«Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни» (Ос.14:10).
Никогда не бывает так, чтобы все соответствовало истине, когда редакторы словарей берутся делать богословские заявления. Возьмем, например, определение слова «вера»: «Беспрекословное убеждение, которое не требует проверок или доказательств».
Меня беспокоят, конечно, не редакторы словарей: они просто отображают, как то или иное слово используется широкой публикой. Мое недоумение связано с тем, что так много христиан настаивают на использовании этого самого определения веры применительно к христианскому опыту. Они считают, что просить доказательств и задействовать интеллект означает подрывать веру. Они вполне довольны христианством, которому необязательно иметь смысл, и думают, что знак их преданности Богу
— верить тому, что не касается разума. Это даже привело некоторых к подозрительности по отношению к религиозным принципам, требующим размышления.
Но Иисус был бы неудовлетворен таким определением веры. Он много сделал для того, чтобы дать людям множество доказательств, на основании которых они могли бы строить веру, и не хотел бы, чтобы они отмели их в сторону. Иисус считал верой любовь к Богу, доверие Богу и восхищение Богом. Единственная возможность для человека так относиться к Богу — это познать Его. В таком случае служение Иисуса заключается в том, чтобы представить доказательства, Каков Его Отец на
самом деле. Его свидетельства обращены к способности думать и рассуждать, которую Сам Бог даровал нам.
Если Бог приглашает нас: «Придите — и рассудим» (Ис.1:18), разве мы не должны ожидать, что предлагаемый Им образ жизни тоже будет требовать рассуждения? Когда ум человека просвещен Святым Духом, расширен для осмысления духовных реалий в процессе рассуждения, тогда в христианстве открывается невероятно красивый смысл. Например, любовь к врагу (которую Иисус ожидает от нас) не будет иметь вообще никакого смысла для эгоистичного человека, заблокированного
в желании получить для себя все, что только возможно. Но для человека, ищущего блага для всего человечества, любовь к врагу — это самый обезоруживающий шаг, какой только может иметь человек.
Осия призывает мудрых и проницательных людей признать, что пути Божьи правы и в них есть невероятно ясный смысл. Разве нам не следует доверять такому Богу?
Когда жизнь наполнена небом
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14).
«Любовь прокладывает путь». Утренние чтения 2012 года
Лицом к лицу с книгой жизни
И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12)
«По примеру Иисуса». Утренние чтения 2011 года
Чем яростнее битва, тем выше должен реять наш стяг
Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину. Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве. 2Кор.13.8-9.