Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 18 ноября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

12-18 ноября 2015 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

В Свердловской области оштрафована последовательница Свидетелей Иеговы

В Серове Свердловской области за хранение литературы Свидетелей Иеговы к административному штрафу приговорена женщина 1939 года рождения.

12 ноября 2015 года стало известно, что Серовский районный суд Свердловской области признал женщину 1939 года рождения – последовательницу Свидетелей Иеговы виновной по ст. 20.29 КоАП (хранение экстремистских материалов с целью распространения) и назначил наказание в виде штрафа (размер не сообщается) с конфискацией литературы. Постановление суда не вступило в законную силу.

Правонарушением было сочтено то, что в квартире женщины, являющейся учредителем религиозной организации Свидетелей Иеговы «Серов», при обыске было изъято более 50 наименований религиозной литературы Свидетелей, включенной в Федеральный список экстремистских материалов.

СОВА, 12.11.2015

к оглавлению

В Гяндже задержаны лица, намеревающиеся незаконно провести религиозное собрание

В Гяндже задержаны лица, намеревающиеся незаконно провести религиозное собрание. Как сообщили АПА в Управлении полиции Кяпязского района, в управление поступило оперативное сообщение о незаконном проведении собрания религиозной секты «Свидетели Иеговы» со стороны 27 лиц, включая 5-х детей по адресу ул. Ахмеда Джавада 47. В результате мер, проведенных Западным региональным представительством Госкомитета по работе с религиозными общинами совместно с сотрудниками Управления полиции Кяпязского района, задержанные лица были приглашены в управление полиции.

В отношении них планируется составить протоколы по ст. 299 КоАП (нарушение правил создания и деятельности религиозных общин), которые будут направлены в суд для принятия мер.

APA, 15.11.2015

 

 

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Суд в Петербурге ликвидировал фонд "Молодежь за права человека", который мог действовать в интересах сайентологов

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга вынес решение о ликвидации благотворительного фонда "Молодежь за права человека", сообщили "Интерфаксу" в суде в пятницу.

В прокуратуре Петербурга и самом фонде агентству не смогли оперативно прокомментировать дело. Между тем источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что претензии надзорного органа касались несоответствия между реальной деятельностью организации и заявленной в уставе.

"В уставе у них было прописано одно, а в действительности фонд занимался совершенно другими делами: они проводили мероприятия, семинары, в которых привлекали участников в "сайентологическую церковь", - добавил собеседник агентства.

Он отметил, что фонд среди прочего распространял литературу сайентологов и контактировал с детскими и молодежными учреждениями города.

На сайт фонда говорится, что он насчитывал более 30 волонтеров и несколько десятков помощников не только в Петербурге, но и в других городах России и СНГ.

Городской суд Петербурга в 2007 году по обращению прокуратуры принял решение о ликвидации городской общественной организации "Сайентологический центр", которой, кроме прочего, вменялся незаконный сбор информации о частной жизни.

Интерфакс, 13.11.2015

 

к оглавлению

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

10 вопросов об адвентизме

На прошлой неделе я выложил в блог статью (со встроенным видео) об Адвентизме седьмого дня. Как и следовало ожидать, моя точка зрения устроила не всех, и некоторые комментарии были весьма эмоциональны. В комментариях на Фэйсбуке меня называли «лжепроповедником», «тайным пособником иезуитов», «антихристом», «одним из провозвестников сатаны», а также «лжецом, в котором нет истины Божьей».

Ругань без объяснения причин — особенно в Фэйсбуке — меня нисколько не трогает, но несколько критиков посетовали на то, что я неверно изложил суть воззрений Адвентистов седьмого дня. Некоторые обвинили меня в том, что я нарушил Девятую заповедь и сознательно солгал о том, во что верят Адвентисты седьмого дня. Поскольку я не хочу лжесвидетельствовать, я решил написать еще одну статью об учении АСД. Я сомневаюсь, что это умиротворит моих критиков, но, надеюсь, добавит ясности моей предыдущей статье.

Исходя из таких соображений, я бы хотел вновь вернуться к десяти разным мыслям, высказанным в предыдущей статье. Я сделаю это в форме десяти вопросов с соответствующими пояснениями и цитатами из разных источников.

1. Был ли Адвентизм седьмого дня следствием учения Уильяма Миллера?

Да. Как пишет адвентист Фрэнсис Д. Никол: «Мы открыто и без малейшего смущения признаем, что выросли на почве миллеризма» (Nichol, Francis D. Answers to Objections [reprint, 2014], pp. 266–267).

2. Считали ли евангелические богословы в начале XX века Адвентизм седьмого дня культом?

Да. К примеру, такие евангелические богословы, как Луис Тэлбот, Ян Карел ван Баален, Харольд Линдселл и Энтони Хоукема считали движение АСД либо культом, либо еретической сектой. Первым известным евангелическим деятелем, который заявил, что движение АСД не является культом, был Уолтер Мартин (хотя он крайне отрицательно отзывался о некоторых богословских особенностях АСД).

3. Утверждают ли Адвентисты, что Христос на небесах совершает второе дело освящения?

Настаивая на том, что АСД не являются культом, Уолтер Мартин утверждал, что, по учению Адвентистов седьмого дня, искупление Христово было завершено на кресте, и что Его нынешний труд на небесах подразумевает всего лишь применение плодов Его искупления к конкретным верующим. В подтверждение своих слов Мартин ссылался, главным образом, на адвентистскую публикацию под названием Seventh-day Adventists Answer Questions on Doctrine («Адвентисты седьмого дня отвечают на вопросы об учении»), изданную в 1957 году.

Братья Стэндиш

Между тем, даже после выхода в свет этой книги, не все адвентисты были согласны с тем, как в ней объяснялось учение об искуплении. Наиболее громко свое несогласие озвучивали братья-близнецы Расселл и Колин Стэндиш, которые настаивали на том, что, как учила Елена Уайт, дело искупления Христа не было завершено на кресте. Они писали:

По поводу 1844 года сестра Уайт писала: «Поэтому, когда Христос вошел в Святое святых, чтобы выполнить последнюю часть Своего искупительного служения, Он прекратил служение в первом отделении» (Великая борьба, с. 428). Из этого утверждения можно совершенно отчетливо увидеть, что сестра Уайт не заканчивает искупление на кресте. Конечно, она имеет в виду вход Христа в Святое святых в 1944 году, чтобы закончить работу следственного суда и искупить грехи Своего народа. Как мы убедились, эта книга, Questions on Doctrine, — самое ненадежное руководство по учению адвентистов, ибо она была написана с целью ублажить группу евангелических христиан, не веровавших в полное учение об искуплении (Standish, Russell; Standish, Colin. The Storm Bursts [reprint 2000], p. 359).

Хотя братья Стэндиш, возможно, и не выражают точку зрения большинства адвентистов, их слова хорошо иллюстрируют сумятицу, которая существовала по данному вопросу в кругах адвентистов еще со времен самой Елены Уайт.

Можно привести и другие высказывания г-жи Уайт, в которых, судя по всему, идет речь о втором деле искупления Христа на небесах. Вот некоторые из них:

Сегодня Он [Христос] совершает за нас искупление перед Отцом (Manuscript 21, 1895).

Теперь, когда великий Первосвященник совершает наше примирение, мы должны стремиться стать совершенными во Христе (Великая борьба, с. 623).

В сопровождении святых ангелов наш великий Первосвященник входит во Святое святых и там предстает перед Богом, чтобы завершить Свое посредническое служение за людей, то есть произвести следственный суд и искупить всех тех, кто будет достоин этого (Великая борьба, с. 481).

Подобные утверждения предполагают, что дело искупления не было завершено Христом на кресте (см. Hoekema, Antony A. The Four Major Cults: Christian Science, Jehovah's Witnesses, Mormonism, Seventh-day Adventism [Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1989], pp. 116–117).

Официальное изложение вероучения АСД («Основные положения») описывает небесный аспект дела Христа как «вторую, последнюю фазу Своего примирительного [в англ. тексте atoning — букв., искупительного] служения», начатую 22 октября 1844 году. Хотя речь идет не о втором деле, а о второй фазе, подобное объяснение все равно предполагает промежуток длиной в 18 столетий между крестной смертью Христа и кульминацией Его искупительного служения. Это создает серьезные проблемы, как я уже отметил в своей предыдущей статье.

4. Противоречит ли учение АСД о следственном суде Христа учению об оправдании одной лишь верой?

Энтони Хоукема

Движение АСД настаивает, что проповедует спасение одной лишь благодатью через одну только веру. Однако евангелические богословы, такие как Хоукема, сомневаются в том, что учение о следственном суде согласуется с принципами sola fide и sola gratia , выдвинутыми Реформацией. Чтобы проиллюстрировать причины своей обеспокоенности, Хоукема ссылается на слова адвентиста Уильяма Генри Брэнсона:

Христианин, которые верою в Иисуса Христа верно исполнил требования закона, будет оправдан [в ходе следственного суда]; осуждения нет, потому что закон ни к чему не может придраться. С другой стороны, оказывается, что, если человек нарушил даже одно-единственное предписание, и это преступление не исповедано, с ним будет точно то же, как если бы он нарушил все десять (Branson, William Henry. Drama of the Ages [reprint, 2010], p. 351)

Утверждение Брэнсона, что спасение можно утратить даже из-за одного неисповеданного греха, явно противоречит библейскому учению о спасении одной лишь благодатью.

Те, кто не считает движение АСД культом (например, Уолтер Мартин), высказывают предположение, что этот акцент на делах сродни арминианскому богословию, в котором спасение получают благодатью, но могут потерять вследствие непослушания. Однако таким образом не удастся объяснить некоторые законнические акценты, присущие богословию АСД (см. п. 7 ниже).

5. Возносят ли Адвентисты седьмого дня Елену Уайт до положения авторитетной пророчицы?

Елена Уайт

Да. Елену Уайт почитают как богодухновенную и авторитетную пророчицу. Боле того, в литературе адвентистов она уподобляется библейским пророкам. Вот несколько примеров:

Адвентисты седьмого дня верят, что Елена Уайт в течение двадцати лет своего публичного служения совершала труд истинного пророка. Подобно тому, как пророком был Самуил, подобно тому, как пророком был Иеремия, подобно тому, как пророком был и Иоанн Креститель, мы верим, что г-жа Уайт была пророком для церкви Христа сегодня (The Review and Herald, 4.10.1928).

Елена Уайт остро сознавала свое пророческое призвание и данное ей поручение направлять Божий народ посредством своих слов и сочинений. Она твердо верила, что Бог говорил ее голосом и пером по образу библейских пророков (Knight, George R. Reading Ellen White: How to understand and apply her writings. [Hagerstown, MD: Review and Herald, 1997], p. 20).

Влияние духа пророчества вплетено в самую основу веры, жизни и организации адвентистов… То, что мы как церковь собой представляем, — это отражение нашей веры в божественный авторитет, очевидный в сочинениях Елены Уайт (Robertson, John J. The White Truth [Pacific Press Pub. Association, 1981], p. 61).

Пророчество — один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным знаком Церкви Остатка. Он проявил себя в служении Елены Г. Уайт, вестницы Господа, письменные труды которой продолжают оставаться авторитетным источником истины, служа для Церкви утешением, руководством, наставлением и обличением. Эти труды ясно утверждают то, что Библия есть мерило, при помощи которого следует проверять каждое учение и каждый опыт (Основные положения веручения Христиан Адвентистов Седьмого Дня).

6. Утверждают ли адвентисты, что Елена Уайт обладает равным или большим авторитетом в сравнении с Писанием?

Адвентисты седьмого дня настаивают, что Библия — их единственное вероучение. Однако это утверждение трудно примирить с тем, что они одновременно почитают пророчества Елены Уайт богодухновенными и авторитетными. В конце концов, ее почитают как пророка, подобного Самуилу или Иеремии. Соответственно, на практике некоторые адвентисты ставят пророчества Уайт выше Библии, поскольку используют ее слова как авторитетную линзу, через которую следует толковать Библию.

Джордж Найт, адвентистский историк, относится к такой тенденции отрицательно, однако признает, что она существует в кругах АСД:

Некоторые адвентисты видели в Елене Уайт непогрешимого толкователя Библии в том смысле, что нам следует пользоваться ее сочинениями, чтобы точно установить смысл Писания. Так, один из ведущих редакторов нашей деноминации писал в 1946 в Review and Herald, что «сочинения Елены Уайт представляют собой прекрасное толкование Писаний». Далее он отмечал, что ее толкования не похожи на другие, потому что это «богодухновенные толкования, движимые побуждением Святого Духа, и это выделяет их в отдельный и особый класс, намного превосходящий все остальные» (Knight, p. 25).

В другом отрывке Найт добавляет:

Слишком многие адвентисты были склонны ставить Елену Уайт на место Иисуса. Он, а не Елена Уайт, — наш пример. Выпихивать пример Елены Уайт в первые ряды нашей религии — это признак, скорее, культа, нежели христианства (Knight, p. 52).

Бывшие адвентисты седьмого дня точно так же свидетельствуют о непомерном возвышении Елены Уайт, очевидцами которого они были в то время, когда были членами движения АСД. Вот лишь один пример:

Поскольку я вырос в церкви Адвентистов седьмого дня (АСД), я всю жизнь питал интерес даже к современным пророческим сочинениям и к авторитету, которыми они пользуются в тех или иных общинах. У АСД есть Елена Уайт, многотомные сочинения которой большинство членов церкви почитает авторитетными. Они не назовут это добавлением к канону Писания, хотя во многих случаях разницу увидеть трудно. Я помню, как ввязался в спор об этом, когда сам уже не был АСД. Одна женщина забрасывала меня цитатами из Елены Уайт, хотя прекрасно знала, что я больше не член церкви. Потом она предложила послать мне целую подборку таких цитат. Она воспринимала Елену Уайт как часть канона, авторитетную не только для нее лично, но и для меня (Neufeld, Henry E. When People Speak for God [Energion Publications, 2007], p. 109).

Подобные истории побудили некоторые евангелических аналитиков сделать вывод, что приверженность адвентистов пророчествам Елены Уайт представляет собой отступление от выдвинутого Реформацией принципа Sola Scriptura. Вновь процитирую Энтони Хоукему:

Хотя Адвентисты седьмого дня утверждают, что испытывают сочинения г-жи Уайт Библией, они настаивают, что дар пророчества, которым она обладала, и которым она соответственно обогатила их группу, представляет собой признак «церкви остатка». Это означает, что дар пророчества отличает Адвентистов седьмого дня от всех остальных групп. Но у других христианских групп тоже есть Библия. Следовательно, Адвентистов седьмого дня отличает то, что у них есть помимо Библии, — а именно, дар пророчества, явленный в лице г-жи Уайт. Но если они, как и говорят, испытывают сочинения Елены Уайт Библией, и если Библия действительно является для них высшим авторитетом, что же у них есть на самом деле такого, что отличало бы их от остальных групп? Из этого вполне очевидно, что Адвентисты седьмого дня на самом деле не испытывают сочинения Елены Уайт Писанием, но используют их наряду с Писанием, и считают их использование характерным признаком, отличающим их от других групп (Hoekema, p. 104).

7. Настаивают ли Адвентисты седьмого дня на необходимости поклонения в субботу (шаббат)?

Да. Они учат, что Четвертая Заповедь сегодня обязательна для христиан. В «Основных положениях веручения Христиан Адвентистов Седьмого Дня» говорится:

Четвертая заповедь неизменного закона Божьего требует соблюдения седьмого дня субботы как дня покоя, богопоклонения и служения в соответствии с учением и примером Иисуса Христа — Господина субботы.

Для Адвентистов седьмого дня поклонение в субботу — не вопрос христианской свободы (см. Рим. 14:5; Кол. 2:17). Они считают это обязательным требованием для всех христиан.

С одной стороны, Адвентисты седьмого дня отрицают, что соблюдение субботы — это способ заслужить спасение. Однако при этом они утверждают, что сознательное нарушение субботы (как и любой из Десяти Заповедей) не позволит человеку попасть на небеса. Адвентист Фрэнсис Никол поясняет: «[Мы] делаем вывод, что, хотя соблюдение субботы не может обеспечить нам вхождение на небеса, нарушение субботы непременно не позволит нам туда войти» (Nichol, p. 248).

С точки зрения многих евангелических христиан, позиция АСД представляет собой небиблейскую форму законничества, в рамках которой соблюдение субботы рассматривается как необходимое условие сохранения спасения. Харольд Линдселл пишет:

Если люди сейчас или впоследствии должны соблюдать субботу, чтобы продемонстрировать свое спасение или чтобы предотвратить свою погибель, тогда благодать — уже не благодать. Скорее, мы спасены благодатью и продолжаем спасаться делами Lindsell, Harold. What of Seventh-day Adventism? // Christianity Today , 31.03.1958, p. 15; см . также Hoekema, p. 126).

8. Говорила ли Елена Уайт, что поклонение в воскресенье — это знак зверя?

Да. Хотя мне все-таки пришлось подредактировать свою предыдущую статью в этом моменте. Учение Уайт состояло в том, что знак зверя примут те, кто будет поклоняться в воскресенье в последние времена. Пока же те, кто поклоняется в воскресение, не навлекают на себя осуждение (во всяком случае, пока не поймут, что обязаны соблюдать шаббат в субботу).

Словами самой Елены Уайт:

Когда соблюдение воскресенья будет требоваться законом, а мир будет просвещен об истинной субботе, тогда всякий, нарушающий заповедь Божью ради установления Рима, станет чтить папство больше, чем Бога. Он будет воздавать почести Риму и той власти, которая принуждает исполнять его установления. Он станет «поклоняться зверю и образу его». Отвергая установление Божье, являющееся печатью Его власти, и почитая установление, являющееся знамением верховной власти Рима, люди тем самым примут знак преданности Риму — «начертание зверя». Но только тогда, когда этот вопрос будет полностью разъяснен людям и они будут поставлены перед необходимостью сделать окончательный выбор между заповедями Божьими и заповедями человеческими, — только тогда упорствующие в своем нечестии примут «начертание зверя» (Евангелизм; см. Великая борьба, с. 449).

В книге «Великая борьба» Елена Уайт еще сильнее подчеркивает важность субботы с точки зрения АСД:

Враги Закона Божьего — от церковных служителей до простых обывателей — имеют теперь совершенно новое представление об истине и своих обязанностях. Слишком поздно они понимают, что суббота четвертой заповеди является печатью живого Бога. Слишком поздно они увидели сущность лжесубботы и тот зыбкий фундамент, на котором она зиждется. Они обнаруживают, что боролись против Бога. Религиозные учители вели души к погибели, убеждая, что направляют их к вратам рая. Только в день последнего суда откроется, как велика ответственность людей, совершающих духовное служение, и как тяжелы последствия их неверности. Только в вечности мы узнаем истинную цену каждой потерянной души. Ужасен будет жребий тех, которым Бог скажет: «Отойди от Меня, лукавый раб!» (The Great Controversy, с. 640).

9. Проповедуют ли Адвентисты седьмого дня учение о сне души и аннигиляционизм?

Один человек, отрекомендовавшийся Адвентистом седьмого дня, опубликовал в Фэйсбуке такой ответ на мое видео: «Учение об аннигиляции и сне души? Откуда он это взял? Никогда о таком не слышал. Уверен, что он никогда не бывал в церкви адвентистов. LOL».

Поскольку возражение было выдвинуто, я подумал, что будет полезно отметить, что оба названных учения присутствуют в официальном изложении вероучения Адвентистов седьмого дня (хотя терминология и отличается).

Относительно сна души (бессознательного состояния умерших до воскресения) в «Основах вероучения» говорится: «До того дня смерть является бессознательным состоянием для всех умирающих».

Относительно уничтожения грешников и условного бессмертия (о том, что наказание в аду будет временным, потому что бессмертие условно и даруется только верующим), в «Основах вероучения» говорится: «Затем последует второе воскресение, то есть воскресение всех, делавших злое. Они разделят участь сатаны и его ангелов в последней тщетной борьбе с добром. Таким образом, вселенная навеки будет освобождена от греха и грешников».

10. Является ли Адвентизм седьмого дня культом?

Как уже было сказано выше, евангелические христиане расходятся во мнениях по поводу того, каким термином следует описывать движение АСД. Что до меня, мое отношение к учению Адвентистов седьмого дня скорее отрицательное, чем положительное. Поэтому я остаюсь при своем мнении, которое высказал в опубликованной на прошлой неделе статье:

Вот главные вопросы, отделяющие Адвентистов седьмого дня от библейского христианства: (1) неортодоксальное представление об искуплении Христа; (2) неправомерное возвеличивание пророчеств Елены Уайт; (3) законнические требования, согласно которым верующие обязаны соблюдать субботу и диетические предписания Моисеева Закона.

Все три этих момента затрагивают фундаментальные учения христианства. Именно поэтому евангелическим христианам следует относиться к богословию АСД с большой осторожностью. При ближайшем знакомстве характерные особенности их богословия расходятся с библейской ортодоксией.

The Cripplegate, 17.11.2015

 

к оглавлению

ДЖОНСТАУН

Конгрессвумен, оставленная умирать в Джонстауне, 37 лет спустя вспоминает подробности резни

Член Конгресса США Джеки Спейер точно знает, что чувствует человек, которого бросили умирать. 18 ноября 1978 года она получила пять огнестрельных ранений на маленьком аэродроме в южноафриканской Гайане. Рядом с ней лежали ее босс, конгрессмен Лео Райан, и еще четверо, застреленные при попытке бежать из Джонстауна — коммуны, основанной Джимом Джонсом.

Прошло почти 40 лет, но Спейер все еще помнит, почему она решила сесть в самолет и отправиться в ту злосчастную командировку. «В 1978 году еще не так много женщин занимали высокие посты в Конгрессе, — говорит Спейер, которая в то время была советником Райана по законодательным вопросам. — Мне казалось, что, если я не поеду, это нехорошо отразится на женщинах, занимавших такие посты. Я подумала: „Я не могу не полететь“».

И она полетела в Гайану, на северо-восточное побережье Южной Америки, в компании Райана и еще 23 человек, собиравшихся посетить Джима Джонса и примерно тысячу его последователей. К концу командировки Райан был мертв (первый и единственный конгрессмен США убитый при исполнении обязанностей), а вместе с ним погибли три журналиста и один беженец из Джонстауна. Спейер и еще девять человек получили огрестрельные раны и были брошены на произвол судьбы на аэродроме; они ждали помощи 22 часа.

Сразу после убийства Райана Джонс и еще более 900 его последователей отравились цианистым калием — в то время это сочли массовым самоубийством, но теперь все чаще называют массовым убийством.

Делегация Конгресса во главе с Райаном прибыла без вооруженного сопровождения. Государственный департамент США ни о чем их не предупредил и не предложил защиту.

С 2008 года Спейер занимает место Райана в Конгрессе. В интервью, данному ежеквартальному изданию Конгресса CQ Roll Call, она заявила, что, хотя многое с тех пор изменилось, некоторые принципиальные вопросы относительно Джонстауна так и остались без ответа.

Превосходный сотрудник

Лео Райан

До сих пор Спейер убеждена, что ничто не могло бы помешать Райану отправиться в Джонстаун. «Он был конгрессменом, привыкшим вступать в бой», — говорит она. Райан верил, что нужно увидеть все своими глазами. В начале своей политической карьеры он преподавал в школе в неблагополучном районе Лос-Анджелеса, а впоследствии провел неделю в камере смертников в тюрьме строгого режима Фолсом, чтобы получше узнать жизнь заключенных.

«Он действительно считал, что беспокоиться не о чем, — говорит Спейер. — Он был конгрессменом, и словно был защищен невидимой броней».

Райан был членом Комитета по международным отношениям и поначалу договорился отправиться в эту поездку с одним своим коллегой. Но впоследствии коллега отказался.

С планами Райана был знаком председатель комитета Клемент Заблоки, демократ из штата Висконсин. Однако, как говорилось в Roll Coll за 7 декабря 1978 года, эта поездка не считалась официальным расследованием палаты представителей, потому что по правилам Конгресса в расследовании должно быть задействовано не менее двух конгрессменов.

Для Райана эта поездка была служением избирателям. Основанный Джонсом «Народный храм» действовал в Сан-Франциско и вербовал последователей в соседнем с округом Райана округе Сан-Матео. Как штатный помощник Райана Спейер неоднократно выслушивала избирателей, обеспокоенных участью своих близких, с которыми была потеряна связь после их отъезда в Гайану. Она также встречалась с людьми, покинувшими Джонстаун, которые рассказывали о жестокости Джонса и об оружии, запасы которого он создавал.

Однако пока Спейер контактировала перед поездкой с Государственным департаментом, ее никто не предупредил о потенциальной опасности. «Государственный департамент просто оставили в дураках, — говорит Спейер. — Они больше старались угодить премьер-министру [Форбсу Бернаму], который был марксистом».

И все-таки некое ощущение рискованности поездки у нее сложилось на основании слышанных рассказов. Она как раз занималась покупкой своей первой в жизни квартиры в г. Арлингтон, штат Вирджиния, и включила в бумаги пункт о том, что, если она не вернется из Гайаны живой, контракт будет считаться расторгнутым. «Я не хотела, чтобы на плечи моих родителей свалилась эта недвижимость на другом конце страны», — говорит уроженка Калифорнии.

Джеки Спейер и Лео Райан в поездке

Когда делегация прибыла в Джорджтаун, им, по словам Спейер, пришлось два дня ждать от Джима Джонса разрешения посетить поселок. Она помнит, как жена Джонса водила их по Джонстауну. «Наступил вечер, все развлекались, а мы стояли на углу и беседовали с людьми. Множество людей хотели, чтобы мы узнали, как там поживают их дети», — рассказывает Спейер.

Потом Дону Харрису, одному из репортеров Эн-Би-Си из состава делегации, передали записку от последователей Джонса, которые хотели покинуть культ. «Дон подходит к нам и протягивает эту записку. У меня сердце упало, — говорит Спейер. — Все, о чем рассказывали беженцы, оказалось правдой. Потом еще больше людей захотело уйти, и все просто взорвалось. Это была просто пороховая бочка, начиненная эмоциями и напряжением. Стало понятно, что одного самолета будет мало. Конгрессмен решил, что он останется и улетит следующим рейсом. Все были очень взволнованы».

Спейер описывает Джонса словом «возбужденный». Ларри Лэйтон, один из ближайших помощников Джонса, сестра которого покинула культ, тоже утверждал, что хочет уйти, но Спейер он показался ненадежным. «Он был в желтом пончо, только что прошел дождь. Я чувствовала, что что-то не так, — говорит она. — Мы добрались до взлетной полосы, я начала рассаживать людей по обоим самолетам. Я повернулась к Райану и сказала: „Не хочу, чтобы Лэйтон летел с нами“».

Райан предложил посадить Лэйтона на другой самолет. Когда Спейер занялась пассажирами, в самолет забежал маленький местный ребенок. Она помнит, как пыталась выманить его из кабины. Именно в этот момент на взлетную полосу выехал трактор с прицепом, и началась стрельба.

«Люди бросились в кусты, — говорит она. — Я вслед за Райаном нырнула под самолет и спряталась за колесом».

В Спейер и других стреляли в упор. Райан и еще четверо, включая Харриса, были убиты. Оставшиеся в живых ждали помощи всю ночь, поддерживая друг друга.

Возвращение к жизни

Спейер предстояло долгое лечение. Получив пять огнестрельных ран, она провела в больнице два месяца и перенесла 10 операций, причем Служба маршалов США охраняла ее круглосуточно, поскольку в ее адрес поступали угрозы.

По возвращении домой ее ждала «самая невероятная встреча. Я подумала, что не хочу до конца жизни быть жертвой резни в Гайане. Я хочу жить дальше».

Были назначены досрочные выборы, и на место Райана выстроилась целая очередь кандидатов, включая одного коллегу Спейер. «В понедельник, в самый последний день, я решила выдвинуть свою кандидатуру, продолжить дело Райана», — вспоминает Спейер. Однако она не выиграла выборы, заняв четвертое место.

Джеки Спейер

На следующий год она была избрана в Совет попечителей округа Сан-Матео, опередив на выборах конкурента с 20-летним стажем, а потом была членом Законодательного собрания штата Калифорния. «У меня и в мыслях не было возвращаться в Вашингтон», — говорит она.

Однако Конгресс вновь поманил ее после смерти конгрессмена Тома Лантоса, который 27 лет занимал оставленный Райаном пост в в Палате представителей. Она одержала победу в досрочных выборах в апреле 2008 года.

Джонстаун больше не является определяющим моментом в ее жизни. «Я провела 24 года на выборных должностях; я больше не живу прошлым. Это часть моей жизни, но очень маленькая», — говорит она.

Ответственность правительства

Сегодня делегации членов Конгресса сопровождает вооруженная охрана. Но Спейер полагает, что можно сделать больше, чтобы не допустить повторения трагедии Джонстауна. «Та трагедия стала ударом для Государственного департамента. Девятьсот американцев погибли. Это было не самоубийство, это было убийство, — говорит Спейер. — И не то, чтобы их не предупреждали о грозящей беде. Предупреждали».

Дебби Лэйтон

Спейер ссылается на пример Дэбби Лэйтон, которая тайком бежала из Джонстауна и пришла в американское посольство, прежде чем вернуться в США. «Но они так и не стали проверять заявления, с которыми она выступала публично», — говорит Спейер.

Теперь, будучи членом Комитета по разведке, Спейер затребовала доступ к секретным правительственным документам, связанным с Джонстауном. «Некоторые полагали, что ЦРУ как то было замешано во всем этом и не хотело, чтобы это всплыло наружу. Теперь, будучи членом Комитета по разведке, я недавно запросила доступ к документам. Не похоже, что ЦРУ было замешано. Однако, судя по всему, ошибки были допущены на нескольких уровнях».

Спейер полагает, что можно более активно проверять организации, в особенности религиозные, вовлеченные в незаконную деятельность. В 1979 году она вернулась в Вашингтон, чтобы дать показания о произошедшем в Джонстауне на неофициальных слушаниях в Конгрессе, организованных сенатором-республиканцем от штата Канзас Бобом Дойлом.

Сотрудники Государственного департамента, в том числе посол Джеймс Берк, находившийся в Гайане во время трагедии, должны были предстать перед Подкомитетом по Латинской Америке Комитета по иностранным делам в ноябре 1981 года, чтобы дать показания относительно действий представителей Государственного департамента в связи с событиями в Джонстауне. Однако за несколько часов до начала слушаний они были внезапно отменены.

«Впоследствии мне говорили, что председатель Комитета, Заблоки, решил, что не хочет копаться в этом деле», — рассказал Берк в интервью, взятом у него для проекта «Устная история иностранных дел» в 1989 году. Никаких дальнейших попыток расследования не предпринималось, а в 1983 году Заблоки умер.

Спейер считает, что из этой истории по-прежнему можно извлечь уроки: «Думаю, Государственному департаменту было бы полезно провести целевое изучение вопроса — такое же, как в Гарвардской школе бизнеса, — что можно было бы сделать лучше. Если ты не учишься на своих ошибках, то непременно их повторишь. Это никогда не должно повториться».

Roll Call, 18.11.2015

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное