Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Богословие и жизнь Грехопадение и откровение



Последние публикации сайта "Богословие и жизнь"

Пять причин, по которым Иисус был…
Пастор Дэвид Хамстра (David Hamstra) опубликовал на сайте журнала Spectrum серию заметок, которую он озаглавил «Пять причин, по которым Иисус был…». С Вашего позволения, привожу ниже их текст.

Формула адвентизма
Адвентизм впервые описали математической формулой

Традиционные и прогрессивные Адвентисты
Что означают эти термины - традиционный/исторический, прогрессивный  и умеренный? Эти обозначения полезны только для тех, кто сам согласен быть описанным ими. Если обозначения используется в уничижительном смысле, то они теряет свою ценность и становятся своеобразной формой очернительства. Но здесь они использованы как категории для сравнения богословских положений...

Если бы у рыб была шерсть…
Студент  перед экзаменом выучил только один вопрос – о блохах. Но попался ему билет о рыбах. Что делать? Тут студент придумал хитрую комбинацию и начал отвечать так: «Рыбы характеризуются тем, что у них нет шерсти. Однако если бы у рыб была шерсть, у них были блохи. Блохи – это….». Тактику этого студента используют наши иудействующие.

«Дух Пророчества»
Когда я был редактором в Pacific Press, я вычеркивал из рукописей выражение «Дух Пророчества», применявшееся к Елене Уайт или к ее работам. Я сам продолжаю воздерживаться от подобного использования этого выражения и советую так же поступать и другим. Вот по какой причине:  Это словосочетание, привычно используемое для обозначения трудов Е.Уайт, (например «Мы изучаем Библию и Дух Пророчества») является логической аномалией в том смысле, что слова, относящиеся к источн ...


 

 

Здравствуйте, дорогие подписчики!

Вначале я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что наша рассылка изменила название. Теперь она называется "Богословие и жизнь". Прошу также прощения за то, что этот выпуск заставил себя очень долго ждать.

Сегодня я хотел бы поговорить об откровении – передачи информации от Бога к человеку.

***

Те из нас, кто в раннем детстве посещали церковные классы для маленьких, как правило, хорошо помнят историю первых глав книги Бытие. Сюжет Сотворения мира и Всемирного потопа очень подходят для занятий с малышами, поэтому рассказ об этих событиях служители любят сопровождать иллюстрациями в виде вырезанных из бумаги зверушек и человечков, которых крепят булавками на лист фланели. Дети обычно приходят в восторг, видя, как служитель складывает плоских бумажных зверей вместе с семейством Ноя в раскрашенный красками конверт в виде Ноева ковчега. Видимо, эти греющие душу детские воспоминания во многом способствуют тому, что среди христиан так много сторонников той, тесно связанной с современными креационистскими теориями, формы понимания этого фрагмента, которая предусматривает полный буквализм понимания первых глав Бытия.

Я бы хотел предложить немного отойти от буквализма и попытаться посмотреть на историю первых глав книги Бытия так, как будто она может произойти в наше время и с нами. То есть, как на миф. Естественно, я использую этот термин не в значении сказки, басни или другого художественного обмана, а в значении способа образной передачи информации, крайне насыщенной смыслом. Именно высокая смысловая насыщенность требует часто вместить события в многогранные символы, которые слушатель сам сможет наделить требуемыми значениями. Поэтому миф как таковой не умер, и тем более, не остался в древности с древними людьми, а как раз наоборот, занял в современном мире столь активную жизненную позицию, что мы уже перестали называть его по имени. (Хорошие примеры мифа нам каждые день поставляет реклама, в особенности, реклама политическая).

Итак, что мы можем увидеть в библейском повествовании о сотворении и последовавшим вскоре за ним грехопадении человека?

Первозданный человек значительно отличался от нас с вами. Судя по всему, даже его организм был устроен несколько иначе (вспомним, что Бог сказал Еве о ее будущем деторождении). Иначе было устроено и сознание человека – он не знал зла. Его мышление просто не было рассчитано на восприятие некой альтернативы тому порядку, который был установлен Богом. Заметьте, что после грехопадения Адам и Ева, не имевшие одежды, устыдились вида друг друга. Здесь видно, что их сознание уже поразила похоть – превратное восприятие входящей в Божий замысел взаимной привлекательности полов.

Но, пожалуй, самое главное отличие первозданного человека от нас в том, что он имел возможность непосредственно общаться с Богом. На особую близость между людьми и Богом в то время указывает образ Бога искавшего в саду спрятавшихся от Него согрешивших людей. Эта близость Бога и людей была особенно ценна в свете того, что человек был изначально наделен свободной волей – то есть мог в любой момент разорвать тесную связь со Всевышним.

Если современный человек, чтобы сохранить верность Богу, должен отражать щитом своей веры великое множество поводов для разрыва этой связи, то первозданный человек имел лишь один необременительный запрет, не нарушая который, он мог спокойно жить в своем первозданном состоянии. В Библии этот запрет образно показан деревом познания добра и зла. Бог предупредил человека, что, съев плод с этого дерева, человек умрет. Было ли это настоящее дерево с настоящими плодами или что-то иное, в данном случае не так важно.

Нам трудно судить о мотивах, которые двигали человеком, когда он нарушил этот запрет. В Библии сказано, что люди не устояли перед перспективой стать «как боги, ведающие добро и зло». По каким-то странным причинам, заверение искусителя в том, что они не умрут, нарушив запрет, показалось им более убедительным, чем предупреждение Творца. Об остальных подробностях нам остается только гадать. Странно, что греховный выбор одновременно сделали оба человека – и Ева и Адам. Мильтон в своем «Потерянном рае», выдвигает мысль (которую он позаимствовал у Августина), что Адам прекрасно понял все перспективы того, что сделала Ева, но решил последовать ее примеру только ради того, чтобы разделить ее участь.

Как мы видим, сразу же после совершенного поступка, Адам и Ева начали неадекватно себя вести – прятаться от Бога, вместо того, чтобы сразу же обратиться к Нему за помощью. Когда же Бог сам пришел к ним, они не придумали ничего лучше, кроме как начать перекладывать вину сперва друг на друга, а потом и на самого Бога, как на творца змея-искусителя. То же самое неадекватное поведение теперь свойственно и нам с вами. Люди не способны понять, что Бог имеет совсем иной характер, чем мы – Он не злопамятен, а в основе Его понимания справедливости лежит милость, а не желание наказать. По причине непонимания Божьего характера многие вообще не верят в Бога, а часть из тех, кто верит, верят так, как, по словам апостола Иакова, верят бесы.

Поэтому для правильного понимания характера Божьего откровения важно осознавать, что не Бог скрывается от человека где-то в неведомых глубинах мироздания, а человек заперся от Него в каморку собственного эгоизма. С самого первого момента, последовавшего после грехопадения, Богу пришлось прилагать усилия для того, чтобы быть услышанным людьми. Как и тогда, когда Бог искал общения с людьми, которые от Него прятались, Бог искал общения и с последующими поколениями на протяжении всей истории человечества. И каждый раз Богу приходилось разрушать стену людского отторжения, искать новые пути к уходящему от Него человечества.

***

Если мы посмотрим на библейскую историю и на историю церкви, то мы заметим интересный принцип – Божье откровение имеет прогрессивный характер. То есть, каждый раз Бог открывает людям либо что-то новое, либо более глубокое понимание уже известного им.

Божья весть к людям, которую Он передал через Ноя, была предельно кратка и не требовала от них каких-то нравственных перемен. Это был просто призыв спасать свои жизни в ковчеге. Аврааму уже была открыта истина об уникальности истинного Бога, его разительном отличии от пустых языческих представлений о многочисленных богах и духах. Через Моисея Бог дал людям совершенный для того времени закон. Две тысячи лет назад на землю сошел Спаситель – люди увидели воплотившегося Бога своими глазами.

Ранняя церковь, жившая изначально простой и искренней верой, почти сразу же подвергалась массированной атаке ересей. Тысячи лжеучителей пытались исказить правду о том, что произошло на Голгофе, и том, Кто пришел к людям. Вера в Божественность Христа открывала людям совершенно новый взгляд на их отношения с Богом. Если идея страдающего Бога была еще в Ветхом Завете, то мысль о том, что Бог Сам принял человеческое естество, пришел к людям и расплатился за их грехи ценой собственной жизни просто не укладывалась в сознание. Нет нужды говорить о том, что та интеллектуальная работа и те подвиги веры, которые совершала церковь на протяжении последних двух тысяч лет, также является формой Божьего откровения.

По ряду причин мы вполне можем считать, что и в наши дни еще не настал заключительный день познания Божьего откровения. Нам предстоит еще с Божьей помощью решить множество проблем, на которые мы сейчас просто закрываем глаза. И, к большому сожалению, непонимание прогрессивной природы Божьего откровения становится серьезным камнем преткновения на нашем общем пути к будущему небесному дому. Слишком многие всерьез считают, что обладают всей полнотой истины – таких «носителей истины» сейчас можно насчитать несколько десятков и лишь некоторые из них не противоречат друг другу настолько, чтобы не назвать их полными друг другу противоположностями. Люди не только не хотят менять свои взгляды, но порой просто не хотят даже задумываться на ними. Людям кажется нормальным сказать: «Я не знаю, спросите об этом у пастора/священника/вот у того брата/», как будто за совершенные ими самими ошибки будут нести ответственность именно пастор/священник/образованный брат, а не они сами. Люди бережно оберегают уютный мирок собственного мировоззрения, часто не понимая, что этот мирок основан не на вечной и неизменной истине, а не крайне зыбких и непрочных основах – их семейных или национальных предпочтениях, наличию в группе, к которой они принадлежат, их близких друзей или партнеров по бизнесу и т.д.

Напротив, другой крайностью в вопросе восприятия Божьего откровения является легковерие. Многие люди готовы без раздумий устремиться за всяким, кто предлагает что-то новое. Чаще всего, такие люди расценивают всякие новшества не с точки зрения их пользы или целесообразности, а с точки зрения их экстраординарности, способности развлечь. Я знаю нескольких людей из своей церкви, которые каждый год с головой уходят в учение какого-нибудь церковного баламута и каждый раз с жаром утверждает, что на нем сошлась клином рафинированная истина всех времен и народов.

В этих двух нездоровых крайностях – пещерном консерватизме и всеядном легковерии мы как нельзя лучше можем увидеть повторение истории первых людей. Легковерие помогло им сделать шаг на встречу греху, а консерватизм - укорениться в нем. И не беда, что консерватизм Адама и Евы был основан на сохранении греховного опыта, существовавшего для них всего несколько часов. Человек очень быстро привыкает к собственному несовершенству и традиционно делает выбор между синицей в руках и журавлем в небе в пользу синицы.

Комлев Алексей

 

 


В избранное