Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 21/10/2007


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 21/10/2007
============================================================
итальянский фонд "христианская россия" отметил 50-летний юбилей

21.10.07 17:25 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=16572
------------------------------------------------------------
Сериате, Италия, 21 октября, Благовест-инфо. Юбилейная конференция фонда "Христианская Россия", основанного 50 лет назад в Италии, открылась 20 октября в Сериате, недалеко от г. Бергамо (Италия). Основание фонда и вся его деятельность связана с именем католического священника Романо Скальфи, который вместе со своими коллегами и единомышленниками участвует в конференции.

В церковно-общественных кругах Италии к конференции проявлен большой интерес: свои приветствия и поздравления фонду прислали: председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, епископ Бергамский, кардинал Миланский, а также представитель Святого Престола в России, архиепископ Антонио Меннини.

Тема конференции -- "Фонд "Христианская Россия"" - призвание к единству. 1957-2007: пятьдесят лет истории". Организаторы не ставили своей задачей зачитать отчетные доклады и рассказать об успехах фонда - главной темой конференции стал разговор о единстве Церкви, о "цельном самосознании личности христианина", о том "сокровище цельности, разумности и творчества, позволившим России и Европе преодолеть тоталитаризм ХХ в.", как отмечается в пресс-релизе. Большое внимание на конференции уделено подвигу российских
новомучеников.

Русская Церковь может помочь современным западным католикам стать "более католичными" - этот парадоксальный, на первый взгляд, вывод сделал в своем докладе епископ Сан-Марино Луиджи Негри. Он говорил о роли опыта и наследия Русской Православной Церкви для христиан на Западе сегодня. "Встреча" восточной и западной духовности, которая стала основой деятельности фонда "Христианская Россия", понимается в Италии широко: это и знакомство с восточной литургической традицией, и наследие русских религиозных мыслителей,
и жизнь православных людей в России в советское время, и, в особенности, подвиг новомучеников и исповедников российских. По словам выступавшего, если Русская Церковь выстояла, столкнувшись с секуляризмом начала ХХ в. в его страшном тоталитарно-атеистическом проявлении, если в годы гонений и репрессий христиане продолжали молиться, не теряли свою связь с Христом, совершали таинства и даже отдавали за Христа свою жизнь, это можно расценивать как пример и призыв для христи
ан Запада, у которых сейчас есть все возможности для того, чтобы противостоять секуляризму. "В мученичестве, в тюрьмах и ГУЛАГе, в холоде и голоде, при полном отсутствии каких бы то ни было прав человека русские христиане доказали свою верность Христу. Мы с благоговением читаем биографии новомучеников, пострадавших за Христа в годы гонений. Всех имен мы не знаем, но целый сонм бесчисленных русских святых - они уже в славе Божией и дают нам великую помощь в нашем ежедневном свидетельстве о Христе", - сказал
епископ Сан-Марино.

С докладом об основных направлениях работы "Христианской России" выступила представитель руководства фонда, атташе по культуре представительства Ватикана в РФ Джованна Парравичини. Но в начале она рассказала, о том, при каких обстоятельствах возникло это "детище" о. Романо Скальфи, который в 50-е гг. прошлого столетия проявил немалое упорство, чтобы воплотить свое "переживание красоты восточной литургической традиции" в многоплановую деятельность, направленную на поиск путей христианского единства. Вся работа
"Христианской России" связана с желанием раскрыть для христиан Запада "сущность литургической традиции и культуры славянских народов", рассказать о русских святых и новомучениках, а также помогать в возрождении христианства в странах бывшего СССР. Она вспомнила, как в 70-80 гг. молодые сподвижники о. Романо Скальфи поехали в Россию и встречались с "подпольными" христианскими общинами, тайком, по дипломатическим и иным каналам, провозили христианскую литературу, помогали
издавать русское религиозное наследие на Западе, поддерживали религиозный самиздат. "Для нас Россия тогда была святой землей - землей свидетелей и мучеников", -- сказала Джованна. По ее словам, деятельность "Христианской России" и тогда, и сейчас способствует подлинному экуменизму - "возможности общения людей, осознающих общее христианское сокровище". "Без соединения личностей, без опыта объединения живых общин экуменизм приобретает отвлеченный характер. Католики и православные должны больше становиться самими
собою, все глубже проникать в суть своего церковного опыта и, таким образом, приближаясь ко Христу, помогать друг другу и встать на путь единения", - эти слова о. Романо Скальфи, приведенные в докладе Дж. Парравичини, остаются путеводными для "Христианской России" и сегодня.

С воспоминаниями о христианском "подполье" в СССР в 60-е гг. и о встречах с "Христианской Россией" в это время в Москве выступил о. Михаил Меерсон-Аксенов. Он показал глубокое родство русской религиозной мысли начала ХХ в. и диссидентского движения, которое сосредоточилось на теме прав человека и, в первую очередь, на свободе мысли. Анализу "революционности" русской религиозно-философской мысли начала ХХ в. посвятил свой доклад Адриано Дель.Аста. Поэт Ольга Седакова говорила о тех "учителях свободы", которые
в годы советского застоя, даже не будучи явно религиозными людьми, смогли быть примерами подлинной свободы мысли и духа. В частности, О.Седакова зачитала свой рассказ об университетском профессоре филологии Михаиле Панове.

Ряд докладов на конференции был связан с темой репрессий в СССР. Представитель общества "Мемориал" Арсений Рогинский показал, что "реальная память" о миллионах жертв советского террора, не будучи по-настоящему осознанной в годы перестройки, сейчас все более отходит на второй план. В сегодняшней России, где государство заботится о выстраивании "модели героической идентичности" истории, память о жертвах не может быть востребована. Итальянскую аудиторию поразили цифры: из 12,5 млн. "прямых" жертв государственного
террора (с 1917 по 1953 гг. - цифра приблизительная) известны имена только 2,5 млн. Автор доклада также выразил свою тревогу по поводу "войны национальных памятей", которая сейчас только начинается между республиками бывшего СССР. Он считает, что эта проблема заслуживает самого пристального внимания.

Доклад Лидии Головковой "Масштабы уничтожения" был посвящен погибшим в годы репрессий в Москве и Московской области. Она показала участникам конференции фотографии православных мучеников, репрессированных за свое исповедание Христа. Дж. Парравичини зачитала доколад Анны Шмаиной-Великановой "Образ "неизвестного мученика" в России ХХ в. Литературовед Людмила Сараскина рассказала о репрессиях, которым подвергся А.И. Солженицын и его семья в связи с публикацией на Западе "Архипелага ГУЛАГ". Ольга Меерсон-Аксенова
проанализировала отношение о. Александра Шмемана к церковной и светской поэзии.

В заключительном докладе о. Романо Скальфи наметил перспективы дальнейшей работы "Христианской России".

Юлия Зайцева
============================================================

В избранное