Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 21 октября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

15-21 октября 2015 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


САЕНТОЛОГИЯ

Саентология и свобода слова

Так называемая «Саентологическая церковь» не раз была фигурантом скандалов, в которых выяснялось, что адепты Рона Хаббарда оказывают самое разное давление на тех, кто раскрывает о них «неудобную» информацию и разоблачает их методы. Происходят такие случаи и в России. Например – в Челябинске и Москве.

Популярный видеохостинг YouTube заблокировал выложенную журналистами ГТРК «Южный Урал» запись сюжета о деятельности челябинской языковой школы «РМ – Studio», связанной с саентологами. Вместе с ней под запрет попали некоторые другие. Видеохостинг сделал это по просьбе культистов, заявивших, что репортажи нарушают их авторские права. Затем саентологи добились включения «Южного Урала» в стоп-лист на полгода. По мнению директора государственной телерадиокомпании Петра Васильева, телекомпанию пытаются выдавить с YouTube, чтобы не дать ей распространять разоблачающие материалы, которые уже стали весьма популярны среди зрителей. «Мы со своей стороны подали встречную жалобу. Заявления с просьбой дать правовую оценку произошедшему были направлены в Роскомназдор, прокуратуру, Следственный комитет и Союз журналистов», - говорит Васильев.

Его поддержал глава миссионерского отдела Челябинской и Златоустовской епархии РПЦ Константин Путник, отметивший, что представители любого деструктивного культа всегда пытаются добиться того, чтобы о них говорили либо хорошо, либо вообще ничего. «Люди, которые нарушают этот принцип, могут очень серьезно поплатиться. Их могут преследовать по судам, им могут поступать угрозы», – приводит челябинский «МК» его слова.

Известно, что Саентологическая церковь не только шпионит за людьми (о чем не раз говорили бывшие адепты, а также результаты расследований и обысков, в частности, в московском отделении ЦС), но и не чурается методов шантажа. В 70-е годы прошлого века в США была разоблачена система нелегальных тюрем, принадлежавших этой секте. Недавно, в интервью "Агентству национальных новостей" бывший соратник основателя секты Рона Хаббарда Джеральд Армстронг вновь рассказал о преследованиях, которым он подвергся, покинув секту. Он охарактеризовал саентологов как организацию, которая постоянно прибегает к шпионажу, шантажу и нарушению личных свобод. Отдельно отметил Армстронг и маскировку секты под различные учреждения гуманитарного характера: «Саентология, например, в настоящий момент пытается спрятаться за ширмами гуманитарных или правозащитных организаций. Секта уже потратила миллионы долларов, чтобы создать это прикрытие. Но это - трагикомический маскарад, своего рода черный юмор, потому что на самом деле Саентология совершенно бесстыдно и беспощадно нарушает права человека. И хотя организация потратила миллионы на то, чтобы создать это гуманитарно-правозащитное прикрытие, она потратила еще больше денег на свою деструктивную деятельность, грубо нарушающую те самые права человека, о своей мнимой защите которых она не перестает громогласно заявлять».

В 2013 Марти Ратбан, один из бывших лидеров саентологического движения, разочаровавшийся в этом полуоккультном учении, заявил, что церковь установила в его доме высокотехнологичные приспособления, чтобы следить за ним и его семьей. Все родные Ратбана подверглись со стороны его бывших соратников самым разным преследованиям. Супругу Ратбана саентологи, как было установлено в суде, «преследовали, фотографировали, снимали на видеокамеру и унижали». Секта даже арендовала целый дом по соседству с беглыми адептами, чтобы постоянно следить за ними. «Их цель - это сделать нашу жизнь невыносимой здесь, заставить нас покинуть родной город и даже страну», - заявил тогда Ратбан изданию The New York Post.

В 2009 году сайентологов в шантаже, запугивании, принуждении к абортам, мошенничестве и хищении средств из государственного бюджета обвинили в Австрии. Масштабы противозаконной деятельности секты были таковы, что дело заслушивалось в Парламенте страны. Похожие инциденты расследовались в разное время в ФРГ, США, Великобритании, Австралии, Франции, Греции, Канаде и других странах.

О шпионаже саентологов писали и российские СМИ. В августе текущего года пресса сообщила, что в офисе «Саентологической церкви Москвы» в ходе обысков были найдены микрофоны и видеокамеры, предназначенные для тайного наблюдения и прослушки. По факту незаконного оборота специальных технических средств тогда было возбуждено уголовное дело. В той же организации проводились обыски в рамках дела по статье «Мошенничество в особо крупном размере».

Пытается ЦС оказать влияние и на работу нашего издания – jacta.ru. Время от времени мы, в числе прочей корреспонденции, получаем письма и от саентологов, недовольных тем, что мы цитируем ученых, политиков и общественных деятелей, называющих их организацию тоталитарной сектой и вообще называем вещи своими именами. Характерно, что многие из этих сообщений вскрывают разрыв восприятия адептов учения с объективной действительностью. А недавно Наталья Алексеева, директор по связям с общественностью московской ЦС, пожаловалась на наше издание в Управление Роскомнадзора по ЦФО.

Курьезным образом острое недовольство культистов вызвали анонсы фильмов о саентологии, которые были опубликованы на страницах нашего издания. Однако в качестве причины, по которой такие материалы нельзя публиковать, Наталья Алексеева от лица московских саентологов привела судебные иски ЦС и решения, вынесенные в США против авторов фильмов и видеосвидетельств. Таким образом, то, что саентологи в США, где культ по ряду причин имеет особые отношения с государством, пытаются преследовать тех, кто раскрывает неприглядные стороны их деятельности, якобы должно быть причиной отказа от публикации материалов.

Наше издание напоминает: борьба со свободой слова опасна для репутации.

Jacta, 20.10.2015

к оглавлению

В частной школе "PM-Studio" нашли учения Хаббарда

В Челябинске прокуратура проверила жалобу епархии о вовлечении учеников частной школы английского языка в секту. В ходе проверки в школе была найдена экстремистская литература. В частности книги Хаббарда "Что такое саентология?".

Кроме того было выявлено множество других нарушений, в том числе недостоверная информация в лицензии школы на осуществление образовательной деятельности.

По результатам проверки в отношении руководителя школы "PM-Studio" возбуждены дела об административных правонарушениях.

UrFO.ru, 15.10.2015

к оглавлению

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ

Адвентист избран президентом Фиджи

Выборы генерал-майора Конроута являются историческим событием из-за его вероисповедания и отсутствия у него соответствующего происхождения.

Исповедующий Адвентизм Седьмого Дня был избран новым президентом Фиджи, и будет продолжать творить историю в Южном Тихоокеанском архипелаге, став первым адвентистом, который будет занимать высший пост в государстве и первым президентом, не ведущим свое происхождения от вождей.

Генерал-майор Джайоджи Коноузи Конроут, также известный как Джордж Конроут, вступит в полномочия президента 5 ноября после того, как национальный парламент избрал его с перевесом 31-14 на прошлой неделе, пишет ЦАСД.

Президентство в соответствии с конституцией страны 2013 года — в основном церемониальная роль, но у президента остаются определенные полномочия, которые могут быть осуществлены во время кризиса в государстве. Президент — также главнокомандующий вооруженных сил.

Премьер-министр Фиджи Ворек Мбаинимарама, в объявлении о назначении Конроута парламенту, похвалил его за служение в качестве кадрового военного, а позже политика и дипломата.

Конроут, 67 лет, вырос в рядах вооруженных сил Фиджи, чтобы стать единственным фиджийцем, назначенным командующим силами Организации Объединенных Наций в 1970-х. (Правительство Фиджи) «С его больше чем 41 годом службы в Фиджи и для жителей Фиджи, генерал-майор Конроут — образец лояльности, храбрости и преданности долгу в его служении в качестве военачальника, честности и посвящения как старшего государственного служащего и министра, такта и настойчивости, как дипломата», сказал он в заявлении, опубликованном на веб-сайте правительства Фиджи.

Избрание Конроута историческое событие не только из-за его вероисповедания, но также и из-за его этнической принадлежности меньшинству Ротумена и отсутствия у него происхождения от вождей, сообщил во вторник Южный Тихоокеанский адвентистский Отчет. Конституция Фиджи 2013 года упразднила Совет Вождей и дала возможность становиться президентом не только вождям.

Учитывая сложную политическую ситуацию в Фиджи, государстве, которое испытало четыре государственных переворота за два прошедших десятилетия, руководители адвентистской церкви были осторожны в своей официальной реакции на выборы Конроута, как написано в адвентистском Отчете.

«Назначение генерал-майора Конроута является несколько неожиданным, но не совсем неожиданным», сказано в обращении. «Сейчас адвентисты занимают ключевые посты во многих правительственных учреждениях. Нашу церковь широко уважают в Фиджи».

Конроут — пресвитер и член общины Ротумена в Суве, столице и втором по величине городе в Фиджи после Насину.

У адвентистской церкви есть приблизительно 25,000 членов, поклоняющихся в 260 общинах на Фиджи, согласно последним статистическим данным из Офиса Архивов, Статистики и Исследования Всемирной адвентистской церкви. Преобладающая религия на Фиджи — методизм, больше чем четверть миллиона людей в стране, насчитывающей около 880,000 населения, идентифицируют себя как методисты.

Члены Адвентистской церкви служат политиками и государственными служащими во всем мире, но немногие достигают высших эшелонов власти. Группа, состоящая из 21 лидера из 10 стран — послы, государственные министры, члены парламента, сенаторы, судьи и высокопоставленные чиновники в международных организациях — встретилось в кулуарах Сессии Генеральной конференции в Сан-Антонио, Техас, в прошедшем июле, чтобы создать новую ассоциацию, призванную положить конец изоляции, которую ее участники испытали как христиане, совершающие правительственное служение. Новая Всемирная Ассоциация Адвентистских Должностных лиц выбрала Флойда Морриса, председателя Сената Ямайки президентом, а посла Филиппин в Папуа-Новой Гвинее, Бьенвенидо В. Техано секретарем.

Конроуту 67 лет. Он учился в австралийских военных училищах и Гарвардском университете, вырос в рядах вооруженных сил Фиджи, чтобы позже стать единственным фиджийцем, назначенным командующим войсками Организации Объединенных Наций в 1970-х. Он служил в качестве помощника Генерального секретаря ООН и командующим Временных сил ООН в Ливане, обеспечивая выход Израиля из Ливана в 1978 году.

Конроут позже служил послом в Австралии и Сингапуре и был избран, чтобы представлять национальное меньшинство Ротумена в парламенте с 2006. После его избрания президентом на прошлой неделе, Конроут освободил свое место в парламенте, а также оставил свой второй пост, министра занятости, трудовых отношений и производительности.

Он сменит президента Рату Эпели Наилатикау, который совершает служение с 2009 года.

Президенты Фиджи избираются сроком на три года.

НХМ, 21.10.2015

к оглавлению

АУМ СИНРИКЁ

Сектантов подняли из позы лотоса

В минувшие выходные сотрудники столичных спецслужб задержали троих членов запрещенной в России японской религиозной организации «Аум Синрике».

Шифровались последователи Тидзуо Мацумото (основатель «Аум Синрике», более известный под псевдонимом Секо Асахара) под обычных любителей безобидной хатха-йоги.

Взяли их прямо во время занятия на съемной квартире в центре столицы, в Подсосенском переулке.

Десяток учеников, сидя в позе лотоса, с недоумением наблюдали, как незнакомые люди с надписями на спинах «Полиция» зашли внутрь. «Сенсеев» скрутили и отвезли в участок.

Соседи подозрительной квартиры, которых взяли в качестве понятых, были очень удивлены тем, что жили по соседству с сектантами.

— Раньше эту квартиру хозяева сдавали под хостел, потом здесь офис любителей йоги открыли, — пояснил местный житель Сергей Пантелеев. — А они здесь секту устроили.

В ходе следствия выяснилось, что руководители религиозной организации использовали методы подавления личности своих адептов — такие используют опытные вербовщики террористов. Их учили долгое время обходится без сна и еды, а за нарушения их били палкой. В таком состоянии их было проще убедить в конце света и в высшей миссии «Аум Синрике», смысл которой — в восстановлении человеческой цивилизации после ее уничтожения.

Если вспомнить историю, то в Японии члены «Аум Синрике» в 1995 году не стали ждать конца света и в токийском метро отравили удушающим газом своих соотечественников. В результате погибли двенадцать человек, несколько десятков пассажиров серьезно пострадали.

Вечерняя Москва, 19.10.2015

к оглавлению

ИСТОРИЧЕСКИЕ СЕКТЫ

История Петербургских сект

Петербург, новая столица, строящаяся царем-антихристом среди вязи северных болот, как гигантский спрут затягивала со всех концов России людей и ресурсы. Крепостные, мастеровые, купцы, вырванные из родной земли, брошенные служить городу, где все чуждо, где тяжелый труд и ненастье заставляют искать утешение там, где искали испокон веков, у Бога. И когда православная церковь не могла спасти людей от бремени страданий, они бросались искать ответы у кликуш и проповедников, в различных сектах и расколах, коих на Руси было великое множество.

Старообрядцы. Мученики веры

Среди русских религиозных течений первыми на ум приходят старообрядцы. В свое время к ним принадлежала чуть ли не треть населения страны, в раскол уходили целыми деревнями, целыми монастырями. И если вдруг про старообрядцев вы помните только в связи с картиной «Боярыня Морозова», я дам небольшую историческую справку.

В 1650-60-х годах патриарх Никон предпринял ряд реформ с целью унификации Русской церкви с церковью Константинопольской. Были внесены исправления почти во все сферы религиозной жизни: в книги, обряды, церковные чины. И если людям светским кажется малозначительным, сколькими перстами креститься и в какую сторону совершать Крестный ход, то истинно верующие готовы принять за это мученическую смерть. И принимали. После реформы началась настоящая «охота на ведьм». Царевна Софья издала «Двенадцать статей», по которым старообрядцев можно было убивать, сжигать заживо, пытать. Та самая боярыня Морозова с картины Сурикова кончила плохо, погибнув в заточении от голода.

Основатель Петербурга, Петр I, судя по всему, не был человеком слишком религиозным, напротив, был весьма практичен и не стал отпугивать гонениями от новой столицы богатую старообрядческую секту. «Двенадцать статей» Софьи были отменены, а раскольники перешли на полулегальное существование и должны были платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». То есть вообще нельзя, но если очень хочется, то можно, но не бесплатно. Те, кто открыто признавались в своем расколе, назывались «записными», они должны были носить особое платье и медный значок. Зато за двойной подушный оклад они могли исповедовать свою веру, молиться по старым книгам и носить бороду. Тем не менее, было запрещено совращать православных в раскол, принимать у себя раскольничьих учителей и потаенных раскольников.

А между тем на 1737 год в Петербурге не оказалось ни одного «записного» раскольника, то есть все питерские раскольники предпочли, несмотря на серьезную опасность, остаться «потаенными». Многие, скрываясь, прибегали к хитрости, приходя к исповеди и причастию. Строго хранили втайне единоверцев.

Помимо случаев совращения православных в раскол, есть и обратные примеры. В основном это были те, кто по каким-то причинам решили примкнуть к старообрядцам, но не найдя там того, что искали, вернулись обратно к православию. Они должны были исповедоваться и проклясть все ереси. Рожденные в расколе перекрещивались и получали новое духовное имя. Обряд, как правило, проходил в Петропавловском соборе.

В дальнейшем правительство предпринимало шаги навстречу старообрядцам. Многое было сделано при Павле I. А 17 апреля 1905 года был издан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», отменявший законодательные ограничения в отношении староверов.

Хлысты. Божьи люди

Если появление старообрядцев — вполне логичное последствие радикальных церковных реформ, то о происхождении секты хлыстов единого мнения нет. Несмотря на то, что вероятнее всего секта вышла из православия, она очень далеко ушла от православных догм. Ученые находят в ней черты и протестантизма, и масонства, и манихейства и языческие традиции. Как и про любое религиозное учение, в двух словах о нем не расскажешь, но основная мысль в том, что Бог, Христос и Дух Святой могут воплощаться в разных людях бессчетное количество раз. Чем-то это напоминает постоянные перерождения индуистских богов.

Радение хлыстов

Хлыстовские общины назывались «кораблями», во главе которых стоял «кормщик», очередное воплощение Христа или Святого Духа. Кстати, женщины тоже часто становились во главу «корабля» и назывались «богородицами».

На своих богослужениях – радениях, проходивших по ночам, с помощью кружений и бичевания адепты доводили себя до экстатического состояния. Проповедовалась аскеза, пищевое и плотское воздержание.

Страшный суд должен был произойти в Петербурге. Согласно хлыстовским пророчествам, видимые небеса распадутся, явится новое небо, а на нем светлый град Сион, в котором будут жить праведники (то есть хлысты); грешники же (не хлысты) будут преданы страшным мукам.

В Петербурге во главе общины стояли купцы братья Иван и Герасим Чуркины.

Хлыстовство активно преследовалось законом. Так, когда в 1733 году ересь была обнаружена в московских монастырях, в Петербурге была создана следственная комиссия, которая приговорила троих виновных к обезглавливанию, а остальных к ссылке. Ересь, однако, не искоренили, и уже через несколько лет она опять была обнаружена. Специальная комиссия вновь заработала, на протяжении 11 лет выявляя еретиков и пытаясь разобраться в сущности лжеучений. Некоторое время питерским главам общины удавалось скрываться, но, в конце концов, Иван Чуркин был пойман, приговорен к ударам кнутом и сослан в кандалах в Сибирь. Однако ни о каком искоренении секты речи не было, более того середина XIX века считается ее расцветом в Петербурге.

С хлыстами связана одна петербургская легенда. В доме князя Голицына на Фонтанке, 20, находилась известная всему Петербургу церковь. Она была спроектирована таким образом, что во время разговора с Богом человека окутывала атмосфера мистики: отсутствие дневного света, темные ступени притвора, подобия гробов, расставленные в молельнях, лампады красного стекла в виде кровоточащих сердец. К сожалению, в 1930-е годы интерьер был полностью уничтожен. Так вот, дескать, в этой церкви втайне от князя происходили хлыстовские радения под руководством некоего старца Федора. Когда же Голицын обнаружил, что святой старец является орудием какого-то тайного политического общества, то его завлекли в вырытую ночью перед входом в дом глубокую яму, где и засыпали живого землей. Как и все байки подобного рода, подтверждений эта история не имеет, зато активно перепечатывается в путеводителях.

Хлысты имели несколько ответвлений: молокане, духоборы, но самые известные – скопцы.

Скопцы. Белые голуби

Если хлысты поддерживали аскезу, то скопцы пошли еще дальше. Как явствует из названия, чтобы соблазн уж точно не победил, члены секты подвергались процедуре кастрации, после которой они уже не просто не хотели, но и не могли. Конечно, все не так просто. Отправной точкой послужила своеобразная трактовка Евангелия, по которой оскопление прошли все апостолы.

Как осуществлялась сама операция, рассказывать не буду. Скажу только, что процедуре подвергались и мужчины, и женщины, что, конечно, по меркам современного человека невероятные варварство и дикость. Представить себе, что люди добровольно и в больших количествах соглашались на эту ужасно болезненную, противоречащую всей человеческой природе процедуру, невозможно, однако это факт. Так как по понятным причинам прибавления в секте естественным путем быть не могло, здесь активно занимались вербовкой новых членов. Пропаганда, соблазнение деньгами, финансовое закабаление, выкуп крепостных крестьян на условиях вступления в секту, оскопление малолетних родственников – не брезговали ничем.

Ну а Петербург… А Петербург заслужил сомнительную славу «столицы скопцов».

Основатель секты, Кондратий Селиванов, признанный «богом над богами, царем над царями, пророком над пророками», представлялся также и чудом — избежавшим гибели императором Петром III.

В 1797 года он поселился в Петербурге и, по легенде, встретился с Павлом I, который, вероятно, хотел удостовериться, не его ли это отец. Имела ли место встреча, доподлинно не известно, но если она и состоялась, то для Селиванова прошла не слишком успешно. Он был заключен в Обуховский смирительный дом, а шесть его сподвижников — в Шлиссельбургскую крепость. Вышел Селиванов оттуда спустя пять лет по приказу нового императора Александра I. Период его правления историки называют золотым веком скопчества. Молодой склонный к мистицизму Александр I благоволил секте, о чем свидетельствуют скопческие песни и легенды. Более того, судя по ним, сектанты считали императора своим, прошедшим процедуру оскопления.

Удивительно, конечно, но членами этой ереси становились люди самых разных сословий, в том числе весьма знатные. Например, Екатерина Филипповна Татаринова организовывала радения в Михайловском замке. В ее кружок входили такие сливки общества, как генерал от инфантерии Головин, князь Енгалычев, председатель департамента гражданских и духовных дел Попов, художник Боровиковский. Собрания посещал Министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Николаевич Голицын.

Филипп Вигель оставил описание этих сборищ: "Верховная жрица, некая госпожа Татаринова, посреди залы садилась в кресла, мужчины садились вдоль по стенам, женщины становились перед нею, ожидая от нее знака; когда она подавала его, женщины начинали вертеться, мужчины петь под текст, ударяя себя в колена, сперва тихо и плавно, а потом все громче и быстрее. В изнеможении, в исступлении тем и другим начинало что-то чудиться. Тогда из среды их выступали вдохновенные, иногда мужик, иногда простая девка, и начинали импровизировать нечто, ни на что не похожее. Наконец, едва передвигая ноги, все спешили к трапезе, от которой нередко вкушал сам министр духовных дел".

Собственно, такая популярность в конечном итоге и сгубила Селиванова. В 1819 году в секту скопцов вступили два гвардейских офицера — двоюродные племянники тогдашнего петербургского генерал-губернатора М. А. Милорадовича, причем один из них даже согласился подвергнуться ритуальной кастрации. На это уже петербургские власти закрыть глаза не могли, и Селиванов был сослан в монастырь в Суздале, где умер спустя 12 лет. Однако, несмотря на судебные преследования, Петербург оставался столицей скопчества вплоть до 1920-х годов.

Если говорить об адресах в Петербурге, то наиболее известны два дома, в которых собрания проводил сам Селиванов: дом купцов Солодовниковых в Ковенском переулке (в этом доме Селиванова и арестовали) и дом купцов Ненастьевых в Басковом переулке.

Упоминания о скопцах встречаются и в литературе. Достоевский в «Идиоте» несколько раз поминает «скопцов Хлудяковых». В невинной, на первый взгляд, сказке Пушкина «О золотом петушке» действует мудрец-звездочет и скопец. Появляются они и на протяжении всего романа Ю. Тынянова «Конец Вазир-Мухтара».

Эта статья — всего лишь небольшой набросок, рассказывающий о трех сектах, бывших самыми распространенными в России и, в частности, в Санкт-Петербурге. Вышедший в 1913 году справочник по ересям, сектам и расколам Сергея Васильевича Булгакова включал в себя истории 209 сект и 32 философских «противных христианству» направлений. Конечно, не все эти секты имеют отношение к Санкт-Петербургу, а различия между некоторыми из них понятны лишь специалисту. И все же впереди нас ждет разговор об Аристовцах, Поповцах, Скакунах, Штундистах и Шалопутах, братце Иоанне, толстовцах и мадам Блаватской — разговор о поиске Ответов.

Санкт-Петербург.ру, 20.10.2015

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное