Настоящий мир и покой
может обрести только тот, кто избавился от стремления удовлетворять свои
чувства, равно как и от всех материальных желаний, тот, кто перестал считать
себя собственником чего бы то ни было и избавился от ложного эго.
КОММЕНТАРИЙ: Избавиться от желаний значит избавиться от
стремлений удовлетворять собственные чувства. Иначе говоря, отсутствие желаний
заключается в желании обрести сознание Кришны. Тот, кто осознал свое истинное
положение, положение вечного слуги Кришны, перестал отождествлять себя с
материальным телом и избавился от иллюзорных, собственнических чувств, достиг
высшей ступени совершенства в сознании Кришны. Такой человек знает, что Кришна
является владельцем всего сущего и потому все должно использоваться для
удовлетворения Кришны. Отказываясь сражаться, Арджуна стремился удовлетворить
собственные чувства, но полностью осознав Кришну, он вступил в бой, ибо этого
хотел Сам Господь. Не желая сражаться ради себя самого, тот же самый Арджуна не
щадя живота своего сражался ради Кришны. Подлинным отсутствием желаний является
желание удовлетворять Кришну, а не попытки насильственного подавления в себе
всех желаний. Живое существо не может перестать желать или чувствовать вообще,
но в его силах изменить качества (направленность) своих желаний. Тот, кто не
испытывает материальных желаний, безусловно знает, что все сущее принадлежит
Кришне (ишавасйам идам сарвам) и не считает себя собственником чего бы то ни
было. Основой такого трансцендентного знания является осознание человеком своей
истинной сущности, то есть осознание того, что как духовная искра, живое
существо вечно остается частицей Кришны, поэтому оно никогда не станет равным
Кришне или более великим, чем Он. Подобное умонастроение того, кто обладает
сознанием Кришны, является основополагающим принципом истинного мира и покоя.
Текст 71
эша брахми стхитих партханаинам прапйа вимухйати
стхитвасйам анта-кале 'пибрахма-нирванам рччхати
эша-это; брахми-духовное; стхитих-положение; партха-о сын
Пртхи; на-никогда; энам-это; прапйа-достигая; вимухйати-человек, введенный в
заблуждение; стхитва-находясь; асйам-в этом; анта-кале-в конце жизни; апи-также;
брахма-нирванам-духовное царство Бога; рччхати-человек достигает.
Таков путь духовной и
благочестивой жизни, ступив на который, человек выходит из-под власти иллюзии.
Тот, кто достиг этого уровня, даже на смертном одре получает право войти в
царство Бога.
КОММЕНТАРИЙ: Человек может обрести сознание Кришны или
поднять на трансцендентный уровень сразу, в одно мгновенье, а может стремиться
к нему многие миллионы жизней. Нужно только понять и признать этот факт.
Предавшись Кришне, Махараджа Кхатванга достиг подобного состояния бытия всего
лишь за несколько минут до смерти. Нирвана означает конец материального
существования. Согласно философии буддизма, за порогом материальной жизни нас
ожидает одна только пустота. Однако "Бхагавад-гита» утверждает, что это
далеко не так. Настоящая жизнь начинается там, где заканчивается материальное
существование. Глупый материалист довольствуется знанием о необходимости
покончить с материальным образом жизни, а для тех, кто достиг духовного совершенства,
за порогом материальной жизни начинается новая жизнь. Если человеку
посчастливится обрести сознание Кришны еще в этой жизни, он незамедлительно
достигнет уровня брахма-нирвана. Между царством Бога и преданным служением
Господу нет совершенно никакой разницы. Поскольку оба они находятся на
абсолютном уровне, тот, кто занимается трансцендентным любовным служением
Господу, пребывает в духовной обители. Люди, живущие в материальном мире,
занимаются деятельностью, связанной с удовлетворением материальных чувств,
тогда как обитатели духовного мира действуют в сознании Кришны. Обрести
сознание Кришны в течение одной жизни значит подняться на уровень Брахмана. И
тот, кто действует в сознании Кришны, вне всякого сомнения, уже находится в
царстве Бога.
Брахман-прямая противоположность материи. Поэтому выражение
брахми стхити означает "вне сферы материальной деятельности». В
"Бхагавад-гите» преданное служение Господу признается тождественным
освобождению (са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате). Таким образом,
брахми стхити — это освобождение из материального плена.
Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что во второй главе «Бхагавад-гиты»
дано сжатое содержание этого великого произведения. «Бхагавад-гита»
рассказывает нам о путях карма-йоги, гьяна-йоги и бхакти-йоги. Во второй главе
приведено подробное описание методов карма-йоги и гьяна-йоги, а также затронута
бхакти-йога, что составляет содержание всей этой книги.
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты ко второй главе «Шримад
Бхагавад-гиты», под названием «Обзор «Бхагавад-гиты»».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.