«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
В прошлом считалось, что преступников следует только наказывать в течение какого-то времени. Цель такого наказания заключалась в следующем: предоставить преступникам и потенциальным правонарушителям устрашающее предостережение относительно подобного образа действий. Однако оно не часто имело успех. После освобождения бывшие заключенные зачастую становились еще большей угрозой для общества, чем в момент их взятия под стражу.
Что-то надо было предпринимать. Поэтому на свет появилась концепция реабилитации. Цель состоит в том, чтобы помочь правонарушителям восстановиться, дабы они смогли вновь интегрироваться в свое сообщество. Поскольку этот идеал не всегда достижим, многие выступают против так называемой пассивности правоохранительных органов.
Аналогичным образом некоторые христиане боятся, что нечто меньшее, чем справедливое Божье возмездие грешникам, приведет к хаосу и анархии.
А как в действительности в Священном Писании представлено Божественное судопроизводство? С самого начала Библии прослеживается глубокая связь между грехом, судом и благодатью. Рассмотрим, например, историю о Каине и Авеле в Быт 4. Она повествует о том, что грех разрастался так быстро, что вскоре привел к братоубийству. Последовательность событий здесь можно изложить следующим образом: человеческий грех (стихи 3–8), Божественное вмешательство и суд (стихи
9–12), прощающая благодать для защиты (стихи 13–15), опыт наказания (стих 16). Поразительно, что Бог решительно действует не только тогда, когда судит и наказывает, но и когда обеспечивает милостивую защиту от будущих угроз.
Таким образом, суд Божий имеет как карательную, так и исправительную составляющую; он обуздывает грех, ограничивает последствия наказания и защищает Каина от обращения с ним по принципу «око за око, зуб за зуб». Очень важно заметить: уже здесь (как и в предыдущем суде над Адамом и Евой) видно, что Божья милость превозносится над судом.
В Едеме Господь предотвратил исчезновение человеческого рода, введя в действие план, согласно которому падший человек может быть реабилитирован, восстановлен и спасен. Жертвуя Сыном, Бог показал, что способен не только контролировать проблему греха, но и решить ее.
Сравните грешника и праведника
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:4).
«Любовь прокладывает путь». Утренние чтения 2012 года
Во дни царицы Есфири
«Кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14)
«По примеру Иисуса». Утренние чтения 2011 года
Божий народ должен соблюдать субботу
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. Быт.2.2.
«Маранафа. Господь грядет». Утренние чтения
Бог будет руководить Своим народом
«Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2)