Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 30/11/2009


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 30/11/2009
============================================================
Священник Иоанн Охлобыстин передумал оставлять служение, говорит его супруга

30.11.2009 18:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31198
------------------------------------------------------------
Москва, 30 ноября. Священник Иоанн Охлобыстин, который недавно направил письмо Патриарху с просьбой освободить его от служения, изменил свое решение, сообщает "Интерфакс-Религия"."Ивана не так поняли! Он не мыслит своей жизни без священства и передумал", - заявила супруга отца Иоанна Оксана, слова которой приводит в понедельник "Экспресс-газета".Ранее священник в интернет-дневнике поставил ребром перед другими и перед собой вопрос о личных отношениях со Христом, готовности идти за Ним до конца."Я спрашиваю себя:
что есть истина? Что для меня Христос? Желанная с детства работа в окружении приятных мне коллег, сопереживание их радостям и печалям, обеспечение моей семьи, детей и жены, которых я люблю без памяти, внешний комфорт и возможность творческой реализации, без чего моя душа рвется на части, или предстояние у Святого Престола, где на время службы я полностью растворяюсь в восторженном осознании сопричастности вечности, где меня покидает страх смерти, и мою душу наполняет
блаженный покой? Я не знаю", - отмечал он."Наверное, я обращусь к Святейшему с просьбой отстранить меня от служения, пока я не найду правильный вопрос и единственный ответ на него. Если он есть", - говорилось в блоге.Позже отец Иоанн приписал, что свое намерение уже реализовал - "письмо Святейшему составил и отнес в патриархию".
============================================================


Учебники по основам религиозных культур и светской этики будут подготовлены в срок - представитель Минобрнауки

30.11.2009 18:45 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31197
------------------------------------------------------------
Москва, 30 ноября, Благовест-инфо. О ходе и специфике напряженной подготовки к введению в школах 19 регионов России нового экспериментального курса по основам религиозных культур и светской этики рассказала 26 ноября "Благовест-инфо" Елена Романова -- заместитель начальника отдела Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ, ответственный секретарь Межведомственного координационного совета. Этот орган создан при Минобрнауки для выполнения поручения президента РФ о проведении эксперимента по преподаванию
нового курса; Координационный совет (далее - Совет) возглавил министр образования и науки Андрей Фурсенко, в его состав входят представители различных религиозных организаций, образовательных центров, РАН и РАО (Российской академии образования).

Ответственный секретарь Совета рассказала, что, формируя этот рабочий орган, в министерстве образования старались соблюсти баланс: например, в разработке учебного курса по основам исламской культуры принимают участие представители трех крупных мусульманских организаций России: Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман России и Координационного совета мусульман Кавказа. А православие в этом рабочем органе представлено не только Московским патриархатом (в лице епископа Зарайского Меркурия,
руководителя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации), но и Русской Православной Старообрядческой Церковью (протоиерей Евгений Чунин). "В поручении президента звучало: "Основы православной культуры" (ОПК), а не говорилось об "Основах православной культуры в видении Московского патриархата", поэтому министерство пригласило к участию все религиозные организации, которые представляют данную конфессию", -- пояснила Е. Романова.

Непосредственной задачей Совета является подготовка учебных пособий по всем шести модулям нового курса (основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, история мировых религий и светская этика), для этого создана специальная рабочая группа под руководством известного религиоведа, профессора Марианны Шахнович, сообщила Е. Романова. По ее словам, большинство религиозных организаций уже готовы представить 7 декабря на заседании Совета свои учебники по основам соответствующей религиозной культуры.
Ответственный секретарь Совета подчеркнула, что все пособия будут разработаны на единой методической основе. Добиться этого было непросто, т.к. "у всех религиозных организаций, а также у РАН и РАО свое видение", подчеркнула она. Но к общему знаменателю все же удалось прийти: "В результате у нас не будет того, чего мы боялись: приходят дети на урок ОПК, у них учебник в 90 страниц, а учебник, например, по основам иудаизма - 30 странниц. И тут может начаться: вот у нас учебн
ик толще, значит, у нас умнее, а стало быть, и важнее..."

Что касается учебника по ОПК, то руководство Совета, по словам Е. Романовой, старалось объяснить представителям Московского патриархата и Старообрядческой Церкви, что "34 учебных часа, две четверти для детей - это не то поле, где можно говорить о разногласиях, это то поле, где нужно говорить о чем-то едином". Как пояснила собеседница "Благовест-инфо", Московский патриархат рекомендовал два учебника по ОПК - под редакцией протодиакона Андрея Кураева и Людмилы Шевченко; разработку учебного пособия со стороны старообрядцев
курирует Алексей Муравьев. Е. Романова выразила надежду, что эти люди, которые являются "давними знакомыми", найдут общий язык и будут транслировать в своих пособиях "позицию единую, ровную, общую".

"Конечно, сложнее всего сейчас иудеям", -- отметила далее Е. Романова и пояснила: "У них учебника такого уровня не было, а все, что было до этого, подготовлено для негосударственных школ с этно-культурным компонентом, и по своему содержанию эти учебники не всегда являются культурологическими. Но это можно сказать и о других учебниках, в том числе и о православных, что ж скрывать".

Отвечая на вопрос о том, что из предложенных модулей Совет может порекомендовать протестантским семьям, Е. Романова сказала: "Протестанты - это и для нас больной вопрос. Наше высокое руководство не сочло возможным учесть их как отдельную конфессию. Но появившийся курс по истории мировых религий подразумевает не только, что туда пойдут люди, которые хотят узнать обо всем, но и как раз в этом курсе будет отражено видение протестантских конфессий. Эти конфессии для России, особенно для отдельных ее регионов, являются
столь же традиционными, как, например, и буддизм, имеющий 300-летнюю историю в России, а протестанты, в некотором роде, даже большую историю имеют. Мы постараемся отразить эти направления еще и в книге для учителя".

Говоря о подготовке учителей по новому курсу, представитель Минобрнауки отметила, что количество специалистов в каждой школе зависит от выбора родителей четвероклассников, т.е. далеко не в каждом образовательном учреждении будет шесть учителей. Но в обязательном порядке в библиотеке каждой школы, участвующей в эксперименте, будет комплект всех шести учебников, чтобы учитель мог ознакомиться с ними, представлять себе другие курсы и соотносить свой предмет с ними. Е. Романова подчеркнула также, что, при наличии
разных учебников для детей книга для учителя будет единой, ведь "ребенок может задать любые вопросы, в том числе - по другим религиям, и важно, чтобы учитель "не поплыл".

"Самая важная для нас позиция - учитель, т.к. именно он транслятор знания, и именно от этих Марь Иванн, которые будут преподавать новый курс, зависит отношение родителей, других учителей, детей. Учитель - это стержень", -- сказала Е. Романова. Она добавила, что для переобучения и повышения квалификации учителей на местах министерство будет привлекать авторов учебников, организовывать своего рода "передвижные бригады", которые будут "гастролировать" по регионам, чтобы учителя могли услышать все разъяснения "из
первых уст". "Иного выхода у нас сегодня просто нет. Времени осталось очень мало", -- завершила представитель министерства образования и науки.

Напомним, что в порядке эксперимента первые уроки основ религиозной культуры и светской этики должны пройти в школах 19 регионов РФ уже в начале IV четверти, т.е. в начале апреля 2010 г.

Юлия Зайцева
============================================================


РПЦ будет общаться с Евангелическо-лютеранской Церковью Германии как со светской организацией - прогноз

30.11.2009 17:58 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31196
------------------------------------------------------------
Москва, 30 ноября, Благовест-инфо. "Русская Православная Церковь вряд ли пойдет на разрыв отношений с Евангелическо-лютеранской Церковью Германии (EKD), но порядок этих отношений будет пересмотрен", -- полагает пастор московского лютеранского прихода "Благовещение" Иван Чернышев. Отвечая на вопрос "Благовест-инфо" о возможной реакции РПЦ на избрание главой EKD женщины-епископа Маргот Кессман, представитель российских лютеран сказал: "Зачем же рубить все мосты? Просто теперь, я думаю, РПЦ будет общаться с EKD
как со светской организацией".

Решение немецких лютеран избрать главой женщину священник Иван Чернышев объясняет следующим образом: "В свое время лютеране в Германии подверглись сильному влиянию кальвинизма, благодаря чему они считают, что многие вещи в Церкви могут быть пересмотрены в свете изменяющихся реалий: поскольку мы живем в новом мире, где женщины вообще занимают активную позицию, то это можно пригнести и в Церковь". Пастор полагает, что EKD придерживается той точки зрения на Священное Писание, согласно которой его надо интерпретировать
с позиций современности. "Это влияние либеральной теологии, например, Бультмана, который вообще считал, что Писание -- это хорошая сказка, на которой мы можем учиться. Для меня это неприемлемо, я как человек верующий стою на том, что должно быть Св. Писание и Св. Предание, вытекающее из Писания", -- пояснил И. Чернышев, добавив, что для его единоверцев в России идея женского священства также абсолютно неприемлема.

Говоря о возможных перспективах взаимоотношений РПЦ и EKD, представитель российской лютеранской общины предположил, что даже если по истечении шестилетнего епископства Маргот Кессман у епископского руля встанет мужчина, вряд ли это принципиально изменит отношение православных. "Думаю, что отношение к EKD как к светской организации так и останется. РПЦ крайне медленно меняет свои позиции". Однако взаимоотношения могут кардинальным образом измениться, если лютеране Германии, вслед за своими шведскими собратьями,
пойдут на благословение однополых браков. "Если подобное решение будет принято в Германии, тогда, конечно, будет разрыв отношений", -- спрогнозировал Иван Чернышев.

Юлия Зайцева
============================================================


Австралия: Армия спасения приняла участие в выставке порно-индустрии

30.11.2009 17:56 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31195
------------------------------------------------------------
Мельбурн, 30 ноября, ENI/Благовест-инфо. Австралийская ветвь Армии спасения приняла участие в Sexpo - крупнейшей на континенте профессиональной выставке секс-индустрии. Выставка индустрии развлечений для взрослых проходит в Мельбурне каждый год, однако стенд христианской организации открылся на ней впервые.

Капитан Даниэлла Стрикленд - глава австралийского отделения Армии спасения по социальной справедливости, заявила, что Sexpo - идеальное место для проведения акции христиан по борьбе с торговлей людьми. На стенде раздавали листовки "Остановите трафик", а также книги "Иисус любит порнозвезд" - особое издание Нового Завета, адресованное людям, работающим в секс- и порнобизнесе. "Мы решили оставить в стороне суждения и просить Господа дать нам возможность донести до этих людей весть об истине и милости, которая
дарует свободу всем", - заявила Стрикленд.

Sexpo прошла в Мельбурне с 26 по 29 ноября, одновременно в этом же городе состоялась ежегодная встреча лидеров Армии Спасения. "Армия решила не "чувствовать себя неуютно" из-за такого соседства", а использовать возможность "пролить свет на социальную несправедливость" и "торговлю людьми" жертвы которой оказываются в австралийских борделях, - говорит волонтер Армии cпасения Аманда Харт. Люди, которые покупают секс за деньги, должны знать, что многие секс-работники - жертвы трафика - современного аналога работорговли,
считает женщина. "Церковь слишком часто остается в стороне и указывает пальцем издалека. Пришло время нам быть вместе с людьми, где бы они ни были, чем бы они ни занимались", - считает капитан Армии спасения Женевьева Питерсон.

Когда Армия спасения подала заявку на участие в Sexpo, организаторы выставки отказались брать с христиан деньги за предоставленное место под стенд.

Армия спасения была основана в 1865 году британским пастором-методистом Уильямом Бутом. Цели деноминации - проповедь Евангелия и помощь нуждающимся. Впоследствии церковь приобрела "военный стиль" -- верующие называются "солдатами" и носят форму. Вероучение в целом совпадает с доктринами большинства евангелических протестантских церквей, однако Армия спасения не считает крещение необходимыми условием спасения. Сегодня эта религиозная организация насчитывает около полутора миллиона последователей в 111 странах.
Две трети "личного состава" Армии живут в Африке и Индии.
============================================================


Письмо архиепископа Волоколамского Илариона послу США в России с оценкой доклада госдепартамента США о религиозной свободе за 2009 год

30.11.2009 17:06 | Служба коммуникации ОВЦС
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=31194
------------------------------------------------------------
В послании послу США в Москве Чрезвычайному и Полномочному послу Соединенных Штатов Америки в Российской Федерации Джону Байерли председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион высказал оценку касающемуся России разделу Доклада Государственного департамента США о религиозной свободе за 2009 год. Текст послания ниже приводится полностью.

Уважаемый г-н Байерли!

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата изучил раздел по России Доклада Государственного департамента США о религиозной свободе за 2009 год.

С удовлетворением хотелось бы заметить, что в настоящем документе учтены многие замечания, которые высказывались в связи с докладами прошлых лет. В частности, больше не говорится о том, что статус Русской Православной Церкви "приближается к государственному", как, например, указывалось в докладе за 2005 год. Обзор за 2009 год содержит информацию об актах вандализма в отношении православных мест поклонения, которая ранее не была отражена. Важно, что авторы доклада подчеркивают роль Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Кирилла в деле продвижения религиозной свободы. Весьма отрадно, что доклад за 2009 год готовился, в том числе, с учетом данных, полученных в ходе консультаций с представителями Русской Православной Церкви. Эта практика не может не восприниматься положительно. Было бы желательно ее расширять и в будущем.

С другой стороны, хотелось бы высказать ряд конструктивных замечаний. Так, рассматривая церковно-государственные отношения в России, авторы доклада приходят к заключению, что Русская Православная Церковь более тесно сотрудничает с правительством, чем другие религиозные группы. В доказательство этого приводятся сведения о том, что у Церкви есть многочисленные соглашения о сотрудничестве с органами государственной власти. В связи с этим следует заметить, что партнерские отношения Церкви с государством вызваны
реальными потребностями православных верующих, которых в России большинство. Это сотрудничество осуществляется не в ущерб представителям иных религиозных общин. Они не противоречат существующему законодательству и направлены на защиту конституционных прав верующих.

Соглашение - это лишь форма, в которую облекаются отношения социального партнерства, осуществляемого на благо всего общества. К сожалению, эти отношения были разрушены в советское время воинствующим безбожием. Теперь же в России пришло время руководствоваться не идеологией, какой бы она ни была, а интересами каждого человека и общества в целом. Русская Православная Церковь убеждена, что партнерские отношения с государством наиболее адекватно отвечают этой задаче. Было бы правильно оформить эти отношения на законодательном
уровне. Сейчас ведется соответствующая работа, которая не противоречит конституционным основам российского государства. Важно также иметь в виду, что наша Церковь не претендует на роль единственного партнера государства. Ничто не должно мешать другим религиозным общинам страны налаживать конструктивные отношения с властными структурами.

Мы убеждены, что государство должно обладать правом выбора партнеров среди организаций, представляющих гражданское общество, для осуществления социально значимых функций. Эта практика широко распространена в Европе и вполне применима для российской действительности. Естественно, что партнерские отношения с государством предполагают некие преимущества, которым соответствуют дополнительные обязанности и ответственность. Полагаем, что такая модель церковно-государственных отношений доказала свою эффективность и
не заслуживает критического отношения.

В докладе значительное внимание уделяется вопросу преподавания знаний о религии в школах. Эта тема рассматривается более подробно, чем в докладах за прошлые годы. Важно, что авторы доклада больше не исходят из ложной предпосылки, что в России возможно принудительное преподавание каких-либо религиозных предметов. Курс Основ православной культуры, за преподавание которого выступает наша Церковь, в строгом смысле не является религиозным предметом, а носит культурологический характер, и, тем не менее, мы выступаем
за безусловную добровольность его изучения.

Сегодня в России предполагается упорядочить преподавание религиозной культуры, о чем Президентом Российской Федерации принято соответствующее решение. По завершении этой реформы каждый учащийся, причем не только православный, но и мусульманин, иудей и буддист, должен иметь гарантированное государством право изучать свою религиозную культуру в школе. При этом школьники, желающие изучать светскую этику или аналогичный предмет по их выбору, также получат эту возможность. Описание в докладе новых инициатив Президента
вряд ли можно назвать корректным, несмотря на то, что информация о них была достаточно широко опубликована.

Рассуждая о присутствии Русской Православной Церкви в армии, больницах и тюрьмах, авторы доклада количественно сравнивают его с присутствием других религиозных общин. При этом не принимается во внимание, что православные верующие России (как и представители других традиционных религий) имеют право на духовную поддержку, проходя службу в армии, находясь за рубежом, в больнице или в местах лишения свободы. Естественно, что для обеспечения религиозных потребностей православного большинства требуется большее, чем
другим религиозным общинам количество священников. Церковь вынуждена обеспечивать это право преимущественно своими силами и средствами.

В докладе осуждаются ограничения, которые налагаются на некоторые "новые религиозные движения". К сожалению, в документе не говорится о фактах, которые послужили причиной таких ограничений. В Церковь обращаются многие бывшие последователи упомянутых движений, которые получили психологические и моральные травмы, став жертвами мошенничества. Церковными и светскими реабилитационными центрами тратится много сил на то, чтобы эти люди вернулись к нормальной жизни, справились с суицидальными наклонностями, восстановили
разрушенное семейное счастье. Поэтому за многими ограничительными мерами государства в отношении миноритарных религиозных групп чаще всего стоит забота о правах граждан и требования самих граждан. Более того, в большинстве стран мира, включая США, существуют общественные образования, которые критически оценивают деятельность этих групп, консультируя все заинтересованные стороны, в том числе государство. Нам известно, что в США ряд "новых религиозных движений", с недав
них пор имеющих последователей и в России, сумели поставить себя в центр общественного внимания, а также возложить на американское внешнеполитическое ведомство особую заботу о своих интересах. В России эти организации пока не пользуются таким вниманием, и поэтому большинству российских верующих непонятно, почему непропорционально большая часть доклада посвящена проблемам данных движений.

Однако, даже принимая во внимание те сложности, которые возникают в ходе деятельности "новых религиозных движений", мы отвергаем бездоказательные попытки связывать ограничительные меры, которые предпринимаются в отношении них государством, исключительно с усилиями Русской Православной Церкви. К сожалению, в докладе есть примеры подобного подхода.

Несколько странной видится критика борьбы с экстремизмом, которая осуществляется в России компетентными органами, включая суды. Религиозный экстремизм, какую бы маску он ни надевал, единогласно отвергается традиционными религиозными общинами мира, включая российские. Именно экстремизм, грубо использующий врожденное религиозное чувство, лежит в основе международного терроризма, борьба с которым стоила жизни многим российским и американским военнослужащим. Нужно заметить, что Межрелигиозный совет России неоднократно
высказывался по вопросу экстремизма, осуждая злоупотребления религиозной свободой и свободой слова, будь то антисемитизм, публикация карикатур на основателя ислама Мухаммеда или антихристианская выставка в Москве. В этом контексте представляется неоднозначной забота авторов доклада о правах сатанистов, культ которых связан с осквернением святых мест религий, обзор чего дается в докладе Государственного департамента США.

Документ Государственного департамента США указывает на то, что до революции 1917 года большинство храмов не находилось в собственности Русской Православной Церкви, бывшей тогда государственной Церковью. Действительно, у этого имущества был сложный правовой статус, который заслуживает отдельного изучения. Церковь не претендует на всю собственность, которой она так или иначе обладала до революции. Однако было бы странно утверждать, что имущество религиозного назначения, которое создавалось большей частью на пожертвования
верующих, должно использоваться в каких-либо иных целях, чем богослужебные, или находиться у тех, кто не имеет к ней никакого отношения. Тотальное изъятие церковной собственности большевиками после революции 1917 года никак не может быть названо справедливым и законным, а потому не может считаться должным основанием для утверждений, что Церковь утратила свои права на него или вообще никогда таких прав не имела.

Кроме того, напомню, что Российская Федерация при присоединении к Совету Европы взяла на себя добровольное обязательство возвратить собственность религиозных организаций, которая была изъята коммунистическим режимом и нередко использовалась таким образом, чтобы при этом оскорблялись чувства верующих. Храмы переделывались под клубы, склады, конюшни, гаражи. И сегодня в Москве можно найти церковные здания, где работают увеселительные заведения. Полагаю, что вопрос о дореволюционном статусе церковного имущества
и основаниях для его возвращения верующим должен быть более подробно изучен авторами будущих докладов, в чем мы готовы оказать всяческое содействие.

Считаю важной работу по подготовке обзоров по свободе совести в мире и России, которая осуществляется Государственным департаментом США. Призываю к тому, чтобы источники информации, которые используются для составления доклада, носили более диверсифицированный характер, а авторы документа вступали в более активное общение с представителями религиозных общин, а также широкого круга экспертных и неправительственных организаций, что придало бы этой работе более объективный характер и обеспечило рецепцию ее результатов
народом России.

С уважением,

Председатель Отдела внешних церковных связей

Московского Патриархата

архиепископ Волоколамский Иларион
============================================================


Запрет на минареты в Швейцарии: Европа перестает быть Европой

30.11.2009 16:48 | "Вести"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=31193
------------------------------------------------------------

============================================================


В Минске появилась улица преподобной Евфросинии Полоцкой

30.11.2009 15:24
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31192
------------------------------------------------------------
Минск, 30 ноября. Проектируемой улице, которая является продолжением улицы Глебки, в границах Притыцкого - Одоевского, во Фрунзенском районе Минска присвоили имя преподобной Евфросинии Полоцкой. Такое решение было принято на очередном заседании Комиссии по наименованию и переименованию проектов, улиц, площадей и других составных частей Минска, сообщает "Седмица.Ру" со ссылкой на "Sobor.by".

В 2010 году исполнится 900 лет со дня рождения просветительницы Белорусской земли преподобной Евфросинии Полоцкой. По одной из версий, она родилась в 1110 году.

Также в следующем году исполнится сто лет, как мощи святой вернулись на родину - в 1910 году их перевезли из Киева в Полоцк.

Улица Евфросинии Полоцкой расположена возле православного комплекса прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", в состав которого входит Свято-Евфросиниевская церковь.
============================================================


В Нижегородской области могильщики грелись у костра из надгробных крестов

30.11.2009 14:58
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31191
------------------------------------------------------------
Нижний Новгород, 30 ноября. В Лукояновский райсуд Нижегородской области направлено уголовное дело в отношении двух мужчин, которые развели костер на городском кладбище, используя в качестве дров надгробные кресты.В декабре 2008 года двое жителей Лукоянова для того, чтобы согреться, решили развести костер на территории городского кладбища, на котором они копали могилу, сообщает "Интерфакс-Религия" со ссылкой на прокуратуру Нижегородской области."Когда дрова закончились, вопреки общепринятым нормам морали, они
сломали и повредили семь деревянных надмогильных крестов, после чего использовали их в качестве дров", - говорится в сообщении.Злоумышленникам предъявлено обвинение в совершении преступления в соответствии с ч.1 ст.244 УК РФ (уничтожение, повреждение надмогильных сооружений).
============================================================


Совершена хиротония архимандрита Тихона (Жилякова) во епископа Кременчугского и Лубенского

30.11.2009 13:53
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31190
------------------------------------------------------------
Киев, 30 ноября. 29 ноября, в день памяти апостола и евангелиста Матфея, митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в Трапезном храме Киево-Печерской лавры, сообщает Патриархия.ru со ссылкой на официальный сайт УПЦ.

Ему сослужили: митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий; архиепископы Белогородский Николай и Бориспольский Антоний; епископы Северодонецкий и Старобельский Агапит, Нежинский и Прилукский Ириней, Макаровский Иларий, Яготинский Серафим, Переяслав-Хмельницкий Александр, Васильковский Пантелеимон, Ровеньковский Владимир.

За литургией была совершена хиротония архимандрита Тихона (Жилякова) во епископа Кременчугского и Лубенского.

За Великим входом епископ Кременчугский Тихон совершил свою первую иерейскую хиротонию - во пресвитера был рукоположен студент II курса Киевской духовной академии диакон Валерий Коваль.

Архимандрит Тихон (Жиляков) был избран епископом Кременчугским и Лубенским решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 ноября 2009 года (журнал 72).

Справка. Епископ Тихон (Жиляков) родился 9 июля 1968 в г. Алчевске Луганской области в семье служащих. В 1985 году закончил Донбасский государственный технический университет. В 1992 году нес послушание пономаря в Свято-Николаевском храме Алчевска. В следующем году принял монашеский постриг, а впоследствии был рукоположен во священника.

Духовное образование получил в Киевских Духовных школах. Служил в Свято-Николаевском и Покровском храмах Алчевска. С 2006 года служил в храме Почаевской иконы Божией Матери города Рубежное Луганской области. В начале 2009 года был возведен в сан архимандрита.


============================================================


Старейшая церковь Нью-Йорка извинилась перед индейцами за притеснения 400-летней давности

30.11.2009 13:20 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31188
------------------------------------------------------------
Нью-Йорк, 30 ноября, Благовест-инфо. Одна из старейших в США протестантских церквей принесла официальные извинения индейцам народности ленапе за притеснения, которым коренные американцы подверглись четыре века назад, сообщает Christian Today.



Реформатская голландская церковь, или Коллегиатская церковь, как община называется сегодня, была первой протестантской церковью Нью-Йорка. Храм был построен в 1628 году. В то время город еще носил имя "Новый Амстердам", занимал только южную часть острова Манхеттен, а населяли его выходцы из Нидерландов.

Изначально переселенцы и ленапе (также известные как делавары) сосуществовали мирно, но впоследствии европейцы начали притеснять коренное население и изгнали индейцев с их исконных земель, и сегодня большинство ленапе живут в штате Оклахома.

Церемония примирения ленапе с потомками голландских переселенцев прошла в минувшую пятницу на Манхэттене, у здания Музея американских индейцев. В знак мира девочка из Коллегиатской церкви и мальчик из резервации ленапе обменялись вампумами - бусами, которые индейцы использовали как украшения и деньги.

"Мы отобрали ваши ресурсы, мы унижали ваших людей и презирали вашу культуру, ваши мечты, надежды и вашу любовь к этой земле, - заявил пастор Роберт Чейс. - Мы, прихожане Коллегиатской церкви, с болью вспоминаем о нашей роли в этих событиях".

На церемонию прибыли потомки ленапе из резерваций в разных штатах США. Делегацию возглавил Рональд Холлоувей, глава племени "Песчаные холмы", предки которого когда-то жили на Манхеттене. Холлоувей поделился своими чувствами по поводу церемонии: "Когда, по прошествии 400 лет, кто-то говорит вам: "я сожалею", вы не поверите. Но когда говорят: "да, мы делали это, мы изгоняли вас, мы убивали вас", вы понимаете, что это искренние извинения, и вы должны принять их".
============================================================


III Всемирный конгресс соотечественников. Москва
1-2 декабря

30.11.2009 13:17
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=31189
------------------------------------------------------------
1 - 2 декабря 2009 года в Москве пройдет третий Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. В форуме примут участие около 1000 человек из 90 стран мира.

Торжественное открытие конгресса пройдет 1 декабря в Колонном зале Дома Союзов; планируется участие в нем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Президента России Д.А. Медведева, министра иностранных дел России С.В.Лаврова, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона, мэра Москвы Ю.М.Лужкова, президента Татарстана М.Ш.Шаймиева.

На форуме будут обсуждаться наиболее важные для соотечественников проблемы, включая такие вопросы, как сохранение духовного пространства Русского мира, поддержка и защита законных прав и интересов соотечественников, дальнейшее укрепление их связей с Родиной, а также содействие их добровольному переселению в Россию.

2 декабря в рамках работы Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, в гостиничном комплексе "Даниловский" пройдет заседание секции "Русская Православная Церковь и другие традиционные конфессии в укреплении единого духовного пространства Русского мира". Сомодераторы заседания: с церковной стороны - заместитель председателя ОВЦС иеромонах Филипп (Рябых), со стороны Министерства иностранных дел России - посол по особым поручениям А.В.Вдовин, от организаций соотечественников - князь А.А.Трубецкой.
В работе секции также примут участие архиереи, клирики и миряне, представляющие заграничные учреждения Московского Патриархата, представители органов государственной власти, занимающиеся вопросами взаимодействия с соотечественниками, а также члены организаций соотечественников в различных странах. По итогам работы секции предполагается принятие рекомендаций в адрес Министерства иностранных дел России.

На заседание секции "Русская Православная Церковь и другие традиционные конфессии в укреплении единого духовного пространства Русского мира" приглашаются представители средств массовой информации.
============================================================


Главу "Росавтодора" похоронят во вторник на кладбище Александро-Невской лавры

30.11.2009 13:06
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31186
------------------------------------------------------------
Санкт-Петербург, 30 ноября. Экс-сенатора от Петербурга, главу госкомпании "Российские автомобильные дороги" Сергея Тарасова похоронят на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге во вторник, сообщил "Интерфаксу" источник в Смольном."Планируется, что в десять утра начнется прощание в Таврическом дворце, а затем в Троицком соборе пройдет отпевание", - сказал собеседник агентства.Как сообщалось, С. Тарасов погиб при подрыве "Невского экспресса" 27 ноября. Он ехал в первом вагоне поезда.В разные
годы С. Тарасов был депутатом петербургского парламента, председателем законодательного собрания, вице-губернатором города, членом Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти Петербурга. Недавно С. Тарасов женился на солистке Мариинского театра Анастасии Колеговой. Как пишет "Комсомольская правда", заявление молодые подали в "день трех девяток" - 09.09.09, а сама регистрация прошла 10 октября в 10 часов 10 минут. До этого С. Тарасов состоял в браке с
дочерью актрисы Алисы Фрейндлих Варварой, от которой у него осталось двое детей.
============================================================


Протоиерей Александр Степанов - один из пассажиров взорванного "Невского экспресса"

30.11.2009 13:00 | "Татьянин день" - "Церковный вестник"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=31185
------------------------------------------------------------

============================================================


Для Торопецкой иконы обещают создать идеальные условия хранения в храме подмосковного коттеджного поселка

30.11.2009 12:49
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31184
------------------------------------------------------------
Москва, 30 ноября. Торопецкая икона Богородицы, которую планировалось временно передать из хранилища Русского музея в подмосковный храм, будет находиться там в идеальных условиях, заявил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда."Чтобы сделать святыню, многие годы остававшуюся в запасниках музея, доступной для людей как верующих, так и неверующих, будут созданы идеальные меры хранения и обеспечения безопасного пребывания образа в этом храме", - сказал В. Легойда корреспонденту "Интерфакс-Религия".Комментируя
ситуацию вокруг переноса иконы, он напомнил, что этот образ относится к началу XIV века и является списком иконы, которая считается утерянной. До 1920-х годов этот список в течение столетий пребывал в Корсунско-Богородицком соборе города Торопец, который в настоящее время находится на реставрации и, соответственно, закрыт для богослужений и посещения. "Это обстоятельство и стало причиной того, что икону просят временно передать именно в храм Александра Не
вского - единственный в Московской епархии, где есть придел во имя Корсунско-Торопецкой иконы Божией Матери," - пояснил В. Легойда. Он также сообщил, что благотворительный фонд, помогающий реставрации собора в Торопце, готов заключить договор с Русским музеем и оплачивать работу специалистов, которые будут наблюдать за состоянием иконы во время ее пребывания в храме Александра Невского.Отвечая на вопрос о доступности святыни для посещения, председатель синодального отдела отметил, что храм, расположенный рядом
с поселком Княжье Озеро, куда предполагается передать икону, расположен в непосредственной близости от Новорижского шоссе, по которому проходят паломнические маршруты - в Иосифо-Волоцкий и Новоиерусалимский монастыри.

"Эта церковь всегда была и останется доступна для всех без исключения желающих помолиться и поклониться святыне", - заверил В. Легойда.
============================================================


Акафисты Ивану Грозному, Иосифу Сталину и Игорю Талькову как форма околоцерковного фольклора - доклад

30.11.2009 12:14 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31182
------------------------------------------------------------
Москва, 30 ноября, Благовест-инфо. Исследованию далеко не безобидного современного околоцерковного фольклора посвятил свой доклад на конференции "Современная православная гимнография" диакон Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия. Темой его доклада стали так называемые квазилитургические тексты, возникшие "за пределами регулярных книжных традиций тех религиозных общин, которых в нашей стране принято относить к традиционным". Анализировать подобные тексты
о. Максима заставляет не только академический интерес, но и необходимость отреагировать на активность их авторов в Интернете, привлекающую новых адептов к идеологии, радикально искажающей христианство.

Как отмечает автор доклада, "околоцерковные" фольклорные тексты чаще всего совпадают с традиционными богослужебными текстами по форме, но кардинально отличны от них по содержанию; это тексты "как бы" литургические, ибо их употребление не является "общим делом" Церкви и не может быть таковым". Однако ряд подобных текстов предлагается их авторами "к реальному молитвенному употреблению", а многие из них уже вошли в молитвенный обиход некоторых групп внутри Русской Православной Церкви - их-то и анализирует о. Максим
в своем докладе.

Автор разбивает весь массив современных квазилитургических текстов на три условные группы: "политические", "национальные" и "собственно религиозные", в соответствии с их "доминантными" идеями.

К первой группе он относит "квазигимны, отображающие определенное политическое мировоззрение и акцентирующее именно на нем центр жизни христианина". Из них, как замечает исследователь, в наибольшей степени восприняты церковным народом тексты, проецирующие на христианство монархические идеи, а наиболее заметный пласт "монархических" текстов, в свою очередь, связан с богослужебным почитанием святых Царственных страстотерпцев. Анализируя искажения церковного Предания в неканоничных богослужебных текстах этого типа,
автор приходит к выводу, что "неумеренные почитатели" царя-страстотерпца создали свое собственное "богословие с разработанной христологией (в роли Христа - святой царь Николай), сотериологией (условием спасения ставится не жизнь во Христе и сопричастность Его благодати, даруемой в Церкви, а распространение фотографий членов царской семьи), экклезиологией (только истинные монархисты могут быть истинными священниками) и эсхатологией (Царь - наше чаяние на Небеси!)". Так
отринувшая соборный разум Церкви религиозность "вырождается в языческий по сути своей культ, который его последователи пытаются навязать всей церковной Полноте", -- утверждает о. Максим.

Продолжая тему, докладчик приводит тексты, также созданные в неомонархической среде и воспевающие Сталина как "благоверного Иосифа Великого, Императора Всероссийского". В тропаре и кондаке "благоверному Иосифу", а также в тропаре "святым мученикам, в годину Великия Отечественныя войны за Дом Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы живот свой положившим", "стальной император" прославляется за сохранение "Народа Иакова" (т.е. русского), находившегося под игом "жидов", а Великая Отечественная война в этой парадигме
осмысляется как священная в первоначальном значении этого слова - воины-страдальцы послужили Богу тем, что отдали жизнь за Родину и очистили Дом Богородицы от "жидов", от "врагов в белых халатах" и от "врагов Руси".

Автор доклада фиксирует "любопытную тенденцию: крайние монархисты-царебожники "прославляют во святых" солдат, погибших на полях сражений Великой Отечественной (хотя среди них, как известно, было много и атеистов, и гонителей, прямых и косвенных), а крайние "истинно-православные" (имеется в виду секта А. Смирнова-"фон Сиверса") "прославляют во святых" "благоверного и богодарованного вождя народа Германского Атаульфа" Гитлера. Культ "праведного Атаульфа" есть оборотная сторона того же неомонархизма, отмечает о.
Максим: "те, кто считают для себя невозможным почитание гонителя христиан Иосифа Сталина, но имеют непреодолимую нужду в подобном же символическом персонаже, обращают свои взоры к политическому противнику Сталина и его антагонисту в европейской политике". На этом фоне рождаются легенды о том, что "дедом Гитлера был на самом деле православный русский крестьянин, что всю жизнь фюрер был истинным христианином, а его кончина была... мученичеством от жидов". В тропаре фюрер Т
ретьего рейха провозглашается "Предтечей Второго Пришествия Спасова" и "одушевленным образом Христа-Судии".

К группе "политических" текстов исследователь относит и целый "богослужебный" цикл в честь царя Иоанна IV Грозного, в который входят полная бденная служба с малой вечерней и два акафиста. По мнению автора, в этих текстах "собраны все добродетели идеального царя, которые проецируются на конкретного исторического деятеля - Иоанна IV". К этим мотивам добавляется еще одна мифологема, которая содержится в заголовке одного из акафистов: "Акафист покаянный Святому Благоверному Царю-Мученику Иоанну Грозному, за Веру
Православную со сродниками убиенному и оклеветанному". Здесь царь Иоанн IV превращается в оклеветанного мученика за веру. Докладчик замечает, что даже хрестоматийно известные печальные эпизоды жизни царя подвергаются эпическому переосмыслению: "Радуйся, кровью святителя Филиппа, от еретиков коварно убиенного, без вины помазанный". В молитвословии, обращенном к Ивану Грозному, так же, как и в других текстах этой группы -- тропарях "Святому Благоверному Императору, Отцу Оте
чества нашего Петру Великому" и "Святой Благоверной Императрице Екатерине Великой" критерием "святости" является "скорее политическая их деятельность (сама по себе довольно спорная), нежели христианские добродетели".

Обобщая, автор доклада называет характерные черты упования тех, кто "прибегает в молитве" к "вождям": это "жесткая автократия, при этом монархия на земле провозглашается подобием Небесного Царствия, а политические цели и свершения подменяют собой подлинно христианские добродетели". Одним из нравственных последствий этого видения является "принципиальное одобрение насилия в отношении определенных групп людей". "В результате на место богозавещанного единства приходит "ненавистная рознь века сего", как определял
это явление преп. Сергий Радонежский, что лучше многих слов изобличает суть данных околорелигиозных течений", -- делает вывод автор.

Переходя к анализу второй группы -- "национальных" квазигимнов, он обращает внимание на то, что в них "центр жизни христианина смещается на национальные вопросы". Одним из выражений данного типа фольклора докладчик считает "ностальгию по идеализированной "Святой Руси" (слоганы этой идеологии известны: "Русский народ-богоносец", "Москва - Третий Рим", "русский - значит православный" и т.д.) Кроме того, "редукция религиозного к национальному приводит к тому, что идеализируются (именно в религиозном смысле) те
деятели, которые оставили так или иначе заметный след в национальной истории, безотносительно к их качествам как православных христиан". В этой части доклада приводится анализ квазигимнов, адресованных Сергею Есенину и Игорю Талькову и прославляющих их талант и "русскость". О. Максим приводит характерные цитаты из акафиста "Мученику Сергию Рязанскому" и "Акафиста славному сыну Российской Земли, страстотерпцу и мученику Игорю Талькову" (последний, кстати, несколько лет наза
д можно было обнаружить в церковных лавках храмов Тульской епархии), в которых звучат слова об оклеветании праведника, об "искуплении людей пролитой мученической кровью", а "на передний план выступает верность России". "С православной точки зрения, вновь обнаруживается подмена: любовь к своему народу и стране прикровенно вытесняет собой любовь к народу Божию и искание Небесного Иерусалима", -- подмечает о. Максим.

Отнесение к "национальной" квазилитургике следующего текста может показаться парадоксальным, но "Акафист святому преподобномученику Иосифу, во иноцех Амбросию, хранителю мироточивыя иконы Матери Божия Иверския-Монреальския" воспевает Иосифа Муньоса (чилийца испанского происхождения) как "глашатая национальных интересов России, причем выраженных в причудливо-богословской форме". Докладчик привел характерное место: "Новый конкистадор Америце, грехами одряхлевшей, немногим веком истекшим, явился еси, якоже прежний
Кортес, пирамиды богохульныя разоряя: мы же во свете твоем видя свет Христов, поем ти, о Иосифе: Радуйся, каменю несекомый, поражаяй Америцы... Радуйся, новая Америка Русская. Радуйся, Русь святая в глубинах адовых". "Здесь мы видим уже не только национальную идею (новая Америка Русская), но и геополитику", -- иронично замечает автор доклада.

Наконец, приступая к характеристике третьей группы -- "собственно религиозных" квазигимнов, диакон отмечает, что они "предлагают такое видение Православия, которое никак не согласуется с традицией и Преданием Святой Церкви". Например, тропари и акафисты в честь людей, "святость которых не только весьма неочевидна, но и может быть прямо отвергнута Церковью", зачастую основаны на "прямых подлогах". В первую очередь, это относится к текстам в честь иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) и "схиигумена Алексия
Пензенского". "Если культ первого из упомянутых, самозванца, клятвопреступника и нарушителя монашеских обетов, ублажаемого своими почитателями как "огненный авва" и "величайший святой XX столетия", есть в известной степени результат неграмотности, то на имени второго, к сожалению, нечистые на руку люди создали из человеческой трагедии (Михаил Шумилин страдал ДЦП в очень тяжелой форме) настоящий коммерческий культ, до поры не встречавший, увы, полноценного ответа со стороны
Пензенской епархии", -- пишет автор далее, добавляя, что подобная мифология, как правило, построена на противопоставлении "официальной" Церкви и "истинных ревнителей".

В той же серии "фальсификатов, на основе которых создаются культы "новых великих святых", о. Максим относит почитание "священномученика Владимира Нового Дивеевского" (иеромонаха Владимира (Шикина), "бесланских страстотерпцев, от агарян умученных", "пророка Божия Григория Нового" (Григория Распутина-Новых), "схиархиепископа Нектария Русского" (протоиерея Николая Гурьянова, почившего духовника Псковской епархии). Что касается последнего из упомянутых, то он, по словам выступавшего, как "несомненный праведник имеет
все шансы со временем быть прославленным в нашей Церкви". Однако "сказки о "тайном схиархиепископе Нектарии Русском", благословившем почитание во святых "святого великомученика Григория" Распутина и "святого благоверного Царя Иоанна" Грозного, в изобилии представленные в РуНете (и тиражируемые в бумажной печати) - не просто спекуляция именем почившего духовника, но, несомненно, провокация, которая аукнется Русской Церкви в те дни, когда станет вопрос о гласном прослав
лении праведного Николая Псковоезерского", -- считает о. Максим.

Рассмотрев еще несколько вариантов околоцерковных мифов в форме квазибогослужебных текстов, он делает общий вывод: "При всем различии форм и "адресатов" этих текстов, внутренне их всех роднит отрицание тех путей, которые предлагаются Церковью для духовного роста и совершенствования Ее чад. Будь то фальсификация церковной истории и житийного материала, почитание сомнительных личностей как святых (с одновременным провозглашением всех несогласных "жидовским сонмищем") или смещение "вектора жизни" христианина от
Небесного к земному - все это лишь разные виды того радикального искажения христианства, в котором предлагаются различные суррогаты вместо истинного Центра нашей жизни - Самого Иисуса Христа, в свете Которого становятся очевидны те подмены, которые пытаются представить церковные оппозиционеры". В заключение автор доклада подчеркивает, что "лишь просвещение церковного народа вкупе с богословским контролем со стороны священноначалия могут быть лекарством от распространения
в церковном народе существующих квазигимнов, подобных рассмотренным, или появления новых".

Юлия Зайцева
============================================================


На девятый день кончины священника Даниила Сысоева в Москве прошли крестный ход и панихида

30.11.2009 11:42
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31181
------------------------------------------------------------
Москва, 30 ноября. В субботу утром в московском храме Апостола Фомы на юге Москвы прошло заупокойное богослужение об убитом настоятеле - священнике Данииле Сысоеве, перед этим состоялся крестный ход. Как передал корреспондент "Интерфакс-Религия", около ста человек прошли крестным ходом от станции метро "Кантемировская" до Фоминского храма."Мы сугубо молились не только об упокоении отца Даниила, но и о здравии таких миссионеров, как протодиакон Андрей Кураев, игумен Сергий (Рыбко), священник Иоанн Охлобыстин,
а также о том, чтобы Господь даровал Церкви десятки и сотни новых благовестников", - заявил агентству глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов.По его мнению, "если хоть один из миссионерских проектов отца Даниила - катехизаторские курсы, библейские беседы, школа миссионерского служения - будет приостановлен, это станет предательством памяти убитого священника, сугубым грехом".После крестного хода в храме Апостола Фомы были совершены литургия и панихида. Богос
лужение возглавил игумен Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Петра и Павла в Ясенево, клириком которого является отец погибшего - священник Алексий Сысоев. В этот же день настоятель Петропавловского храма совершил панихиду по отцу Даниилу у его могилы на Кунцевском кладбище.
============================================================


Курбан-байрам в "Метрополе" начнется с траурной молитвы по жертвам крушения "Невского экспресса"

30.11.2009 11:33
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31180
------------------------------------------------------------
Москва, 30 ноября. Празднование Курбан-байрама 30 ноября в столичном отеле "Метрополь" начнется с траурной молитвы по жертвам крушения поезда "Невский экспресс", сообщили в пресс-службе Исламского культурного центра России.

Молитву проведет председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. Муфтий будет просить Всевышнего о милости по отношению ко всем жертвам катастрофы, о прощении их грехов и облегчении участи оставшихся в живых и пострадавших в катастрофе.

Организаторами данного мероприятия являются Совет муфтиев России и Исламский культурный центр России - Общественное крыло СМР. Для мусульман Москвы сегодня стало уже традицией приглашать на "Курбан-байрам" представителей российской политической, деловой и творческой элиты.

Одним из ключевых моментов мероприятия станет церемония вручения высшей награды мусульманского сообщества России - ордена "аль-Фахр" (Орден Почета) и почетных дипломов "За весомый вклад в сохранение духовных ценностей российского общества и развитие межрелигиозного сотрудничества", а также "За активную гражданскую позицию в деле возрождения духовности, нравственности и духовных ценностей российского общества".

На предстоящем мероприятии орденом "аль-Фахр" будет награжден главный тренер казанского Футбольного клуба "Рубин" Курбан Бердыев. Этим же орденом в предыдущие годы были награждены мэр города Москвы Юрий Лужков, президенты Республики Татарстан Минтимер Шаймиев и Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров.

Праздник Жертвоприношения, именуемый на арабском языке "Ид аль-Адха", а на тюркских языках - "Курбан-байрам", является самым крупным мусульманским праздником в году.
============================================================


На улицах Москвы прошла миссионерская акция памяти священника Даниила Сысоева

30.11.2009 11:25
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31179
------------------------------------------------------------
Москва, 30 ноября. Миссионерская акция в память о священнике Данииле Сысоеве прошла на юге Москвы 28 ноября, на девятый день после его гибели.В ней приняли участие выпускники и ученики миссионерской школы, созданной отцом Даниилом. Акция стала продолжением начатого священником проекта "Уличная миссия", сообщил корреспонденту "Интерфакс-Религия" в понедельник новый руководитель школы, член синодальной Богословской комиссии Юрий Максимов.20 миссионеров на протяжении полутора часов побеседовали с сотнями людей,
раздали около полутысячи листовок возле станций метро "Кантемировская", "Коломенская", "Орехово" и "Домодедовская". Текст листовок был составлен из фрагментов беседы отца Даниила о царствии Божием. "Многие из прохожих живо откликнулись на обращение к ним, в их числе был один православный узбек и один татарин, желающий принять крещение, а также молодой человек, в результате беседы отказавшийся от языческих представлений", - отметил собеседник агентства. Миссионерская школа
во имя пророка Даниила, основанная два года назад священником Даниилом Сысоевым, продолжит свои занятия в обычном режиме, начиная со следующей недели.
============================================================


В Москве совершена панихида по жертвам массового голода в СССР

30.11.2009 11:16
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31178
------------------------------------------------------------
Москва, 30 ноября. Молитву о жертвах массового голода и репрессий совершили 28 ноября в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, сообщает Служба коммуникации ОВЦС. Панихиду возглавил настоятель храма протопресвитер Матфей Стаднюк.

По завершении поминальной службы прозвучало слово протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

Среди молившихся в этот день в Богоявленском соборе - посол Украины в России К. Грищенко.

Ежегодно с 2006 года в последнюю субботу ноября панихиды о упокоении тех, кто погиб во время массового голода в СССР, охватившего в 1932 - 1933 годах Украину, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал, Западную Сибирь и унесшего миллионы жизней, совершаются по благословению предстоятеля Русской Православной Церкви в храмах многих городов России, а также в приходах Московского патриархата в других странах.

27 июля 2009 года в ходе пребывания в Киеве Патриарх Кирилл вместе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром и Главой Украинского государства В. Ющенко посетил в парке Вечной Славы мемориальный комплекс в память жертв массового голода тридцатых годов. К мемориалу были возложены цветы и пшеничные колоски.

Обращаясь ко всем, кто пришел в этот день к памятнику, Патриарх сказал: "Страшный голод, порожденный совершенно конкретными политическими причинами и усугубленный еще и природными катаклизмами, привел к тому, что огромное число людей погибло в Украине, в Поволжье, в Северном Кавказе, в Южном Урале, в Западной Сибири, в Казахстане. Это общая беда всего нашего народа, который в то время жил в одной стране. Поэтому нет ничего удивительного, что мы молимся о безвинных жертвах, вспоминаем тех, кто погиб. Вспоминая
их, мы молимся одновременно, чтобы никогда ничего подобного больше не произошло, а также чтобы никогда такого рода события в нашей истории не полагались в качестве некой преграды для братского общения, чтобы никогда из этих трагических обстоятельств нашей истории не проистекала братоненавистническая историософия. Мы должны вместе молиться и работать для того, чтобы мир стал лучше, чтобы народам нашим лучше жилось, чтобы никогда безвинные жертвы не уходили к Богу в мирное
время".
============================================================


Археологи, работающие на территории Ново-Иерусалимского монастыря, сделали неожиданные находки

30.11.2009 11:04 | Первый канал
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=31177
------------------------------------------------------------

============================================================


Швейцария заняла противоминаретную оборону


Национальный референдум поставил строительный заслон исламизации

30.11.2009 10:50 | "Коммерсантъ"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=31176
------------------------------------------------------------

============================================================


В православных храмах Петербурга отслужили панихиды по жертвам теракта

30.11.2009 10:33
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31175
------------------------------------------------------------
Санкт-Петербург, 29 ноября. Во всех православных храмах Петербурга в воскресенье отслужили панихиды по жертвам крушения "Невского экспресса", сообщили "Интерфаксу" в Петербургской епархии.Одну из панихид совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.В понедельник в крупнейших храмах города также пройдут поминальные службы.По последним данным, в результате крушения поезда "Невский экспресс" погибли 25 человек, более 80 госпитализированы, судьба 26 неизвестна.
============================================================


Об употреблении музыкальных инструментов как древнем местном литургическом предании Восточной Церкви

Размышления архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана

30.11.2009 00:30 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=31174
------------------------------------------------------------
В идеологии русского церковного пения господствует убеждение, что употребление музыкальных инструментов в православном богослужении есть "новшество" и что инструментальное сопровождение литургического пения свойственно лишь западной христианской традиции.

"Множество специалистов по истории литургической музыки (особенно православных), - пишет в своем всестороннем эссе "Богословие литургической музыки" профессор парижского Свято-Сергиевского православного института священник Николай Лосский, - с настойчивостью утверждают, что Предание Церкви исключает употребление любой формы инструментального сопровождения литургической музыки", что, якобы "христианской традиции неизвестно использование инструментов". Однако, опираясь на практику различных, преимущественно Восточных
Церквей, о. Николай Лосский не без основания замечает, что "речь здесь идет о слишком общем и поспешном суждении", ибо "всё музыкальное литургическое многообразие Востока неоспоримо свидетельствует, что оно (употребление древних музыкальных инструментов - авт.) есть не "нововведение" (в богослужении - авт.), а древнейшая местная литургическая традиция".[1]

И, действительно, в свете литургических данных строгое суждение об употреблении музыкальных инструментов в литургическом пении и библейски, и исторически не кажутся столь бесспорными. Достаточно вспомнить стих из Священного Писания: "Хвалите Бога во струнах и органе!" (Пс.150). Да и весь боговдохновенный 150-й псалом есть призыв к прославлению Бога с помощью разных музыкальных инструментов. Сам святой пророк Давид исполнял свои псалмы, играя на древнем инструменте - пслатире.

Хотя в Русской Православной Церкви установилось строго вокальное пение, но в первенствующей христианской Церкви, как упоминают некоторые исследователи, псалмопение на собраниях христиан, в частности на агапах, предварявших в древности Евхаристию, сопровождалось звуками флейты и свирели. Этот обычай удержался и в Церкви Александрийской, причём святитель Климент заменил эти инструменты арфой.[2]

Современная наука получила в свои руки и вещественное доказательство использования музыкальных инструментов в раннехристианских общинах: сравнительно недавно был обнаружен древний папирус с гимном Святой Троице, который сопровождается знаками языческой нотации, предназначенных, в том числе, и для античных инструментов.[3]

Историкам хорошо известно, что во дворцовой церкви и в зале торжественных приёмов византийских православных императоров пение религиозных гимнов сопровождалось трубными звуками органа. (Для сравнения: при Дворе российских императоров, да и во всей России, народная молитва-гимн "Боже, Царя храни", как правило, сопровождалась игрой духового оркестра).

В своё время копия византийского дворцового органа была преподнесена Двору Пипина, а, позднее, западному императору Карлу Великому для его придворной церкви, а, уже затем, этот музыкальный инструмент, технически совершенствуясь, получил распространение по всему миру. (Возможно, и киевские послы, прибывшие для выбора веры в Константинополь, слышали его звучание на официальном приёме во дворце, "мнящи себя, яко на небе"?) Продолжая "органную" тему заметим, что в греческих церквах на о. Корфу (Константинопольский
православный патриархат), да и в армянских храмах, за богослужением народ поёт в сопровождении звуков труб органа.

В сиро-греческих православных Церквах до наших дней сохранился обычай использования древних музыкальных инструментов в богослужении: священники и ныне держат в своих перстах "медную" группу инструментов (колокольчики, треугольники, металлические круги), под ударный перезвон которых исполняют богослужебные псалмы. Набор деревянных инструментов - "била", выстукивают сложнейшие ритмы, предначиная богослужение в православных обителях Греции, Румынии и Болгарии. В Эфиопской и египетской Коптской Церквах, с древнейших
православных времен их истории, за богослужением употребляются древние музыкальные инструменты: тимпаны, систры, кимвалы, трубы (шофары), группы барабанов, задающих ритм священным гимнам и ритуальным движениям, при этом и иереи отбивают их ритм ладонями.

Как не удивительно, но и в Русской Православной Церкви в богослужении давно допущено использование, по сути, музыкальных инструментов - кампанов, т.е. колоколов, настроенных на разные тона. Некоторые православные богословы сам церковный звон именуют не иначе, как "началом богослужения". Душа звонаря как бы передаёт свои религиозные переживания в звук инструмента и он, словно живой, отзывается волной благодарности Творцу, побуждая людей к совершению словесной, разумной молитвы.

Любопытно, что в древнем пасхальном уставе даже указаны места расположения колоколов (солея, притвор, паперть, колокольня) и строго регламентируется самый порядок их звучания, время, сила и количество ударов на евангельском чтении (по одному после каждого стиха и "во вся тяжкая" - по окончании чтения Евангелия). Во все дни светлой седмицы должны звучать "повседневно" колокола всех храмов.

В самом чине Божественной Литургии исполнение гимна в честь Богоматери "Достойно есть" предусмотрено сопровождать звоном целого ансамбля колокольных инструментов, подчёркивающих значимость момента. Особо выразительные колокольные звоны, как-то: ростовский, ипатьевский, костромской, исполняли специально обученные музыканты-звонари. Заметим, что и на архиерейских кадилах, и на облачениях архиереев также имеются небольшие позвонки, издающие серебристые переливы при совершении ими священных действий, напоминая о
распространении святыми апостолами евангельской проповеди по всему лицу Земли. А диакон, во время совершения святейшего таинства Евхаристии на возглашение иерея о том, что ангелы приносят Богу "победную песнь поюще, вопиюще и глаголюще", крестообразно ударяет т.н. звездицей по дискосу - позолоченной металлической тарелочке, используя её как некое подобие музыкального инструмента, издающего мелодичный звон. И, наконец, в акустическом плане, сама форма православного купол
ьного храма являет собой совершенный резонирующий музыкальный инструмент.

В Библии есть рассказ о том, как смягчалась душа грозного царя Саула, когда юный Давид играл для него на гуслях: от царя отходил тогда "злой дух", злое настроение. Донести духовное достояние Церкви, благовестие Спасителя светскому обществу, в привычных для него музыкальных формах, в концертных залах, умилить душу, далеких от Церкви людей, звучанием хора и музыкальных инструментов - такова миссионерская цель современных духовно-симфонических и концертно-хоровых сочинений, в основании которых положены тексты Священного
Писания и веками намоленные прекрасные мелодии богослужебных последований.

Среди таковых сочинений и "Тебе, Бога хвалим" для двух хоров и симфонического оркестра знаменитого композитора Дмитрия Бортнянского; это и "Демественная Литургия" с органом и группой инструментов композитора А. Гречанинова. Из современных внебогослужебных опытов можно упомянуть две замечательные духовные оратории ("Страсти по Матфею" и "Рождественская оратория") для хора в сопровождении симфонического оркестра архиепископа Илариона (Алфеева). Вне чина богослужения мы слышим смиренное пение духовных стихов под
аккомпанемент струн гитары иеромонаха Романа (Матюшина) и многих других песнотворцев. Все они умилили и привели в лоно Церкви не одну душу!

Святитель Феофан Затворник как-то заметил: "Фисгармония очень способна должным образом выражать церковное пение" и посоветовал своей духовной дочери: "Если вы сыграете или споёте что-либо такое, что западёт на душу слышащих и заставит их вздохнуть ко Господу или вознестись к Нему со славословием и благодарением, то вы тоже сделаете, что делает хороший проповедник в церкви". (Чит: "Письма еп. Феофана Затворника", письмо 53, изд. 1991 г).

Ригористическое же отношение к инструментальному сопровождению литургического пения, на наш взгляд, является своеобразным отголоском старинной коллизии между монашеским типом богослужения, с характерным для него речитативом-псалмодией,- с одной стороны, и соборно-приходским, с его мелодическим, "песненным" стилем богослужения, - с другой.[4]

Именно в плоскости коллизии между аскезой и свободным литургическим творчеством в Церкви, между монашеской исихией (созецанием) и "мирской" глоссой (спонтанной юбиляцией), между индивидуальным умственным "совершенствованием" и публичным соборно-приходским славословием и следует искать психологические корни неприятия частью православного общества любого инструментального сопровождения литургического пения. Кроме того, церковная "музыкально-инструментальная драма" исторически была осложнена тем, что античная музыка
"запятнала" себя связью с языческими, не всегда целомудренными культами, что и вызывало на протяжении многих лет острое её неприятие рядом выдающихся святых.

Однако, богослужебная реальность свидетельствует, что Церковь благословила местное древнее Литургическое Предание - использование музыкальных инструментов за богослужением, положив начало развитию мировой христианской музыкально-инструментальной культуры. По-видимому, классическая органная и симфоническая музыка, веками сопровождая литургические гимны в храмах и на сценах концертных залов, давно "искупила" языческую предисторию инструментальной музыки и на деле исполнила пророческий призыв псалмопевца Давида:
"Хвалите Его (- Бога) во гласе трубном, хвалите Его во струнах и органе! Всякое дыхание да хвалит Господа!".





[1]Об этом чит. Nikolass Lossky "Essai sur une theloqie de la musiue liturqique: perspective orthodoxe", Paris, Les editions du Cerf, 2003. По-русски: Священник Николай Лосский "Богословие литургической музыки", (в сокращении), журнал "Вода живая" 9 (116), 2009, официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

[2] А.Никольский "Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков", см. в книге "О церковном пении (сборник статей), "Талан", Москва,1997.

[3] Чит. Евгений Герцман[3] "Тайны истории древней музыки", 000 "Невская нота", Санкт-Петербург, 2006.

[4] Чит: Архиепископ Ионафан (Елецких) "О задостойнике Рождества Христова "Любити убо нам" в свете древней коллизии монашеской аскезы и литургического творчества в Древней Церкви".

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан
============================================================


Бенедикт XVI ввел Католическую Церковь в Адвент, опираясь на новый посох

30.11.2009 00:09 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31172
------------------------------------------------------------
Ватикан, 30 ноября, Apic/CAN/Благовест-инфо. Римско-Католическая Церковь вступила 29 ноября в период Адвента - предрождественского поста.

Накануне вечером Папа Римский Бенедикт XVI совершил в Ватиканской базилике вечерню по случаю начала Адвента. В своей проповеди понтифик призвал верующих провести этот период "в безмолвии и надежде".

Папа призвал католиков отложить в сторону те дела, развлечения и общественные интересы, которые "обладают нами" и "могут увести нас в сторону" от поисков знамений присутствия Божьего в этой жизни.

Днем ранее, 28 ноября, церемониймейстер Папских служб монс. Гвидо Марини сообщил, что отныне Бенедикт XVI будет использовать во время богослужений новый пастырский жезл.

В первое время после избрания Римским понтификом Бенедикт XVI использовал жезл, изготовленный еще для Папы Павла VI (правил в 1963-1978) - это серебряное распятие на длинном древке, выполненное в современном стиле, впоследствии использовал Иоанн Павел II.

В марте 2008 Папа Ратцингер, обозначивший одним из приоритетов своего понтификата возвращение к старым традициям, стал служить с жезлом Пия IX (правил в 1846-1878), увенчанного равносторонним, так называемым греческим крестом.

Нынешний жезл, подаренный Папе римской благотворительной организацией "Круг св. Петра", весит 2 кг. 530 г. Он на 140 г. легче жезла Пия IX и почти на 600 г. - жезла Иоанна Павла II. Посох увенчан латинским крестом, на котором изображены Агнец Божий, четыре евангелиста, рыбачья сеть апостола Петра, а также выгравировано имя Бенедикта XVI и его герб.
============================================================

В избранное