Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 28 октября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

22-28 октября 2015 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


МОРМОНЫ

Церковь СПД говорит, что «Небесная Мать» существует

В новом эссе, опубликованном в пятницу, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней подтверждает существование «Небесной Матери». «Учение о Небесной Матери среди Святых последних дней является почитаемым и уникальным учением», — говорится в эссе.

Гален Дара. Небесная Мать (2012)

Хотя никаких записей о том, что Джозеф Смит, создавая мормонизм, получил прямое откровение о Небесной Матери, не существует, по словам церкви СПД, есть свидетельства о том, что он в самом начале проповедовал это учение женщинам. Другие руководители СПД также «подтвердили существование Небесной Матери» наряду с Небесным Отцом.

В опубликованном эссе церковь СПД пишет: «Святые последних дней адресуют поклонение Небесному Отцу во имя Христа и не молятся Небесной Матери. В этом отношении они следуют образцу, установленному Иисусом Христом, Который учил Своих учеников, что они „должны всегда молиться Отцу во имя Моё“» (3 Нефий 18:19).

Идея существования «Небесной Матери» обсуждается уже много лет, и многие мормонские феминистки отстаивают право ей молиться. Вновь опубликованная статья о Небесной Матери — последняя в серии статей, опубликованных церковью СПД и рассматривающих некоторые спорные вопросы, такие как многоженство, расовые привилегии, историчность Книги Мормона и результаты исследований ДНК.

В другом эссе, также опубликованном в пятницу, церковь СПД затронула вопрос о женщинах и священстве, утверждая, что женщины в действительности совершают некоторые храмовые обряды. Однако, заявила церковь, женщины не получают чины священства, а служат другими способами, которые предлагает церковное вероучение.

В ответ на опубликованные эссе Интернет-сообщество Ordain Women, которое в прошлом организовывало публичные акции в поддержку наделения женщин священством, выпустило такое заявление:

Недавно опубликованные эссе о Небесной Матери и женщинах и священстве показывают, что история вопроса о женщинах и власти в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней имеет более сложную и запутанную историю, чем представлялось прежде. Мы рады видеть, что наше руководство рассматривает эти важные темы, но констатируем, что в обоих случаях все еще есть вопросы, оставшиеся без ответа. Мы ждем новых откровений относительно Небесной Матери и рукоположения женщин.

Мы жаждем знать больше о нашей Небесной Матери. Она — образец для нашей сегодняшней жизни, и мы надеемся в будущем воссоединиться с ней. Храмовые благословения обещают нам в будущем доступ к священству, и нас беспокоит, что недопущение женщин к рукоположению лишает их возможности в полной мере подготовиться к исполнению будущих обязанностей.

Что самое важное, исторический контекст священства, в конечном итоге, имеет мало отношения к сегодняшним дискуссиям. Мы видели, что власть священства и доступ к священству постоянно распространялись с тех пор, как апостолы Иисуса Христа начали проповедовать Его учение. Это распространение — сначала на жителей Америки, потом на Джозефа Смита, потом на юных мальчиков, потом на мужчин африканского происхождения, стало источником великого и чудесного дела — роста церкви и распространения евангелия. Вообразите, что могло бы произойти, распространи мы эту силу и власть на всех женщин в церкви. Нам нужно только попросить.

Fox 13, 23.10.2015

Это уже одиннадцатое и двенадцатое эссе, опубликованные мормонской церковью, начиная с ноября 2013 года, в ответ на вопросы рядовых мормонов относительно спорных моментов истории и учения церкви. Толчком к их публикации, судя по всему, послужили массовые брожения в среде шведских мормонов, в результате которых, в частности, церковь покинул бывший зональный руководитель СПД Ханс Маттсон.

Элиза Сноу

Учение о Небесной Матери впервые было озвучено в 1845 году Элизой Р. Сноу — одной из многочисленных жен Джозефа Смита и Бригама Янга, впоследствии занявшей пост второго в истории президента Общества милосердия церкви СПД, — в стихотворении под названием «Мольба, или Вечные Мать и Отец». В 1893 году четвертый президент мормонской церкви Уилфорд Вудрафф назвал это стихотворение «откровением, хотя оно и было дано нам женщиной». Сохранились отдельные указания на то, что это учение восходит корнями к Джозефу Смиту, но нет свидетельств того, что он когда-либо проповедовал его публично.

До начала XX века некоторые руководители церкви СПД признавали существование Небесной Матери, однако официальное подтверждение это учение получило только в 1909 году, когда в официальном заявлении Первого Президентства по вопросу об эволюции появилась фраза: «Все мужчины и женщины подобны вселенским Отцу и Матери и в буквальном смысле являются сыновьями и дочерьми Божественного Существа».

Мормонов не смущает тот факт, что ни в Библии, ни в одном из их собственных писаний нет ни одного упоминания о «Небесной Матери». Десятый президент церкви СПД Джозеф Филдинг Смит в 1960 году писал: «…тот факт, что ни в Библии, ни в Книге Мормона или Учении и Заветах нет ни одного упоминания о матери на небесах, не является достаточным доказательством того, что никакой матери там нет». Соответственно, учение мормонов по данному вопросу всецело основано на логических выкладках, примером которых могут служить слова апостола Брюса Мак-Конки:

Возвышенный и прославленный Человек Святости (Моисей 6:57) не мог бы быть Отцом, если бы Женщина, обладающая такой же славой, совершенством и святостью, не была соединена с ним в качестве Матери. Рождение детей делает мужчину отцом, а женщину — матерью, идет ли речь о мужчине в его смертном или бессмертном состоянии.

Несмотря на то, что учение о Небесной Матери получило поддержку церковного руководства, в официальных выступлениях и публикациях оно почти никогда не излагается прямым текстом. Гораздо чаще можно встретить обтекаемые упоминания о «Небесных Родителях», не сопровождаемые никакими пояснениями.

Отчасти это объясняется, по-видимому, нежеланием привлекать к учению о Небесной Матери излишнего внимания — с одной стороны, из-за негативной реакции христиан и, с другой стороны, из-за ажиотажа, который возник вокруг образа Матери в рядах самих мормонов. Для рядовых мормонов, прежде всего женщин, она стала воплощением потребности в любящем, женском, материнском начале. Начиная с 1970-х годов, мормонки начали в частном порядке писать Небесной Матери гимны и молиться ей. Ситуация зашла настолько далеко, что во времена Гордона Хинкли за подобные молитвы и даже просто за разговоры о Небесной Матери мормонов отлучали от церкви. В апреле 1991 года Хинкли назвал молитвы Матери «маленьким началом отступления от веры».

— Дмитрий Розет

 

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Церковь невыспавшихся: как Саентология обеспечивает покорность и бездетность своих сотрудников

Невероятно могущественная и невероятно скрытная религия Л. Рона Хаббарда приводится в действие штатом лишенных нормального сна «служителей». И это еще не самое худшее.

7 декабря в Лос-Анджелесе должны состояться слушания по делу, которое более шести лет пробивало путь к жюри присяжных. Истец, женщина из штата Нью-Мексико по имени Лора Де-Кресченцо, обвиняет Саентологическую церковь в жестоком обращении, которое она якобы испытала, будучи членом элитного ядра Саентологии, известного как «Морская организация».

Саентология отчаянно и безуспешно — вплоть до Верховного Суда США — пыталась сохранить в тайне досье Де-Кресченцо как сотрудника и прихожанки. Эти досье излагают историю, которая может показаться фантастикой тому, кто не знаком с «Морской организацией» и ее званиями и униформой, напоминающими флотские.

Дело не только в Де-Кресченцо. Другие бывшие сотрудники Морской организации также рассказывают о тяжелых, даже издевательских условиях труда, от надраивания палубы океанского судна или чистки туалетов зубной щеткой до строительных работ без защитной экипировки.

Во всех этих рассказах есть нечто общее: недосыпание. По некоторым данным, нигде в США работники не испытывают такого недостатка сна, как в саентологической Морской организации.

Бессонная молодость

Лора Де-Кресченцо подписала с Морской организацией печально известный контракт на миллиард лет, когда ей было 12 лет. Ей тут же установили рабочий график, в который трудно поверить: по 14 часов в день, 7 дней в неделю. Это 98 часов в неделю, и за это, в лучшем случае, ей платили по 50 долларов. Как организация, «преследующая религиозные цели», Саентология использует налоговый кодекс в свою пользу и обходит законы о труде несовершеннолетних, утверждая, что Де-Кресченцо и прочие дети — «служители».

В 13-летнем возрасте, как выяснил суд, Де-Кресченцо перевели на «взрослый» график, после чего она работала по 16 часов в день без выходных. Это 112 часов в неделю или почти в три раза больше, чем положено в США. На приведенном снимке можно увидеть, как Де-Кресченцо подростком упала головой на стол, заснув прямо за работой. Эта фотография показывает важную часть того, как выглядит работа в Саентологии.

Лора Де-Кресченцо спит на рабочем месте

Имея за плечами 62 года истории, Саентологическая церковь утверждает, что в ее рядах есть много членов во втором и третьем поколениях. Многие родившиеся в организации не видели ничего другого. И если им не удается вырваться на свободу, они, возможно, так и не узнают, что можно жить как-то иначе.

Но даже у тех, кому удалось вырваться и сбежать из организации, остается проблема воспоминаний.

«Проблема с попытками вспомнить, как на тебя влиял недостаток сна, заключается в том, что ты просто этого не помнишь, — говорит бывший сотрудник Саентологи Майк Риндер, который несколько десятилетий проработал в Морской организации. — Это отупляет. Ты становишься тупым и управляемым».

Как и Де-Кресченцо, Риндер оказался в Саентологии еще ребенком и не видел никакой другой жизни. В конце концов, в 2007 году он покинул организацию и в числе других бывших саентологов участвовал в создании документального фильма Алекса Гибни Going Clear , который получил три награды «Эмми» за разоблачения многих проблем Морской организации.

[...]

«Ты утрачиваешь желание сопротивляться и всякую мотивацию задумываться о том, что с тобой происходит, почему, и что это значит, — рассказал Риндер в интервью в начале месяца. — Ты просто вроде как плывешь по течению. Думаю, это лучшее описание того, к чему приводит недостаток сна».

Риндер и другие бывшие члены Морской организации называют лишение сна одним из самых эффективных методов управления людьми, которыми пользуется организация. В докладе американской Сенатской комиссии по разведке говорилось, что после атаки на Всемирный торговый центр ЦРУ использовало лишение сна как один из методов «усиленного воздействия», и критики впоследствии расценивали это как пытки.

«Мы бесконечно недосыпали, — рассказал Риндер. — Для меня было обычным делом, особенно перед какими-то большими событиями, спать на протяжении двух недель в среднем по два часа за ночь. Кому-то удавалось поспать шесть часов, кому-то не удавалось вовсе. Может, прикорнуть ненадолго. Но нелепое недосыпание иногда длилось неделями».

Майк Риндер

Саентологические корни Риндера уходят в прошлое почти к самому основанию организации. Его семья примкнула к Саентологии после того, как создатель организации Л. Рон Хаббард в 1950-х годах посетил Австралию. (Хаббард основал Саентологию в 1952 году и создал свою первую корпорацию под названием «Саентологическая церковь» в декабре 1953 года в г. Кэмден, штат Нью-Джерси.) Когда же американские власти начали против его организации ряд расследований, Хаббард перебрался в Англию.

В 1967 году Хаббард покинул Англию и поставил Саентологию на воду. К нему присоединились несколько сот молодых и преданных последователей на трех судах, получивших названия Apollo, Athena и Diana. В течение следующих нескольких лет Хаббард руководил Саентологией из разных портов Средиземного моря и Атлантики. Он называл свою команду «Морской организацией», ее члены получили военно-морские звания, а себя Хаббард назначил коммодором. Членов команды он подвергал суровым наказаниям, даже выбрасывал некоторых непокорных за борт.

На пути в Клиаруотер

В 1975 году Хаббард, наконец, завершил свои океанские приключения и провел скрытое вторжение в прибрежный городок Клиаруотер, штат Флорида. Комплекс зданий Саентологии в Клиаруотере до сих пор известен как «Флаг» — в честь флагманского корабля Apollo, который Хаббард называл своим домом. Персонал этого и других саентологических комплексов по-прежнему именуется Морской организацией.

Одной из самых важных локаций для Саентологии за пределами Клиаруотера является Международная база, также именуемая базой «Инт» или «Голд» — поскольку там расположена студия «Голден Эра Продакшенз». Этот комплекс сооружений площадью два с небольшим квадратных километра расположен в Калифорнийской пустыне близ городка Хэмет, примерно в 150 милях к востоку от Лос-Анджелеса. Там могут работать лишь самые преданные члены Морской организации, и большинство из них считает это наградой.

Именно там большую часть времени провел руководитель Саентологии Дэвид Мискевидж. Мискевидж — самая главная фигура в Саентологии. Он сам стал членом организации еще подростком и постепенно поднимался по иерархической лестницы, пока не стал помощником самого Хаббарда. После смерти Хаббарда в 1986 году он захватил власть над организацией. Именно ему в 1993 году удалось добиться, чтобы Саентологию освободили от уплаты налогов.

У Мискевиджа также есть привычка игнорировать потребность членов Морской организации в отдыхе. «Было обычным делом, что Мискевидж приходил к нам в офис, и мы беседовали с ним, пока кто-то спал на полу в позе эмбриона, положив под голову свернутый пиджак», — говорит Марк Хедли, также выросший в Саентологии. Хедли 15 лет проработал на базе Инт, прежде чем предпринял отчаянную попытку вырваться на свободу, которую описал в 2009 году в книге Blown for Good.

«Как-то раз я разговаривал с Мискевиджем, и у меня на лице был отпечаток названия фирмы-изготовителя магнитофона, которым я пользовался, потому что я уснул прямо на нем», — говорит он. Сам Мискевидж, отмечает Хедли, работал до 3-4 часов утра, но потом отсыпался примерно до полудня.

Марк Хедли

Сотрудники Морской организации, в том числе и сам Хедли, не обращали внимание на эту разницу. Нужно было делать дело, какими бы нереалистичными ни были требования. «Чтобы жить без сна, нужно время от времени вздремнуть ненадолго», — говорит он, смеясь.

Но как-то раз все вышло не смешно. Хедли и еще нескольким людям поручили обслуживать машины, на которых размножались аудиозаписи лекций Хаббарда. Когда поступал оригинал записи, работники делали с него копии. Если новая запись еще не была готова, у них была возможность немного отдохнуть или даже вздремнуть. Парню же, который готовил оригиналы, повезло меньше. Он попросту работал без перерывов, даже коротких, пока остальные ждали, когда смогут приступить к копированию. «Его рекордное время без сна было семь дней подряд», — говорит Хедли.

А однажды парень просто исчез. «В первый день мы решили, что он сбежал, — говорит Хедли. — Но потом, на следующий день, мы его нашли. Парень просто зашел в пустое помещение, лег на пол и заснул. Однако пол был бетонный, а это очень опасно. Бетон вытягивает тепло из тела человека. Он проспал на этом полу два дня подряд. Когда они его нашли, его пришлось срочно везти в больницу. Он едва не умер от переохлаждения».

Против организации

Как и прочие организации, требующие от своих членов слепого, безграничного повиновения, Саентология использует для поддержания мотивации в своих членах еще один инструмент: страх.

Бывший сотрудник Саентологии Майк Риндер объясняет: «Тебе не хватает умственных сил, чтобы бороться. Ты так боишься последствий того, если тебя не окажется на посту, что вопрос сводится к тому, что причинит больше боли: отсутствие сна или последствия того, что ты немного поспишь. Из страха ты становишься собственным будильником».

Время от сна у сотрудников отнимали не только внутренние обязанности. «Мне приходилось мотаться туда-сюда между Лос-Анджелесом и Базой „Инт“. Всю дорогу мне приходилось ехать, высунув голову в окно, даже зимой, чтобы не заснуть. Пару раз меня останавливали, потому что машину мотало от обочины к обочине, и полицейские думали, что я пьян».

Подобные происшествия, как их описывает Риндер, были «безумно глупы и опасны… В таких условиях я работал целыми днями, не смыкая глаз, а потом в буквальном смысле отключался».

Организация, в свою очередь, использовала фотографии Риндера, спящего за столом от усталости, в попытке дискредитировать его и фильм Алекса Гибни Going Clear. На веб-странице официального журнала организации, Freedom, были размещены соответствующие фотографии и видеозаписи с издевательскими подписями. Пояснение к одному из видеороликов звучало так:

В качестве рекламного лица своего нового фильма Алекс Гибни и компания HBO выбрали признанного лжеца, изгнанного из Церкви, Майка Риндера. Будет правильно сказать, что он изобретает новые мифы и лживые свидетельства во сне, потому что он обычно спит. Рип Ван Риндер в совершенстве овладел искусством кемарить и предаваться лени. Его бывшие коллеги рассказывают о том, как Риндер мог заснуть в любое время и в любом месте. И нет, это не какое-то заболевание. Он с готовностью признает, что не любит работать. Так что когда речь заходит о Майке Риндере и его лжи, следует держать глаза широко открытыми. Даже если Майку это не удается.

Выставлять бывших саентологов некомпетентными — обычная тактика организации. Однако случай Риндера уникален, потому что он был одним из ведущих сотрудников организации почти 18 лет. Он знает, как все устроено.

«Механизм управления, которым пользуются в Морской организации, — срочность. Ложная срочность, связанная с тем, что результаты нашего труда якобы каким-то образом повлияют на мир», — говорит он.

«Недостаток сна в конечном итоге приводит к парадоксальному результату. От недосыпа ты становишься настолько неработоспособен, что ничего не можешь сделать, как надо. А раз ты не можешь ничего сделать правильно, тебе приходится вместо отдыха все переделывать. Такое безумное беличье колесо крутится в Морской организации».

Побег

Марк Хедли решил бежать с базы «Инт» 5 января 2005 года. Ему пришлось скрывать свои планы от всех, даже от жены, Клэр.

«Но позвонил мне со своего радиотелефона и спросил, буду ли я дома», — вспоминает Клэр. Супруги жили в квартире на территории базы, но пользоваться ею им удавалось редко. Клэр сказала Марку, что попробует прийти домой, но все еще работает.

Клэр Хедли

«Мне так и не удалось добежать до дома, чтобы принять душ, — рассказывает Клэр. — Я примерно час, как задремала за рабочим столом, когда вошел кто-то и сказал: „Сейчас Марк едет на мотоцикле по 79-му шоссе“». Иными словами, они знали о его побеге. Клэр предложила поехать за мужем, чтобы попытаться вернуть его на базу. Но, с точки зрения руководства, было уже поздно. «Теперь он — враг», — сказали ей.

«Я знала, что мне делать», — говорит Клэр. Ей нужно было убедить остальных сотрудников, что она никак не замешана в побеге Марка, и что отныне она отвернется от мужа. Кроме того, она почти не спала. «Я знала, что, если буду спать не больше часа за ночь, это уменьшает возможность того, что меня подвергнут повторной проверке», — говорит она, имея в виду жестокие допросы, которым подвергают подозреваемых в саботаже.

Вскоре Клэр тоже сбежала и воссоединилась с Марком. Они занялись тем, что им не разрешали в Морской организации: семейной жизнью. Теперь они живут в штате Колорадо с тремя маленькими сыновьями.

И здесь на сцену выходит самое коварное из внутренних правил Саентологии: с начала 1980-х, или с середины 1990-х, смотря кого слушать, сотрудникам Морской организации было запрещено иметь детей. Это правило действовало примерно до 2010 года, пока газета Tampa Bay Times впервые не предала огласке тот факт, что руководство организации принуждало женщин-сотрудниц Морской организации делать аборты.

Тяжелый труд

Следует заметить, что Саентология отрицала, будто принуждение сотрудников к абортам имело место. Однако в 2010 году представитель организации Томми Дэвис признал в интервью газете Tampa Bay Times, что в Морской организации долгое время было запрещено иметь детей.

Клэр Хедли говорит, что в Морской организации ее дважды принуждали делать аборт. «У меня не было выбора, — сказала она журналистам Tampa Bay Times для серии видеофильмов «Запрещается иметь детей», выпущенной в 2010 году. — Если бы я сказала: „Не стану этого делать“, — меня бы разлучили с мужем. Возможности были безграничны. Я знала, что навлекла бы на себя серьезное наказание. Меня заставили бы заниматься ручным трудом. Меня заботило, что станется с моим ребенком. Так что выбора у меня не было».

Еще один бывший саентолог, который говорит о том же, — Лора Де-Кресченцо, жительница Нью-Мексико, чей иск назначен к рассмотрению на 7 декабря. Когда Лоре было 16 лет, она вышла замуж за другого сотрудника Морской организации. В 17 лет Лора забеременела. В показаниях под присягой она засвидетельствовала, что, как ей сказали, аборт будет «наибольшим благом для наибольшего числа динамик» — это саентологический слоган, призванный обеспечить лояльность человека организации.

Утверждение Де-Кресченцо, что ей не оставили иного выбора, кроме как прервать беременность (о чем она впоследствии пожалела), является центральным моментом иска. В своем заявлении Саентология отрицает, что Де-Кресченцо действовала по принуждению и утверждает, что это было ее собственное решение.

Гэри Морхед

С аналогичными заявлениями выступили и двое мужчин, которые, по их словам, были не только очевидцами, но и соучастниками таких инцидентов. Один из них, Гэри Морхед, был шефом службы безопасности на базе «Инт». Несколько лет назад в интервью Марку Банкеру он рассказал о тонкостях того, как служба безопасности обеспечивала покорность беременных сотрудниц Морской организации:

Мы признавали, что вопрос чувствительный, но говорили, что так будет лучше для группы. Тон беседы был не такой: «Послушай, сучка, тебе нужно сделать аборт», — а такой: «Послушай, как ты себя чувствуешь?» А кто лучше всего мог провести с ними такую беседу? ...Если среди сотрудников были их отец или мать, мы шли этим путем. И девушку убеждали сделать аборт. Или она сама из страха вызывалась сделать аборт.

Морхед и еще один бывший сотрудник Морской организации, Гэри Уэбер, объясняют, что податливость девушек обеспечивалась, помимо прочего, и лишением сна. «Лишение сна было тем ингредиентом отравленного напитка, который удерживал нас там», — говорит Морхед и добавляет, что недосып играл «значительную» роль в возможности убедить женщин сделать аборт. Кроме того, играло роль и неослабное убеждение, что рождение детей препятствует достижению цели Саентологии — «клированию планеты».

Клэр Хедли подтверждает это. «Лишение сна было… важной причиной того, почему я так долго там оставалась, — говорит она. — Моя способность логически рассуждать была притуплена крайним недосыпом. Я в самом буквальном смысле не могла мыслить связно и найти выход из кошмара, в котором застряла. В последний год… можно смело сказать, что можно пересчитать по пальцам те ночи, когда мне удавалось высыпаться. А ночей, когда я вообще не смыкала глаз, было слишком много, чтобы их сосчитать».

Поиск защиты

Иск Лоры Де-Кресченцо прошел тернистый путь до начала слушаний, и конца еще не видно. Недавно появилось новое препятствие. В прошлом месяце адвокаты Саентологической церкви обратились с новым прошением о рассмотрении иска в порядке упрощенного судопроизводства. Прошлое прошение было отклонено в 2013 году. На этот раз организация просит отклонить иск, поскольку она является церковью и то, как она обращается с сотрудниками Морской организации — как бы на это ни смотрели посторонние, — попадает под защиту религиозных свобод, гарантированных Первой поправкой к Конституции США.

В прошлом эта стратегия приносила Саентологии успех. Вполне возможно, иск Де-Кресченцо так и не дойдет до зала суда.

Raw Story, 27.10.2015

к оглавлению

В Бельгии судят 11 сайентологов

11 членов бельгийского отделения церкви сайентологии обвиняются в мошенничестве, вымогательстве и участии в преступной группировке. Суд над ними начинается в Брюсселе.

Уголовное расследование было начато после того, как рекрутинговое агентство Actiris обратилось с жалобой на церковь, обвинив ее в размещении в СМИ фальшивых предложений о работе, чтобы завлечь в свои ряды новых членов.

В случае признания вины бельгийские власти могут запретить деятельность организации в стране.

Подобные обвинения могут быть предъявлены двум другим группам, связанным с сайентологами. Все они отрицают обвинения.

По сообщению Франс-пресс, расследование в отношении деятельности бельгийских сайентологов началось еще в 1997 году.

Второй раз следователи заинтересовались церковью в 2008 году, когда агентство по найму на работу обвинило сайентологов в завлечении новых членов, откликнувшихся на предложения о работе, которой на самом деле не существовало.

На прошлой неделе организация заявила, что "готова идти в суд с твердым намерением проследить, как фундаментальные права членов церкви в Бельгии в конце концов будут признаны".

В 2009 году суд в Париже оштрафовал французское отделение церкви сайентологии за организованное мошенничество, но не стал запрещать деятельность сайентологов.

Суд признал шестерых руководителей организации виновными в том, что они выманивали у членов религиозной группы крупные суммы денег, предлагая взамен сомнительные финансовые выгоды.

Прокуроры добивались ликвидации церкви, но судья счел, что в этом случае она, вероятнее всего, продолжит свою деятельность "вне всяких правовых рамок".

BBC, 26.10.2015

к оглавлению

КАББАЛА

 

Проповедь обращенным: как растет каббала

Каббала переживает период расцвета — лондонская штаб-квартира движения планирует расширение помещений стоимостью в 5 млн. фунтов стерлингов и хвалится, что у нее есть более 1000 последователей, многие из которых принадлежат к лондонской богеме. Но что в действительности предлагает эта религия?

Маркус Уэстон идет к себе в офис, расположенный в элегантном доме эпохе короля Георга в лондонском Вест-Энде, сжимая в руке бутылку с грязноватой на вид водой. Это напиток, изготовленный из лимона,имбиря, огурца и сублимированных порошкообразных трав, овощей и фруктов. Уэстон выпивает по полтора литра этой жидкости в день. «Она придает мне сил, очищает меня изнутри и помогает яснее мыслить», — говорит он.

Уэстон, бывший менеджер инвестиционного банка, использует эту ясность ума для изучения и преподавания каббалы. Это учение, которое обычно описывают как мистическое ответвление иудаизма, стремительно набирает популярность в Англии с тех пор, как в 2002 году в Лондоне открылась его штаб-квартира. Сегодня здание, расположенное рядом с элитным Восточным клубом, еженедельно наполняют 1100 студентов. На некоторые занятия и мероприятия люди записываются заблаговременно. Здесь преподают духовность бизнесменам, дипломатам, благотворителям и муниципальным чиновникам. Уэстона приглашали на встречу в Уайтхолле, где обсуждалась идея внедрение некоторых принципов в национальную программу обучения. «Мы завалены клиентами», — говорит он.

Однако недавно в лондонский Центр каббалы пришли два человека, которые вовсе не хотели заполнить духовную пустоту в своей жизни. Воскресным утром в 5 часов утра в дверь постучали два сотрудника муниципалитета, чтобы проверить жалобу местного жителя, который сетовал на то, что на протяжении 36 часов из здания непрерывно доносилось громкое пение. «Думаю, это было слишком громко для одного человека», — с улыбкой пожимает плечами Уэстон.

Жалоба на пение во время иудейского праздника Суккот вновь привлекла внимание к движению, приверженцами которого, по слухам, являются такие звезды, как Мадонна, Гвинет Пэлтроу и Деми Мур. Принцессу Евгению, в настоящий момент восьмую в очереди на королевский трон, сфотографировали с характерной красной нитью на левом запястье — такие носят приверженцы каббалы, хотя Уэстон отказался от комментариев по этому поводу, сказав лишь, что у него есть «много знакомых во многих королевских домах по всему миру».

Уэстон — очаровательный человек, одетый в деловой костюм, с аккуратной бородкой и почти не сходящей с лица улыбкой. Он с радостью рассказывает о духовном значении каббалы, и лишь легкое напряжение челюсти выдает его раздражение от вопросов о финансовой стороне движения и о том, что некоторые считают его культом. Уэстон вырос в «очень нерелигиозной, но культурно иудейской» семье и сделал карьеру инвестиционного банкира, прежде чем 16 лет назад взяться за изучение каббалы.

«Я не искал ничего духовного, но почувствовал, что в жизни есть нечто большее, чем сидение на трубе. Я пришел на занятия и сел сзади, думая про себя: „Что я тут делаю?“ Но чем больше преподаватель говорил, тем больше смысла я видел в его словах, тем больший отклик они во мне находили».

Теперь Уэстон служит ведущим преподавателем в лондонском Центре каббалы, живет с женой и маленькими детьми в каббалистической квартире, питается каббалистической пищей и использует свои сбережения для остальных потребностей и удовольствий. Он говорит, что ему положена зарплата, но он решил ее не получать.

«Когда я начинал, в классе было с десяток человек. Теперь у нас около 1100 активных студентов. У нас есть очередь, преподавателей на всех не хватает». Лондонский Центр — филиал Международного центра каббалы, основанного в 1969 году в Нью-Йорке раввином Филипом Бергом, — заручился разрешением вдвое увеличить свои площади, на что будет потрачено два года и 5 млн. фунтов стерлингов, хотя этот план вряд ли добавит каббалистам популярности у их чувствительных к шуму соседей. Уэстон объясняет всплеск интереса «пустотой, которую религия не может заполнить, но которая все еще нужна обществу. Эту пустоту можно заполнить чем-то, что обладает универсальной духовностью».

В ответ на просьбу дать более конкретное определение каббалы Уэстон пустился в не всегда понятные объяснения. «Каббала — это изначальное духовное учение, существовавшее еще до того, как на сцене появилась религия. Именно в этом кроется общий знаменатель всех религий», — говорит он. А затем добавляет: «Когда мы говорим, что каббала — это духовная мудрость, это означает, что она прямо противоположна религии. В религии можно обвинять другого или Бога, потому что в конечном счете именно Бог… является наказующей или награждающей энергией или личностью. В духовности такого нет. В духовности есть 100% духовная ткань причин и следствий, и это значит, что каждое слово, каждая мысль и каждый поступок, которые ты производишь, обладает энергией».

И далее: «Каббалисты говорят, что творение было моментом времени, когда высшая сила вложила всю себя в создание и сотворение материального мира. С того момента эта высшая сила вне игры. И потому откровение этого света, полноты, счастья, радости, мира исходит от нас. Иными словами, наши действия могут либо являть, либо скрывать этот свет. Этот свет скрыт в нашем потенциале».

Центральное место в каббале занимает чтение 23-томной книги Зоар, или Книги Сияния, которая разъясняет тайны Библии и все стороны жизни. То, что она написана на древнеарамейском, не является неразрешимой трудностью: последователей учат водить по тексту пальцем, чтобы впитать в себя учение книги.

Теперь Уэстон описывает себя как «полностью религиозного иудея». Он действительно носит кипу, еврейскую шапочку. Он называет ее «источником энергии», проводником «бесконечной силы света», которая «течет через космос». Однако, тут же добавляет он, несмотря на связь каббалы с иудаизмом, его центр — это не «центр изучения иудаизма», но инклюзивный, полиэтнический университет.

Помощник Уэстона по взаимоотношениям с прессой Эндрю Майкл отказывает нам в просьбе понаблюдать за вводным занятием по каббале, объясняя, что «для некоторых людей духовность может быть весьма частным делом». Взамен Майкл предлагает нам список студентов, которые готовы ответить на наши вопросы.

Один из них — Гэвин Хунипер, предприниматель 51 года от роду, который впервые пришел в центр в мае. Недавно пережив развод с женой, Хунипер решил взять жизнь в собственные руки: похудел, перестал пить и нашел духовное измерение, недостаток которого он к тому времени уже ощущал. Во время первого занятия он «определенно ощутил интерес»; к моменту начала шестого занятия он уже «чувствовал себя, как дома». Каббала, по его словам, помогает ему избавиться от стресса и «смягчает эго. Эго — это поистине темная сторона всего сущего. Если ты сможешь избавиться от своего эго, то станешь более духовным».

Нимрит Чахал, 40-летняя нерелигиозная женщина-сикх, начала посещать занятия в июне, когда провела неделю с другими каббалистами, празднуя свадьбу. «Я хотела стать более хорошим человеком. Каббала может дать тебе инструменты, которые помогут в повседневных делах. Например, разобраться с неприятностями на работе. Это практическое и духовное учение». И это весело, повторяет она несколько раз.

Не все с этим согласны. Многие утверждают, что каббала — это культ, который манипулирует людьми финансово и психологически, и многие обвинения документально подтверждены. В числе этих обвинений — угрозы применения насилия, обещания вылечить рак, растрата денег, иски против всемирного движения каббалы, мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Inform — центр изучения религиозных движений при Лондонской экономической школе — опубликовал анализ каббалы, который содержит «критику со стороны множества людей и организаций, обвинявших центр Берга в „неразборчивом прозелитизме, агрессивных методах привлечения и эксплуатации последователей“».

В документе есть ссылки на разоблачения финансовых злоупотреблений центра, включая обвинения в том, что на студентов оказывают давление с целью получения пожертвований, и что добровольцев принуждают бесплатно и много работать. Документальный фильм, снятый компанией Би-Би-Си в 2005 году, зафиксировал, как с журналиста, посетившего центр под прикрытием, потребовали 860 фунтов стерлингов в виде платы за “каббалистическую воду”, книги и обед, сопроводив это обещаниями, что его рак можно излечить. Уэстон отвергает подобные обвинения. «Лондонский центр каббалы — это зарегистрированная религиозная благотворительная организация, она финансируется за счет платы за уроки, прибыли от книжного магазина и пожертвований от студентов и меценатов», — говорит он. Штаб квартира в Вест-Энде принадлежит благотворительной организации. Студенты могут прослушать вводный курс из 10 уроков бесплатно, но студентам предлагают сделать пожертвования в «стипендиальный фонд». Другие уроки и занятия стоят примерно по 10 фунтов в час. “Каббалистическая вода” стоит 2 фунта за литровую бутылку. Упаковка из семи красных нитей на запястье стоит 18 фунтов. Нить должна защитить от «сглаза», говорит Уэстон, а вода — «это не магический эликсир, а обычная вода, которая, мы надеемся, обладает некоей силой, потому что находится рядом с хорошими людьми».

Уэстон подтверждает, что преподаватели каббалы не получают зарплату и работают в обмен на жилье, пропитание и скромное пособие. «Не думаю, что стоит говорить о размерах пособия, и оно для каждого свое, но его более чем достаточно, чтобы наслаждаться жизнью в Лондоне», — говорит он.

Вопросы о финансах и звездных клиентах удручают Уэстона больше всего: «У нас бывает по тысяче человек в неделю, мы видим всевозможные чудеса, но все, что интересует людей, — Мадонна и каббалистическая вола». И, да, Мадонна регулярно бывает в центре, когда приезжает в Лондон, говорит он. «Она приходит на занятие или на мероприятие и садится рядом с первым попавшимся человеком, который, возможно, отправит другу сообщение: „Угадай, кто сидит рядом со мной?“ Но все здесь относятся друг к другу с уважением». Насколько известно Уэстону, никто еще не пытался сфотографироваться с Мадонной.

Каббала привлекает знаменитостей, говорит Уэстон, по причине их «ложного ощущения полноты, которое полностью зависит от внешней энергии. Если источник вашего счастья внешний, это называется непостоянной жизнью. Они приходят в каббалу и узнают, что источник настоящей полноты и счастья внутри».

Общественные и частные организации, судя по всему приглашают Уэстона и других учителей каббалы поделиться своей мудростью. Уэстон говорит, что преподавал «в большинстве инвестиционных банков города, в большинстве компаний, входящих в топ-500 журнала Fortune, в швейцарских акционерных компаниях», а также в общественном секторе. «Мне приходилось делать необычайные вещи».

Может ли он назвать какие-то имена? Нет, но он обещает прислать более подробные сведения по почте, как только получит разрешение от клиентов. Но письмо так и не пришло.

The Guardian, 26.10.2015

На сайте ЦАИ есть пояснение о том, как христианину следует относиться к каббале, написанное мессианским раввином Барни Казданом. Также о каббале и ее роли в “новом религиозном синтезе” можно прочесть в статье Джеймса Херрика.

 

к оглавлению

НЕОЯЗЫЧЕСТВО

В Русской церкви будут бороться с неоязычеством

Священный Синод Русской церкви намерен активно противодействовать проявлениям язычества, особенно в молодежной среде.

"Синод постановил считать обоснованной озабоченность усилившимся распространением неоязычества в странах канонической ответственности Московского патриархата, в том числе в культурной и информационной сфере", - заявил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда журналистам в четверг в Москве по итогам состоявшегося Синода.

Как отметил он, участники заседания заявили о необходимости более активной работы на общецерковном и епархиальном уровнях "с целью опровержения неоязыческих заблуждений".

"Данную работу, в частности, необходимо вести прежде всего с молодежью, сообществами спортсменов и спортивных болельщиков, участниками военно-патриотических клубов, сотрудниками правоохранительных органов и лицами, находящимися в местах лишения свободы", - процитировал В.Легойда соответствующее решение Синода.

По словам главы синодального отдела, так называемая реконструкция язычества - "это псевдореконструкция". Он считает, что "реконструкция язычества Древней Руси невозможна".

"Даже с исторической точки зрения все эти вещи несостоятельны, начиная от символики, образа коловрата, который не является никаким древним символом, а скорее всего был придуман в Польше в начале XX века, и заканчивая идеями, которые невозможно восстановить в силу отсутствия письменных источников", - добавил В.Легойда.

Интефакс, 22.10.2015

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное