Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Где находится Бог?



Последние публикации сайта "Богословие и жизнь"

В церкви людям вживляют датчики…
Между тем, все эти люди в большинстве своем не знают, что в христианской церкви такой микрочип устанавливают уже давно. Вживляют его напрямую в мозг! Этот датчик вживляется незаметно, невиден на рентгене, продолжает действовать даже если человек уходит из церкв...

Смерть еретика Ария
Фрагмент из "Церковной истории" Сократа Схоластика о смерти еретика Ария.

Рассказ бывшей сотрудницы Amazing Discoveries
Я видела, что результатом деятельности AD были только страхи, подозрения, и отказ от аналитического мышления, как это было в случае со мной  в то время, когда я состояла в AD. Их работа  не находится в гармонии с миссией церкви, и целью церкви не является то, чтобы свести свою миссию к идеям каждого нового  независимого служения,  а наоборот – каждое служение и каждый член церкви должен находится в гармонии с Церковью.

Пример примера для плохой проповеди
В интеренете можно найти множество сайтов, на которых выложены "примеры для проповедей". Как правило, это небольшие душещипательные истории, которые можно рассказать на проповеди, а иногда и построить на их основе всю проповедь целиком. Опытные служители ими никогда не пользуются. Тем не менее, обилие таких примеров показывает, что они находят спрос. Поэтому я тоже решил внести свою лепту в дело накопления это гомилетического богатства и написал свой пример. Пользуйтесь на здоровье!

Реакция церкви АСД Нидерландов на визит Вальтера Файта
Моя страна недавно имела несчастье подвергнуться визиту адвентистского лектора, который путешествует по миру и со всех континентов сам себя приглашает проповедовать о событиях, которые произойдут до конца времени. Его подход напоминает подход пользующегося спросом писателя Дэна Брауна. Рецепт у них обоих, кажется, такой: берется несколько бесспорных фактов; добавляется большое количество фактов неизвестных, извлеченных из неясных источников, которые никто не может проверить, и которые, в самом л ...


 

 

Здравствуйте, дорогие подписчики.

В этот выпуск я решил поместить ответ на вопрос, который был задан мне одним из подписчиков, и небольшую статью. В ней рассказывается об удивительном человеке – епископе Синезии Птолемаидском. Судьба этого человека, история его обращения в христианство представляет собой уникальный случай за всю историю церкви. За основу статьи взят текст А.Ф. Лосева из его фундаментального труда «История античной эстетики».

Пример Синезия инересен в двух отношениях. Во-первых – это прецедент, когда церковь обрела отличного служителя, ставшего подлинным отцом своей пастве, из людей, находившихся за ее оградой. Во-вторых, пример Синезия – это подлинная жизненная картина взаимоотношений язычества и христианства в переломный для церкви момент. Мне всегда тяжело слышать людей, уверенных в том, что ранняя церковь, подвергавшаяся гонениям в языческом мире, и уж несомненно, бывшая по горло сытой язычеством во всех его проявлениях, стала впитывать в себя это самое язычество как губка, стоило ей только обрести более или менее терпимый статус. Мне всегда хотелось сказать таким людям – если ранняя церковь, отделенная лишь несколькими столетиями от времен, когда по земле ходил Спаситель, с такой, как вы говорите, готовностью, наполнилась язычеством, то что ждет нас с вами?

 

***

Вопрос: 1 Христос - это триединый Бог. Когда Он пришел на землю, то Он находился в маленьком доме в Вифании у Марии и Лазаря. Но интересно то, что если Бог находился в Вифании, то кому поклонялись иудеи в храме, ведь Бога в храме не было? 2 Может быть и сегодня такое, что в деноминациях Бога нет, Он в другом месте, или нет? Александр

 

Дорогой Александр.

Позвольте мне сначала озвучить два тезиса, с которыми, я уверен, Вы согласитесь.

  1. Нет ничего в мироздании, что было бы неведомо Богу.
  2. Для Бога нет ничего недоступного.

Эти две вещи важно учитывать, говоря о том, где находится Бог. Можно был бы просто сказать, что Бог наполняет собой все, но в таком случае эти слова можно неверно истолковать в духе пантеизма. То есть, что Бог присутствует и в камешках под ногами, в воде, деревьях и т.д. Естественно, Богу нечего делать в камешках. Возьму на себя смелость утверждать, что в мироздании есть такие места, где присутствие Бога проявляется в наибольшей степени – ведь в Библии, например, говорится о «престоле Божьем». Также я хотел бы немного поправить Вас относительно пребывания Бога в храме. Храм, построенный Соломоном при освящении действительно наполнился славой Господней (3Цар.8:10,11). Но когда Храм был разрушен, в новый храм этот символ присутствия Божьего уже не вернулся.

Но тем не менее, Бога нет смысла ограничивать в пространстве – он вездесущ, и это является одним из его Божественных свойств, так же, как и всеведение. А вот относительно того, как разграничивали свои сферы деятельности Отец, Сын и Дух святой во дни, когда Иисус пришел на землю, я не могу сказать. Утратил ли Иисус божественную способность всеведения, воплотившись в человеческое естестве? Вполне возможно, так как он часто и много молился, как это делают простые смертные.

Тем не менее, с несомненно всеведущим Богом можно вступить в контакт в любом месте и в любое время. Человек не должен для этого оказываться в каких-то особенных условиях. И поклоняться Богу, теоретически, можно где угодно. Но Бог всегда предусматривал особые места для того, чтобы люди могли Ему поклоняться. Это Иерусалимский храм, это современные церкви. Дело в том, что коллективное поклонение гораздо лучше и «качественнее» индивидуального. Человек испытает гораздо больше благословений, если будет совершать богопоклонение вместе с другими верующими, а не в одиночку. Опять же, акты религиозного поклонения Богу в большей части представляют собой прославление Бога, выражение Ему благодарности, совместное утешение верой в Него. Теоретически, вместе поклоняться Богу могут люди, придерживающихся самых разных взглядов, но объединенных общими представлениями о Боге. То есть, протестант и православный могут вместе помолиться или спеть гимн, прославляющий Бога. А вот христианин и язычник поклониться Богу вместе не смогут.

Поэтому, в принципе, Бог в той или иной степени проявляет себя в любой из христианских деноминаций. Но деноминация, у которой в ее учении есть серьезные богословские проблемы, вполне может создать своим верующим проблемы, из-за которых их личные отношения с Богом, их богопоклонение не будет им приносить должных благословений.

 

 

СИНЕЗИЙ ПТОЛЕМАИДСКИЙ

Синезий родился в Кирене в годы приблизительно 370 – 375. Будучи знатного происхождения и чистым греком, он гордился своими предками и возводил свой род к Гераклу. Учился в Александрии, где его главным учителем оказалась знаменитая Гипатия, возглавлявшая в то время александрийский неоплатонизм. Годы пребывания Синезия в Александрии (393 – 395) были годами расцвета деятельности Гипатии.

Значение Гипатии трактуется в настоящее время сложнее, чем раньше. Раньше это была просто языческая мученица, растерзанная толпой изуверов и фанатиков. То, что подобного рода гибель Гипатии действительно произошла, нет никакого сомнения. Однако в настоящее время существует весьма большое сомнение в ее собственном изуверстве и фанатизме. Сейчас многие думают, что Гипатия была, наоборот, таким философом, который достаточно терпимо относился ко всем другим религиям. Она несомненно признавала примат разума над чисто религиозными верованиями. Она совершенно не участвовала в юлианской реставрации древнего язычества и среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. Можно сказать, что после ее смерти александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий прямо говорил о том, что Гипатия была "гениальным философским учителем" (Epist. 137, 1525 A).

Синезий был, по-видимому, весьма энергичным общественным деятелем, ввиду чего он еще совсем молодым человеком участвовал в посольстве в Константинополь с просьбой к императору Аркадию о снижении налогов на его родине и о защите ее от кочевых племен, нападавших на Кирену. Он и сам был не раз прямым организатором защиты своей родины от варваров. В Афинах он был, но уехал оттуда разочарованным, не найдя там таких учителей, у которых он мог бы поучиться.

В биографии Синезия произошло одно странное событие, которое заключалось в том, что жителями и церковным клиром Птолемаиды (город в Киренаике) он был избран епископом еще до своего крещения (вероятно, в 409 году). Объясняется это тем, что в тогдашние времена развала язычества церковь обладала не только религиозными, но и общественными и даже политическими функциями, имея целью упорядочить организацию лишенного нравственных устоев населения. Не исключается возможность, что Синезий принял крещение одновременно с епископством или даже после избрания епископом, но с предварительным ограничением епископства только административными и общественными функциями. Умер он в 413 году, пробыв епископом не более 4 лет. Его ранняя смерть объясняется его семейными несчастьями, преждевременной смертью членов его семьи и собственной, неизвестной нам, но тяжелой и неизлечимой болезнью.

Источники говорят о высоком моральном облике Синезия, об его склонности к уединению и об его постоянных занятиях философией возвышенного типа и науками. Всех этих биографических подробностей (а их дошло до нас очень много) мы не стали бы касаться, если бы они не свидетельствовали о переходном характере философских взглядов Синезия. Ясно, что это был чистейший языческий неоплатоник. И поэтому его христианский неоплатонизм отнюдь не дался ему сразу, но содержал в себе множество отдельных элементов, свидетельствовавших о наличии у него также и языческих навыков мысли. От Синезия остались гимны, письма и речи.

Указанная у нас выше двойственность мировоззрения Синезия является тем, что современный историк должен ценить больше всего. Весьма часто различные типы культуры противопоставляются слишком резко, как будто бы это были какие-то неподвижные категории. Как миросозерцательные категории язычество и христианство, конечно, глубочайшим образом отличались одно от другого, поскольку одно исходило из обожествления природы, а другое – из обожествления абсолютной личности. Но история не есть простое перечисление культурологических категорий, она всегда есть еще и непрерывный переход одной категории в другую.

Для тех времен это вовсе не было редкостью, а, скорее, правилом. Синезий преклонялся перед личностью Христа, будучи потрясен этой, в те времена все еще новой идеей, именно идеей богочеловечества. Оказалось, что Бог в наивысшем и в духовнейшем его понимании вдруг стал самым обыкновенным человеком, даже был осужден и предан смертной казни. И тут, казалось бы, у Синезия просто свершился переход из одной религии в другую, что для первых веков нашей эры было не исключением, а очень упорным и настойчивым правилом. Но не тут-то было. Выяснилось, что расстаться с языческим прошлым было вовсе не так легко.

Он много страдал, тосковал, мучился, доходил до отчаяния; а к тому же неустроенность его личной жизни, постоянные общественные заботы и хлопоты и неудавшаяся личная жизнь могли только способствовать этим острым и болезненным духовным состояниям. Обычно восторгаются Августином как первым западным человеком, для которого христианство было неодолимым источником не только радости, но и мучительных излияний острейшего субъективного самочувствия. Однако нам кажется, что только отсутствие блестящего литературного таланта помешало Синезию занять культурно-историческое место Августина. На самом же деле внутреннее состояние Синезия было даже острее, чем у Августина, поскольку его субъективные надломы отнюдь не ограничивались внутренне-христианским субъективизмом, но касались и соотношения христианства с дохристианским мировоззрением.

Совмещение созерцательности и практической деятельности доставляло ему самому большие страдания и наводило тоску. Он прямо писал: "Созерцание и деятельность никогда не согласуются вместе" (письмо 57). Уже будучи епископом, он совсем не по-епископски мучился в ожидании возможного неприятельского нападения. В речи под названием "Catastasis" он пишет, как он хотел бы сесть на корабль и уехать из своей родной Кирены и как его удерживают от этого епископские обязанности.

"Я, часто проводивший ночи без сна для того, чтобы созерцать восход звезд, теперь утомлен наблюдением движений неприятеля. Мы спим только несколько минут; отмеряемых клепсидром [водяные часы]; да и этот короткий отдых часто прерывается сигналом тревоги. Если я засыпаю на время, то какие ужасные сны наводят на меня беспокойства дня! Окончание беспокойства для одних (когда они засыпают) становится началом беспокойства для меня. Мы бежим, мы схвачены, мы ранены, закованы в цепи и проданы... Сколько раз я просыпался, довольный тем, что был отпущен моим господином! Сколько раз я просыпался, покрытый потом, прекращая вместе и сон и бегство, через которое я хотел ускользнуть от вооруженного неприятеля!"

Синезий мучительно глубоко сознавал свои грехи перед христианством, хотя сам же принял его с восторгом. Его колебания и разочарования заставляли его иной раз сомневаться и в действенности молитвы. Он, христианский епископ, был мучим отчаянием и прямым сомнением в действенности молитвы и в этом открыто каялся своему начальнику, александрийскому патриарху Теофилу. Этому последнему он писал (письмо 67): "Ты будешь молиться за совершенно оставленного, который нуждается в такой помощи. Сам я не дерзаю молиться, потому что все для меня обращается в противное по причине моей безрассудной дерзости, что я грешный человек, воспитанный вне церкви, наученный другого рода дисциплине, не усомнился приступить к божественному алтарю". И еще (письмо 69): "Сам же я тщетно молился и общественным и частным образом. Что я говорю – тщетно? Все для меня обращается в противное: это происходит от моих многих и тяжких прегрешений". В биографии Синезия имеются материалы даже и о том, что внутреннее отчаяние вызывало у Синезия мысль о самоубийстве, особенно после безвременной смерти его сына.

Однако даже и все эти, можно сказать, красочные материалы о противоречивости натуры Синезия являются только фоном для тех доктринальных его убеждений, в которых противоречивость этой замечательной личности доведена уже до крайнего предела. В этом смысле одно его обширное письмо (к брату, 105) заслуживает специального исследования. Но мы коснемся здесь только самого важного.

В этом письме содержится много весьма интересных рассуждений о высоте епископского сана, о недостойности Синезия для этого сана, о трудностях быть на высоте при исполнении епископских обязанностей и в светских делах и в честном признании Синезием всех этих своих особенностей и даже слабостей. Но все такого рода сведения можно почерпнуть также и в других сочинениях Синезия. То, чем это письмо особенно интересно, – это формулировка расхождения Синезия с ортодоксальным христианством. Любопытно здесь также и то, что об этих своих расхождениях с христианством Синезий открыто сообщил александрийскому патриарху Теофилу, который, несмотря на подобные признания Синезия, все-таки сделал его епископом.

Синезий в данном письме пишет: "Я никогда не поверю тому, чтобы душа происходила после тела; я никогда не скажу, чтобы мир и его различные части погибли с ним. Это воскресение, о котором столько говорят, я считаю просто священной и таинственной аллегорией и далек от того, чтобы согласиться с мнением черни".

Нам представляется слишком скороспелым и неверным считать беспринципным поведение Теофила, поставившего епископом такого еретика, как Синезий. Ведь одно дело было принимать христианство как новую религию, и совершенно другое – осознавать новую религию во всех ее философских тонкостях. Те три пункта своего расхождения с ортодоксальным христианством Синезий мог понимать весьма разнообразно и, надо полагать, не так уж далеко от ортодоксального христианства.

Первый пункт этого расхождения гласил о невозможности представить себе тело человека без человеческой души. Но христианство никогда и не думало в такой мере противопоставлять душу и тело человека. И если Синезий учил о предсуществовании душ, то, вероятно, он понимал это как существование душ в общем божественном плане мироздания. Чересчур натуралистические крайности античного мифа о предсуществовании душ едва ли были близки Синезию, поскольку античные мифы он любил больше как литератор, чем как философ.

То же самое необходимо сказать и о втором расхождении Синезия с христианством, Он говорил о неуничтожимости мира. Но и христианские догматы вовсе не учили об окончательной гибели мира в целом. У христиан была вера не в гибель мира, но в его существенное преобразование.

Что же касается воскрешения мертвых в будущем, то ортодоксальное христианство вовсе не проповедовало воскресения мертвых в том их виде, в каком они были в своей земной жизни. Апостол Павел говорил не только о гибели "душевного тела", но и о воскресении "духовного" тела. Таким образом, Теофил, зная благородство, искренность и бескорыстность Синезия, а главное, глубочайшую искренность и чистоту его религиозных взглядов, мог назначить Синезия епископом без всякого риска для себя, для церкви и для самого Синезия. Вероятно, все эти расхождения Синезия с ортодоксальным христианством имели растяжимый смысл; и тот, кто доверял личности Синезия, вероятно, мог и не беспокоиться о слишком резком характере его мышления.

Чувственная красота космоса для Синезия, конечно, не могла погибнуть, поскольку он был все-таки античным человеком. Но она навсегда потеряла для него самостоятельную ценность и стала только несовершенным отражением лика Спасителя, сотворившего этот космос, его искупившего и указавшего ему путь для спасения. Нужно читать VIII (IX) гимн Синезия, чтобы убедиться в переходе Синезия к новой религии. Тут мы читаем, например, такие слова (прозаич. перевод Остроумова): "При твоем восхождении, о царь, затрепетал многочисленный сонм воздушных демонов и бессмертный хор чистейших звезд был поражен удивлением. Эфир, славный отец гармоний, улыбаясь, воспел на семиструнной лире победную песнь. Улыбался также Люцифер, вестник дня, и золотая вечерняя звезда, звезда Киферы. Впереди шествовала Луна, владычица богов ночи, украсив серебряный диск блистательным светом. Титан (бог Солнца) распростер под твоими неизреченными стопами свои широко блистающие волосы. Он узнал сына божия, творящий ум, начало его собственного огня. Ты же, распростерши крылья, переступаешь пространства лазурного неба и останавливаешься в сферах умственных и чистейших, где находится источник благ, небо, одетое молчанием, где нет ни времени незримого и непрерывающегося, увлекающего происшедшее на земле, ни небесных скорбей плодовитой матери. Но там находится древнее время, не причастное старости, юное и вместе старое, дающее вечную жизнь богам".

Для историка философско-эстетической мысли древности в VIII гимне имеются захватывающие материалы: погибала великая культура, но перед своей гибелью отчаянно сопротивлялась. Но что удивительнее всего и что раз навсегда покорило его мягкую и чистосердечную натуру, это личность Христа, которую он, как философ, даже и не смог достаточно объяснить, но которая заставляла его забывать все свои увлечения, считать их грехом, постоянно каяться и умолять о прощении. Его гимны, в которых сколько угодно языческих элементов, впервые, как он сам говорит, имеют предметом своего воспевания Иисуса Христа. И эти гимны настолько искренни, что в них совершенно не чувствуется никакой архаизации, хотя и по своей форме и по своему содержанию это жанр древнейшей античной литературы. Его душа настолько переполнена молитвой, что с этой молитвой, как он сам говорит, он не расстается ни днем, ни ночью, ни в своем доме, ни в путешествии, ни на суше, ни на море, ни на полях, ни в лесах, ни в обществе, ни в уединении – и при всем том он все же пишет своему патриарху о своих симпатиях к погибавшей в те времена языческой мифологии. Он был слишком мягкого характера, чтобы решаться на крайние выводы, но личность Христа заставляла его забывать о том, что во многих отношениях он фактически был весьма далек от христианства.

И этот благодушный и мягкосердечный человек в конце концов только и находил утешение в том, что всю свою жизнь возводил к воле Божией. В своем 105 письме он писал: "Но если сделается известным то, чего я не хочу скрывать, если тот, кому дана на это власть, присоединит меня к числу епископов, то я уступлю необходимости и буду смотреть на это как на Божие повеление". Но даже и синезиевского благодушия не хватило надолго, чтобы переносить до старости все противоречия и невзгоды жизни. Синезий скончался в возрасте около сорока лет.


В избранное