Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 16/05/2009


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 16/05/2009
============================================================
архиепископ волоколамский иларион: реорганизация овцс повысит его эффективность

16.05.2009 16:45 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=27472
------------------------------------------------------------
- Ваше Высокопреосвященство! Поздравляю Вас с назначением на пост председателя ОВЦС. Вы много лет проработали в Отделе и хорошо знаете специфику этой работы. Однако на последнем Синоде ОВЦС был реформирован. На первый взгляд, сфера его деятельности несколько сузилась. Так ли это? Каковы будут теперь основные направления работы ОВЦС?

- Благодарю за поздравление. Это решение Синода я воспринимаю как начало нового ответственного этапа своего служения Церкви.

На сегодня основным содержанием работы Отдела является осуществление внешних связей, а именно: развитие межправославных отношений, диалог с инославными Церквами, взаимодействие с государственными структурами и органами власти зарубежных стран, международными организациями, иностранными политическими партиями и институтами гражданского общества. В рамках Отдела создан Секретариат по делам дальнего зарубежья, в задачу которого будет входить работа с нашими соотечественниками, проживающими за рубежом. Не потеряют
своей актуальности и контакты с зарубежными религиозными организациями, межрелигиозными структурами по важным общественно-политическим и социальным вопросам.

Ранее Отделу приходилось заниматься и другими вопросами, однако теперь сфера нашей ответственности стала более сконцентрирована, что, бесспорно, повысит общую эффективность нашей работы.

- Сколько человек трудилось в ОВЦС до реформы? Сколько остается сейчас? Планируете ли Вы набрать новых сотрудников?

- Было около 120, сейчас 115 человек. После реорганизации в Отделе внешних церковных связей осталась бóльшая часть работавших до этого времени сотрудников. Пришли и продолжают приходить новые люди. За многие годы работы в Отделе сложился коллектив высококвалифицированных специалистов, профессионалов своего дела. Это наш потенциал, который мы будем сохранять и преумножать.

По мере необходимости будет осуществляться и набор новых сотрудников. Конечно, мне бы хотелось видеть в Отделе больше молодых инициативных людей, со знанием иностранных языков. Опираясь на опыт старших коллег, они смогут продуктивно решать поставленные перед ними задачи.

- Как бы Вы в целом оценили роль экуменического движения в истории христианства? Есть ли у него будущее и если да, то в каком виде?

- Сегодня традиционное экуменическое движение переживает кризис. Наличие его признают и в самих международных христианских организациях, крупнейшими из которых являются Всемирный совет Церквей (ВСЦ) и Конференция европейских Церквей (КЕЦ). Однако предпосылки этого кризиса кроются в самой природе этих организаций, цель которых попытаться совместить то, что становится все менее совместимым - крайне либеральный фланг христианского мира, представленный протестантскими церквами, и консерваторов - Церкви православные.
В середине XX столетия православные богословы полагали, что экуменическое движение станет основным инструментом на пути достижения христианского единства. Особенно показательны в этом смысле были сессия Центрального комитета ВСЦ в Торонто в 1950 году и 3-я Ассамблея ВСЦ в Нью-Дели в 1961 году, которые давали надежду на то, что ВСЦ и далее будет двигаться в направлении сближения с Православной Церковью. Однако эти надежды не оправдались. Уже к середине 70-х годов XX ст
олетия такие видные деятели экуменического движения как протопресвитер Александр Шмеман, протоиерей Георгий Флоровский, Панайотис Трембелас и Иоанн Кармирис выражали разочарование состоянием и итогами этого движения.

В 1990-е годы кризис экуменического движения достиг такой степени, что стало необходимым создать в рамках ВСЦ Специальную комиссию по вопросам участия православных в этой организации. В результате ее работы был принят документ, в котором обозначены новые возможности для православного участия в ВСЦ.

Однако несмотря на все усилия Православных Церквей, с протестантским большинством в ВСЦ не было достигнуто даже видимого согласия по многим вопросам, волнующим современный христианский мир. Напротив, появились проблемы, еще более разделившие нас, такие как женское священство, оправдание гомосексуализма, отношение к абортам и т.п. А отсутствие единомыслия в вопросах христианской нравственности подрывает сам смысл межхристианского диалога. Ведь секулярный мир хочет слышать наш общий голос именно по этим вопросам.

Безусловно, межхристианский диалог в той или иной форме будет существовать. Но для его эффективности нужна хоть какая-то общая база, если не в вероучении, то, как минимум, во взгляде на наиболее злободневные вопросы современного мира.

- В последние годы иерархи Русской Церкви неоднократно говорили о необходимости укрепления контактов с христианами иных конфессий, чтобы дать ответ вызовам современного секулярного мира. С кем именно из наших инославных братьев такие контакты могли бы быть наиболее плодотворными?

- Очевидно, что наиболее плодотворным в этом направлении могло бы стать наше сотрудничество с теми из инославных Церквей, которые, подобно Русской Православной Церкви, придерживаются традиционного взгляда на роль и место христианских ценностей в жизни современного общества. К числу таких потенциальных союзников нашей Церкви я бы отнес в первую очередь Римско-католическую Церковь, а также древние Восточные или дохалкидонские Церкви (Армянскую, Коптскую и др.). Их позиция по актуальным вопросам социальных, личных
и семейных отношений, этики и нравственности, а также биоэтики совпадает с позицией Православной Церкви. С некоторыми из них (например, с Римско-католической Церковью) мы уже осуществляем сотрудничество в деле свидетельства о традиционных христианских ценностях. Это происходит, прежде всего, на уровне наших представительств при различных международных организациях, в прессе и на совместных форумах, которые, как правило, имеют большой резонанс.

Сложнее обстоит дело с протестантским миром, который очень неоднороден и представляет весьма широкий спектр взглядов - от крайнего либерализма, особенно в сфере христианской морали, до вполне традиционного консерватизма (например, в среде российских протестантов). Но как бы то ни было, мы готовы к сотрудничеству с теми из протестантских церквей и общин, чья позиция по злободневным вопросам современности нам близка.

- Уже много лет ведутся разговоры о возможной встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с Папой Римским, однако до сих пор она так и не состоялась. Какие Ваши прогнозы относительно такой встречи? Нужна ли она вообще и если да, то какие конкретно положительные плоды она может принести?

- Я предполагаю, что такая встреча рано или поздно состоится, но произойдет это только после того, как будут устранены основные разногласия по церковно-политическим вопросам. Ведь главное не в том, будет ли встреча или нет, а в том, сумеем ли мы с католиками выйти на новый уровень взаимоотношений, которые исключали бы прозелитизм и были бы основаны на сознании общей миссии.

Мы должны понять, что мы не соперники, а союзники. Перед нами огромное невозделанное поле - миллионы невоцерковленных людей, не нашедших путь ко Христу. Мы можем вместе трудиться на этом поле, не нарушая при этом сложившиеся веками межконфессиональные границы. Это требует особой пастырской мудрости, но я уверен, что при обоюдном желании достичь такого уровня взаимодействия можно.

- Сегодня в мире наиболее активную миссионерскую позицию, пожалуй, занимают христиане, представляющие "новые конфессии", - пятидесятники и евангелики. К сожалению, представители этих общин, как правило, с большим трудом идут на контакт с традиционными Церквами, обвиняя их в "идолопоклонстве" и т.д. Да и со стороны Церквей особенных попыток улучшить отношения с этими конфессиями, как правило, не отмечается. Есть ли надежды на изменение этой ситуации в лучшую сторону?

- Наиболее адекватную форму контактов с так называемыми "новыми" протестантскими конфессиями я вижу во Всемирном христианском форуме - организации, которая была создана по инициативе Русской Православной Церкви в рамках нашего участия в ВСЦ. К участию в этом форуме приглашаются представители всех христианских конфессий. Это площадка для встречи и откровенного разговора, где собеседники могут соглашаться или не соглашаться друг с другом и свободно принимать решение о своем дальнейшем участии в процессе. Начиная
с середины 1990-х годов, Всемирный христианский форум провел ряд региональных встреч (например, для Европы, Африки, Латинской Америки) и первую общую встречу, которая состоялась в ноябре 2007 года в Лимуру (Кения).

Представители Русской Православной Церкви, принимавшие участие в мероприятии, отмечали искренний интерес к православию, который демонстрировали многие представители "новых" протестантских конфессий. Занимая довольно консервативные позиции в области христианской морали, они подчеркивали сходство с позициями православных в этой сфере и честно признавали отсутствие у себя достаточных знаний о православии. Восполнение этого пробела они возлагали на контакты с Православными Церквами. Так что определенное движение
навстречу есть. Что из этого выйдет, покажет время.

- Наверное, уже многие задавали Вам этот вопрос: планируете ли Вы, на фоне возросшей нагрузки, продолжить свои труды на переводческом, писательском и композиторском поприще?

- В двадцать лет я принял монашество, а это означает, что я отдал себя в послушание Богу и Церкви. С тех пор моя жизнь мне не принадлежит. Сейчас, когда Церковь поручила мне управление ее внешними связями, мне было бы трудно даже сосредоточиться на ином, так сказать кабинетном, творчестве. Заниматься надо не тем, чем хочется, а тем, что тебе поручает Церковь. Однако совсем не обязательно иметь идеальные условия для творчества, чтобы быть, к примеру, богословом. Ответственное церковное служение может мобилизовать
какие-то внутренние ресурсы, которые остаются незадействованными, когда ты сидишь за письменным столом в библиотеке. Способности человека иной раз проявляются именно в тот момент, когда они наиболее востребованы, то есть когда человек максимально "задействован", говорю это исходя из собственного опыта. И если мне представится возможность свидетельствовать об истине Христовой в музыкальных произведениях, в переводах или написании книг, я с радостью ею воспользуюсь, пос
кольку музыка и литература являются одними из действенных средств донесения Слова Божия и его красоты до человеческого сердца. Но на первом месте всегда будет стоять то служение, которое мне доверил Святейший Патриарх и Священный Синод.

- Кроме ключевого поста в руководстве РПЦ Вы получили и замечательный титул - среди тех, кто был Волоколамскими архиереями, - такие выдающиеся деятели Церкви, как владыка Феодор (Поздеевский), владыка Василий (Кривошеин), владыка Питирим (Нечаев). Известно, что последний относился к Волоколамску не просто как к титулу, но старался по мере сил бывать в этих местах. Планируете ли Вы иногда посещать Волоколамск?

- Полагаю, что окормление Волоколамского благочиния не входит в мои обязанности, и что в моем случае (в отличие от приснопамятного владыки Питирима) "Волоколамский" - лишь титул того викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, которому поручено возглавлять Отдел внешних церковных связей. Впрочем, если представится случай, с удовольствием посещу Волоколамск, а также совершу богослужение в Иосифо-Волоколамском монастыре, где я бывал в бытность свою иподиаконом владыки Питирима.

Вопросы задавал Дмитрий Власов


============================================================


9-й, заключительный семинар из цикла "цельность человека: путь ученичества" по наследию митрополита антония сурожского. москва
1 июня

16.05.2009 15:18
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=27471
------------------------------------------------------------
9-й, заключительный семинар из цикла "Цельность человека: путь ученичества" по наследию митрополита Антония Сурожского состоится 1 июня 2009 г. в 19.00 в помещении Библиотеки-Фонда "Русское Зарубежье".На семинаре выступят:Екатерина Петровна Морозова, педагог института РЭА им. Г.В. Плеханова с докладом "Владыка Антоний в нашей жизни и работе".Наталья Федорова, студентка факультета журналистики Казанского гос. университета с докладом "Чего ученик вправе ждать от учителя?"Андрей Леонов, студент каф. религиоведения,
Центра изучения религий РГГУ с докладом "Роль учителя в "сознательном" вхождении в Церковь: свидетельство новообращенного".Для обсуждения предлагаются тексты митрополита Антония: "Духовное руководство в Православной Церкви" (Труды, т. 1, с. 336). "Духовность и духовничество" (Пастырство, с. 169)Ведет семинар канд. философских наук Наталья Ликвинцева.Вход свободный.Адрес Библиотеки-фонда: ул. Нижняя Радищевская д.2.Проезд: ст. м. "Таганская" (кольцевая)

Справки по тел.: 915-10-80
============================================================


третий фестиваль российского искусства в бари (италия)
19-24 мая

16.05.2009 15:02
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=27470
------------------------------------------------------------
Третий фестиваль российского искусства в Бари пройдет в праздник перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Барград (итальянский город Бари).

Традиционно в начале мая на юге Италии проводится фестиваль, приуроченный к католическому празднику - дню святителя Николая. В 2007 году в Бари впервые прошел Фестиваль российского искусства, центральным событием которого стал праздник святителя Николая по юлианскому календарю.

В 1087 году мощи св. Николая - одного из самых почитаемых на Руси святых - были перевезены из Мир Ликийских, где он служил епископом (ныне - город Демре в провинции Анталия в Турции), в портовый город Бари. Спустя два года здесь была построена базилика св. Николая, в крипте которой до сих пор и покоятся его мощи.

С 19 по 24 мая пройдет Третий фестиваль российского искусства в Бари, который в этом году получил название "Летний сад искусств".

Фестиваль включен в программу официальных мероприятий Протокола Российско-итальянской смешанной комиссии по сотрудничеству в области культуры и образования, и проводится Фондом социально-культурных инициатив и Дирекцией международных программ. С 2008 года Фестиваль проходит под патронатом Светланы Медведевой - супруги Президента РФ. Этот ставший традиционным праздник российского искусства получил новый импульс после передачи российской стороне подворья РПЦ в Бари 1 марта 2009 г.

Церемония открытия состоится 19 мая в базилике San Nicola. Здесь пройдет концерт Камерного хора "Покров" под управлением Андрея Горячева, где прозвучат церковные песнопения русских композиторов, русские народные песни и легендарные песни военных лет.

В программе фестиваля - выставка работ фотохудожника Александра Гущина "Россия многоликая", концерты солистов Мариинского театра В. Ястребовой, А. Маркова и Д. Воропаева, пианистки В. Грищенко, фольклорного ансамбля "Услада" из Тулы. Во время круглого стола "Молодое российское искусство" запланирована встреча участников фестиваля с молодежью города Бари.

21 и 22 мая - в самый праздник перенесения мощей святителя Николая в Бари, в подворье РПЦ, а также в крипте базилики San Nicola пройдут торжественные богослужения, которые будет сопровождать камерный хор "Покров".
============================================================


в белгороде сгорел строящийся деревянный храм

16.05.2009 11:32 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=27469
------------------------------------------------------------
Белгород, 16 мая, Благовест-инфо. В середине дня 15 мая произошло возгорание в строящемся храме свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, что возводится на Харьковской горе - одном из видовых мест Белгорода.

Пожар деревянных купольных конструкций тушили в течение полутора часов. Горели деревянные конструкции и пластиковые панели.

По данным осмотра места происшествия зафиксировано уничтожение огнём алтарной части и некоторых из куполов общим числом 17. Другие же купола, на которые огонь не распространился, также обрушились. Общая площадь пожара, которому была присвоена 2-я степень сложности, - 1800 кв.м.

Очевидцы события указывают, что во время, предшествующее возгоранию, в храме велись сварочные работы. Пожарные вместе с областным советом безопасности проверяют все возможные версии возникновения очага возгорания.Благодаря профессионализму огнеборцев удалось остановить распространение пламени на входящий в храмовый комплекс небольшой храм Георгия Победоносца, стоящий поблизости от главной церкви храмового комплекса на Харьковской горе. Строительство церкви свв. мучениц планировалось завершить ещё в прошлом году.
Хотя освящение закладного камня состоялось двенадцать лет назад, основные строительные работы велись здесь последние четыре года. В 2007 г. был освящён храм Георгия Победоносца.

По первоначальному замыслу в состав крупного храмового комплекса должны были войти, помимо небольшого деревянного храма Георгия Победоносца со святым источником и церкви свв.мучениц, часовни Серафима Саровского и Пресвятой Троицы.
============================================================


гарегин II освятил строительство нового корпуса хранилища древних рукописей матенадаран

16.05.2009 09:55 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=27468
------------------------------------------------------------
Ереван, 16 мая, Благовест-инфо. Католикос всех армян Гарегин II совершил чин освящения строящегося в Ереване нового научного корпуса крупнейшего в мире Института - хранилища древних рукописей Матенадаран. На состоявшейся 14 мая церемонии закладки первого камня принимали участие президент Армении Серж Саргсян и другие высокопоставленные лица.

После освящения Католикос обратился к присутствующим со следующими словами: "Матенадаран стал одним из символов Армении, частичкой всемирного культурного наследия. Хранящиеся здесь тысячи рукописей представляют историю армянского народа, названия местностей Армении, школы миниатюр и письменности, храмы, которые разбросаны по всей территории нашей страны. Матенадаран - священное для нашего народа место, и справедливо заметить, что кроме научно-культурного значения оно имеет и духовную цену. Каждый армянин, где
бы он ни был, говоря о Матенадаране, представляет здание хранилища со статуей святого Месропа Маштоца, создателя армянских письмен. И в то же время Матенадаран имеет большое значение для мировой науки".

После обращения Католикоса профинансировавший строительство президент совета директоров концерна "МонАрх" Сергей Амбарцумян и главный архитектор нового здания Артур Месчян заложили в фундамент строящегося здания капсулу с памятной записью, где отмечено, что новый корпус заложен к 50-летию учреждения Матендарана им. Месропа Маштоца как научного центра. Строительство корпуса с общей площадью в 12.5 тыс. кв.м. предполагается завершить к 2011 году.

"Матенадаран", дословно с древнеармянского означающий "книгохранилище" был создан на базе национализированной в 1920-ые годы коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. После этого рукописи были перевезены из Святого Эчмиадзина в Ереван. В Матенадаране хранятся рукописи, начиная с эпохи возникновения письменности вплоть до XIX столетия. В Матенадаране хранятся "Лазаревское Евангелие" 887 года, "Эчмиадзинское Евангелие" 989 года, "Евангелие Мугни" (XI век) и много других духовно-культурных ценностей. С 1 марта
1959 года Матенадаран стал научно-исследовательским институтом древних рукописей. Сегодня фонды Матенадарана, вначале насчитывавшие всего 4500 рукописей, увеличились до более 17 тысяч рукописей, из которых 14 тысяч - древнеармянские рукописи. Здесь хранятся также более 300 тыс. дипломатических и архивных документов и более 2000 рукописей на русском, иврите, латыни, арабском, сирийском, греческом, японском, персидском и других языках. Коллекция Матенадарана является цен
ной научно-исторической базой для изучения истории и культуры Армении, а также соседних народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока.

Само здание выполнено в духе традиций национального зодчества XII-XIII вв. Перед зданием сооружен памятник святому Месропу Маштоцу - создателю армянской письменности, а также других выдающихся мыслителей древней Армении и священнослужителей Армянской Церкви, таких как Мовсес Хоренаци, Анания Ширакаци, Мхитар Гош, Торос Рослин, Фрик, Григор Татеваци.

Наринэ Киракосян
============================================================

В избранное