Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

3.800 Вопросы по книге Исход


Информационный Канал Subscribe.Ru

Изучаем Библию вместе Выпуск 209 от 2005-01-24 для 3814 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам через форму на нашем сайте
Приглашаем вас подписаться на наш дискуссионный лист
Рассылки Subscribe.Ru
Наедине с Библией

Мир Вам, друзья мои! Недавно я немного переработал статью о св. Христофоре Псеглавце, имевшем интересный иконографический образ – собачью голову. Иконы и фрески с изображением этого святого довольно многочисленны и я решил организовать небольшую галерею изображений, в которую теперь добавлено 7 новых изображений. Посмотреть обновленные материалы можно здесь http://www.biblestudy.ru/pub/saint.shtml

Отдельная благодарность за помощь в подготовке материалов координатору проекта Nesusvet.

===================
Содержание выпуска:
===================

3.800  Вопросы по книге Исход
3.801  Длится ли Творение до сих пор?
3.802  Почем Христос был именно распят, а не подвергнут другому виду казни?
3.803 Толкование некоторых библейских выражений
3.804 Авторство Евангелий

===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

3.800 Марина  (m1kinopokaz@???.ru) пишет: «Уважаемые Василий и Алексей, Благодарю Вас за подробные ответы, данные мне на вопросы по книге Бытие. Продолжаю тщательно и вдумчиво перечитывать Библию. Пытаюсь создать себе представление о Божьей воле для нас отличное от навязываемых нам православных канонов. В связи с этим ряд новых вопросов…

# Мир Вам, Марина!

Начну отвечать на Ваши вопросы по порядку.

  1. Как, по Вашему, празднование Пасхи – это только для евреев?

Если не вдаваться в подробности символического значения Исхода евреев из Египта, а соответственно, и праздника Пасхи, то праздник этот действительно относится лишь к последователям иудаизма. Но даже учитывая определенную мессианскую символику, каких то причин для празднования Пасхи, вытекающих из библейского повествования, у нас нет.

Само слово «песах» имеет два значения – праздник и особую жертву. Именно в этом значении – пасхальной жертвы, Павел говорит о Христе в  1Кор  5.7. Что касается же праздника, то смысл  его виден из самого названия. Слово  «Песах»  имеет значение «пройти мимо», «миновать». Так, когда Господь поражал в Егпите первенцев, он прошел мимо всех, кто окропил косяки дверей жертвенной кровью (Исх. 12:13).

Однако смерть и воскресение Христа происходили именно во время Пасхи. Это стало удобным поводом для празднования Пасхи христианами в честь тех событий. Правда, вопрос о точной их датировки остается спорным. Василий Юнак уже  один раз достаточно подробно освещал это вопрос в рассылке («Почему Христос праздновал Пасху на день раньше» http://biblestudy.ru/qna/3348.shtml) и я не буду повторяться.  Такое невнимательное отношение Евангелистов к точной дате христианской Пасхи свидетельствует о том, что ни Христос, ни Апостолы этот праздник  для христиан не предназначали. Да и символика атрибутов современной пасхи вызывает большие сомнения – в большинстве своем они имеют явные языческие корни. Если пасхальный хлеб – опресноки был бесквасным, то пасхальный кулич делается из самого лучшего дрожжевого теста. Поэтому, пасхальный кулич берет свое начало не в иудейской традиции, а, скорее всего, в языческих культах плодородия:

«Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.» (Иер.7:18)

Кое-что на эту тему можно прочесть в посвященном Пасхе разделе нашего сайта.

2.  «…но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, — 6то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом…» - Почему слово «богов» во множественном числе? Что имелось в виду?

Боги в данном случае – образное название народных судей. Это хорошо видно в тексте Пс 81.1: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд»

Обратите внимание на контекст:

«доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость»(Пс.81:2,3)

3.      Одежда нынешних священников и строение храма перекликаются ли с устроением скинии и одеяниями тех священников?

Действительно,  все так называемые «литургические образы» православного храма перекликаются с ветхозаветными элементами храмового ритуала.  Только зачем?  Цель богослужебного цикла православного храма – таинство Евхаристии. Служение же в святилище велось вокруг жертвоприношений, а чтобы приносить жертвы, предписываемые Новым Заветом (Рим 12:1 ; 1Пет 2:5  Евр 13:15; Евр 13:16) храм вообще не нужен. Скорее, попытки сравнить организацию православного храма с ветхозаветным делаются для того, чтобы не возникали более явные ассоциации – с храмом языческим. Например, В Ветхозаветном Храме не было изображений  предназначенных для поклонения(самое серьезное отличие Иерусалимского храма от похожий на него по строению храмов Месопотамии), в православном же храме и языческих храмах они занимали центральные места. Причем, однозначных толкований смысла различных элементов православного храма нет. Над этим трудились Кирилл Иерусалимский (V век), Максим Исповедник (VI век), патриарх Герман Константинопольский (VIII век) и  Симеон Солунский (XV век).  Все их объяснения литургических образов расходятся почти во всем, из чего становится ясно, что они объясняли нечто, не родившееся в недрах церкви (тогда было бы понятна цель и причина его происхождения), а заимствованное извне.

4.   Помогите разобраться, из закона (имеются в виду и Заповеди, и бытовые законы, и жертвоприношения по разным случаям), данного Моисею на горе, что истинно для всех, что только для евреев, а что утратило силу?

На этот вопрос достаточно подробно ответил Василий Юнак в одном из недавних выпусков. http:// biblestudy.ru /qna/3791.shtml Василий дает общую классификацию, хотя с некоторыми моментами, возможно, есть смысл разобраться отдельно.

5.   Насколько я знаю, адвентисты седьмого дня не приветствуют традиции монашества.  В таком случае, что вкладывалось в древние времена в обряд назорейства? Монашество и назорейство – не одна ли у них суть по замыслу?

Подробное описание назорейства дается в Числ. 6. Как мы видим, назорей, это человек который посвящал себя Богу, отказываясь от вина, прекращая стричь волосы и никогда в жизни не прикасавшийся к мертвому. Назореи были одной из социальных групп еврейского общества, подобно пророкам или левитам. Назорей являлся образцом ритуальной чистоты.

Монашество же имеет совсем иную цель – получение некого мистического опыта богопознания. Сама мысль достичь этого опыта путем крайней аскезы заимствована у египетских пустынников культа Изиды. Конечно, ранние монахи не поклонялись Изиде, но зато полностью копировали существовавшие в её культе практики. Это хорошо описано Иоанном Лествичником в 5 слове своей «Лествицы». Я уже как-то приводил в рассылке конкретные цитаты, так что повторяться не буду.

Нужно отметить, что расцвет монашества пришелся на послеконстантиновкие годы, когда церковь сильно обмирщала, и люди искали где-то спасения от духовной пустоты.

6.   Если прикосновение к мертвому оскверняло, то как тогда хоронили родных?

Похороны вели к неминуемому осквернению. Человек оставался нечистым 7 дней и по окончании их должен был очиститься очистительной водой (Чис.19:11-13).

7.   «… Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…» - Получается, что развод бал допустим по инициативе антипатии мужчины? Какова Ваша позиция по этому вопросу сегодня?

Да, в ветхозаветные времена в браке главным образом учитывались интересы мужчины. Муж мог делать что угодно – жениться на нескольких женщинах или разводиться, когда ему захочется. Он не мог лишь прелюбодействовать – покушаться на собственность другого мужчины. В случае обнаружения этого преступления виновные побивались камнями. Иисус же говорил, что даже взгляд с вожделением является прелюбодеянием, а так как прелюбодеяние так строго наказывалось, то можно понять, какое впечатление  эти слова производили на слушателей Иисуса. Тот же самый принцип относится и к разводу.

Иудейские духовные лидеры не могли сформировать однозначной позиции по отношению к разводу, и, посчитав этот вопрос нерешаемым, задали его Иисусу:

 «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.» (Матф.19:3-9)

8.      «…ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего…» - в последней песне – напутствии Моисея он цитирует Господа. Ад преисподний… Выходит, что в тот конкретный момент он существовал? Кто же тогда в нем находился, если все мертвые спят до Страшного суда? С уважением и большой благодарностью, Марина.

«ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор» (Втор.32:22)

Вряд ли есть смысл в данном случае переводить многозначное еврейское слово «шеол» как царство мертвых.  Ведь если огонь Божьего Гнева достигает царства мертвых, которое по людским представлениям находится глубоко под землей, то почему он лишь «попаляет основания гор», а не все горы до самых вершин? Скорее всего, здесь имеется намек не последствия землетрясений, при которых из трещин в земной коре изливалась лава.

Здесь так же можно вспомнить историю с Кореем – там тоже упоминается преисподняя:

«и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.» (Чис.16:32,33)

Вообще, сравнение гнева Господня с выходящим огнем весьма распространено : Вт. 4:24 Иер.21:12, Пс 88:47

----------------------------- 

3.801 Вика (vik-angel@???.ru) пишет: «А может быть так, что тот последний день, когда Бог создавал нашу землю, до сих пор длится??? Этот день воскресенье, если я не ошибаюсь!!!»

# Нет, сестра Марина, это не так. В  Прологе Книги Бытия фигурируют обычные календарные сутки. Обратите внимание, Господь сотворил траву и всякую зелень в третий день, а Солнце, излучающее свет для процесса фотосинтеза – в четвертый. Если бы дни творения являлись более долгими периодами, то вся трава за это время, не имея света, начисто исчезла бы с лица Земли. В седьмой день – субботу Бог почил от трудов своих, и в первый день, тот, что у нас называется воскресеньем, наш мир зажил положенной Богом жизнью.

У нас нет никаких оснований чтобы утверждать о длящемся до сих пор Творении. Скорее наоборот – мир идет к своему концу, когда земля будет очищена для нового творения:

«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.»(Ис.66:22)

«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.» (Ис.65:17)

Празднование субботы установлено в честь сотворения Земли (Исх.20:11), но даже когда Господь сотворит все новое (Откр.21:5) празднование субботы не прекратится:

«Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.» (Ис.66:23)

Поэтому сегодня тем более нельзя пренебрегать соблюдением 4-ой заповеди:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои,

а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.»

(Исх.20:8-11)

---------------------------------------------- 

3.802 Вика (vik-angel@???.ru) пишет: «Почему Иисуса именно распяли на кресте???(а не подвергли другим мукам)И почему именно на деревянном?»

# Казнь через распятия была самой жестокой из того, что враг рода человеческого придумал в те времена. Естественно,  люди, следовавшие его воле, подвергли Спасителя самому худшему из возможный способов лишения жизни. Кроме того, на распятие Мессии указывали пророчества:

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.» (Зах.12:10)

«Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.» (Пс.21:17)

Кстати, Иустин Мученик пишет, что после распятия иудеи внесли некоторые правки в тексты ряда ветхозаветных книг.

«И из девяносто пятого псалма Давида они уничтожили следующие немногие слова: «с дерева». Ибо сказано было: «говорите средина родов: Господь воцарился с дерева», а они оставили так: «говорите в народах: Господь воцарился».» (Dial. Tryph. 73) Там же Иустин приводит еще ряд примеров таких изменений. Но достоверна ли эта информация, я затрудняюсь сказать.

Смерть через распятие считалась признаком проклятия (Вт 21:22-23), из-за чего у иудеев всегда были сомнения относительно мессианства Иисуса. Однако христиане видели в этом проявление особой Воли Божьей:

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.» (Гал.3:13,14)

Вообще, распятие на кресте было одним из самых распространенных видов казни в Риме. Правда, к римским гражданам оно не применялось. Апостол Павел, как римский гражданин был казнен мечом, а Петр, как иудей, был распят.

Вот что пишет об Этом Евсевий Кессарийский в своей «Церковной истории» (II. 25. 5-8):

«Рассказывают, что Павел при нем [Нероне] был обезглавлен в самом Риме, а Петр распят; рассказ этот подтверждается именами Петра и Павла, уцелевшими на кладбищах этого города. Это же утверждает и клирик, именем Гай, живший при Римском епископе Зефирине. Письменно возражая Проклу, главе катафригийской секты, он так говорил о тех местах, где положены священные останки упомянутых апостолов:"Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь". Что оба (апостола) мученически скончались в одно и то же время, это подтверждает Дионисий, епископ Коринфский, в письме своем к римлянам: "Вы в вашем сообщении соединили питомники, насажденные Петром и Павлом в Риме и в Коринфе. Оба насаждали у нас в Коринфе, одинаково научая нас; одинаково они вместе поучали в Италии и мученически скончались в одно и то же время".»

---------------------------- 

3.803 Антонова Екатерина (2SKatya@???.ru) пишет: «Выражение "Многие знания- многие печали"  взяты из Библии? Откуда идет выражение:  "Возлюби ближнего своего как самого себя"»

Владимир (chegolev@???.ru)  спрашивает: «Ex, Orient, Lux связаны со светом Вифлиемской звезды?»

# Первое высказывание берет начало в словах мудрого Соломона: "И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (Еккл 1:17,18). Почему это так? Давайте вспомним наших прародителей Адама и Еву. Бог даровал им все, но только запретил вкушать плодов от дерева Познания добра и зла. Именно познание зла и греха, познание глупости - это приносит печаль. Сатана не может искушать нас тем, чего мы не знаем. Но он всегда апеллирует к нашему познанию, к нашему опыту греха. При этом, он затеняет плохое и выпячивает приятное в грехе - точно так же, как это делается в профессиональной рекламе.

Я попробую проиллюстрировать этот принцип. Всем известна сказка о краснолицей обезьяне - Некие мошенники за огромную сумму пожелали "научить" жадного и глупого царя, как из кипящей воды получить золото. Они все объяснили и показали, незаметно подбросив в котелок небольшой слиток, и в заключение сказали: самое главное, при этом ты не должен думать о краснолицей обезьяне, иначе ничего не получится. Результат: наш царь ничего не смог добиться потому, что, как он считал, он не мог избавиться от мысли о краснолицей обезьяне.

Мы не можем думать о том, чего не знаем. Но как только мы что-то узнали, это непременно рано или поздно наложит свой отпечаток на нашу жизнь. И есть большая вероятность, что этот отпечаток не будет радостным. Посмотрите современные новости - радостны они? Стоит ли их знать? Не доставляют ли они нам печаль? А открытие атома - не доставило ли оно печаль? А изобретение интернета - не несет ли это вместе со многими положительными сторонами также и печаль о том, что Интернет гораздо больше используется для распространения порнографии, чем полезных знаний? И даже познание истины о Боге - сейчас в моих мыслях звучат слова одного евангельского гимна:  «Голгофа, ты – печаль для нас: там Кровь святая пролилась; Голгофа, ты и радость нам: там путь открылся к небесам".

Как видите, во многом знании действительно много печали. Но Господь может обратить любую печаль в радость: "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин 16:20-22).

Второе высказывание более известно как Вторая заповедь Иисуса Христа. Она записана в Мф 22:39; Мк 12:31; Лк 10:27; Иак 2:8. Но на самом деле, эта заповедь была известна еще раньше, в Ветхом Завете. В таком же виде она была дана Господом через Моисея и записана в Левит 19:18. Две заповеди Иисуса Христа, как их представляют многие христиане, есть не что иное, как просто сущность морального Закона Божьего, который был дан на двух скрижалях - первая скрижаль содержит четыре заповеди,  предписывающие наше отношение к Богу, а вторая скрижаль содержит шесть заповедей, предписывающих наше отношение к ближним. Именно потому Христос сказал об этих заповедях, что "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф 22:40).

В то же время, в Евангелии мы находим несколько другую редакцию этой заповеди. Вот там она подается как Новая заповедь Иисуса Христа: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин 13:34). Но вся новизна это заповеди заключается в том, что Христос устанавливает более высокий стандарт любви. До того, как Христос умер на голгофе, наивысшим стандартом любви была любовь человека к самому себе. Но Христос показал другой уровень любви - жертвенной любви. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,

благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф 5:43-48).

Что же касается Вифлеемской звезды, то с ней прямо или косвенно могут быть связаны самые разные слова на разных языках. Мне не известно приведенное Вами слово "Ex", но слова "Orient" и "Lux" латинского происхождения и имеют значения "Восток" и "Свет" соответственно. Естественно, они используются в описании Рождественской истории в тех местах, где упоминается свет и говорится о мудрецах с Востока. Но ничего священного в этих словах не содержится, равно как и нет в них какого-то особого непосредственного смысла, связанного с Вифлеемской звездой. Просто латынь долгое время была литургическим языком многих христиан в мире, да и до сих пор остается

официальным языком Римо-католической Церкви. Вот мы и встречаем латинские слова западной христианской лексике, равно как и славянские слова в восточной христианской лексике.

Господь да благословит Вас!

Василий Юнак

------------------------------

3.804 Иван (mie1964@???.ru) спрашивает: «Четыре христианских евангелия были записаны апостолами Матфеем, Марком, Петром и Иоанном. Так ли это?»

# Приветствую, Брат Иван!

Вы почти правы. Евангелия были написаны теми, чьи имена они носят. Мы имеем Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Матфей - это тот самый сборщик податей, которого в свое время Христос призвал быть апостолом (Мф 9:9; 10:3). Он был достаточно образованным человеком - все сборщики податей, как налоговые инспектора, должны были иметь достаточное финансово-юридическое образование. Марк - молодой ученик апостола Павла (1Пет 5:13; Кол 4:10; Флм 1:24). Был ли он достаточно образован, чтобы написать Евангелие? Мы не имеем достаточно сведений о нем, но мы знаем, что апостол Павел имел наивысшее образование, какое было возможно в Израиле. По нынешним меркам он мог бы считаться Доктором философии из Оксфорда. А Марк был его учеником. Лука - врач, также много сотрудничавший с Павлом (Кол 4:14; 2Тим 4:10; Флм 1:24). Иоанн - это тот самый любимый ученик Иисуса Христа, который часто представлен склоненным у груди Иисуса (Ин 13:23). Это он дожил до глубокой старости и на острове Патмос получил Откровение от Господа о последних днях истории грешного мира.

Все евангелисты довольно тщательно записали историю земной жизни нашего Спасителя. И если кто из них не являлся непосредственным свидетелем и участником описанных событий, то это нисколько не умаляет их верности: " Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен" (Лк 1:1-4). Так что мы сегодня можем иметь твердое основание нашей веры.

Да благословит Вас Господь!

Василий Юнак

----------------------------------------


Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам
Мы уверены - Вам понравятся эти рассылки:
Утренние размышления о вере

Подписавшись на эту рассылку, Вы будете каждый день сутра получать короткую проповедь, которая настроит Вас на благочестивые размышления втечение всего дня.

Как научиться молиться ?

Данная рассылка поможет Вам открыть для себя секреты успешной молитвы. Ваше общение с Богом станет простым и непринужденным. Вы сможете тогда с полной уверенностью сказать о Боге: "Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис. 23:19)

Линия жизни

Эта рассылка состоит из очень содержательных и подробных проповедей для христиан, желающих встретить Второе Пришествие Христа совершенными. Жаль только выходит нечасто - раз в месяц.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.biblestudy
Отписаться

В избранное