Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 08/12/2015


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 08/12/2015
============================================================
"Его главная особенность в том, что он соединил в себе реставратора и искусствоведа"
Вечер памяти Владимира Сарабьянова прошел в Центре им. Грабаря в Москве

08.12.2015 21:44 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=65655
------------------------------------------------------------




Москва, 8 декабря, Благовест-инфо. Воспоминаниями об ушедшем из жизни в апреле этого года художнике-реставраторе, авторе искусствоведческих работ Владимире Сарабьянове поделились 7 декабря на вечере его памяти друзья, коллеги, соавторы во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря. На встрече был представлен альбом-календарь «Пребывает там Бог с людьми. Мозаики Киевской Руси» с текстом, написанным В. Сарабьяновым. Координировал работу встречи
директор центра Александр Лесовой.



Атташе по культуре Апостольской нунциатуры в Москве Джованна Парравичини рассказала о В. Сарабьянове как о подвижнике, спасавшем памятники искусства, без которого многое было бы утрачено. Представленный календарь-альбом – последний проект, который они делали вместе. Календари выходил многие годы, в их создании принимали участие Адольф Овчинников, Энгелина Смирнова, и многие искусствоведы из России. Идея этих календарей, этого 30-летнего проекта – единство корней западного и восточного мира, -
славянского, византийского и латинского. Таким образом в нынешней конфликтной ситуации хотелось дать послание единства. Владимир Сарабьянов был в числе молодых реставраторов во время выставки первых русских икон в Риме в 90-е годы, после которой началось сотрудничество фонда «Христианская Россия» с российскими специалистами. «Мы, итальянцы, открыли искусство катакомб через русских искусствоведов», - сообщила Джованна Парравичини. Впоследствии, когда и
тальянские иконописцы путешествовали по России, имя Сарабьянова «было волшебным ключом, который открывал двери и дал возможность ознакомиться со многими фресками и храмами». Закончить календарь помогли его друзья, в частности, Анна Захарова, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусства Исторического факультета МГУ.



Анна Захарова сделала подробный обзор календаря. Она отметила, что Сарабьянов всю жизнь занимался реставрацией древнерусской живописи, но самый важный аспект его деятельности – это исследовательская работа. «Он хорошо разбирался в научной литературе, зарубежной и русской, кроме того обладал потрясающим даром – видеть целое и частное и их взаимоотношение», - подчеркнула искусствовед. Сарабьянов, отметила Анна Захарова, умел «верно вывести древневизантийский знаменатель из
произведений древнерусского искусства, и в то же время показать их национальное своеобразие». Все это позволило в трудах «дать новый синтез, показать место древнерусского искусства в мировом искусстве». Календарь – это экстракт из большей работы, в каком-то смысле эта работа стала итоговой. Анна Захарова рассказала о каждом разделе календаря. «Этот текст является результатом серьезного труда, текст написан ясно, автор говорит просто об очень сложных
вещах», - подытожила искусствовед.







Заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц, выступая, отметил, что путь Владимира Сарабьянова практически прошел у него на глазах. Он работал в Троице-Сергиевой лавре, потом было решено поручить ему работу в Мирожском монастыре во Пскове. Потом были работы в Юрьевом, Снетогорском, Антониевом монастырях. В нем привлекало то, «что он был не стандартным ученым». Его можно было назвать следопытом. «Он поразительно легко ощущал себя в
пространстве сложного искусства. Это была та среда, почти домашнее окружение, где ему не надо напрягаться, чтобы понимать язык», - сказал искусствовед. Однако, отметил Л. Лифшиц, занимаясь древнерусским искусством, он не был чужд и периодам более позднего развития, и так же увлеченно занимался искусством XVI века.



Главный хранитель Софийского собора Новгорода Татьяна Царевская рассказала о совместных годах учебы на одном курсе, о работе Сарабьянова на реставрации фресок Георгиевского собора в Новгороде. «С ним очень интересно было общаться. Постоянные открытия, постоянно что-то неожиданно новое… У него была невероятная тяга открыть древний пласт», - рассказала Т.Царевская. Акт передачи Софийского собора, сообщила она, свершился с его участием, поскольку он был убежден, что в храме должно
совершаться богослужение.







Страница календаря «Пребывает там Бог с людьми. Мозаики Киевской Руси»



Доктор искусствоведения, профессор Энгелина Смирнова отметила удивительное сочетание в личности Сарабьянова исследователя и реставратора. Это было особенно заметно в путешествиях по Греции и Италии. «Владимир Дмитриевич разбирался во многих пластах искусства – художественном, технологическом, реставрационном. В этих поездках всегда себя чувствовала защищенной. Особое его качество – брать на себя трудности», - рассказала Э.Смирнова. Она отметила его необыкновенную работоспособность.
«Он работал во многих храмах вне Москвы – в Полоцке, в Новгороде…. Когда же он писал эти огромные труды? В шесть утра он уже был за компьютером. Это все было в сочетании с реставрационными работами. Эта работоспособность должна стать примером», - подчеркнула Э.Смирнова.







Выступавшие отмечали и такую особенность В.Сарабьянова, как готовность участвовать в общественных делах, несмотря на свою занятость. Он преподавал в Православном Свято-тихоновском гуманитарном университете, был членом Комиссии по Соловецкому монастырю, Патриаршего совета по культуре, писал статьи для сборника «Искусство христианского мира». На встрече выступили коллеги реставратора, сотрудники Центра Грабаря и ПСТГУ, представитель содружества «Артос» Сергей Чапнин, а также старший
брат Владимира – Андрей Дмитриевич Сарабьянов.



В апреле 2016 года в Третьяковской галерее будет проведена конференция памяти Владимира Сарабьянова.



Елена Бажина


============================================================


Папа Франциск молится об успешном проведении парижской конференции по климату

08.12.2015 16:48
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65654
------------------------------------------------------------
Рим, 8 декабря. Папа Франциск с большим вниманием следит за работой Конференции по изменениям климата, которая проходит сейчас в Париже под эгидой ООН. Об этом заявил он сам 6 декабря после чтения молитвы «Ангел Господень», сообщает Радио Ватикана. Понтифик призвал задуматься о том, «какой мир мы хотим оставить тем, кто придет после нас, ныне растущим детям»:



«Ради блага общего дома, всех нас и будущих поколений, в Париже все усилия должны быть направлены на смягчение последствий изменения климата и в то же время на борьбу с бедностью и защиту человеческого достоинства. Эти две задачи следует выполнять одновременно: остановить климатические изменения и противодействовать бедности, дабы на первом плане стояло человеческое достоинство. Помолимся о том, – призвал Папа, – дабы Дух Святой просветил тех, кто призван принимать столь важные решения, и
дал им мужество иметь всегда в качестве критерия для решений благо всего человечества».


============================================================


Грузинской патриархии безвозмездно передан земельный участок размером 1 124 кв. м.

08.12.2015 16:18 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65652
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 8 декабря, Благовест-инфо. Грузинской Православной Церкви безвозмездно передан в собственность земельный участок несельскохозяйственного предназначения размером 1 124 кв.м. и расположенные на нём здания и строения в высокогорной Местии, сообщает interpressnews.ge.



Распоряжение правительства Грузии о безвозмездной передаче в форме приватизации недвижимого имущества в собственность Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви опубликовано на веб-странице администрации правительства Грузии.



Исполнение данного распоряжения возложено на агентство государственного имущества, входящее в структуру министерства экономики и устойчивого развития.


============================================================


Грузинский фильм получил специальный приз московского Международного кинофестиваля "Радонеж"

08.12.2015 16:08 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65651
------------------------------------------------------------




Тбилиси, 8 декабря, Благовест-инфо. Грузинская художественно-документальная лента «И минута - вечность», посвящённая памяти недавно скончавшегося митрополита Никорцминдского Елисея (Джохадзе), получила специальный приз на завершившемся в конце ноября XX Международном фестивале кино и телепрограмм «Радонеж», который в уходящем году отпраздновал свое двадцатилетие, сообщает karibche.ambebi.ge.



Этот фильм о любви к родной земле и особенностях христианской жизни был снят на базе телелаборатории Грузинского технического университета, а его авторы – внук владыки Елисея Цотне Гловели и кинематографист Коба Цхакая.



«Идея создания фильма родилась ещё в пору, когда владыка Елисей был рядом с нами, - рассказывает Цотне Гловели. – Мой дед был человеком непосредственным и простым. Наши отношения были выше сугубо родственных, мы были духовно близки, и результат этой близости – моя любовь к искусству, привитая дедом. Владыка Елисей любил трудиться, любил творчество, его радовали плоды творчества. Идея снять этот фильм родилась во время очередной нашей задушевной беседы, а название фильма «И минута
– это вечность» - строка из одного из стихотворений владыки Елисея, написанных незадолго перед кончиной. Дед очень любил свой отчий край. Он с интересом и очень внимательно рассматривал отснятые мной видео- и фотоматериалы, которые легли в основу сюжета нашей ленты».







Жанр фильма – документальный. Он повествует о житье-бытье Шкмури - родного селения владыки Елисея; о его каждодневных заботах, реалиях, а также о прошлом, отображённом в воспоминаниях его хранителей и свидетелей. В фильме звучат фрагменты проповедей владыки Елисея, кадры, отображающие его проводы в Вечность...



Цотне Гловели намерен снять ещё один фильм – по мотивам книги владыки Елисея «Зов Спасителя». А в заключение он процитировал одно из стихотворений покойного деда:



Опустела мельница моя,



Вот зерно последнее упало.



Жернова замолкли бытия,



Уходить и мне пора настала.



Циферблата стрелки круг сомкнут



Невозвратно, неостановимо,



И минута – вечность. Божий суд



Всех нас ждёт – подлунных пилигримов.



Жизнь – в одной минуте, лишь в одной,



Вся – перед кончиной – расстелится.



Медленней и глуше сердца бой,



Но оно ещё желает биться...



(перевод Владимира Саришвили)


============================================================


"Без прощения нет единства"
7 декабря отметили 50-летие взаимного снятия отлучений между Римом и Константинополем

08.12.2015 15:44
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65649
------------------------------------------------------------




Патриарх Афинагор и Папа Павел VI - RV



Рим, 8 декабря. После чтения богородичной молитвы «Ангел Господень» 6 декабря Папа напомнил о том, что 7 декабря отмечается 50-летие знаменательного события в истории отношений между католиками и православными, сообщает «Радио Ватикана». Седьмого декабря 1965 года, накануне завершения Второго Ватиканского собора, Папа Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор выступили с совместным заявлением. Они отменили взаимные отлучения, имевшие место между Церковью Рима и Церковью
Константинополя в 1054 году:



«Воистину провиденциальным является факт, что исторический жест примирения, создавший условия для нового диалога между православными и католиками в любви и истине, упоминается в самом начале Юбилея Милосердия», - подчеркнул Папа Франциск и продолжил: «Не существует истинного пути к единству без просьбы о прощении у Бога и друг у друга за грех разделения». Святейший Отец призвал католиков «вспомнить в молитвах дорогого Патриарха Варфоломея и других предстоятелей Православных
Церквей и просить Господа о том, чтобы отношения между католиками и православными всегда были вдохновлены братской любовью».


============================================================


Папа Франциск открыл Юбилей Милосердия

08.12.2015 15:30 | "Радио Ватикана"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=65648
------------------------------------------------------------

============================================================


Иудейные противоречия
Власти не предоставили еврейской общине участок у ДКЖ

08.12.2015 15:07 | "Коммерсантъ"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=65647
------------------------------------------------------------

============================================================


Протодиакон Андрей Кураев прокомментировал предложение игумена Серапиона применять понятие "иноагент" к религиозным организациям

08.12.2015 14:48
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65646
------------------------------------------------------------




Москва, 8 декабря. С сектами не нужно бороться на законодательном уровне, рассказал «Русской службе новостей» протодиакон Андрей Кураев. Так священнослужитель отреагировал на предложение заместителя председателя Синодального миссионерского отдела, члена Межсоборного присутствия РПЦ игумена Серапиона применять понятие «иностранного агента» к религиозным организациям.



«[Бороться — прим. РСН] добрыми глазами, добрыми делами и добрым, умным словом», — подчеркнул Кураев.



Кураев отметил, что предложение игумена Серапиона – проявление профессиональной несостоятельности.



«У этих чиновников [РПЦ – прим. РСН] полное несоответствие и профессиональная импотенция. Если проповеди отца Серапиона не могут быть конкурентно способными, естественно, тот, кто не умеет управлять, стремиться подчинить. Тот, кто не может интересно общаться с людьми, быть убедительным, тот старается быть навязчивым», — сказал Кураев.



Священнослужитель отметил, что при таких заявлениях сам игумен Серапион признаёт, что религиозными организациями управляют из-за рубежа.



«Если игумен Серапион считает, что не может себе представить, что управление из-за рубежа не получала политических инструкций, он сам делает собственный coming out. Значит, в его собственной голове это не умещается, что можно просто молиться богу и говорить о священном писании и не смешивать это с политикой, и этот свой стереотип он переносит на всех остальных людей», — сказал Кураев.



Кураев подчеркнул, что, если в России будут применять понятие «иноагент» к религиозным организациям, то начнутся проблемы у РПЦ, приходы которой есть по всему миру.



«Не рой другому яму, потому что иначе огромное количество приходов русской церкви, у нас не будет нравственного права защищать права наших иноверцев, нашей паствы за пределами РФ», — подчеркнул Кураев.



8 декабря стало известно, что заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия РПЦ игумен Серапион предлагает проработать вопрос о введении понятия «иностранный агент» для религиозных организаций.



В ноябре 2012 года закон обязал финансируемые из-за рубежа политические НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов. В июне 2013 года Минюст получил право признавать НКО иностранными агентами по собственному усмотрению. Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его, в том числе, в ЕСПЧ.


============================================================


Межрелигиозный совет России окажет помощь московскому вузу, где учатся более 500 инвалидов

08.12.2015 14:23
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65644
------------------------------------------------------------
Москва, 8 декабря. Межрелигиозный совет России окажет поддержку Московскому государственному гуманитарно-экономическому институту, в котором учатся более 500 инвалидов, сообщает «Интерфакс-религия».



Этот вопрос рассмотрели представители традиционных религий во вторник на заседании Межрелигиозного совета в Москве.



Главная цель упомянутого университета - оказание социальной помощи людям с ограниченными возможностями, создание условий для их адаптации и активной жизнедеятельности в обществе.



Наряду с этим участники встречи высказались за развитие российского теологического образования, расширение преподавания школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с акцентом на религиозную безопасность.



Кроме того, члены совета поддержали идею провести в 2016 году в «Эрмитаже» выставку древних рукописей священных текстов мировых религий.


============================================================


Завершена реставрация новгородской иконы XV века, длившаяся более десяти лет

08.12.2015 13:53
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65642
------------------------------------------------------------
Великий Новгород, 8 декабря. Икона Богоматери "Умиление" XV века, находившаяся на реставрации 13 лет, возвращается в экспозицию Новгородского государственного музея-заповедника, сообщили во вторник "Интерфаксу" в музее.



По словам реставратора Юрия Александрова, работы над иконой полностью завершились, она готова к экспонированию.



"15 декабря мы планируем в присутствии музейных работников и журналистов вернуть икону в экспозицию. Она займет оставленное ей место на выставке "Русская икона XI-XIX веков в собрании Новгородского музея", открывшейся в Присутственных местах Кремля еще в 2004 году", - сказал представитель музея-заповедника.



Как полагают ученые, икона Богоматери "Умиление" была написана с древнего византийского образца примерно в 1463 году для иконостаса Никольского собора, расположенного на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде. Ее размеры составляют примерно 1,7 на 1,2 метра.



Икона была особо чтимой у новгородцев и паломников. Расположенные в ее нижней части изображения руки Богоматери и ножки Христа за шесть столетий оказались истерты до доски или, как говорят специалисты, "процелованы" верующими.



Икона пережила множество пожаров и уцелела в них. В советские годы она стала музейным экспонатом, перенесла оккупацию, в конце Великой Отечественной войны была вывезена в Германию. В 1947 году она вернулась в родной город, хранилась в фондах музея-заповедника и на рубеже тысячелетий потребовала немедленной реставрации.



Реставрация иконы велась под микроскопом. Выяснилось, что во многих местах на иконе авторская живопись была закрыта так называемыми "поновлениями", которые реставратор убирал специальными инструментами без применения растворителей


============================================================


В Сергиевом Посаде прошла программа по целеполаганию для православных школьников

08.12.2015 13:49
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65641
------------------------------------------------------------
Сергиев Посад, 8 декабря. В городе Сергиев Посад для православных школьников завершилась программа по целеполаганию «Время собирать камни». Организаторы необычной программы – педагоги и психологи клуба «Пилигримия» Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Московском Свято-Даниловом монастыре.



Рассказывает Юлия Лагутинская, педагог и одна из авторов проекта: «Новый год - праздник радостный и любимый многими. Праздник встречи наступающего года - нового, небывалого ещё периода нашей жизни. И к этому событию мы начинаем готовиться заранее: выбираем подарки, украшаем дом, наряжаем елку. Но часто забываем: для того, чтобы начать новое предложение, надо поставить точку в старом.



И Новый год в этом смысле та самая первая, заглавная буква наступающего года, перед которой важно поставить точку - подвести итоги года уходящего. Обратить внимание на то, с чем и какими мы уходим, чему мы научились в этом году, что было с нами впервые, что уносим с собой из него. Что мы открыли в себе, в других, в мире. А после этого уже можно легко наметить цели на новый, наступающий год, чтобы и он стал осмысленной страницей нашей жизни».



На программе «Время собирать камни» подростки 11-17 лет осмыслили свое отношение ко времени, смогли разобраться в своих жизненных целях и приоритетах, учились анализировать свое время и внутренний рост, сделали шаг к самоорганизации своей жизни.



Ребят ожидали творческие проекты и серьезные размышления, индивидуальная работа и в мини-группах, задания на развитие стратегического мышления и тематический киноклуб, а также подвижные игры на свежем зимнем воздухе, в том числе командная игра фрисби. В воскресенье участники и ведущие программы посетили Божественную Литургию в храме преподобного Сергия Радонежского в городе Сергиев Посад.


============================================================


Выставка, посвященная Иосифо-Волоцкому монастырю, откроется в Москве

08.12.2015 13:47
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65640
------------------------------------------------------------
Москва, 8 декабря. 11 декабря 2015 г. в 16:00 в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, ул. Тверская д. 21) состоится открытие выставки «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», организованной в рамках социально значимого проекта «Иосиф Волоцкий и его обитель», сообщили в Синодальном информационном отделе.



Организаторы выставки: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центральный музей современной истории России, Благотворительный фонд Фридриха Липса, Дирекция международных программ, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь при участии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Российской государственной библиотеки.



На выставке «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», которая продлится до 10 января 2015 года, представлены экспонаты из коллекции Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, художественные работы участников инновационного образовательного проекта Дирекции международных программ «Передвижная академия искусств», а также уникальные старинные иконы из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: икона «Иосиф
Волоколамский» (первая половина XVI в.), Рама со сценами жития Иосифа Волоколамского (XVIII в.), икона «Вход в Иерусалим» (XVIII в.), а также уникальные печатные издания XV- XVI вв. из Российской государственной библиотеки.



Специальный раздел выставки посвящен памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), благодаря усилиям которого Иосифо-Волоцкий монастырь был передан в 1989 года Церкви, стал восстанавливаться и возрождаться как монашеская обитель.



Справка:



Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 14 июня 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека.



Обитель преподобного Иосифа является редким по своему художественному облику и историческому значению памятников. Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. До наших дней дошли постройки XVII в.: величественные стены с семью мощными башнями; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный Успенский собор на высоком белокаменном подклете. Также сохранился медовый амбар
– редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX в. В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители.



22 сентября 2015 года Иосифо-Волоцкий монастырь отметил значительную дату – 500-летие со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого. К этой дате в монастыре были проведены большие восстановительные работы. Особое внимание было уделено реставрации Успенского собора, где в день праздника торжественное богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.



При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России


============================================================


Эстония: нарвским лютеранам запретили собираться в лютеранском храме

08.12.2015 13:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65639
------------------------------------------------------------
Нарва , 8 декабря. Банкротный управляющий запретила вести богослужения в Нарвской Александровской церкви. Соответствующее распоряжение пасторы Александровского прихода получили в минувшую пятницу и, как положено по процедуре, поставили под ним свои подписи, сообщает «Виру Проспект».



В связи с получившим в Эстонии широкий резонанс банкротством прихода у этой организации нет возможности рассчитываться за услуги, производить другие оплаты. В новом отопительном сезоне богослужения проводились в неотапливаемых помещениях.



Однако на прошлой неделе пасторы и прихожане лишились и этого. Поводом для столь печального поворота событий стало предписание Пожарной инспекции, а затем и решение банкротного управляющего Эве Сельберг.



Выяснилось, что с 2008 года у храма находились разного рода недочеты в плане обеспечения пожарной безопасности. Вероятно, какие-то проблемы решались, но какие-то пополняли список нарушений. Когда средств у прихода не стало, об устранении их говорить стало совсем уж сложно, однако проверки продолжались — последняя такая прошла в октябре.



Пастору прихода Олегу Севастьянову в минувшее воскресенье разрешили провести службу в последний раз. А дальше — на выбор: или отправляться в церковь святого Михаила на Креэнхольми 22, или в приходской дом на Вабадузе 20.



Немалые упования священник имеет на совет ЦУ ”Нарвская Александровская церковь”, возглавляемый Тармо Таммисте, являющимся также председателем Нарвского горсобрания, полагая, что тот спасет приход от выселения. В целом же в качестве будущего хозяина храма пастор видит министерство культуры.



В то же время ЦУ ”Нарвская Александровская церковь”, как удалось выяснить изданию «Виру Проспект», планов относительно помощи Нарвскому лютеранскому приходу не имеет.



По последним данным, Александровский приход решил проводить службы (на эстонском, русском и финском языках) в церкви Святого Михаила. Там же состоятся Рождественские богослужения.


============================================================


Открытие выставки "Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь". Москва
11 декабря

08.12.2015 13:24
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=65643
------------------------------------------------------------
11 декабря 2015 г. в 16:00 в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, ул. Тверская д. 21) состоится открытие выставки «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», организованной в рамках социально значимого проекта «Иосиф Волоцкий и его обитель».



Организаторы выставки: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центральный музей современной истории России, Благотворительный фонд Фридриха Липса, Дирекция международных программ, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь при участии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Российской государственной библиотеки.



На выставке «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», которая продлится до 10 января 2015 года, представлены экспонаты из коллекции Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, художественные работы участников инновационного образовательного проекта Дирекции международных программ «Передвижная академия искусств», а также уникальные старинные иконы из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: икона «Иосиф
Волоколамский» (первая половина XVI в.), Рама со сценами жития Иосифа Волоколамского (XVIII в.), икона «Вход в Иерусалим» (XVIII в.), а также уникальные печатные издания XV- XVI вв. из Российской государственной библиотеки.



Специальный раздел выставки посвящен памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), благодаря усилиям которого Иосифо-Волоцкий монастырь был передан в 1989 года Церкви, стал восстанавливаться и возрождаться как монашеская обитель.



Справка:



Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 14 июня 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека.



Обитель преподобного Иосифа является редким по своему художественному облику и историческому значению памятников. Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. До наших дней дошли постройки XVII в.: величественные стены с семью мощными башнями; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный Успенский собор на высоком белокаменном подклете. Также сохранился медовый амбар
– редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX в. В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители.



22 сентября 2015 года Иосифо-Волоцкий монастырь отметил значительную дату – 500-летие со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого. К этой дате в монастыре были проведены большие восстановительные работы. Особое внимание было уделено реставрации Успенского собора, где в день праздника торжественное богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.



При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России


============================================================


Вопрос о предоставлении предстоятелю ГПЦ права на помилование заключенных закрыт - президент Грузии

08.12.2015 12:58
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65638
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 8 декабря. «Благодаря активности гражданского общества и очень ясному заявлению Патриархии вопрос был закрыт», - так прокомментировал президент Грузии Георгий Маргвелашвили развернувшуюся в СМИ и среди общественности дискуссию о предоставлении Патриарху Грузинскому права на помилование заключенных.



«Вместе с тем, уже в который раз мы увидели, как неточное осознание фундаментальных законов государственного устройства нашими политиками может создать сложности с точки зрения государственности. Думаю, нужно присмотреться к этому», - цитирует Грузия Онлайн комментарий Георгия Маргвелашвили журналистам.



Патриархия Грузии ранее распространила пояснение относительно инициативы о наделении предстоятеля ГПЦ правом помилования заключенных:



«5 декабря сего года в Театре имени Руставели прошел спектакль с участием женщин-заключенных. Это был первый случай, когда сцену и зал государственного театра заняли осужденные. Представление и обстановка были очень эмоциональными; именно на фоне этого Его Святейшество заявил, что было бы хорошо, если бы и у Патриарха было право миловать заключенных.



Это было выражением солидарности с ними, эти слова были продиктованы желанием помочь и поддержать их, а не потребовать обсуждать эту инициативу на законодательном уровне», – говорится в заявлении Патриархии Грузии.


============================================================


Издано пособие о создании доступной среды в храме

08.12.2015 12:56
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65637
------------------------------------------------------------
Москва, 8 декабря. Синодальный отдел по благотворительности выпустил методическое пособие «Как сделать храм доступным для всех: технические нормы и архитектурные решения». В книге впервые предпринята попытка обобщить технические требования к обеспечению доступности храмов для инвалидов с проблемами в передвижении, пожилых, слепых и слабовидящих людей, прихожан с детскими колясками.



«Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил о том, что наши храмы нужно сделать более доступными для всех людей, – говорит руководитель направления помощи инвалидам Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева. – Но на этапе проектирования адаптации часто не хватает практических знаний. Наша книга призвана в этом помочь».



В новом пособии детально рассматриваются все возможные случаи, когда умаломобильного человека могут возникнуть сложности: от подходов к церкви, крыльца (пандус, поручни, лестница), входной двери с удобной и нетравматичной ручкой и до создания навигации внутри храма. В книге рассказывается о нормах создания доступной среды, предлагаются варианты и компромиссные решения.



«Очень важны и предложения по подготовке задания на проектирование, – отмечает в предисловии к книге руководитель Архитектурно-художественного центра Московской Патриархии «Арххрам» Андрей Оболенский. – Ведь именно от того, как будет сформулировано для каждого конкретного храма задание на проектирование, и зависит, удастся ли создать в храме безбарьерное пространство, доступное для любых прихожан».



Авторы книги – вице-президент Национального благотворительного фонда поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров» Сергей Чистый и заведующая кафедрой социальной работы Миссионерского факультета ПСТГУ, специалист по кондуктивной педагогике в области реабилитации детей и взрослых с нарушением опорно-двигательного аппарата Татьяна Зальцман.



Пособие в электронном формате можно скачать на сайте Синодального отдела по благотворительности. Чтобы получить книгу в бумажном виде, нужно обратиться в Синодальный отдел по телефону: 8 (499) 921-02-57 (доб. 108).



Новая книга – 26-е по счету методическое пособие серии «Азбука милосердия» Синодального отдела по благотворительности. В серии выходили книги по организации помощи инвалидам, бездомным, алкоголе- и наркозависимым, женщинам в кризисной ситуации, ВИЧ-инфицированным, методики по созданию с богадельни, центра гуманитарной помощи, службы добровольцев и др.



Сегодня в России более 3500 социальных учреждений, проектов и инициатив Русской Православной Церкви. В 49 храмах и общинах на территории России ведется работа с глухими и слабослышащими людьми, в 9 приходах окормляют слепоглухих людей.


============================================================


Книга о страстях и искушениях с точки зрения православных психологов представлена в Москве

08.12.2015 11:59 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65636
------------------------------------------------------------




Москва, 8 декабря, Благовест-инфо. Презентация книги Леонида Виноградова «О страстях и искушениях – ответы православных психологов» (М., «Никея», 2016) состоялась 4 декабря в Российском православном университете (РПУ), в рамках психологического семинара им. профессора и протоиерея Василия Зеньковского. Книга построена в форме бесед с ведущими православными психологами, представившими свой взгляд на вопросы, которые прежде было принято адресовать исключительно священникам.



И действительно – еще несколько лет назад в православной среде можно было встретить весьма настороженное отношение к психологии, отметил автор издания, журналист Л. Виноградов. Однако сейчас ситуация изменилась, и такая книга стала возможной и даже востребованной. По словам автора, о книге есть уже немало положительных отзывов священников, но она будет также полезна и мирянам, и нецерковным людям, и светским психологам.



Декан факультета психологии РПУ священник Петр Коломейцев пишет в предисловии к изданию: «Как священник я вижу, что люди часто идут на исповедь не с духовными, а с психологическими проблемами. Действительно, психическая и духовная области тесно взаимосвязаны. Святоотеческое учение говорит нам о том, что страсть — это не преступление, а недуг, болезнь. Христианский психолог стоит на тех же позициях. Если у человека есть психологические проблемы, это значит, что он нуждается в помощи, в
терапии. И в этом смысле психолог и аскет мыслят одинаково — каждый на своем уровне».



За основу автор книги взял учение о страстях, разработанное в IV св. Евагрием Понтийским. Он, как пишет о. Петр, обратил внимание на то, что «грех есть лишь следствие, симптом болезненного состояния души, и бороться надо с причиной, т.е. со страстью, овладевшей человеком, а не с отдельными ее проявлениями». Говоря о гордости, тщеславии, гневе, блуде, сребролюбии, чревоугодии, печали и унынии, Евагрий проявляет «утонченную психологическую сложность наблюдений», заметила Наталия Инина,
преподаватель психологических факультетов МГУ и РПУ, психотерапевт-консультант, которая в новой книге отвечает на вопросы о четырех страстях.



Почему для современного христианина так важна психология? По словам Н. Ининой, раньше человеку для духовного возрастания, возможно, вполне хватало церкви, богослужения и святых отцов. Но в наше время, когда все чаще говорят об «антропологической катастрофе», человек испытывает такое давление агрессивного «античеловеческого мира», что это разрушает его психику. И надо сначала помочь человеку «промыть его внутреннюю оптику, чтобы увидеть реальность», добраться до того
стартового уровня «психологического здоровья», с которого уже можно говорить о духовном росте. Иначе, приступая сразу к покорению духовных вершин, пришедший в Церковь человек рискует получить вовсе не святость, а невротическую религиозность. В подходе, о котором говорила Н. Инина, парадоксальным образом заложена перспектива «преодоления психологии». Она пояснила, что речь идет об опасности «психологизации»: когда человек достигает определенног
о уровня устойчивости, справляется со своим неврозом, ему надо двигаться дальше, вырастать в полный масштаб своей личности и делать шаг «из психологии в духовность».



«Человек сложен, пока не излечен», -- продолжила, напомнив слова митрополита Антония Сурожского, профессор Московского городского психолого-педагогического университета Татьяна Гаврилова, автор главы о гневе. И дополнила: «А когда человек излечен, он глубок и может подняться на большую высоту». «Излечение» от гнева она связывает с осознанием и исцелением от себялюбия, которое есть проявление неуверенности в себе, зависимости от чужого мнения, неадекватной самооценки. Гнев
часто бывает психологической защитой человека, обуреваемого таким внутренним конфликтом, отметила Т. Гаврилова.



Борис Воскресенский, канд. мед. наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета, в книге беседует об унынии. А на презентации он говорил о сложном соотношении телесной, душевной и духовных сфер с точки зрения психиатра. По его словам, страсть – это явление духовного порядка, но зачастую за тем, что принято считать проявлением страсти, стоят душевные болезни. В этом случае опасны упрощенные советы об «излечении» такой патологии
лишь посещением храма, молитвами и проч., необходимо серьезное лечение. Однако даже тяжелый недуг больной может воспринять как крест, а отношения с близкими выстраивать «по-евангельски», утверждает Б. Воскресенский, ссылаясь на примеры конкретных людей и подчеркивая важность сотрудничества священника и психиатра в помощи душевнобольным людям.



На вечере психологи - авторы книги, а также завкафедрой психологического факультета МГУ, научный руководитель психологического факультета РПУ профессор Борис Братусь отвечали на многочисленные вопросы, в том числе – о месте православного психолога в Церкви. Готова ли Церковь ввести институт приходской психологической помощи? «Речь не идет о чем-то новом. Церковь готовится к возвращению психологии, которая сотрудничала с Церковью с давних пор», -- сказал проф. Братусь. Он напомнил, что
настороженность между верующими и психологией была внедрена советской властью. В настоящее время эта искусственная пропасть преодолевается: психология преподается во многих семинариях, готовятся учебники по психологии для будущих священников, московские клирики регулярно проходят интенсивный курс по психологии в рамках «повышения квалификации» и т.д. Можно надеяться, что новая книга внесет свой вклад в диалог и сотрудничество Церкви и психологии.



Юлия Зайцева


============================================================


В Александро-Невской лавре торжественно отметили день памяти небесного покровителя

08.12.2015 10:57
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=65635
------------------------------------------------------------




Санкт-Петербург, 8 декабря. День преставления святого благоверного великого князя Александра Невского отметили в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге 6 декабря, сообщает "Патриархия.Ру" со ссылкой на сайт Санкт-Петербургской митрополии.



5 декабря, в канун праздника, всенощное бдение совершил наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий.



Божественную литургию в день памяти небесного покровителя обители и города на Неве совершил митрополит Новгородский и Старорусский Лев. Ему сослужили епископ Назарий, протоиерей Павел Красноцветов, протоиерей Богдан Сойко, духовенство Санкт-Петербурга, гости обители в священном сане.



За богослужением пел смешанный хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и мужской хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).



После богослужения епископ Назарий передал молящимся благословение правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.



«Святой Александр Невский был в молодости новгородским князем. И глубоко символично, что сегодня на этих землях, пятью веками позже включенных в состав российского государства, где неоднократно сам князь побеждал врагов и где теперь покоятся его святые мощи, мы вместе празднуем день памяти великого правителя, небесного заступника Санкт-Петербурга», — отметил епископ Назарий, обращаясь к митрополиту Льву.



«Рака с мощами святого доступна для всех каждый день, и нужно приходить к его святым мощам не только два раза в год в дни его памяти, но как можно чаще», — призвал верующих наместник Лавры.



Митрополит Лев поблагодарил епископа Назария и братию за теплый прием и сказал, что Лавра и ее главный храм дороги и памятны ему: здесь совершились все его рукоположения. «Сегодня это обитель, которая живет полнокровно, несмотря на множество проблем. Но мы помним, что всякое дело Божие делается с трудом. Молю Бога, чтобы больше паломников, приезжая в сюда, могли бы поклониться лаврским святыням и сугубо — святому Александру Невскому», — отметил Высокопреосвященный владыка.



Говоря о великом князе, митрополит Лев назвал его примером не только для современных руководителей всех рангов, но и для простых граждан. «В этот сугубый для Санкт-Петербурга и всей Русской земли день мы просим, чтобы Господь по молитве святого Александра Невского и нам помог. Церковь прославляет князя, но за что? Он был воин, руководил княжеством. Новгород был в тот период довольно буйным городом и несколько раз изгонял своего правителя. Александр Невский мог бы потопить в крови всех противников. Но
в нем присутствовало евангельское сознание. Он как руководитель и воин исполнял свой долг, на который был избран Промыслом Божиим. Князь стал примером того, каким нужно быть христианином и гражданином Отечества, чтобы свою веру осуществлять в конкретных делах», — заключил владыка митрополит.



По окончании богослужения состоялось награждение особо потрудившихся на благо Александро-Невской лавры в 2015 году. Епархиальных наград были удостоены сотрудники компаний «Газпром» и «Техносфера», принявшие участие в восстановлении обители, в частности — в благоустройстве заднего монастырского двора. В результате работ по выемке грунта в южной части восточного двора были выявлены и приведены в рабочее состояние остатки дренажной системы петровского периода. Комплексное
обследование и соединение их с современной системой ливневого водоотвода позволило решить проблему периодического подтапливания цокольного этажа Федоровского корпуса монастыря и здания Исидоровской церкви. Произведенные работы также устранили основную причину разрушения подпорной стены монастыря.


============================================================

В избранное