Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 13 мая


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

7-13 мая 2015 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


САЕНТОЛОГИЯ

Первая «жертва» Саентологии

«Эта сучка Полетт Купер!»

Именно такие слова выбрал в 1974 году основатель Саентологии Л. Рон Хаббард, когда молотил по письменному столу на борту яхты «Аполло», играя роль Командора.

Купер, одна из первых писателей, изучавших внутреннюю жизнь Саентологии, давно утверждала, что Хаббард (или ЛРХ, как его часто называют) ополчился на нее. Только представьте себе 19 судебных исков, поданных организацией против Купер, 40 адвокатов, услугами которых она пользовалась, и 50 дней показаний под присягой — в том числе один случай, когда адвокат саентологов якобы требовал у нее образец кала (Купер в ответ сострила: «Если он Вам нужен, Вы его получите — на голову»).

Эта история о том, как Хаббард бушевал на борту яхты, — один из невероятных эпизодов, описанных в новой книге Тони Ортеги The Unbreakable Miss Lovely, которая на этой неделе окажется на книжных полках. Ортеге удалось ее раскопать в свидетельских показаниях Тони Берден, которой в то время было всего 15 лет. Берден была одной из «посыльных» Хаббарда — молодых девушек, в обязанности которых входило зажигать ему сигареты, готовить ему душ и стирать ему рубашки «по 13 раз, чтобы избавить их от всякого запаха». Очевидно ЛРХ питал сильное отвращение к цветочным запахам, в особенности к «аромату розы», как говорится в книге.

Как рассказал мне Ортега, название книги основана на кодовом имени «Мисс Лавли», которое якобы было присвоено Купер саентологами, «потому что она была так прекрасна». Другие граждане тоже жаловались на то, что саентологи преследуют и изводят их, но не в такой степени, как Полетт Купер. Она — первая, о ком думают многие, когда речь заходит о пресловутых жертвах Саентологии.

Книга Ортеги приятно читается, и Купер изображена в ней как благожелательный, трагичный и немного ненадежный персонаж, когда она якобы задумывает бороться с организацией по-своему. Однако Ортега также делает некоторые невероятные утверждения, которые, судя по всему, основаны на глубоких журналистских расследованиях, беседах с людьми, которых Ортега разыскал и называет давно пропавшими саентологами, и свидетельства которых он увязывает в одно захватывающее повествование.

Представитель Саентологической церкви в своем заявлении резко отвергла утверждения книги и назвала Ортегу «паразитом», который использует «нетерпимость и ложные заявления о Саентологической церкви для создания кустарного производства ненависти».

«Несмотря на отчаянную потребность Тони Ортеги в публичном внимании, мы не видим никаких причин для повторного рассмотрения темы или для того, чтобы отвечать на развенчанную ложь о событиях тридцати или сорокалетней давности, в которых участвовали лица, с тех пор уже давно исключенные из организации», — говорится в заявлении.

Организация добавила, что все вопросы с Купер были решены в 1985 году.

«Как свидетельствуют общедоступные документы, нынешняя администрация церкви распустила вышедшее из-под контроля подразделение, с которым у Купер задолго до того были проблемы. В течение 30 лет церковь не слышала ничего и не участвовала ни в чем, имеющем отношение к мисс Купер», — заявила представитель организации.

Из всех писателей, которые вступали в борьбу с Саентологией, история Купер — наверное, самая невероятная. В свои первые годы на Манхэттане, где она жила и усердно трудилась в качестве независимого журналиста, Купер была эффектной женщиной и легко заставляла сердца мужчин биться чаще.

По словам Купер, она помнит, как Саентологя постучалась в ее дверь 6 июня 1968 года. Это было на следующий день после убийства Роберта Кеннеди, и Купер тогда была 20-летней сотрудницей рекламного агентства, пытавшейся писать статьи в нью-йоркские журналы. Выпускница психологического факультета Университета Брандейса, в течение некоторого времени в Гарварде изучавшая психически больных пациентов, говорит, что она приняла у себя в гостях в манхэттанской квартире своего бывшего начальника.

В своей собственной книге Купер вспоминает, как этот человек начал петь дифирамбы Саентологии и рассказывать о том, как он творит милостыню, раздавая деньги бездомным. Потом, по словам Купер, он сказал ей, что он ее Бог, господь и спаситель, и что «Бог решил изнасиловать тебя».

Купер удалось отбиться от насильника.

Однако ее журналистский инстинкт заработал, и она под выдуманным именем записалась на занятия в саентологическом центре на Манхэттане. Она говорит, что продержалась всего несколько дней, пока сотрудники саентологического Отдела этики ее не раскусили. Однако Купер говорит, что помнит, как участвовала в «гляделках», во время которых у нее были галлюцинации, — и говорит, что подвергалась «травле быка», во время которой саентологи якобы ни за что отчитывали ее и говорили такие вещи, как: «Ты знаешь, что я с тобой сделаю», — предположительно для того, чтобы она сломалась.

В конце концов, Купер начала собирать досье на эту новую религию и на его основе написала статью для журнала Queen.

Вскоре Купер жила в ежедневном страхе, поскольку, как она говорит, ей поступали угрозы. Она была убеждена, что за ней следят, и что ее телефон прослушивают.

В 1977 году, когда ФБР провело обыски в лос-анджелесском и нью-йоркском отделениях Саентологии, они обнаружили множество документов, с помощью которых отправили некоторых высокопоставленных саентологов в кутузку.

Эти же документы, как говорится в книге Ортеги, также свидетельствовали о том, что организация следила за передвижениями Купер с 1971 года, а также приказала некоторым своим членам изымать страницы из ее дневника. Похоже, организацию особенно интересовали те страницы, на которых описывалась злость, которую она подростком чувствовала к родителям, и те, которые содержали записи с эротическим подтекстом.

В книге Ортеги говорится, что, пытаясь подставить Купер, члены организации изготовили две анонимных угрозы о бомбах с отпечатками пальцев Купер и отправили их по почте в нью-йоркскую штаб-квартиру Саентологической церкви. Купер утверждает, что организация заполучила ее отпечатки пальцев, когда какой-то незнакомец уговорил ее подписать петицию в помощь политическому активисту Цезарю Чавезу.

Вскоре Купер предстала перед расширенной коллегией присяжных в Манхэттане по обвинению в террористических угрозах и едва не оказалась под судом, но ее адвокаты добились снятия обвинений на том основании, что Купер прошла допрос с использованием «сыворотки правды».

Ортега утверждает, что в ходе своего расследования он сумел найти специального агента ФБР Кристину Хансен. В 1970-х она была одной из немногих женщин-сотрудниц Бюро. Судя по всему, это первый случай, когда кому-то удалось взять интервью у бывшего специального агента. Хансен утверждает, что 11 июня 1976 года, благодаря своей целеустремленности и зорким глазам, она поймала с поличным саентолога по имени Джеральд Беннетт Вольф, когда тот тайком копировал файлы налоговой службы, департамента юстиции и дюжины других правительственных агентств. В конечном итоге, Вольф отсидел пять лет в тюрьме. Его коллега Майкл Майснер впоследствии дал признательные показания федералам.

Эта ставшая достоянием гласности операция, связанная с воровством документов из правительственных агенств и адвокатских контор, называлась «Программой „Белоснежка“», как рассказала Ортеге Хансен.

Ортега также сообщает подробности «Операции „Истерика“» — явной попытки организации подставить Купер и добиться ее признания умалишенной и помещения в психиатрическую клинику.

В книге Ортеги утверждается, что один шпион саентологов подошел к Купер в известной нью-йоркской забегаловке и попросил прочесть по бумажке нехорошую шутку. Ее отпечатки пальцев на этом листке бумаги, по словам Ортеги, были использованы для изготовления писем с угрозами в адрес тогдашнего Государственного секретаря США Генри Киссинджера. Организация якобы наняла женщину, чей голос был похож на голос Купер, и поручила ей позвонить в офис Киссинджера с угрозами, а также еще одну женщину, которая должна была одеваться, как Купер, и изображать ее двойника. Согласно документам, изъятым ФБР во время обыска, в пересказе Ортеги, второй женщине саентологи дали следующие инструкции: «[Двойник Полетт] должна приобрести несколько разных платьев, чтобы по ходу операции переодеваться в платье того цвета и фасона, которое носит Полетт». Потом, как говорится в книге, двойник Купер звонила в арабские посольства и говорила: «Я взорву вас, ублюдки!»

Ортега говорит, что после обысков «Операция „Истерика“» так и не была завершена.

Тем не менее, как говорится в книге Ортеги, даже после того, как Купер появилась в программе «60 минут» с рассказом о Саентологии, организация предприняла несколько попыток подставить «Мисс Лавли». Одна из них заключалась в том, что некий приятель по имени Джерри Левин, который внезапно и загадочно появился в жизни Купер, якобы велел Купер спрыгнуть с карниза 33-го этажа.

«С какой стати Джерри захотел, чтобы я забралась на этот карниз? — рассказала Купер сайту The Daily Beast. — Он стоял наверху, достаточно было самого легкого толчка, чтобы все было кончено». По словам Купер, Левин был тайным саентологом, который завоевал ее доверие и жил с ней в самые трудные месяцы ее жизни.

Вскоре после того, как Левин съехал, — Купер как раз ждала суда по обвинению в террористических угрозах (которые, по ее словам, в действительности исходили от нанятых саентологами актеров) — единственное, что, по словам Купер, спасло ее от попытки покончить с собой с помощью снотворного, был звонок подруги, поздравившей ее с днем рождения.

К 1980 году Купер решила дать организации отпор. Именно в том году, говорится в книге, она познакомилась с частным сыщиком по имени Ричард Бэст (он скончался в 2001 году). По словам Купер, Бэст рассказал ей, что он работал на богатого швейцарца, дочь которого покончила с собой. Дочь была саентологом, и после ее смерти отец якобы нанял Бэста, чтобы составить досье против организации.

В книге говорится, что они двое начали изобретать способы расшатать устои организации. Купер разыскивала все новости, имеющие отношения к Саентологии, и передавала их Бэсту. Но вскоре, как пишет Ортега, Купер начала реализовывать кое-какие собственные замыслы с целью одурачить саентологов.

Ортега рассказывает, как Бэст предлагал Купер спать с разными людьми, чтобы добыть нужную информацию, и якобы даже говорил, что его друг может подбросить в вашингтонский офис организации наркотики, чтобы Купер потом сообщила об этом в полицию… Купер не подозревала, что Бэст записывал разговоры с ней на пленку, о чем свидетельствуют протоколы суда, которые Ортега включил в свою книгу.

Однако Бэст работал вовсе не на швейцарского магната. Как утверждает Ортега, он делал это все по указке Саентологической церкви. И ему удалось поймать главного врага Саентологии на горячем. Прежде чем им удалось реализовать задуманное, Купер осознала тот вред, который она нанесла своей репутации.

Адвокат Купер Майк Флинн полагал, что аудиозаписи, наоборот, помогут Купер отстоять свое доброе имя: «Что бы на них ни было записано, тот факт, что они наняли человека с целью завоевать твое расположение, с учетом твоих слабостей, будет свидетельствовать против них. Все, что ты сказала, поблекнет на фоне того, что они с тобой сделали».

Адвокаты Купер полагали, что им придется воспользоваться аудиозаписями Бэста в ее пользу во время многочисленных судебных исков, которые ее ожидали впереди. Однако эти записи сыграли какую-то роль лишь много лет спустя, когда представители одного саентологического вебсайта задали Купер несколько вопросов о них.

Сайт The Daily Beast предоставил представителю Саентологической церкви частичный список утверждений, сделанных в книге Ортеги, — в том числе заявления о том, что ему удалось разыскать мужчину, который называл себя Джерри Левиным (Ортега утверждает, что в саентологических кругах он был известен как Дон Альверзо); что саентологи годами платили одной журналистке из Vanity Fair (которая была с Купер в дружеских отношениях); и что Чарльз Мэнсон был саентологом. Ортега утверждает, что использовал много источников, в том числе The New York Times и книгу самой Купер, в которой она писала, что «один известный — точнее, печально известный — человек, проявлявший интерес к Саентологии, которым они не хвастаются, о котором не говорят, и которого, наверное, даже не хотят — это Чарльз Мэнсон, осужденный за убийство Шэрон Тэйт и ее друзей».

Организация подчеркивает, что называть осужденного серийного убийцу саентологом — ошибка. В своем утверждении представитель организации пишет, что «Церковь развенчала миф о Мэнсоне сорок лет назад… У Мэнсона никогда не было связей с Саентологией». Ортега не называет имени журналистки из Vanity Fair, но утверждает, что разыскал Альверзо, который в телефонном разговоре якобы притворялся, что ни о чем не знает. «Извините, я даже не понимаю, на каком языке вы говорите. Думаю, вы говорите не с тем человеком», — Альверзо ответил Ортеге, по его словам.

Купер говорит, что ей до сих пор приходится оглядываться, чтобы убедиться, что сотрудники организации за ней не следят. Со времени своего столкновения с Саентологией она написала около двух десятков книг, хотя и воздерживалась от того, чтобы снова писать об организации.

Ее последняя книга — Was Elvis Jewish? Plus Hundreds of Fascinating Facts: & Amazing Anecdotes no Rabbi Ever Told You — посвящена Элвису Пресли и пытается доказать, что его прабабушка с материнской стороны была еврейкой. «Он любил суп с кнедлями из мацы, его мать хотела, чтобы он стал врачом, и он сделал пластическую операцию на носу, — рассказала Купер сайту The Daily Beast. — Убедительно?»

«Надеюсь, что у меня не будет слишком много проблем, когда выйдет книга [Тони Ортеги], — говорила она представителям The Daily Beast в недавнем интервью. — Но реальность такова, что, если ты когда-нибудь напишешь книгу с критикой в адрес Саентологии, ты должна быть готова к тому, что они будут следить за тобой всю оставшуюся жизнь, а я за много-много лет нанесла им огромный ущерб, так что мне приходится мириться с последствиями».

The Daily Beast, 11.05.2015

к оглавлению

Какую роль фильм Going Clear играет в упадке Саентологии

Нэн Мак-Лин

Нэн Мак-Лин присоединилась к Саентологической церкви в Торонто в 1969 году, когда ей было 46 лет. Она ехала куда-то на машине и услышала по радио, как журналисты обсуждают какую-то религию, о которой она никогда не слышала. Когда один журналист упомянул, что саентологи верят в реинкарнацию, она так разволновалась, что едва не съехала в кювет. «Я всегда верила в реинкарнацию, но не была уверена, как ее практиковать, — до тех пор», — вспоминает она. Несколько недель спустя она сама, ее муж и двое их сыновей официально стали саентологами. Она вошла в здание церкви — в то время оно находилось на Авеню-Роуд, а впоследствии переехало на Йонге-Стрит — и заплатила 500 долларов за первый обязательный курс, испытывая радость от того, что в ее жизни начинается новая глава. «Я все еще помню, что это было в те выходные, когда Армстронг ходил по Луне, — говорит она. — Было здорово почувствовать себя частью общины, чего-то другого».

Однако после полутора лет того, что она называет лицемерием, а также физического и интеллектуального насилия семья Мак-Лин решила покинуть организацию. В течение 18 предшествующих месяцев ее сын Джон был сотрудником Морской организации — элитной группы верных саентологов, которые подписали контракт сроком на миллиард лет, посвятив свою жизнь работе на организацию, — и работал на борту яхты «Аполло», которая служила Рону Хаббарду штаб-квартирой. Джон убедил Морскую организацию отпустить его и вернулся домой, к семье. С тех пор Мак-Лин посвятила свою жизнь тому, чтобы помогать другим саентологам, желающим покинуть организацию, и поддерживает связь с бывшими членами организации по всей стране. «Я по собственному опыту знаю, что члены этой группы находятся под властью страха. Именно поэтому люди остаются в ней, даже когда ситуация ужасна», — говорит она.

Сегодня Мак-Лин 91 год, и она по-прежнему живет в Торонто. Она твердо убеждена, что Саентология должна прекратить существование, но говорит, что для этого потребуются время и публичные протесты. Вот почему она с волнением следит за реакцией прессы на Going Clear: Scientology and the Prison of Belief — новый документальный фильм канала HBO, основанный на вышедшей в свет в 2013 году книге Лоуренса Райта (фильм вышел в американский прокат в марте, но в Канаде и Интернете стал доступен только сейчас). Термин «клир» присутствует в книге «Дианетика: современная наука душевного здоровья» — бестселлере Хаббарда, опубликованном в 1950 году, и основном тексте Саентологии. Он обозначает состояние ума, которое саентологи могут достигнуть посредством обучения и практики. «Я не ставил перед собой цель написать разоблачение, — говорит Райт, беседуя в фильме с режиссером Алексом Гибни. — Я просто хотел понять Саентологию». В конечном итоге, его книга и фильм способствуют и тому, и другому.

Гибни (известный своими работами о темной стороне религии) переплетает подробности сложной и подчас противоречивой истории Саентологии с интервью, взятыми у восьми бывших саентологов, в том числе людей, некогда занимавших высшие посты в организации, — таких, как Пол Хаггис, оскароносный кинематографист из Канады, который в 2009 году покинул Саентологию, проведя в ней 35 лет, из-за того, что организация поддержала калифорнийский законопроект против легализации однополых браков.

Спэнки Тэйлор

Алекс Гибни

Спэнки Тэйлор была саентологом 17 лет. Ее назначили работать с Джоном Траволтной, когда тот присоединился к организации в 1975 году. Тэйлор говорит в фильме, что ее направили в Отряд реабилитационных проектов, который она описывает как тюрьму на седьмом этаже здания саентологической штаб-квартиры, предназначенную для тех членов Морской организации, которые критикую церковь. Ее вина заключалась в том, что она упрекнула организацию за то, что ее начальник не получил должной медицинской помощи. Тэйлор описывает жесткие условия жизни и труда: работа по тридцать часов с трехчасовым перерывом и скудным питанием. Она рассказывает, как ее заставили отдать свою дочь другим членам организации, чтобы материнство не сказывалось пагубно на ее посвященности. Она задается вопросом, почему Траволта, который тогда был ее близким другом, не помог ей вырваться из организации раньше, хотя, по ее словам, знал о насилии, которому ее подвергали. «Я часто спрашиваю себя, что может его там держать?» — говорит она.

Значительная часть фильма посвящена сеансам одитинга — краеугольному камню Саентологии, — в которых саентологи участвуют в рамках своего духовного совершенствования. Одитор слушает, как клиент рассказывает о своих чувствах и жизненных обстоятельствах. Одитор ведет скрупулезные записи, а весь сеанс записывается. По словам бывших членов, которые участвовали в съемках фильма, сеансы одитинга Траволты тайно записывались, хотя он требовал не делать этого. В своем интервью Райт описывает, как одному саентологу поручили составить компроментирующее досье на Траволту, включив в него все непристойные подробности из сеансов одитинга, — на случай, если звезда захочет покинуть организацию.

Мак-Лин была разочарована тем, что не смогла посмотреть Going Clear ни в Интернете, ни по телевизору (он еще только должен выйти в прокат в Канаде), но она надеется, что этот фильм может стать знамением окончательного краха организации. «Каждый такой момент — это еще один шаг в правильном направлении», — говорит она.

С тех пор, как Саентологическая церковь была создана в 1954 году 43-летним писателем-фантастом из штата Небраска Л. Роном Хаббардом, она устояла перед бесчисленными обвинениями в злоупотреблениях, коррупции и мошенничестве. Краткий обзор ее истории свидетельствует о жизнестойкости этой молодой религии.

В 1970-х и 1980-х годах саентологи проникли в правительственные агентства США и Канады и выкрали сотни документов в рамках операции «Белоснежка» — задуманному организацией плану завладеть любыми потенциально опасными документами о Саентологии и Хаббарде. В 1980 году 11 саентологов были за это осуждены. Однако организация быстро оправилась от скандала и сумела привлечь в свои ряды впечатляющий список знаменитостей, включая Траволту, Кирсти Элли и Тома Круза.

Вскоре после этого, в результате быстрого развития Интернета, многие бывшие саентологи стали делиться в сетевых чатах и форумах своими рассказами об эксплуатации и протестовать против жесткой церковной иерархии. С тех пор организация перепробовала все мыслимые способы остановить наплыв негативных публикаций. В 2009 году Саентология стала первой группой, официально изгнанной из Википедии после того, как саентологи создали в ней несколько аккаунтов с целью удаления любой критической информации. Также организация вступила в жаркое сражение с хакерской группой Anonimous, которая сделала Саентологию своей мишенью с 2008 года, когда организация попыталась удалить видео Тома Круза, размещенное хакерами на сайте YouTube. В Германии правительственные чиновники пытались запретить Саентологию, поскольку тамошние критики считают ее культом. А в 2009 году французский суд признал организацию виновной в мошенничестве и присудил ей штраф в размере 800 тысяч долларов.

Потом появились разоблачительные фильмы и откровенные книги: австралийский документальный фильм 2010 года Scientology: The Ex - Files содержит рассказы бывших членов Морской организации, описывающих условия жизни, которые они называют рабскими, вынужденные аборты и пытки (проведенное ФБР в 2010 году расследование не привело ни к каким обвинениям). А в 2013 году бывший саентолог Дженна Мискевидж-Хилл, племянница главы Саентологической церкви Дэвида Мискевиджа, опубликовала свои воспоминания Beyond Belief: My Secret Life Inside Scientology and My Harrowing Escape, в которых она рассказывает о промывке мозгов и детском труде, которым она была свидетелем в организации.

Стивен Кент

Возможно, в откровениях фильма Going Clear не было ничего нового для Стивена Кента, профессора из Университета Альберты, который специализируется на изучении Саентологии и новых религиозных движений, — уже потому, что фильм основан на книге, вышедшей в свет два года назад, — однако фильм несомненно поспособствует тому, чтобы удержать интересующихся от присоединения к организации. Репутация Райта и Гибни вместе взятых придает новый вес утверждениям, которые звучат уже много лет.

«Люди уже много лет предсказывают крах Саентологии, — говорит Кент. — Этого пока не случилось. Но мы знаем, что она в осаде и в упадке. Большинство новых религий исчезает в течение нескольких поколений, и Саентология определенно идет этим путем».

Религии возникают в связи с историческими и культурными обстоятельствами, и когда эти обстоятельства меняются, религия становится менее актуальной и менее привлекательной, говорит Кент. «Для того, чтобы быть успешной, религия должна успешно растить своих детей». Кент утверждает, что Саентология, в особенности ее высшее руководство, очень суров с детьми; по некоторым сведениям, после 1987 года членам Морской организации запрещено иметь детей.

Когда Кент впервые приехал в Эдмонтон в 1984 году, у Саентологической церкви был большой, роскошный офис в центре города, но теперь она переехала в маленькую контору за городской чертой. Опубликованная в 2012 году электронная книга Нэн Мак-Лин о Саентологии описывает взаимоотношения этой организации с Канадой. В 2011 году организация объявила о намерении открыть отделение (и новую базу Морской организации) в г. Моно, штат Онтарио. Однако в Канаде Саентология не преуспевает: она насчитывает всего семь церквей и, по некоторым оценкам, 2500 членов. Хотя Саентология называет себя самой быстрорастущей религией в мире, социологическое исследование, проведенное в Америке, показало, что в США насчитывается 25000 саентологов — значительное уменьшение в сравнении с 45000 в 1990 году.

Более того, по словам Кента, фильм может изменить подход ученых к изучению Саентологии — особенно в том, что касается использования свидетельств ее бывших членов, которые ученые зачастую просто игнорируют. «Имела место очень странная, но отчетливая неприязнь к использованию свидетельств бывших членов Саентологии в академических исследованиях, — говорит он. — Их можно воспринимать как негативно настроенных бывших членов. Я пользовался свидетельствами бывших членов, и другие ученые пытались меня дискредитировать. Конечно, [бывшие члены] могут лгать, но наша задача, как экспертов, — проверять их слова». Кент надеется, что фильм Going Clear может подтолкнуть ученых к тому, чтобы более серьезно отнестись к этим различным точкам зрения.

Кент утверждает, что, по его мнению, самое большое заблуждение относительно Саентологии — то, что она вообще является религией. «Я определяю ее как многонациональный конгломерат, лишь одна часть которого является религиозной», — говорит Кент. Но он не заходит настолько далеко, чтобы назвать ее культом. «Меня больше беспокоят группы, которые причиняют вред, вне зависимости от того, какие ярлыки мы на них навешиваем. Именно о таких вещах говорится в Going Clear».

Maclean's, 08.05.2015

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное