Арджуна сказал:
"О Джанаридана! О Кешава! Почему Ты хочешь вовлечь меня в эту ужасную
войну, если считаешь деятельность на уровне разума выше деятельности ради ее
плодов?"
КОММЕНТАРИЙ: В предыдущей главе Верховный Господь Шри Кришна
подробно описал природу души с тем, чтобы спасти своего дорогого друга Арджуну,
тонущего в океане материальных страданий. Он также указал ему путь духовного
самоосознания, каким является буддхи-йога, или сознание Кришны. Зачастую люди
ошибочно считают сознание Кришны пассивным методом и тот, кто разделяет
подобную точку зрения, старается уйти в уединенное место, чтобы воспевая святые
имена обрести сознание Кришны. Однако тому, кто не овладел философией сознания
Кришны нецелесообразно воспевать святые имена Кришны в уединенном месте, ибо
это не принесет ему ничего кроме дешевой популярности среди неискушенных людей.
Арджуна также думал, что сознание Кришны, буддхи-йога, или деятельность на
уровне разума, одухотворенного высшим знанием, предполагает уход от активной
деятельности и совершение аскез где-нибудь в уединенном месте. Иными словами,
он искусно хотел избежать участия в битве, используя сознание Кришны как
своеобразный предлог (прикрытие). Но будучи искренним и серьезным учеником, он
сообщил об этом своему духовному учителю и спросил Кришну о том, как ему лучше
всего поступить. Отвечая Арджуне Господь Кришна подробнейшим образом рассказал
ему о карма-йоге, или деятельности в сознании Кришны, которой посвящена третья
глава "Бхагавад-гиты".
Твои двусмысленные
наставления смутили мой разум. Поэтому, прошу Тебя, скажи определенно, какой
путь принесет мне наивысшее благо?
КОММЕНТАРИЙ: В предыдущей главе, которая является
своеобразной прелюдией к "Бхагавад-гите" (предворяет основное
содержание "Бхагавад-гиты") были описаны различные пути и методы
духовного самоосознания такие, как санкхья йога, буддхи-йога, контроль
деятельности чувств с помощью разума, деятельность, не оскверненная желанием ее
плодов, а также рассказывалось о положении неофитов (тех, кто стоит у начала
духовной жизни). Все это было изложено без какой-либо определенной системы.
Однако для того, чтобы человеку постичь это знание и действовать в соответствии
с ним, необходимо изложить его более упорядоченно. Поэтому Арджуна хотел найти
разрешение этих кажущихся противоречий с тем, чтобы обыкновенные люди могли
понять их однозначно, не давая им ложных толкований. Хотя у Кришны не было
намерения сбить Арджуну с толку многословными и путанными рассуждениями,
Арджуна не смог понять суть метода сознания Кришны ни в бездействии, ни в
активном служении. Иными словами, задавая эти вопросы, он хочет расчистить путь
к сознанию Кришны для всех тех, кто действительно хочет постичь сокровенный
смысл "Бхагавад-гиты" (проникнуть в тайну "Бхагавад-гиты").
Господь, Верховная
Личность Бога сказал: О безгрешный Арджуна! Как Я уже говорил, есть два типа
людей, которые стремятся осознать свою истинную сущность. Одни их них идут
философским путем познания, а другие занимаются преданным служением Господу.
КОММЕНТАРИЙ: Во второй главе "Бхагавад-гиты" (стих
39) Господь рассказал о двух методах духовного самоосознания - санкхье-йоге и
карма-йоге или буддхи-йоге. В этом стихе Он останавливается на них более
подробно. Санкхья-йогой или аналитическим изучением природы духа и материи
занимаются люди, склонные к философским спекуляциям и стремящиеся постичь
окружающий их мир посредством эмпирического философского знания. Представители
второго типа трансценденталистов занимаются деятельностью в сознании Кришны, о
которой шла речь в шестьдесят первом стихе второй главы "Гиты". В
тридцать девятом стихе второй главы Господь также говорил о том, что действуя в
соответствии с принципами буддхи-йоги или сознания Кришны, человек освободится
от оков кармической деятельности; к тому же данный метод является поистине
безупречным. О том же самом, только более обстоятельно, говорилось в шестьдесят
первом стихе "Бхагавад-гиты": Тот, кто занимается буддхи-йогой должен
поставить себя в полную зависимость от Всевышнего, то есть от Кришны, и таким
образом он без труда сможет контролировать все свои чувства. Итак, оба метода
йоги являются взаимозависимыми, они связаны друг с другом, как религия и
философия. Религия, лишенная философской базы, превращается в пустые сентименты
или даже в фанатизм, а философия без религии остается набором умственных
измышлений. Высшей целью всех трансценденталистов является Кришна, ибо
философы, которые искренне (действительно серьезно) занимаются поисками
Абсолютной Истины, в конечном счете приходят к сознанию Кришны. Об этом также
сказано в "Бхагавад-гите". Суть данного метода йоги заключается в
том, чтобы осознать свое истинное положение и свои взаимоотношения с Высшим
существом. Философский путь познания является опосредованным (окольным), и идя
по нему человек с течением времени выходит на уровень сознания Кришны; другой
метод йоги дает ему возможность установить непосредственную связь со всем сущим
в сознании Кришны. Из этих двух методов познания лучшим является путь сознания
Кришны, так как он исключает необходимость очищения чувств посредством
философских изысканий. Метод сознания Кришны сам по себе дает человеку
возможность очиститься от материальной скверны, и будучи прямым методом,
преданное служение является одновременно легким и возвышенным.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.