Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 27/02/2020


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 27/02/2020
============================================================
Итоговое коммюнике Совета Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Аммане (26 февраля 2020)

27.02.2020 18:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=86977
------------------------------------------------------------
26 февраля 2020 года в Аммане (Иордания) состоялась встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, основная цель которой - единство и примирение в Святом Православии. Участники встречи отметили заботу ПатриархаИерусалимского о предотвращении неминуемой опасности раскола в рамках нашего православного общения.



Во встрече приняли участие делегации: Иерусалимской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом, Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Сербской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем, Румынской Православной Церкви во главе с его высокопреосвященством митрополитом Тырговиштским Нифонтом, Польской Православной Церкви во главе с Его Высокопреосвященством архиепископом Люблинским и Холмским
Авелем и Православной Церкви Чешских земель и Словакии во главе с Его Блаженством митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом.



Участники выразили благодарность его величеству королю Иордании Абдалле II, королю Хашимитского Королевства и хранителю христианских и мусульманских святынь на Святой Земле, а также народу Иордании за содействие в проведении этого собрания в их столице, Аммане, отметив выдающуюся работу его величества по содействию межконфессиональному диалогу на международном уровне.



Участники также поблагодарили Иерусалимский Патриархат и его блаженствоПатриарха Феофила за все неустанные усилия, направленные на то, чтобы проложить путь к диалогу и объединить братьев в драгоценном духе единства, отметив, что исходящий из Иерусалима свет свидетельствует о том, что Святой Град постоянно провозглашает свой многоконфессиональный и многокультурный характер, радуясь своему существованию в качестве теплого дома для трех авраамических конфессий - христианства, иудаизма и ислама.



Делегации заявили, что это собрание призвано укрепить братские узы между братьями и их Церквами, содействовать узам мира во Христе среди них, выступать за единство Православных Церквей и возобновить диалог в молитвенной надежде на примирение там, где были разногласия.



В атмосфере братской любви собравшиеся на встрече согласились с тем, что решения, касающиеся вопросов православного значения, включая предоставление автокефалии отдельным Церквам, должны быть окончательно оформлены в духе всеправославного диалога и единства, а также всеправославного консенсуса.



Относительно текущей церковной ситуации в Украине участники также признали, что всеправославный диалог необходим для исцеления и примирения.



По вопросу о Северной Македонии делегации заявили, что этот вопрос должен быть решен путем диалога в рамках Сербской Православной Церкви и при общеправославной поддержке.



Что касается Черногории, то участвовавшие делегации настоятельно призвали соответствующие власти уважать и отстаивать основополагающее право собственности на имущество, включая собственность Церкви.



Делегации согласились с тем, что им следует собраться как братьям, предпочтительно до конца этого года, с тем чтобы укрепить узы общения посредством молитвы и диалога. Участники надеются, что его святейшество Вселенский патриарх Варфоломей с известным почетным старшинством (πρεσβεια τιμήs) присоединится к этому диалогу вместе с другими братьями-предстоятелями.



Делегации приняли призыв своего брата Патриарха Феофила III провести молитву за мир, за прекращение войны, болезней и страданий, за всех христиан, а также за единство Православной Церкви. Эта молитва должна состояться в Материнской Церкви, Храме Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме, перед Гробницей Христа, из которой Он воскрес и возвещает мир всему миру.



Источник: Оrthodoxia.info




============================================================


В МДА отметили 150-летие Покровского храма праздничными богослужениями

27.02.2020 17:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86978
------------------------------------------------------------




Фото: Дмитрий Чикалин / flickr.com/photos/mpda



Москва, 27 февраля. Русская Православная Церковь 25 февраля чтит память святителя Алексия, митрополита Московского. Этот день является праздником и для Московской духовной академии: в день памяти святителя Алексия 150 лет назад освятили Покровский академический храм.



24 февраля в Покровском академическом храме епископ Звенигородский Питирим совершил всенощное бдение, а 25 февраля – Божественную литургию. Ему сослужили студенты и преподаватели Академии в священном сане.



За богослужениями пели первый академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и второй академический хор под управлением Виталия Чувилова, сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе МДА.



Несмотря на то, что Московская Духовная Академия располагалась на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с 1814 года, более 50 лет у нее не было своего храма – это связано с убежденностью святителя Филарета (Дроздова) в том, что в Лавре и так много церквей и увеличивать их число не следует. Поэтому всенощные бдения академическое священство совершало в самой вместительной аудитории Академии, а на Литургии священство, члены академической корпорации и студенты молились в храмах Лавры.



После кончины святителя Филарета, благодаря стараниям ректора академии протоиерея А.В. Горского и с благословения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, было решено построить храм, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы в память о торжественном открытии Академии в этот день в 1814 году. Устроение храма совершалось на средства благотворителя, представителя известной купеческой династии Алексея Толоконникова. В честь небесного покровителя ктитора академического храма
освящение состоялось 12 февраля 1870 года, в день памяти святителя Алексия Московского.



Цель академического храма, кроме совершения богослужений для молящихся, – дать богослужебные навыки и знания будущим пастырям.


============================================================


Саудовская Аравия ввела временный запрет на религиозный туризм из-за коронавируса

27.02.2020 17:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86976
------------------------------------------------------------




Медина. Фото с сайта islam.ru



Эр-Рияд, 27 февраля. Власти Саудовской Аравии на фоне распространения вируса COVID-19 временно приостановили прием религиозных туристов. Сообщается, что под запрет подпадает в первую очередь посещение Мекки и Медины, которые из года в год посещают миллионы мусульман со всего мира. Власти пошли на этот шаг несмотря на то, что на территории королевства пока официально не зафиксировано ни одного случая заражения коронавирусом.



Как отмечается в опубликованном в Twitter министерством иностранных дел королевства сообщении, принятые властями меры носят «временный характер» и направлены на предотвращение распространения вируса. Дополнительно сообщается, что запрещен въезд в страну всем владельцам туристических виз, кто выезжает в Саудовскую Аравию из стран, где зафиксирована вспышка COVID-19. Власти также просят собственных подданных воздержаться от поездок в эти регионы.



В МИД королевства подчеркнули, что власти страны таким образом решили поддержать международные усилия по сдерживанию распространения вируса, пишет «Российская газета».



На Ближнем Востоке наибольшее количество заражений зафиксировано в Иране: по официальным данным, в стране зарегистрировано 140 случаев заражения новым типом коронавируса, 19 человек скончались. Границы с Ираном перекрыли пять соседних стран – Ирак, Турция, Афганистан, Пакистан и Армения. Также ряд ограничений на поездки в Иран ввели Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Иордания и Грузия.



По информации на утро 27 февраля в мире (за исключением материковой части Китая) число заразившихся коронавирусом COVID-9 достигло 3530, увеличившись за сутки на 627. В Китае же с декабря 2019 года число жертв коронавируса составило 2744 человек, было зарегистрировано 78 497 случаев заболевания.


============================================================


Православные и мусульмане России оценили идею голосования по Конституции 22 апреля

27.02.2020 17:04
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86975
------------------------------------------------------------




Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов



Москва, 27 февраля. В Русской Православной Церкви расценили предложение провести референдум о поправках в Конституцию 22 апреля, после Пасхи и до начала Рамадана, как проявление уважения к верующим. При этом в Духовном управлении мусульман (ДУМ) Москвы отметили, что Рамадан не помешал бы мусульманам голосовать, так как это время активности, не только религиозной, но и общественной.



Ранее сопредседатель рабочей группы по обсуждению изменений в основной закон Андрей Клишас предложил президенту РФ Владимиру Путину провести общероссийское голосование по поправке в конституцию 22 апреля. По его словам, к 19 апреля, празднику Пасхи, заканчивается православный пост, а 24 апреля у мусульман начинается священный месяц Рамадан, и 22 апреля представляется «оптимальной датой» для голосования.



«Мы видим в этом последовательное следование государства принципу защиты религиозной свободы и уважения к достоинству верующих традиционных религий нашей страны. Это решение позволит верующим полноценным образом участвовать в голосовании, что нами всегда рассматривалось как исполнение гражданского долга», – сказал РИА Новости замглавы синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.



В свою очередь муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов подчеркнул, что пост в месяц Рамадан, который предписывает полное воздержание от еды и питья от рассвета до захода солнца, не накладывает какие-либо ограничения на гражданскую и общественную активность мусульман.



«Напротив, месяц Рамадан – это не только период соблюдения поста, но еще и время активности. Причем не только религиозной, а в целом всесторонней: активность общественная, государственная и так далее. Поэтому если бы дата референдума пришлась бы на дни Рамадана, то ни что бы не помешало мусульманам принять участие в голосовании», – пояснил муфтий.


============================================================


Религиозная тема в неофициальном искусстве 1960-1980-х годов в СССР: сплав христианства, мистики, эзотерики и нонконформизма

27.02.2020 16:51 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86972
------------------------------------------------------------




Искусствовед Анна Флорковская. Фото: Юлия Зайцева



Москва, 27 февраля, Благовест-инфо. Религиозная тема в творчестве отечественных художников второй половины ХХ века в советском искусстве находилась под запретом. С началом периода религиозной свободы в России в конце 1980-х, на рубеже веков и в наше время возникает желание оглянуться назад, в советское прошлое, осмыслить опыт воплощения религии в образах искусства в стране государственного атеизма. Именно этим руководствовалась Анна Флорковская – искусствовед, преподаватель МГАХИ им. В.И. Сурикова,
которая исследовала религиозную тему в неофициальном искусстве 1960-1980-х годов и прочитала соответствующую лекцию в Российской академии художеств. Лекция состоялась 26 февраля в рамках семинара Отдела древнерусского и церковного искусства.



В начале искусствовед уточнила, что предметом ее исследования стало не церковное искусство этого периода, а религиозное в широком смысле. В духовных поисках художников к традициям христианства, ислама, иудаизма зачастую примешивались мотивы метафизики, мистики, эзотерики, теософии, и порой их трудно отделить – настолько тесно они переплетены. Создавая произведения на религиозные темы, художники и их зрители искали ответы на самые главные экзистенциальные вопросы, которые не в состоянии было дать
официальное искусство, подчеркнула лектор.







Д. Краснопевцев. Фото: sovcom.ru



В период хрущевской оттепели в Москве возникло так называемое «метафизическое направление». Принадлежащие к нему художники «обращались не столько к религиозным темам, сколько вообще к трансцендентному началу», даже не используя при этом религиозных атрибутов. Так, Д. Краснопевцев известен своими натюрмортами, которые «свидетельствовали о наличии нематериальной реальности». Влияние искусства Серебряного века, «пропитанного религиозными интенциями», а также
сюрреализма ощущается в работах В. Янкилевского, Ю. Соостера, В. Вейсберга, Н. Вечтомова, полагает исследовательница.



В 70-е гг. многое меняется: в советских СМИ стало активно использоваться слово «духовность». В контексте атеизма-материализма это понятие противопоставлялось «вещизму»; «духовность» ассоциировалась с неким «нестяжанием, верой в светлое коммунистическое будущее». Но, несмотря на такое навязываемое понимание, само появление этого слова в лексиконе «как-то выражало время углубленного внутреннего поиска в культуре, в том числе – в религиозном
искусстве», считает историк искусства. В этой области «духовность» связывалась с чем-то иррациональным, религиозным, метафизическим, что явно противостояло официальной идеологии. Духовные поиски художников в это время подпитывались обращением к религиозному искусству прошлого, к исторической памяти, сохранившейся в памятниках культуры и т.д. Кроме того, в 70-е начался «процесс религиозного пробуждения», который выражался в создании подпольных христианск
их групп и изданий, в деятельности религиозного самиздата. «Альтернативные» сообщества возникли и в художественной среде, художники все более склонялись к религиозным темам, при этом «четкого разделения религии, теософии, мистических течений там не было».







М. Шварцман. Иература «Серафим». Фото evg-crystal.ru



В этом ряду искусствовед назвала несколько известных московских имен. В беспредметных композициях Э. Штейнберга она обнаруживает «синтез мироощущения Серебряного века и пластических открытий авангарда». М. Шварцман обратился к иконе не как к артефакту прошлого (как многие его коллеги), а как к «камертону русского искусства» и «источнику пластического обновления художественного языка». Он создает «иературы» (работы «Ангел праздничного окна»,
«Ноев ковчег», «Серафим»), стремясь воплотить «духовные сущности, которые художник не может придумать, а только прозреть». В кругу Шварцмана в конце 60-х появляется молодой М. Шемякин, который тоже «заявляет о себе как о художнике метафизического видения».



В Ленинграде в это время появилась своя школа религиозного искусства, сформировавшаяся вокруг Н. Стерлигова, ученика К. Малевича. Здесь развивалась «концепция купольного пространства как соединения земного и небесного».



Значительное явление 70-х гг. в Москве – кружок режиссера Е. Шиферса, в котором сосредоточились религиозные поиски художников, тяготеющих к православию. Члены кружка собирались регулярно, изучали «Иконостас» о. Павла Флоренского, обсуждали работы о. Сергия Булгакова, Н. Бердяева. К этому сообществу принадлежали В. Пивоваров, И. Кабаков, Э. Неизвестный, В. Янкилевский, Э. Штейнберг.







Д. Плавинский «Заброшенная церковь» (гравюра). Фото dali88.livejournal.com



В 1975 г. на выставке нонконформистов в Москве впервые экспонировалась живопись с христианскими мотивами: работы В. Леницкого, Д. Плавинского и других. Обращение к религиозным темам воспринималось во многом «через культурную память, фиксацию разрушенных памятников христианской культуры». По словам лектора, «потихоньку» религиозная живопись стала выставляться в «полуофициальном» выставочном зале Горкома графиков на Малой Грузинской.







А. Харитонов. Фото с сайта nsad.ru



Яркие имена 70-80-х гг. – это «фольклорно-наивный» А. Харитонов, «с глубоко укорененной темой юродства»; Б. Козлов, вдохновлявшийся своей работой реставратора икон; В. Линицкий – художник, вдохновлявшийся древней христианской иконографией (ныне – митрополит одной из катакомбных церквей); В. Провоторов, разрабатывавший «тему возмездия, искупления греха» (стал священником); С. Симаков (ныне – инок Серафим), использовавший элементы сюрреализма; О.
Кандауров, сочетавший каким-то образом христианство с эзотерикой и теософией; В. Петров-Гладкий, К. Кузнецов, И. Кислицын, А. Милорадов, С. Потапов и другие. Автор исследования упомянул также Д. Пригова как «автора теологического проекта» и «квазирелигиозные перформансы» в группе «Интермедия» при Музее Скрябина в Москве.



Иудаизм в заявленной теме ярко представлен ленинградской группой «Алеф», созданной в 1975 г. Е. Абезгаузом. Художественные размышления на темы Священного писания и истории еврейского народа доминируют в работах М. Гробмана, Д. Лиона, Гриши Брускина. Об искусстве исламских художников этого периода у Флорковской мало сведений. Она назвала лишь группу «Чингисхан», которую в Казани возглавил художник В. Ханнанов.







Гриша Брускин. Фото: tanjand.livejournal.com



Подводя итоги, лектор отметила, что в 60-80-е гг. религиозная тематика была одним из главных источников вдохновения для самых разных художников. По частоте обращения к ней вряд ли можно судить о вере художника, речь идет о «светском высказывании на религиозную тему». Ответы на вопросы о смыслах человеческого существования, о жизни и смерти, предложенные художниками, «поражают своим разнообразием, свободой художественного высказывания и парадоксальностью видения». Изучая этот период,
необходимо учитывать дух «зачарованности культурой», когда историческое прошлое само по себе, народные традиции, их христианские корни – все это притягивало умы и сердца, в первую очередь, художников. Кроме того, обращение к религиозной тематике в живописи было формой инакомыслия, «попыткой заглянуть за занавес официальной идеологии».



Участники семинара в РАХ согласились с А. Флорковской в том, что избранный ею аспект истории советского искусства нуждается во всестороннем изучении.



Юлия Зайцева


============================================================


РПЦ откроет первую школу приемных родителей в Свердловской области
Для работы с семьями будут привлекать психологов и священнослужителей

27.02.2020 15:29
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86974
------------------------------------------------------------




Фото: wavebreakmedia / shutterstock.com



Екатеринбург, 27 февраля. Первую православную школу приемных родителей планируют создать в Свердловской области. Психологи и священнослужители помогут семьям, взявшим на опеку и попечительство детей, сообщила в четверг в уральском региональном центре ТАСС руководитель Центра защиты семьи «Колыбель» православной службы милосердия Екатеринбургской епархии Елена Попова.



«У нас очень востребована сейчас школа приемных родителей, мы хотим ее организовать. К сожалению, в том конкурсе [Фонда президентских грантов], который прошел, мы немного не добрали баллов. Но в любом случае мы этот проект будем реализовывать, потому что школ приемных родителей сейчас очень много, но для православных людей (и особенно там, где участвуют священники в этой работе) есть только центр в Санкт-Петербурге и Марфо-Мариинская обитель [в Москве]», – сказала она.



Попова отметила, что для работы с семьями будут привлекаться психологи центра и священнослужители, которые имеют опыт пасторской работы, а также опыт работы с приемными детьми. Она уточнила ТАСС, что школу планируют организовать на базе социального отдела Екатеринбургской епархии.



По словам Поповой, в создании школы будут помогать церковь, социальный отдел епархии, благодетели, объем необходимых средств она не уточнила.



Ранее центр также реализовывал проект по работе с находящимися в кризисной ситуации семьями «Сохрани семью», поддержанный Фондом президентских грантов. «Мы работали с ЗАГСами и накопили очень интересный опыт. Самое главное здесь - это восстановление утраченного диалога между супругами», – пояснила Попова.


============================================================


Полотна Айвазовского на религиозную тему собраны в один альбом

27.02.2020 15:21 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86970
------------------------------------------------------------




И.К. Айвазовский. Богоматерь с Младенцем. 1891.



Москва, 27 февраля, Благовест-инфо. Вышла в свет книга-альбом «Религиозные темы в творчестве Ивана Айвазовского». Издание уникальное в своем роде, поскольку впервые под одной обложкой собраны и представлены читателю все полотна живописца на религиозные темы, в том числе малоизвестные.



В издании собраны 38 полотен гениального живописца, мариниста Ивана Айвазовского (настоящее имя Ованнес Айвазян), объединенные религиозной проблематикой, говорится в сообщении пресс-службы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ).



На протяжении всей жизни (1817-1900 гг.) художника занимала мистерия сотворения мира, им владело настойчивое желание приблизиться к разгадке этой тайны, к пониманию глубинного смысла библейских повествований, сказаний. Художественным осмыслением и итогом этих духовных поисков и размышлений стали образы Иисуса Христа, коленопреклоненно молящегося в Гефсиманском саду и Его хождение по водам; праотца Ноя, спускающегося с горы Арарат после всемирного потопа и многие другие.



Во второй главе книги под заголовком «Вечное в преходящем» представлены биографические материалы, собранные Российской и Ново-Нахичеванской епархией ААЦ к 200-летию художника, а также материалы по реконструкции церкви Сурб Саркис (Святого Сергия) в Феодосии, где крестили, венчали и отпевали Айвазовского, в ограде которой он похоронен. Книга издана под патронатом мецената Самвела Карапетяна, ее цель — привнести новые штрихи, расставить новые акценты в восприятии выдающегося художника, дать
возможность широкой общественности ознакомиться с малоизвестными фактами его жизни и творчества.



Пресс-секретарь епархии Алвард Назарян в беседе с «Благовест-инфо» отметила, что выход издания посвящен 30-летию пастырского служения главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Езраса Нерсисяна. «Специалистам-искусствоведам известно, что кроме живописных полотен, запечатлевших морскую стихию во всей ее мощи и величии, Айвазовский писал также сцены из Библейской истории, проектировал церкви и часовни», – отмечает Назарян. По ее
словам, книга-альбом адресована широкому кругу читателей: любителям искусства, арменоведам, студентам профильных вузов. Из огромного (более 6 тысяч полотен) живописного наследия И. Айвазовского почти половину составляют полотна, изображающие мощь природы, бушующей стихии в столкновении, в драматической борьбе страждущих, но протягивающих друг другу руки помощи людей, не сломленных духом и непоколебимых в вере.







Письма И. Айвазовского, хранящиеся в рукописных фондах музеев Армении, сообщают новые подробности о жизни живописца, с которыми также можно ознакомиться в книге-альбоме. Фото предоставлено пресс-службой Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ



Детство юного Ованеса, как и большая часть его жизни, прошла в Феодосии, населенной преимущественно армянами. С 8 лет он посещал церковно-приходскую школу при церкви Сурб Саркис. За пять лет учебы он изучил армянский и русский языки, грамматику, арифметику и Закон Божий. В 1840 году Иван Айвазовский, окончивший с золотой медалью Санкт-Петербургскую императорскую Академию художеств, был командирован за границу для совершенствования своего мастерства. Так он попал в Венецию, а потом на остров святого Лазаря,
где в армяно-католической конгрегации мхитаристов жил и работал его старший брат, 28-летний монах Габриэл Айвазян. Эти визиты способствовали близкому знакомству художника с историей армянского народа, сокровищами его культуры и истории. Именно страший брат вдохновил художника написать всемирно известную картину «Хаос. Сотворение мира» и подарить полотно Папе Римскому Григорию XVI (1765–1846).



Айвазовский был женат дважды. В первый раз в 1848 году художник женится на англичанке Юлии Грейс. Айвазовский признавался: «Я женился как истинный артист, то есть влюбился как никогда». Свадьба, несмотря на то, что будущая супруга была лютеранкой, прошла в армянской церкви Крыма по армянской традиции и с условием, что дети, рожденные в этом браке, также должны быть крещены «по законам армянской веры». Однако через 12 лет совместной жизни Айвазовский и Грейс расстались.



Второй раз живописец женился в 64-летнем возрасте на 28-летней вдове Анне Бурназян. Айвазовский писал: «Этот брак еще больше сблизил меня с моей нацией». Сердечная теплота и добросердечность жены вдохновила живописца на создание новых морских пейзажей; воодушевленный, он обращается к Армении, жизни армянского народа и к религиозным темам. В этот период рождаются такие шедевры, как «Араратская долина» (1882), «Гора Арарат» (1885), «Ной спускается с горы Арарат»
(1889), «Клятва перед Аварайрской битвой (полководец Вартан Мамиконян, V в.) (1892), «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель (IV в.)» (1892), «Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина» (1895), «Посещение Байроном мхитаристов на острове Святого Лазаря в Венеции» (1899).



Письма И. Айвазовского, хранящиеся в рукописных фондах музеев Армении, сообщают новые подробности о жизни живописца, с которыми также можно ознакомиться в книге-альбоме.



Наринэ Киракосян


============================================================


Устанавливать камеры во всех столичных храмах не нужно, считают в Московской епархии

27.02.2020 15:03
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86973
------------------------------------------------------------




Храм Христа Спасителя. Фото: РИА Новости / Евгений Одиноков



Москва, 27 февраля. Нужды в повсеместной установке камер в храмах Москвы нет, несмотря на недавнее нападение в Никольской церкви на Бакунинской улице, заявил РИА Новости глава информационной комиссии Московской епархии, настоятель солнцевского храма преподобного Сергия Радонежского священник Александр Волков.



Ранее в СМИ появилась информация, что в храмах Русской православной церкви будут в обязательном порядке установлены камеры наблюдения. Необходимость в этом возникла после инцидента 16 февраля в Никольском храмы Москвы, когда 26-летний мужчина вошел в здание и ранил ножом двух человек. Мужчину задержали, полиция возбудила в отношении него дело по статьям «Хулиганство» и «Побои».



«О необходимости повсеместной установки видеокамер в храмах города Москвы речи не идет. В настоящее время существуют требования по антитеррористической защите храмов, чей уровень (третий, согласно правилам – ред.) не предусматривает установки видеооборудования», – сказал священник.



Вместе с тем, отметил он, в столице все же есть храмы, которым предъявляются особые требования с точки зрения безопасности и антитеррористической защиты. В первую очередь речь идет о храме Христа Спасителя, где, по словам Волкова, безопасность обеспечивают правоохранительные органы Москвы, так как храм находится в совместном пользовании РПЦ и города.



«Целесообразность установки камер в прочих храмах принимается настоятелем храма, исходя из местоположения, числа прихожан. Если это храм в густонаселенном районе или рядом с какими-то центральными станциями метро, где много людей проходят через территорию храма, то с моей точки зрения, как настоятеля, установка камер весьма полезна. Хотя, конечно, иногда камеры могут смущать прихожан, но этот вопрос нужно решать непосредственно исходя из конкретной ситуации. И устанавливать камеры так, чтобы, с одной
стороны, было видно происходящее в храме, но, с другой стороны, не смущать верующих их наличием», – подчеркнул Волков.



В ряде столичных храмов, по его информации, установлены камеры видеонаблюдения, «чье наличие уже само по себе осаждает злоумышленников». Однако, как отметил он, никаких обязательных указаний о повсеместной установке камер со стороны руководства епархии в настоящее время нет.



«Все, что связано с обеспечением безопасности храма, лежит целиком на плечах настоятеля. Именно он определяет способ обеспечения безопасности, это никак не регламентируется в Церкви. Где-то привлекаются частные охранные предприятия, где-то храмы охраняют прихожане, где-то казаки – например, Даниловский монастырь. Этот вопрос настоятелями решается по-разному, но опять же, в зависимости от объективных обстоятельств», – заключил он.


============================================================


В РПЦ на примере Японии рассказали об опасности погружения молодежи в виртуальный мир

27.02.2020 14:39
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86971
------------------------------------------------------------




Фото: tmeier1964/pixabay.com



Москва, 27 февраля. Чрезмерное погружение в виртуальный мир и отрыв от реальности серьезно мешает молодежи найти свое место в жизни, создать семью, примером чему, во многом, является современная Япония, об этом сказал глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.



Говоря в эфире программы «Церковь и мир» о влиянии «виртуализации», владыка Иларион отметил, что, например, в Японии уже обеспокоились тем, что молодежь от 20 до 30 лет отношения в виртуальном пространстве предпочитают реальному общению, созданию семьи, сообщает «Фома» со ссылкой на пресс-службу Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.



По мнению митрополита, данный феномен «отражает общую тенденцию, связанную с тем, что многие молодые люди гораздо комфортнее чувствуют себя в мире виртуальном, чем в мире реальном».



«В виртуальном мире они общаются, переписываются, заводят знакомства, друзей, получают лайки и ответы на свои комментарии, а когда потом встречаются с реальными людьми, там возникают серьезные проблемы. Потому что в виртуальном мире действуют одни правила, а в реальном мире – другие», – подчеркнул архипастырь.



Одной из ярких иллюстраций указанной проблемы стала имеющая множество фанатичных поклонников японская певица Мику Хацунэ, которая является просто виртуальным персонажем, т.н. вокалоидом, созданным из оцифрованного голоса реальной девушки. Однако это не помешало одному из поклонников Мику заключить с ней «брак».



Как считает митрополит Иларион, это не столько комично, сколько печально.



«Я довольно хорошо знаю Японию, неоднократно там бывал. Знаю, что у жителей Японии, в том числе у молодежи, есть серьезные проблемы, связанные, прежде всего, с тем, что в основе своей это достаточно безрелигиозная страна. Очень многие молодые люди в Японии страдают от того, что в материальном плане они всем обеспечены, а в духовном плане не понимают, зачем живут. Поэтому в этой стране высокий уровень самоубийств. Кроме того, там большое количество людей, которые не могут создать полноценную
семью», – поделился священнослужитель.



Данные проблемы, как считает иерарх, отчасти отражены и в феномене виртуальной Мику Хацунэ.



«Думаю, что нашей молодежи не стоит увлекаться подобного рода феноменами», – резюмировал митрополит Волоколамский Иларион.


============================================================


Эчмиадзин объявил о сборе пожертвований на реконструкцию кафедрального собора
Завершить реконструкцию собора планируется в 2022 году

27.02.2020 14:15 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86969
------------------------------------------------------------




Фото с сайта armeniantrip.com



Ереван, 27 февраля, Благовест-инфо. Древнейший христианский храм – кафедральный собор Эчмиадзинского монастыря, оказавшийся на грани разрушения, нуждается в пожертвованиях. Первопрестольный Эчмиадзин сегодня обратился с просьбой ко всем армянам мира пожертвовать на реконструкцию собора. В сообщении подчеркивается, что в начале старта реставрационных работ глобальной угрозы обрушения не было, и о серьезности состояния храма реставраторы рассказали только в 2017 году.



Собор – объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Решение осуществить полноценный ремонт собора принималось на протяжении пяти лет. В 2012 году были начаты исследования физического состояния собора, в которых принимали участие специалисты из Италии, Японии и Армении. В результате исследований обнаружились трещины, проблемы с отводом грунтовых вод, аварийное состояние верхних и несущих конструкций. В 2016 году собор подготовили к началу ремонта: внутри частично реставрировались фрески, а снаружи были
поставлены балки, подпирающие конструкцию. Наружный ремонт с соблюдением норм реставрации был начат с куполов храма. Однако в 2018 году выяснилось, что физическое состояние собора намного хуже, чем предполагалось изначально, и его пришлось полностью закрыть для посещений на неопределенное время.



В ходе реставрационных работ, которые выполняются с соблюдением норм, применяемым к древним памятникам, и постоянных консультаций с итальянскими специалистами, выяснилось, что южный купол и опорные своды храмовой конструкции стали крайне сейсмочувствительны и могут в любой момент разрушиться. Работы продолжались, несмотря на то, что реставраторы сталкивались с рядом сложнейших задач, а также обнаружили ряд скрытых и ранее неизвестных фресок и имитационных (потайных) стен. Так, в 2018 году реставраторы
обнаружили ранее неизвестную фреску под известково-песочным слоем стен кафедрального собора. В 2019 году реставраторы раскрыли секрет, к которому прибегали средневековые армянские зодчие – при демонтаже колокольных башен оказалось, что 80% их поверхности облеплены глиняными сосудами разных форм и размеров.



Учитывая серьезность создавшейся ситуации и затянувшийся период реконструкции, Эчмиадзин обратился с просьбой пожертвовать средства на реконструкцию и обустройство собора ко всем армянам. В обращении Эчмиадзина отмечается, что конструкцию собора в последний раз лишь частично укрепляли в 1950-60-х годах.



«Сбор пожертвований должен стать еще одним способом сплочения армян всего мира. Мы хотим, чтобы в реконструкцию храма свой вклад сделали не один или несколько меценатов, а все сыны нашего народа. Для сбора пожертвований открыт специальный сайт cathedral.am, где есть информация о состоянии храма, история его строительства, ремонтных работ, а также информация о реквизитах банковских счетов, куда можно отправить деньги на реконструкцию. Пожертвовать можно и в епархиях Армянской Церкви по всему
миру», – сообщил в беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» директор пресс-канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян.



О.Ваграм затруднился назвать конкретную сумму, которая необходима на продолжение реконструкции собора, отметив, что есть определенные финансовые расчеты, однако они поменялись в ходе обнаружения ряда новых обстоятельств по реконструкции, поэтому цифра будет уточнена и названа позже. «Речь идет о большой сумме, но назвать ее точно мы сможем позже по смете», – уточнил священник, добавив, что создан почетный попечительский совет и исполнительный орган, который будет координировать сбор. Также
создана рабочая группа под руководством главы Западной епархии Армянской Апостольской Церкви в США архиепископа Овнана Тертеряна.



На сайте, открытом для сбора пожертвований, отмечается дата окончания реконструкционных работ – 2022 год. Если учесть, что в 2012 году были начаты исследования по физическому состоянию, а в 2018 году собор полностью закрыли для посещений, то реконструкция выдающегося памятника армянской архитектуры – кафедрального собора Святого Эчмиадзина, основанного в 301 году, – продлится в общей сложности десять лет.



Наринэ Киракосян


============================================================


Архимандрит Савва (Мажуко): Священники должны научиться говорить "не знаю"
Как подросток из бандитского района стал православным проповедником

27.02.2020 13:20 | "Крестовский мост"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=86967
------------------------------------------------------------

============================================================


В РПЦ довольны итогами межправославной встречи в Аммане

27.02.2020 12:52
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86966
------------------------------------------------------------




Амман, 27 февраля. Участники встречи глав и делегаций Поместных Церквей, которая прошла в среду в Аммане, не ставили задачу сразу решить все наболевшие вопросы - главным было дать старт межправославному диалогу, отмечают в Московском патриархате.



«По итогам согласовали пресс-релиз. В нем ясно обозначено, что собрались не для того, чтобы разом всё решить - это было бы совершенно нереалистично, учитывая глубину кризиса, а договориться о начале процесса диалога, сразу обозначив конкретные сроки и пути его продолжения», - заявил «Интерфаксу» замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.



По его словам, важным является сам факт начала совместного и мирного обсуждения подлинных проблем и признание того, что церковная ситуация на Украине «отнюдь не является урегулированной, как считает Константинопольский патриарх», а для исцеления и примирения на Украине нужен всеправославный диалог.



Также участники встречи пригласили остальных предстоятелей, в том числе Константинопольского патриарха Варфоломея, не игнорировать подобные встречи, а в следующий раз присоединяться к общему диалогу.



Представитель РПЦ отметил, что встреча прошла в братском духе, за круглым столом, для начала молитву пропели по-гречески, по-славянски и по-румынски. Первую сессию до перерыва вел патриарх Иерусалимский, вторую предоставил вести патриарху Кириллу.



«Очень ясным образом обозначил основные черты нынешнего кризиса православного мира патриарх Кирилл в своем выступлении. Замечательно выступил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, - кстати, с легкостью и уверенностью, как и патриарх, участвовавший в обсуждении итогового документа на английском языке», - рассказал отец Николай.



Общая атмосфера встречи, по его словам, была мирной, спокойной, внимательной к мнению каждой Церкви, каждого участника. «Патриарх Кирилл подметил, что, видимо, близость святых мест сказывается. Не раз участники напоминали, что именно Иерусалимская церковь (ставшая инициатором встречи - ИФ) является подлинной Матерью всех Церквей, что ей удалось и на сей раз продемонстрировать», - заключил представитель Московского патриархата.


============================================================


Первый вице-президент Азербайджана удостоена папского рыцарского ордена
Мехрибан Алиева произведена в дамы Большого креста ордена Пия IX

27.02.2020 12:26
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86965
------------------------------------------------------------
Ватикан, 27 февраля. Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева произведена в дамы Большого креста ордена Пия IX, одного из высших папских рыцарских орденов. Как корреспонденту ТАСС сообщили в субботу в службе печати Святого престола, награждение состоялось после аудиенции у Папы Римского Франциска.



«По завершении встреч в Госсекретариате Ватикана госсекретарь кардинал Пьетро Паролин вручил супруге президента Азербайджана Большой крест ордена Пия IX. Наградой была отмечена ее деятельность и вклад в продвижение культуры, в том числе при взаимодействии с институтами Святого престола», - сообщили ТАСС.



Алиева среди прочего возглавляет Фонд Гейдара Алиева, который активно занимается гуманитарной и культурной деятельностью. В частности, при участии фонда проводились восстановительные работы в римских катакомбах, захоронениях христиан первых веков.



Орден Пия IX был учрежден в 1847 году. Он присуждается за выдающиеся заслуги перед Церковью и обществом. Большой крест - особая степень, вручаемая главам государств и высокопоставленным государственным деятелям.



Среди кавалеров ордена - нынешний президент Итальянской республики Серджо Маттарелла, целый ряд бывших глав итальянского государства, включая почетного президента Джорджо Наполитано, а также ряд коронованных особ - король Швеции Карл XVI Густав, великий герцог Люксембурга Анри, короли Испании и Бельгии Хуан Карлос и Альберт II.


============================================================


Псков: храм Космы и Дамиана с Примостья отреставрируют до 2023 года

27.02.2020 11:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86964
------------------------------------------------------------




© Владимир Смирнов/ТАСС



Псков, 27 февраля. Реставрация псковской церкви Космы и Дамиана с Примостья завершится до конца ноября 2022 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на сайт Единой информационной системы в сфере госзакупок.



«Объект культурного наследия федерального значения «Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, остатки колокольни, ворота и ограда», XV-XVII веков. Окончание [работ] - 25 ноября 2022 года. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 71 млн 64 тыс. рублей. Государственный заказчик - федеральное государственное казенное учреждение «Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», - отмечается в тексте документа.



Комитет международной организации включил десять церквей Псковской школы архитектуры в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2019 году.



Многие из псковских храмов, включенных в список ЮНЕСКО, так назывваемые «кончанские». Во времена Псковской вечевой республики такие храмы являлись центрами общественной и политической жизни «концов» - подобий современных микрорайонов города. В их стенах псковичи хранили порох, необходимый для обороны от врагов. Одной из таких была церковь Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана с Примостья.



Каменная церковь построена в середине XV века на месте сгоревшей деревянной. За всю историю горела как минимум четыре раза. В годы Великой Отечественной храм получил повреждения во время бомбежки и был сожжен. Восстанавливать его начали в 1950-е годы. Спустя 10 лет внешний вид был приведен в порядок: появились окна, двери и кровля. Внутри работы продолжались долгие годы. В советское время там размещались переплетная мастерская и типография. Для прихожан храм открылся лишь в 2008 году.


============================================================


Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия

27.02.2020 11:47 | The Art Newspaper Russia
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=86963
------------------------------------------------------------

============================================================


Боевики Боко Харам громят города и убивают христиан на северо-востоке Нигерии

27.02.2020 11:33
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86962
------------------------------------------------------------




Абуджа, 27 февраля. Мусульманские фанатики «Боко Харам» напали на город на северо-востоке Нигерии, сожгли пять церквей, и развернули зверскую бойню местных христиан, сообщает «Седмица» со ссылкой на christianpost.



Согласно первым поступившим сообщениям, более сотни боевиков «Боко харам» ворвались в город Гаркида в районе Гомби северо-восточного штата Адамава. В городе продолжаются вспышки беспорядочной стрельбы, поджоги храмов, часовен и частных домов, уже известно о многочисленных жертвах. Достоверно известно, что сожжены и разрушены пять церквей, в том числе храм церкви Братьев во Христе, храм Англиканского сообщества церквей, а также храм и общинный центр Церкви Живой Веры. Есть неподтвержденные
сообщения о захвате многих заложников с целью выкупа.



По сообщениям христианской правозащитной организации «Спасение преследуемых христиан» ( Save the Persecuted Christians), боевики «Боко Харам» прибыли в город из лесного района Самбиса на 60 мотоциклах. Каждый из мотоциклов нес пару боевиков, вооруженных автоматами АК-47 и гранатометами РПГ, а следом за ними прибыли приблизительно 20 джихад-мобилей (открытых джипов с крупнокалиберными пулеметами и пушками в кузовах). Городской гарнизон нигерийских сил безопасности и спецслужб оказал
сопротивление нападавшим, однако был вынужден отступить под натиском превосходящих сил в ожидании подкреплений. Разгромив город, боевики напали на соседние города и поселки. Сообщается о многочисленных беженцах, пытающихся спастись в горных местностях, окрестных зарослях и лесах. «В городе Гаркида в настоящее время продолжают бушевать пожары ... многие жители убиты, а их дома полыхают», - сообщает местное издание The Cable. «Наши люди бежали в горы ради сп
асения жизни, а тем временем боевики сжигают их дома», добавил один из местных жителей.



В Гардике планировалось собрание ежегодной Католической женской конференции, и многие делегатки уже прибыли, когда в город в ночь на пятницу ворвались вооруженные убийцы. Ожесточенный бой продолжался не менее суток – так новостная служба ait.live сообщала в субботу, что «местные добровольцы и сотрудники служб безопасности и полиции продолжают вести перестрелку с боевиками».



В начале этого месяца исламские боевики «Боко харам» сожгли и убили не менее 30 человек, в том числе беременную женщину и ее ребенка, а также похитили многих христиан в северо-восточной части Нигерии и в районе озера Чад. Боевики также подожгли в ночное время лагерь путников в деревне Ауно (штат Борно), когда те вынужденно заночевали под открытым небом из-за того, что не успели укрыться в столице штата Майдугури до наступления комендантского часа, не доехав примерно 10 миль до безопасного места.



«Боко харам» - организация исламских боевиков, ответственная за гибель десятков тысяч жителей этого региона и бегство нескольких миллионов за последнее десятилетие. Террористическая группа поклялась в верности Исламскому государству (запрещенной в РФ организации) в 2016 году, но вскоре распалась при попытке главарей ИГИЛ заменить лидера «Боко харам» Абубакара Шекау на своего человека. Хотя нигерийское правительство утверждает, что нанесло поражение «Боко харам» в военных
столкновениях, боевики этой организации и ИГИЛ продолжают нападения на христиан в северных штатах страны.



Боевики Боко Харам за эти годы похитили сотни школьниц, пасторов и других заложников ради выкупа. В прошлом месяце исламисты Боко Харам казнили Лавана Андими, председателя отделения Христианской ассоциации Нигерии в районе Мичика штата Адамава. Андими был похищен в начале января, и в сети разошлась видеозапись, где священник молится Господу перед смертью, а боевики требуют выкуп. Тогда же, в январе, местные боевики ИГИЛ выпустили пропагандистское видео, на котором запечатлели убийство нигерийского
студента-христианина несовершеннолетним бандитом. А в декабре местная группировка ИГИЛ сообщила об убийстве 11 христианских гуманитарных работников в Нигерии в отместку за убийство главаря Исламского государства Абу Бакра аль-Багдади.



Правительство Нигерии подвергается международной критике за свою нерешительность в борьбе с растущим насилием со стороны группировок «Боко харам» и других исламских радикалов племени фулани. Нерешительность или неспособность властей привела к тому, что Нигерия вошла в число самых опасных стран мира. Нигерия занимает 12-е место в списке стран-гонителей христиан, по данным правозащитной организации Open Doors USA.


============================================================


Диалог и единство
Пресс-релиз по итогам братской встречи предстоятелей и делегаций Православных Церквей (26 февраля 2020 года, Амман, Иордания)

27.02.2020 10:05 | Служба коммуникации ОВЦС
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=86960
------------------------------------------------------------
26 февраля 2020 года в Аммане (Иордания) состоялась встреча предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, основной целью которой стало рассмотрение вопроса о единстве и примирении в Святом Православии. Участники отметили, что разделяют боль Иерусалимского Патриархата от надвигающейся опасности раскола в нашем православном сообществе.



Во встрече участвовали делегации Иерусалимской Православной Церкви во главе с Его Блаженством Патриархом Иерусалимским Феофилом III, Русской Православной Церкви во главе с Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Сербской Православной Церкви во главе с Патриархом Сербским Иринеем, Румынской Православной Церкви во главе с Его Высокопреосвященством митрополитом Тырговиштским Нифоном, Польской Православной Церкви во главе с Его Высокопреосвященством архиепископом Люблинским и Холмским
Авелем и Православной Церкви Чешских земель и Словакии во главе с Его Блаженством Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом.



Участники встречи выразили благодарность Его Величеству Абдалле II, Королю Хашимитского Королевства Иордании и Хашимитскому хранителю христианских и мусульманских святынь во Святой Земле, и народу Иордании за содействие в организации этого собрания в столице Иордании Аммане, отметив выдающий вклад Его Величества в содействие межрелигиозному диалогу на международном уровне.



Участники также выразили благодарность Иерусалимскому Патриархату и Его Блаженству Патриарху Феофилу за его неустанные усилия с целью проложить путь для диалога и соединить братьев в драгоценном духе единства. Участники подчеркнули, что исходящий от Иерусалима свет свидетельствует о Святом граде, который постоянно являет свой межрелигиозный и многокультурный характер, будучи домом для трех авраамических религий – христианства, иудаизма и ислама.



Делегации заявили, что это собрание имело целью укрепить дружеские связи между братьями и их Церквами, содействовать отношениям мира во Христе между ними, защитить единство Православных Церквей и возобновить диалог в молитвенной надежде на примирение там, где существует раздор.



В атмосфере братской любви собравшиеся на встречу согласились, что вопросы всеправославного значения, в том числе дарование автокефалии тем или иным Церквам, должны решаться в духе всеправославного диалога и единства и на основе всеправославного консенсуса.



Относительно сегодняшней церковной ситуации в Украине участники также признали, что для исцеления и примирения необходим всеправославный диалог.



По вопросу о Северной Македонии делегации заявили, что этот вопрос должен решаться посредством диалога внутри Сербской Православной Церкви и при всеправославной поддержке.



В отношении Черногории участвующие делегации настоятельно призвали ее власти уважать и соблюдать основополагающие права собственности, в том числе права Церкви.



Делегации решили, что они должны собраться как братья, предпочтительно до конца этого года, чтобы укрепить дружеские связи молитвой и диалогом. Участники надеются, что Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей с его известным старшинством чести (πρεσβεία τιμής) присоединится к этому диалогу вместе со своими собратьями-предстоятелями.



Делегации поддержали призыв своего брата Патриарха Феофила III вознести молитву о мире, о прекращении войн, болезней и страданий, обо всех христианах, а также о единстве Православной Церкви. Эта молитва должна быть совершена в Матери-Церкви, Церкви Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме, перед Святым Гробом Христовым, из которого Он воскрес и возвестил мир миру.


============================================================


Патриарх Кирилл принял участие во встрече предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане

27.02.2020 10:01
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86961
------------------------------------------------------------




Москва, 27 февраля. 26 февраля в столице Иордании г. Аммане состоялось собрание предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей. С инициативой провести встречу для обсуждения ситуации в межцерковных отношениях и вопросов сохранения православного единства выступил 21 ноября 2019 года в ходе пребывания в Москве Патриарх Иерусалимский Феофил III, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.



В собрании приняли участие Патриарх Феофил, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Патриарх Сербский Ириней, Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, а также делегация Румынской Православной Церкви во главе с митрополитом Тырговиштским Нифонтом и делегация Польской Православной Церкви, которую возглавил архиепископ Люблинский и Холмский Авель.



В составе официальной делегации Русской Православной Церкви –митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.



Совещание началось общей молитвой, которая прозвучала на нескольких языках.



Обратившись к собравшимся со словами приветствия, предстоятель Иерусалимской Православной Церкви, в частности, отметил: «Мы знаем, что единство – это дар Божий, и сознаем свою ответственность за сохранение единства, которое завещали нам апостолы».







«Сегодня мы собрались здесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, – сказал иерарх. – В основе нашего диалога лежит христианская любовь, это – единственный путь к примирению. Ответ на все наши вопросы должен быть найден в диалоге и братской любви».



Как подчеркнул Патриарх Феофил, собрание в Аммане – не Собор, а неформальная братская встреча, цель которой – инициировать диалог относительно проблем, с которыми сталкивается православный мир в нынешнее нелегкое время. «Мы надеемся, что эта встреча заложит основы для поиска решений. Мы должны бороться с разделениями и направлять свои усилия на сохранение единства и ведение диалога», – подчеркнул он.



Далее прозвучало слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.







Поблагодарив Патриарха Феофила, созвавшего встречу, глава Русской Православной Церкви подчеркнул: «Это мужественный и верный шаг, и я уверен, что он войдет в историю. В столь непростые для православия времена первая по времени появления апостольская кафедра вновь исполняет свою историческую миссию одного из ключевых центров мирового православия».



Предстоятель РПЦ также выразил сердечную благодарность Королю Иордании Абдалле II ибн Хусейну аль-Хашими за любезное содействие в организации встречи.



«Велика и заслуга предстоятелей и представителей Поместных Церквей, прибывших на эту встречу, ибо само согласие принять в ней участие в некоторых случаях требовало определенной смелости. Но забота о сохранении единства Святой Церкви побудила нас отвергнуть все иные соображения и по зову Его Блаженства прибыть сюда», – констатировал Патриарх Кирилл.



Он отметил, что сегодня Православная Церковь оказалась перед угрозой разделений, подобных которым не было без малого тысячу лет: односторонне пересматриваются границы канонических территорий; отменяются церковные документы многовековой давности; раскол на Украине не преодолен, а усилия его преодолеть не достигают своих целей; уния поднимает голову; заметно начало опасных процессов на канонической территории Сербского патриархата – в Северной Македонии, в Черногории. «Причина этого кризиса мне
видится в утрате единого понимания устройства Церкви и природы первенства в ней. Тысячу лет назад, в 1054 году, Церковь столкнулась с тем же вызовом, и последствия мы ощущаем до сих пор», – высказал мнение предстоятель.



Патриарх Кирилл уверен: чтобы противостоять этой угрозе, необходимо начать всеправославное обсуждение скопившихся проблем. Он сформулировал наиболее острые из них:



«Во-первых, это проблема понимания первенства в Церкви; попытки обосновать притязания на вселенское главенство при помощи специально для этой цели создаваемой богословской аргументации; отсутствие системы соборного контроля действий первенствующей кафедры, отрицание необходимости консенсуса при принятии решений во всеправославном масштабе. Эти вопросы следует всеправославно осмыслить.



Второе – это угроза институту автокефалии в Церкви; отсутствие общеправославно признанного, бесспорного для всех механизма предоставления автокефалии; попытки ввести неравенство между «старшими» и «младшими» автокефальными Церквами.



Третье – это существующие попытки оспаривать канонические границы автокефальных Церквей, пересматривать и отменять единожды принятые документы исторической важности, определяющие эти границы.



Четвертое — претензии первого среди равных предстоятелей в семье Поместных Православных Церквей на право принимать апелляции из любой Церкви и угрозы использования этих апелляций как инструмента вмешательства во внутреннюю жизнь других Поместных Церквей тоже, глубоко убежден, требуют осмысления и обсуждения.



Пятое – возникновение аномальной ситуации, когда первенствующий иерарх, вопреки базовым принципам канонического права, выступает в качестве судьи в деле, где он является одной из сторон, представляя себя последней инстанцией в рассмотрении данного дела.



И шестое – это проблема создания так называемых «ставропигий» на территориях других Поместных Церквей без их согласия или против их воли».



«Сегодня перед нами стоит задача бороться за единство всех Православных Церквей, единство среди нас», – отметил Патриарх Сербский Ириней. Предстоятель Сербской Православной Церкви засвидетельствовал: «Единственное верное решение – это собрать Собор, сказать на нем то, что нужно сказать, и разрешить вопросы в духе православия».







Он констатировал, что Сербская Церковь выступает за сохранение канонических принципов и христианского наследия. «Да поможет нам Бог и внесет единство в нашу Церковь. Потому что раскол – это трагедия для Церкви», – сказал Патриарх Ириней.



О важности всеправославного обсуждения сложившейся ситуации, а также решения проблем в соответствии со святыми канонами говорил и представлявший на встрече Румынскую Православную Церковь митрополит Тырговиштский Нифон. «Мы полагаем, что для будущего возможного Собора предстоятелей или грядущей общеправославной встречи нужно провести подготовительную конференцию, чтобы надлежащим образом обсудить повестку дня такой встречи, которая привела бы к реальному единению в православном мире», –
отметил иерарх.



Архиепископ Люблинский и Холмский Авель, в свою очередь, сказал о том, что Польская Православная Церковь очень обеспокоена драматической ситуацией в православном мире. «Мы молимся о том, чтобы было найдено решение», – засвидетельствовал глава делегации. Он также отметил, что отсутствие единства среди Православных Церквей препятствует свидетельству перед неправославным миром.







Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Ростислав поблагодарил Патриарха Феофила за приглашение к диалогу, подчеркнув: «Только встречаясь и обсуждая имеющиеся проблемы, можно найти решение, которое будет полностью соответствовать Священному Писанию и церковным установлениям».



Далее прозвучало выступление митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, рассказавшего участникам собрания о событиях, происходящих в пределах Украинской Православной Церкви.







Напомнив, что Украинская Православная Церковь, пребывающая в составе Московского патриархата, образована в 1990 году через получение Грамоты Патриарха Московского и всея Руси о даровании самостоятельности в управлении, митрополит Онуфрий отметил: «В течение времени внутренние и внешние обстоятельства, которые переживала Святая Украинская Православная Церковь и украинский народ, стимулировали процессы совершенствования уже имеющихся независимости и самостоятельности церковной жизни и служения. Сегодня
мы имеем де-факто настоящую автокефалию. У нас функционирует Священный Синод, у нас есть Архиерейский Собор, у нас есть независимый церковный суд. Мы самостоятельно избираем и рукополагаем архиереев, открываем новые епархии. У нас есть свои духовные учебные заведения, различные синодальные учреждения по взаимодействию с внешним миром и социальным служением».



Он рассказал о ситуации с расколами в украинском православии, отметив, что следствием так называемого объединительного процесса, инициированного в 2018-2019 годах Патриархом Константинопольским Варфоломеем, стало лишь увеличение раскола.



Митрополит Онуфрий также подробно остановился на шагах Константинопольского патриарха в отношении церковной ситуации на Украине, отметив, что эти действия нарушают каноны Церкви и констатировав, что решением кризиса в украинском православии могло бы стать устранение этих нарушений.



«Сегодня некоторые говорят, что сильным средством для уврачевания церковного раскола в Украине является получение автокефального статуса для Украинской Православной Церкви. Хочу быть честным перед Богом и своей совестью и скажу: уверен в том, что автокефальный статус Украинской Православной Церкви не уврачует раскол. Возможно, некоторые раскольники вернутся в лоно канонической Церкви, но не все. Автокефалия не дает гарантии абсолютного единства. И в существующих в мире автокефальных Церквах есть свои
расколы», – подчеркнул он.



По мнению предстоятеля Украинской Православной Церкви, на повестке дня стоит выстраивание такого соборного церковного управления, «которое будет востребованным и эффективным для спасительного служения Святой Соборной Апостольской Православной Церкви в новом мировом пространстве». «Успешно решить эту проблему мы сможем только тогда, когда мы откажемся от своих личных амбиций и будем действовать в духе божественного смирения и братской любви», – уверен он.







В ходе дальнейшего обсуждения прозвучали выступления, в которых были рассмотрены отдельные аспекты затронутых тем и поднят ряд других вопросов, волнующих ныне Поместные Православные Церкви.



Патриарх Кирилл высказал пожелание, чтобы нынешнее собрание стало первым в череде таких собраний, и обратился к Патриарху Иерусалимскому Феофилу с просьбой инициировать следующую братскую встречу на Святой Земле.



В этот же день участники собрания встретились с Королем Иордании Абдаллой II ибн Хусейном аль-Хашими.



Вечером предстоятели Поместных Православных Церквей и главы церковных делегаций согласовали текст итогового пресс-релиза.



Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


============================================================

В избранное