Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 17 февраля


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

11-17 февраля 2016 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Суд признал экстремистской организацию "Свидетели Иеговы" в Старом Осколе

Белгородский областной суд удовлетворил иск прокурора о ликвидации религиозной организации "Свидетели Иеговы", действующей в Старом Осколе, сообщает пресс-служба суда.

"Принято решение признать местную религиозную организацию "Свидетели Иеговы" города Старый Оскол экстремисткой, ее деятельность не соответствующей требованиям закона "О свободе совести и религиозных объединениях" и ликвидировать организацию с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц", – говорится в сообщении суда.

Решение областного суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ в течение месяца.

Religare, 11.02.2016

к оглавлению

Организация “Свидетели Иеговы” Белгорода признана экстремистской

Белгородский областной суд в четверг удовлетворил иск прокуратуры о ликвидации вслед за организацией “Свидетели Иеговы” из Старого Оскола еще одной религиозной организации под таким же названием, действующей в Белгороде.

Белгородская организация признана экстремистской, сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь суда Ирина Сазонова.

Ранее в среду Белгородский областной суд вынес решение о ликвидации местной религиозной организации "Свидетели Иеговы" города Старый Оскол, также признав ее деятельность экстремистской.

НХМ, 11.02.2016

САЕНТОЛОГИЯ

Чак Битти прав: Л. Рон Хаббард копил странные космические идеи за десять лет до появления «Дианетики»

Чак Битти

Наконец, мы сделали то, что бывший член Саентологической церкви Чак Битти уже давно просил нас (или кого-нибудь) сделать. Да, Чак, в конце концов мы прочли рассказ Хаббарда One Was Stubborn («Один был упрямым»), опубликованный в 1940 году.

Битти — бывший член Морской организации, отбывший один из самых длинных сроков в истории в пенитенциарной программе этой организации, Rehabilitation Project Force (RPF). Саентология утверждает, что RPF — это добровольная программа, нечто вроде пансионата для сотрудников, которым нужно провести некоторое время наедине с собой. Все бывшие сотрудники Морской организации, прошедшие через RPF, с которыми мы говорили, описывали эту программу как жесткую форму лишения свободы — нечто вроде одиночного заключения у всех на виду. Участники программы носят черные комбинезоны и носятся с места на место, выполняя задания, связанные с физическим трудом. Им не позволяется с кем-либо разговаривать. Они питаются объедками и контактируют с внешним миром еще реже, чем обычные сотрудники Морской организации. Поначалу, когда основатель Саентологии Л. Рон Хаббард только создал RPF, на то, чтобы заслужить освобождение, уходили месяцы. Но со временем на это стало уходить гораздо больше времени. Битти подвергался наказанию на протяжении семи лет — с 1996 по 2003 год — и большую часть этого времени провел в специальном лагере Хэппи-Вэлли («Счастливая долина»), расположенном в пустынной местности Южной Калифорнии. Как-то раз Чак описал нам, как странно было находиться в Хэппи-Вэлли в полной изоляции от внешнего мира в ночь на 1 января 2000 года, зная, что внешний мир празднует начало нового тысячелетия.

В прошлом году во время турне с целью рекламы своей книги мы познакомились с человеком, который утверждал, что провел в RPF еще больше времени — 11 или 12 лет. Мы бы хотели еще раз с ним побеседовать. Так или иначе, Чак пережил RPF и Морскую организацию, а потом стал одним из самых активных критиков Саентологии. Он часто комментирует посты в нашем блоге и уже много раз напоминал нам об одном рассказе, который Хаббард написал в 1940 году — за целых 10 лет до того, как явил миру «Дианетику».

ОК. Итак, мы, наконец, решили что-то предпринять по этому поводу — хотя бы для того, чтобы сделать приятное Чаку. Всякий, кто пережил семилетнее заключение в RPF, заслуживает внимания.

Мы залезли в компьютер, чтобы посмотреть, доступен ли текст рассказа в Интернете, но не нашли его. Мы все время натыкались на описание спектакля, поставленного по мотивам истории актерской труппой Galaxy Trupe, которая устраивает сценические постановки по рассказам Хаббарда для пенсионеров и школьников, и выпущенного в записи на DVD. Нам это было неинтересно. Мы хотели найти необработанный первоисточник, а не интерпретацию, сделанную плохо замаскированной саентологической организацией.

Итак, мы продолжили поиски и в конце концов нашли экземпляр журнала Astounding Science-Fiction за ноябрь 1940 года на аукционе eBay по более-менее доступной цене. Вскоре он уже лежал в нашем почтовом ящике...

К ноябрю 1940 года журнал Astounding уже два года выходил под присмотром легендарного редактора Джона Кэмпбелла. Он был основан в 1930 году под названием Astounding Stories of Super-Science, но Кэмпбелл изменил название, заполучив полный контроль над изданием в 1938 году. Айзек Азимов считает, что он сам и многие другие обязаны Кэмпбеллу своей карьерой, и говорит, что в первые десять лет на посту редактора Кэмпбелл доминировал на всем поле научной фантастики. (Кэмпбелл скончался в 1971 году, однако журнал издается и по сей день под новым названием Analog Science Fiction and Fact).

Сам Кэмпбелл писал произведения в жанре космической оперы. Азимов говорит, что в роли редактора Кэмпбелл подталкивал авторов исследовать «завиральные идеи», в том числе псевдонаучные рассуждения о человеческом сознании.

В 1940 году Лафайетту Рону Хаббарду было 29 лет. Он уже был известным автором низкопробных сочинений и подвизался во многих разных жанрах под многими разными именами. В 1972 году сын Хаббарда Л. Рон Хаббард-младший так писал о своем отце в неизданной рукописи, над которой работал вместе с журналисткой Полетт Купер, отрывки из которой мы впервые опубликовали в прошлом году в своей книге The Unbreakable Miss Lovely: «Он писал дешевые приключенческие тексты для мужских журналов в духе „арабский принц спасает царство“, а впоследствии папа часто писал, что Саентология спасла бы мир. Он также писал вестерны, научную фантастику (которая принесла ему наибольшую известность), киносценарии, а также журнальные статьи-исповеди от лица женщин. Он мог писать множеством разных стилей и дважды рассказывал мне, что написал все статьи в номере какого-то журнала от имени разных авторов. Он заранее не составлял никаких планов, никак не готовился и мог за ночь в один присест написать небольшую новеллу. Этому способствовало то, что он печатал 97 слов в минуту, что поразительно, поскольку он печатал всего четырьмя пальцами».

Для ноябрьского номера Astounding за 1940 год он написал историю под псевдонимом Рене Ла Файетт. В том же номере фигурировали и другие знакомые имена: Альфред Ван-Вогт, Леон Спрэг де Камп и Клиффорд Саймак.

Рассказ One Was Stubborn написан в виде рукописи, якобы найденной автором, Ла Файеттом, который называет себя психиатром. В своем «авторском примечании» Ла Файетт объясняет, что найденная рукопись принадлежит перу одного из его пациентов — мужчины столь несговорчивого, что он заслужил прозвище «Старый Морской Волк». Ла Файетт поясняет, что Старый Морской Волк называет себя пришельцем из будущего и находится в состоянии паники оттого, что проник в прошлое недостаточно далеко.

«Завтра, в день рожденья, мне исполнится минус 589 лет. Мне осталось менее тридцати лет жизни, и я в лучшем случае доживу до минус 560 лет».

Эта уверенность привлекла наше внимание, и мы не могли не вспомнить, как Винсент д'Онофрио в замечательном коротком фильме «Счастливые случаи» (2000) пытался убедить Марису Томей, что он прибыл из будущего.

Старый Морской Волк намекает, что причина всех его проблем — некий человек по имени Джордж Смайли (и мы предположим, что Джон Ле Карре по чистой случайности назвал этим же именем главного героя своих шпионских романов). Этот Смайли перевернул всю вселенную вверх тормашками, поскольку он, по словам рассказчика, «просто бог».

К концу авторского пояснения, приведенного на первой странице рассказа, мы уже достаточно заинтригованы и хотим узнать, что сталось со Старым Морским Волком. Признаемся, что мы большие поклонники такого литературного приема, когда рассказчик сообщает нам о находке некоей рукописи или газетной статьи, которая ставит под сомнение саму природу реальности. Ранее в 1940 году аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес опубликовал шедевр, написанный в таком жанре, — рассказ «Тлён, Укбар, Орбис Терциус», в котором находка странной энциклопедической статьи становится отправной точкой в расследовании, раскрывающем масштабный заговор с целью заново сотворить мир.

One Was Stubborn — не того уровня . Текст Хаббарда представляет собой, скорее, анекдот с неожиданной концовкой, в котором упрямый Старый Морской Волк обнаруживает — в далеком будущем космического пилота, прежде чем вернуться назад во времени, — что странные вещи, которые он видел, не были вызваны проблемами со зрением, и твердые объекты в окружающем его мире действительно исчезали. Это происходит потому, что некий лидер культа, «мессия» (вышеупомянутый Джордж Смайли), убедил всех во вселенной, что, стоит им только перестать верить в физическую реальность, как она полностью исчезнет. И они перестали. Все вслед за Смайли канули в небытие, и только Старый Морской Волк по причине своего упрямства не исчез.

«Мессия из Арктона Арктура проповедует, что материи не существует. Видите ли, он имеет в виду, что вся материя — всего лишь идея. И что сейчас самое время, чтобы мир избавился от неподъемного груза материализма, едва не угасившего душу человека», — говорит Старому Морскому Волку его окулист, прежде чем решается исчезнуть и стать частью «составной идеи».

Старого Морского Волка шокирует, что его врач стремится к небытию.

«Я знаю, что весь этот материальный мир и это тело, которое я таскаю на себе, — лишь никчемные источники неприятностей», — отвечает окулист.

Наши читатели, в большинстве своем хорошо знакомые с фундаментальными и эзотерическими идеями Саентологии, вероятно, изумлены.

Да, если вы знакомы с Саентологией, вы найдете в этом рассказе много интересного — и не в последнюю очередь дату его публикации, за пять с лишним лет до того, как Л. Рон Хаббард вместе с Джеком Парсонсом в Пасадене увлекся ритуалами сексуальной магии Кроули, и почти за десять лет до того, как он изложил свою теорию о человеческом сознании в бестселлере «Дианетика: современная наука душевного здоровья», изданном в 1950 году. В рассказе One Was Stubborn вы найдете следующие идеи:

•  Физическая вселенная — плод могущественного сознания.

•  Последователи мессианского лидера уходят в небытие, чтобы «вернуться к присущему нам состоянию составной идеи».

•  Последний оплот, самый упрямый человек во вселенной, пытается противостоять небытию, поддерживая бытие земли и солнца силой своего разума.

Эти фантастические идеи действительно не так уж далеки от фундаментальных идей, лежащих в основе Саентологии, и от саентологической версии происхождения физической вселенной. Например, что жизнь «статична» и «не имеет ни массы, ни движения, ни длины волны, ни места в пространстве или времени. Она обладает способностью предполагать и воспринимать». И что вселенная появилась тогда, когда могущественные тэтаны — бессмертные душевные существа — заскучали, своим желанием породили мироздание и оказались в его ловушке.

Старый Морской Волк оказывается в ловушке вселенной Джорджа Смайли, который, как выясняется, имеет много общего с неким пахнущим серой мифическим персонажем из преисподней. Сартр поведал нам, что ад — это другие люди; Старый Морской Волк узнает, что ад — это мир, сотворенный сознанием Джорджа Смайли, который говорит, что у него есть мысли по поводу «нижней горячей половины», о которой он вычитал «из старой книги».

(Да, об этой книге нам известно все. Эти идеи были внедрены в наше сознание 75 млн. лет назад в результате геноцида, осуществленного на 76 планетах галактическим диктатором. Или, во всяком случае, именно это расскажут саентологам высших ступеней, когда они заплатят достаточно, чтобы получить доступ к курсу «Оперативный Тэтан Уровень Три».)

В 1940 году хаббардовский Старый Морской Волк, пришедший из удаленного на 500 лет будущего, неоднократно ссылается на книгу «Триббоновские взлет и падение американской империи», в которой излагаются причины упадка нашей страны — судя по всему, в результате действий (обратите внимание!) неразборчивых в средствах лидеров культа, которые использовали «податливых лохов для проведения религиозных экспериментов». Однако Смайли превзошел их всех. Почему? Потому что в будущем «совершенство систем связи… позволило Джорджу Смайли дотянуться до всех и повсюду. И свобода, которую Машинное Управление предоставило всем религиозным проповедникам, стало причиной того, что Джорджа Смайли не остановили».

Иными словами, Смайли воспользовался новыми технологиями связи, чтобы стать мессией, освобожденным от уплаты налогов, и потом его было уже не остановить.

Все выглядит так, словно еще за 10 лет до того, как все остальные осознали опасность, Л. Рон Хаббард уже довольно хорошо представлял себе, как увлечь за собой множество людей и побудить их уйти из бытия в физическом мире — сказав им, что они тем самым смогут вновь обрести могущество, которым обладали триллионы лет назад, когда были творцами миров. А между тем нужно убедиться, что «Машинное управление» оберегает твой религиозный статус.

Серьезно, это пугает.

В фильме Going Clear автор Лоуренс Райт говорит, что Хаббард, судя по всему, перенес в Саентологию идеи из своих художественных книг. А в 2014 году мы рассказали вам о замечательном исследовании, которое провела Сюзан Рэйн, относительно параллелей между космическими операми Хаббарда и идеями Саентологии. Однако в своей работе Рэйн не упоминает рассказ One Was Stubborn. Возможно, потому, что это не космическая опера, в которой рассказывается о Маркабийском флоте вторжения или станциях пересадки жизней на Марсе или Венере. Здесь все проще и конкретнее: One Was Stubborn в буквальном смысле предсказывает ситуацию, в которой мессианская фигура, лидер культа, захватывает власть над вселенной, убедив людей, что они могут силой своего разума заставить физическую реальность исчезнуть.

Это «власть над жизнью, мыслью, материей, энергией, пространством и временем» — за 27 лет до того, как Хаббарду придет в голову идея OT VIII. Мурашки бегают по спине при одной мысли об этом.

Однако эти идеи, превращенные в рассказ, не убеждают. Все ожидания, возникшие было у нас после авторского предисловия на первой странице, практически испаряются к концу этой 14-страничной тягомотины. Старый Морской Волк — просто брюзгливый старый зануда, а хитроумный Джордж Смайли может провалиться в преисподнюю, которую он решил устроить из коры собственного головного мозга.

Но если рассказ One Was Stubborn и не слишком хорош как научная фантастика, как очередной элемент саентологического паззла он позволят нам почувствовать себя в роли Говарда Картера. И благодарить за это нужно Чака Битти.

Нам действительно хотелось бы, чтобы вы задумались над этим рассказом. Что в нем удивляет вас больше всего с учетом, что впоследствии Хаббард создаст Саентологию?

Через 10 лет после публикации этого рассказа «Дианетика» Хаббарда впервые предстает вниманию общественностями на страницах журнала Astounding за май 1950 года, а через несколько недель последовал и книжный вариант.

Мы не думаем, что в то время кто-то из читателей журнала увидел какую-то связь между хаббардовской «современной наукой» о разуме и низкопробным рассказом, напечатанным за десять лет до того под псевдонимом Рене Ла Файетт. Однако в ретроспективе складывается впечатление, что существует связь, на которую нам следует обратить более пристальное внимание.

The Underground Bunker, 15.02.2016

 

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Смерть, евангелие преуспевания и я

Кейт Боулер

Несколько месяцев назад, в четверг утром, мне позвонила секретарь моего врача и сообщила мне, что у меня рак в четвертой стадии. Мучившие меня спазмы в животе были вызваны не проблемами с желчным пузырем, а большой опухолью.

Мне 35 лет. Я поступила так, как обычно поступают люди, чей мир внезапно стал очень маленьким. Я упала на колени и зарыдала. Я позвонила мужу. Я дождалась его, мы обнялись и сказали все, что нужно было сказать. Я всегда буду тебя любить. Я так благодарна за годы, которые мы прожили вместе. Пожалуйста, позаботься о нашем сыне. Потом он проводил меня из офиса в больницу, где началась моя новая жизнь.

Но одной из первых моих мыслей также было: «Боже, как это нелепо. Я ведь недавно написала книгу под названием „Благословлен“».

Я изучаю историю американского евангелия преуспевания. В двух словах, евангелие преуспевания — это вера в то, что Бог дарует здоровье и благополучие тем, у кого есть правильная вера. В течение 10 лет я брала интервью у телепроповедников, знающих духовный рецепт получения от Бога чудесных денег. Я держала за руки людей в инвалидных креслах, пока за них молились знаменитые проповедники, известные своим чудотворным прикосновением. Я сидела в гостиных и слушала рассказы хозяев о том, как они и мечтать не смели бы о таком доме, если бы не слова ободрения, которые они слышали по воскресеньям.

Я ездила в паломничество в компании целителя Бенни Хинна и 900 туристов, чтобы пройти по стопам Иисуса в Святой Земле и увидеть, чем люди готовы рискнуть ради возможности получить собственное чудо. Я обижала свою семью, требуя, чтобы, уезжая за город в воскресенье, они высадили меня у дверей самой яркой мегацеркви в городе. Если где-то в святилище текла река, над головами слушателей реял орел или появлялась огромное золотое изваяние земного шара, я мчалась туда.

Мое детство прошло в 1980-х годах в прериях канадской провинции Манитоба, в краю, населенном по большей части меннонитами. В анабаптистском библейском лагере меня учили, что мало что так приятно сердцу Бога, как пацифизм, простота и способность смотреть на новенький трактор твоего соседа, не испытывая зависти. Хотя меннониты более всего известны своими чепцами и двуколками, они, по больше части, — такие же капиталисты в штатском, как и все мы. Я восхищаюсь ими. За одного из них я вышла замуж.

Но когда некоторые меннониты из моего родного города начали жертвовать деньги одному пастору, который ездил по сцене на мотоцикле (этот мотоцикл ему подарили на вновь введенный церковный праздник под названием «День признательности пастору»), я была искренне шокирована. Все, с кем я беседовала, делились со мной искренним желанием обрести благосостояние, чтобы затем благословлять других. Но как могли меннониты — традиция, некогда с такой подозрительностью относившаяся к сиянию хромированных бамперов и мещанской роскоши, — теперь приходить в церковь с жаждой безграничного накопления?

Загадка меннонитской мегацеркви стала для меня интеллектуальной одержимостью. Никто еще не написал документальную историю того, каким образом евангелие преуспевания прошло путь от маленьких палаточных собраний по всей стране в 1950-х годах до одной из самых популярных форм американского христианства, и я была полна решимости восполнить этот пробел. Я выяснила, что евангелие преуспевания отчасти выросло из американской метафизической традиции Нового Мышления — созревших к концу XIX столетия идей о силе позитивного мышления: позитивные мысли создают позитивные обстоятельства, а негативные мысли порождают негативные обстоятельства.

Некоторые вариации этих убеждений сыграли главную роль в развитии психологии самопомощи. Сегодня это обычная деталь телевизионного шоу Опры Уинфри, причина того, почему у твоего дяди на тумбочке лежит книга «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей», а также продукт, приобретенный 19 миллионами покупателей книги «Секрет». (Не тратьте деньги: секрет в том, чтобы мыслить позитивно.) Эти идеи относительно силы мышления стали популярным ответом на трудный вопрос: почему некоторые исцеляются, а некоторые нет.

Корни современного евангелия преуспевания можно проследить непосредственно до возникшего на грани XIX и XX веков богословия пастора по имени Э. У. Кеньон, чей евангелический вариант Нового Мышления научил христиан верить, что их разум — это мощный инкубатор добра или зла. Христианам, говорил Кеньон, следует избегать слов и идей, которые творят болезни и бедность; напротив, они должны повторять: «Бог во мне. Божьи способности — мои способности. Божья сила — моя. Божье здоровье — мое. Его успех — мой. Я — победитель. Я — завоеватель». Или, как в двух словах объяснили мне приверженцы преуспевания, «Я благословлен».

Одна из величайших побед евангелия преуспевания — то, что оно популяризировало слово «благословлен». Хотя это слово существовало еще до евангелия преуспевания (особенно в негритянских церквях, где оно служило обозначением благости Божьей), именно проповедники преуспевания заполнили им эфир. «Благословен» — это условное обозначение вести о преуспевании. Мы видим его повсюду — от телевизионного шоу под названием «Благословенная жизнь» до самооправданий Джоела Остина, пастора крупнейшей церкви в Америке, который в своем техасском особняке заявил Опре Уинфри, что «Иисус умер, чтобы мы имели жизнь с избытком».

Опра Уинфри и Джоел Остин

За последние 10 лет «благословленность» стала полностью оформленным американским явлением. Водители могут выбирать между стандартными номерными знаками «Иисус Господь» массового изготовления и изящными алюминиевыми номерными знаками «Благословлен» по 16 долларов 99 центов за штуку. Когда герой шоу «Новая топ-модель Америки» снял рубашку, зрители увидели это слово, вытатуированное над его бугрящимися грудными мышцами. Когда американцы хвалятся в Твиттере, как хорошо им в День благодарения, они обозначают свои посты стандартным хэштегом #blessed. Это смиренная похвальба звезд. #Blessed — единственный хэштег, подходящий для вирусных фотографий каникул в Альпах и семейного отдыха на яхте в едва заметных купальниках. Он как бы говорит: «Я все понимаю. Я достаточно приземлена, чтобы понимать, что это безумие». Но он также говорит: «Бог дал мне это. [Прелестное пожимание плечиками.] Не вините меня, я благословлена».

«Благословен» — нагруженное слово, потому что оно стирает разницу между двумя очень разными категориями: подарком и наградой. Оно может быть выражением чистой благодарности: «Спасибо тебе, Боже, я не мог бы сам это себе дать». Однако оно также может подразумевать, что полученное заслужено: «Спасибо мне за то, что я человек, который все понимает правильно». Это слово идеально подходит для американского общества, которое утверждает, будто верит, что американская мечта основана на упорном труде, а не на везении.

Если бы Опра Уинфри могла вычеркнуть из словаря одно-единственное слово, этим словом было бы «везение». «Ничто в моей жизни не является удачей, — настаивала она в своем телевизионном шоу. — Ничто. Много благодати. Много благословений. Много божественного порядка. Но в везение я не верю. Для меня удача — это готовность схватить подходящий момент». Это Америка, в которой нет препятствий, есть лишь ступени. Трагедии — всего лишь испытание характера.

Именно поэтому соседка постучала в дверь нашего дома, чтобы сказать моему мужу, что всему есть какая-то причина.

«Я бы хотел, чтобы вы ее назвали».

«Прошу прощения?» — оторопела она.

«Я бы хотел узнать, по какой причине моя жена умирает», — сказал он в присущей ему доброжелательно-саркастичной манере.

Соседка не пыталась продать ему какие-то духовные гарантии. Но по какой-то причине ей хотелось нарушить тишину, окружающую вопрос о том, почему некоторые умирают молодыми, а другие доживают до старости и брюзжат по поводу своих газонов. Ей хотелось видеть за этим хаосом какой-то порядок. Потому что умереть, оставив мужа и грудного ребенка, — это прямая противоположность «благословенности», а у людей не поворачивается язык об этом сказать: «Фу. Это ужасно». Должна быть какая-то причина — ведь без нее мы окажемся такими же беспомощными, а возможно и такими же невезучими, как и все остальные.

Одна из самых умилительных и грустных сторон болезни — наблюдать за тем, как люди пытаются найти объяснение твоей проблеме. Мои друзья-ученые поступили как настоящие исследователи и забросали вопросами Гугл. Когда ты впервые почувствовала боль? Какие, говоришь, были симптомы? Я могу узнать о своей болезни все с помощью веб-сайта клиники Майо. За их беспокойством стоял невысказанный вопрос: зависит ли что-то от меня?

То же самое я вижу в попытках моих многочисленных друзей-хиппи найти для меня самый полезный вид салата. И тогда я смогу закормить свой рак. Или я могла бы последовать совету своих друзей-приверженцев евангелия преуспевания и позитивно провозгласить, что болезнь не имеет надо мной власти, и что я свободна.

Даже малая толика критического мышления показывает, как фальшиво евангелие преуспевания…

Максимум, что я могу сказать о том, почему я заболела раком, с медицинской точки зрения, — это что человеческое тело уязвимо и подвержено ошибкам. Как христианка я скажу, что Царство Божье еще не вполне наступило, а потому мы болеем и умираем. А как ученый я скажу, что наше общество пропитано культурой поверхностных рассуждений. Как аукнется, так и откликнется. Всему виной карма. А Бог, по какой-то причине, вечно ходит кругами, закрывая двери и открывая окна. Бог большой специалист в этом.

Евангелие преуспевания пытается разрешить загадку человеческого страдания. Оно представляет собой объяснение проблемы зла. Оно дает ответ на вопрос «Почему я?» Много лет я сидела рядом с членами церквей преуспевания и спрашивала их, каким образом они оценивают добро и зло в своей жизни. Хочет ли Бог, чтобы ты получил это повышение по службе? Расскажи мне, что это такое — верить в исцеление, лежа на больничной кровати. Что Бог говорит тебе, когда все рассыпается?

Евангелие преуспевания популяризировало христианское объяснение того, почему некоторые люди добиваются своего, а некоторые нет. Оно сделало революционный шаг, превратив молитву в способ заставить Бога всегда говорить «Да». Оно предлагает людям гарантию: следуй этим правилам, и Бог вознаградит тебя, исцелит тебя, вернет тебе утраченное. Оно прискорбно напоминает популярные мультяшные смайлики для Айфона — те, что показывают тебе твои собственные изображения в разных позах. Один из стандартных мультяшек изображает меня с табличкой #blessed в руках. Окружающий мир словно сговорился убедить меня в том, что я особенная, что я — исключение, и мой нравственный облик спасет меня от ужасных прогнозов и томографических изображений в моем почтовом ящике.

Евангелие преуспевания до самого конца держится за эту иллюзию контроля. Если верующий заболевает и умирает, скорбь усугубляется стыдом. Те, кто потерял любимых, провалили испытание веры. За время своих исследований я слышала бессчетные истории о том, как люди отказывались признать, что пришел конец. Одного изможденного человека возили на инвалидной коляске по залу мегацеркви под радостные свидетельства единоверцев, что он исцелен. Одна женщина танцевала возле постели, на которой лежала ее умершая сестра, выкрикивая онемевшим от ужаса родным, что тело еще может ожить. Никакой достойной смерти, никакого ars morendi в евангелии преуспевания нет. Есть лишь глубокое разочарование после лихорадочных попыток отрицать ее неизбежность.

Евангелие преуспевание взяло религию, основанную на точке зрения умершего человека, и удалило из нее призыв оставить все. И что, возможно, еще хуже, она заменила христианскую веру самыми болезненными формами уверенности. Это движение довело до совершенства ставшую редкостью форму американского пристрастия к самоуправлению, которая отрицает большую часть наших человеческих особенностей: уязвимость наших тел, нашу конечность, нашу потребность во все глаза смотреть на смерть (хотя бы время от времени) и исполняться ужаса и удивления. В какой-то момент мы должны сказать себе: мне нужно отпустить вожжи.

Рак разрушил стены моей жизни. Я не могу быть уверена, смогу ли отвести сына в первый класс школы или подвергнуть пристрастной проверке девушек, к которым он станет проявлять интерес. Я заставляю себя покупать книги для научных исследований, которые, боюсь, не смогу закончить, из любви к любимой работе, которую, возможно, не смогу сохранить. Я выкинула из головы свои любимые идеи о том, что нужно все испытать, сохранять равновесие между работой и жизнью и по максимуму реализовать свои способности. Я не могу не напоминать своей лучшей подруге, что, если мой муж вновь женится, все должны проявить такт и не говорить в присутствии его новой жены о том, какой замечательной я была. (А потом я говорю и говорю о том, как невозможно это будет, принимая во внимание мои очаровательные качества. Давай их перечислим…) Рак вынуждает меня бродить, спотыкаясь, среди обломков желаний, на которые, как мне казалось, я имею право, и планов, которые я невольно создала.

Однако рак также открыл мне новые способы остаться в живых. Даже когда я так далека от своих канадских родных и друзей, все представляется мне окрашенным в яркие цвета. В своей уязвимости я вижу действительность без инстаграммовского фильтра легкомысленной уверенности и того, что можно довести до совершенства. Я не могу не замечать, как непрочны стены, за которыми большинство людей чувствует себя сытыми, укрытыми от опасностей и живущими полной жизнью. Я вновь и вновь возвращаюсь к одной и той же мысли: жизнь так прекрасна; жизнь так трудна.

Я прекрасно понимаю, что многие приверженцы евангелия преуспевания увидят в моей болезни доказательство чего-то. Я слышала достаточно проповедей о тех, кто «осуждает Божьих помазанников», и понимаю, что это неизбежно — хотя книга, которую я о них написала, очень незлобива. Я все понимаю. Почти все любят подшучивать над евангелием преуспевания, и я тоже не всегда чужда этого. Честное слово: однажды я видела, как пастора мегацеркви едва не удушил насмерть его собственный генератор дыма. Кто-то поставил его на максимальный выброс Святого Духа.

Но чаще всего я нахожу повседневную жизнь приверженцев евангелия преуспевания интересной и нередко вдохновляющей. Они смотрят в лицо невозможному и требуют, чтобы Бог им уступил. Они отказываются признавать, что неспособны выплатить огромный долг. Они упрямо вылезают из больничных коек и провозглашают себя исцеленными, и время от времени это срабатывает.

Это очень американский Бог, и поскольку я далеко от дома, мне никуда от него не деться.

Кейт Боулер — адъюнкт-профессор истории североамериканского христианства в Богословской школе им. Дюка и автор книги Blessed: A History of the American Prosperity Gospel.

The New York Times, 13.02.2016

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное