Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

3.892 Проблема с цитированием текста Исайи 7:14 в Мф 1:23


Информационный Канал Subscribe.Ru

Изучаем Библию вместе Выпуск 228 от 2005-10-12 для 4297 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам через форму на нашем сайте
Приглашаем вас также подписаться на наш дискуссионный лист
Рассылки Subscribe.Ru
Наедине с Библией

===================
Содержание выпуска:
===================

3.892 Проблема с цитированием текста Исайи 7:14 в Мф 1:23
3.893 Почему в Библии не описывается значительная част жизни Христа?
3.894 Как определить в выборе супруга Божью волю?
3.895 Как понимать Рим. 12:20: «…ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья"?
3.896 Откр. 11:10: пророки, которые "мучали живущих на земле".

===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

 

3.892 Tidus (tidus@???.com) спрашивает: «В Евангелие От Матфея говорится: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог." (Мф 1:23). Написано «Еммануил», а назвали ребёнка Иисус. Почему?

Отвечает Алексей Комлев:

# Текст Мф 1:23 является цитатой из книги Исайи 7:14. Пожалуй, это одно из самых сложных мест Нового Завета. Чуть ниже я расскажу, в чем здесь заключается сложность, а пока давайте посмотрим на контекст этой цитаты у Исайи. Но сначала несколько слов о самой пророческой книге и её структуре, так как, я думаю, это когда-нибудь может Вам пригодиться.

Книгу Исайи, по-видимому, писал целый коллектив авторов. Первым из них был Исайя Иерусалимский (или Исайя Первый). Ему принадлежат главы 1-39. Писал Исайя Иерусалимский в допленный период.  Вторая часть книги включает в себя главы 40-55. Их  относят уже другому пророку – Второисайи или Исайе Второму. Он писал в период Вавилонского плена. В его части особенно много мессианских пророчеств, поэтому его часто называю «Ветхозаветным Евангелистом».  Последняя часть (56-66 гл.) принадлежит Тритоисайе  и предназначена, главным образом, переселенцам, вернувшимся из плена. Некоторые еще склонны выделять т.н. «Апокалипсис Исайи» (24-27 гл.) выводя нового автора из предпосылки отсутствия во времена Исайи Иерусалимского учения о воскресении мертвых. Также имеются сомнения относительно принадлежности Исайе Первому пророчеств о Вавилоне в 13-14 гл.

Естественно, такое деление книги носит предположительных характер и выведено, главным образом, из различия стилевых особенностей в книге, а также подчинено стремлению толковать книгу в рационалистическом духе (сомнение в том, что Исайя пророк мог предсказать царствование Кира задолго до его рождения и т.д.). Принимать ли такой подход, или отвергать его – личное дело каждого исследователя. Традиционно же считается, что вся книга Исайи написана одним автором – Исайей Первым.

Интересующее нас пророчество относится к временам правления Ахаза, царя Иудейского. Молодой царь только-только вступил на престол, как над его головой сгустились тучи – Северное Царство (Израиль) вступило в союз с Сирией с целью подчинения Южного Царства, где правил Ахаз. Ослабленная Иудея не могла дать решительного отпора вражеской коалиции. В эти дни к царю явился пророк Исайя, намереваясь укрепить его и убедить возложить надежду на Бога, не раз спасавшего гибнущее в неверии царство. Господь устами Исайи прямо обратился к маловерному царю: «Проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.» (Ис.7:11) Но Ахаз скорее был  склонен надеяться на помощь Ассирии, чем на помощь Всевышнего: «И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.»(Ис.7:12)

«Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.» (Ис.7:13-16)

И далее по тексту…

Знамение заключалось в следующем. Еще до того, как пройдет время, необходимое для того, чтобы ребенок был зачат, родился и немного повзрослел (3-4 года) противников Ахаза постигнет поражение. Иудея восторжествует, и царь, получивший помощь от Бога, обретет спокойную и безмятежную жизнь в процветающей стране.

А теперь поговорим о проблемах, вытекающих из цитирования этого пророчества Матфеем в мессианском контексте. Вначале обозначим эти проблемы, а потом попробуем их как-то решить.

Во-первых, в своем исходном значении это пророчество фактически никак не связано с пришествием Иисуса Христа. Слишком велик временной период, разделяющий Ахаза и Иисуса. Только представьте: «Сам Господь даст вам знамение: через 800 лет произойдет то-то и то-то…»

Во-вторых, не совсем ясно имя младенца. Судя по всему, об исполнении пророчества о младенце уже говорится в следующей главе:

«…и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.» (Ис.8:3,4) Сходство с пророчеством из предыдущей главы здесь налицо – еще до того, как ребенок начал связно мыслить, то, что предрекал Господь должно исполниться. Однако ребенок назван Магер-шелал-хаш-баз, что означает "спешит грабеж, ускоряет добыча". Хотя имена в Древнем Израиле по большей части носили символический характер, это имя даже по смыслу не похоже на Еммануил, что значит «С нами Бог». Это наводит на мысль, что пророчество Исайи исполнилось лишь отчасти, и особое, глобальное его исполнение должно осуществиться в иные времена.

И наиболее серьезная проблема: Матфей цитирует Исайю по Септуагинте (Перевод семидесяти толковников, популярный в древности перевод ВЗ на греческий язык, обычно обозначается как LXX – римская цифра 70), где на месте слова «Дева», используемого в русском переводе, стоит греческое parqenoV (парфенос) – девственница. В еврейском оригинале (масоретском тексте и остальных свидетельствах) стоит алма – незамужняя молодая женщина. Для значения девственницы в еврейском языке есть слово «бетула», а в греческом для обозначения такого же понятия - neaniV. Как видите, здесь имеет место явное смещение акцента. Исайя не говорил о рождении ребенка от девственницы, и не делал акцент на это, как на чудо. Для него важно лишь течение событий, идущих как бы параллельно с развитием ребенка. В тексе же LXX, похоже, отразились народные чаяния о грядущем рождении Мессии, и, возможно, влияние культурного окружения. Отсюда при некоторой сноровке можно сделать целый ряд далеко идущих выводов – начиная с предположений об ошибочности догмата непорочного зачатия  Христа и до широкой мифологизированности НЗ.

Как решить эту проблему? Многие склонны обращать внимание, что употребление «алма» не исключает значения девственницы. Наиболее верное значение этого слова – девушка, созревшая для замужества, но еще не вышедшая замуж. Здесь можно привести похожее место в Быт.24:43, где говорится о Ребекке с использованием слова «алма», а в Быт.24:16 — бетула. Нравы те далекие времена были гораздо строже, чем сейчас и, возможно, эти слова тогда были слаборазличимыми. Можно предположить, что переводчики LXX руководствовались именно этими соображениями. Однако это объяснение не исчерпывает всей проблемы – ведь в пророчестве не акцентируется внимания именно на девственности, как это делает Матфей.

Я думаю, эту проблему следует решать иначе, не ограничивая себя узким спектром, в рамках которого действуют критически настроенные исследователи. Дело в том, что цитирование в древние времена отличалось от современной практики. Часто у древнего автора не было под рукой текста, на который он ссылается, и цитировать приходилось по памяти. Гораздо чаще использовались аллюзии, когда автор просто приводит основную мысль текста или отрывка. Похожая ситуация, скорее всего, имеет место и у Матфея. Можно предположить, что Матфей не просто приводит цитату из Ис. 7:14 в качестве документального подтверждения мессианского признака Иисуса – рождения от девственности, а касается более широкой темы – исполнения в Иисусе всех пророчеств фрагмента кн. Исайи с 7 по 12 главы, где фигурирует имя Эммануил. Таким предположением можно разрешить и вторую проблему, которую я обозначил выше – неясность с именем. Матфей прекрасно знал, что Иисуса звали Иисусом, а не Эммануилом, но в этом имени он дает указание на мессианский фрагмент Исайи, полностью исполнившийся в Иисусе.

Так же  решаема и первая проблема – отдаленность Иисуса от Ахаза. В тексте Исайи сказано, что пророчество адресовано не только Ахазу, но и дому Давидову.

«Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение…» (Ис.7:13,14)

Как видите, пророчество обращено ко всему мессианскому роду, Исайя говорит «Господь даст ВАМ…». Здесь самое время вспомнить популярное объяснение о двойном смысле некоторых пророчеств – касающихся современников и относящимся одновременно к далекому будущему. Впрочем, такая двойственность не должна восприниматься как неотъемлемый атрибут пророчества.

Каким бы сложным не казалась эта ситуация, объяснение её найти все же можно. Во всяком случае, упрощенное атеистическое объяснение данной ситуации, заключающееся в том, что Матфей просто взял приглянувшееся ему пророчество, чтобы обосновать им миф, не выдерживает никакой критики. Матфей употребляет это пророчество не случайно, по собственному произволу, а вполне осознанно, отдавая себе отчет о возможных трудностях. Это именно так по двум причинам – во-первых, христиане в самый ранний период воспринимали писание Матфея совсем не так как мы, выросшие на протестантской догматике. При обнаружении ошибки им ничего не стоило просто удалить этот фрагмент. Во-вторых, авторы евангелий очень внимательно относились к выбору мессианских пророчеств. Так, ни у одного из евангелистов мы не найдем цитирования популярного у церковных историков пророчества из Быт.49:10: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.» Вспомним, что Иисус пришел во времена, когда Иудеей правил идумей Ирод. Многим это казалось очень символично, но евангелисты, по-видимому, понимали, что акцент на этом будет не совсем корректен.

А раз Матфей цитирует «искаженный» текст книги Исайи, значит у него были на это веские причины. И к данному фрагменту Евангелия нам нужно подходить с позиций Матфея, а не современной критики. Кажущаяся несостыковка не является ошибкой, а наоборот, ценным указанием на исполнение мессианских пророчеств Ветхого Завета.

Вообще, у меня сложилось впечатление, что в ранней церкви на эту проблему просто не обращали внимания. Вот два характерных примера:

Иероним Блаженный вскользь упоминает о ней в трактате «Против Гельвидия», замечая в том смысле, что если в одном тексте, на котором основывается догмат о непорочном зачатии есть некоторые сложности, то в других евангельских текстах таких сложностей нет.

Аврелий Августин верит в авторитет переводчиков Септуагинты, считая, что их деятельность была направлена свыше (здесь он основывается на истории перевода, изложенной в Послании Аристея):

«Что касается самых переводов, то должно предпочитать всем прочим перевод Италийский; потому что он и точнее и яснее про их. Для исправления же недостатков в переводах Латинских надобно прибегать к переводам Греческим, между коими самым важный, что  касается до Ветхого Завета, есть перевод семидесяти толковников, кои, по мнению всех, , такого удостоены были вдохновение от Св. Духа, что имели как бы одни уста. Если еще они, как говорят многие не недостойные вероятие люди во время самого перевода заключены были каждый в особую комнату, и несмотря на то, перевод каждого из них нашелся согласным с переводами других не только в словах, но и в расположении слов: то кто осмелится сравнивать с столь важным переводом, а тем более предпочитать ему какой -либо другой перевод ? Если некоторые, для произведение дальнейшего согласие в мыслях и для большого единства в самых выражениях, сравнивали уже перевод Семидесяти с другими; по крайней мере недолжно и неприлично кому-либо одному, в надежде на свою опытность, покушаться исправлять что-либо в сем переводе, утвержденном единодушным согласием столь древнейших и ученейших мужей, каковы семьдесят толковников. Да если бы в  переводе их  нашлось  либо несогласное с Еврейским подлинником; то это, по моему мнению, должно приписать особенным намерениям Божиим, чрез них совершившимся, т. е, чтобы книги, Которых Иудеи не хотели открывать другим народам,— или из уважения к своей Религии, или по ненависти к сим народам,— заранее, при посредстве и власти Царя Птолемея, сделались известными язычникам, имевшим просветиться верою в Господа,  могло статься, что семьдесят толковников, переводя Писание, соображались притом, по местам, с состоянием язычников,—  по воле Св. Духа, руководившего их и даровавшего им уста единые.» (Христианская Наука. II. 22)

---------------------------------------- 

3.893 Наталья (nloginova@???.net) спрашивает: «Я хотела бы знать, почему в Библии не описывается значительная част жизни Христа? было упущено много лет! куда они делись?»

Отвечает Алексей Комлев:

# Мир Вам, Наталья!

Дело в том, что жанр Евангелия представляет собой гораздо более сложный по своим задачам жанр, чем биография. Часто его сравнивают с античным жанром аретологии – биографии, нацеленной на прославление персонажа. Кое-что о жанрах НЗ я писал вот здесь: http://biblestudy.ru/qna/3878.shtml

Как Вы заметили, в канонических Евангелиях описываются только времена служения Иисуса. Основная цель здесь – доказать, приводя соответствующие факты из жизни Иисуса, что Он был тем самым обетованным Мессией, которого ждал народ Израильский.

Впрочем, юные годы Спасителя опущены не полностью – в Евангелиях есть рассказ о рождении Иисуса, опасностях, которым он подвергся, бегстве в Египет. Есть также история о встрече Марии с Елизаветой – матерью Иоанна Крестителя, принесении младенца Иисуса в Храм, где его встретил праведный Симеон, о посещении Иисусом Храма в юношеском возрасте. Все эти истории подчинены главной цели – подтверждению мессианства Иисуса. Они являются либо отголосками древних пророчеств, либо их явным исполнением.

В последующие годы появился целый ряд Евангелий Детства, где юные годы Спасителя, наоборот, поставлены во главу угла. Правда, эти неканонические Евангелия преследовали уже другие цели. В большинстве своем в них видно гностическое влияние и выдуманные истории детства Иисуса уже служили проповеди лжеименного знания.

На самом же деле, юность Иисуса не была так насыщена событиями, как годы Его служения. Он был «в повиновении» у родителей и ждал своего часа. Авторам Евангелий просто нечего было писать про это, и они ограничились лишь краткими заметками о тех днях, вроде:

«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.» (Лук.2:40) «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.» (Лук.2:52)

---------------------------

3.894 Inna (Inochka84@???.ru) пишет: «Как узнать Божия ли воля дружить с тем или иным парнем?»

Отвечает Алексей Комлев:

# Дружить, конечно же, можно с кем угодно – ведь Господь повелел нам любить всех людей без исключения, как это делает Он Сам. Но насколько я понимаю, Вы задаете вопрос не об обычной дружбе, а о более тесных отношениях, предшествующих браку, о выборе будущего супруга? Это очень ответственное дело, и определяющим моментом здесь должен быть именно тот критерий, что Вы привели – воля Божья. Иных вариантов здесь нет: Бог желает нам самого лучшего, и мы можем не сомневаться, что Он заинтересован в том, чтобы будущая совместная жизнь супругов складывалась как можно лучше. А так как Он всесилен, то в Его воле открыть нам такие возможности счастливой жизни, достичь которых самостоятельно мы никогда бы не смогли.

Но как узнать Его волю? В Библии есть один текст, где прямо сказано, в чем заключается Божья воля: «… воля Божия есть освящение ваше" (1Фесс.4:3). Это текст имеет универсальное значение, и его по полному праву можно применить к выбору супруга. Если дружба с парнем, который Вам нравится, обогащает Вашу духовную жизнь, Вы можете не сомневаться – Ваша дружба соответствует Божьему замыслу. Если Вы чувствуете обратное, то у Вас есть веские причины сомневаться в том, что Бог одобряет Ваш выбор.

Судя по тому, как Вы поставили вопрос, у Вас вполне хватит духовного опыта разобраться со всеми проблемами самостоятельно. Думаю, лучшим советом здесь будут слова Писания: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Матф.6:33)

Вам, как христианке,  будет гораздо проще ориентироваться в Вашей личной жизни. Но многим оценка потенциального супруга с позиции его духовной жизни может показаться слишком сложной. В таких случаях я рекомендую просто разобраться, любит ли вас парень по-настоящему, или же он не отдает себе отчет, чем является на самом деле его чувство. Естественно, Бог не желает, чтобы девушка связывала свою жизнь с тем, кто её не любит. Отличить же настоящую любовь от того, что любовью только называется очень просто. Любовь жертвенна по своей природе, страсть эгоистична. Любящий человек будет желать на деле (а не на словах) посвятить свою жизнь любимой, тот же, кто одержим страстью будет, наоборот, стараться получить что-то от подруги. Эту разница легко будет ощущаться в отношении парня к вам, и увидеть её не составить труда.

-----------------------------------------

3.895 Миша (ok64@???.ru) пишет: «Объясните пожалуйста, как вы понимаете место писания Римлянам 12:20: "Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: /ВОТ ЭТУ СТРОКУ Я НЕ ПОНИМАЮ/ ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья". Спасибо.

Отвечает Алексей Комлев:

# Данный фрагмент послания Павла – практически точная цитата из книги Притчей:

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:

ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.»

(Прит.25:21,22)

Судя по фразе, следующей за этой цитатой, ясно, что слова об углях и в том и в другом случае носят иносказательный смысл: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21.) В ней  Павел пояснил мысль автора книги Притч. Победа здесь заключается в том, что человек обращает во благо возможность совершить зло – отомстить. Таким образом, это победа двойная – не только торжество добра и милосердия, но и победа над собственной греховной слабостью.

------------------------------------ 

3.896 Наталия Константиновна. (knight89@???.com) пишет: «Прошу разъяснить на основании Библии о каких двух пророках идет речь в книге Откровение 11:10, которые "мучали живущих на земле". Заранее благодарна, Наталия Константиновна.»

Отвечает Василий Юнак:

 # Приветствую Вас, Сестра Наталия!

Для того, чтобы понять этот текст, нужно прочесть по крайней мере отрывок со стиха 2 по 13. Я не стану цитировать этот текст полностью, но отмечу основные моменты:

- это пророчество связано с периодом, во время которого язычники будут иметь власть над "святым городом". Это период в 42 месяца, 1260 дней или три с половиной года (время[год], времен[два года] и полувремени[полгода] - см Дан 7:25 и 12:7; см тж Откр 12:6 и 13:5). Прочтите все эти тексты из Даниила и Откровения, и Вы заметите, что они говорят об одном и том же времени, но с разных сторон. Это период, в который Церковь находится в пустыне (Откр 12:6); это период, в который действует зверь, получивший власть от дракона и богохульствующий (Откр 13:5); это период, в который маленький рог четвертого зверя будет восстанет против Всевышнего и возмечтает отменить праздничные времена и закон у святых (Дан 7:25); это период, в который будет низложена сила святого народа (Дан 12:7). Из контекста можно понять, что этот период имеет отношение как ко времени Римской империи, так и ко времени близкого к концу истории человечества. Если принять во внимание пророческое время, в котором пророческий день равен буквальному году (Чис 14:34 и Иез 4:6), то этот период равен 1260 лет (считая месяц за тридцать дней мы имеем 1260 дней в 42 месяцах и в трех с половиной годах). Перепрыгивая через объяснение, я считаю, что этот период длился от 538 года н.э. до 1798 года, и ознаменован временем, когда Римская церковь получила политическую власть - от времени, когда папа Римский повел войска против язычников, захвативших Рим и до времени, когда Римский понтифик был пленен Наполеоном, лишившим его политической власти надолго, до времени появления государства Ватикан.

- это два свидетеля Божьих, пророчествующие; это две маслины, это два светильника, стоящие перед Богом. Итак, у нас есть три определения - свидетель, маслина и светильник. Мы должны обратиться к Библии и найти значение этих символов. Мы знаем, что в Библии один и тот же символ может иметь разные значения в зависимости от контекста, потому нам нужно найти значение, общее для всех трех символов. И вот, что я нахожу: Ис 55:4,5 - свидетель = завет вечный; Зах 4:2-8 - светильник с двумя маслинами = Слово Господа; Зах 4:11-14 - две маслины на светильнике = два помазанных перед Господом; Пс 118:105 - светильник = Слово Божье; Притчи 6:23 - светильник = заповедь Божья; 2Пет 1:19,20 - светильник = пророческое слово, Писание. На основании этих общих значений я делаю вывод, что в данном тексте имеются в виду Ветхий и Новый Завет Слова Божьего. Библия в лице двух частей (а не только Евангелие, как сегодня представляют многие христиане) является свидетелем об Иисусе Христе, является светом истины, помазанным Духом Святым, так как именно Святой Дух является автором Писания.

- Эти свидетели облечены во вретище, то есть, находятся в угнетенном состоянии на протяжении 1260 лет. Верно, по причине определенной политики Римо-католической церкви, Библия была запрещена на протяжении всего этого мрачного периода. Нет, она не переставала свидетельствовать. Было множество вестников, которые несмотря на ярые преследования, проповедовали чистое учение Библии. Такими были вальденсы и альбигойцы, Ян Гус и Мартин Лютер и многие другие. Но Церковь преследовала тех, кто высоко держал Слово Божье - свидетеля, маслину и светильник. От того Библия представлена во вретище.

- в конце периода они будут убиты на улицах великого города, который есть Содом и Египет, и будут лежать три с половиной дня. Период папского владычества завершился французской революцией. Франция - колыбель атеизма и безнравственности (египет и содом). Парижская коммуна, просуществовавшая три с половиной года (три с половиной пророческих дня) отвергла религию и в виде своего божества разума представила голую актрису. Это там и тогда Вольтер во всеуслышание заявил о смерти Библии.

- после этого они воскресли. Вскоре после этих событий в том самом доме Вольтера было организовано первое Библейское общество, которое стало распространять Библию по всему миру многотысячными и многомиллионными тиражами. Так что враги Библии не могли устоять против нее. Сколько книг написаны против Библии! И кто сегодня помнит их? А Библия стоит непоколебимо.

- великое землетрясение. Возможно Лиссабонское землетрясение в 1755 году, которое стало крупнейшим за всю известную историю до того времени. Оценивается в 9 баллов по Рихтеру, в сопровождении цунами буквально стерло город Лиссабон. Но может означать и духовное потрясение народа.

- почему эти пророки мучили живущих на земле? Потому что обличали их неверие и грехи. Совесть человека - самое мучительно орудие, а Священное Писание взывает к совести и к разуму человека.

Итак, я вижу в этом тексте две части Библии, которые хотя и были в угнетении во время темного средневековья, и хотя были предприняты попытки их уничтожения, но на протяжении всего времени и до сих пор со всей силой свидетельствуют о Господе и изливают елей Святого Духа на всякого, принимающего это Слово Бога.

Я уверен, что у Вас возникло множество вопросов в связи с этим истолкованием. Только цельное видение всего пророчества Откровения во взаимосвязи с пророчеством Даниила и другими пророчествами Библии может позволить убедиться в истинности такого толкования. Задавайте свои вопросы и изучайте пророчества Библии. Рекомендую следующие семинары и курсы в интернете:

http://www.sokrsokr.net/zbsh.html

http://www.hopetalk.ru/index.php?id=4

http://adventos.chat.ru/dir_seminars/seminars.html

http://www.a-n-g-e-l.info/index/prophecy/

http://adventus.narod.ru/leaning.htm

http://sdaprotvino.narod.ru/bcs/start.htm

http://xlib.narod.ru/courses/index.htm

Благословений!

Василий Юнак


Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам - vasily@biblestudy.ru


Мы уверены - Вам понравятся эти рассылки:
Утренние размышления о вере

Подписавшись на эту рассылку, Вы будете утром каждого дня получать короткую проповедь, которая настроит Вас на благочестивые размышления в течение всего дня.

Как научиться молиться ?

Данная рассылка поможет Вам открыть для себя секреты успешной молитвы. Ваше общение с Богом станет простым и непринужденным. Вы сможете тогда с полной уверенностью сказать о Боге: "Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис. 23:19)

Линия жизни

Эта рассылка состоит из очень содержательных и подробных проповедей для христиан, желающих встретить Второе Пришествие Христа совершенными. Жаль только выходит нечасто - раз в месяц.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.biblestudy
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное