Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 29/09/2011


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 29/09/2011
============================================================
Медведев возлагает на местные власти решение проблем, возникающих при передаче храмов Русской церкви

29.09.2011 17:26
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43192
------------------------------------------------------------
Горки, 29 сентября. Передача Церкви храмов, ранее занятых госучреждениями, не должна сопровождаться выселением этих организаций на улицу, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

В ходе встречи с работниками культуры города Вязьмы он отметил, что в решении таких вопросов Церковь, власти и сами учреждения "должны проявлять взаимопонимание".

Вязьмичи пожаловались президенту на то, что краеведческий музей, который, как и во многих других городах России, расположился в помещении храма, хотят выселить, но условия, которые предлагают музею, его не устраивают.

По словам участников встречи, в такой же ситуации оказались библиотека, архив и литературный салон Вязьмы, находящиеся в помещениях, передаваемых Церкви, передает "Интерфакс-религия".

Д.Медведев подтвердил, что государство сегодня "действительно стремится способствовать тому, чтобы храмы использовались по целевому назначению".

Однако, по его словам, этим нужно заниматься не таким образом, чтобы учреждения культуры, не по своей вине оказавшиеся в храмах, выгонялись на улицу или переезжали с ухудшением условий.

При этом глава государства подчеркнул, что участвовать в решении этих проблем должен не федеральный центр, а региональные и местные власти.

"Думаю, что ваши руководители - города, района - меня услышат, передайте им от меня "привет", надеюсь, что они примут решение", - сказал президент.

Он подчеркнул, что возникшая проблема - "это не вопрос Церкви". "Пусть власти ищут средства", - предложил Д.Медведев.

"Я, конечно, могу нажать кнопку, и все вопросы решатся. Но это будет бесчестно по отношению к огромному количеству других городов. Это не должны быть средства, выделяемые из федерального бюджета, это должны быть деньги, перераспределенные внутри региональных источников", - считает он.
============================================================


Воскрешение бен Ладена. "Арабская весна" превратилась из сказки в фильм ужасов

29.09.2011 16:38 | "Аргументы и факты"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=43191
------------------------------------------------------------

============================================================


В Рим внесли святых
Выставка икон из частного московского музея в замке Святого Ангела

29.09.2011 16:20 | "Коммерсантъ"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=43190
------------------------------------------------------------

============================================================


Опубликован план визита Бенедикта XVI в Бенин

29.09.2011 16:12 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43189
------------------------------------------------------------
Ватикан, 29 сентября, Zenit/Благовест-инфо. Пресс-служба Святого Престола опубликовала план предстоящего визита Папы Римского Бенедикта XVI в Бенин. Понтифик посетит эту страну 18-20 ноября, чтобы подписать апостольскую экзортацию, написанную по итогам Специальной ассамблеи Синода епископов, который прошел в 2009 году и был посвящен проблемам Африки.

В пятницу, 18 ноября, Папа прибудет в столицу Бенина Котону. Из аэропорта, носящего имя покойного кардинала Бернардена Гантена, Бенедикт XVI направится в кафедральный собор Котону, где выступит перед верующими.

Утром 19 ноября понтифик совершит мессу при закрытых дверях в домовом храме апостольской нунциатуры, после чего отправится в президентский дворец, где встретится с политическими и религиозными лидерами Бенина, а также с президентом Яйи Бони. После этого Папа отправится в прибрежный город Уида, где в местной семинарии посетит могилу кардинала Гантена и выступит перед группой священников, монашествующих, семинаристов и мирян. Затем глава Католической Церкви прибудет в городскую базилику Непорочного зачатия Девы
Марии, где состоится церемония подписания пост-синодальной экзортации.

Вечером того же дня, вернувшись в Котону, Папа побывает в городском приходе св. Риты, где располагается приют Миссионеров милосердия - ордена, основанного блаженной матерью Терезой. После в здании нунциатуры Бенедикт XVI встретится с бенинскими епископами.

20 ноября на городском Стадионе дружбы Папа совершит воскресную мессу и представит епископам текст пост-синодальной экзортации по Африке, а также провозгласит молитву "Ангелус". После обеда с членами Особого совета Синода епископов по вопросам Африки, понтифик отправится в аэропорт и вылетит в Рим.

Визит в Бенин станет уже второй поездкой Бенедикта XVI в Африку - в 2009 году он посетил Камерун и Анголу.
============================================================


Международная конференция "Служение Богу и человеку в современном мире" проходит в Москве

29.09.2011 15:53 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43188
------------------------------------------------------------


Москва, 29 сентября, Благовест-инфо. Международная конференция "Служение Богу и человеку в современном мире" открылась 28 сентября в конференц-зале Российской академии образования. Ежегодный форум, посвященный актуальным богословским и церковно-общественным проблемам, в 21-й раз проводит Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ) и Преображенское содружество малых православных братств. В этом году к организаторам конференции присоединилась светская организация -- известный социологический
аналитический центр Юрия Левады.

Тема форума связана со 160-летием со дня рождения Н. Н. Неплюева -- создателя Крестовоздвиженского православного трудового братства, потомственного русского аристократа, в жизни которого соединились служение Богу и человеку, Церкви и обществу.

Как отметил, открывая конференцию, ректор СФИ священник Георгий Кочетков, тема служения в постсоветском обществе "еще не очень популярна". "Сейчас почти никто не выражается в категориях служения: будь то служение Отчеству, Богу, даже своей семье", -- сказал он. Обращение к теме служения, к наследию Н.Н.Неплюева, хорошо изученному в СФИ, "сугубое сочетание общественного момента с чисто духовным" позволяет "протянуть нити из истории к современности", чем и будут заниматься участники конференции на протяжении трех
дней, с 28 по 30 сентября. По традиции, в форуме принимают участие священнослужители, миряне, светские специалисты из разных городов России, а также из разных стран мира: Румынии, Австрии, Люксембурга и т.д.

Первым прозвучал доклад профессора СФИ, члена Межсоборного присутствия РПЦ Давида Гзгзяна "Христианский аристократизм - служить, побеждая прельщения". Тема доклада отсылает к книге Н.Бердяева "О рабстве и свободе человека", а также к выступлению Патриарха Кирилла (в бытность его митрополитом Смоленским) "От социальной элиты к аристократии духа". Осмысляя взаимосвязь аристократизма и служения на протяжении истории, понимание этой связи в сочинениях Аристотеля, Платона, Ницше, Д.Гзгзян показал особую природу христианского
аристократизма. Он основан на новозаветном принципе "царственного священства", что подразумевает "единство героики и служения Богу и ближнему, единство личной доблести с умалением ради созидания нового духа жизни..." Мотив избранничества в христианстве ("соль земли", "свет миру") всегда связан с направленностью не на себя, а на кого-то, на что-то, на служение. Если природный, врожденный аристократизм "крайне затрудняет братские отношения с людьми", то аристок
ратизм христианский наоборот - дает силу "дарить друг другу жизнь", заключил Д.Гзгзян.

Далее участникам конференции была представлена полная социологическая картина религиозной жизни в современной России и, в частности -- восприятия православия http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43176 за 20 лет религиозной свободы. Директор Левада-центра Лев Гудков представил доклад "Двойственная роль церкви в российском обществе", а сотрудник того же центра, известный социолог Борис Дубин дополнил его сообщение в докладе "Во что и как верят россияне. Кому и как мы служим?" Общие выводы
экспертов сводятся к тому, что принадлежность к православию, о которой заявляют 70-72% россиян, никак не связана с изменением сознания, с отношениями с окружающими, с повседневной жизнью. Согласно прогнозу Левада-центра, авторитет РПЦ, который на протяжении 20 лет был стабильно высоким, будет неизбежно снижаться в российском обществе.

Череду социологических докладов, имеющих непосредственное отношение к теме форума, продолжили А.Левинсон ("Российский служилый класс как средний класс") и Ю.Балакшина и А.Алиева ("Служение в представлении современных россиян. По результатам соцопроса, проведенного Преображенским содружеством малых православных братств"). На первом пленарном заседании прозвучали также доклады А.Журавского "Существует ли в исламе понятие служения?" и Г.Гутнера "В какой модальности можно говорить о служении. Попытка этической
аналогии".

Первый день конференции завершился семинарами малых братств, которые проходили на разных площадках Москвы. Темы семинаров побуждали к углубленному осмыслению проблемы служения, например: "Христианское воспитание как церковное служение на примере опыта Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н.Неплюева", "Диаконическое служение: новозаветные основы и современный опыт", "Как практически обретать служение в церковных общинах и братствах?"



29 сентября в 19.00 в рамках конференции состоится вечер, посвященный Н.Н.Неплюеву и Крестовоздвиженскому трудовому братству, на котором планируются выступления исследователей, занимающихся историей Трудового братства, а также потомков братчиков. Накануне конференции, 27 сентября, в подмосковном общинном центре "Преображение" была открыта выставка ""Он не преклонился перед силой факта". Н.Н. Неплюев и его Крестовоздвиженское братство".

На конференции прозвучит около 20 докладов; форум завершится 30 сентября открытой дискуссией по главной теме. Программу конференции, тексты некоторых докладов, а также эссе О.Седаковой и видеоинтервью с Н.А.Струве, подготовленные специально для данной конференции, можно найти на сайте Преображенского содружества малых православных братств

Юлия Зайцева
============================================================


В Латвии пройдут "Дни буддизма 2011"

29.09.2011 15:35
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43186
------------------------------------------------------------
Рига, 29 сентября, Благовест-инфо. С 1 по 9 октября в Риге и Даугавпилсе пройдут "Дни буддизма 2011", в рамках которого все желающие смогут получить подробную информацию о тибетском буддизме, а также как применять его в ежедневной жизни, на работе и в партнерских отношениях.

В этом году "Дни буддизма" буду проводится в Латвии уже шестой год подряд. В этом году впервые в рамках фестиваля состоится двухдневный курс лекций, который проведет датчанин лама Оле Нидал.

Также организаторы обещают лекции балтийских учителей буддизма, документальные фильмы об истории этой религии и ее приходе на Запад, а также фотовыставку "Счастливый человек".

"Источник любой нашей радости - разум", - говорит лама Оле Нидал, добавляя, что мировой кризис, природные катаклизмы и войны в очередной раз показали человечеству, что настоящее человеческое счастье кроется не в деньгах, а во внутреннем мире.
============================================================


В Малоярославце готовят журналистов для церковных СМИ

29.09.2011 15:28
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43185
------------------------------------------------------------
Малоярославец, 29 сентября. Необычное, учебное заведение открылось в Малоярославце при Свято-Никольском Черноостровском монастыре. Преподавание здесь ведут специалисты РГСУ и филиала столичного университета, который действует в Обнинске, передает ГТРК "Калуга".

Большинство студенток лаборатории кафедры журналистики - выпускницы Калужского духовного училища. Они всего лишь несколько недель постигают тонкости журналистской профессии, но уже вполне осмысленно ставят перед собой цели и задачи.

В отличие от журналиста светского, церковный журналист должен во всех тонкостях разбираться в особенностях церковного уклада, знать жизнь церковной общины, понимать значение любого церковного термина. Но не только это. Как отмечает преподаватель и вице-президент "Медиасоюза" Елена Зелинская, её студентки отличаются особым мировоззрением. И стремятся донести это мировоззрение другим людям.

Елена Зелинская поясняет: "Церковный журналист располагает особой миссией. И он должен это осознавать, уметь это делать и делать с вдохновением".

У этих девушек - вполне реальные перспективы. Грамотных журналистов ждут православные издания, радиостанции, телеканалы. Лаборатория церковной журналистики - это первый в стране опыт целенаправленной подготовки специалистов в этой области. Елена Зелинская, отметила: "Мы не только начали новый факультет. Наша задача - создать программы. По этим программа будут работать очень многие, кто заинтересован создавать подобные факультеты".
============================================================


Западные политики требуют отменить казнь христианского пастора в Иране

29.09.2011 15:03
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43184
------------------------------------------------------------
Лондон, 29 сентября. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил, что крайне обеспокоен сообщениями о готовящейся в Иране казни христианского священника, отказавшегося вновь перейти в ислам, передает Радио Свобода.

Хейг призвал иранские власти следовать своим обязательствам в области прав человека и способствовать отмене решения о смертной казни в отношении пастора Юсефа Надархани. За пересмотр приговора и освобождение священника, принявшего христианство, высказался также спикер Палаты представителей Конгресса США Джон Бейнер.

Юсеф Надархани был арестован в 2009 году и обвинен в вероотступничестве.
============================================================


Верховный суд пошел на жертвоприношение
Приостановлено решение об отмене выходных в мусульманские праздники

29.09.2011 14:56 | "Коммерсантъ"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=43183
------------------------------------------------------------

============================================================


В Чехии переиздана Библия с иллюстрациями Дали

29.09.2011 14:36
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43182
------------------------------------------------------------
Прага, 29 сентября. В Чехии переиздали Библию с иллюстрациями Сальвадора Дали. Как сообщает Lenta.Ru со ссылкой на The Prague Daily Monitor, одна копия издания, которое поступит в продажу 29 сентября, стоит 77 тысяч чешских крон (4,2 тысячи долларов).

Первые экземпляры Библии весом в 12 килограммов получат президент Чехии Вацлав Клаус и глава Католической Церкви Чехии архиепископ пражский Доминик Дука. Тираж 900-страничной Библии с текстами Ветхого и Нового заветов в чешском переводе 2009 года составил 444 экземпляра.

Библия вышла в издательской группе Euromedia, которая за год до этого выпустила сделанную вручную золоченую Библию c факсимильными вставками средневековых миниатюр. Как отмечает издание, тогда Библия была распродана за один день.

Первое издание Библии с иллюстрациями испанского художника датируется 1967 годом: оно вышло в Италии в пяти томах. Библию в белом кожаном переплете получил в подарок Папа Римский. Иллюстрации Дали заказал его друг и коллекционер Джузеппе Альбаретто.

Позднее Библия, иллюстрированная Дали, увидела свет в Германии. Чешская Библия со 105 иллюстрациями художника также будет доступна в Словакии.

В настоящий момент литографии Дали из серии Biblia Sacra выставлены в Новосибирском государственном краеведческом музее. Выставка "Сальвадор Дали. Священное послание" открылась 15 сентября и продлится до 30 октября.
============================================================


В Норвегии четверых мусульман обвиняют в принуждении к браку 16-летней девушки

29.09.2011 14:27
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43181
------------------------------------------------------------
Осло, 29 сентября. Церемония заключения брака 16-летней девушки с 23-летним мусульманином произошла в пригороде Осло - Скедсмо в марте 2009 г. Она была проведена с согласия родителей девушки, передаёт "Седмица" со ссылкой на Dagbladet.

Уголовное дело против четырёх мужчин 23, 44, 47 и 49 лет, выходцев из Ирака, было возбуждено на основании показаний самой девушки. Согласно заявлению прокурора Олава Хельге Ту, во время религиозной церемонии заключения брака девушка отвечала на вопросы имама по принуждению. По неизвестным причинам имаму, проводящему церемонию, обвинения предъявлены не были, пишет Dagbladet.no.

Также прокурор заявил, что девушка было принуждена к браку путём психологического давления родителей, которые воспользовались её юным возрастом.

Девушка, имя которой не разглашается, заявила полиции, что она много раз пыталась убежать и избавиться от этого брака, просила отпустить её. Также она получала серьёзные угрозы со стороны обвиняемых, которые говорили, что если она захочет уйти, её отлучат от семьи, отправят обратно в Ирак и убьют.
============================================================


Физик-исламист собирался взорвать Пентагон

29.09.2011 14:13
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43180
------------------------------------------------------------
Бостон, 29 сентября. В Бостоне арестован человек, который собирался взорвать Капитолий и Пентагон. По данным полиции, Резван Фердаус готовился к терактам почти год. Уничтожить свои цели он намеревался с помощью радиоуправляемых летательных аппаратов. Выйти на след преступника удалось, когда он попытался купить взрывчатку на черном рынке. Вместо торговца оружием на встречу с ним пришел агент ФБР, передают "Вести".

В оружии Резван Фердаус разбирался плохо. Агенты ФБР, выдавая себя за последователей "Аль-Каиды", сумели продать 26-летнему жителю Массачусетса 11 килограммов пластиковой взрывчатки, шесть автоматов Калашникова, три гранаты и радиоуправляемую модель истребителя F-86 стоимостью 6 с половиной тысяч долларов. Перед продажей с арсеналом поработали специалисты. Опасности он уже не представлял. Как только Фердаус спрятал оружие, мужчину арестовали.

Наблюдение за физиком по образованию установили еще в 2010 году. Именно тогда молодой человек начал подготовку к атаке на Капитолий и пентагон, называя свой план "джихадом против американцев", которых он считает врагами Аллаха.

Резван Фердаус ездил в Вашингтон, фотографировал объекты и окрестности. Он намеревался закрепить взрывчатку на управляемых моделях самолетов и запустить их к целям из парка возле реки Потомак. Кроме того, по словам агентов, он переделал в детонаторы 8 мобильных телефонов и планировал передать их "Аль-Каиде" для убийства американских солдат в Ираке.

При этом ФБР не удалось установить связи подозреваемого с террористическими организациями за рубежом, хотя бюро 9 месяцев отслеживало и телефонные переговоры, и интернет-переписку Фердауса. В разговоре с агентом под прикрытием он говорил, что просто не может остановиться и другого выхода для себя не видит.

Резван Фердаус жил один, жены и детей у него нет, но и замкнутым парня не называли. В университете, где он играл на барабанах в местной рок-группе, ему дали прозвище Болливуд.

В ФБР утверждают, что у подозреваемого не было ни одно шанса осуществить теракты. Каждый шаг контролировали агенты. Официальные обвинения Фердаусу уже предъявили: это планирование и организация атаки на Пентагон и Капитолий и намерения материально поддержать террористическую организацию. Первое судебное заседание состоится уже сегодня.
============================================================


Посол Индии в Армении посетил Армянскую филантропическую семинарию Калькутты

29.09.2011 13:50 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43179
------------------------------------------------------------


Ереван, 29 сентября, Благовест-инфо. Армянскую филантропическую семинарию (колледж) Первопрестольного Эчмиадзина, действующую в Калькутте (Индия) более 190 лет, посетил посол Индии в Армении Ачал Кумар Малхотра. Дипломат впервые посещал старейшее учебное заведение и был встречен с подарком по индийскому обычаю гостеприимства и в знак уважения, любви и теплых отношений - шалью. Подарок вручил руководитель филантропической семинарии, духовный пастырь армян Индии архимандрит Хорен Ованнисян, сообщает администрация
калькуттского колледжа.

В честь гостя было организовано культурное мероприятие. В исполнении вокального ансамбля колледжа прозвучали гимны двух стран и известные песни выдающихся армянских и индийских композиторов. Танцевальный коллектив учащихся представил индийский народный танец. По завершении концертной программы был показан видеоматериал "Армяне в Индии". В своей приветственной речи архимандрит говорил о давней дружбе между армянским и индийским народами, а в завершении своего слова сказал: "Ваше превосходительство, каждое воскресенье
под звон колоколов церкви мы молим Господа о мире и процветании Индии и Армении. Пусть Всевышний хранит вековую дружбу наших народов".



Далее выступил Ачал Кумар Малхотры, подчеркнувший, что филантропическая семинария - весьма значимая структура, играющая роль моста между двумя народами. При этом посол напутствовал воспитанников колледжа получить хорошее образование, не забывая о своем армянском происхождении и следуя традиции дружбы двух древнейших цивилизаций.

Армянская филантропическая семинария Калькутты - старейшая школа города. Воспитанники семинарии и сегодня показывают лучшие результаты в спорте и образовательных конкурсах Индии. Так, команда семинарии по регби была признана лучшей в Западной Бенгалии, а музыкальный коллектив - лучшим хором христианских школ этой страны.
============================================================


Утерянные категории

Режиссер фильма "Мельница и крест" Лех Маевский: "Людям некомфортно наедине с собой"


29.09.2011 12:37 | "Независимая газета"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=43178
------------------------------------------------------------

============================================================


Ступени греха
Архимандрит Клеопа (Илие)

29.09.2011 12:25 | "Православие.Ру"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=43177
------------------------------------------------------------

============================================================


Принадлежность к православию никак не связана с реальной жизнью большинства россиян, утверждают эксперты "Левада-центра"

29.09.2011 12:19 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43176
------------------------------------------------------------
Москва, 29 сентября, Благовест-инфо. Принадлежность к православной Церкви, о которой заявляют большинство участников социологических опросов в России, не предполагает религиозной практики, в большинстве случаев не имеет отношения к повседневной жизни, никак не сказывается на взаимоотношениях людей. Такой вывод делают известные социологи: директор Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков и руководитель отдела социально-политических исследований этого же центра Борис Дубин.

Результаты многолетних социологических исследований, снабженные подробными статистическими выкладками, они представили в своих докладах 28 сентября на открытии Международной конференции "Служение Богу и человеку в современном мире". Ежегодный форум организован Свято-Филаретовским православно-христианским институтом (СФИ), Культурно-просветительским центром "Преображение", Преображенским содружеством малых православных братств.

Лев Гудков констатировал, что за последние 20 лет радикально изменилась религиозная самоидентификация россиян. Если в конце 1980-х г. православными называли себя 17-19% респондентов, а неверующими - 70%, то сейчас это соотношение "перевернулось": соответственно около 70% и 7%. Близкие данные привел Б. Дубин: 72% взрослого населения считают себя православными, 6% - мусульманами, 6% - верующими, но конфессионально не определившимися, 9% - неверующими.

Наряду с увеличением количественных показателей руководитель "Левада-центра" отметил особый характер религиозной самоидентификации: она в большей степени стала этно-конфессиональной ("православный значит русский" и наоборот), заменив собой "советскую идентичность". Последняя была основана на "сознании собственной исключительности", государственно-патерналистском мировоззрении, двоемыслии и "приспособлению к насилию", ориентации на "самые простые образцы поведения" и т.д.

Эта матрица в общественном сознании является настолько устойчивой, что она проявляется и сегодня, несмотря на смену поколений, утверждает Л. Гудков. По его мнению, высокий уровень религиозной идентификации в России - "временное явление, оно представляет собой реакцию на распад тоталитарного общества, проявление мировоззренческого кризиса".

Он привел ряд характеристик российского большинства, которое считает себя православным. В числе "сильнейших парадоксов" исследователь называет, во-первых, то, что только 2/3 (55%) из православных (здесь и далее указывается доля в процентах именно от этих 70-72% россиян - ред.) верят в Бога. Последние замеры показывают, что 34% из них (из 55%) не сомневаются в существовании Бога, а 21% - верят, но сомневаются. Эта пропорция сохраняется в таком виде последние 8-10 лет. По данным соцопросов, регулярно в богослужении
участвует менее 10% православных, более половины бывают в храмах лишь дважды в год - на Рождество и Пасху. Большая часть православных не молятся, не знают основных христианских молитв, а из таинств или обрядов Церкви для них являются значимыми только крещение и отпевание. Менее 1/3 православных родителей говорят с детьми на религиозные темы. Как добавил Б. Дубин, не причащаются 62% из этого большинства. Из 13 стран в России самая низкая доля верующих и при этом бываю
щих в храме более одного раза в год - 20%, тогда как в США этот показатель 57%, в Италии - 61%, в Польше - 78%. Отвечая на вопрос об общем снижении внимания к религии в мире, Л. Гудков сказал, что исключение составляют Польша, Испания и Словакия, а наиболее религиозной страной остается США.

Второй "парадокс", описанный Л. Гудковым, - это отношение к смерти, не свойственное религиозному сознанию. Тема смерти является "почти закрытой для большинства населения", она вытесняется из массового сознания и табуируется, обсуждение темы становится "почти неприличным". Согласно данным "Левада-центра", в 1991г. 27% православных свидетельствовали о вере в жизнь за гробом, в 2008 г. их число снизилось до 17%. В существование рая верят 41%, ада - 48% православных, столько же верят в религиозные чудеса. "Таким
образом, для большинства православных проблематика путей к вечной жизни оттесняется на задний план, является совершенно не актуальной", - делает вывод социолог.

Далее специалисты обратили внимание на крайне низкий уровень участия православных в жизни церковной общины. Здесь у России тоже самый низкий показатель из стран, в которых проводились подобные опросы. Так, 93% из православных россиян никогда не участвовали в приходской жизни. В Германии таких "неучастников" 20%, в США - 31%, в Венгрии - 63%. Самые активные прихожане оказались в США, Словакии и Италии. Однако надо отметить, что если в 1998 г. "никогда не участвовал" говорили 96% российских православных, то сейчас
это число снизилось на 5-10%. Неудивительно при этом, что уровень взаимного доверия в российском обществе крайне низок: "Никому нельзя доверять" - под этим готовы подписаться 70% россиян.

Эксперты делают вывод: "возможность идентифицировать себя с православным большинством снимает необходимость собственной душевной работы, любую личную ответственность и саму проблематику этического выбора, резко упрощая восприятие реальности" (Л. Гудков). Ему вторит Б. Дубин: "Постсоветский человек тоскует по целостности, а РПЦ в массовом сознании представляет такую целостность, поэтому люди заявляют о принадлежности к ней. Налицо демонстрация веры - без каких бы то ни было обязательств, без индивидуального включения,
вне всякой связи с общиной верующих. Демонстрация принадлежности к православию никак не связана с повседневной жизнью, не побуждает к реальному изменению поведения, отношения к другим людям (менее 6% опрошенных за месяц совершили тот или иной акт благотворительности)". Напротив, доминантами сознания большинства россиян являются "вера в деньги", которые "решают все", а также разного рода "мифы": о великой державе и ее особом месте в мире, о наличии постоянной угро
зы извне и т.д. При этом только 5% опрошенных сторонников российской "особости" связывают ее с православной цивилизацией; более значимыми критериями являются "власть, земля, историческое прошлое", отметил Б. Дубин.

Несмотря на это, 80% опрошенных связывают сегодня с РПЦ определенные ожидания, продолжил Л. Гудков. Среди запросов выделяются две фундаментальные и неудовлетворенные потребности постсоветского человека: это необходимость моральных основ и наличия смысла, а также то, что связано с взаимоотношениями между людьми. "Церковь может помочь быть более терпимыми к людям", - формулируют респонденты.

При этом авторитет РПЦ в российском обществе стабильно высок - это устойчивое явление социологи также наблюдают в течение двух десятилетий, добавляя, что большей степенью доверия, чем Церковь, пользуется только президент РФ. По словам Л. Гудкова, максимальный показатель доверия (91%) зафиксирован в 1991 г.

Вместе с тем социолог считает возможным говорить о "поверхностном авторитете Церкви" - он "безусловен и не подлежит сомнению, но имеет тенденцию к снижению".

Особенно эта тенденция заметна в молодежной среде. Социологи прогнозируют, что в следующем поколении наиболее вероятен "откат от Церкви", все более скептическое и равнодушное отношение к ней. В чем причина этой тенденции?

По мнению ученых, "дело тут не только в состоянии общества, но и в позиции РПЦ, которая не считает нужным откликаться на острейшие проблемы современности: социальной несправедливости, насилия, коррупции, осмысления нашего прошлого, солидаризуется с властью" и т.д. Социологи отмечают, что особенно "критически настроена по отношению к РПЦ" образованная часть общества.

Касаясь главной темы конференции - идеи служения, социологи отметили, что она обнаруживается лишь в малых маргинальных группах, при этом направленность этого служения разная: от политического протеста и националистического фундаментализма до "работы по культивации внутренней жизни человека". По словам Б. Дубина, есть "точечная активность, и ее убить нельзя". Но "почти нет возможности объединить эти активные "точки" в единую сеть и обеспечить их воспроизводство".

Юлия Зайцева
============================================================


Испытание деньгами
Записки финансиста из Печор

29.09.2011 11:31 | "Фома"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=43175
------------------------------------------------------------

============================================================


Почти 25 тыс. хасидов отмечают Новый год в Умани

29.09.2011 11:01
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43174
------------------------------------------------------------
Умань, 29 сентября. На празднование иудейского Нового года (Рош а-Шона) в этом году в Умань (Черкасская область Украины) приехало около 24 тыс. паломников из 24 стран, сообщает "Интерфакс-Религия".Наибольшее количество прибыло из Израиля - 23 тыс., 904 человека - из США, 116 верующих - из Канады, 194 человека - из Франции, сообщила пресс-секретарь городской милиции Людмила Полищук.По ее словам, в этом году приехало на тысячу паломников больше, чем в 2010 году.В то же время секретарь Благотворительного фонда
брацлавских хасидов Шимон Бускила привел свои данные, согласно которым в Умань приехало около 28 тыс. паломников. В 2011 году Рош а-Шона начался накануне вечером и продлится до вечера пятницы.
============================================================


На кладбище Киево-Печерской лавры заложен храм

29.09.2011 10:54
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43170
------------------------------------------------------------
Киев, 29 сентября. Чин закладки памятной капсулы в основание храма в честь иконы Божией Матери "Печерская" в Голосеевском районе Киева совершил 26 сентября, в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира, сообщает "Патриархия.Ру" со ссылкой на сайт обители.

Митрополиту Павлу сослужили архиепископ Бориспольский Антоний, епископ Васильковский Пантелеимон, братия монастыря в священном сане.

В 2009 году решением Киевской городской администрации Киево-Печерской лавре был выделен земельный участок в Голосеевском районе Киева по улице Ягодная, которая прилегает к Корчеватскому кладбищу, под обустройство кладбища для погребения насельников Лавры. Тогда же стал разрабатываться проект храма в честь иконы Божией Матери "Печерская".

Потребность в церкви на старом Корчеватском кладбище ощущалась давно. Перед погребением здесь будет совершаться отпевание почивших лаврских монахов и горожан. По проекту церковь будет четырехкупольной, высота сооружения составит 25 метров. Храм сможет вместить 150 человек.
============================================================


Мэр Таллина просит у министерства культуры средства на строительство воскресной школы при православном храме

29.09.2011 10:48
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43173
------------------------------------------------------------


Таллин, 29 сентября. Мэр эстонской столицы, лидер Центристской партии Эдгар Сависаар обратился к министру культуры Рейну Лангу с просьбой выделить на строительство воскресной школы при православном храме в Ласнамяэ 645 000 евро, сообщает "Комсомольская правда".

По словам Эдгара Сависаара, Эстонская православная церковь Московского патриархата способна покрыть 30% стоимости объекта.

"Строительство храма в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" в столичном районе Ласнамяэ проходит на народные средства и с помощью поддержки спонсоров. Но из-за нехватки денег строительство задерживается, что создает проблемы не только православной общине, но и Таллину. Комплекс зданий задуман не только для проведения богослужений, при нем будет и центр культурного и духовного образования жителей города", - говорится в письме мэра министру культуры.

Эдгар Сависаар поясняет, что на территории церкви планируется построить двухэтажное здание воскресной школы с конференц-залом, помещениями для проведения выставок и учебными классами. Стоимость проекта - 920 000 евро. Мэр города просит министерство культуры обдумать возможность финансовой поддержки строительства.
============================================================


Если рынку или даже науке нужны не все, кто получит диплом, то Богу нужны все



Владимир Легойда - о религиозном выходе из кризиса образования

29.09.2011 10:43 | "Известия"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=43172
------------------------------------------------------------

============================================================


Протоиерей Всеволод Чаплин призывает журналистов не переводить разговор с попыток оправдать педофилию на обсуждение романов

29.09.2011 10:28
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=43171
------------------------------------------------------------
Москва, 28 сентября. Протоиерей Всеволод Чаплин призвал не подменять проблему оправдания педофилии в стране дискуссией на тему отдельных литературных произведений."Хотел бы оставить на совести тех журналистов, которые это делают, попытку перевести разговор с попыток оправдания педофилии некоторыми российскими деятелями на обсуждение старых романов", - заявил "Интерфакс-Религия" глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.Таким образом он прокомментировал сообщения
в ряде СМИ, в которых говорилось о том, что отец Всеволод якобы призвал проверить на пропаганду педофилии романы "Лолита" (Владимир Набоков) и "100 лет одиночества" (Габриель Гарсиа Маркес). В то же время священник признал, что "в этих романах романтизируется порочная страсть, которая делает людей несчастными, и очевидно, что популяризация этих романов, например, в школе не добавит обществу нравственного здоровья, а от такого здоровья зависит будущее нашего общества".К
ак пояснил отец Всеволод, о романах шла речь в заданном ему журналистом одной из радиостанций вопросе.Главная же дискуссия, по его мнению, сегодня должна быть "о тех попытках оправдания педофилии, которые имеют место в современной России, что впрочем не должно лишать никого права оценивать с нравственной точки зрения любые произведения искусства, старые или современные"."Сегодня нужно решительно пересмотреть отношение к общественной нравственности, в том числе к проблеме половой распущенности. Без такого пересмотра
российское общество через сто лет просто перестанет существовать. Для меня это совершенно очевидно", - подчеркнул собеседник агентства.В этом контексте, продолжил он, "чудовищной и циничной является попытка оправдания педофилии, с которой началась дискуссия и которую нельзя оставлять без общественной оценки".В частности, как отметил священник, речь идет об учебнике преподавателя Северного государственного медицинского университета (Архангельск) Геннадия Дерягина,
в котором, по его убеждению, автор пытается "навязать обществу мысль о приемлемости и нормальности половых отношений между взрослыми мужчинами и мальчиками и о том, что сами мальчики в этих контактах заинтересованы".Ранее в беседе с корреспондентом "Интерфакс-Религия" отец Всеволод призвал органы прокуратуры дать "жесткую справедливую и правовую оценку" высказываниям Г.Дерягина, отметив, что в них "налицо попытка оправдать преступление (педофилию - "ИФ") и пропаганда этих преступлений". Как сообщается на сайте
возглавляемой Г.Дерягиным кафедры судебной медицины и права упомянутого вуза, он написал курс лекций, который введен в Московском университете МВД РФ с 2008-2009 учебного года в рамках дисциплины "криминальная сексология". Этот курс можно приобрести в магазинах и найти в Интернете.
============================================================

В избранное