принято решение его проводить без паломников.



"В связи с проводимыми противоэпидемическими мероприятиями, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции в этом году Великорецкий крестный ход будет совершаться силами клириков Вятской митрополии. Просим вас рекомендовать клирикам и мирянам Московской епархии по возможности не принимать участие в Великорецком крестном ходе в 2020 году", - говорится в письме митрополита Марка на имя митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, распространенном епархией.



Обычно в ходе крестного хода паломники три дня идут из Кирова к месту явления чудотворного образа - село Великорецкое - и два дня обратно, ежедневно преодолевая более 30 километров пути.



В этом году чудотворную икону будут перевозить из Трифонова монастыря в село Великорецкое на автомобиле в сопровождении духовенства. Верующие смогут поклониться иконе на стоянках крестного хода во время молебнов, которые будут проходить на улице с соблюдением необходимых мер эпидемической безопасности.


============================================================


Две трети верующих в США видят в COVID-19 знак свыше, побуждающий человечество к изменению

22.05.2020 11:49
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88486
------------------------------------------------------------




Фото: Bridget Bennett/AFP via Getty Images



Вашингтон, 22 мая. Новый опрос показал, что две трети верующих в США видят в коронавирусе знак свыше, побуждающий человечество к изменениям. Сильнее всего эта убежденность среди темнокожих христиан США, пишет «Седмица» со ссылкой на The Guardian.



В США эпидемия унесла уже почти 90 тысяч жизней и стала причиной экономических трудностей для миллионов людей. При этом результаты опроса, проведенного Школой богословия Чикагского университета и Центром исследований общественных мнений Associated Press-NORC, показывают, что люди склонны искать глубокие смыслы в катастрофической вспышке новой болезни.



Промысел высшей силы усматривают в эпидемии даже стоящие вне церковных вероучений – к примеру, верующий Ланс Диджесус (Lance Dejesus) из Далластауна (штат Пенсильвания). «Я воспринимаю это как предупредительный оклик – "эй, давайте объединяйтесь", – говорит 52-летний Диджезус. – Нам казалось, что все в нашей жизни хорошо и движется в правильном направлении, но вдруг возникает нечто страшное из ниоткуда, как этот коронавирус, и мы понимаем хрупкость нашего мира».
А Кэтрин Лофтон (Kathryn Lofton), профессор религиоведения в Йельском университете, считает убежденность американцев в том, что Господь послал вирус человечеству для его вразумления, проявлением «опасений, что напасть продолжится, если мы не изменимся».



По данным социологического исследования, 31% верующих в Бога американцев твердо убеждены в том, что вирус послан человечеству в качестве знака свыше, побуждающего нас к переменам, и еще примерно столько же американцев ощущает это в меньше степени. Убежденность в знаковом значении болезни выше всего среди евангельских протестантов (таких среди них 43%), за ними следуют католики (28%) и протестанты основного течения.



Оказалось также, что чернокожие американцы независимо от образования, дохода или пола больше других расовых групп склонны считать вирус посланием Господа, призывающим человечество к изменению. Таковых среди них 47%, среди латиноамериканцев 37%, а среди белых американцев 27%. Вирус, как известно, в большей мере поразил именно чернокожих американцев, обнажив социальное неравенство и усилив безработицу. Эти невзгоды привели к тому, что 27% верующих чернокожих американцев усомнились в существовании Бога. Среди
латиноамериканских верующих усомнившихся 13%, а среди белых американцев 11%.



Однако в целом вирус укрепил веру американцев в Бога, поскольку 2% опрошенных признали, что ныне веруют в Бога, а до вируса не веровали; и менее 1% признали, что остались неверующими. В целом выяснилось, что на сегодня 82% американцев веруют в Бога, при этом 26% указывают, что их вера или духовность усилилась в результате пандемии, и лишь 1% считают, что их вера ослабла.



Более того, 55% верующих американцев веруют, что Бог защитит их от заражения. Выше всего эта убежденность среди протестантов-евангеликов – среди них 43% полагаются на высшую защиту всецело, а 30% «до некоторой степени», в то время как католики и протестанты ведущего течения не столь тверды в этом убеждении.



Как сообщалось ранее, в Камеруне пастор, утверждавший, что он может вылечить от коронавируса, возложив руки на больного, сам умер от этой болезни.


============================================================


Никола Вешний: как малоазийский грек стал любимым русским святым

22.05.2020 11:35 | РИА Новости
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=88485
------------------------------------------------------------

============================================================


Иеромонах РПЦ прокомментировал новое издание Библии в Дании

22.05.2020 10:27
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=88484
------------------------------------------------------------




Фото: Fotolia / Magdalena Kucova



Москва, 22 мая. Новые переводы Библии должны идти в русле христианской традиции и согласовываться с Церковью, заявил РИА Новости известный православный публицист, клирик Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш), комментируя новое издание Библии в Дании.



Ранее польское католическое издание wiara.pl сообщило о том, что датское Библейское общество выпустило подкорректированный вариант Библии, из которого исчезли такие выражения, как "грех", "благодать", "союз", "милость", а также во многих местах слово "Израиль", замененное на местоимение "мы". Авторы нового перевода пояснили, что сделали его с целью "приблизить" Новый и Ветхий заветы к пониманию современных датчан, в частности, чтобы они
не путали библейский народ Израиля с современным одноименным государством. По информации СМИ, против издания датской Библии уже выступили многие христиане и иудеи из разных стран, а также различные Библейские общества.



"Церковь была создана Христом задолго до написания новозаветных текстов, и именно Церковь признается их коллективным автором, а следовательно, и интерпретатором, толкователем, владельцем "авторского права", как о том писал еще Тертуллиан. Этот принцип с непреложностью реализован как в православии, так и в римо-католицизме; в какой-то мере следуют ему и традиционные протестантские конфессии", - сказал иеромонах Макарий.



По его словам, те, кто "расцерковился" и "расстался с Церковью и с её главой, Христом, тот вытворяет со Священным Писанием, как и с другими основами христианской религии, всё, что угодно". "Этому мы видим печальные свидетельства в сегодняшней нравственной и социальной картине бывших христианских народов Запада", - добавил священнослужитель.



Он также обратил внимание на то, что в Священном Писании (Новом завете) нет подлинной речи Иисуса Христа, за редкими исключениями отдельных слов, поскольку Христос говорил с людьми по-арамейски и по-еврейски, а священные тексты написаны были уже по-гречески.



"Таким образом, принцип и практика перевода входит в самые основы христианской веры, а любой перевод, кроме механического, - всегда интерпретация", - признал собеседник агентства.


============================================================

В избранное