Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 22/07/2006


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 22/07/2006
============================================================
РELLEGRINI, они же странники


в фильмах XXVIII ММКФ

22.07.06 21:26 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=7826
------------------------------------------------------------
Волна и камень

Фабрицио не понимает чувств других людей, но он в этом невиновен. Он болен.

Итальянский фильм из конкурсной программы XXVIII Московского международного кинофестиваля "Лед и пламень" ("La fiamma sul ghiaccio") режиссера Умберто Марино предлагает зрителю нетривиальную love story и показывает, что в любви нуждаются, в том числе, и аутсайдеры.

Он и она, состоятельный господин и бродяжка, однажды встречаются в больнице. Фабрицио Розато (его играет звезда итальянского кино Рауль Бова) - молодой профессор математики, в уме выполняющий сложные вычисления - чувствует себя среди людей как рыба, выброшенная на берег. Он страдает редкой формой аутизма (синдром Аспергера), лишающей его способности хоть сколько-нибудь полноценно общаться и заставляющей испытывать панику при чьем-либо приближении. Рауль Бова играет клинический случай - не зря он перед съемками
наблюдал за пациентами психиатров.

У Катерины (Донателла Финоккьяро) - неуравновешенная психика. Социальные опекуны следят, чтобы она периодически лечилась в клинике. Катеринина любовь с первого взгляда вспыхивает, как соломка от случайной искры, когда Фабрицио протягивает оброненный ею рецепт.

Герои предельно одиноки и... невинны - именно в силу своих душевных расстройств. Между тем у Катерины из жизненного багажа - детство, исковерканное сексуальными домогательствами отца. Фабрицио - подспудно испытывает чувство вины за гибель родителей. Только памятью о них и согревается, надевая дома папин костюм и любуясь маминым платьем. Фабрицио не умеет ответить на чужие чувства не из-за черствости своей души, а во многом из-за равнодушия к нему близких: ведь брат педантично печется о нем не из любви, а из
чувства долга, а чтобы Фабрицио не доставлял хлопот, ему колют лекарства, от которых что-то в душе атрофируется.

Заслуга режиссера и актеров в том, что оба персонажа картины способны вызвать глубокое сопереживание зрителей, напоминая о существовании такого высокого и нужного чувства как сострадание.

Она - истерично орущая на улице, кидающаяся драться, становится сама нежность и мягкость, когда заговаривает с ним. Он, несмотря на красивую наружность, чрезмерно странен, чтобы кто-то смог увлечься им. Катерина смогла. Ведь она тоже на обочине жизни, только с противоположной от возлюбленного стороны. "Мой любимый такой высокий и красивый, он поехал в Казальвьери", - делится она с окружающими, отправляясь на поиски Фабрицио, которого предусмотрительно увез брат.

Ее наивность, первичность чувств вступает в противоречие с его крайней осторожностью, замкнутостью в собственном мире, в который он никого не подпускает ближе чем на 40 сантиметров.

Преодолев препятствия и приручив Фабрицио, импульсивная Катерина уговаривает его примкнуть к группе пилигримов, идущих к санктуарию Мадонны в горах близ городка Казальвьери. Уже на месте один из паломников - Марио - утешает Катерину, которая надеялась, что случится чудо - Фабрицио излечится от своего болезненного состояния и сможет ее полюбить. Но болезнь так и не уходит. Режиссер вкладывает в уста Марио (его играет Макс Джусти, ранее исполнявший комические роли) простые слова, в которых тот объясняет Катерине
Промысел Божий, как сам его понимает. Марио рассказывает о собственном опыте, как, пройдя через отчаяние и ропот ("за что мне это - я такой большой и сильный", а сын от рождения больной и беспомощный), он вышел к пониманию смысла чужого страдания ("я для того такой сильный, чтобы мог поднимать сына на руки и носить"), пониманию своей жизни как служения и жертвы.

...Явного чуда не происходит, но чудо любви, пусть ненадолго, растапливает душевный лед.

Разочаровывает финал, размазанный и мелодраматичный - героиня, уразумев, что такая любовь никак не возможна, вроде бы благородно отходит в сторону, а затем при непонятных обстоятельствах гибнет. В завершающих кадрах персонажи встречаются в некоем китчевом подобии рая.

Ткань фильма довольно эклектична, но искренность интонации делает эту историю человечной, притягательной и лишенной налета отстраненного медицинского наблюдения, что легко могло бы возникнуть при такой теме.

Отшельники и чудотворцы

Тема чуда и болезни возникает и в мистической драме "Странник", показанной на XXVIII ММКФ в рамках российских кинопрограмм. Игровой дебют режиссера Сергея Карандашова отличается поиском языка, причем в первой половине фильма столь натужным, что зритель, которому может прийтись от этого очень нелегко, на своей шкуре имеет шанс прочувствовать, каково живется и молится молодому отшельнику в лесной землянке. Отшельник этот поначалу стремится к тому, к чему не надо: к видениям и чудесам, которые у святых были, а
у него - нет... К Федору (так его зовут) приходит наставник - отец Иларион, научает его Иисусовой молитве (здесь явная отсылка к книге позапрошлого века "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу"). Затем о. Илариона случайно вместо кого-то убивают. Федор возвращается в мир людей и знакомится с матерью мальчика-инвалида, который слышит голоса. Исподволь учит ребенка молиться, что-то зароняет в его душе, а в финале с ребенком случается чудо исцеления, и врачи нед
оумевают, куда делась опухоль в мозгу.

Постепенно из непролазной скуки фильм сквозь все свои неровности вдруг выбирается к настоящему кино, начинает эмоционально воздействовать и заканчивается на очень светлой и чистой ноте, наверно, почти метафизически соответствуя духовному пути странника-Федора: словно кто-то долго маялся один на один со своей душой, что-то отбросил, что-то нужное нашел и с кем-то этим нужным поделился. Остается добавить, что вся история построена как рассказ исцелившегося мальчика. А кто не только досмотрит фильм, но и дочитает
до конца титры, увидит слова благодарности Алексею Герману и Александру Сокурову.

Садовники и пастыри

О духовном терпении страданий идет речь в польской картине "Кто никогда не жил" ("Kto nigdy nie żył"), также показанной в конкурсе ММКФ (режиссерский дебют известного актера Анджея Северина). Персонаж - молодой католический священник, у которого за плечами - служение в Африке, работа с наркоманами. Он болен СПИДом, и болен не по причине пороков. Первой отворачивается от него мать, узнав о "позорной" болезни. Чтобы не искушать окружающих, отец Ян (его играет Михал Жебровский) пробует отмеренный ему
остаток жизни провести в старинном монастыре. Но сохранять благостное настроение, выращивая овощи, у отца Яна получается до поры до времени. В минуту кризиса веры он поджигает взлелеянный урожай, уходит из монастыря, некоторое время странствует со случайными попутчиками, которые его сбили на темной обочине, но подобрали и посадили к себе в машину. Общаясь с новыми знакомыми - семейной парой и их подругой, герою приходится преодолевать нешуточные искушения. Затем он попадае
т в ту среду, где раньше нес служение - молодые люди ехали на концерт музыканта, которого о. Ян вытащил из наркотического плена. При виде овец без пастыря - бывших наркоманов, которых он спас от зависимости, ксендз Ян возвращается в свой приход.

По признанию режиссера, при создании фильма он вдохновлялся Книгой Иова, и хотя в картине нет прямых аналогий с Иовом, авторы хотели прикоснуться к тайне терпения невинным человеком "незаслуженных" страданий. По словам Анджея Северина, фильм также и о том, что каждый человек имеет свою особую ценность для мира и для других людей. Все, что происходит с нами, содержит глубокий смысл, подчас непостижимый. Поэтому фильм не дает ответов и не объясняет смысл страданий, но говорит о силе любви и о чувстве ответственности
за других людей.

Ирина Стовбыра
============================================================

В избранное