Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 18 мая


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

12-18 мая 2016 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

В Уфе на активиста секты «Свидетели Иеговы» наложили штраф в размере 10 тысяч рублей

В Уфе оштрафовали лидера общественной организации «Свидетели Иеговы» Рустема Нибауллина. Причина штрафа: участие активиста в незаконном мероприятии.

Пресс-службы Учалинской межрайонной прокуратуры сообщает, что в феврале нынешнего года на территории ТЦ «Евразия» в г.Учалы мужчина провел нелегальное мероприятие. В своем выступлении перед населением города он использовал стенды и печатную продукцию религиозной секты. Подобные мероприятия запрещено проводить без разрешения соответствующих органов.

За нарушение порядка в отношении активиста Свидетелей Иеговы возбуждено административное дело и наложен штраф в размере 15 тыс. рублей. Но Верховный суд Башкирии снизил меру наказания до 10 тыс. рублей.

Спутник FM, 17.05.2016

 

САЕНТОЛОГИЯ

Верил ли сам Л. Рон Хаббард в то, что говорил?

В 2011 году профессор из Университета штата Огайо по имени Хью Урбан издал книгу под названием The Church of Scientology: A History of a New Religion («Саентологическая церковь: история новой религии»). Когда эта книги вышла из печати, мы писали о ней и взяли интервью у автора.

Мы не включили книгу Урбана в список рекомендуемой литературы, опубликованный некоторое время назад, не потому, что она незначима. Книга Урбана важна, поскольку это научная попытка сложить в единую картину разные судебные документы и прочие исторические материалы с целью понять, что представляет собой Саентология. И хотя Урбан, как и многие ученые, ставит под сомнение ценность свидетельств бывших саентологов, он все-таки дает довольно суровую оценку творению Л. Рона Хаббарда. Хаббард позаимствовал идеи из многих более ранних движений и составил из них нечто зажившее самостоятельной жизнью, объяснял Урбан.

Сегодня мы упоминаем об этом потому, что недавно на форуме бывших саентологов EMSB некто упомянул, что в «Лондонском книжном обозрении» за 2012 год была опубликована рецензия на книгу Урбана, написанная сотрудницей журнала «Нью-Йоркер» Рэчел Авив. В этой рецензии была приведена довольно интересная цитата из Хаббада. Мы помним эту рецензию, но можем понять, почему та давняя цитата четыре года спустя вызвала ажиотаж на форуме ESMB. Вот отрывок из статьи Авив, о котором идет речь:

Хаббард часто сравнивал жизнь с игрой и не хотел «играть в какую-то простенькую игру в Саентологии. Это не забава и не что-то, чем можно заняться за неимением лучшего». Игра была основана на идее, что мы можем выбрать, что нам считать «истинным», а остальное можем отбросить как иллюзию. Однако вскоре постмодернистская игра Хаббарда дерзнула стать «реальной». Его последователи — в числе которых были как хиппи, так и образованные и амбициозные молодые люди — удивили его силой своих убеждений. В 1952 году Хаббард рассказал группе аспирантов в Филадельфии, что его последователи верят в истинность саентологической космологии больше, чем он сам. «По большей части я над вами прикалываюсь, — сказал он. — Я не верю ни во что из этого и не хочу, чтобы со мной по этому поводу соглашались… Все, о чем я прошу, — чтобы мы взглянули на эту информацию и… посмотрим, возможно, она хотя бы чуть-чуть не вызовет у нас несогласия».

Увидев эту цитату, Джейсон Колавито, скептик, которым мы глубоко восхищаемся, описал ее как «признание Хаббарда, что он не верил в собственные учения о космических федерациях и Ксену».

На самом деле, история о Ксену появилась десять с лишним лет спустя, в 1967 году, но суть вы уловили — Авив и Колавито ссылались на эту цитату, взятую из первой лекции «Филадельфийского докторского курса», прочитанной 1 декабря 1952 года, чтобы показать, что Л. Рон Хаббард признавал, что высасывал свои мысли из пальца.

Вот более полный текст цитаты, часть которой привела Авив, и вы сами можете судить, насколько она убийственна:

Весь этот курс… по большей части, я просто над вами прикалываюсь. Я не верю, что вы существовали во вселенной 76 триллионов лет. Я не верю, что у вас было какое-то прошлое до рождения. Я не верю, что есть какая-то причина существования этой вселенной, разве что некий парень по имени сатана или как-то так ее создал. И я не верю ни во что из этого. И я не хочу, чтобы со мной по этому поводу соглашались. Меня бесит, когда со мной по этому поводу соглашаются.

Постойте, так что, это все было просто мошенничеством? Многие критики так и думали, полагая, что Хаббард прекрасно знал, какую чушь он несет, когда рассказывал о том, как был автомобильным гонщиком на земле 40 тысяч лет назад, или как маркабийский флот вторжения создал имплантационные станции на Марсе и Венере, куда мы попадаем между смертью и новой жизнью, или как галактический властитель Ксену породил кластеры незримых инопланетных душ, из которых состоит каждый из нас. И если Хаббард признавал, что все это — просто выдумки, разве саентологи не должны поверить ему на слово и считать все сказанное им правдой?

На самом деле, все гораздо сложнее и хитрее, как мы выяснили, поговорив с несколькими экспертами по технологии.

Прежде всего, важно рассматривать ту цитату 1952 года в более широком контексте… В этой части своей лекции Хаббард излагал мысль о том, что природа самого бытия может всецело быть основана на надеждах и снах, беспокойстве и страхах, что законы физики действуют так, как действуют, лишь потому, что мы все согласились с этим. Перестанет ли существовать гравитация, если мы перестанем в нее верить?

Хаббард описывает некую древнюю инопланетную цивилизацию, которую он называет «Арзликус», — город, который плавал в небесах, пока некий «раб», занимавшийся «полировкой третьего ряда кирпичей», внезапно не открыл понятие «массы». Это повлекло за собой идею гравитации, и в результате небесный город неожиданно рухнул на землю.

Одна из основных идей Саентологиии заключается в том, что гравитация, планеты и сама вселенная — все это существует лишь потому, что «мы» (т.е. духовные «тэтаны» 76 триллионов лет от роду, которыми мы на самом деле являемся) решили, что оно должно существовать. Материальная вселенная — это всего лишь игра, существующая в наших головах, и если бы мы могли вычистить (отклировать) то, что нас удерживает («реактивный ум»), и обрести больший контроль над этими побуждениями, мы могли бы управлять мирозданием, как нам заблагорассудилось бы и жили бы, словно боги. Во всяком случае, именно к этому ведет Хаббард, но здесь, рассказав о том, как Арзликус разбился о землю, он неожиданно обрывает себя на полуслове и заявляет, что все это выдумал на ходу.

Ну не странное ли признание со стороны Хаббарда? В действительности, как согласились все наши эксперты, это была часть его лицедейства. Хаббард не хочет, чтобы вы «поверили» его словам. Он хочет, чтобы вы сами «открыли» это для себя, потому что тогда вы будете с гораздо большим энтузиазмом поддерживать его и его идеи.

«Думаю, люди часто недооценивают убедительность принципа „истинно то, что истинно для тебя“», — говорит Клэр Хедли, которая много лет занимала высокий пост, связанный с саентологической технологией, на Международной Базе организации к востоку от Лос-Анджелеса и некоторое время даже курировала одитинг Тома Круза. Она имеет в виду знаменитую максиму Хаббарда, согласно которой реальность — это то, что ты сам увидел, что бы это ни было.

«Вследствие этой хаббардовской идеи вы обнаружите, что саентологи держатся за свои идеи гораздо крепче и дольше и проповедуют их гораздо энергичнее, чем это происходит в других вероисповеданиях. Думаю, этот фактор играет главную роль в том, почему саентология „выветривается“ гораздо дольше, чем опыт, полученный в других культах. Кстати говоря, одно исследование показало, что Саентология — одно из самых долгоиграющих религиозных переживаний, а потому избавиться от нее труднее, чем от многих других».

Далее в той лекции 1952 года Хаббард поясняет, чего он хочет от своих последователей:

«Тот человек, который обладает наибольшими способностями к наблюдению, получит от этих лекций больше всех. Мы не просим никого видеть то, что люди уже видели в прошлом. Мы всего лишь просим людей: „Вот определение. А теперь посмотрите, сможете ли вы это увидеть. Если вы не сможете этого увидеть, возможно, этого не существует; если же вы сможете это увидеть, это существует“. Итак, мы просим увидеть. Но увидеть — непростая штука. Это нечто вроде принципа чистого листа».

«Признавшись», что он просто пошутил, Хаббард предлагает своим последователям искать себя — для этого им нужно вернуться в прошлые жизни с помощью Е-метра и «вспомнить» переживания давным-давно минувших дней. И в этом состоянии ревери (не произносите слова «гипноз» в присутствии саентолога) к саентологу приходит осознание того, что все, о чем так ненавязчиво говорил Хаббард, — истинная правда. Тогда саентолог признает существование прошлых жизней и истинность безумных фантастических сказок Хаббарда не потому, что «верит» в них, а потому, что испытал это на себе.

Нам вспоминается интервью, которое мы взяли в 2012 году у Дани Лембергера, одного из самых откровенных, но в то же время убежденных саентологов, каких мы только встречали. В том году Лембергер возглавил бунт, в результате которого вся его саентологическая миссия в израильском городе Хайфе откололась от официальной организации и стала «независимыми саентологами».

Лембергер рассказал нам, что он стал саентологом именно потому, что мыслит скептически. Как он объяснил, его привлекло то, что Саентология не предлагает человеку ни во что поверить. Это наука, и ты открываешь для себя знания, а не принимаешь на веру догмы.

Хаббард не предлагает вам поверить в существование Арзликуса только потому, что он рассказал об этом в лекции. Во время лекции он заронил в ваш разум мысль об Арзликусе, а потом велел идти и с помощью одитинга обнаружить собственные прошлые жизни. И в состоянии ревери вы вполне можете обнаружить, что были героем Арзликуса или какого-нибудь другого эпизода «полного трака», который Хаббард тогда же, в 1952 году, описал в своей причудливой книге «История человека».

Такое «знание» служит гораздо лучшим мотиватором, нежели «вера» во что-то сказанное Хаббардом на лекции. И именно поэтому он говорит своим слушателям в Филадельфии, чтобы они не верили его словам, и именно поэтому он ведет себя так, словно его заботит, что люди принимают его слова на веру.

«Ты совершенно прав. Я помню эту лекцию и все ФДК, потому что их нужно было обязательно прослушать в рамках курса Основы, изданного в середине 2000-х, — сказал нам бывший сотрудник Морской организации Крис Шелтон. — Здесь он немного лукавит, говоря прямо противоположное тому, что на самом деле имеет в виду. Может, он и говорит: „Я все это просто выдумал“, — но на самом деле он берет то, что, по его мнению, думают некоторые присутствующие и высказывает это вслух с неким сарказмом или иронией, чтобы обличить их в маловерии. Потом он сразу же поворачивается на 180 градусов и выдает им фразу „не верьте мне, верьте себе и тому, что вы найдете во время собственного одитинга“. Но заметьте: он рассказал им всю историю Арзликуса, так что теперь они могут запросто вернуться и „открыть ее для себя“. А если бы он не описал им эту ситуацию, никто бы никогда не извлек историю Арзликуса из собственного воображения».

«Ты прав, Тони. Хаббард воспользовался приемом мошенников, заставив жертву считать его идеи своими, — говорит Пересмешник, бывший саентолог, часто пишущий комментарии по техническим вопросам в нашем блоге. — Хаббард говорит: не принимайте это на веру, однако он, как человек владеющий гипнозом и искусством пропаганды, знает, что гипноз — это внушение плюс воображение с авторитетом, или раппортом, или превосходством. Он достигал эффекта внушения очень ярких образов прошлых жизней в мельчайших подробностях, а потом люди, которые во время одитинга воображали это и по ошибке принимали за воспоминания, сами подтверждали истинность внушенных им образов. Он делал так, чтобы фактические противоречия казались ошибкой, и создавал себе непогрешимый авторитет. Жертва верит словам Хаббарда, а не тому, что видит, потому что считает материальную вселенную ложью, а несогласие с Хаббардом — признаком недостатка осознанности или здравости. Это замкнутый круг: если ты согласен с Хаббардом, ты прав, а если не согласен, или если что-то идет вразрез с его словами, это либо ошибка, либо ложь».

«Сразу после этой цитаты он объявляет, что после занятий слушатели будут заниматься упражнениями, испытывая разного рода „феномены“, и это подразумевает, что сами студенты убедятся в справедливости всех его безумных идей, — говорит Теки, еще один бывший саентолог, публикующий в нашем блоге комментарии по техническим вопросам. — Потом он говорит о том, что реальность представляет собой всего лишь договоренность, это идея «истинно то, что истинно для тебя», выраженная другими словами. Это чрезвычайно удобная формула для того, кто хочет громоздить одну на другую дикие теории, не опасаясь, что их придется проверять или обосновывать. Это очень важный момент, который подчеркивается в нескольких лекциях и публикациях, таких как Engram Running by Chains – Charge and the Time Track. Хаббард очень осторожен и во время лекции не навязывает вам свои безумные идеи. Вопрос всегда звучит так: «Было ли нечто подобное раньше?» и никогда так: «Было ли нечто подобное во времена Древнего Рима?» Хаббард рассказывает всевозможные безумные истории, но ты должен сам найти, что тебя торкает. И обсуждать такие вещи, как Арзликус или твоя прошлая жизнь в обличье Иисуса, с кем-либо, кроме твоего одитора, запрещено. Поэтому никто не сравнивает записи, никто не ходит на кладбища, чтобы узнать свои прошлые имена и т. п. Единственное безумное и невразумительное исключение — материалы OT III (история о Ксену), в которых упоминаются конкретные даты и инциденты. Но эти материалы предназначены только для посвященных, и к тому времени они уже вложили в это безумие достаточно денег, чтобы от него не отказаться. Так что я не вижу ничего особенно важного в приведенной цитате. Он на самом деле не говорит ничего нового. И это не противоречит другим его высказываниям — просто позволяет студентам не соглашаться, если они сами еще это не испытали. Однако он явно ожидает, что они это испытают. Если даже он прикалывался в 1952 году, то не прикалывался в 1982 году, когда попытался излечиться от своих «тэтанов тела» с помощью электричества. Бывшие саентологи и те, кто никогда не был в организации, вечно спорят о том, пил ли Хаббард свой собственный яд. На мой взгляд, он, вероятно, понимал, как слабы его теории, но в конце концов увяз в них».

Как отмечает Теки, один из удивительных моментов, которые мы узнали из эпической истории организации Going Clear, опубликованной в 2013 году Лоуренсом Райтом, а потом с еще большими поробностями из последних глав книги Memoirs od a Scientology Warrior Марти Рэтбана, было свидетельство Стива Пфота, который был рядом с Хаббардом в последние годы, которые тот провел в уединении. Пфот рассказывал, что в последние месяцы немощный Хаббард усердно искал бестелесные инопланетные души — тэтаны тела, — чтобы изгнать их прочь. Похоже, в тот момент Хаббард действительно верил в собственную науку.

Однако в 1952 году он, судя по всему, понимал, что всех разыгрывает. Но он знал, что, если он убедит вас «вспомнить» его фантазии в состоянии ревери, вы примете их с гораздо большим энтузиазмом, чем простую веру. Поразительно, не правда ли?

The Underground Bunker, 16.05.2016

 

к оглавлению

АТЕИЗМ

Учредительный съезд "Атеистов России" в Москве собрал несколько сот человек

Организация "Атеисты России" создается для восстановления в стране равенства прав атеистов и верующих, заявил председатель оргкомитета учредительного съезда организации, зампред ЦК партии "Коммунисты России" Илья Ульянов.

"Верующие и атеисты должны обладать одинаковыми правами, государство не имеет права вмешиваться в дела церкви, но и церковь не должна вмешиваться в дела государства. Если закон о защите прав верующих есть, то и о защите прав атеистов должен быть", - сказал И.Ульянов на учредительном съезде движения, который проходит в пятницу в Москве.

По мнению И.Ульянова, в настоящее время религиозные организации, в первую очередь Русская православная церковь, предпринимают попытки распространения своего влияния на все сферы жизни, образование, воспитание и социальные сферы.

"Мы настроены на диалог с верующими, мы уважаем чувства верующих, но мы против влияния религиозных институтов как корпораций", - подчеркнул докладчик.

Илья Ульянов

Зампред ЦК "Коммунистов России" отметил, что КПРФ отказалась от идеи защиты прав атеистов. По его словам, "руководство партии не оправдало ожиданий народа, пошло на сговор с религиозными организациями, атеистическое сообщество осталось без политической опоры".

Целью организации станет мобилизация общества совместно с левыми силами для борьбы с влиянием религиозных институтов на общество.

"Должна быть организована массовая пропаганда за научное мировоззрение, против "мракобесия". Единственный возможный способ для этого - создание системы антиклерикальной борьбы, единого атеистического центра с отделами во всех регионах, проведение масштабных антиклерикальных действий", - сказал И.Ульянов.

В работе съезда принимают участие около 300 делегатов из 50 регионов России, в том числе работники научной сферы, медики, учителя, депутаты местного самоуправления, рабочие и служащие.

"Цель съезда - сформировать близкую к компартии "Коммунисты России", но максимально широкую общественную организацию, которая объединила бы людей, опирающихся на научный анализ действительности", - сообщил ранее И.Ульянов, добавив, что создание такой организации позволит добиться соблюдения положения Конституции России о светском характере государства.

Интерфакс, 13.05.2016

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
191186, Россия, Санкт-Петербург, а/я 100
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное