← Февраль 2016 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
28
|
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.apologetika.ru
Открыта:
27-09-2005
Статистика
0 за неделю
Новости 27 января
НОВОСТИ 21-27 января 2016 года Белгородской и старооскольской общинам Свидетелей Иеговы грозит ликвидация Белгородский областной суд принял к производству заявления и.о. прокурора области о прекращении деятельности общин Свидетелей Иеговы Белгорода и Старого Оскола. Прокуратура просит ликвидировать религиозные организации в связи с осуществлением ими "экстремистской деятельности". Исковые заявления поступили в суд 30 декабря 2015 года, сообщает 26 января ИАЦ "Сова". Это не первый случай преследования Свидетелей Иеговы в Белгородской области, напоминает ИАЦ. Именно районный суд в Белгороде в марте 2015 года запретил брошюры "Сын "хочет открыть" отца" и "Была ли жизнь создана". При этом в октябре стало известно, что в некоторых других брошюрах Свидетелей Иеговы, изъятых в Белгороде, эксперты признаков экстремизма не усмотрели. На данный момент "экстремистскими" в России признаны общины Свидетелей Иеговы в Таганроге, Самаре и Абинске Краснодарского края, причем в Таганроге за продолжение деятельности общины были осуждены 16 Свидетелей Иеговы. Добиться ликвидации местной организации в 2015 году собиралась и прокуратура Черкесска. Попытка закрытия общины в Горно-Алтайске окончилась для прокуратуры безуспешно. Первой в России еще в 2004 году была ликвидирована московская община Свидетелей Иеговы, причем процесс начался задолго до принятия закона "О противодействии экстремистской деятельности". Общину удалось зарегистрировать снова лишь в 2015 году. — Портал-Credo.ru, 27.01.2016 День памяти Рона Хаббарда: двоеженец, параноик, немножко бог 24 января 1986 года, тридцать лет назад, ушёл из жизни Лафайет Рональд Хаббард – создатель саентологии, скандальной религии, вокруг которой по сей день не угасают споры и страсти. Адептами саентологии являются некоторые голливудские звезды, в том числе Том Круз и Джон Траволта. "Обозреватель" разбирался, в чем привлекательность личности Хаббарда и его идей. Амбиции и неудачи Рон Хаббард родился 13 марта 1911 года в Тилдене, штат Небраска. Его отец был офицером флота, мать – учительницей. Саентологи утверждают, что дед писателя владел огромным ранчо, а сам Рон научился ездить верхом раньше, чем ходить, и ещё ребёнком стал кровным братом черноногих индейцев. Судя по документам, реальность выглядела прозаичней: Лафайет Уотербери работал ветеринаром и был небогат, а у племени черноногих нет ритуала кровного братства. В конце 1920-х служба отца привела семейство Хаббардов на Марианские острова, Рон успел побывать на Филиппинах и в Китае. В официальной биографии сказано, что уже в это время он исследовал тайны разума и хотел приобщиться к мудрости Востока. Но в дневнике будущего писателя остались лишь заметки вроде "от местных исходит запах всех непринятых ими ванн". В учебе Рон не блистал: провалился на экзаменах в Военно-морскую академию, а в университет поступил, но вылетел через два года. Однако писать он научился, и в начале 30-х его научно-фанастические рассказы стали появляться в бульварных журналах. Стиль оставлял желать лучшего, зато спасали богатое воображение и впечатляющая плодовитость. Во время Второй мировой Хаббард служил во флоте и даже командовал небольшим кораблём. Саентологи говорят о множестве наград и боевых ранений, но действительность была не столь эпичной. Единственное сражение, в котором участвовал его корабль, свелось к борьбе с японской подводной лодкой. В трёхдневной битве приняло участие пять кораблей и два противолодочных дирижабля, но обнаружить противника так и не удалось. Затем кэп для тренировки обстрелял остров, который он считал американским и безлюдным. Увы, остров оказался мексиканским и вполне населённым, и только по счастливой случайности никто не пострадал. Хаббарда списали на берег и больше не допускали к командованию. Изобретение дианетики После войны будущая знаменитость маялся от безденежья и депрессии, даже писал в ветеранскую организацию с просьбой о помощи и угрожал покончить жизнь самоубийством. Но потом придумал, как начать зарабатывать серьезные суммы. Все-таки писатель, творческая личность. В 1950-м году вышел его труд "Дианетика: современная наука душевного здоровья". "Чётко организованная наука о мышлении, построенная на точных аксиомах" обещала исцеление любых психических и психосоматических заболеваний и максимальное раскрытие способностей человека. Одних он обещал избавить от комплекса неполноценности, других – от страха перед темнотой и собаками, вылечить шизофрению, вырастить новые зубы, всем даровать любовь, счастье и свободу духа. Чтобы достичь всего этого, надлежало избавиться от записанных в подсознании "энграмм" - искажающих мышление психических травм. После того, как все энграммы осознаны и разряжены, человек становится "клиром" - идеально продуктивной и рациональной личностью. Наконец, изюминка на торте: для нового варианта психотерапии не требовался врач. Чтобы стать "одитором" (дианетическим консультантом), хватало коротких курсов. Тогдашняя мода на психотерапию и поддержка блестящего публициста Джона Кэмпбелла сделали "Дианетику" бестселлером. В течение года было продано 150 тысяч экземпляров книги и созданы организации, продвигавшие "науку о мышлении" в массы. Большой успех имели весьма недешёвые лекции Хаббарда – талантливого оратора, умевшего производить впечатление. Но он обладал также недюжинным даром все портить (помните историю о мексиканском острове?). Во время выступление в Лос-Анджелесе Хаббард представил аудитории девушку-физика и по совместительству клира с идеальной памятью. Увы, барышня сначала затруднилась припомнить несложную физическую формулу, а потом и цвет галстука отвернувшегося Хаббарда. Какое-то время казалось, что такие вот проколы, скептические отзывы американских психологов, ссоры с директорами представительств и падение прибыли окончательно похоронят всё предприятие. Но самое интересное было впереди. Мост к свободе В 1952 году Хаббард придумал новую религию – саентологию. Лезть в психотерапию больше не стал, чтобы избежать обвинений в шарлатанстве. А в религии все не так очевидно. Хаббард объявил, что возможности дианетики не столь уж велики, но тому, кто пройдёт "секретные уровни" саентологии, откроются настоящие чудеса, включая телепатию, телекинез, выход из тела и путешествия в прошлое. Важной частью саентологии стало использование Е-метра - прибора, измеряющего силу эмоциональной реакции. Его способность надёжно измерять хоть что-нибудь вызывала вопросы, но, похоже, не у Хаббарда. Одно время он увлекался сельским хозяйством, и на сохранившейся фотографии мэтр сурово глядит на подключённый к Е-метру помидор. Разумеется, за каждый шаг по "мосту к полной свободе" приходилось платить. Хаббарду приписывают фразу: "Хочешь заработать много денег – создай свою религию". Похоже, что так: к концу жизни он владел состоянием около 640 миллионов. Саентология как бизнес По всему миру как грибы росли саентологические группы – фактически франшизы, платившие дань материнской организации. С независимыми саентологами, ушедшими из-под его влияния, и критиками Хаббард боролся всеми возможными способами, включая частных детективов, психологическое давление, шантаж и судебные иски. Разоблачительные книги, написанные разочаровавшимися адептами саентологии, изымались из печати. Но это не очень помогало. Под влиянием Всемирной федерации психического здоровья саентология одно время была запрещена в Англии, Австралии и Греции, а в Германии и по сей день находится под особым присмотром. В США деятельность церкви привлекла внимание налоговиков и Агентства национальной безопасности; во Франции Хаббарду угрожал тюремный срок за получение денег мошенническим путем, поэтому он скрывался в США от властей, боясь экстрадиции, жил на подпольной квартире, как шпион или мафиози. В 1977-78 годах против церкви провели серию судебных процессов, в результате которых третья жена Хаббарда, Мэри Сью, "первая леди саентологии", оказалась в тюрьме. Её вместе с десятком других саентологов обвинили в шпионаже: эти люди проникали в правительственные здания, прослушивали телефоны и похищали финансовые документы, очевидно, чтобы успешно манипулировать высокопоставленными чиновниками. Мэри Сью признала себя виновной. В прессе всплыло все происходящее за кулисами церкви. Судья отозвался об организации как о "шизофренической и параноидальной", а её основателя назвал "патологическим лжецом". К примеру, выяснилось, что Хаббард, создатель "исцеляющей от всех болезней науки", до конца жизни исправно получал пособие по инвалидности (из-за травмы бедра и язвы желудка). Жены и дети Хаббарда Хотя Рон не отличался красотой, многие женщины считали его чертовски обаятельным и сексуальным. Вскоре после войны Хаббард увлекся идеями сатаниста Алистера Кроули и втроем с еще одним поклонником сатанизма и его подружкой практиковал магические сексуальные обряды. Потом, прихватив чужие деньги и чужую подружку, которую звали Сара Нортруп, Хаббард сбежал. Они с с Сарой поженились, хотя официально Рон еще не развелся с первой женой, от которой у него было двое детей, сын и дочь. Таким образом, некоторое время он был двоеженцем. Сара родила ему дочь, участвовала в создании дианетики, была личным одитором Хаббарда, но продержалась всего лет пять, после чего со скандалом развелась, обвинив мужа в домашнем насилии: избиениях, пытках удушением и лишением сна плюс в похищении их общего ребёнка. На суде она использовала как доказательство письмо от первой жены Хаббарда, где та писала, что Рон был "безумцем" и периодически избивал ее и детей. Третья жена, Мэри Сью, вышла замуж за Хаббарда в 1952 году, родила четверых детей, возглавляла "Охранный отдел" его организации и в итоге попала в тюрьму. Их старший сын, Квентин, по слухам, был гомосексуалистом, не вынес презрения и издевок отца и покончил с собой в возрасте 22 лет, отравившись выхлопными газами в закрытой машине. Учитывая, что первенец Хаббарда (сын от первого брака) сбежал из организации, получилось, что оставить все это хозяйство не на кого. Поэтому Хаббард воспитал преемника, одного из подростков, вовлеченных в саентологию, – Дэвида Мицкевича, который и по сей день возглавляет церковь. Сам Хаббард провел последние годы жизни, скрываясь от всех в калифорнийском поместье, мучая прислугу капризами и приступами паранойи по поводу воображаемой пыли, на которую у него была воображаемая аллергия. В 1986-м году он скончался от инсульта. Через несколько дней после смерти его последователей известили, что Хаббард перешёл на новый уровень исследований и больше не нуждается в физическом теле. Опиум для народа Деятели Церкви саентологии утверждают, что сегодня её представительства существуют в 154 государствах, а число последователей превышает 10 миллионов. Статистику эту проверить трудно, поскольку далеко не везде церковь существует официально. Например, в Украине она зарегистрирована не как церковь, а как общественная организация. В 2013 году произошел скандал, когда люди, посещавшие в Киеве курсы английского языка, осознали, что эти курсы основаны саентологической организацией и пропагандируют саентологию. Причин хватает: умелая реклама, представляющая саентологию как единственное спасение; идеи, которые производят впечатление на несведущих в психологии; монотонные упражнения, отключающие критическое мышление; постепенная изоляция от мира, как в любой секте. Сам Хаббард применял и гипноз, и физические наказания. Бывший саентолог Моника Пиньотти, чья карьера в церкви пришлась на 70-е, вспоминает, что лишь жестокость и абсурд происходящего на яхте Хаббарда заставили её понять, как сильно она заблуждалась. Оказаться на этой знаменитой яхте рядом с самим "Источником", как называли основателя, было великой честью для рядовых саентологов, но также и серьёзным испытанием: однообразные жёсткие тренинги дополнялись изобретательными наказаниями. Провинившихся могли выбросить в океан с борта яхты (потом их подбирали) или надолго запереть без еды и воды в отсеке, где хранились якорные цепи. Конечно, эти воспитательные меры предназначались для внутреннего пользования: новички, как и видные "светские" саентологи, вроде Тома Круза или Траволты, с такими ужасами не сталкивались. Верил ли сам Хаббард в саентологию? Сказать трудно. Он был странным и не слишком здоровым человеком. Одно ясно: он мечтал о деньгах и славе и ради этого был способен на многое. В одном его письме, задолго до создания саентологии, было честно сказано: "Очень надеюсь, мое имя пробьется в историю так яростно, что станет легендарным… Это единственная реальная цель". — Обозреватель, 24.01.2016 Пасторы-мошенники могут не волноваться… Следить за судебным рассмотрением громкого уголовного производства, в котором фигурируют пасторы львовского «Посольства Божьего» (филиала скандальной секты Сандея Аделаджи), «Рабочая газета» начала летом 2014 года. С того момента в данном деле практически ничего не изменилось… На что тратились деньги «инвесторов» О СУДЕБНОМ процессе «по делу пастырей» в Пустомытовском районном суде наша газета рассказывала в публикациях «Очередные жертвы «Посольства Божьего» («РГ» за 12.06.2014 г.) и «Дело Сандея Аделаджи живет и торжествует» («РГ» за 15.08.2014 г.). Напомним, что речь идет о суде над руководителями религиозной общественной организации «Церковь «Посольства Божьего», которые под видом хозяйственной и инвестиционной деятельности за два года (2007-2008) выманили у прихожан 3,5 миллиона гривен. Эти средства в основном являлись банковскими кредитами, которые одурманенные люди брали под залог своих квартир, домов, земельных участков и отдавали «церкви» «на развитие бизнеса». «Инвесторам» пастыри обещали «гасить» кредиты самостоятельно и выплачивать за пользование деньгами высокие проценты. Однако просто присваивали их, покупали дорогие особняки, квартиры, украшения, ездили отдыхать на заграничные курорты. Обвинение в мошенничестве, совершенном в особо крупных размерах, и в отмывании денег следователи предъявили четырем пасторам – Сергею Лардугину, Роману Ревко, Лесе и Александру Олексюкам (супружеская пара). Согласно обвинительному акту, который был зачитан в суде, они завладели денежными средствами 27 человек, преимущественно жителей Львова – пенсионеров, безработных, работников местных предприятий. Почему не продвинулось судебное следствие – В ПУСТОМЫТОВСКОМ райсуде судебное следствие длилось более года, но не продвинулось ни на шаг, – рассказывает один из потерпевших, житель городка Пустомыты 47-летний Артур Глущенко. – Затем дело передали на рассмотрение в Сиховский райсуд Львова, мотивируя, в частности, тем, что в областном центре проживает большинство потерпевших. А раньше – до передачи в Пустомытовский райсуд – об этом, что, не было известно?.. Почему возникла судебная волокита? В основном по той причине, что к обвинительному акту не были приобщены материалы уголовного производства «по делу пастырей», – продолжает Артур Глущенко. – По утверждениям следователей и прокуроров, большинство материалов уничтожено во время майданных событий – «ночи гнева» во Львове, когда громили и поджигали помещения милиции и прокуратуры. В то же время все обращения потерпевших с просьбой предоставить какие-либо документы, подтверждающие факт «сожжения» материалов, львовские правоохранители проигнорировали. Выбраться из тупика можно было путем частичного восстановления материалов уголовного производства – в рамках судебного следствия. Часть документов суд мог затребовать в банках, выдававших кредиты, часть – в регистрационных службах, оформлявших сделки по покупкам имущества пасторами-аферистами. Однако суд не спешил требовать эти доказательства. В свою очередь, подсудимые и их адвокаты судебный процесс всячески затягивали. Один из пастырей с этой целью даже имитировал психическое заболевание и был помещен для обследования в психиатрическую больницу. Правда, «турнули» его оттуда очень быстро – за симуляцию. Прокурорская «психотерапия» 13 ЯНВАРЯ корреспондент «Рабочей газеты» с группой потерпевших (по их просьбе) побывал на личном приеме у прокурора Львовской области Романа Федика. Встреча проходила в помещении пресс-центра прокуратуры, длилась около часа и более всего напоминала… групповой психотерапевтический сеанс. Каждому из потерпевших была предоставлена возможность выйти к трибуне и рассказать обо всех «своих претензиях». Потерпевшие говорили много и эмоционально. Более всего о том, что «дело пастырей» продолжают умышленно разваливать. Об этом в первую очередь свидетельствует судебная волокита; то, что к делу не приобщены и не приобщаются необходимые доказательства; то, что прокурор, в суде поддерживающий государственное обвинение, с потерпевшими никак не сотрудничает, их просьбы, ходатайства длительное время игнорирует. – Мошенничество со стороны пастырей «Посольства Божьего» разоблачено еще восемь лет назад, – напомнила областному прокурору бывшая прихожанка, пенсионерка Регина Саноцкая. – Однако правоохранители его расследование всячески срывали – несколько раз закрывали уголовное дело, «футболили» его из райотдела в райотдел. Теперь же продолжается судебная волокита, параллельно – развал дела. Между тем банки уже успели забрать у нескольких потерпевших квартиры. Известно и о том, что подсудимые «пасторы», которые содержатся ныне под домашним арестом, начали активно переоформлять на своих родственников, знакомых, просто на подставных лиц свое имущество – квартиры, особняки, земельные участки. В том числе имущество, находящееся под арестом, что является следствием преступного попустительства со стороны правоохранителей. Областной прокурор весьма эмоциональные излияния потерпевших слушал терпеливо, внимательно и почти не перебивая. А когда «претензии» закончились, поспешил удалиться. При этом не дал никакой конкретной оценки фактам прокурорс ко-судебного беспредела и не ответил на главный вопрос потерпевших: понесут ли пасторы-аферисты заслуженное наказание? — Рабочая газета, 21.01.2016 Названа самая безбожная страна Европы Социологи назвали самую неверующую страну в Европе. Ею оказалась Исландия. Как показало исследование, 0 (ноль) процентов молодых респондентов – то есть, никто из участников опроса в возрасте до 34 лет – не верят в то, что Землю создал Бог. Еще 20 лет назад 90% исландцев признавались, что считают себя верующими. Сегодня таковыми себя называют менее 50 процентов населения. Примечательно, что, например, в Африке и на Ближнем Востоке религиозностью, напротив, отличаются молодые люди. Там верующими себя считают восемь из десяти человек в возрасте до 34 лет. В США чуть больше четверти молодых людей (от 18 до 29 лет) верят в то, что Бог создал человека в его нынешнем виде. Таковы данные опроса, проведенного в 2014 году. Что касается последних данных из Исландии, то, как отмечают эксперты, секуляризация там происходит действительно очень быстро. Это связано с повышением уровня образования среди населения и научным прогрессом.
Впрочем, как отмечает профессор теологии из Университета Исландии Сольвейг Анна Боасдоттир, 40 процентов молодого населения страны все еще считают себя христианами. Просто многие респонденты не верят в сотворение Земли Богом. "И молодежь, и люди зрелого возраста одинаково разделяют современные научные теории. Но это не мешает им верить в Бога", – отметила профессор. По словам Боасдоттир, исландские священнослужители не удивлены и не обеспокоены результатами опроса. "Они не видят противоречия между верой в Бога и принятием научных теорий о сотворении мира", – пояснила эксперт. Основная конфессия Исландии – евангелистская лютеранская церковь. В прошлом году 75 процентов населения значились в числе последователей этой церкви. Впрочем, эти цифры – не показатель. Дело в том, что до 2013 года новорожденных детей в стране автоматически регистрировали в церкви, к которой принадлежала их мать. При этом в Исландии действует налог, который платят все, даже атеисты, а собранные средства идут на нужды всех религиозных организаций, представленных в стране. Поэтому весомых причин для того, чтобы официально расторгать отношения с церковью, у исландцев нет, даже если они и не считают себя верующими. Примечательно, что в 2015 году в стране начало набирать популярность языческое движение, основанное на поклонении древним шумерским богам. За две недели оно привлекло примерно один процент жителей страны (около 3 тысяч человек). Но, как отмечает Washington Post , их интерес вызвали, скорее, не духовные ценности, а тот факт, что организация пообещала возмещать своим последователям ежегодные траты на "религиозный налог". Эта сумма составляет порядка 80 долларов. — Вести.Ru, 25.01.2016 Атеисты США требуют убрать упоминание о Боге с долларовых купюр Группа атеистов из города Акрон штата Огайо подала иск в Федеральный окружной суд США с требованием убрать фразу In God We Trust ("На Бога Уповаем") c долларовых купюр, сообщает информационный портал World Religion News. "Фраза In God We Trust является прямым нарушением конституционной нормы, закрепляющей отделение церкви от государства", — говорится в приводимом порталом тексте судебного иска. В том случае, если суд встанет на сторону истцов, 41 человека, фраза должна быть убрана с банкнот. Подавшие иск граждане мотивируют свою инициативу тем, что "им, каждый день приходится держать в руках купюры, на которых упоминается бог и тем самым подразумевается его вмешательство в финансовые операции", хотя они по своим убеждениям являются "светскими гуманистами". Данный случай, по сообщению СМИ, далеко не первый в судебной практике государства. Ранее группа граждан подала в суд на правительство США с требованием убрать из клятвы верности флагу страны фразу "под богом". В свою очередь в Центре по вопросам права и правосудия евангелических христиан заявили СМИ, что данные иски являются "попыткой выхолащивания фраз, связанных с религиозным наследием Штатов". — РИА Новости, 25.02.2016 "Разбил окно сектанту? Наш человек!" О том, почему в РФ склонны оправдывать «православную» ксенофобию Достаточно ли быть пламенным борцом с сектантами и представителями других религий, чтобы называться православным человеком? О том, почему мы бываем склонны оправдывать «православную» ксенофобию, размышляет Сергей Худиев. Борьба с сектами – очень соблазнительное занятие, потому что здесь нам легко найти общий язык с неверующими. Они смотрят на всякие непонятные религиозные группы косо, мы на них смотрим косо – давайте будем смотреть вместе. Борьба с сектами избавляет нас от необходимости огорчать людей разговорами «о правде, о воздержании и о будущем суде» (Деян. 24:25), секты – это легкая тема, она никого не напрягает, кроме, собственно, сектантов. Но с этим связаны серьезные соблазны, о которых важно помнить. Вот недавно прошло сообщение, что «В день после Рождества Христова, в пятницу вечером, 8 января, в городе Александрове Владимирской области, когда в [пятидесятнической] церкви находились двое молодых людей и сторож, в здание ворвались двое полупьяных мужчин, вооруженных ножом. Один из них нанес удар рукояткой ножа по голове одному из молодых ребят, второго ударили в лицо. Впоследствии одному из ребят потребовалась медицинская помощь, и его отвезли в травмпункт, где были наложены швы. Затем один из нападавших, приставив нож к горлу одного из молодых людей, стал требовать, чтобы сказали, где пастор и дали списки церкви, при этом всячески издеваясь над ребятами». Случай не уникальный, время от времени приходится слышать о нападениях на те или иные протестантские общины, когда хулиганы объявляют себя «православными» и «борцами с сектантами». Люди склонны к ксенофобии, они обычно относятся враждебно к тем, кто от них отличается – в частности поведением, в лучшую или худшую сторону. Едва ли хулиганы были ревностными прихожанами Православной Церкви – просто гопники, вполне чуждые каким бы то ни было религиозным интересам. Но нам важно задумываться о том, как наше слово отзовется – в том числе в среде гопников. Побудить людей к насилию вообще гораздо легче, чем побудить их к покаянию, вере и исправлению своих путей. Такова уж падшая человеческая природа. Кинуть камень в окно сектантам – гораздо более экономный способ почувствовать свою православную идентичность, чем пройти оглашение, бросить пить и изменять жене, и начать жить полноценной церковной жизнью. Потому что покаяние, вера, пребывание в литургическом общении с Церковью – это труд, и труд идущий вразрез с тем, к чему нас тянет наша греховная природа. А вот бухнуть, а потом камень кинуть или ножиком грозить – это как раз очень легко. Всегда легче катиться вниз, чем карабкаться вверх. И – в силу той же падшей природы – люди ищут себе благословения на то, чтобы катиться вниз. Это так с любыми грехами, на Западе как-то больше приступают к Церкви с требованиями благословений на плотские похоти и разврат, у нас – на насилие и агрессию. Люди склонны видеть такое благословение даже там, где прямо его никто не дает – а просто вот слышал человек, что «Церковь зовет на борьбу с сектами», а бороться словом Божиим, проповедями, разъяснениями и увещеваниями он не может и не знает как. И даже не знает, что так бывает. Как он будет бороться? Да как обычно в миру люди борются друг с другом. Угрозами и насилием – при этом полагая, что он служит Церкви. «Слава Православию!» – «Героям слава!» Люди охотно встают под любой флаг, под которым можно поколотить ближнего своего – даже если это хоругвь. При этом ему в голову не придет менять что-то в своей жизни или хотя бы регулярно посещать Литургию – а зачем? Ему же и не говорят, что надо покаяться и уверовать – ему говорят, что надо «бороться с сектами». Он и так верное чадо Церкви – вот, сектантам окно разбил. Поэтому в отношении обычных людей, которые членами сект не являются, проповедь «борьбы с сектами» может быть более развращающей, чем спасительной. В отношении же самих сектантов сама постановка вопроса о «борьбе с» будет неизбежно контрпродуктивной. Человек нашел веру (да, ошибочную, но веру), братское общение, чувство осмысленности и принадлежности, что-то, что человек переживает как нечто несомненно позитивное и ценное в своей жизни – и тут ему говорят «щас мы будем со всем этим бороться». Он только совершенно закроется – а аргументация, основанная на очернении его общины, произведет обратный эффект. Он сам честный человек, он знает других членов своей общины как честных людей – и когда ему извне начинают рассказывать, что вы там все в вашей ужасной секте воры, безумцы и злодеи, он увидит в этом ложь. Точно с таким же успехом можно рассказывать православному человеку про то, что в Церкви все стяжатели и содомиты – он не поверит просто потому, что его личному опыту это не соответствует. Да и вообще война компроматов – это не способ обратить человека к истине. Люди могут поверить тому, что вы говорите, когда они доверяют вам и видят в вас человека доброго и благожелательного. Это не гарантия, конечно – не существует никаких гарантий, когда вы имеете дело с существами со свободной волей – но это необходимое условие. Если в вас видят человека озлобленного и враждебного, вам не поверят никогда. Поэтому для любой деятельности очень важно определиться с ее мотивами – а чего мы хотим-то достичь в результате нашей борьбы? Зачем мы «боремся с сектами»? Просто чтобы побороться? Дать выход своей внутренней агрессии? Миссия Церкви состоит в спасении душ для вечности. Церковь борется не с людьми, а за людей. Церковь видит в любом человеке – сколь угодно заблуждающемся – прежде всего, драгоценное творение Божие, призванное к вечной жизни. Цель миссии не в том, чтобы человек покинул секту – если он останется неверующим, что толку, он за бортом Корабля Спасения. Цель миссии – в том, чтобы привести людей к покаянию и вере во Христа, побудить их сознательно присоединиться к Церкви и разделить ее жизнь. Христос не посылал учеников «бороться с сектами». Он посылал их проповедовать Евангелие. Во всех известных мне случаях обращения от сект к Церкви люди пришли потому, что увидели со стороны церковных людей уважение, терпение, готовность дружески общаться, пить чай, внимательно выслушивать – короче говоря, любовь. Людей привлекает не борьба с ними – людей привлекает забота об их душах. Разумеется, проявлять любовь и терпение – намного, намного труднее, чем враждебность. Это наша падшая природа, «плоть», как говорит Апостол. Но мы призваны поступать по Духу. Как говорит Апостол, «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23). Бог любит сектантов – и Он также любит то великое множество неверующих людей, которым вообще никто не рассказал о Евангелии и пути спасения. Наша борьба – не с людьми, а за них. — Православие и мир, 24.01.2016 Даже в Средние века люди не считали Землю плоской
B.o.B., рэппер из Атланты, на этой неделе оказался в центре внимания благодаря тому, что в серии твитов заявил, будто Земля, по его мнению, плоская, и все мы «были чудовищным образом обмануты». Хотя B.o.B. очевидно заблуждается относительно формы Земли — его утверждение звучит слишком дурашливо, чтобы тратить время на подробное опровержение, — он прав в том, что нас обманули. Мало того, что сегодня ни один серьезный и интеллектуально честный человек не считает Землю плоской; на самом деле, такие убеждения никогда не были широко распространены — во всяком случае, настолько, как вам об этом, наверное, говорили. Даже астрофизик Нил деГрассе Тайсон, возможно, был не совсем прав (святотатство, я понимаю), когда написал в Твиттере, что B.o.B. «в своих рассуждениях отстал на пять столетий». В действительности, понимание того, что Земля имеет форму шара, пришло гораздо раньше, и в последние два тысячелетия всерьез не оспаривалось никем, за исключением нескольких мракобесов. «За необычайно малым исключением, ни один образованный человек в истории Западной цивилизации, начиная с III века до н. э., не считал Землю плоской, — писал в 1997 году историк Джеффри Бертон Расселл. — Круглая Земля появляется уже в IV веке до н. э. у Пифагора, вслед за которым Аристотель, Евклид и Аристарх, не считая прочих, увидели, что Земля имеет форму шара». К I веку н. э. «шарообразность земли признавали все образованные греки и римляне».
Не изменилась ситуация и с пришествием христианства. Хотя от двух до пяти ранних пап и отрицали, что Земля круглая, подавляющее большинство людей было с ними несогласно. «Суть в том, что ни один образованный человек не считал» Землю плоской, отмечает Расселл.
Видный ученый и писатель Стивен Джей Гулд в 1997 году написал в одном эссе, что «среди ученых никогда не было периода „плоскоземельной темноты“ (как бы широкая общественность сегодня и тогда не представляла форму нашей планеты). Греческие знания о шарообразности так и не потускнели, и все крупные средневековые ученые считали круглую форму Земли общепризнанным космологическим фактом». Колумб и испанцы знали, что Земля круглая, — план Колумба доплыть до Азии был поставлен под сомнение потому, что океан считали слишком большим, чтобы его можно было переплыть, а не потому, что кто-то считал Землю плоской, пишет Гулд. Даже религиозные власти в XV веке все прекрасно понимали. Так почему же, во имя всего святого, стольких школьников учили иначе?
Вина за это лежит на таких писателях XIX века, как Вашингтон Ирвинг, Жан Летронн и другие. Летронн был «ученым с сильными антирелигиозными предубеждениями», который в своей работе «О космографических представлениях отцов Церкви», изданной в 1834 году, пишет Расселл, «ловко воспользовался и тем, и другим, чтобы создать неверное представление, будто отцы Церкви и их средневековые последователи верили в плоскую Землю».
Ирвинг в 1828 году также написал «историю» Христофора Колумба, которую восприняли как документальную, хотя она во многом была вымышлена, и Расселл приписывает ему создание «незабываемого образа молодого Колумба, „простого моряка“, на соборе в Саламанке стоящего перед темной толпой невежественных инквизиторов и богословов в рясах, которые, по замыслу Ирвинга, все как один убеждены, что земля плоская, как поднос». Эту ложь подхватили и развили такие историки, как Джон Дрэйпер и Эндрю Дикинсон Уайт, и она «повторяется в текстах, энциклопедиях и даже в якобы серьезных научных трудах вплоть до сего дня», — отмечает Расселл.
Но к чему повторять ложь? Расселл и Гулд полагают, что мифом о плоской земле воспользовались для того, чтобы демонизировать христиан и религию в целом, одновременно героизируя ученых. «Ложь относительно Земли, имеющей форму шара, стала яркой и незабываемой частью еще большей лжи — лжи об извечной войне между наукой (добром) и религией (злом) на всем протяжении истории Западного мира», — пишет Расселл.
«И конкретная ложь о шарообразной форме Земли, и общая ложь о том, что религия и наука в Западном обществе находятся в естественном и вечном конфликте друг с другом, преследовали своей целью защиту дарвинизма», с которым мир познакомился приблизительно в то же время. «Ложь о плоской Земле была оружием, направленным против креационистов. Довод был прост и силен, хотя и не изящен: „Посмотрите, как тупы эти христиане. Они всегда стоят на пути науки и прогресса. Эти люди, сегодня отрицающие эволюцию, ничем не отличаются от тех идиотов, которые на протяжении по меньшей мере тысячи лет отрицали, что Земля круглая. Как можно быть такими ослами?»
Ложный нарратив о том, что наука и религия находятся в состоянии войны, неизбежного конфликта друг с другом, продолжается и сегодня, препятствуя надлежащему объединению и примирению этих двух совершенно разных и крайне важных институтов человеческой жизни», — пишет Гулд. Конечно, ничто из сказанного не должно помешать появлению «маргинальных» убеждений или непопулярных идей; большинство идей, перевернувших мир, поначалу считались таковыми...Речь как раз об обратном: исследуйте все сами и ставьте под сомнение то, чему вас учили, — в том числе и нелепую идею, будто некогда люди в большинстве своем верили, что Земля плоская. — Newsweek, 28.01.2016
ВНИМАНИЕ: Центр
апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки Центр
апологетических исследований |
В избранное | ||