вишайах-объекты чувств; винивартанте-стараться воздерживаться
от; нирахарасйа-следуя запретам и ограничениям; дехинах-находящийся в теле;
раса-вариджам-утрачивает вкус; расах-желание наслаждаться; апи-хотя остается;
асйа-его; парам-к вещам более высокого порядка; дрштва-испытывая;
нивартате-прекращает.
Душа, находящаяся в
теле, может воздерживаться от чувственных удовольствий, хотя ее по-прежнему
влечет к объекту чувств. Однако, испытав высший вкус, она утрачивает вкус ко
всему низменному и утверждается в сознании Кришны.
КОММЕНТАРИЙ: До тех пор, пока человек не достигнет
трансцендентного уровня, он не сможет полностью отказаться от чувственных
удовольствий. Следуя правилам и предписаниям и ограничивая таким образом
деятельность своих чувств, человек становится подобен больному, который
соблюдает диету, ограничивающую употребление тех или иных продуктов. Однако
нельзя сказать, что такому больному нравятся подобные ограничения или у него
пропадает вкус к запрещенным блюдам. Аналогичным образом, ограничение
деятельности чувств в рамках того или иного метода духовного самоосознания,
например, аштанга-йоги, элементами которой являются йама, нийама, асаны,
пранайамы, пратйахары, дхараны, дхйаны и т.д., рекомендована для менее разумных
людей, не обладающих совершенным знанием. Однако, когда человеку, который занимается
деятельностью в сознании Кришны, открывается красота Верховного Господа, он
утрачивает всякий вкус к мертвой материи. Таким образом, предписания,
ограничивающие деятельность чувств, предназначены для неразумных неофитов в
духовной жизни. Однако они безусловно нужны и полезны до тех пор, пока человек
действительно не ощутит вкус сознания Кришны. Тот, кто обретает знание о Кришне
естественным образом утрачивает вкус ко всему пресному и блеклому.
Текст 60
йатато хй апи каунтейапурушасйа випашчитах
индрийани праматхинихаранти прасабхам манах
йататах-прилагая усилия; хи-безусловно; апи-несмотря на;
каунтейа-о сын Кунти; пурушасйа-человека; випашчитах-который обладает знанием;
индрийани-чувства; праматхини-возбуждающий; харанти-увлекают; прасабхам- с силой;
манах-ум.
Чувства так сильны и
беспокойны, о Арджуна, что они насильно увлекают за собой ум даже того, кто
обладает знанием и прилагает много усилий, чтобы подчинить ум своей власти.
КОММЕНТАРИЙ: Есть много мудрецов, философов и
трансценденталистов, которые пытаются обуздать чувства, но несмотря на все их
усилия даже величайшие из них иногда становятся жертвами материальных чувств,
поскольку ум их неустойчив и беспокоен. Даже Вишвамитра, великий мудрец и
совершенный йог-мистик, был соблазнен Менакой, хотя совершал суровые аскезы и
строго следовал всем предписаниям йоги, стремясь обуздать свои чувства. История
знает и много других примеров подобного рода. Следовательно тому, кто не
обладает сознанием Кришны, чрезвычайно трудно контролировать ум и чувства. До
тех пор, пока ум человека не будет занят Кришной, он не сможет прекратить
деятельность материальных чувств. Подтверждением этому могут служить слова Шри
Ямуначарьи, великого святого и преданного Господа:
йад-авадхи мама четах кришна-падаравинде
нава-нава-раса-дхаманй удйатам рантум асит
тад-авадхи бата нари-сангаме смарйамане
бхавати мукха-викарах суштху ништхиванам ча
"С тех пор, как мой ум занят служением лотосным стопам
Господа Кришны, я испытывая все возрастающее трансцендентное блаженствао, и при
одной мысли о близости с женщиной, мое лицо искажает гримаса отвращения и я
сплевываю».
Сознание Кришны такой замечательный трансцендентный процесс,
что участвуя в нем, человек естественным образом утрачивает вкус к материальным
удовольствиям. Он становится похожим на голодного, которому удалось утолить
голод достаточным количеством вкусной пищи. Махараджа Амбариша одержал верх над
йогом Дурвасой Муни просто потому, что его ум был поглощен сознанием Кришны
(сарвах манах кришна).
Текст 61
тани сарвани самйамйайукта асита мат-парах
ваше хи йасйендрийанитасйа праджна пратиштхита
тани-эти чувства; сарвани-все; самйамйа-держа под контролем;
йуктах-заняты; асита-должны находиться; мат-парах-во взаимоотношениях со Мной;
ваше-в полном подчинении; хи-безусловно; йасйа-тот, чьи; индрийани-чувства;
тасйа-его; праджна-сознание; пратиштхита-тверидое.
Того, кто отстраняет
свои чувства от объектов чувств и держа их в повиновении сосредоточивает свое
сознание на Мне, называют человеком с твердым разумом.
КОММЕНТАРИЙ: В данном стихе ясно сказано, что высшей
ступенью совершенства йоги является сознание Кришны, и тот, кто не обладает
сознанием Кришны не способен контролировать свои чувства. Ранее уже говорилось,
что великий мудрец Дурваса Муни затеял однажды ссору с Махараджем Амбаришей.
Непомерно гордый Дурваса без всякой на то причины пришел в ярость и потому не
смог сдержать свои чувства. С другой стороны царь, который не был столь
могущественным йогом, как мудрец Дурваса, но был преданным Господа, молча
слушал несправедливые упреки мудреца и в конечном итоге одержал над ним верх.
Царь мог управлять своими чувствами, ибо как сказано в "Шримад-Бхагаватам»
(9.4.18-20), он обладал следующими качествами:
са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачамси ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-мариджанадишу
шрутим чакарачйута-сат-катходайе
мукунда-лингалайа-даршане дршау
тад-бхртйа-гатра-спарше 'нга-сангамам
гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шримат-туласйа расанам тад-арпите
падау харех кшетра-паданусарпане
широ хршикеша-падабхивандане
камам ча дасйе на ту кама-камйайа
йатхоттамашлока-джанашрайа ратих
"Свой ум царь Амбариша сосредоточил на лотосных стопах
Господа Кришны, а речь посвятил описанию Его обители; руками он убирал храм
Господа, ушами слушал повествования об играх Господа; его глаза лицезрели форму
Господа, тело касалось тела преданного Господа, а носом он вдыхал аромат
цветом, предложенных Его лотосным стопам; его язык ощущал вкус листьев туласи,
которые были предложены Господу, ноги несли его по святым местам, где находятся
храмы Господа, голова склонялась к Его лотосным стопам, а желания были направлены
на удовлетворение желаний Господа. Все это свидетельствовало о том, что он был
преданным мат-пара».
Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово
мат-пара. Жизнь Махараджи Амбариши является примером того, как человек может
стать преданным мат-пара. Шри Баладева Видьябхушана, великий ученый и ачарья в
цепи ученической преемственности мат-пара, говорил: мад-бхакти-прабхавена
сарвендрийа-виджая-пурвика сватма-дрштих сулабхети бхавах - "Полностью
контролировать чувства можно только занимаясь преданным служением Кришне».
Иногда также приводят пример с огнем: "Как пылающий огонь сжигает все что
находится в комнате, так и Господь Вишну, пребывающий в сердце йога, сжигает в
нем всю материальную скверну». Йога-сутра также рекомендует нам медитировать на
Вишну, а не на пустоту. Так называемые йоги, которые медитируют на то, что не
связано с Вишну, только напрасно теряют время в тщетной погоне за миражом. Мы
должны стать сознающими Кришну, преданными Личности Бога. Такова цель истинной
йоги.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 60 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.