«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7).
Некоторые усматривают очевидное противоречие между утверждением, что оправдание совершается по вере независимо от дел, и не менее сильным утверждением о том, что Бог будет судить людей по их делам.
Так какое отношение имеют дела к спасению?
Дела верующего не вносят никакого вклада в его спасение. Они есть плод спасения, но не средство обретения спасения. В древности от Израиля ожидалось соблюдение Закона Божьего в качестве отклика любви на милостивое искупление, совершенное Богом. Для искупленного Израиля Закон был образом жизни, а не средством обретения жизни и искупления. Закон нужно было соблюдать не для того, чтобы хорошо жить здесь и сейчас или заслужить вечную жизнь в будущем. Спасенные верующие
соблюдали его потому, что он становился для них образом жизни.
Если бы израильтяне оставались в рамках завета и его милостивых предписаний, то они показали бы своими делами, что живут верой в Бога, всецело уповая на Него. Силой благодати Божьей они смогли бы поступать по правде и жить. В Ветхом Завете нет и намека на то, что спасение нужно зарабатывать. Спасение уже принадлежало Израилю, а Бог объяснял им, как они могут пребывать в этом состоянии спасения (Лев.18:5). Они не лишатся его, если продемонстрируют своими добрыми делами,
что это состояние спасения не прервано их мятежным духом и поступками.
Существует только одно оправдание, которое совершается исключительно по вере и сопровождает верующего от момента зарождения веры до последнего суда, где действительность этого оправдания должна подтвердиться конкретными плодами. На суде Бог ищет оправдания и его плодов не в смысле того, что «спасает вера и дела», а в том смысле, что оправдание — это источник освященной жизни.
Разгадка взаимосвязи последнего суда и дел содержится в словах Иисуса: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Парадоксальная истина состоит в том, что помилованы будут милостивые. Иисус учил, что милость будет проявлена к тем, кто миловал других. А милостивые нуждаются в милости потому, что, хотя их характер и поведение очень напоминают характер Христа, они никогда не смогут полностью сравняться с Ним.
Следовательно, на суде необходимы две составляющие: (1) должны присутствовать плоды оправдания; (2) оправдание должно продолжить свою миссию прощения.
Глас вопиющего в пустыне
«Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: „глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“» (Мф. 3:3).
«Любовь прокладывает путь». Утренние чтения 2012 года
Английские реформаторы позднего периода
«В Нем была жизнь, и жизнь была сеет человеков... Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:4,9)
Нечестивые признают Божью справедливость
«Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: "живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога"» (Рим. 14:10, 11)