Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

В этой рассылке Вы узнаете ответы на такие вопросы: Тексты Библии, касающиеся вопроса авторства Пятикнижия. Кто такой Александр Мень? Проблема. Я ворую у родителей деньги... это происходит не постоянно. было время, когда я была свободна от этого, но иногда это повторяется. я молилась, постилась, но грех не отходит от меня... что мне делать?


 
Изучаем Библию Вместе (еженедельная рассылка) BibleStudy.RU
18.05.2008
Вопросы и Ответы
11.05.2008 - 18.05.2008. Новые статьи на нашем сайте.
 

2008-05-16 10:12:10 Тексты Библии, касающиеся вопроса авторства Пятикнижия. (Спрашивает: Денис)
Отвечает: Алексей Комлев

Мир вам!
Недавно наткнулся на одном христианском форуме на два вопроса. Целью автора вопросов была дискредитация Библии, но вопросы интересны, и мне как верующему в истинность Слова Божьего хотелось бы получить ответы на них. К сожалению, сам найти ответы не смог, поэтому прошу вашей помощи.

1. Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана Быт. 14:14.
Некому было помочь, потому что он был отдален от Сидона и ни с кем не имел дела. Город сей находился в долине, что близ Беф-Рехова. И построили снова город и поселились в нем, и нарекли имя городу: Дан, по имени отца своего Дана, сына Израилева а прежде имя города тому было: Лаис. Суд 18:28, 29. Речь идёт об одном и том же месте или это разные места, просто их названия случайно совпали? Если речь об одном и том же месте, то как мог Моисей знать о городе Дан, который будет построен только во времена судей? Может написание названий этих мест в оригинале не совпадает?

2. И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог Всемогущий, а с именем Моим Господь не открылся им Исх. 6:2, 3. В английском переводе JEHOVAH.
И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. Быт. 22:14.
Выходит, что Авраам знал имя Господа Иегова, раз так назвал место, но почему же тогда Бог говорит Моисею, что не открывался Аврааму под этим именем?

Заранее благодарю!

Уважаемый Денис!

Дело в том, что многие книг Библии анонимны, и предположения об их авторстве носят лишь вероятный характер. В Пятикнижии много упоминаний о литературной деятельности Моисея, но нигде не сказано, что он является автором всех 5 книг. И тем более, нельзя точно сказать, что книги эти имели ту же редакцию.

Повсеместная убежденность в авторстве Моисея основана главным образом на древней традиции. И то, что сомнения в этой традиции воспринимаются как попытка опровергнуть авторитет самой книги, совершенно неправильно. Может быть, на это влияет то, что Иисус несколько раз ссылался на Моисея? Но в любом случае, вопрос авторства любой Библейской книги, это вопрос науки и истории, а не вопрос веры.

 Это нужно четко запомнить и всегда этого держаться. Не так давно один православный священник даже перешел в ислам, узнав, что в семинарии студентам преподают научно-исторический подход к вопросу авторства библейских книг, а не тот, к которому он привык.

Но если посмотреть внимательно, сама Библия дает нам определенные указания на то, что традиция считать Моисея единственным и непосредственным автором Пятикнижия не верна. Последняя глава книги Второзаконие описывает смерть Моисея. Мог ли он сам это написать? В Чис.12:3 написано: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Ясно, что это писал не он сам.

Кроме приведенных Вами примеров, есть еще много указаний, опровергающих устоявшуюся традицию.

Втор.1:5 «…за Иорданом, в земле Моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей» указывает на то, что эти слова были написаны уже в Израиле (то есть, «по эту сторону» Иордана).

Быт.36:31 «Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых:…» явно указывает, что эти слова написаны во время существования в Израиле развитой монархии. Это даже не времена Давида и Соломона, а гораздо более поздний период.

Быт.12:6 «И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.» Этот текст, а также текст Быт.13:7, подтверждают то, что они написаны тогда, когда хананеи там уже не жили. То есть, явно не во времена Моисея.

Этот список можно продолжать и дальше, дополняя его аргументами из области литературных особенностей текста, которые не так очевидны.

На сегодняшний день господствует гипотеза о компиляции Пятикнижия из 4 источников. За дополнительной информацией по этому вопросу обращайтесь к специальной литературе. Как правило, любое серьезное комплексное исследование по ВЗ содержит подробную информацию по этому вопросу.

Справедливости ради, нужно сказать, что богословие РПЦ конца 19 века пыталось противостоять западным теориям, отрицающим авторство Пятикнижия, находя какие-то малоубедительные объяснения. Но это бесперспективный путь, тормозящий развитие серьезных библейских исследований.

 


2008-05-13 10:19:13 Кто такой Александр Мень? (Спрашивает: андрей)
Отвечает: Алексей Комлев

Андрей пишет: мир вам. Что вы можете сказать об авторе Александр Мень? я слышал что он православный священник, который был убит за свои религиозные взгляды

Уважаемый Андрей,

Протоиерей Александр Мень был одной изсамых (если не самой) замечательной личностью христианской России XX века. Он обладал огромным багажом знаний, большой эрудицией и редким талантом проповедника. За свою жизнь он написал множество книг и статей. Самые известные его книги – это книга «Сын Человеческий», в которой описывается жизнь Христа, 7-томный сборник «В поисках Пути, Истины и Жизни» - фундаментальный труд по истории религии и Библиологический словарь. Книги эти издавались за рубежом, но проникали в Советский Союз и распространялись самиздатом. Вокруг Александра Меня сплотился круг талантливых людей, хорошо потрудившихся для Господа. (Например, сделавших переводы Клайва Льюиса).

Александр Мень был очень смел в своих взглядах.В своих книгах он описывал богословские проблемы в том виде, в каком они были на самом деле,ничего не скрывая и не боясь пошатнуть веру читателя. Он был чужд узкоконфессиональной замкнутости (вне православия нет спасения и т.д.), вел диалог со всеми, кто был к нему открыт. Александра Меня не интересовали церковные и политические интриги, дележка власти и авторитета. Он заслужил свой авторитет веским словом талантливого церковного писателя.

В свое время Александр Мень говорил, что большой бедой для церкви будет время, когда ей разрешат говорить с людьми, а ей нечего будет сказать. Этой мыслью он, похоже, и жил. Поэтому когда в 80 годы власть изменила свое отношение к религии, церкви было что сказать. Он проповедовала людям книгами Александра Меня.И интеллигенция, открывая для себя мир религии, читала умные и содержательные работы Меня, которые на две головы были выше поверхностных атеистических книг.

Поэтому его и убили. Когда протоиерей Александр Мень спешил на службу , к нему подошел какой-то человек, протянул записку. Священник взял ее в руки и начал читать. В этот момент кто-то подошел сзади и ударил его по затылку тяжелым острым предметом (предположительно топором). Раненный Александр Мень как-то дошел до дома. Находясь еще в сознании, он не выдал своих убийц.

За что именно его убили, сказать сложно. Ясно, что у такого человека было много врагов. Нет никакого сомнения в том, что причиной его убийства стала активная миссионерская деятельность. Кому-то очень нужно было потушить источник света, который вел людей из мрака.

Мне, как протестанту, кажется, что если бы Александр Мень был жив, он бы просто не дал устроить то, что сегодня происходит в религиозном мире России. Из-за вечных внутрецерковных склок и межконфессиональной вражды проповедь Евангелия сегодня в России еле слышна. Александр Мень же умел видеть главное. Если нынешние православные авторы как будто поставили перед собой цель пройтись неумелой критикой по всем, кто не разделяет их взглядов, то Мень не практиковал такой подход. Ему было, что сказать людям, и онщедро делился своим.

Лично для меня отношение к Александру Меню служит своеобразным коррелятом для оценки того, что представляет собой человек. Например, Антоний Сурожский с восторгом отзывался о Мене, глубоко скорбел о его смерти и призывал брать с него пример. Патриарх Алексей Второй в послании, написанном по случаю смерти Александра Меня и читавшемся на его похоронах, оговорился «Hе все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания».Как будто бы амбиции тех бессловесных консерваторов, которыес опаской глядели на смелого миссионера из узких окошек своих церковных кабинетов, еще могли что-то значить, когда тот уже был мертв!

Александр Дворкин, комментируя информацию о сожжении в семинарии книг Меня, отобранных у учащихся, так описал свое отношение к нему: "Отец Александр Мень был миссио нером для советской технической интеллигенции 60-70-х годов. Отсюда все сильные и слабые стороны его творчества. Не сомневаюсь, что по тому времени проповедь его была весьма эффективна и его книги многим помогли расстаться с "научно"-атеистическими убеждениями и прийти в Церковь. Отец Александр был блестящим оратором и широко эрудированным человеком, но он не был богословом в строгом смысле этого слова. Поэтому он допускал многие ошибки. ... Но даже если чрезвычайно серьезно относиться к его ошибкам, все равно сожжение его книг по меньшей мере бессмысленный акт: на сегодняшний момент они просто безнадежно устарели и уже не слишком читаемы". Те, кто читал книги Меня и знакомы сДворкиным, как с писателем и «оратором», могут прокомментировать это мнение самостоятельно, избавляя меня от необходимости произнесения упреков в адрес Дворкина. Как бы то ни было, книги А. Меня в православных церковных лавках и книжных магазинах не продаются.

Также, как я думаю, всех очень сильн о удивил диакон Андрей Кураев, который в своей книге «Вызов экуменизма» подверг Александра Меня безосновательной критике в главе «Потерявшийся миссионер».Примечательно, что, начинав свою критику со слов: «Гибель о. Александра чрезвы­чайно затрудняет вырабoтку нормального отношения к его письменному наследию: посмертно о. Александр был лишен права на диалог», он дальше повел свою речь так, будто в своем безответном споре только на это обстоятельство и рассчитывал.

Хотя через 2 года пройдет уже 20 лет со дня смерти Александра Меня, страсти вокруг его наследия не утихают. Его книги никак не устарели, и еще очень долго будут помогать людям приходить к Богу. Плохо только, что в современной церковной жизни нет автора, который бы смог его заменить, хотя бы не превзойти, а лишь приблизиться к его уровню.

 Алексей


Категория: "Разное". Ссылка: http://www.biblestudy.ru/qna/301803.shtml

2008-05-12 20:44:58 Проблема. Я ворую у родителей деньги... это происходит не постоянно. было время, когда я была свободна от этого, но иногда это повторяется. я молилась, постилась, но грех не отходит от меня... что мне делать? (Спрашивает: Сестра)
Отвечает: Виктор Белоусов

Мир вам, сестра!

Господь учит нас: "Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся." (Еф.4:28)

Время можно проводить очень различно: гулять по вечеринкам модно одевшись, слушать музыку, отдыхать... Можно также служить, помогать ближним, своей семье, родителям, зарабатывать деньги своим трудом и поддерживать семейный бюджет.

Бог знает вас и хочет дать Свою праведность. Господь желает вам счастья. Он понимает что вы сталкиваетесь с многими искушениями и потому предлагает свободу в Нем. Только истинно свободный человек сможет жить праведно.

1. Каждый день начинайте с молитвы и ищите Его волю, а не свою. Утром всегда можно найти хотя бы лишние 5 минут, чтобы почитать Библию.

2. Деньги воруют ведь ради того чтобы их как-то потратить. Меньше бывайте в местах, где привыкли тратить ворованные деньги. Если вы не станет е тратить деньги таким образом, то и воровать их будет незачем. Это будет непросто, но вам необходимо делать выбор - или общаться с людьми, что больше и больше потребляют всего нового и модного, или больше времени уделять людям, которые стараются служить и помогать другим.

3. Понимаю, что это покажется самым тяжелым, но вам необходимо поговорить с родителями. Признайтесь сначала перед Богом - пока не удостоверитесь что Бог вас действительно прощает "Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю." (Ис.1:18), а потом перед ними, потому что воруете у них. Исповедайте грех перед ними. "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного." (Иак.5:16)
Можно ли обой тись без этого? Рано или поздно, но они узнают. От вас, или от других. Когда вы скажете, то почувствуете себя честной, даже если вас не поймут. Вы закроете путь к отступлению, чтобы передумать.

Каждый совершеннолетний человек должен взять ответственность за свою жизнь перед Богом. Вы можете жить с Богом, вы можете зарабатывать деньги - даже на свободное время дня можно найти работу, можете быть счастливы в Господе. Всегда помните: "Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель." (Прит.24:16)

Да благословит вас Господь,
Виктор

Задать вопрос можно воспользовавшись специальной формой на нашем сайте BibleStudy.ru


В избранное