Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 17/05/2008


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 17/05/2008
============================================================
выставка "свободное творчество сестры иоанны рейтлингер" открылась в библиотеке-фонде "русское зарубежье"

17.05.2008 23:36 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=20560
------------------------------------------------------------
Москва, 17 мая, Благовест-инфо. Выставка "Свободное творчество сестры Иоанны Рейтлингер" открылась 16 мая в Библиотеке-фонде "Русское Зарубежье". В экспозиции представлены рисунки, эскизы, открытки, живописные и иконописные работы с. Иоанны, фотографии, письма, публикации о ней, страницы ее дневника, а также ее роспись храма св. Иоанна воина в Медоне, спасенная и вывезенная Никитой Струве перед окончательным разрушением церкви.

Открыл вечер, посвященный сестре Иоанне (Юлии Николаевне Рейтлингер; 1898-1988), директор Библиотеки-фонда "Русское Зарубежье" Виктор Москвин, вкратце рассказавший о работе по собиранию и изучению ее наследия, в частности, об издании альбома. Он поблагодарил Никиту Струве, спасшего роспись храма в Медоне. Хранитель изобразительного фонда Библиотеки-фонда "Русское Зарубежье", куратор выставки Наталья Белевцева, проводившая вечер, напомнила о первом событии, связанном с именем сестры Иоанны, - выставке ее икон
в 2000 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

О Юлии Николаевне Рейтлингер поделилась воспоминаниями Мария Струве, знавшая художницу с детства и бывшая ее ученицей по иконописи. Она отметила в Рейтлингер "невероятную внутреннюю свободу": при том, что она знала все каноны, "ее подход к иконописи был свободный и богословский". "Часто иконописцы увлекаются своей техникой, у нее этого не было", -- сказала Мария Струве, отметив, что с. Иоанна "ничего не боялась, каждая ее икона была единственной, она относилась к иконописи как к творчеству". При этом она жила
при о. Сергии Булгакове, в атмосфере "самого высокого и свободного богословия", и в ней соединилось все, что нужно для замечательного иконописца. "Правила иконописи не должны занимать первое место, от этого надо освобождаться, - считает Мария Струве. - Иконы IV века, Х века и XVIII века - все совершенно разные, а теперь происходит замораживание. Нужно читать богословские книги, нужно ввести икону в церковную жизнь". "Я пропиталась чувством, что икона в каждый момент долж
на быть актуальной, а не напоминать о стиле какого-либо века", - сказала далее М. Струве.

Профессор Никита Струве, также знавший с. Иоанну с детства, отметил, что она "была человеком моцартского типа, соединяя в себе легкость, прозрачность и стремление к чему-то главному". По мнению Н. Струве, сестре Иоанне повезло в том, что у нее было много друзей, таких, как м. Мария (Скобцова), она общалась с о. Сергием Булгаковым; но при этом она не получила признания при жизни как иконописец. "Были люди, которые ее ценили, о. Сергий также "питался" от ее икон, она училась сакральному искусству у художника Мориса
Дени, но она страдала от того, что в широком кругу ее творчество было недостаточно ценимо", -- сказал Н. Струве.

Наталья Белевцева напомнила о тяжелых и трагических моментах в жизни с. Иоанны, - глухота с детства, смерть сестер, а также слепота, постигшая ее в престарелом возрасте.

На вечере выступили люди, знавшие с. Иоанну в более позднее время, -- Наталья Большакова, Алексей Никольский, Екатерина Французова, Ольга Ерохина. Участники вечера рассказали о переписке с. Иоанны с о. Александром Менем, о ее жизни в Ташкенте и в Москве.

Магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский поделился своим отношением к творчеству Юлии Николаевны Рейтлингер. По его мнению, пришло время, когда, с одной стороны, можно продолжать о ней говорить, знакомить с ней, и в то же время "пришло время более глубокого анализа ее творчества". Она не случайно много времени провела в мастерской Мориса Дени, она сразу ушла от традиции стилизационной, потому что чувствовала, что это не то, отметил А. Копировский.
"Соотнесение ее с традицией живописной важно не только для иконописцев, но и для художников, -- сказал искусствовед. -- Ее значение для живописи больше, чем просто возрождение иконописной традиции". С другой стороны, отметил он, для иконописцев это выход, потому что -- "мертвечина нарастает, как ни парадоксально, вместе с улучшением техники". Важным А. Копировский считает изучение творчества о. Сергия Булгакова и творчества с. Иоанны, а также изучение дневников с. И
оанны.

Как говорится в пресс-релизе выставки, сестра Иоанна (Юлия Николаевна Рейтлингер) родилась и провела детство в Петербурге. В 1918 г. в Крыму познакомилась с о. Сергием Булгаковым, и эта встреча определила ее дальнейшую жизнь. В 1921 г. она переехала из Крыма в Варшаву, затем - в Прагу и Париж, где активно занималась иконой: получала консультации у старообрядческих мастеров, посещала курсы религиозного искусства в мастерской Мориса Дени. Поиски нового языка "творческой иконы" сблизили ее с кругом русских религиозных
мыслителей: Николая Бердяева, Бориса Вышеславцева, Георгия Федотова, Василия Зеньковского, Владимира Ильина и, наконец, матерью Марией (Скобцовой). Тяготея к работе с большими пространствами, художница получила возможность расписать храм Иоанна Воина в Медоне, а в 1947 г. - часовню Братства св. Сергия и Албания в Лондоне. Много работала в Париже: написала иконостас для храма-гаража общежития м. Марии на ул. Лурмель, триптих для храма того же Братства Сергия и Албан
ия, множество икон. В 1935 г. Ю. Рейтлингер была пострижена митрополитом Евлогием (Георгиевским) в рясофор и избрала в качестве послушания "свободное творчество". Умирая у нее на руках, о. Сергий Булгаков благословил ее вернуться в Россию (1944 г.) Оказавшись в СССР в 1955 г., сестра Иоанна была распределена на жительство в Ташкент. Приезжая летом в Москву, познакомилась с о. Александром Менем, и в последние 15 лет ее жизни он стал ее духовным отцом. По его просьбе написала множество икон, которые тайком пересылала
его духовным детям. Умерла сестра Иоанна "в окончательной схиме: глухая и слепая, молясь до последней секунды".

Что касается медонских росписей, то они пережили войну, юрисдикционные распри, пожары, подтопления. В 1960 - 1980 гг. церковь оставалась без присмотра, став прибежищем бомжей, спаливших ценнейший иконостас. Перед окончательным разрушением храма в начале 1990-х Никита Струве с помощником спасли роспись, отодрав ее от стен, и перевезли на хранение в монжеронский замок. В 1996 г. с участием "Центра помощи русским беженцам во Франции" удалось частично отреставрировать и закрепить росписи на щитах. Но на полную реставрацию
денег не хватило.

Как только появилась возможность, в 2003 г., Никита Струве перевез фрески в Россию, разместив их в Библиотеке-фонде "Русское Зарубежье" в надежде, что отыщутся средства для сохранения этого уникального ансамбля.

Альбом "Художественное наследие сестры Иоанны (Ю.Н. Рейтлингер) был издан издательством "Русский путь - YMCA-Press" в 2006 году.

Елена Бажина
============================================================


н. бурляев: родители могут приводить к нам на просмотр детей, не опасаясь за их ранимые души

XVII международный кинофорум "Золотой витязь" пройдет в Москве


17.05.2008 16:44 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=20559
------------------------------------------------------------
Москва, 17 мая, Благовест-инфо. XVII международный кинофорум "Золотой витязь" пройдет с 22 по 31 мая в Москве. Нынешний фестиваль посвящен Году семьи, и поэтому большинство картин отбирались для семейного просмотра. Как заверил президент форума Николай Бурляев на пресс-конференции в Центральном доме кино, "родители могут приводить в зал детей, не опасаясь за их ранимые души". Девиз киносмотра традиционен: "За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека".

Зрители смогут увидеть 270 фильмов из 31 страны, среди которых - Россия, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Греция, Грузия, Иран, Мексика, Молдавия, Сербия, Сирия, США, Украина, Финляндия, Франция и др.

Фильмом открытия, которое состоится в Доме кино, станет белорусская документальная картина "Мама придёт" (реж. Галина Адамович). "Мы думали: чем открываться? - поделился Н. Бурляев. - Решили показать 20-минутку документальную. Когда я ее смотрел, у меня улыбка не сходила с лица, а на сердце было тепло. Фильм - о детском садике, в котором каждый из детей ждет свою маму. Как они ждут? Вот посмотришь один такой фильм - и захотят рожать женщины, и поймут отцы, что такое дети", - надеется народный артист.

Среди игровых конкурсных лент - "12" Никиты Михалкова, "Простые вещи" Алексея Попогребского, "Безмолвный свет" Карлоса Рейгадаса (Мексика), "Друзья" Сотириса Горитсаса (Греция), "Завтра утром" Олега Новковича (Сербия), "Краски памяти" Амира Шахаба Разавиана (Иран), "Ноев ковчег" Пала Шандора (Венгрия), "Площадь Спасителя" Кшиштофа Краузе и Иоанны Кос-Краузе (Польша).

Документалисты - "честные труженики, летописцы бытия", представят на суд жюри и зрителей обширную программу, которая обещает быть интересной. Бурляев назвал лишь некоторые из имен: Сергей Мирошниченко ("Рожденные в СССР. 21 год"), Юрий Шиллер ("Вот моя деревня"), Сергей Лозница ("Представление"), Галина Адамович ("Свято место", Белоруссия).

Н. Бурляев рассказал о трудностях финансирования фестиваля, с которыми приходится сталкиваться из года в год: "Агентство по культуре и кинематографии, которое приказало долго жить, на прощанье помогло нам в сумме 1/5 нашего бюджета. Неправильно, что государство вкладывает так мало в то, от чего оно хочет иметь отдачу в плане воспитания душ. За семь дней, на пороге кинофорума, половины бюджета у нас нет. Поэтому мы не можем принять как прежде 300 участников - будет раза в три меньше приезжих гостей. Это неправильно,
и государству нужно позаботиться о введении национального проекта в области духовного развития культуры".

Однако, подчеркнул Бурляев, чиновники все откладывают, говорят, сейчас, мол, нам некогда, сейчас проводим интернетизацию всех школ. "А вы дали детям духовную платформу, без которой они утонут в омуте интернета? - задается вопросом президент "Золотого витязя". - Прежде - нравственная культура, прежде - духовные ориентиры, база, на которой должны возрастать дети".

В России не делают детских фильмов, и это "трагедия" - к такому выводу пришла директор кинопрограмм Ольга Курганова, на протяжении ряда лет отбирающая фильмы для фестиваля. Детское кино делают в Германии, Сербии, но не в России. На низкопробные комедии и боевики есть деньги, а фильмы для подрастающего поколения просто не производят. В результате в детскую программу форума вошли три игровых фильма из Германии и ни одного - из России.

Резо Чхеидзе назвал кинофестиваль "мерилом кинематографа", благодаря которому мы узнаём, какие идеи и проблемы беспокоят современный мир. Он предложил воссоздать жюри из 2-3 человек, которое обсуждало бы сценарии и выделяло лучшие из них, чтобы проложить дорогу к съемочной площадке достойным драматургическим замыслам. "Нищета душевная наших людей на экране такая, что просто стыдно за наш народ. Кто-то совершил убийство или украл деньги, и начинают искать - про это снимают фильмы. По части стрельбы и пьянки на
экране мы победить американцев не можем, - убежден создатель ленты "Отец солдата". - Не надо с ними в этом соревноваться. Тут мы проиграем всегда. Но нужно поднимать темы о духовных основах нашей жизни".

Р. Чхеидзе пояснил, что задача религиозных фильмов не в том, чтобы научить зрителей, "как вести себя в какие праздники и что кушать", а в том, чтобы "народная душа возвышалась, как требует от нас Христос. Это единственная дорога. История меняется, а вера остается". Основным предметом настоящего искусства остается человеческий дух. Надо дать дорогу "такому народному искусству, каким является кинематограф", убежден знаменитый грузинский режиссер.

В форуме примут участие режиссеры Никита Михалков, Кшиштоф Краузе (Польша), Младомир Пуриша Джорджевич (Сербия) и др. Жюри игровых фильмов возглавит кинорежиссер Александр Аскольдов - создатель знаменитой картины "Комиссар".

В рамках конкурсной программы фестиваля состоится мировая премьера фильма "Свеча с Гроба Господня" классика грузинского кинематографа Резо Чхеидзе.

В состав жюри, по традиции, кроме кинематографистов войдут священники: Димитрий Смирнов, Борис Даниленко и Илия Соловьёв, а также студент Московской духовной академии Дмитрий Шатов.

Кинопрограмма "Косово. Бесконечный погром" пройдет в посольстве Сербии. Запланирована конференция "Духовные традиции. Кинематограф христианского мира". На фестивале заявлены внеконкурсные циклы "Подвижники веры" и "Религия и XXI век". Сюда включены картины "Апостол. Фильм третий. Встреча в России" (о митрополите Антонии Сурожском, реж. Валентина Матвеева); "Один день из жизни прихода Успенского кафедрального собора Лондона" (Литва, реж. Леонид Глушаев); "История нерукотворной Анчисхатской иконы Спасителя и Авгароза"
(Грузия, реж. Заза Нановашвили); "Княгиня Ольга" (реж. Дмитрий Сорокин); "Митрополит Петро Могила" (Украина, реж. Александр Столяров); "Первый патриарх" (реж. Сергей Костин); "Хирург в рясе" (реж. Роман Иванов).

Главным информационным попечителем фестиваля второй год подряд является ВГТРК "Россия". А телеканал "Столица" выделил "Золотому витязю" в этом году "беспрецедентно великое место в эфире": 6 часов эфирного времени за 14 дней кинофорума. Сводки с фестивальных площадок покажут телеканалы "Звезда" и "Спас".

Основные показы пройдут в Паломническом центре Московского патриархата (гостиница "Университетская") и здании бывшего кинотеатра "Литва" на Мичуринском проспекте. Задействован также Московский городской дворец детского творчества на Воробьевых горах.

Ирина Стовбыра
============================================================

В избранное