Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 24/02/2020
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 24/02/2020 ============================================================ Послание епископа Итальянского Силуана (Румынский патриархат) в связи с распространением коронавируса в Италии 24.02.2020 17:17 | Благовест-инфо | Сайт Итальянской епархии Румынской Православной Церкви/Orthodoxie.com http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=86921 ------------------------------------------------------------ Епископ Итальянский Силуан. Фото: basilica.ro Глава Итальянской епархии (Румынская Православная Церковь) епископ Силуан направил священнослужителям и всем верующим своей епархии следующее послание в связи с распространением коронавируса на полуострове. «Прежде всего, призываю всех вас, клириков, монахов, монахинь и всех верных чад, молитвенно обратить свои мысли к Спасителю нашему Иисусу Христу, Врачу душ и тел, имеющему силу исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях (ср. Мф. 4, 23), и просить заступничества Пресвятой Богородицы, святых Целителей, архангела Рафаила и всех святых, моля их сохранять и защищать нас от эпидемия, которая быстро распространяется в разных регионах Италии. Будем также молиться за всех тех, кто уже инфицирован (в Италии и во многих регионах мира) и за их семьи, а также за медицинский персонал, занимающийся уходом за больными. Священнослужителям надлежит добавить во время богослужений (на великой ектении и сугубой ектении) особые прошения, которые возносятся во время определенных несчастий и человеческих страданий, а также в случае эпидемий заразных болезней, – эти прошения можно найти в конце Служебника [румынское издание 2012 года, ndt]. Кроме того, в местах, где находятся святые мощи, духовенство должно благословлять людей ковчегами, в которых они хранятся, осеняя их крестообразно в четырех направлениях. Мы рекомендуем строго соблюдать все предписания, издаваемые центральными или местными учреждениями, государственными органами или органами здравоохранения, а также все рекомендации неотложной необходимости с точки зрения гигиены и общественного здоровья. Мы также рекомендуем всем верующим: Ежедневно осенять крестным знамением себя, своих детей, а также еду и питье дома и на работе. Ежедневно помазывать самих себя и своих детей освященным елеем для исцеления души и тела, делая им знак креста на лбу, у основания шеи и на руках. Пить святую воду каждое утро натощак и кропить ею крестообразно свое жилище. Твердо верить, что каждый раз, причащаясь Святому Телу и Крови Христа Спасителя, они делают это для исцеления души и тела. Часто читать «Отче наш», думая обо всех тех, кто страдает или охвачен тревогой и страхом. Призывать Имя Господа, дабы Он защитил нас и помог нам, постоянно говоря: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас и весь Твой мир. Читать – по мере сил – канон молебный к Божией Матери, поминая больных, будучи убеждены, что Пресвятая Богородица – наша неустанная Помощница. Вместе с Его Преосвященством, викарным епископом Афанасием Богданийским молю Благого и Человеколюбивого Бога сохранить вас всех в добром здравии и остановить – заступничеством Его Пресвятой Матери и всех святых – эпидемию, которая вторглась в эту страну, а также во многие места в мире! С отцовским благословением, † Епископ румынской православной Итальянской епархии Силуан, Дано в нашей резиденции в Риме в Неделю о Страшном суде, 23 февраля 2020 года по РХ». Перевод с французского «Благовест-инфо» ============================================================ Под Оптиной пустынью сгорел уникальный храм 24.02.2020 16:31 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86920 ------------------------------------------------------------ Фото: pravoslavie.ru Подорки (Калужская обл.) Калуга, 24 февраля. Успенский храм в селе Подборки (Козельский район Калужской облсти) полностью сгорел в ночь на 23 февраля, сообщает "Православие.Ру". Деревянная церковь, которую по красоте сравнивали с архитектурным ансамблем в Кижах, была построена в 1990-х гг. на месте древней каменной, которую взорвали во время Великой Отечественной войны. Долгое время в церкви не было постоянного настоятеля. Два года назад сюда назначили молодого священника Димитрия Торшина. Помимо того, что священник привел в порядок храм и начал строить ещё один (нижний, под деревянным) он также облагородил прихрамовую территорию. А также очистил пруд (одного только ила было выведено четыреста КАМАЗов), отыскал и возродил источник, на который люди издревле ходили за водой. Наконец, построил купель в честь святителя Луки Крымского. «У меня было предчувствие, что случится трагедия, – рассказывает отец Димитрий. – Я даже за час до пожара ходил в храм, молился, проверил все, перекрестил каждый угол. Но поняв, что все с храмом в порядке, вернулся домой». В четвертом часу ночи отца Дмитрия разбудили пожарные со словами: «Батюшка, держитесь. Мы едем!» Наряды пожарных вызвали местные жители. «Мы увидели, что храм стал гореть. Огонь шел сверху, – говорят они, – спасатели приехали через минут двадцать. Всего было в итоге машин семь». Храм спасти не удалось. Скорее всего, дело в электропроводке. Сам настоятель виновниками возгорания считает мышей: «В храме много мышей. Я думаю, они перегрызли провод. Само по себе что-то замкнуть не могло – мы недавно поменяли всю электросистему». Ранним утром отец Дмитрий с прихожанами отслужили на пепелище благодарственный молебен. «Всё, что ни делает Господь, – все к лучшему. Я думаю, трагедия послужит ещё большей активизации приходской жизни», – сказал настоятель. Все надеются, что в огне уцелела главная святыня храма, – чудотворный Казанский образ Божьей Матери, перед которым молились об исцелении от онкологии и бездетности. Расчищать завалы начнут, как только сотрудники МЧС покинут место трагедии. Успенский храм в Подборках. Фото: pravoslavie.ru Отец Дмитрий Торшин разослал в мессенджерах следующее обращение: «Друзья! Сегодня нас посетила большая беда. Ночью сгорел наш любимый храм в Озерском #храмвозерском. Прошу сугубых молитв за меня и за м. Софию. Чтобы Господь нас укрепил. Если кто-то захочет нам помочь в восстановлении храма, есть карта Visa Сбербанк у матушки Софии: 4276220018699762 (Софья Давидовна Т.) И обязательно пишите имена, будем молиться за всех благодетелей! Мой номер телефона 89190380568 Также есть банковские реквизиты храма: Полное наименование: МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В С. ОЗЕРСКОЕ КОЗЕЛЬСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) Сокращенное наименование юридического лица: «ПРИХОД УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ В С. ОЗЕРСКОЕ» ОГРН: 1024000008174 ИНН: 4009005755 КПП: 400901001 Расчетный счет: 40703810122160100690 Калужское отделение 8608 ПАО Сбербанк г. Калуга БИК: 042908612 Кор. счет: 30101810100000000612 Юридический адрес: 249705, Калужская область, Козельский район, село Озерское, улица Мира, 18 Настоятель: Торшин Дмитрий Викторович» ============================================================ "Ковчег": открывшиеся факты несовместимы с ценностями общины 24.02.2020 15:56 | Радио Ватикана http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=86919 ------------------------------------------------------------ ============================================================ В Южной Корее собирают подписи за роспуск религиозной группы, которую считают очагом коронавируса 24.02.2020 15:49 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86918 ------------------------------------------------------------ Сеул, 24 фераля. Корейский центр по контролю и профилактике заболеваний (KCDC) сообщил, что 98 случаев заболевания коронавирусом COVID-19 в Южной Корее были подтверждены у членов религиозной группы, которая носит название «Церковь Иисуса Синчхонджи». Об этом пишет РБК со ссылкой на The Korea Times. По данным издания, 61-летняя женщина, у которой в минувший вторник, 18 февраля, был выявлен коронавирус, посещала собрание группы в городе Тэгу четыре раза до и после того, как почувствовала симптомы заболевания. По оценкам властей Тэгу, на богослужениях 9 и 16 февраля присутствовали около 9 тыс. человек, сейчас их тестируют на коронавирус. Религиозная секта «Синчхонджи», которая была основана в Южной Корее религиозным деятелем Ли Ман-хи в 1984 году, сегодня насчитывает более 230 тыс. приверженцев по всему миру. Члены религиозной секты считают, что их лидер — вернувшийся на землю Иисус Христос, и только он один знает, как верно толковать Библию. Всего в провинции Северный Кёнсан и городе Тэгу, расположенном примерно в 300 км к юго-востоку от Сеула (население 2,4 млн), зарегистрировано 111 случаев заражения. По последним данным, общее число зараженных коронавирусом в Южной Корее превысило 600 человек. Как передает Reuters, 309 из них (около 55% из всех заразившихся) посещали собрания группы «Синчхонджи». Власти заявляют, что ежедневно от 5 до 6 тыс. человек проходят тестирование на коронавирус. В самой группе «Синчхонджи», у которой сегодня есть 12 отделений по всей стране, заявили о временной приостановке церковных богослужений и собраний. Филиал секты в Тэгу был закрыт в среду, 19 февраля. Бывший член церкви «Синчхонджи» предположил, что практика богослужений, возможно, усилила распространение коронавируса, поскольку члены группы во время службы стоят на коленях близко друг к другу и поют песни, обхватив руками друг друга за плечи. Власти Тэгу провели обследования 1001 члена секты, 544 сказали, что у них есть симптомы коронавируса. При этом 2722 человека, посещавших службы, сообщили об отсутствии симптомов, еще 343 человека отказались проходить тестирование. «Правительство Сеула будет проводить карантинные и дезинфекционные мероприятия во всех объектах «Синчхонджи» в городе, независимо от собственных усилий церкви по карантину», — заявил со своей стороны мэр южнокорейской столицы Пак Вонсун. Власти провинции Кё нги также объявили о проведении обследований членов «Синчхонджи». В воскресенье, 23 февраля, представитель «Синчхонджи» заявил, что религиозная группа намерена сотрудничать с властями страны, борющимися за сдерживание распространения коронавируса COVID-19. «Члены церкви также являются жертвами инфекции, мы хотим, чтобы граждане Южной Кореи помнили об этом. Мы искренне просим людей прекратить осыпать нас критикой и ненавистью», — говорится в заявлении, которое цитирует KT. Так в секте отреагировали на появление онлайн-петиции к властям Кореи с просьбой о принудительном роспуске «Синчхонджи» (она уже набрала более 200 тыс. подписей). «Причиной распространения нового коронавируса в городе Тэгу и провинции Северный Кёнсан является неэтичная догма «Синчхонджи» и отказ от сотрудничества с правительством», — поясняется в петиции. Согласно закону, если число подписей петиции превышает 100 тыс., администрация президента должна дать официальный ответ по изложенному в документе во просу. ============================================================ Скончался известный патролог Алексей Сидоров 24.02.2020 15:13 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86917 ------------------------------------------------------------ А. И. Сидоров. Фото: youtube.com Москва, 24 февраля. Выдающийся российский патролог, историк, переводчик, профессор Сретенской духовной семинарии и Московской духовной академии Алексей Иванович Сидоров скончался утром 23 февраля на 76-м году жизни, сообщает сайт Сретенской семинарии. Алексей Иванович Сидоров родился 27 ноября 1944 г. в пос. Салтыковка Московской области. После окончания средней школы в 1962 г. работал на заводе токарем, затем служил в армии (1963-1966), работал механиком и инженером (1966-1969). В 1969 г. поступил на исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1975 г. по кафедре истории древнего мира и кафедре древних языков. По окончании университета работал младшим научным сотрудником, научным сотрудником и старшим научным сотрудником в Институте русской истории РАН. Одновременно окончил заочную аспирантуру Института всеобщей истории РАН и в 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры». С 1993 по 2008 г. работал в Институте мировой литературы РАН на должности ведущего научного сотрудника, возглавляя группу византийской литературы. В 1988 г. был приглашен преподавателем истории древней Церкви (позднее ему была поручена и кафедра патрологии) в Московскую духовную академию и семинарию. В 1990 г. экстерном окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию, получив ученую степень кандидата богословия. В 1991 г. ему присвоено ученое звание доцента Московской духовной академии. С 1994 по 2000 г. преподавал также в Российском православном университете св. Иоанна Богослова и в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, читая там курсы патрологии. В 1997 г. утвержден в ученом звании профессора; соответственно стал профессором Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 1999 г. защищал магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках» в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, но решением Специализированного ученого совета этого института ему за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и большое количество научных работ была присуждена ученая степень доктора церковной истории. Данное решение утвердил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сфера научной деятельности А.И. Сидорова преимущественно охватывала область патрологии и истории древней Церкви. Ему принадлежат более 100 научных работ (из них 10 книг). Значительная часть этих работ — переводы творений святых отцов Церкви и церковных писателей, снабженные обширными вступительными статьями и массивными комментариями. Именно в подобном классическом жанре комментированного перевода изданы его книги, посвященные творениям преподобного Максима Исповедника, аввы Евагрия, блаженного Феодорита Кирского, преподобного Анастасия Синаита, святителя Григория Паламы, древним памятникам аскетической и монашеской письменности. Кроме того, его перу принадлежит серьезное учебное пособие, предназначенное для духовных академий и богословских институтов: «Курс патрологии. Возникновение церковной письменности», а также книга, рассчитанная на широкий круг читателей: «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества». Помимо преподавательской и научной работы А.И. Сидоров занимался и духовно-просветительской деятельностью. Он был вдохновителем и главным редактором пяти книжных серий: Святоотеческое наследие (вышло 5 томов), Библиотека отцов и учителей Церкви (вышло 15 томов), Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках (вышло 4 тома), Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых (вышло 4 тома), Полное собрание святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе (вышло 3 тома). ============================================================ Папа Франциск принял участие во встрече епископов Средиземноморья в Бари 24.02.2020 13:25 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86916 ------------------------------------------------------------ Фото: zenit.org Бари, Италия, 24 февраля, Zenit/AsiaNews/Благовест-инфо. Папа Римский Франциск побывал 23 февраля в итальянском городе Бари, где принял участие во встрече епископов средиземноморского региона. Прибыв в Бари на вертолете утром 23 февраля, понтифик направился в базилику св. Николая, где его ждали 58 епископов, принимающих участие во встрече «Средиземноморье: граница мира». Перед выступлением Папы слово взял апостольский администратор Латинского патриархата Иерусалима архиепископ Джанбаттиста Пиццабалла, который поделился итогами трех дней конференции, рассказав о том, как епископы планируют помогать христианам Северной Африки и Ближнего Востока, для которых «крестный путь» стал частью повседневной жизни. В своем выступлении Папа Франциск подчеркнул важность факта, что встреча проходит в Бари – городе, связанном морскими путями с Северной Африкой и Ближним Востоком, а также центре экуменического и межрелигиозного диалога. «Проповедь Евангелия не может быть отделена от заботы о всеобщем благе, она призывает нас быть миротворцами. Сегодня средиземноморскому региону угрожают нестабильность и конфликты – на Ближнем Востоке, в Северной Африке, столкновения различных этнических групп, религий и конфессий. Невозможно закрывать глаза и на неразрешенный конфликт между израильтянами и палестинцами». «Война – настоящее безумие. Это безумие – разрушать дома, мосты, фабрики и больницы, убивать людей и уничтожать ресурсы вместо того, чтобы строить новые человеческие и экономические отношения, – подчеркнул Папа Франциск. – Война не может считаться чем-то нормальным или неизбежным средством для разрешения конфликтов интересов». «Некоторые страны на международных встречах говорят о мире, а затем сами продают оружие» в страны, где идет война», – заявил понтифик, отступив от изначального текста своей речи. По словам Папы, эти правительства совершают «тяжкий грех лицемерия». Папа призвал к сотрудничеству Церкви и государства как в странах, куда прибывают мигранты, так и в странах, «которые с отъездом молодежи лишаются собственного будущего». Говоря об отношении к беженцам и мигрантам в Европе, понтифик назвал демагогией попытки представить миграцию, как вторжение. «Рассуждения о столкновении цивилизаций лишь служит для оправдания насилия и ненависти». Международное сообщество предпринимает военную интервенцию в регион вместо того, чтобы «создавать институты, гарантирующие равные возможности» для жителей региона. Вновь отступив от заранее подготовленного текста, Папа сравнил современный политический популизм с нацизмом: «Меня пугает, когда я слышу, что́ говорят сегодня некоторые популистские лидеры, они напоминают мне людей, сеявших страх и ненависть в 1930-е годы». «Только диалог позволяет нам объединяться, преодолевать предрассудки и стереотипы, рассказывать о себе и лучше узнавать друг друга», – подчеркнул Папа. Говоря о религиозной свободе, Франциск напомнил епископам об их важной роли публично выступать и «требовать, чтобы государственные лидеры защищали меньшинства и религиозную свободу. Мы не можем оставаться равнодушными к гонениям, которым подвергаются, в первую очередь, христиане, но не только они». После встречи с епископами понтифик поклонился мощам св. Николая Мирликийского в одноименной базилике, а затем совершил мессу под открытым небом на одной из площадей Бари. В своем слове перед чтением воскресной молитвы «Ангелус» Папа призвал к мирному урегулированию конфликта в Сирии: «На другом берегу этого моря, на северо-западе Сирии, разворачивается ужасная трагедия. Из глубины наших пастырских сердец мы призываем стороны конфликта и международное сообщество заглушить звуки оружия и услышать плач малых сих и беззащитных, отложить в сторону расчет и собственные интересы, защитить жизни гражданского населения и детей, которые испытывают на себе тяжелые последствия» (войны). После богослужения Папа Франциск вылетел из Бари в Рим. ============================================================ В Католической Церкви появятся новые святые и блаженные 24.02.2020 13:14 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86915 ------------------------------------------------------------ Рим, 24 февраля. 21 февраля Папа Франциск принял на частной аудиенции в Ватикане кардинала Анджело Беччу, префекта Конгрегации по канонизации святых, сообщает «Сибирская католическая газета» со ссылкой на Vatican News. Епископ Рима уполномочил кардинала издать декреты о беатификации итальянского 15-летнего подростка Карло Акутиса (1991-2006) и трёх мучеников, убитых в 1977 году в Сальвадоре из ненависти к вере: священника из Общества Иисуса Рутилио Гранде Гарсию и двух его сотоварищей-мирян. К лику святых будут причислены блаженный мученик Лазарь (Девасахаям Пиллаи), мирянин, убитый в Индии в 1752 году, а также итальянская монахиня блаженная Мария Франческа Иисуса (в миру Анна Мария Рубатто), основательница конгрегации Сестёр капуцинок-терциарок Лоано (1844-1904). ============================================================ Дискуссия "Иуда VS Христос. Мотивы и смыслы евангельской драмы". Москва 27 февраля 24.02.2020 12:24 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=86914 ------------------------------------------------------------ Иуда VS Христос. Мотивы и смыслы евангельской драмы Открытая дискуссия и презентация книги Дарьи Сивашенковой В четверг 27 февраля в 19:00 состоится встреча-дискуссия и презентация книги Дарьи Сивашенковой «Вот Иуда, предающий меня. Мотивы и смыслы евангельской драмы». Можно ли назвать Иуду самым неоднозначным персонажем евангельского повествования? Звучит странно, но нет! Как раз об этой фигуре мнения чаще всего вполне конкретны. Если верить Данте, то нерадивый апостол сейчас томится где-то в девятом круге ада, страдая от вечного холода Ледяного озера Коцит. Его соседи — Брут, Кассий, и сам Люцифер… Но так ли все очевидно? Фигура Иуды — зловещая или трагическая? Можем ли мы ему посочувствовать? И как же так вышло, что ближайший ученик Христа превратился в предателя, чье имя стало нарицательным? О книге: Дарья Сивашенкова в книге «Вот Иуда, предающий Меня» дает предельно смелые и неординарные ответы на эти и многие другие вопросы. В формате художественного богословия, основываясь на текстах Священного Писания, толкованиях святых отцов и размышлениях современных исследователей, автор шаг за шагом реконструирует трагедию предательства Иуды Искариота, изучает мотивы, послужившие причиной его падения, и заполняет недостающие пазлы в истории самой известной в мире измены. Об авторе: Дарья Сивашенкова (род. 18 января 1981 года в Москве) — журналист, теолог, автор многочисленных статей и эссе на тему христианства. Закончила факультет журналистики МГУ им. М. В Ломоносова, училась в Библейско-богословском институте и Российском православном университете. Работала в газетах «КоммерсантЪ», «Аргументы и факты», ИА «Интерфакс», была редактором отдела религии портала «Правда.ру». С 2006 года ведет блог о христианстве в ЖЖ, с 2011 года — в Фейсбуке. Публикуется на порталах «Милосердие.ру», «Предание.ру» и других. На встрече с автором вы сможете: подискутировать о значении одной из самых неоднозначных личностей в Евангелии; задать автору и другим спикерам волнующие вас вопросы; приобрести и подписать книгу у автора; приобрести другие издания «Никеи» со скидкой. Модератор встречи: Константин Мацан — журналист, ведущий телеканала «Спас» и радио «Вера», писатель, музыкант. Спикеры: Дарья Сивашенкова — автор книги, журналист, теолог; Иеромонах Андроник Пантак — насельник Сретенского монастыря, руководитель Просветительского центра и ответственный за молодежную работу монастыря. Адрес проведения: Актовый зал Петровской кофейни. г.Москва, ул. Петровка, д. 28с5. Вход свободный, по регистрации. ============================================================ День открытых дверей Российского православного университета. Москва 29 февраля 24.02.2020 12:08 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=86913 ------------------------------------------------------------ День открытых дверей Российского православного университета святого Иоанна Богослова состоится 29 февраля 2020 года в 11:00. В рамках Дня открытых дверей можно узнать подробную информацию о бюджетных местах на будущий 2020-21 учебный год, о направлениях подготовки бакалавриата и магистратуры: психология, юриспруденция, журналистика, религиоведение, социальная работа, история и теология. Это уникальная возможность познакомиться с образовательным процессом, студенческой жизнью вуза и пообщаться с преподавателями и научными сотрудниками университета. В программе Дня открытых дверей: выступления ректора, деканов факультетов и заведующих кафедрами университета; консультации в рамках работы Приемной комиссии: набор документов для абитуриента, сроки подачи документов, перечень и программы вступительных испытаний; презентация Студенческого центра «Новая площадь»; представление Студенческого совета РПУ; традиционное чаепитие в университетской трапезной. 29 февраля (суббота) 11:00 Адрес: Гуманитарный корпус РПУ, переулок Чернышевского, 11 А, стр. 1, м. Новослободская / Достоевская. Подробная программа Дня открытых дверей РПУ 29 февраля 2020 11:00-13:00 время 11:00-11:30 Регистрация участников 11:30-12:00 Вступительное слово ректора РПУ св. Иоанна Богослова игумена Петра (Еремеева) Презентация образовательных программ: «Теология» и «Религиоведение» (бакалавриат, магистратура, аспирантура) - Епископ Антоний (Пантелич), представитель патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, декан факультета религиоведения. «Юриспруденция» (бакалавриат, магистратура) - Лариса Михайловна Зейналова, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гражданского права и процесса. «Психология» (бакалавриат, магистратура) – иерей Петр Коломейцев, заместитель декана факультета психологии по воспитательной работе. «Социальная работа» (бакалавриат) - Марина Иосифовна Козлова, заместитель заведующего кафедрой социальной работы и защиты прав населения. «История» (магистратура) - Денис Валерьевич Пежемский, кандидат биологических наук, руководитель Центра изучения библейской истории и археологии. «Журналистика», «Филология» (бакалавриат, магистратура) - Анна Альбертовна Воронцова-Маралина, кандидат филологических наук, проректор по учебно-методической работе, заведующий кафедрой филологии и журналистики. 12:00-12:30 Презентация Студенческого центра РПУ «Новая площадь»: Руководитель Студенческого Центра «Новая площадь» Максим Алексеевич Соколов Руководитель Центр развития социального добровольчества при РПУ Павел Петрович Федосов Представление Студенческого актива университета; Консультации в Приемной комиссии. 12:30-13:00 Чаепитие в университетской трапезной. ============================================================ "Оптинские духовные связи были доведены почти до восстановления обители" - историк Глеб Запальский 24.02.2020 12:03 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=86912 ------------------------------------------------------------ Москва, 24 февраля, Благовест-инфо. «Оптина пустынь и старчество после революции» – с таким докладом выступил 21 февраля доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ Глеб Запальский. О том, какое место занимала Оптина пустынь в Церкви в 1917-1918 гг., как восприняли революцию в знаменитой обители, как она боролась за свое существование, о последних старцах и об их преемниках после закрытия монастыря он рассказал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) в рамках семинара «Деревенские святыни». Оптина пустынь – один из немногих русских монастырей, получивших до революции всероссийскую известность, знакомый многим, в первую очередь, своими подвижниками – Оптинскими старцами. После Февральской революции, в июле 1917 г. на Всероссийском съезде монашествующих активно обсуждалась судьба монастырей, внутри монастырского сообщества преобладало мнение об упадке иноческой жизни, «общее впечатление было трагичным», рассказал докладчик. Однако «на фоне общего сумрака» Оптинская обитель отличалась строгостью, духовной стойкостью, ее признавали образцовой. В Оптину посылали монахов из других монастырей, чтобы они поучились устроению монашеской жизни, приобщились к духовной практике старцев. На упомянутый съезд Оптина отправила в качестве делегатов двух своих представителей: архимандрита Исаакия (Бобракова), который стал последним настоятелем обители до ее закрытии в 1923 г., и иеродиакона Никона (Беляева), который известен как один из последн их Оптинских старцев. Революционный события в России 1917 г. по-разному были восприняты в монашеском сообществе. Некоторых захватила эйфория демократии и свободы, известны даже революционные бунты внутри ряда обителей, обсуждался вопрос о выборности всех ступеней церковной иерархии. В Оптиной все было иначе: как свидетельствует монастырская летопись, известия о Февральской революции и падении монархии там были встречены с «чувством трагедии» и расценены как «ужасающие вести и страшные слухи». Это настроение было устойчивым вплоть до утверждения советской власти в 1918 г.: оптинские монахи писали о трагедии «свержения законного правителя», о беде безвластия и безгосударственности в России, расценивая эти события как предвестие Апокалипсиса. Временное правительство не трогало монастыри, но советская власть сделала их одной из главных мишеней, продолжил историк. Для Оптиной пустыни начался период «борьбы за существование». Попытки известных людей заступиться за обитель ни к чему не привели: доводы о. Павла Флоренского об Оптиной как о «духовном фокусе русской жизни» и даже письма некоторых ученых, где говорилось о том, что «Оптинская ячейка приближает нас к социализму и коммунизму», поскольку старцы, дескать, являются популяризаторами идей свободы, равенства и братства, – все это ни к чему не привело. В начале 1918 г. в Оптиной догадались зарегистрировать сельхозартель, монахи превратились в «трудовой элемент», что было на некоторое время приемлемо для большевистской власти. «Под новой вывеской» удавалось в какой-то степени сохранять прежний строй монашеской жизни. Этому немало способствовало создание в обители Исторического музея в 1919 г. Первый директор музея Лидия Защук (впоследствии – схиигумения, преподобномученица, расстреляна в 1938 г.) способствовала совершению богослужений, препятствовала изъятию церковных ценностей в ходе кампании 1922 г. и выселению монахов, помогала нуждающимся монахам, устраивая их в штат музея. После расформирования сельхозартели в 1923 г. и закрытия музея в 1928 г. помещения монастыря занимали разные организации: специализированный детский дом, дом отдыха, концлагерь, пересыльная тюрьма и др. Что же произошло с оптинской братией? По словам Г. Запальского, в начале ХХ века в братстве было более 300 человек. После разорения обители проследить судьбу многих из них трудно, но известно, что большинство поселились поблизости – в Козельске и в ближайших деревнях. Еще в течение нескольких лет удавалось в какой-то мере сохранять братство: монахи собирались вместе на богослужениях в окрестных храмах, старались поддерживать монашеские традиции. Но новая власть стремилась рассеять, уничтожить братство: самая масштабная волна арестов приходится на 1930 год, когда были арестованы более 40 монахов из Оптиной и Шамордина, им инкриминировали участие в «контрреволюционном монашеско-монархическом заговоре». В 1930-х гг. оптинское братство было рассеяно, но уцелевшие монахи поддерживали духовные связи через старцев, которые, в свою очередь, сохраняли духовную преемственность от знаменитых Оптинских отцов XIX века: Льва, Макария, Моисея, Амвросия. Лектор назвал имена некоторых из них. Это игумен Феодосий (Поморцев, + 1920), который нес служение духовника паломников и был скитоначальником; иеросхимонах Анатолий (Потапов; +1922), который отличался особой любвеобильностью, его звали «народный старец», «утешитель», умер, когда его пришли арестовывать; иеросхимонах Нектарий (Тихонов, +1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, которому были свойственны черты юродства, при этом он строго направлял своих учеников, а после изгнания из Оптиной принимал людей в окрестных деревнях; иеромонах Никон (Беляев; +1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, имел благословение и после закрытия Оптиной пустыни остаться и тайно принимать паломников, ско нчался в изгнании как исповедник. Эти имена завершают плеяду Оптинских старцев. Но на этом их история не заканчивается: Запальский рассказал об их учениках-духовных последователях – это так называемые «воспитанники Оптиной», которые из этой обители были по разным причинам отправлены в другие монастыри и, подвизаясь там, сохраняли связь со своей «духовной родиной». Эту связь непросто уловить, но историк отметил, что в переписке эти люди часто используют самоназвание «оптинцы» и вспоминают о тех особенностях Оптиной, которые не встречались им в других местах: это дух братства, строгая общежительная традиция, авторитет старчества. Эти монахи-«оптинцы» стали известными духовниками, к ним тянулись многие миряне и даже считали их новыми «старцами». Вот несколько примеров. Преподобноисповедник Георгий (Лавров, + 1932) принял монашеский постриг в Оптиной, позже стал настоятелем монастыря в Калужской епархии, а после ареста в 1918 г. оказался в Москве, где в Таганской тюрьме он получил благословение на старчество от митрополита Кирилла (Смирнова). В Свято-Даниловом монастыре служил вместе с архиепископом Федором (Поздеевским). Еще один постриженик Оптиной, архимандрит Севастиан (Фомин) был келейником Оптинских старцев Иосифа и Нектария, прошел Карагандинский лагерь и дожил до 1966 года. Схиархимандрит Амвросий (Иванов) в Оптиной был 7 лет послушником, постриг принял в Пафнутьево-Боровском монастыре, долгие годы служил в Балабаново, его считали продолжателем дела Оптинских старцев, сказал историк. Старец Амвросий Балабановский умер в 1978 г. в возрасте 100 лет, не дожив десятилетия до начала возрождения Оптиной пустыни, которая была передана Русской Православной Церкви в 1987 г. По словам выступавшего, «людям важно бы ло узнать о духовном происхождении (оптинском – ред.) пастырей, особенно в советские годы, когда монашеская жизнь во многом превратилась в воспоминание». Таким образом, можно сказать, что «оптинские связи были доведены почти до возрождения обители», подытожил докладчик. Однако это «почти» существенно: возрождение Оптинской обители связано с именем схиархимандрита Илии (Ноздрина), которого считают старцем. Не углубляясь в определении старчества (такого общепризнанного определения не существует, можно лишь выделить некоторые признаки, чтобы не путать подлинное старчество с «младостарчеством»), историк отметил: «В старчестве очень важна преемственность. О. Илий долго прожил на Афоне, у него преемственность оттуда. Пока рано говорить, что в Оптиной наладилась духовная преемственность старчества». Юлия Зайцева ============================================================ Масленица. Трепет, радость и тревога перед началом долгого пути О неделе радостных встреч и добрых дел - протоиерей Алексий Уминский 24.02.2020 11:25 | "Православие и мир" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=86911 ------------------------------------------------------------ ============================================================ С могилы старообрядческого священника впервые украли надгробный крест 24.02.2020 10:54 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86910 ------------------------------------------------------------ Екатеринбург, 24 февраля. С могилы священника Федора Никонова на небольшом старообрядческом кладбище в глухом селе Башкарка Свердловской области исчез надгробный крест. Удивляющую до глубины души историю внучке священника Марине Мериновой рассказала жительница села Валентина Баженова. Она полтора года не была на старообрядческом кладбище, но недавно пришла туда и увидела, что крест на могиле пастыря кто-то украл, сообщает сайт ruvera. «Только одно отверстие от него в могиле», — вздыхает Марина Валентиновна и добавляет, что даже предположить не может, случайность это или чьи-то намеренные действия — воровство креста с могилы пастыря. «Я примерно предполагаю, кто мог взять крест, — сказала ей Валентина Николаевна и поведала, что давненько не была на кладбище, но, когда осенью пошла в ту сторону, решила подойти, чтобы поклониться могиле отца Федора. — Кто-то своровал и, наверное, своим родственникам поставил. Крест хороший там был, богатый. И вот я подхожу и вижу, что его из могилы просто выдернули — прямо из земли… Это кладбище — чисто старообрядческое, туда посторонние не ходят. И кто-то, видимо, воспользовался этим». Пропавший крест несколько лет назад устанавливала Марина с мужем Александром. Правда, перед тем долго искали могилу пастыря. Знали, что она точно на этом кладбище, знали ориентир — дупло на дереве рядом с могилой, а внутри как бы небольшой крест. «Слава Богу, я это дерево увидела и мы поняли, что это та самая могила, — вспоминает Марина, отмечая, что никого из священников на установку не приглашали — все сделали своими силами. — Через два года приезжали еще раз — крест стоял. Одна из местных жительниц пообещала, что будет ухаживать за могилой отца Федора, и с тех пор следила за ней». В 2014 году в рамках большого расследования ситуации со старообрядчеством в некогда духовно-богатом селе побывал и представитель старообрядческой прессы Максим Гусев. Ту могилу увидел, праху священника поклонился, но даже не предполагал, что кто-то осмелится взять на себя такой грех — осквернить могилу! Казалось бы, староверское кладбище Башкарки никак не сообщается с основным, где хоронят своих умерших все другие жители. Значит, вандал действительно пришел специально… — Новый крест я уже заказала в Невьянске у Мефодия Тюкина, дай Бог ему здоровья, и кто-то из его знакомых просьбу уже выполнил, — говорит Марина Меринова. — Готовый крест лежит на веранде дома причта в ограде храма, табличку Мефодий Константинович тоже изготовил. Сейчас родственница пастыря ждет тепла, чтобы можно было доставить крест на кладбище. И вздыхает: «Каждый из нас несет свой крест, а тот, кто украл, теперь дополнительно понесет еще и чужой крест, украденный с могилы священника, судьба которого и без того печальная». Напомним, это тот самый священник, которого нашли… повешенным в храме после службы. И прихожане, и многие жители села были уверены, что пастыря подставили, ведь до того он стал участником жесткой травли со стороны действующей власти, но на провокации не поддавался: продолжал служить Литургии, соборовать и исповедовать христиан Башкарки. Однажды только, вздохнув, признался супруге Мариамии: «Убьют меня, наверное…» (Читайте: Священника повесили, храм разрушили, людей сослали). Трагедия произошла на праздник осенней Казанской Богородицы. После богослужения батюшка как обычно вышел провожать прихожан на крыльцо храма. А через полчаса его нашли повешенным под куполом… Говорят, с тех пор духовная жизнь в селе стала хиреть — храм закрыли, верующие кто поумирал, а кто разъехался. Сегодня здесь проживают староверы, которых можно пересчитать по пальцам одной руки. И кладбище древлеправославных, «притаившееся» в глухом лесу. В новейшей истории Старообрядческой Церкви еще не было примеров, чтобы крест исчез с могилы старообрядческого священника. ============================================================ Первый храм Русской Православной Церкви освящен на Филиппинах 24.02.2020 10:34 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86909 ------------------------------------------------------------ Фото: ugraeparhia.ru Москва, 24 февраля. Управляющий Филиппинско-Вьетнамской епархией митрополит Манильский и Ханойский Павел (Фокин) освятил храм преподобного Серафима Саровского в городе Макаланготе на острове Минданао. Это первый храм Русской Православной Церкви (РПЦ) на Филиппинах, сообщает ТАСС со ссылкой на сайт РПЦ. «Я уверен в том, что закладываемый сегодня церковный фундамент будет крепок и надежен как этот храм, первый и пока единственный в истории этой епархии, построенный и освященный великим чином. Я думаю, что доброе, хорошее начало положено, и будет продолжено строительство храмов по нашей филиппинской земле», - цитирует митрополита сайт Церкви. Епархиальное собрание духовенства и мирян Филиппинско-Вьетнамской епархии после освящения храма приняло решение об образовании в его составе пяти благочиний: Манильского, Даваовского, Генерал-Сантовского, Вьетнамского и Давао дель Сурского. Филиппино-Вьетнамская епархия была образована решением Священного синода РПЦ от 26 февраля 2019 года в пределах Республики Филиппины и Социалистической Республики Вьетнам, и включена в состав Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день в составе епархии есть 33 прихода и 11 молитвенных помещений. Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин) является ее управляющим с правом носить титул «Манильский и Ханойский» в пределах епархии с 30 августа 2019 года. Ранее филиппинский президент Родриго Дутерте, выступая на пленарной сессии XVI ежегодного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай», сказал, что РПЦ могла бы направить своих представителей на Филиппины для расширения своего присутствия в стране, и заявил о возможности построить в республике православный храм. ============================================================ Кафедральный собор Милана и базилика Сан-Марко в Венеции закрыты из-за коронавируса 24.02.2020 10:15 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=86908 ------------------------------------------------------------ Фото: yandex.ua Рим, 24 февраля. Кафедральный собор Милана будет закрыт для посещений по меньшей мере до 25 февраля из соображений предосторожности в связи с распространением коронавируса. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на газету Il Messaggero. «В соответствии с принятым на уровне руководства области и министерства здравоохранения регламентом, кафедральный собор будет закрыт до 25 февраля до дальнейших распоряжений», - указывает газета, уточняя, что срок может быть продлен. Патриархат Венеции (архиепископат Римско-Католической Церкви), который ранее объявил об отмене всех публичных церковных служб, указал, что доступ в церкви в исторической части города на лагуне будет сильно ограничен, чтобы «не допускать большого скопления людей». «В частности, будет закрыт доступ в базилику святого Марка», - приводит агентство ANSA заявление патриархата. Как указывается в распоряжении, публичные мессы не будут проводиться даже на похоронах. «На отпевании смогут присутствовать только близкие родственники, но никаких многолюдных служб или литургий», - указывают в патриархате. Ранее патриархат Венеции объявил об отмене всех месс, в том числе в грядущую «пепельную среду», знаменующую начало великого поста перед Пасхой по католическому календарю. Как уточняется, данное решение, которое касается воскресных служб, принято в связи с распространением коронавируса и распоряжением властей области Венето приостановить любую общественную деятельность. При этом представители Церкви рекомендуют верующим не забывать о молитве и руководствоваться службами, которые передаются по радио и телевидению. Согласно последним данным, число инфицированных в Италии превысило 150 человек. Карантин, который включает закрытие школ, общественных мест, в том числе театров и музеев, отмену любых мероприятий, включая культурные и спортивные, введены в четырех областях Италии - Ломбардии, где наибольшее число инфицированных, Венето, Эмилии-Романье, а также во Фриули-Венеции-Джулии, где пока не известно о заболевших. Три человека скончались от осложнений, вызванных коронавирусом. Таким образом, Италия вышла на третье место по числу инфицированных в мире после Китая (77 тыс.), Южной Кореи (602) и Японии (135). В число японских зараженных не входят более 600 заболевших с круизного лайнера Diamond Princess, который стоит в порту Йокогамы. ============================================================ |
В избранное | ||