← Март 2020 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
16
|
||||||
27
|
||||||
За последние 60 дней 31 выпусков (3-4 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.blagovest-info.ru
Открыта:
10-07-2006
Статистика
-1 за неделю
Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 04/03/2020
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 04/03/2020 ============================================================ Архиепископ Афинский Иероним приехал поддержать греческих военнослужащих на границах с Турцией 04.03.2020 17:32 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87079 ------------------------------------------------------------ Фото: xronos.gr Афины, 4 марта, Благовест-инфо. Архиепископ Афинский Иероним совершает визит в греческую область Эврос, где проходит граница с Турцией и где в последние дни участились попытки мигрантов с турецкой стороны попасть на территорию Греции. Как сообщает Orthodox Times, предстоятель Элладской Православной Церкви (ЭПЦ) начал свой визит с города Петало в дельте реки Эврос, где встретился с греческими пограничниками, пожарными и полицейскими. «Мне очень жаль людей, которых толкают сюда, потому что они стали инструментами в руках других, - заявил Иероним на встрече с военными. – Мы, находясь на границах Европы, должны требовать, чтобы Европа не закрывала глаза на это явление. Наш народ любит вас и гордится вами, даже наблюдая все трагические сцены в эти дни… Мы чувствуем, что-то очень важное происходит сейчас в этой местности, гордимся нашей армией и молимся за нее». Накануне четыре митрополита ЭПЦ: Дидимотихский Дамаскин, Ксанфийский Пантелеимон, Александропольский Антим и Маронийский Пантелеимон приехали поддержать греческих военных на пограничном пункте Кастаниес, где мигранты с турецкой стороны пытались взять границу штурмом и куда Греция стягивает войска для защиты своих границ. Кризис начался после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что не собирается закрывать границы своей страны с Европой или сдерживать мигрантов, пытающихся пересечь границу с Грецией. В результате к границе начали стягиваться тысячи беженцев, в том числе из Сирии и Ирака. Фото: greekreporter.com 2 марта на греческом городе Лесбос неизвестные вандалы разгромили небольшую православную церковь св. Георгия рядом с деревней Мориа и одноименным лагерем беженцев. Как сообщает сайт Greek Reporter, местные жители обвиняют в этом мигрантов, которые разгромом храма якобы отомстили за запрет на проведение демонстрации. Стычки с полицией в Мории происходят почти ежедневно – лагерь беженцев, изначально рассчитанный на 3 000 человек, сегодня превратился в трущобный городок с населением 19 000, 40% которых – младше 18 лет. ============================================================ Белорусские католики просят святого Роха защитить от коронавируса 04.03.2020 16:52 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87078 ------------------------------------------------------------ © Sputnik / Виктор Толочко Минск, 4 марта. Минские католики начали каждый день возносить молитвы святому Роху о заступничестве от коронавируса, службы проходят в церкви на Золотой Горке в центре Минска, сообщил настоятель храма святого Роха священник Юрий Санько. Согласно католической традиции, святой Рох из Монпелье является заступником от эпидемий и инфекций. «На протяжении всего Великого поста в минском католическом приходе Святой Троицы, или святого Роха, на Золотой Горке каждый день будут молиться о заступничестве святого от распространения эпидемии коронавируса в Беларуси и во всем мире», – сообщил священник Юрий Санько. По его словам, верующие люди не склонны предаваться панике, так как знают, что все в руках Бога, а молитва имеет великую силу. Священник Юрий Санько также рассказал, что минский приход святого Роха является самым старым католическим приходом в Минске. По его словам, в конце XVIII века, когда в Минске свирепствовала эпидемия холеры, верующие шли молиться в этот храм, сообщает Sputnik Беларусь. ============================================================ Святой Петр и американские священники История борьбы за права Восточных Церквей отображена в иконе апостола с женой 04.03.2020 16:32 | "НГ - Религии" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=87077 ------------------------------------------------------------ ============================================================ В Антарктиде появится еще один русский храм 04.03.2020 15:44 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87076 ------------------------------------------------------------ Фото: eparhia-gorniyaltay.ru Москва, 4 марта. Церковь святителя Николая будет возведена в Антарктиде, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на сайт Горноалтайской епархии. По благословению Патриарха Кирилла архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат совершил поездку на антарктическую научную станцию «Новолазаревская», расположенную в юго-восточной части оазиса Ширмахера на побережье Земли Королевы Мод, примерно в 80 км от берега моря Лазарева. В присутствии участников 64-й российской антарктической экспедиции архиепископ освятил место под строительство храма-часовни в честь святителя и чудотворца Николая – покровителя путешественников и моряков. В настоящий момент единственный постоянно действующий русский храм в Антарктиде – это построенная в 2004 году церковь Святой Троицы на российской станции «Беллинсгаузен» на острове Ватерлоо. Кроме того, в 2011 году на украинской антарктической станции «Академик Вернадский» в 2011 году была сооружена небольшая часовня Святого Владимира. ============================================================ В Санкт-Петербург доставят мощи Иоанна Крестителя 04.03.2020 15:26 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87075 ------------------------------------------------------------ Санкт-Петербург, 4 марта. С 9 по 17 марта в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга (Казанская пл. д.2) будет пребывать частица мощей пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это самый чтимый после Пресвятой Богородицы христианский святой. Своей проповедью он призывал людей к покаянию и оставлению грехов. Поэтому Иоанна Предтечу нередко называют «апостолом покаяния». Пребывание частицы его мощей в Петербурге особенно символично в дни Великого поста, сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Феофила III святыню доставят в Петербург из Иоанно-Предтеченского монастыря Иерусалима. Ковчег сопровождает игумен обители архимандрит Варфоломей (Мелиссинос). 9 марта в 21:30 в Казанском соборе святыню встретит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Правящий архиерей совершит перед ковчегом молебен, после которого все присутствующие в храме смогут приложиться к святыне. Доступ к ковчегу с 10 по 17 марта будет открыт с 8:00 до 23:00. Аккредитация СМИ: до 19:00 8 марта в секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии mitropolia.sk@gmail.com +79602385994 Анастасия Мясоедова Сбор аккредитованных СМИ 9 марта в 21:00. Будет организован пресс-подход с одним из священников Казанского кафедрального собора. Справка: Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн - самый чтимый христианский святой после Пресвятой Богородицы. В его честь в церковном календаре установлено семь дней памяти. Назван Предтечей (предшественником), поскольку своей проповедью готовил народ к пришествию Спасителя, и Крестителем как крестивший Господа Иисуса Христа. Иоанн был сыном священника Захарии и праведной Елизаветы. По материнской линии приходился родственником Иисусу Христу. Родители Иоанна Крестителя погибли, спасая сына во время Вифлеемского избиения младенцев. Иоанн вырос в дикой пустыне, готовясь к будущему служению постом и молитвой. В тридцать лет Господь призвал его на проповедь. Пророк Иоанн готовил людей к принятию ожидаемого Мессии – Христа. Он проповедовал на берегах реки Иордан и призывал людей к покаянию и оставлению грехов. Святой был посажен в темницу и обезглавлен за обличение царя Ирода Антипы. В Санкт-Петербурге есть один храм в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна – в Александро-Невской лавре. В нем братия монастыря совершает Таинство Крещения. Помимо него в городе еще три храма в честь Рождества Иоанна Крестителя. В одном из них – Иоанно-Рождественской «Чесменской» церкви – хранится частица мощей святого, переданная приходу в 2015 году магистром суверенного Мальтийского ордена. ============================================================ Пребывание мощей Крестителя Господня Иоанна в Казанском соборе Санкт-Петербурга 9 - 17 марта 04.03.2020 15:19 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=87074 ------------------------------------------------------------ С 9 по 17 марта в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга (Казанская пл. д.2) будет пребывать частица мощей пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это самый чтимый после Пресвятой Богородицы христианский святой. Своей проповедью он призывал людей к покаянию и оставлению грехов. Поэтому Иоанна Предтечу нередко называют «апостолом покаяния». Пребывание частицы его мощей в Петербурге особенно символично в дни Великого поста. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Феофила III святыню доставят в Петербург из Иоанно-Предтеченского монастыря Иерусалима. Ковчег сопровождает игумен обители архимандрит Варфоломей (Мелиссинос). 9 марта в 21:30 в Казанском соборе святыню встретит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Правящий архиерей совершит перед ковчегом молебен, после которого все присутствующие в храме смогут приложиться к святыне. Доступ к ковчегу с 10 по 17 марта будет открыт с 8:00 до 23:00. Аккредитация СМИ: до 19:00 8 марта в секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии mitropolia.sk@gmail.com +79602385994 Анастасия Мясоедова Сбор аккредитованных СМИ 9 марта в 21:00. Будет организован пресс-подход с одним из священников Казанского кафедрального собора. Справка: Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн - самый чтимый христианский святой после Пресвятой Богородицы. В его честь в церковном календаре установлено семь дней памяти. Назван Предтечей (предшественником), поскольку своей проповедью готовил народ к пришествию Спасителя, и Крестителем как крестивший Господа Иисуса Христа. Иоанн был сыном священника Захарии и праведной Елизаветы. По материнской линии приходился родственником Иисусу Христу. Родители Иоанна Крестителя погибли, спасая сына во время Вифлеемского избиения младенцев. Иоанн вырос в дикой пустыне, готовясь к будущему служению постом и молитвой. В тридцать лет Господь призвал его на проповедь. Пророк Иоанн готовил людей к принятию ожидаемого Мессии – Христа. Он проповедовал на берегах реки Иордан и призывал людей к покаянию и оставлению грехов. Святой был посажен в темницу и обезглавлен за обличение царя Ирода Антипы. В Санкт-Петербурге есть один храм в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна – в Александро-Невской лавре. В нем братия монастыря совершает Таинство Крещения. Помимо него в городе еще три храма в честь Рождества Иоанна Крестителя. В одном из них – Иоанно-Рождественской «Чесменской» церкви – хранится частица мощей святого, переданная приходу в 2015 году магистром суверенного Мальтийского ордена. ============================================================ Лекция: "Без зрителя икона мертва". Москва 6 марта 04.03.2020 14:50 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=87073 ------------------------------------------------------------ Организаторы: Клуб «В поисках смысла» и Свято-Филаретовский институт Свято-Филаретовский институт 6 марта, пятница с 19:00 до 21:30 ул. Покровка, 29 «Без зрителя икона мертва!». Эти слова были написаны еще в советское время мэтром отечественной истории искусства академиком Михаилом Владимировичем Алпатовым. В них – один из самых важных «ключей» к таинственному миру иконы. Действительно: в картине действие может происходить само по себе, а мы только «подглядываем» за ним, в лучшем случае – участвуем в нем невидимо для его персонажей. В иконе же зритель – тот, кто всегда включен в ее светоносное пространство, к кому она обращается прямо или косвенно, от кого требует реакции. Убедиться в этом на примере русских икон, а заодно обсудить, насколько помогает (и помогает ли) их восприятию знание таких мудреных терминов как «умозрение в красках», «обратная перспектива», «символ», «условность» и т.д., можно будет на встрече с Александром Михайловичем Копировским. А начнется разговор с попытки создать «новый иконный род», предпринятой русским художником Александром Ивановым. Лектор – заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Михайлович Копировский, в прошлом – научный сотрудник Центрального музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Встреча пройдет в Свято-Филаретовском институте, м. Чистые пруды, ул. Покровка, 29. Стоимость входного билета – 350 руб. Тел: +7 926 529 39 26, Яна Почта: club@sfi.ru ============================================================ Встреча "Русское богословие на Западе: Вчера и сегодня". Москва 21 марта 04.03.2020 14:41 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=87072 ------------------------------------------------------------ Суббота, 21 марта 2020 г. с 11:00 до 14:00 Культурный центр «Покровские ворота» ул. Покровка, 27, стр 1, Москва Тема наследия русской эмиграции в наше время становится все более актуальной. Этому способствуют и церковно-политические события, и исследования, и публикации последних лет. В издательстве ББИ вышло две книги «Пути русского богословия на Запад» (2012) и «Голоса русского богословия на Западе» (2019), которые являются плодом многолетнего проекта научного коллектива Карлова университета в Праге. Двое участников этого проекта – Ивана Нобл и Катерина Бауэр – приезжают в Москву и готовы рассказать о своей работе над этим проектом. Во встрече с чешскими исследователями принимают участие российские ученые, которые также занимаются вопросами, связанными с русским богословием на Западе, это Алексей Бодров, Ирина Языкова, Наталья Ликвинцева, Александр Закуренко, Светлана Панич и др. Организаторы: Библейско-богословский институт Культурный центр «Покровские ворота» ============================================================ Песков отверг опасения муфтия Татарстана насчет поправки о государствообразующем народе 04.03.2020 14:19 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87070 ------------------------------------------------------------ Фото: news-front.info Москва, 4 марта. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не видит почвы для конфликта после внесения в Конституцию поправки, вводящей понятие «государствообразующий народ». Ранее, 3 марта, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин счел неоправданным внесение в Конституцию РФ поправки, вводящей понятие «государствообразующий народ», сообщает «Интерфакс-религия». Журналисты поинтересовались, не создает ли данное нововведение почву для потенциального конфликта и условия для ущемления прав других народов. «Никоим образом», - отреагировал Песков. «Если посмотреть предложения, изложенные в новой редакции статьи 69, там как раз предлагается гарантировать право коренных малочисленных народов и культурную самобытность всех народов и этнических общностей России», - отметил он. В этой статье говорится также об оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, напомнил Песков. «Российская Федерация гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития», - продолжил цитировать поправки Песков, отметив, что «какие-то опасения насчет того, что кто-то будет ущемлен, совершенно безосновательны». ============================================================ Открытый семинар по русской философии в Доме А.Ф. Лосева. Москва 5 марта 04.03.2020 13:39 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=87066 ------------------------------------------------------------ 5 марта Дом А.Ф. Лосева приглашает на открытый семинар по русской философии. С докладом выступит доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ Константин Михайлович Антонов, специалист по философии религии, истории русской философии XIX-XX вв.. Модератор дискуссии: старший научный сотрудник Дома А.Ф. Лосева Троицкий Виктор Петрович. Тема: «Как возможна религия? Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX - XX веков». Приглашаются все желающие, интересующиеся историей русской мысли и философией религии. Вход свободный (при наличии мест). Адрес: Москва, ул. Арбат, д. 33. Дата и время: 5 марта в 18:30. ============================================================ Деревянный храм преподобного Андрея Рублева введен в эксплуатацию в Москве Церковь возведена на добровольные пожертвования прихожан 04.03.2020 12:43 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87065 ------------------------------------------------------------ Фото: vk.com/rublev_maslovka Москва, 4 марта. Выдано разрешение на ввод в эксплуатацию храма в честь святого преподобного Андрея Рублева на севере Москвы, сообщил председатель Мосгосстройнадзора Олег Антосенко. Деревянный храм на каменном стилобате возведен на улице Верхняя Масловка, д. 1А (САО, Аэропорт), сообщает портал stroi.mos.ru. Церковь рассчитана на 120 прихожан. В двухэтажном здании храма с шатровым завершением расположена антресоль с помещением клироса. В уровне антресоли предусмотрен выход на звонницу, расположенную над главным входом. Главный вход осуществляется с западного фасада. С северного фасада организован вход на первый этаж в основной молельный зал, с южного фасада – вход в алтарь. На прилегающей территории выложены дорожки тротуарной плиткой, созданы газоны. Въезды на территорию расположены со стороны улицы Верхняя Масловка и с внутриквартального проезда в южной части участка. Для крестного хода предусмотрены проходы в западной части участка. При храме Андрея Рублева в городке художников на Верхней Масловке работает детский кружок рисования. Святыня возведена на добровольные пожертвования прихожан. Для сбора средств этого и других храмов Москвы создан благотворительный Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», сопредседатели которого – мэр столицы Сергей Собянин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл. ============================================================ Папа Франциск призвал Церковь провести "Неделю LAUDATO SI." 04.03.2020 12:36 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87064 ------------------------------------------------------------ Иллюстрация с сайта stdunstansmoston.com Ватикан, 4 марта. Папа Франциск опубликовал специальное видеообращение, в котором призывает католические общины всего мира провести в мае 2020 года «Неделю Laudato Si’». Для католических приходов, монашеских конгрегаций, епархий, школ и других учреждений это мероприятие станет поводом для дополнительных размышлений над энцикликой понтифика и конкретной реализации видения целостной экологии, которое содержится в Папском документе. В своем обращении на испанском языке Папа говорит: «Какой мир мы хотим оставить тем, кто придет после нас, подрастающим детям? Движимый этим вопросом, я приглашаю вас принять участие в "Неделе Laudato Si ’" с 16 по 24 мая 2020 года. Это – всемирная кампания по случаю пятой годовщины энциклики "Laudato Si ’", посвященной заботе об общем доме. Я вновь обращаюсь с настоятельным призывом ответить на экологический кризис, ибо крик земли и крик бедных не могут больше ждать. Будем же заботиться о творении, даре нашего доброго Бога-Творца». По случаю этого мероприятия Департамент служения целостному развитию человека вместе с десятками церковных и благотворительных организаций призывают католические общины подготовиться к проведению «Недели Laudato Si’»; они также создали специальный сайт, на страницах которого размещены вспомогательные материалы на шести языках. Пятая годовщина энциклики Папы Франциска «Laudato Si ’», опубликованной 24 мая 2015 года, совпадает с крупными международными событиями, которые являются частью стремления человечества найти выход из экологического кризиса, масштабы и темпы которого продолжают расти. В этом году страны должны заявить о своих планах по достижению целей Парижского соглашения в рамках конвенции ООН об изменении климата (2015 г.). В этом году также состоится конференция Организации Объединенных Наций по биоразнообразию: ну участников этой встречи будет возможность установить конкретные задачи по защите мест и видов, которые поддерживают его жизнь, передает Vatican News. 24 мая Папа Франциск отметит пятую годовщину энциклики во время визита на так называемую «Землю огней» в итальянской области Кампания, пострадавшей от пожаров и токсичных отходов. ============================================================ Церковь Англии хотят лишить места в парламенте Британские политики в очередной раз требуют отобрать у клерикалов привилегии 04.03.2020 12:19 | НГ-Религии http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=87063 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Заявление пресс-службы Преображенского братства 04.03.2020 12:01 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=87059 ------------------------------------------------------------ В связи с участившимися публикациями в сети Интернет, в которых содержится недостоверная информация о Преображенском братстве и его деятельности, считаем необходимым заявить следующее. 1. Все обвинения против братства и его духовного попечителя священника Георгия Кочеткова в исповедании неправославных учений абсолютно беспочвенны. А обвинения в намерении захватывать храмы и насильственно вводить в Русской Православной Церкви богослужение на русском языке – нелепы. 2. Люди, которые распространяют подобные высказывания в информационном поле, или сознательно совершают подлог, или являются жертвами обмана. Публикации же, содержащие подобные обвинения, направлены на разжигание внутрицерковного конфликта. 3. Все вопросы к богословским формулировкам священника Георгия Кочеткова, использованным в катехизисе «В начале было слово», были исследованы Синодальной богословской комиссией (СБК) и разрешены, что отражено в соответствующих публикациях. 4. Также СБК признала предвзятыми и отменила выводы комиссии, руководимой протоиереем Сергием Правдолюбовым. Несмотря на то, что ссылки на эти выводы являются с богословской точки зрения некорректными, а с пастырской точки зрения разрушительными, именно их используют распространители порочащих братство материалов. 5. Мы полагаем, что появление множества публикаций, очерняющих Братство и священника Георгия Кочеткова, – это новая пропагандистская кампания, направленная на создание образа внутреннего врага. Этим пропагандистским приемом инициаторы кампании стремятся дискредитировать любые инициативы, направленные на возрождение Русской Православной Церкви и развитие ее жизни на Евангельских началах, а также оказывают давление на ее священноначалие. 6. Преображенское братство с момента своего основания в 1990 году является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви, находится в послушании у Бога и ее священноначалия и трудится ради созидания церковной жизни во множестве епархий. 7. Мы призываем всех верных чад Русской церкви внимать духу мира Христова и разрешать все вопросы церковной жизни посредством неполитизированного, честного и доброжелательного диалога. 3 марта 2020 ============================================================ Последние письма пастора Вагнера. Презентация книги Александра Макеева. Москва 27 марта 04.03.2020 11:48 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=87057 ------------------------------------------------------------ Материалы для книги о судьбе своего прадеда Александр Макеев собирал в течение трех лет. За это время было сделано большое количество запросов в архивы России и бывших республик СССР, получены материалы следственных, административных и личных дел. Александру удалось найти множество семейных фотографий и 38 последних писем пастора, в которых он пытался поддержать своих родных в вынужденной разлуке. Жене и детям до конца жизни не довелось узнать, что случилось и почему письма из Сиблага перестали приходить, но в ходе поисков его правнук выяснил, что Вольдемар Вагнер был расстрелян 24 сентября 1937 года. Александр Макеев установил и личности всех членов расстрельной команды. В программе вечера, посвященного выходу книги «Сиблаг НКВД. Последние письма пастора Вагнера. Личный опыт поиска репрессированных», — сценическая читка писем пастора Вагнера в постановке режиссёра Анастасии Патлай, встреча с автором книги Александром Макеевым, представителями издательства и гостями мероприятия. Книга подготовлена и выпущена Издательской программой Музея истории ГУЛАГа и Фонда Памяти в партнёрстве с издательством АСТ и при поддержке посольства Федеративной Республики Германия. В вечере примут участие: - Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Геза Андреас фон Гайр; - Директор Музея истории ГУЛАГа и руководитель Фонда памяти Роман Романов; - Архиепископ Кафедрального Собора св. Петра и Павла Дитрих Брауер; - Первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры Ольга Мартенс; - Автор книги, исследователь Александр Макеев; - Руководитель издательской программы Музея истории ГУЛАГа Светлана Пухова. Дата: 27 марта в 19:00 Адрес: Музей истории ГУЛАГа. 1-й Самотёчный пер., д.9, стр.1. Вход свободный по предварительной регистрации. ============================================================ Как религия стала "слоном в центре комнаты", а теоретики секуляризации этого не заметили Дмитрий Узланер представил свою книгу "Конец религии?" 04.03.2020 11:13 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87056 ------------------------------------------------------------ Д.Узланер. Фото: Юлия Зайцева Москва, 3 марта, Благовест-инфо. В начале третьего тысячелетия теория секуляризации потерпела крах, утверждает религиовед Дмитрий Узланер. Почему прогнозы известных теоретиков секуляризации не сбылись, с чем связан очевидный поворот к религии в мире в последние несколько десятилетий, как осмыслить этот поворот – эти вопросы затронул доцент РАНХиГС, главный редактор научного журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» 2 марта в Культурном центре «Покровские ворота». Лекция была приурочена к презентации новой книги Д. Узланера «Конец религии? История теории секуляризации» (ИД ВШЭ, 2019). С самого начала автор предупредил читателей и слушателей, что его книга и лекция – не о религии как таковой, а о том, как осмыслялось понятие «секуляризация» в социальных науках XX–XXI вв. «Секуляризация – это процесс утраты религией своей социальной значимости, своего влияния на политическую, экономическую, культурную жизнь общества», дал определение ученый. На протяжении последних 100 лет теория секуляризации была главной парадигмой социологии религии, основанной на том, что по мере модернизации общества религия обречена на неизбежную утрату своей социальной значимости. В книге автор детально разбирает идеи ключевых теоретиков секуляризации — Толкотта Парсонса, Питера Бергера, Брайана Уилсона, Томаса Лукмана, Дэвида Мартина и др. «Основная предпосылка теории секуляризации не в том, что религия по тем или иным причинам несовместима с современностью, а в том, что она несовместима с самим будущим человечества, будто бы в ре лигии есть какая-то непреодолимая спаянность с прошлым», – пишет автор. Такой подход позволял ученым в своих социальных исследованиях и прогнозах «выносить религию за скобки, не принимать религиозный фактор всерьез». Но примерно полвека назад ситуация изменилась: именно религиозный фактор стал набирать вес в общественных процессах в разных странах мира, а в начале XXI века это стало очевидным настолько, что «исследования религии переместились в центр социологии», а прежняя теория секуляризации стала маргинальной, она была свергнута «с пьедестала королевы социологии религии», считает исследователь. Он привел ряд примеров с временным диапазоном в 50 лет, показывающих, насколько изменилось восприятие религии в обществе. Если в 1958 г. в Египте почитали за шутку ироничные слова президента Насера о перспективе ношения женщинами хиджаба, то спустя полвека президентом этой страны стал один из лидеров исламистов, а за попытку поставить хиджаб под сомнение можно поплатиться постом министра. В нашей стране невозможно представить сейчас те преследования верующих, которым они подвергались в 60-е гг. в СССР. Напротив – РПЦ находится на авансцене общественной жизни. В Европе все больший вес набирают правые популистские партии, которые делают акцент на «традиционных ценностях», апеллируют к религии, «но не из-за возрастания религиозности, а по политическим причинам». Когда же произошел этот «поворот к религии»? По словам Д. Узланера, этот процесс почти синхронно происходил в разных странах в 70-е гг. В 1979 г. в Иране победила исламская революция, страна взяла курс на создание религиозного государства, что «казалось невероятным для теоретиков секуляризации». В США в 70-е выросло движение «христианских правых» как реакция на культурную и сексуальную революцию 60-х гг. Опора на «традиционные ценности», борьба с либерализмом, аморализмом, феминизмом сделали это движение мощной политической силой. А дискурс «духовно-нравственного возрождения» напоминает некоторые явления российской современности, заметил ученый. В СССР в 70-е гг. растет интерес к религии в среде образованных людей, молодежь все больше отходит от официальной идеологии. В ответ на это возникают безуспешные попытки «модернизации атеизма». Таким образом, с 70-х гг. религия и не думает агонизировать, напротив – она превращается во все более значимую силу, воплощается в транснациональных движениях. И, как заметил лектор, это усиление влияния выводит на поверхность не либеральные религиозные течения, а по большей части традиционалистские, консервативные. «Это стало большим сюрпризом для исследователей», – заметил религиовед. Сюрпризом – потому что ученые-обществоведы «просмотрели» этот религиозный подъем; из-за их «секуляристской предвзятости» религия оказалась у них как бы в «слепом пятне», она стала таким «слоном в центре комнаты, которого никто не замечает, пока он не начинает крушить все». Говоря о причинах этого явления, автор книги отметил: теоретики секуляризации считали, что экономика и религия находятся в обратно-пропорциональной зависимости – чем быстрее развивается экономика, тем скорее сойдет на нет религия. Но это «ключевая ошибка», считает Узланер, подчеркивая, что эта связь, безусловно, есть, но ничуть не меньшую роль играют социальные, культурные, политические факторы, которые нельзя недооценивать. Кроме того, ряд ученых полагали, что отказ от религии стимулирует общественное развитие. Но, например, на Ближнем Востоке общественное развитие пошло другим путем: разочарование в западной прогрессистской модели привело к желанию общества припасть к традиции («когда гаснет электрическая лампочка, я спускаюсь в подвал за масляной лампой деда», привел характерный образ Узланер). Крах коммунистической идеологии в СССР, а затем – либеральной идеологии в России 90-х тоже побуждает искать альтернативу в «традиционных це нностях романтизируемого прошлого», отнюдь не секулярных. Даже в левых философских течениях на Западе обнаруживаются попытки «интегрировать теологию в марксистское учение». А христианство в Европе в общественном поле тоже сейчас актуализируется – не как феномен личной религиозности, а как реакция на угрозу «исламизации». Как же корректно описать нынешнюю ситуацию с научной точки зрения? Отвечая на вопросы слушателей, лектор не смог дать актуального определения религии, объясняя это наличием сотен таких определений и главным образом – «размыванием понятийной рамки». По его словам, в ситуации постсекулярности (а именно так описывает ее Узланер) невозможно четко отделить религиозное от светского, уловить религию какой-то дефиницией. Религию можно уподобить некой жидкости, которая растекается по всему обществу, обволакивает его, затекает во все углы и щели, откуда ее уже не достать. Уместно говорить о неких «постсекулярных гибридах» и даже о «троеверии», когда к древнему смешению христианства и язычества, традиционно именуемому «двоеверием», примешивается еще нечто из области магии, науки, науковерия или еще чего-то неописуемого. Исследователь привел примеры таких «гибридов»: современный культ Победы, который даже некоторые деятели РПЦ уже называют «гражданской религией»; освящение космических ракет и боеголовок; панк-молебен Pussy Riot; попытки вписать постсоветский этос в православный контекст и т.д. Собственно, и предложение «внести Бога в Конституцию» – это, с точки зрения религиоведа, не что иное, как попытка подчеркнуть «нашу самобытность», отличие от «секулярного Запада». Подводя итоги, автор книги отметил: «Сегодня мы находимся на пике процессов, когда люди не стали более религиозными, но религия пронизывает всё общественное пространство. Вероятно, начнется обратная волна, но когда и какая – мы пока не знаем». Выступление Узланера стало поводом для оживленной и заинтересованной дискуссии, в ходе которой было задано более десяти непраздных вопросов и прозвучали разные точки зрения на проблемы секуляризации. Юлия Зайцева ============================================================ Легойда: До конца года может состояться еще одна всеправославная встреча 04.03.2020 10:57 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87060 ------------------------------------------------------------ В.Легойда. Фото с сайта mitropoliakuban.ru Москва, 4 марта. До конца года может собраться всеправославная встреча Поместных Церквей, подобная той, что прошла 26 февраля в Аммане. Об этом сообщил на пресс-конференции глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, пишет "Российская газета". "В Аммане произошла очень важная встреча", – сказал он журналистам, оценив ее, как первый шаг на пути преодоления ситуации с расколом мирового православия. Встреча проходила в братской, очень дружественной и открытой атмосфере, что, по его мнению, "вселяет некоторый оптимизм в плане выхода из столь сложной ситуации". Он напомнил, что церковь переживала в своей истории немало кризисов и оказывалась и в куда более сложных ситуациях, и находила из них выход. Амманская встреча закончилась желанием продолжить такого рода встречи, принципиально открытые для участия всех православных, включая Константинопольский патриархат, подчеркнул Владимир Легойда. ============================================================ Выставка, посвященная 400-летию протопопа Аввакума, открылась в Российской государственной библиотеке 04.03.2020 10:31 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=87055 ------------------------------------------------------------ М. Крутова, Е. Юхименко. Фото: Юлия Зайцева Москва, 4 марта, Благовест-инфо. Выставка, посвященная 400-летию одного из наиболее видных идеологов и вождей старообрядчества – протопопа Аввакума, открылась 3 марта в Румянцевском зале Российской государственной библиотеки (РГБ). Это событие стало одним из первых в череде мероприятий текущего года, посвященных юбилею протопопа Аввакума (1620–1682), почитаемого Русской Православной Старообрядческой Церковью в лике священномученика. На церемонии открытия выставки замдиректора Наталья Самойленко рассказала о богатой коллекции старообрядческих рукописей, хранящихся в РГБ, и сообщила о том, что на недавнем заседании в Министерстве культуры РФ, посвященном празднованию 400-летия протопопа Аввакума, было принято решение об оцифровке этих рукописей и включении их в Национальную электронную библиотеку. Таким образом, рукописные сокровища старообрядцев, лишь малая часть которых выставлена в новой экспозиции, «вскоре увидит весь просвещенный мир», сказала Самойленко. Заведующий отделом рукописей РГБ Виктор Молчанов сосредоточился на личности героя новой выставки: по его словам, экспозиция отражает твердый, непреклонный характер протопопа Аввкума, «у которого был особый диалог с Богом». «Его стойкость, уверенность в правде Божией были настолько безграничны, что, проведя 14 лет в застенках, он оставался непоколебимым в вере и служении», – сказал он о самом известном радетеле «старой веры». «Драматическая судьба протопопа Аввакума сказалась на сохранности его сочинений и автографов. Немногие собрания могут похвастаться ими», – отметила известный историк старообрядчества, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Юхименко. В новой экспозиции она обратила внимание на две «жемчужины» из коллекции РГБ: это сборник старообрядческих сочинений с автографами протопопа Аввакума и его пустозерских соузников – попа Лазаря, диакона Федора Иванова и инока Епифания, а также сборник, который включает письма Аввакума к своим духовным чадам – к «отцам Ионе и Моисею» («друшкам»), «старице Каптелине» («бабушке-старушечке») и двум девам. Эти письма считаются ярким образцом стиля и художественной образности незаурядного писателя-старообрядца. Оба эти сборника происходят из собрания Елпидифора Барсова. Как рассказала куратор выставки – главный палеограф, доктор филологических наук Марина Крутова, эти «жемчужины» расположены в самой первой витрине, которая открывает выставку. Здесь же, в сборнике из собрания Григория Прянишникова, можно увидеть раскрашенное литографированное изображение пустозерских узников; разные редакции жития протопопа Аввакума и его духовных дочерей боярыни Феодосии Морозовой и ее сестры княгини Евдокии Урусовой; переписанный текст одной из челобитных Аввакума. По словам куратора, устроители выставки стремились познакомить всех интересующихся историей старообрядчества с уникальными рукописными книгами, дающими представление о многообразии творческого наследия старообрядцев: полемическом, догматическом, агиографическом, гимнографическом, которое нашло отражение в рукописях XVII–XX веков. Разделы выставки ведут посетителя от одного старообрядческого согласия к другому. Так, несколько стендов посвящены известным полемическим сочинениям старообрядцев-поповцев Белокриницкого согласия из собрания московского Рогожского кладбища и Гуслицкого собрания. Рукописи последнего восхищают своим красочным оформлением. Далее – редчайшие сочинения старообрядцев-беспоповцев, в частности, требник беспоповский, который дает представление о духовной практике староверов-мирян, оставшихся без священства. Часть экспозиции посвящена рукописям поморцев-выговцев Андрея и Семена Денисовых (и о них), Мануила Петрова и других, а также сочинениям старообрядцев-федосеевцев и филипповцев. М. Крутова обратила внимание на то, что в выставке участвуют рукописи из давно поступивших на хранение старообрядческих собраний, например, Егора Егоровича Егорова, Петра Алексеевича Овчинникова и других. Но и в настоящее время фонд рукописей РГБ продолжает пополняться старообрядческими рукописями, имеющими высокое историко-культурное значение, о чем, в частности, свидетельствуют богатейшие собрания Дениса Пересторонина и Максима Пашинина – памятники из их коллекций также можно увидеть на выставке. Выставка «Старообрядческие рукописи в фондах РГБ: к 400-летию протопопа Аввакума» будет работать в Румянцевском зале до 30 марта. Как упомянула куратор выставки, к октябрю текущего года, возможно, будет подготовлена новая экспозиция из неисчерпаемых фондов РГБ, которая будет приурочена к Международному старообрядческому форуму. Как сообщает сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви, этот форум пройдет 20–21 октября в Доме Пашкова, он соберет глав и представителей старообрядческих церквей России и зарубежья, представителей органов власти, деятелей науки и культуры и станет одним из основных событий в год 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Юлия Зайцева ============================================================ Одобрена поправка в Конституцию РФ, содержащая упоминание Бога 04.03.2020 10:07 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=87058 ------------------------------------------------------------ Фото: РИА Новости / Евгений Биятов Москва, 3 марта. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству во вторник одобрил ко второму чтению законопроекта об изменении Конституции поправку президента РФ, предусматривающую упоминание Бога в Основном законе, передает "Интерфакс-Религия". "Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность развития российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство", – говорится в поправке. По мнению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, упоминание Бога в Конституции не изменит светского характера Российской Федерации. "Очевидно, что государство свой светский характер не теряет", – сказал он журналистам. По словам председателя Совета при президенте РФ по правам человека Валерия Фадеева, многие одобряют поправку об упоминании Бога в Конституции РФ. В то же время член СПЧ Николай Сванидзе считает, что предложенная поправка "выводит за скобки государства" неверующих людей. В свою очередь уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова выразила мнение, что включение в Конституцию упоминания Бога адресовано всем конфессиям и не ущемляет взгляды атеистов. ============================================================ |
В избранное | ||