Новости за 23/07/2016
============================================================
"Настало время для демифологизации новозаветной науки"
Презентация книги митрополита Илариона "Иисус Христос. Жизнь и учение" прошла в Москве
Москва, 23 июля, Благовест-инфо. Презентация первой книги шеститомного издания председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение» состоялась 22 июля в актовом зале ОЦАД. Представили книгу председатель Патриаршего совета по культуре, наместник ставропигиального Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон
(Шевкунов) и глава Синодального Отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда. Книга выпущена издательством Сретенского монастыря. На презентации присутствовали представители духовенства и иерархи Русской Православной Церкви, а также Кипрской, Сербской, Болгарской Православных Церквей.
По словам митрополита Илариона, к этой книге он шел четверть века. Поводом для написания послужила ситуация, когда ему самому – три года назад, в процессе ревизии научного материала для духовных школ – пришлось написать учебник по Четвероевангелию. «Я начал осваивать новую область – область научной литературы по Новому Завету. С чем столкнулся? В современной западной новозаветной науке существует большое количество концепций, по которым выстраивается изучение Нового Завета. Все
работают с одним текстом, но у ученых разные подходы», - рассказал митрополит Иларион. Эти подходы автор рассмотрел в первой части книги. Среди них – «мифологическая теория», согласно которой Иисус Христос не был реальным историческим персонажем; это была мифическая фигура, созданная на основе древнегреческих мифов об умирающих и воскресающих богах (теория была популярна в фашистской Германии, в атеистической пропаганде в СССР). Один из персонажей романа
Булгакова «Мастер и Маргарита», сидящих на бульваре, озвучивает эту теорию. Другая теория связана с именем протестантского теолога Рудольфа Бультмана, «который на многие десятилетия вперед отравил ядом своих измышлений западную новозаветную науку». По Бультману, «был некий исторический персонаж, возможно, написал сборник изречений, который был впоследствии утрачен, его движение стало распространяться, и в конце I века эта историческая личность стала обрастать разного рода
мифологией». В России такой подход применял Л.Н. Толстой. Сейчас ситуация, считает митрополит Иларион, «катастрофическая». «В книжном магазине, например, Оксфорда, вы увидите только такую литературу. Вы не прочтете в ней о том, что Иисус Христос - это Бог. Настало время для демифологизации новозаветной науки», - подчеркнул митрополит.
Для того, чтобы понять Евангелие и личность Иисуса Христа, нужны два ключа, считает автор: первый – уверенность в том, что Иисус Христос был реальным историческим персонажем, человеком со всеми присущими человеку эмоциями, переживаниями, и второй – что Иисус Христос был воплотившимся Богом. «Мы знаем, что очень многие люди в истории были распяты на крестах. Многие умерли насильственной смертью, но ни одна смерть не оставила такого следа в истории, как смерть Иисуса Христа. Если бы он был
просто человеком, его жизнь не оставила бы такого следа. Весь смысл евангельской истории в том, что Он был воплотившимся Богом. Этому жизненному пути посвящена эта книга», - отметил митрополит. Книга была задумана как биография, но это не исследование христологии, не исследование того, как на Вселенских соборах понимали соединение двух природ, пояснил автор. «Для меня основным центром является личность Иисуса Христа, его облик», - отметил он.
В первой книге, которая называется «Начало Евангелия», автор постарался набросать психологический портрет Иисуса. Она посвящена начальным главам Евангелий: рождение, проповедь, крещение, начало конфликта с фарисеями и книжниками. Вторая книга посвящена Нагорной проповеди, третья – чудесам, четвертая – притчам, пятая – «Агнец Божий» - всему материалу Евангелия и от Иоанна, шестая – развязке евангельской истории, суду, крестной смерти, воскресению, явлению
ученикам.
Митрополит Иларион пояснил, что старается писать так, «чтобы книгу мог читать человек, имеющий среднее образование». «Меня спрашивают: для кого пишете свои книги? У меня нет ясного адресата. Я прежде всего пишу для себя, чтобы понять какую-то тему, разложить по полочкам… Я стараюсь начинать писать, когда мне есть что сказать, каждая страница текста – это то, что я понял и пережил», - сказал иерарх.
Епископ Егорьевский Тихон в своем выступлении отметил, что издание является «важнейшим», потому что личность Господа Иисуса Христа – «самая обсуждаемая за всю историю человечества». Было издано бесчисленное количество книг, посвященных биографии Иисуса Христа, но «такой труд, написанный иерархом, издается впервые». По мнению епископа Тихона, книга будет интересна людям, занимающимся наукой, и обычному читателю, который хочет разобраться, кем был Спаситель; и
православному христианину. Книга будет важна и для священников: «По ней можно не только строить проповеди, но и определять и проверять свою христианскую веру и учиться у того главного пастыря, которым является Иисус Христос».
Глава Синодального Отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда также подчеркнул, что книга будет интересна разным людям - «здесь нет образовательного ценза». В то же время чтение будет «серьезным», что особенно важно сейчас, когда «человек уходит от традиции медленного чтения». Владимир Легойда считает выход книги «важным событием в христианском книгоиздательстве и во всем христианском мире». Книга обращается к теме, рядом с которой ничего
нельзя поставить в истории человечества. «Она обращается к жизни Иисуса Христа – это событие, которое невозможно игнорировать. Когда бы человек ни жил, он не может игнорировать факт, что по земле ходил Иисус Христос. Отношение к этому факту и определяет то, как человек живет, независимо от его веры или неверия», - отметил Владимир Легойда. Также дорого и то, что на первых страницах автор вспоминает ап. Фому, его веру, его жажду веры, которая не осталась неот
веченной со стороны Христа, - «это обращение в книге к колеблющимся людям важно сегодня».
Епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь) считает, что «люди от науки не оставляют ничего живого от Евангелия». «Даже Папа Римский, который сейчас на покое, написал двухтомник (Бенедикт XVI. «Иисус из Назарета» - прим. «Благовест-инфо») с тем же намерением – остановить нецерковные толкования личности Иисуса Христа», - сказал сербский иерарх.
Первая книга выпущена тиражом 10 тыс. экземпляров, снабжена более чем 330 иллюстрациями.
Участники презентации выразили пожелание скорейшего перевода издания на европейские языки.
Сидней, 23 июля. Кругосветный перелет священника и путешественника Федора Конюхова на шаре "Мортон" завершается. Шар миновал Индийский океан и летит над Австралией. Начались процедуры по спуску, высота полета составляет 6000 метров, скорость 70 км/ч. Команда сопровождает Федора, штаб готов к встрече, сообщает сайт экспедиции.
Федор Конюхов впервые в мире с первой попытки совершил беспосадочный перелет вокруг Земли. На уникальном, специально сконструированном для этой экспедиции 60-метровом шаре "Мортон", он установил ещё несколько мировых рекордов, большинство из которых, до этого дня, принадлежали американцу Стиву Фоссетту.
За время путешествия, проходившего в экстремальных условиях, Федор Конюхов преодолел три океана, три континента, вплотную подошел к Антарктиде, пролетев в общей сложности более 34 700 км (показатель Стива - 33 155 км).
Максимальная высота, на которую поднялся шар, составила более 10 600 метров. Для сравнения, Стив достиг отметки в 10 200 метров.
Архиепископ Паргев Мартиросян. Фото со страницы соцсети
Ереван, 23 июля, Благовест-инфо. С вооруженными захватчиками полка ППС полиции в районе Эребуни столицы Армении ведутся переговоры, сообщил «Благовест-инфо» глава Арцахской (Карабахской) епархии Армянской Апостольский Церкви архиепископ Паргев Мартиросян, прибывший из Шуши в Ереван с целью принять участие в этих переговорах. Архиепископ отказался ответить на вопрос, удалось ли ему встретиться с захватчиками, мотивируя это тем, что «ведутся переговоры, и излишняя открытость информации может
повредить процессу». Все же он подчеркнул, что переговоры ведутся весьма интенсивно. Вместе с архиепископом в Ереван из Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха) прибыл депутат непризнанной Нагорно-Карабахской Республики генерал-майор Виталий Баласанян, который накануне смог встретиться с вооруженными захватчиками, однако подробности этой встречи не были освещены. Включить в переговорный процесс архиепископа и генерала было решено исходя из соображений, что они
пользуются уважением захватчиков, среди которых есть ветераны арцахской войны.
Между тем, наряду с антитеррористическим мероприятиями Службы национальной безопасности Армении, на протяжении последующих пяти дней после захвата в Ереване проходят акции сторонников вооруженных захватчиков. Начавшаяся вечером 17 июля на ереванской площади Свободы акция переместилась на улицу Хоренаци, на которой находится захваченный полк. А вечером 20 июля акция переросла в столкновения с полицией. В полицейских со стороны группы радикально настроенной молодежи полетели камни, толпа пыталась прорвать
полицейский кордон. В ответ полиция применила шумовые гранаты. В результате этого в больницы попал 51 человек, из них 28 полицейских, остальные – гражданские лица.
Фото Галуста Наняна
На месте инцидента пребывали священнослужители Армянской Церкви. Директор музеев и архива Эчмиадзина иерей Асохик Карапетян попытался поговорить с протестующими, однако в ответ последовала нецензурная ругань. Депутат парламента Никол Пашинян попытался успокоить толпу, что ему удалось только через час. После Пашинян выступил с заявлением, что откажется от идеи бывать на месте протестной акции, если там будут находиться пьяные, неадекватные люди, ругающие священников или других граждан. К пяти часам утра
полиция все же разогнала протестующих, которые успели построить баррикады из мусорных баков и уличных скамеек. Было задержано около 170 человек.
Фото Галуста Наняна
К вечеру 21 июля возобновилась акция требующих решить вопрос с захватом полицейского здания без кровопролития. В отличие от предыдущих дней здесь стало меньше радикально настроенных людей. На место прибыли представители армянской интеллигенции, актеры, музыканты, а также священнослужители Армянской Церкви.
Фото Галуста Наняна
«Церковь – сторонница мира, понимания и любви к ближнему, и мы пришли поддержать как народ, участвующий в акции, так и правоохранителей. Люди имеют право на собственное мнение, но отстаивать свои права не должны за счет попрания прав других людей. Мы призываем уважать друг друга. Люди разные, могут и не принимать Церковь, но они – наш народ, и мы обязаны быть рядом со всеми», – сказал, отвечая на вопрос «Благовест-инфо» о путях выхода из создавшейся ситуации,
священник Араратской епархии ААЦ Шмавон Гевондян.