Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 13 августа


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

7-13 августа 2014 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Курганский суд признал брошюры «Свидетелей Иеговы» экстремистскими

Курганский областной суд, рассмотрев апелляцию международной религиозной организации «Свидетели Иеговы», окончательно признал печатные издания секты экстремистскими, сообщает пресс-служба облсуда.

Напомним, что Курганский городской суд в декабре 2013 года определил, что брошюры зарегистрированной в США международной религиозной организации «Watch Tower Bible and Tract Society of Pensylvania» («Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов Пенсильвании»), больше известной как «Свидетели Иеговы», являются экстремистскими.

Это следующие печатные издания: «Как достичь счастья в жизни», «На что можно надеяться людям?», «Как развить близкие отношения с Богом», «Что нужно знать о Боге и его замысле?» Организация подала апелляцию в Курганский областной суд, однако проиграла дело. Решение вступило в законную силу.

Вечерние Ведомости, 11.08.2014

 

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Тысячи людей собрались, чтобы вспомнить вторую годовщину кончины преп. Муна

Во вторник в Южной Корее более 20 тыс. последователей Церкви Объединения собрались, чтобы отметить вторую годовщину кончины своего «мессии» и основателя церкви Сан Мён Муна. Верующие заполнили арену, расположенную внутри всемирной штаб-квартиры движения в уезде Капхён (к востоку от Сеула), и выслушали панегирик о его жизни и наследии, произнесенный 70-летней вдовой Муна Хак Джа Хан.

Во время церемонии делегации из Южной Кореи и других стран поднимались на сцену, чтобы возложить цветы к гигантскому полотну, на котором был изображен улыбающийся Мун в черном костюме и галстуке.

На протяжении двух лет, минувших с тех пор, как этот религиозный лидер скончался в возрасте 92 лет от осложнений пневмонии, созданная им церковь, судя по всему, жила нормальной жизнью. Массовые бракосочетания, которыми известна эта церковь, и которые критики «мунистов» называют свидетельством сектантского характера движения, продолжаются — во время последней церемонии в феврале 2500 пар одновременно связали себя брачными узами.

Manila Standard Today, 12.08.2014

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Джон Атак: как избежать ловушки для ума, расставленной Саентологией

Джон Атак

Джон Атак — автор книги «Кусочек синего неба», одной из лучших книг о Роне Хаббарде и Саентологии. Он выпустил новое издание книги и на протяжении года с лишним по субботам помогал нам продираться сквозь мифы, легенды и спорные факты, связанные с Саентологией, которые снова и снова пережевываются в книгах, статьях и особенно в Интернете. Он любезно прислал нам еще одно сообщение.

ОРТЕГА: Джон, последние год-два ты писал нам о том, с каким трудом саентологи вырываются из пут образа мышления, порожденного глубоким погружением в сочинения Рона Хаббарда. Но на этот раз ты превзошел самого себя. Мы с нетерпением ждем комментариев от наших читателей. Давай, Джон, помоги нам сорвать саентологическую завесу.

ДЖОН: Пережив несчастную любовь, многие эмоционально закрываются. Они избегают глубоких отношений, боясь вновь пережить эти невыносимые чувства. Со мной так случилось, когда мне было 19, и в результате я оказался в Саентологии, стремясь обрести столь полную эмоциональную уравновешенность, чтобы ничто и никогда не смогло меня вновь погрузить во тьму. Ничего не вышло. Несмотря на все мои старания и ухищрения Рона Хаббарда, все мои чувства по-прежнему при мне. И я несказанно этому рад!

Мне понадобилось провести в Саентологии 9 лет, чтобы понять, что она не дает эмоциональную уравновешенность. Несмотря на пять уровней ОТ, Курс Оценщика Серии Данных (DSEC) и множество курсов обучения одитингу, я так и не преуспел в этом. Саентология предлагает именно такую эмоциональную закрытость, какой ищут отвергнутые влюбленные.

Один друг рассказал мне, как после сеанса «травли быков» во время ТУ-0 он с удовлетворением отметил, что его тревожность исчезла. Вскоре он понял, что попросту утратил способность эмоционального отклика, и впоследствии, что бы он ни делал, нормальная способность к нему так и не вернулась. Прошло уже почти сорок лет с тех пор, как он рассказал мне об этом, — выходит, большую часть своей взрослой жизни он провел в отстраненном состоянии, неспособный полноценно жить в мире эмоций по причине неослабного влияния этой мощной и вредоносной методики. И это тем более болезненно для него, что он сострадательный и участливый человек. А какой смысл в мире, если нет чувств?

Еще одна близкая подруга поведала мне, что после того, как она выросла в Саентологии и провела пять лет в Морской Организации, она не была уверена, чувствовала ли вообще когда-нибудь любовь. Когда она была младенцем, и ей было больно, мать-саентолог молчала и «не проявляла никакого сочувствия». С помощью упражнений из нее выбили всякое нормальное родительское сострадание, так что у моей подруги просто не было нормальной возможности научиться сострадать — проявлять заботу и участие к страждущим. Когда умерла ее близкая подруга, она ровным счетом ничего не почувствовала. Еще один бывший ОТ рассказал мне, что не пролил ни слезинки, когда умерла его любимая мама. Она «вышла из тела».

Недавно я читал книгу «Доктор и душа» Виктора Франкла. Франкл прошел через Дахау и Освенцим и сумел вынести нечто чрезвычайно хорошее из этого страшного опыта. Он пишет о душевной омертвелости, которая овладевает людьми, лишенными права управлять собственной жизнью, и это очень похоже на эмоциональную отстраненность, которую я наблюдал в некоторых бывших членах Морской Организации. После первоначального осознания, что жить незачем, пишет Франкл, «Через несколько недель или дней за этой стадией обычно следует вторая фаза, глубокая апатия. Эта апатия — своего рода защитный механизм психики. Все, что раньше волновало или огорчало заключенного, что вызывало его гнев или погружало его в отчаяние, все, что ему приходится видеть, или в чем приходится участвовать, отскакивает от доспехов, в которые он себя облек. Произошла адаптация психики к необычному окружению; события в этом окружении доходят до сознания лишь в размытом виде. Эмоциональная жизнь перешла на низкий уровень… Интересы ограничиваются самыми непосредственными, самыми насущными потребностями. Все мысли, кажется, сосредоточены на одной-единственной задаче: пережить этот день».

Я был бы признателен, если бы бывшие саентологи, и в особенности бывшие члены Морской Организации в своих комментариях к этой заметке рассказали о собственных ощущениях. Сейчас, тридцать лет спустя после ухода из культа, я все еще пытаюст понять, как у других людей проходит процесс выздоровления.

Саентология вызывает у человека эмоциональную отстраненность. В то время как весь мир ищет лекарство от аутизма, синдрома Аспергера и социопатии, Саентология активно генерирует симптоматику, сравнимую с этими опасными и инвалидизирующими состояниями. Аутисты не откликаются на эмоции из окружающего их мира. Им крайне трудно расшифровать смысл улыбки, ухмылки, нахмуренных бровей или даже выражения ужаса на лице. Некоторым саентологам, в особенности из второго поколения членов организации, тоже трудно интерпретировать эмоции — возможно, благодаря непроницаемому выражению лица из ТО-0, которое у большинства саентологов маскирует эмоциональные проявления, или откровенной имитации эмоций, которой учит Саентология.

Социопаты неспособны на сочувствие. Д-р Гарольд Шипман из Англии, убивший более пятисот своих пациентов, сетовал на то, что его неправильно поняли, и что он всегда только помогал своим жертвам. Безумные последователи Аум Синрикё решили истребить все население Японии, чтобы люди могли родиться вновь, обнулив свой кармический долг. Сектанты запасли достаточно зарина, чтобы убить миллионы людей, но их план умертвить всех пассажиров токийского метро сорвался.

Хаббард заимствовал ярлык «антисоциальная личность» из психиатрии. В частности, у Херви Клекли, чья книга Mask of Sanity в 1950-х годах была бестселлером. Я был очень рад, когда Ричард де Милль — анонимно написавший за Хаббарда книги «Наука выживания» и «Как жить, даже если вы руководитель» — написал мне письмо, в котором поздравил с выходом нового издания «Синего неба» и отметил, как я был прав, когда назвал Хаббарда единственной настоящей Подавляющей Личностью. Он подходит по всем параметрам. Включая его частые «широкие обобщения» относительно психиатров (таких как Клекли), у которых он позаимствовал так много своих идей. В психиатрии «антисоциальное расстройство личности» — синоним «социопатии». Так что когда тэтанисты говорят о ПЛ, они в действительности называют своих критиков социопатами.

Хаббард был архитипической ПЛ. Он купался в изобилии и роскоши, держа при этом свою Морскую Организицию в жалкой нищете. Когда снимали фильмы о «технологии», ему показалось, что съемочная группа слишком много тратит, так что он урезал расходы на туалетную бумагу. Члены съемочной группы воровали телефонные справочники из уличных автоматов. Хаббарда никогда нельзя было упрекнуть в сострадательности. Он ужинал фуа-гра, в то время как съемочная группа питалась рисом и чечевицей. Наверняка, какая-то часть тех 648 миллионов долларов, указанных в его завещании, могла пойти на то, чтобы вытащить Морскую Организацию из нищеты. Похоже, несмотря на словесные потоки, которые Хаббард изливал на собственных последователей, у него к ним было очень низкое «аффинити».

Флэвил Йикли в своем оригинальном исследовании сделал вывод, что члены деструктивных культов «клонируют» особенности своих лидеров, что порождает в них диссоциативные свойства. Среди членов христианских общин можно найти все шестнадцать типов личности по Майерсу и Бриггсу, тогда как члены всех культов, которые изучал Йикли, тяготели к единственному типу личности — уникальному в каждом случае. Саентологические «инструктаж» и «процессинг» приводят к отсутствию сочувствия и сострадания и к одержимостью собой. Поскольку члены культа копируют своего лидера, саентологи проявляют те же опасные особенности, которые регулярно демонстрировал их Основатель.

Мне известен случай, когда пожилой саентолог бросил двух малолетних детей — они выросли в полной нищете, — чтобы посвятить себя Саентологии. Он сделал себе состояние, но не дал ни цента, чтобы помочь детям. Это очень напоминает поведение самого Хаббарда, который перестал давать деньги своим первым двум детям, когда им не было еще и десяти. Он вновь женился, еще не разведясь с матерью первых детей, а потом бросил и вторую жену с ребенком. Хаббард не общался со старшим сыном, Роном-младшим по прозвищу «Нибс», а другой его сын, Квентин, покончил с собой, хотя был одним из всего 24 человек, прошедших наивысший уровень саентологического обучения, курс Класса XII. Вот и весь его опыт применительно ко «второй динамике».

Если у Хаббарда и были хоть какие-то проблески совести, он избавился от них с помощью одитинга, и это важная часть Саентологии. С помощью одининга можно снять с себя ответственность. Один чувак хвастался мне, что в Саентологии можно делать все, что хочешь, а потом заплатить за исповедь и избавиться от всякого чувства вины. «Заглаживание вины» Хаббард ставил в нижнюю часть шкалы эмоциональных тонов. Не рекомендуется даже просить прощения, не говоря уже о возмещении ущерба.

Если истинная религия стремится к примирению и предлагает сострадание, Саентология живет за счет ненависти и враждебности.

Хаббард регулярно высказывался против преследований. По его словам, их причиной был заговор Всемирного банка, заговор Меморандума Танаки, заговор психиатров, заговор прессы — всех, кого он подозревал на той конкретной неделе. Саентология же никогда не признавала свою ответственность, просто и неоднократно заявляя, что виновные в проступках понесли наказание. Они следуют принципу Джона Уэйна: «Никогда не извиняйся. Это признак слабости». В подлинно религиозном чувстве нет места врагам, но есть место состраданию ко всем.

Что хуже всего, сами «процессы», якобы призванные привести к великому состоянию «оперирующего тэтана», в действительности снижают сострадание и усиливают нарциссическое самомнение, характерное для социопатического расстройства. Тех, кто не был членом организации, Хаббард презрительно называл «сырым мясом», «пустоголовыми», «вогами». Мы живые мертвецы, зомби, как он писал в своих заметках по поводу «хронических эмоциональных тонов», — все мы, кто находится «ниже смерти» по его шкале эмоциональных тонов. «Вогам» — поскольку мы «ниже смерти» — нельзя разрешать голосовать или участвовать в управлении государством. Тем самым, саентологи превращаются в элиту, что способствует нарциссизму, как и всякое подобное самолюбование.

ТУ — открытые врата в эмоциональную отстраненность. ТУ «высшего уровня инструктажа» появились, когда одна группа студентов оказалась чересчур буйной на вкус Хаббарда. Он велел своему старшему сыну Рону-младшему разработать методику, с помощью которой их можно было бы обуздать. Так, на горе всем, кому пришлось через это пройти, появились упражнения, когда нужно орать на пепельницы (несомненный способ «сбить с толку», если воспользоваться терминологией гипноза) и повторяющееся поведение процесса «8-C» (еще одна методика введения в транс).

Наверное, самые возмутительные методы связаны со шкалой тонов. Саентологов учат имитировать различные эмоциональные состояния. После длительных упражнений становится трудно понять, какие из твоих эмоций настоящие, а какие искусственные. Актеры часто жалуются, что после всех сыгранных ролей им трудно понять, кто же они такие «на самом деле». Более того, овладев как следует искусством подделки эмоций, саентолог начинает манипулировать другими людьми, ни на секунду не задумываясь об этической стороне своих действий. Я со спокойной душой поднимал людей вверх по шкале, но упирался, когда нужно было их опускать (например, при вербовке объект эмоционально ограничивают, чтобы найти «разрушение», т. е. то, в чем он испытывает наибольшую трудность, а потом опускают вниз с помощью «страха ухудшения»).

Упражнения со шкалой тонов можно рассматривать с точки зрения когнитивной поведенческой терапии, в рамках которой пациента приучают к новой модели поведения посредством повторения. Однако упражнения со шкалой тонов вызывают эмоциональную отстраненность. Что еще хуже, как только эта отстраненность появляется, жертва обычно перестает осознавать перемены в собственном поведении. Подобно моему другу, о котором я рассказывал выше, человеку может даже нравиться, что какие-то эмоциональные реакции оказались подавленными.

За непродолжительное время саентологов отделяют от собственных эмоций. В «Открытом письме клирам» Хаббард жизнерадостно объясняет что «клиры» должны притворяться совершенными, если менее развитых существ оттолкнет от Саентологии более искреннее поведение с их стороны («ваша первая обязанность — оберегать репутацию состояния клира с помощью примерного поведения»). Притворяясь перед миром, что все замечательно, в действительности саентологи не вправе обсуждать свои личные проблемы — разве что за деньги с соответствующим представителем организации. Это запрет на обсуждение своего «кейса». Ему сопутствует запрет обсуждать Саентологию — один из многих запретов относительно общения, наложенных человеком, который сказал, что «решение в том, чтобы общаться больше, а не меньше».

Я дважды беседовал с одним человеком, который стал жертвой «выбрасывания за борт». Во время первой беседы он говорил об этом легкомысленно, словно о забавном студенческом ритуале посвящения. Когда же я вновь беседовал с ним несколько недель спустя, он уже не притворялся. Это был грубоватый и прямой бизнесмен, всегда улыбающийся, всегда высчитывающий наилучшие шансы. При второй беседе мой вопрос пробил многолетнюю саентологическую броню, он повесил голову, в его глазах появились слезы, и он признался: «Это было ужасно».

Эмоциональная отстраненность зачастую приводит к очень серьезным последствиям. Вот что рассказал мой покойный друг Роберт Вон Янг Конвэю и Сигелману (цитата из второго издания их книги Snapping): «В Саентологии с тобой происходит так называемое „соматическое отключение“. По существу, в этот момент ты перестаешь чувствовать. Твои эмоции подавляются, но ты думаешь, что они выходят наружу. Более того, тебе это кажется замечательным. Только уйдя из организации, я осознал, что произошло, и тогда я начал по-настоящему копаться в своих эмоциях. Оказалось, что я словно маленький ребенок. Я чувствовал что-то и спрашивал себя: „Что это за чувство?“ — а потом просто терял самообладание. Внезапно оказалось, что в моей жизни есть все эти болезненные моменты, которые были перевязаны, спрятаны, переименованы, и я не знал, что с ними делать. Я словно открыл временную капсулу, и все эти чувства двадцатилетней давности хлынули наружу».

Мне посчастливилось знать Вона и принимать некоторое участие в его возвращении к настоящим чувствам. Саентологи похожи на других жертв насилия, которые пережили такое унижение, что создали внутри себя тайное пространство, секретное убежище, куда могли спрятаться от любых чувств. Уже давно известно, что многие насильники сами были жертвами насилия, и в некоторых случаях именно в этой тайной комнате они строили планы своей иррациональной мести. Эллиот Роджер, убивший шесть человек в Санта-Барбаре, — пример такого поведения. Ему казалось, что все девушки его отвергают, и он стал мстить. Он явно страдал сильнейшей эмоциональной диссоциацией. Это худшее, что может случиться с человеком, оторванным от собственных чувств, но многие бывшие саентологи мучаются от депрессии, хронической усталости, неконтролируемых приступов гнева, потому что нормальные пути выражения эмоций у них перекрыты. Вера в то, что все в нашей жизни порождено нашими желаниями, становится причиной чувства вины и неполноценности, скрывая подлинные причины расстройства: саентологические инструктаж и процессинг и унижения, которым подвергают сотрудников.

Поняв, что в разном настроении мы сталкиваемся с разными сторонами нашей собственной богатой и сложной натуры, мы обретаем возможность избавиться от тех вбитых нам в голову идей, которые порождают в бывших тэтанистах неправильные эмоции. Хаббард прекрасно понимал, что сознание, работающее по принципу «стимул — реакция», поддается гипнозу, и он знал, как напичкать его внушенными командами. (Вы никогда не задумывались, почему в одитинге есть команды, но нет вопросов?) Он также знал, что людям можно внушить какие-то идеи, если заставить их вспомнить пережитые травмы. Вспоминая болезненные события, мы более открыты к внушению. Людьми гипнотически управляет не содержание энграммы, а содержание учения самого Хаббарда. Как он говорил: «Единственный способ установить контроль над разумом — это силой сделать разум невежественным в отношении самого себя» (Дианетика 55!), — именно это и делает Саентология. Прежде всего тем, что практически лишает своих приверженцев способности понимать простые методики, вызывающие эйфорию, которыми так откровенно пользуется Хаббард (подставьте вместо слова «эйфория» фразу «очень хорошие показатели»), и порождает в них патологическую боязнь любого другого понимания того, как работает сознание.

В той же книге Хаббард писал: «В какую ловушку может попасть человек? Главным образом в ловушку идей». Парой страниц ниже он добавляет: «...фиксация происходит только при одностороннем общении». Саентология — это система одностороннего общения, от Хаббарда, отрицающего, что кто-либо другой может что-либо добавить к его «технологии», до попавшего в ловушку саентолога, который барахтается в ловушке идей. Можно провести простой тест: составить список того, в чем вы не согласны с Хаббардом. Если у вас ничего не выйдет, значит, вы успешно превратились в его клона!

История Вона обнадеживает. Мы вновь научились чувствовать. Мой друг, чьи эмоции были подавлены во время ТУ-0, говорит, что приходит в норму. Подруга, которая не была уверена, умеет ли она любить, согласилась со мной, что чувство, которое она питает к своим племянникам, — несомненно, любовь. На этом пути нас ждет немало горя — и это не неправильная эмоция, а совершенно здоровый способ выражения чувств, которые в Саентологии опасным образом подавляются. Вместо того, чтобы прятать свои чувства поглубже, необходимо найти правильный способ их выразить. И скорбь — это реакция на опыт. В том, чтобы придавать жизни значение, нет ничего дурного или предосудительного!

Даже после десятилетий заглушенного сострадания снова ощутить сострадание можно. Спасение всегда возможно. Даже после ОТ VIII.

The Underground Bunker, 09.08.2014

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Т. Б. Джошуа утверждает, что может исцелить больных вирусом Эбола с помощью святой воды, которая обойдется ему в 150 тыс. долларов

Зачем эти пасторы так поступают? Я этого не помнимаю. Для них все — словно шутка. С каких пор главным отличием мужа Божьего стали шоу и мгновенные чудеса? В наши дни пасторы пойдут на все, лишь бы только о них заговорили. Они зарабатывают себе популярность на социальных проблемах.

Четыре недели назад началась эпидемия Эболы — смертельно опасного вируса, унесшего тысячи жизней. Эбола встречается часто, и считается, что она приходит из Западной Африки. Всемогущий и печально известный пастор Т. Б. Джошуа выступил с заявлением, что он может вылечить неизлечимую болезнь, причем не с помощью какого-то лекарства, а святой водой!

На своей странице в социальной сети он рассказал, что собирается послать жертвам болезни в Сьерра-Леоне и Либерии святую воду, которая обошлась ему в 150 тыс. долларов.

OMG Ghana, 13.08.2014

к оглавлению

ОККУЛЬТИЗМ

Латвия: в одном из краев разрешили колдовать, Церковь сожалеет

Кримулдская краевая дума официально разрешила проводить колдовские ритуалы на территории самоуправления, чем шокировала руководство Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЛЕЛЦ).

В определенные дни это можно будет делать в общественных местах. В других самоуправлениях Латвии такие публичные мероприятия не разрешены. Решение принято в связи с тем, что на территории Кримулдского края расположен поселок Рагана, что в переводе означает «ведьма».

16 августа там впервые состоится мероприятие «Вечер духов в Рагане», посвященное ведьмам.

Как заявил епископ Лиепайской епархии ЛЕЛЦ Павилс Бруверс, подобные действия самоуправления вызывают сожаление. Он напомнил, что Библия категорически осуждает любые формы оккультизма.

Бруверс также добавил, что колдовство в Европе практикуется много веков, а в Германии и Великобритании до сих пор существуют профессиональные объединения ведьм и колдунов.

Католический священник Михаил Волохов в сети Facebook прокомментировал решение Кримулдской краевой думы более лаконично: «Гениальная глупость».

Благовест-инфо, 11.08.2014

к оглавлению

ЯЗЫЧЕСТВО

Тюркское неоязычество в Урало-Поволжье: учение и практика

Фирдус Фаткисламов

В г.Озёрск Челябинской области действует секта приверженцев тенгрианства (тюркского язычества). Сами адепты общины называют свою организацию «Белемлелэр» (на местных диалектах татарского и башкирского языков это слово означает «знающие»). Рекламу секты «Белемлелэр» («Знающие») рядом с рекламой откровенно русофобской газеты «Татар уян!» («Татарин, пробудись!») мы можем увидеть на сайте известного апологета тенгрианства Фирдуса Фатклисламова-Девбаша devbas.ru.

Среди тюркских неоязычников постсоветского пространства Фатклисламов более известен под своим «тенгрианским» именем «Девбаш» (тат.- «Большая голова»). Среди тенгрианцев он известен как «кам» («шаман тенгрианства»). Проживающий в Татарстане Фирдус Девбаш в родной республике известен также как руководитель Общества татаро-турецкой дружбы «Татарстан – Турция» [1].

Среди уральских мусульман тенгрианская секта «Белемлэлэр» известна именно как «фанаты Фирдуса Девбаша».

На сайте Девбаша в разделе «Письма читателей» мы видим письмо от некоего Ильдара Шакирова из г.Озёрска, который благодарит апологета тенгрианства за то, что его книга под названием «Татарские молитвы» помогла Шакирову и его единомышленникам «восстановить древние тенгрианские практики и ритуалы». Ильдар Шакиров – никто иной как переселившийся несколько лет назад в г.Озёрск из Екатеринбурга лидер секты «Белемлэлэр».

Напомним, что название этой разновидности неоязычества («тенгрианство») образовано от имени Тенгри (Тенри) - верховного божества неба у тюркских и монгольских народов. Адептами этого течения в Челябинской области в основном являются молодые татары и башкиры. Среди членов секты «Белемлэлэр» в данном уральском регионе также замечены 1 азербайджанец и 1 нагайбак (нагайбаки – это уральская группа кряшен, родственного татарам и башкирам православного тюркского народа).

В своё время (2008 -2011 гг.) лидер общины Ильдар Шакиров был известен как фанат и интернет-пропагандист фантастико-приключенческих произведений одного из популярных сетевых писателей, действующего под псевдонимом «Беркем Аль Атоми» [2]. Известно, что этот сетевой писатель живёт в г.Озёрске.

Беркем Аль Атоми известен как один из наиболее антизападных троллей рунета, выступающий в образе воинствующего антиамериканиста, сурового джигита-татарина, обличителя европейских ценностей. Настоящее имя этого писателя до сих пор неизвестно широким массам. Сам автор все эти годы категорически отказывался давать пояснения по поводу своей личности. Некоторые выдвигают версию, что «Беркем» – это житель Озёрска Ильдар Кашапов [3]. Другие считают, что под этим псевдонимом скрывается филолог из этого же города Асия Кашапова [4].

Неизвестно, имеет ли Беркем Аль Атоми прямое отношение к тенгрианской секте Озёрска, однако на учение данной секты большое влияние оказали статьи этого писателя, опубликованные на сайте berkem.ru, а также его книга «Другой Урал» (представляющая собой сборник эзотерических новелл).

Известно, что не так давно ваххабиты Екатеринбурга на одном из интернет-форумов обвиняли Беркема Аль Атоми в «мягкой пропаганде» доисламских верований тюркских народов в его книге «Другой Урал».

Тенгрианцы Озёрска не скрывают, что такое название своему сообщества («Белемлэлэр») они избрали именно под влиянием книги «Другой Урал». В этой книге в разделе «Примечания» читаем, что «белемле» (в множественном числе «белемлэлэр») — это «народное название «знающих», т. е. людей, передающих народную традицию изучения природы и человека».

Говоря об описываемой нами тенгрианской секте, следует иметь в виду, что членами данной религиозной организации являются жители разных населённых пунктов Челябинской области, но именно Озёрск является своеобразным духовным центром секты. Именно в живописных окрестностях Озёрска проводятся ритуалы, на которые съезжаются адепты из разных уголков региона. Поэтому среди тенгрианцев других регионов России члены секты «Белемлелэр» известны именно как «озёрские тенрианцы» или «тенгрианцы из Озёрска».

Для обсуждения своих мероприятий озёрские тенгрианцы долгое время использовали форум tertium-non-datur.info (ныне не существующий). В настоящее время для этих же целей используется закрытая группа в соцсети «В контакте».

По признанию самого Ильдара Шакирова, долгое время он считал себя мусульманином, поскольку ему казалось, что ислам и тенгрианство в голове одного человека вполне могут уживаться – к примеру, как буддизм и синтоизм в головах японцев. Ведь тот же культовый для тенгрианцев Челябинской области Беркем Аль Атоми на своём сайте когда-то утверждал, что «мусульманство – наиболее подходящая для России религия». В своё время этого сетевого писателя даже обвиняли в «пропаганде джихада и шариата» [3] – и это несмотря на то, что персонажи его произведений веруют в Тенгри, употребляют алкоголь и чуть ли не через запятую употребляют нецензурную брань (что с исламом, будем говорить честно, просто несовместимо). На своём сайте berkem.ru и на своей странице в сетевом журнале «Самиздат» Беркем Аль Атоми пишет с позиций российского патриота (хотя и весьма критически настроенного к нынешней российской власти), причём с использованием смеси нецензурной лексики и «олбанского» языка.

Однако упомянутый выше «шаман тенгрианства» Фирдус Девбаш, по признанию самого Ильдара Шакирова, оказал на формирование взглядов последнего гораздо большее влияние, чем Беркем Аль Атоми. По словам Шакирова, к мысли о том, что ислам с тенгрианством несовместимы он пришёл в 2011 году именно после прочтения книги Девбаша «Татарские молитвы», и написанной Девбашем же статьи «Ислам – он и в России ислам».

По рассказам самого Ильдара Шакирова, с Фирдусом Девбашем он познакомился несколько лет назад в Татарстане в лагере «Тан-батыр» («Богатырь Зари»), который каждый год устраивает для тюркских неоязычников Поволжья другой апологет тенгрианства – Рамай Юлдашев. В лагерь Юлдашева Девбаш тогда приехал в качестве одного из лекторов, а также с целью презентации своей книги (написанной на татарском языке) под названием «Мы рождены для счастья».

С тех пор лидер озёрских тенгрианцев старается в интернете отслеживать все публикации Девбаша.

«Татарский Дон Хуан» – так уважительно называют Фирдуса Девбаша Ильдар Шакиров и другие «знающие», тем самым недвусмысленно показывая, что идеолог тенгрианства из Татарстана для них является личностью равной Дону Хуану Матусу, шаману из индейского племени яки, описанному в книгах Карлоса Кастанеды.

Учение и практика озёрских «знающих» имеет свои особенности по сравнению с тенгрианскими сектами Татарстана и Крыма. На мифологию данного сообщества большое влияние оказали русский уральский фольклор и башкирская мифология, ведь Челябинская область является «контактной зоной» для двух тюркских этносов – татар и башкир. В мифологии и идеологии этого нового религиозного движения причудливым образом переплелись уральский фольклор, татарская и башкирская мифология, учение Фирдуса Девбаша и вкрапления из творчества Беркема Аль Атоми, а также элементы учения Карлоса Кастанеды.

Периодически «знающие» собираются в окрестностях Озёрска для проведения «камланий» и других ритуалов. Значительно реже сборы происходят в районе «священной горы» недалеко от границы Челябинской и Свердловской областей.

«Священной» эту гору объявил Шакиров, заявив, что в её недрах сокрыта «Золотая баба» — легендарный идол, предмет поклонения народов Урала и Северо-Западной Сибири. Шакиров также заявил, что «Золотая Баба» является олицетворением тюркской богини Умай, а также, что теперь эту гору следует называть «Золотой Бабой». Для обоснования своего заявления лидер тенгрианцев опирался на книгу Беркема Аль Атоми «Другой Урал», в которой утверждается что на Урале «есть горушка, вот она и есть Золотая Баба». Своим единоверцам Ильдар Шакиров также заявил, что ему «было видение от богини Умай», в результате которого он получил информацию о том, что данная гора и есть та самая «горушка», описанная в книге Аль Атоми. С тех пор в районе этой горы Шакиров и его соратники периодически собираются для проведения медитаций на образ богини Умай по методике Фирдуса Девбаша.

С 2011 года озёрские тенгрианцы совершают ежегодное паломничество в местечко Аркаим недалеко от Магнитогорска. Это древнее поселение известно как место паломничества славянских неоязычников (родноверов), рериховцев и прочих эзотериков со всей России, которые считают это место «прародиной арийской цивилизации», а некоторые из них считают Аркаим «древним центром зороастризма» и «местом рождения Заратуштры». В отличие от них, тенгрианцы считают Аркаим «древним тюркским городом», в котором находятся «руины тенгрианского храма». Аркаим они связывают с именем легендарного Урал-батыра из башкирской мифологии, сына уцелевших после Потопа последних людей старого мира — Янбирда и Янбике.

«Знающие» верят, что Урал-батыр является прародителем тюркских народов. В тоже время они верят, что все тюрки происходят от «небесных тюрков», как об этом пишет Фирдус Девбаш в своей книге «Мы рождены для счастья» (на стр.10).

Они верят, что к Урал-батыру можно обращаться с молитвой, подобно тому как христиане обращаются к святым. Они верят, что у Урала есть брат Шульган, которого Беркет Аль-Атоми в книге «Другой Урал» называет «олицетворение тьмы — или Той стороны».

Главной целью жизни каждый тенгрианец сообщества «Белемлэлэр» считает «получение песни от Тенри (Тенгри)». Чтобы понять – что это значит, нам придётся обратиться к книге Беркем Аль Атоми «Другой Урал», к разделу «Примечания»:

«Тенри дает песню — имеется в виду, что иногда Тенри... приоткрывает человека для знания, и человек начинает знать без обычной процедуры. Причем знание это «работает» только то время, какое нужно человеку для выполнения задачи, ради которой все и происходит; этакий «связанный кредит». Считается, что такой человек имеет знание, выходящее за рамки Следа (традиции, характерной для своего места), и вместо своего Зверя имеет в качестве начала Следа одну из четырех сил Тенри — Огонь, Ветер, Воду или Камень».

Однако если Тенри «не даёт песню», то «знание» адепты получают через «обычную процедуру». Эту процедуру, о которой упоминается в книге «Другой Урал», озёрские тенгрианцы называют «съесть сороку». Когда о подробностях этой процедуры их спрашивают их оппоненты из числа мусульман, «знающие» отвечают коротко: «Съесть сороку — это такая процедура, после которой ты будешь знать», не пускаясь в дальнейшие разъяснения. Если вопрос об этом им задают религиоведы, то они рассказывают, что речь идёт об аналоге процедуры, которая в учении Кастанеды описана как «превращение в птицу».

Сами адепты секты «Белемлэлэр» среди своих членов выделяют тех, кого называют «имцэ» и «курямцэ». Об этих категориях адептов читаем в книге «Другой Урал»: «Имцэ означает преимущественный медицинский уклон в «знании»; курямцэ — природный дар к прогностике».

Самого Ильдара Шакирова его соратники наградили титулом «багучы». Читаем в той же книге «Другой Урал»: «Багучы (тат., башк.) — человек, придерживающийся неортодоксальных взглядов на познание мира. Также так называют знахарей…». Сам Шакиров, отвечая на расспросы религиоведов обычно говорит, что «багучы» – это синоним слова «шаман».

Как и адепты большинства других религий, «знающие» верят, что мир вокруг людей полон невидимых существ нематериального плана. В частности, они верят, что вокруг живут «ия» (они же «эйе») – духи. Среди них они особо выделяют позаимствованных из башкирской мифологии «бире» – злых духов. «Ия», включая и «бире», упоминаются в книге Беркема Аль Атоми «Другой Урал». Следует отметить, что Фирдус Девбаш учит не просто верить в существование «ия», но и рекомендует почитать их: он утверждает, что если человек «не верит в ия и не почитает их, то они всегда готовы изловить его в каком-нибудь удобном для них месте и погубить» (книга «Татарские молитвы», стр.113).

Озёрские тенгрианцы ежегодно в своих жилищах проводят ритуал умилостивления домового, по методике описанной в книге Девбаша «Татарские молитвы». Они верят, что домовые обитают и в городских квартирах.

Единоверцы Шакирова верят, что особенностью Уральского региона (в отличие от других регионов России) является то, что его населяют «борынгылар» (тат. «древние»), описанные в книге «Другой Урал». Этих «борынгылар» (в ед.ч. – «борынгы») описываемые в данной статье тенгрианцы считают аналогом древних «видящих» из учения Карлоса Кастанеды. Также они считают, что наследуют традиции («Следу») этих древних уральских «видящих», которые продолжают существовать в нематериальных формах.

Для озёрских тенгрианцев характерен культ Полоза – гигантского змея, способного превращаться в человека. «На Урале почти все, кто бывает в по-настоящему глухих горных местах, уверены в бытии Полоза» – пишет Беркем Аль Атоми в своей книге «Другой Урал» об этом персонаже уральского фольклора. «Знающие» верят, что если правильно умилостивить Полоза, то он дарует если не богатство, то по крайней мере жизнь без нужды в достатке.

Ильдара Шакирова и его последователей от тенгрианцев других регионов отличает и положительное отношение к нецензурной лексике. «Только у нас матом можно не только обидеть, но и похвалить», – говорят «знающие» о себе. Они верят, что вовремя и в нужном месте употреблённые нецензурные слова способны не только «придать энергии» человеку, но и помочь победить врага. Эта черта роднит их с некоторыми течениями «русского родноверия». Однако в отличие от последних, тенгрианцы Челябинской области верят в широко распространённый миф о том, что нецензурную брань на Русь принесли золотоордынцы. «Знающие» считают, что для Золотой Орды нецензурные слова были словами из сакрального лексикона, словами для почитания Тенри. По всей видимости, сакрализация нецензурной лексики в сообществе озёрских тенгрианцев также является следствием влияния творчества Беркета Аль Атоми, в книгах которого обильно представлен русский мат. Однако Шакиров и его соратники используют не только русские, но и тюркские нецензурные слова (общие для местных диалектов татарского и башкирского языков).

Для секты «Белемлелэр» характерен культ Чингисхана, которого Беркет Аль Атоми считает основоположником российской государственности. Однако культ Чингисхана не является местной особенностью озёрских тенгрианцев, он характерен и для последователей Фирдуса Девбаша из других российских регионов. В своей книге «Татарские молитвы» Девбаш пишет о том, что почитание и прославление Чингисхана является нормой для татар (стр.20).

С последователями Девбаша из других регионов озёрских тенгрианцев роднит и культ турецкого политического деятеля Мустафы Кемаля Ататюрка, которого они считают «борцом с исламом». Они верят, что к Ататюрку нужно обращаться с молитвой, если собираешься совершить что-либо во благо тюркских народов.

«Дух такой великой личности как Ататюрк подобен богам», – пишет Фирдус Девбаш в своей книге «Мы рождены для счастья» (написанной в 2006 году на татарском языке), в главе «Какое счастье быть тюрком!» (стр.169). «Шаман тенгрианства» в этой главе пишет о Кемале Ататюрке: «Какое счастье быть тюрком!» - эти его золотые слова спасают тюркский род от исчезновения». В этой же главе своей книги глава общества татаро-турецкой дружбы «Татарстан – Турция» сообщает о том, что Мустафа Кемаль является отцом не только для турецкой нации, и поэтому более правильно называть его «отцом тюрков» (стр.169). Девбаш и его последователи считают, что Кемаль Ататюрк является «отцом» для всех тюркских народов.

Неудивительно, что эта глава из книги Девбаша воспроизведена озёрскими тенгрианцами и в изданной ими в 2014 году в Екатеринбурге брошюре под названием «Правда об исламе».

Необходимо отметить, что для озёрских тенгрианцев культовыми являются две книги: «Другой Урал» Беркема Аль Атоми и «Татарские молитвы» Фирдуса Девбаша (причём последняя – только в виде издания 2011 года; значительно меньшую по содержанию книгу «Татарские молитвы» изданную в 2009 году «знающие» не считают священной).

Когда 2 года назад в Озёрск приезжали «для обмена опытом» тенгрианцы из Татарстана и Крыма, то первоначально учение и практику секты «Белемлелэр» они восприняли как «искажение тенгрианства», главным образом из-за использования нецензурной лексики и того факта, что на ритуальную деятельность большое влияние оказали творчество Беркета Аль Атоми и местный уральский фольклор. Между озёрскими тенгрианцами и их дорогими гостями даже возникло некоторое непонимание. Однако в итоге гости посчитали, что учение и практика озёрских тенгрианцев является «допустимой» версией тенгрианства, и на все «отклонения» можно закрыть глаза. Основанием для того вывода послужили следующие факты: для «знающих» характерны роднящие их с тенгрианцами других регионов культ богини Умай, культ Чингисхана и культ Ататюрка, и главное – в качестве своего духовного наставника они признают Фирдуса Девбаша (и не считают таковым Беркета Аль Атоми, хотя и относятся к его книге «Другой Урал» как к сакральному произведению).

Именно под влиянием публикаций «татарского дона Хуана» Фирдуса Девбаша тенгрианцы Челябинской области стали заниматься антиисламской пропагандой.

В начале 2014 года они издали брошюру под названием «Правда об исламе».

В качестве эпиграфа на первой странице брошюры мы видим фрагмент из книги Беркема Аль Атоми «Каратель»:

«Знание и незнание не главное. Главное - сердце, оно сильнее всего в мире, потому что больше мира; даже сам Тенри только часть сердца любого, самого жалкого и слабого человека…».

Однако данная брошюра представляет собой сборник опубликованных ранее в интернете статей Фирдуса Девбаша, посвященных «разоблачению ислама», а также содержит переведённые на русский язык фрагменты из его книги «Мы рождены для счастья».

В частности, в данной брошюре мы видим опубликованные впервые ещё в 2011 году статьи Девбаша: «Ислам – он и в России ислам», «Ислам – локомотив русской революции», «Российский ислам на развилке истории», «Исчезнет ли египетская цивилизация».

Обложку брошюры украшает коллаж, позаимствованный из газеты «Аргументы недели» (в которой была опубликована статья Девбаша «Российский ислам на развилке истории»): фотография Бен Ладена на фоне главной казанской мечети «Кул-Шариф».

В представленной в данной брошюре статье «Ислам – локомотив русской революции» Девбаш даёт вероятностный прогноз: Путин может оказаться жертвой мусульманских радикалов, разделив печальную участь Каддафи, поскольку (как считает апологет тенгрианства) «в исламе нет места российскому государству, впрочем, как и казахскому или турецкому, так как он признает лишь правление по законам шариата». «Если не изменить ситуацию в корне, то серьезные проблемы с исламом, подобные тем, с которыми Россия столкнулась на Северном Кавказе, возможны и в Центральной России», – бьёт в набат Девбаш. Как пишет в этой статье апологет тенгрианства, Путин пытался воздействовать на мусульманское сообщество России «и кнутом, и пряником», однако всё это (по мнению Девбаша) окончилось «безрезультатно», результатом чего мы видим, что «пожар войны перекинулся из Чечни на другие республики Северного Кавказа».

В своей статье «Ислам – он и в России ислам» Фирдус Девбаш пишет о том, что в ранних сурах Корана «ощущается более мягкое и гуманное отношение к людям другой веры, «неверным». По его мнению, «поздние суры явно и жестко бескомпромиссны. Как считает Девбаш, «эти жесткие положения до сих пор неизвестны абсолютному большинству людей, но они становятся наряду с другими положениями руководством к действию для тех, кто решает посвятить себя исламу». В этой же статье апологет тенгрианства пишет: «Между исламом умеренным и радикальным нет глубокой пропасти. Точнее, деление это весьма условное, в действительности… есть только один ислам – коранический».

Опираясь на статью «Ислам – он и в России ислам», адепты секты Шакирова утверждают, что российский «традиционный», или «туземный» (по терминологии Девбаша) ислам – это «изобретение» времён Екатерины II, которое в наши дни просто «не работает». Ведь в наши дни (как считают Шакиров и его единомышленники) любой молодой человек, заинтересовавшийся исламом, рано или поздно через Интернет знакомится с радикальными версиями этой религии и превращается в ваххабита (исламского радикала).

В своих дискуссиях с теми татарами и башкирами, которые считают себя мусульманами, тенгрианцы из секты Шакирова любят цитировать следующий фрагмент из статьи «Ислам – он и в России ислам»:

«Традиционный или местный ислам – это изобретение времен императрицы Екатерины II. В XVIII веке это изобретение работало, так как тогда население России знало лишь тот ислам, который преподносили ему чиновники в чалмах. Никаких других источников информации тогда просто не было, даже новости люди узнавали лишь в храмах. Например, газеты как массовое явление появились лишь в начале XX столетия. В век интернета трюк с местным, туземным исламом уже не удается. Как только молодые люди начинают сами читать Коран и хадисы, они перестают слушать авторитетов традиционного ислама…Мусульманские священники, близкие к власти, по инерции продолжают уверять нас, что контролируют ситуацию, что сдерживают распространение нетрадиционных взглядов. Однако возможно ли это? Ведь в делах духовных главное – это слово, информация, и ограничить движение информации в эпоху интернета невозможно в принципе».

Цитируя эти и другие публикации, активисты тенгрианской общины стараются подводить свою целевую аудиторию (татарскую и башкирскую молодёжь) к мыслям о преимуществах тенгрианства перед исламом.

Однако Шакиров и его соратники занимаются не только антиисламской пропагандой. Среди молодёжи они активно распространяют книгу Фирдуса Девбаша «Татарские молитвы» (издана в 2011 году).

Россию в этой книге Девбаш называет «тюрьмой народов» (стр.63 изданной в 2011 году книги «Татарские молитвы»), и утверждает что «татар в России немало притесняли» (стр.71 этой же книги). На стр. 61. Девбаш обвиняет дореволюционное российское государство в борьбе с татарами, и в том, что якобы в царской России отвергали принцип национальной терпимости. На этой же странице Девбаш утверждает, что в императорской России был нарушен «симбиоз» двух (на его взгляд) государствообразующих этносов – русских и татар, и в результате этого эти народы якобы были противопоставлены друг другу.

Вообще, необходимо отметить, что даже среди сотрудников Института истории Академии наук Татарстана (привыкших конструировать мифы типа мифа о «тысячелетии Казани») Девбаш имеет репутацию фальсификатора истории, пишущего в жанре «фолк-хистори». Такую репутацию он получил именно «благодаря» «историческим» разделам книги «Татарские молитвы», в которой полно откровенных ляпов.

На стр.62 своей книги Девбаш ложно обвиняет русских белогвардейцев в том, что они во время гражданской войны якобы насильственно крестили жителей татарских и башкирских сёл (при этом не считает нужным сослаться на какие-либо исторические документы или иные источники). На той же стр.62 данной книги он утверждает что «народы империи, доведенные до отчаяния» поддержали в 1917 году государственный переворот якобы потому, что революционеры якобы «обещали возродить уже забытые традиции Чингисхана». И это – лишь некоторые ляпы из книги Девбаша.

Как мы видим, в этой книге фактически пропагандируется русофобия и активно разжигается межнациональная рознь, и это – не считая выпадов в адрес Русской Православной Церкви. В книге «Татарские молитвы» автор (на стр. 14) критикует христианство за практику отпущения грехов. «Приверженец тенгрианства считает, что это абсолютно бесполезно», – пишет Девбаш. Православных монахов Девбаш критикует за «стальной догматизм» (стр.5).

Неудивительно, что адепты секты Ильдара Шакирова пытаются обратить в свою веру и молодых кряшен-нагайбаков (многие из которых по традиции считают себя православными, даже не ведя церковной жизни). Известно, что в дискуссиях с кряшенами озёрские тенгрианцы пытаются показать православие как «религию слабых», пытаясь убедить оппонентов в преимуществах своей версии тенгрианства.

Тем не менее, православие уральские тенгрианцы считают «меньшим злом» по сравнению с исламом.

Справедливости ради необходимо сказать, что в книге Фирдуса Девбаша «Татарские молитвы» гораздо больше выпадов в адрес ислама, чем в адрес христианства. Девбаш проповедуют идею о том, что ислам является именно религией арабов, «чуждой» для тюркских народов, которые для «арабского бога» являются «пасынками». Так, Девбаш пишет: «Коран послан людям на арабском языке. Прекрасную религию ислам создали арабы. Поэтому именно они – любимые дети Аллаха. Как ребёнок в трудную минуту обращается к своим родителям, так и татары обращаются к небесам, к своему Тенгри. Конечно, можно попросить помощь и у отца соседского мальчика, и он наверняка поможет. Но все же он решит прежде проблемы своего сына и лишь затем окажет помощь чужому. Будет ли правильно, игнорируя своего отца, обращаться к соседу?» («Татарские молитвы», стр. 11).

В этой же книге Девбаш выдвигает идею о том, что «арабский бог» просто не в состоянии услышать молитву каждого мусульманина, вследствие того что Аллах – один, а тех кто обращается к нему с молитвами – слишком много, и все эти верующие не имеют в «небесной канцелярии» никаких заступников кто мог бы замолвить слово за них перед Аллахом.

Преимущества же тенгрианства Девбаш видит в следующем: «В тенгрианстве есть культ предков. Этот культ основан на вере в силу духов. Души добрых порядочных людей после их смерти возносятся на небеса и становятся могущественными духами, божествами. Духи предков помогают живущим на земле потомкам. Они вхожи к богам и доводят до них просьбы живых. Поэтому велика вероятность того, что молитва с земли дойдёт до адресата в небесах. Молитва будет услышана богами и даже самим Тенгри, так как у каждого молящегося есть свои божества в небесной канцелярии» («Татарские молитвы», стр. 12 – 13).

Вот ещё один показательный фрагмент из книги «Татарские молитвы»: «Есть ещё один важный момент…При чтении арабской молитвы человеком, не владеющим языком Корана, велика опасность допущения ошибок. Не понимая языка, вместо здоровья можно попросить гибель…Мулла читает совершенно непонятную прихожанам молитву. Где гарантия того, что вместо благих пожеланий не звучат по ошибке проклятия? Ведь очень часто стоит лишь изменить ударение в том или ином слове, как резко меняется её смысл.» (стр. 8).

Известно, что в Челябинске некоторые русские националисты из числа активистов движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни» считают деятельность озёрских последователей Фирдуса Девбаша даже полезной для государства и общества – в связи с тем, что тенгрианская секта занимается антиисламской пропагандой среди татарской и башкирской молодёжи региона.

В заключение данной статьи уместно привести слова, сказанные автору данной публикации одним чиновником из соседней Башкирии:

«Эти ребята-тенгрианцы не более опасны, чем реконструкторы-индеанисты которые собираются в лесу переодевшись в индейцев. Конечно, то во что верят эти тенгрианцы – это бред шизофреника. Но надо понимать: тенгрианство это меньшее зло по сравнению с ваххабизмом. Уж лучше пусть тенгрианцами будут, чем ваххабитами. Будь моя воля – я бы тенгрианцев даже поддерживал, государственные гранты им выделял бы даже. Посмотрите как в соседнем Татарстане власти доигрались с «исламизацией» – там уже ваххабиты организуют лаборатории, в которых «пояса шахидов» изготавливают. То, что тенгрианцы собираются для «камланий» и для почитания Тенгри и других богов – не несёт для общества никакой опасности, в отличие от сборищ исламистов которые собираются, чтобы изготавливать «пояса шахида».

Примечания

1. В Азнакаево побывала делегация предпринимателей из Турции в сопровождении председателя правления республиканского общества дружбы Татарстан-Турция Фирдуса Фатклисламова. 02.10.2012. http://www.aznakaevo-rt.ru/ru/news/item/2960-v-aznakaevo-pobyivala-delegatsiya-predprinimateley-iz-turtsii.html

2. Страница Беркема Аль Атоми в сетевом журнале «Самиздат» http://zhurnal.lib.ru/b/berkem_a_a.

3. Пропаганда экстремизма в сети. Сообщение на форуме "Православие и мир". 25.03.2010. http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=6041.

4. Беркем аль Атоми, дословно — «Никто Атомный». Настоящее имя Асия Кашапова — филолог из города Озерска. http://fantlab.ru/autor5687.

Агентство Политических Новостей, 14.08.2014

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное