Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 15 мая


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

08-15 мая 2013 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


МОРМОНЫ

Для мормонов Небесная Мать — высшее, но незнакомое существо

По воскресеньям мормонские проповедники рассказывают о супермамах, которые бегают марафоны, занимаются домашним обучением своих десятерых детей, помогают в приютах для бездомных или поют кантаты Баха, а при том еще ежедневно молятся, занимаются изучением писаний и рассказывают об этом в блогах.

Однако лишь немногие услышат о величайшей из мам, о Небесной Матери.

Хотя ее существование признавали мормонские пророки, и о ней поется в гимнах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, о Матери Небесной нет ни слова в миссионерских материалах, религиозных учебниках, программах для молодежи и, по большей части, в священных текстах.

Это неудивительно, если учесть, что вера в Небесную Мать для мормонской религии является своего рода головоломкой. Хотя упоминания о Матери привлекают внимание некоторых потенциальных новообращенных, желающих, чтобы роль женщины получила большее признание, этим учением легко воспользоваться в интересах борьбы за рукоположение женщин или в интересах феминистских политических проектов.

Это не только лишило бы мормонизм уникальных черт, но и оттолкнуло бы от него выходцев из традиционного христианства, дав окружающим еще один повод считать Святых последних дней нехристианами.

Как бы ни относилась к этому официальная религия, все больше женщин-мормонок обращаются за утешением, сочувствием и самоидентификацией к образу Небесной Матери. Большинство не молится женскому божеству, но многие пишут, говорят или шепчутся о Ней — а некоторые неожиданно проникаются ощущением Ее присутствия.

В конце концов, это один из самых дерзких вкладов мормонизма в богословие.

Именно Небесная Мать, говорит Элизабет Хаммонд, бостонская мормонка, которая собирается упомянуть об этом женском божестве в своем выступлении на День матери, — «выделяет мормонизм как потенциально наиболее вдохновляющую и дружественную к женщинам форму христианства». Хаммонд называет Небесную мать «тузом в рукаве» мормонской церкви. Ее существование «дает нам огромные возможности для создания восхитительной современной эгалитарной теологии».

И потому неудивительно, что некоторые женщины мормонки легко погружаются в тайну Ее личности и сущности.

Разговоры о Боге-Матери начались среди мормонов с самого основания этой религии в начале XIX века, когда ее основатель Джозеф Смит объявил, что Бог в буквальном смысле является отцом Иисуса и всех человеческих духов. Смиту и последующим руководителям мормонов представлялось логичным, что у Небесного Отца должна быть жена.

Элайза Сноу

«Одиноки ли родители на небесах? Нет, сама мысль об этом заставляет разум вздрогнуть! Истина — это разум, вечная истина подсказывает мне, что у меня там есть мать», — писала поэтесса и одна из первых руководительниц женской работы среди мормонов Элайза Сноу в своем стихотворении Invocation, or the Eternal Father and Mother, которое впоследствии стало гимном O My Father.

По словам исследовательницы Линды Уилкокс, автора опубликованной в 1980 году революционной статьи «Мормонская концепция Матери Небесной», президент церкви СПД Уилфорд Вудрафф «приписывал Сноу авторство этой идеи».

«Этот гимн — откровение, хотя оно и было дано нам женщиной», — цитирует Уилкокс слова Вудраффа.

«Президент Джозеф Ф. Смит утверждал, что Бог открыл этот принцип („что у нас на Небесах есть не только Отец, но и Мать“) Джозефу Смиту, — пишет Уилкокс, — что Смит открыл его Сноу, одной из своих многочисленных жен; и что Сноу, будучи поэтессой, нашла вдохновение, чтобы изложить этот принцип в стихах».

Мормонское понимание творения выглядит так: «Боги сошли, чтобы устроить человека по образу Своему, по образу Богов сформировать Им его, мужчину и женщину сформировать Им их».

Фиона и Террил Гивенс

Согласно этой точки зрения, «Бог включает в себя возвышенного мужчину и возвышенную женщину», говорит Фиона Гивенс, вместе со своим мужем Террилом написавшая книгу «Плачущий Бог: как мормонизм понимает жизнь» (The God Who Weeps: How Mormonism Makes Sense of Life). Вера в то, что «мы являемся детьми небесных родителей представляет собой радикальный разрыв с традиционным христианством».

В 2011 году профессор Университета им. Бригама Янга Дэвид Паульсен и его студент Мартин Пулидо нашли в мормонских и академических источниках за период с 1844 года по настоящее время около 600 упоминаний Небесной Матери. В своей статье A Mother There, опубликованной в альманахе BYU Studies, Паульсен и Пулидо писали, что Небесную Мать описывают как «производитель и родитель, как божественная личность, как участница в сотворении миров, как соавтор плана спасения наряду с Отцом и как заботливый и любящий родитель, принимающий участие в нашем смертном испытании».

Дэвид Паульсен

Паульсен и Пулидо считают, что их исследование положило конец идее, что руководители СПД нечасто упоминают Небесную Мать, а потому и членам церкви не следует это делать.

Прочие в этом не столь уверены.

В конце 1980-х некоторые женщины-мормонки взялись изучать историю и богословие Небесной Матери. Некоторые даже упоминали Ее в своих молитвах и выступлениях, что вызвало ужас в рядах мужчин-руководителей церкви СПД.

В 1991 году апостол Гордон Хинкли, который четыре года спустя займет пост президента церкви, подтвердил, что церковь действительно верит в Бога Мать, сказав: «Логика и рассудок, конечно, подсказывают, что, если у нас есть Небесный Отец, у нас есть и Небесная Мать. Это учение вполне укладывается у меня в голове».

Но мормоны не молятся ей, сказал он, «потому что Иисус Христос… учил нас молиться нашему Небесному Отцу».

За несколько месяцев до этой речи Хинкли Дженис Оллред, преданная мормонка, живущая в г. Прово с мужем и девятью детьми, выступила с речью на День матери, в которой затронула тему о Небесной Матери. Ее выступление было принято хорошо, как она вспоминает в статье The One Who Never Left Us, опубликованной в недавнем номере журнала Sunstone. Несколько слушателей даже попросили у нее текст.

Однако через год после выступления Хинкли Оллред вновь выступила с речью на организованном журналом Sunstone симпозиуме «К вопросу о мормонском богословии Бога Матери». В этом и последующих выступлениях Оллред не высказывалась в пользу молитв, обращенных к Небесной Матери и не говорила, что сама молится ей. Тем не менее, она настаивала, что Бог Мать — это Святой Дух.

«Я высказала предположение, что Вечный Бог есть одновременно Мужчина и Женщина — Вечный Отец и Вечная Мать. Они оба в полной мере являются Богом и сотрудничают друг с другом, чтобы обеспечить нам бессмертие и вечную жизнь, — сказала Оллред в 1992 году. — Для этого Отец приносит в жертву свое вечное тело, чтобы стать Сыном и искупить нас от наших грехов, а Мать приносит в жертву свое вечное тело чтобы стать Святым Духом и утешать, просвящать и освящать нас».

Маргарет Тоскано

В 1995 году за подобные высказывания Оллред была отлучена от церкви.

Несколькими годами позже ее сестра, уважаемая мормонская феминистка Маргарет Тоскано, также была отлучена от церкви — отчасти за ее высказывания относительно Бога Матери. Другим авторам пригрозили наказанием, и публичное обсуждение вопроса в значительной мере ушло в тень или вовсе затихло.

Но теперь, судя по всему, тема Небесной Матери вновь понемногу просачивается в разговоры мормонов — и даже тема Ее взаимоотношений со Святым Духом.

Диана Притчетт, бывший президент бостонского Общества милосердия, не боится говорить о Небесной Матери, но не любит, когда ей придают «расплывчатый и сентиментальный» образ, или когда ее образ используют в политических целях.
Однако образ женщины среди богов кажется Притчетт интригующим.

Притчетт понимает, что с идеей Духа Святого как женского божества есть проблемы, которые требуют решения. Мормонизм утверждает, что Бог Отец и Иисус — разные существа, обладающие возвышенными телами, и что Святой Дух — это человек из духа. Но Пратчетт хочет подождать, пока время и новые откровения не привнесут большую ясность в роль Божественной Матери.

The Republic, 10.05.2013

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Джон Атак помогает нам вспомнить саентологический «крестовый поход за религиозную свободу»

Джон Атак — автор книги «Кусочек голубого неба», одной из лучших книг о Роне Хаббарде и Саентологии. Теперь он выпустил в свет новое издание этой книги и по субботам помогает нам разбираться в легендах, мифах и спорных фактах относительно Саентологии, которые вновь и вновь упоминаются а книгах, статьях и в особенности в Интернете.

Вчера мы упоминали, что Саентология полным ходом движется к сегодняшнему торжественному открытию «идеальной организации» в г. Портленд, штат Орегон. Судя по всему, глава организации Дэвид Мискевидж почему-то убежден, что эти искусственные события каким-то образом помогут Саентологии решить отчаянную проблему в области ее отношений с общественностью. (Не помогут.) Однако у Портленда есть некая особенность, которой Мискевидж хочет воспользоваться, — этот город занимает особое место в истории организации. Мы решили попросить Джона Атака помочь нам разобраться в этой теме.

Джули Кристоферссон-Тичборн и ее адвокат Кэрри Мак-Мюррей

ОРТЕГА: Джон, кто такая Джули Кристоферссон-Тичборн, и почему ее судебный иск, поданный в Портленде, был так важен?

ДЖОН: Джули Кристоферссон потратила деньги, отложенные на колледж, на Саентологию в надежде получить таким образом какие-то навыки, востребованные на рынке труда. Когда выяснилось, что эти навыки не котируются, она попросила вернуть ей деньги. Она и понятия не имела, что подобная просьба переводит человека в разряд объектов «честной игры». Как объяснял Рон Хаббард: «Бывший студен должен сознавать, что это делает его объектом Честной Игры» (HCOPL 5 APRIL 1965, HCO Sec Hat HCO JUSTICE DATA RE ACADEMY & HGC).

Таким образом, простая просьба о возвращении нескольких тысяч долларов превратилась в судебный кошмар. Вот, что говорится об этом в «Голубом небе»:

Иск о возмещении убытков в размере 3 тыс. долларов первоначально был подан в 1977-м году. Джулия Кристоферсон занялась саентологией в 1975-м году, когда ей было семнадцать. Она проходила саентологические курсы вместо изучения инженерного дела в институте, и таким образом потратила деньги, предназначенные для института. Она заявила, что ее ввели в заблуждение относительно ценности саентологических дипломов, и благ, которые саентологический одитинг и обучение принесут ей. В ее первоначальном иске речь шла об оскорбительном поведении, причинении тяжелого эмоционального расстройства и мошенничестве.

Дело дошло до судебных разбирательств лишь с третьей попытки. В 1979-м году Кристофер-Тишбурн присудили 2 млн. 100 тыс. долларов. В 1982-м году постановление было отменено апелляционным судом, который отклонил иск об оскорбительном поведении, но также и исключил показания нескольких саентологических свидетелей.

Раскол восьмидесятых годов в саентологии начался после решения апелляционного суда. Тысячи либо ушли, либо их изгнали из церкви. Среди них было много ценных свидетелей, и со времен дела Армстронга они проявляли все больше желания давать показания в суде. Билл Фрэнкс, который в 1981-м году был международным исполнительным директором и контролировал чистку ОХ, оказался на месте свидетеля в суде, и когда юрист церкви спросил его, думал ли он, что церковь создавала «безмозглых роботов», он ответил «не с самого начала». Когда его спросили о его нынешнем мнении, он сказал: «Абсолютно». Он пожаловался на манипуляцию сотрудниками и на нелепо высокие цены в саентологии. Фрэнк сказал, что уход из саентологии был самым тяжелым шагом за всю его жизнь. Он подтвердил, что большая часть штатных сотрудников саентологии – порядочные люди, но добавил: «Саентология играет на порядочности. В этом-то и соль».

Во время процессов стали известны детали операций Офиса хранителя. Для воздействия на Джулию Кристофер-Тишбурн, ее семью и одного лютеранского священника была разработана операция «Кристо».

В попытке дискредитировать свидетельство Армстронга церковь тайно сделала несколько видеозаписей. Одному из бывших друзей Армстронга велели встретиться с ним и сказать, что он тоже покинул церковь. После чего он завел разговор о возможных способах захвата власти и проведения реформ в саентологической церкви. Разговоры записывались. Судья Дональд Лондер отказался принять их в качестве улик: «Я думаю, они имеют большой разрушительный потенциал – для церкви». Он выразил сомнения, что пленки были подготовлены с соблюдением требований закона, и добавил, что метод, использовавшийся для съемки, «более всего похож на умышленное провоцирование на уголовно наказуемые действия».

Однако через несколько дней Лондер позволили присяжным просмотреть все 108 минут записи, для ознакомления с контекстом, но не разрешил перекрестного допроса, основанного на фрагментах пленки. Он отклонил протест юриста Тишбурн, Гарри Макмерри, который заявил, что пленки были сняты с нарушением гражданского и уголовного законодательств как Орегона, так и Калифорнии (где они, собственно, и были записаны). В этих разговорах Армстронг признает, что способен «создать документы», относящиеся к действиям нынешнего руководства, и поместить их в файлы церкви. Нет никаких свидетельств, осуществил ли он вообще такой проект.

Церковь представила еще три часа записей для просмотра присяжными. По иронии судьбы, на другой день после того, как последнюю пленку досмотрели, Налоговое управление получило разрешение использовать пленки в деле против саентологии.

Мартин Сэмюелс дал сокрушительные показания. Как глава миссии, вовлеченной в этой дело, он был главным свидетелем в первоначальном рассмотрении дела. Его жизнь сломалась после конференции держателей миссий в 1982-м в Сан-Франциско. Ко времени нового процесса, уже рассматривался его иск против Хаббарда, также в Портленде, на 72 млн. долларов. Перед дачей свидетельских показаний ему отказали в иммунитете от уголовного преследования за лжесвидетельство в деле Кристоферсон в 1979-м году. На месте свидетеля он сказал, что его заявления о том, что его Портлендская миссия не связана с национальной церковью саентологии, были ложными. Он также сказал, что свидетелей со стороны саентологии обучали лгать на первоначальном рассмотрении дела, это называлось «школой свидетелей». В первоначальном рассмотрении дела церковь старательно нагромождала ложь, точно так, как они планировали поступить в процессе Офиса хранителя до того, как Майснер сдался в ФБР.

Свидетели защиты рассказывали о благотворном влиянии саентологии на их жизнь. Церковь заявила, что нарушаются права, даваемые первой поправкой, и что процесс совершается над религией. 18 мая 1985-го года, после двух дней размышлений, присяжные присудили в возмещение убытков 39 млн. долларов: 20 млн. долларов с Хаббарда, 17,5 млн. с Калифорнийской церкви саентологии, и полтора миллиона с Саентологической миссии Дэвиса.

Во время процесса саентологи проводили рекламную кампанию в газетах, на местном радио и телевизионных каналах, и это имело продолжение в виде «Крестового похода за религиозную свободу». Двое присяжных сказали прессе, что реклама не повлияла на их решение. Присяжные также заявили, что на них не повлияли и звонки с угрозами, которые они получали во время разбирательства от людей, называвших себя саентологами.

Представительница церкви сказала прессе: «Это странный заговор с целью уничтожения церкви. Они [присяжные] решили, что религиозная практика саентологии не подлежит защите Конституцией. На протяжении всего дела мы неопровержимо доказывали вовлеченность правительства в заговор против церкви».

Саентологические юристы ходатайствовали о новом разбирательстве в связи с серьезными нарушениями, допущенными в ходе завершившегося. В следующие несколько дней в Портленд на автобусах приехали сотни саентологов, чтобы опротестовать решение. Организовали парад с зажженными свечами, и саентологические знаменитости, включая Джона Траволту, произносили речи. Прогноз представителя, обещавшего полмиллиона протестующих, оказался немного преувеличенным: Чик Кориа играл перед толпой из двух тысяч саентологов. Несколько недель протестующие маршировали перед зданием суда, называя себя «Крестовым походом за религиозную свободу», с плакатами, гласящими «Спасите свободу религии» и «Восстановите Билль о правах». Протестующие внимали пылким речам саентологических чиновников и перемежали их громкими криками «Мы победим». Риторика представителей церкви была резкой, например: «Это подобно сжиганию ведьмы, прибиванию гвоздями к кресту – откровенная попытка уничтожить религиозную группу». Говорили, что Джулию Кристофер-Тишбурн депрограммисты превратили в «безмозглого робота».

Саентологи продолжали оказывать, по-видимому, бессмысленное давление. Тем не менее, решение судьи Дональда, вынесенное через два месяца после решения присяжных, удивило всех. Он заявил об ошибках, допущенных в ходе судебного разбирательства на том основании, что не были исключены из протокола замечания сделанные юристом Кристоферсон-Тишбурн о том, что саентология – не религия. Следовательно, жюри дело было представлено таким образом, что они могут наказать саентологию по чисто религиозным мотивам. Он также критиковал данную юристом характеристику саентологии, как террористической группы и Рона Хаббарда как социопата.

Церковь торжествовала.

ОРТЕГА: Этот иск рассматривался одновременно с рассмотрением иска Лоуренса Уоллерсгейма в Лос-Анджелесе. Мы всегда думали, что эти два иска были столь опасны для организации потому, что в суде рассматривались саентологические процессы. Мы были правы?

ДЖОН: Да, истцы обычно требуют предоставить им их личные досье — которые всегда оказываются загадочным образом утерянными, нередко в какой-нибудь далекой стране — и предоставить эти деликатные материалы суду. Саентология была очень уязвима в этом отношении. В частности, Уоллерсгейм утверждал, что саентологические методики серьезно сказались на его психическом здоровье.

ОРТЕГА: Многие, наверное, забыли, что дело Кристоферссон тянулось так долго, с конца 1970-х годов. Однако решающее значение имеет время вынесения приговора. Как по-Вашему, этот «крестовый поход» помог Мискевиджу консолидировать власть над организацией после нескольких первых трудных лет?

ДЖОН: Думаю, это справедливое наблюдение. Хаббард был согласен с Гитлером в том, что для того, чтобы объединить твоих последователей, нужен враг, а Кристоферссон и Уоллерсгейм стали такими врагами за пределами организации. Учитывая, что Мискевидж ни разу ни привел достаточных оснований, в силу которых он унаследовал власть над организацией, и что в Морской организации он был всего лишь мичманом, эти резонансные иски, конечно, дали ему опору под ногами.

Лоуренс Уоллерсгейм

ОРТЕГА: Есть ли какая-то очевидная причина, почему крестовый поход удался в Портленде, но год спустя та же самая стратегия не удалась в Лос-Анджелесе, во время слушаний по иску Уоллерсгейма?

ДЖОН: Думаю, все зависело от судьи. Думаю, он был искренне убежден, что ему не следовало позволять адвокату Кристоферссон критиковать перед присяжными религиозный статус Саентологии. Однако это убеждение объяснялось путаницей, порожденной в его уме протестами саентологов. Именно тогда мы впервые услышали о том, что ОТ «молились» за судью. ОТ VII (высший уровень в то время) приходили в зал суда и сидели в первых рядах. В этом случае молитвы носилиси сатанистский характер — нужно было «возмутить» телесных тетанов судьи, чтобы он поддался.

ОРТЕГА: На прошлой неделе мы опубликовали внутреннее электронное письмо организации, из которого следует, что более 600 портлендских саентологов согласились прийти на сегодняшнее мероприятие. Жалкое подобие того, что происходило в 1985 году.

ДЖОН: Как пали сильные! Один из организаторов марша 1985 года впоследствии рассказывал мне о тщательно спланированной системе, в рамках которой участников автобусами возили назад к началу парада, чтобы искусственно завысить их число. В таком случае, даже цифра в 2000 человек могла быть преувеличением…

ОРТЕГА: Спасибо, Джон. Мы надеемся услышать новости от тех, кто сегодня будет лично присутствовать на торжественном открытии.

The Underground Bunker, 11.05.2013

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Почему так много телепроповедников оказываются за решеткой?

Хуанита Байнам

Газеты, онлайн-журналы и блоги по всей стране на этой неделе гудят по поводу известия о том, что телепроповедница Хуанита Байнам оказалась за решеткой.

Скандально известная проповедница и пророчица, певица и писательница была арестована и препровождена в Далласский центр временного заключения, где провела ночь, после того, как она не явилась на слушания по гражданскому иску, в котором она выступает в роли ответчика.

Суд постановил, что она должна выплатить около 140 тыс. долларов компании ALW Entertainment. Судя по всему, она нарушила условия контракта и не выступила в пьесе, постановку которой эта фирма продюсировала. Наши журналисты в среду пытались связаться с представителями Байнам, но ответа не получили.

Конечно, Байнам — не единственная из телепроповедников, кто оказался за решеткой. В прошлом июле пастор из штата Мэриленд Роберт Дж. Фримен, телепроповедник, который проживал в доме стоимостью 1,75 млн. долларов с пятью каминами и двумя гаражами на четыре машины каждый, был приговорен к 27 годам заключения в результате иска о банкротстве. Этот харизматический пастор, известный также как «Д-р Сияющий», был осужден за то, что скрывал данные о финансовом положении своей церкви, чтобы выбраться из-под горы долгов, которую не смог сдвинуть верой.

«Фримен вел жизнь мошенника и обманщика, пользуясь миллионами долларов, полученными от членов церкви, и обманным путем получил кредит, чтобы оплатить роскошные машины и особняк, при этом сделав в суде заведомо ложное заявление, что он беден», — заявил представлявший интересы штата адвокат Род Розенштейн.

Роберт Фримен

А разве можно забыть, как телепроповедник Крефло Доллар оказался в тюрьме за то, что якобы душил свою дочь? Обвинения впоследствии были сняты, однако его фото в анфас и профиль, сделанное при задержании, вызвало настоящую бурю в прессе. Телепроповедник Эдди Лонг не оказался в тюрьме, но против него было подано много гражданских исков. Некоторые надеялись, что пророк конца света и телепроповедник Гарольд Кемпинг будет арестован за свои ложные пророчества о конце света, которые ввели в заблуждение многих.

Это далеко не исчерпывающий список телепроповедников, у которых были проблемы с законом. Однако вспоминать все эти скандалы — довольно утомительное занятие. Поверьте, мне нравится писать об этом не больше, чем вам — об этом читать. Но если мы закроем глаза на эту проблему, или оставим ее на откуп светской прессе, мы пренебрежем своими обязанностями как христианские СМИ. (Я уверена, что мои слова вызовут много споров, но неужели мы должны игнорировать все негативное, что происходит в Теле Христовом, даже если об этом говорит вся светская пресса? Между охотой на ведьм и ответственной журналистикой есть разница.)

Я написала все это, чтобы задать вопрос: почему же столько много телепроповедников оказываются за решеткой? Многие известные христианские проповедники там побывали. Я сама была в тюрьме. Но это должно быть частью той мирской жизни, которая привела тебя к Христу, а не событием, которое навлекает поругание на твое служение.

Я здесь не для того, чтобы бросаться камнями или валять чье-то имя в грязи. Однако нам нужно что-то делать по поводу этой проблемы в церкви. Поэтому я снова спрошу: почему столько много телепроповедников оказываются за решеткой? По ложным обвинениям? Возможно, иногда это так. Они впали в искушение? И это случалось. Они впали в заблуждение, корень которого — жадность? Думаю, чаще всего ответ кроется именно в этом.

Глядя на список телепроповедников, оказавшихся в тюрьме, вы заметите один общий знаменатель: бабло, бабосы, баксы, зелень, финансы, мертвые президенты, динеро, тугрики, богатство, преуспевание — одним словом, деньги. Однако дело-то не в деньгах, а в жадности.

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10). Вот почему автор Послания к евреям предупреждает нас: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя…» (Евр. 13:5). Остановлюсь на этом. Аминь.

Дженнифер ЛеКлэр, новостной редактор журнала Charisma

CharismaNews, 24.04.2013

к оглавлению

Сергей Шидловский назвал две свои самые большие ошибки

Основатель и лидер «Движения искателей Бога» Сергей Шидловский назвал две свои самые большие ошибки, о которых он сожалеет. Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью журналу IN VICTORY, которое стало первым после его двухлетнего перерыва в служении, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org.

Сергей Шидловский

«Во-первых, я по-другому бы написал книгу «Что может сделать мечта» и четче сформулировал бы те мысли, которые я изложил в книге «Пенуэл». Во-вторых, я сожалею о таком эмоциональном высказывании насчет (старшего пастора церкви "Посольство Божье") Сандея Аделаджа», - рассказал служитель.

При этом он отметил, что не жалеет о сути своего высказывания и о том, что стал на сторону пострадавших, потому что потом подобные заявления сделали практически все основные христианские лидеры СНГ. «Но мне, подобно им, нужно было это сделать более корректно», - добавил Шидловский.

Служитель подчеркнул, что если можно было бы отмотать время назад, то он либо не делал такого заявления, либо сделал его в совершенно другой форме. «Гораздо более корректно и с большим уважением, любовью и признанием, потому что есть вещи, за которые я очень благодарен пастору Сандею, - объяснил Сергей Шидловский. - Он привнес в мою жизнь ряд положительных моментов, и, если быть справедливым и до конца честным, то надо признать – это факт».

Кроме того Шидловский рассказал о том, что уходя из активного служения на два года, он не только получал видение на будущее, но и анализировал прошлое. «Естественно, есть много вещей, о которых я сожалею, и если бы отмотать время назад, то я ряд вещей сделал бы по-другому. Я совершил много ошибок. Совершил их по той причине (одна из причин), что активно двигался, активно служил. Я понимаю, что если бы меньше служил, то меньше ошибся бы. С одной стороны я радуюсь, что не сидел на месте, с другой – понимаю, что если бы некоторые вещи сделал лучше, то принес бы больше пользы людям и больше славы», - отметил лидер «Движения искателей Бога».

Он подчеркнул, что научился не падать духом, делать выводы, учиться и двигаться вперед, не наступая на одни и те же грабли.

Напомним, что во время разгара скандала с финансовой компанией «Кингз Кэпитал» Сергей Шидловский сделал резкое заявление в адрес Санджея Аделаджи, в котором обвинил его в гордости и лжи.

На сегодняшний день Сандей Аделаджа проходит по делу финансовой аферы «Кингз Кэпитал» как один из шести обвиняемых в создании преступной организации, мошенничестве в особо крупных размерах и подделке документов.

InVictory, 14.05.2013

к оглавлению

ГАРОЛЬД КЕМПИНГ

Конец света для христианской радиосети, предсказавшей восхищение Церкви в 2011 году

За два дня до той даты, на которую его босс назначил Апокалипсис, Мэтт Тутер принял удачное решение: он отменил заказанные самолеты.

Гарольд Кемпинг

Согласно налоговым документам, Семейное радио — медийная сеть со штаб-картирой в Окленде, возглавляемая Гарольдом Кемпингом, — к тому времени уже потратила свыше 5 млн. долларов на 5 тыс. рекламных щитов, возвещающих судный день, назначенный на 21 мая 2011 года. Тутер, по его собственному признанию, опасался, что самолеты, которые должны были написать слова предостережения над крупнейшими городами США, окажутся последней финансовой соломинкой для служения, которое живет так, будто завтрашнего дня уже не будет.

Два года спустя способности Кемпинга к предсказанию будущего были полностью дискредитированы. Но если верить открытым отчетным документам и словам нынешних и бывших высокопоставленных сотрудников Семейного радио, вскоре может последовать и крах в денежном выражении, который предвидел Тутер.

Мэтт Тутер

На это указывают, помимо прочего, следующие факторы.

Семейное радио продало три своих крупнейших станции — все прибыльные. В начале 2007 года, согласно налоговым документам, Семейное радио стоило 135 млн. долларов, а к концу 2011 года его капитал сократился до 29,2 млн. долларов, хотя за прошедшие пять лет сеть получила 85,2 млн. долларов в виде пожертвований. К концу 2011 года Семейное радио имело 282880 долларов наличными, хотя в начале года эта сумма составляла 1,5 млн., а в конце 2008 года — 2,5 млн. В 2012 году, как показывают документы, служение взяло кредит на оперативные нужды, чтобы протянуть до получения средств от продажи станций; непонятно, был ли этот кредит возвращен.

Бывшие и нынешние сотрудники утверждают, что ситуация, возможно, еще хуже, чем кажется, поскольку приток пожертвований после провала предсказания восхищения Церкви сократился на 70%, что повлекло за собой увольнение целого ряда давних сотрудников Семейного радио. Эти сотрудники утверждают, что служение плохо справилось с продажей станций, выручив гораздо меньше их реальной стоимости, и все еще должно миллионы долларов своим преданным поклонникам, которые многие годы одалживали ему деньги. С момента несбывшегося предсказания Калифорнийская генеральная прокуратура получила как минимум два письма с требованием провести проверку сделки по продаже станций и того, как Семейное радио распоряжалось пожертвованиями. В центральном офисе служения информацию о проверках не подтвердили и не опровергли.

«Убери эти три (FM-станции), и вся сеть, в конечном итоге, умрет, — говорит Тутер, 55-летний житель г. Сан-Леандро, штат Калифорния, который всю жизнь был ближайшим помощником Кемпинга, но был уволен в прошлом году. — По-моему, они ликвидируют сеть».

Том Эванс

Однако не все предсказывают крах Семейному радио. Член совета директоров Том Эванс, взявший на себя руководство повседневной деятельностью служения, когда в июне 2011 года Кемпинг перенес инсульт, сказал, что Семейное радио страдает, как и любая другая некоммерческая организация в медленно оправляющейся от кризиса экономике. Однако служение не закрывается, и финансовые проблемы не столь серьезны, как утверждают некоторые, и Эванс предвидит, что служение уменьшится в размерах и станет более эффективным.

«У нас было достаточно средств в банке и, к счастью, мы не потратили их все (по состоянию на 21 мая 2011 года)», — сказал он. — «Однако нам пришлось сделать некоторые срочные изменения».

Некоторые из этих изменений выглядят жестами отчаяния: в ноябрьском письме своим последователям, опубликованном на сайте Семейного радио, Кемпинг писал: «Либо мы продадим (нашу самую большую радиостанцию), либо полностью уйдем из эфира». Эванс также признал, что служение взяло кредит, но при этом настаивал, что Семейное радио все еще кредитоспособно.

Эванс говорит, что Кемпинг, который не мог вести свою радиопрограмму «Open Forum» с тех пор, как перенес инсульт, по-прежнему ходит на работу и участвует в деятельности служения. Связаться с самим Кемпингом, которому исполнился 91 год, не удалось.

По словам Тутера, Кемпинг уже давно говорил о своем желании, чтобы его служение умерло вместе с ним. Возможно, это желание стареющего проповедника сбудется.

Крах?

Основанное более полувека назад Семейное радио превратилось в мощное религиозное служение с 66 полноценными радиостанциями, 100 передающими станциями FM-диапазона и несколькими телевизионными станциями по всей стране. Четырнадцать коротковолновых передатчиков позволяли вещать на Африку, Россию и другие страны мира.

На станциях Семейного радио не было рекламы, и они обеспечивали круглосуточное и ежедневное вещание на 30 языках: гимны, проповеди и евангельские ток-шоу. 90-минутная программа Кемпинга «Open Forum» выходила в эфир каждые выходные. Служение оплачивало свои счета благодаря щедрости жертвователей, собрав 216,4 миллионов долларов за период с 1997 по 2011 год (итоги 2012 года еще недоступны). На веб-странице служения и в радиопрограммах слушателям объясняли, как жертвовать деньги.

С течением времени Кемпинг становился все более одержимым идеей предсказания судного дня, назвав несколько вариантов, прежде чем опубликовать широко разрекламированную дату 21 мая 2011 года. Поток пожертвований резко возрос, некоторые американцы пожертвовали все свои сбережения, а Семейное радио щедро тратило их на возвещение даты конца света. По словам Эванса, это был тот случай, когда потребителю стоит быть осторожнее.

«Мы тратили много денег и не скрывали этого. Мы действовали открыто, и весь мир знал, чем мы занимаемся, — говорит Эванс. — Никто из нас ни о чем не сожалеет». Однако, по его словам, в отдельных случаях, когда жертвователи объективно оказались в трудной финансово ситуации, Семейное радио вернуло им до половины пожертвованной суммы.

В результате щедрых трат до 21 мая и последующего сокращения пожертвований резервы служения иссякли. В начале 2013 года Семейное радио продало последнюю из своих трех «дойных коров», мощных радиостанций на Восточном Побережье: WFME в Ньюарке и Нью-Йорке, WFSI в Аннаполисе и Вашингтоне, а также WKDN в Филадельфии. Станция в Нью-Йорке была продана Cumulus Media в январе January за 40 млн. долларов, станция в Филадельфии — в декабре прошлого года за 22,5 млн. долларов Merlin Media, а станция в Аннаполисе — Си-Би-Эс в ноябре 2012 года за 8,5 млн. долларов.

По данным из некоторых источников, Семейное радио сохранило за собой большинство остальных станций (значительно меньшей мощности) и прочую недвижимость и даже прикупило несколько небольших станций, однако сократило штат дикторов и урезало программу международного вещания на 80%.

Темы вещания остались прежними, хотя в эфир идут лишь отредактированные повторы программ «Open Forum» и — время от времени — короткие библейские уроки от Кемпинга. Однако в ноябре Семейное радио опубликовало на своем веб-сайте особое послание от Кемпинга относительно продажи станции WFME: «Многие слушатели слышали об этой сделке и обеспокоены, что она знаменует собой крах Семейного радио. Но позвольте вас заверить — нет ничего дальше от истины».

Критики

Однако некоторые наблюдатели говорят, что продажа трех больших станций — в особенности WFME, которая обслуживала 14 млн. слушателей, — является катастрофой для служения.

Все три станции были проданы светским медиахолдингам. Эванс признал, что Кемпинг издавна был против продажи радиостанций другим религиозным организациям и полагал, что такая сделка «породит путаницу». Однако после заключения всех трех сделок совет директоров с одобрения Кемпинга проголосовал за изменение политики.

На замену проданным FM-станциям, по словам Эванса, Семейное радио приобрело несколько AM-станций, включая станцию WKDN 950 AM в Филадельфии. Но критики отмечают, что у этой станции есть проблемы с зоной покрытия и высокими накладными расходами.

Еще одной проблемой для Семейного радио является то, что за прошедшие годы оно взяло много денег (по некоторым оценкам, до 22 млн. долларов) взаймы у своих слушателей в обмен на письменные обещания использовать эти деньги на «провозглашение Евангелия Господня».

В налоговой декларации за 2011 год Семейное радио указывает долгов на сумму 35,1 млн. долларов, но не конкретизирует, какая часть этой суммы причитается радиослушателям. Эванс отказался от комментариев, но сказал: «Если бы Семейное радио вышло из бизнеса, самой большой заботой Гарольда и других членов совета директоров было бы выплатить долги слушателям».

Некоторые критики удивляются тому, что в адрес служения не было подано исков и было подано лишь несколько жалоб. Но это удивляет не всех.

«Люди, которые являются приверженцами религиозных групп, считают едва ли не оскорблением Бога подавать в суд или просить о возвращении своих денег, — говорит один менеджер, давно работающий на Семейном радио и попросивший сохранить его имя в тайне. — Берни Мэдоффу нужно было стать пастором, превратить свою фирму в НКО, и ему все сошло бы с рук».

С тех пор, как предсказание даты восхищения Церкви провалилось, одна группа борцов за религиозную свободу и один сотрудник Семейного радио обратились в офис Генерального прокурора штата Калифорния с требованием изучить то, как эта организация распоряжалась деньгами жертвователей, на предмет мошенничества. Эванс говорит, что жалобы не имеют под собой оснований.

Тем временем Тутер, бывший помощник Кемпинга, убежден, что его бывший босс намеренно разрушает собственное служение. По его словам, еще в 1996 году, за неделю до операции на сердце, Кемпинг поделился с ним беспокойством о том, что будет с Семейным радио после его смерти: «Он очень конкретно сказал, что не желает, чтобы оно продолжало существовать».

«Бог создал Семейное радио как кафедру для меня одного!», — цитирует Тутер слова Кемпинга.

Крейг Халсбос

Будущее?

Что будет с Семейным радио. Смотря кого вы спросите.

Некоторые последователи все еще спорят о новых датах восхищения Церкви. Другие надеются, что Семейное радио вернется к своим давним корням и вновь станет традиционной религиозной радиостанцией.

«Большинство из нас с печалью наблюдали за этим, но думали: „Ладно, как только дата пройдет, мы опять вернемся к традиционным темам“, — говорит 70-летний Крэйг Халсбос, долгое время проработавший программным директором Семейного радио и уволенный в сентябре 2012 года. — Но этого не случилось».

Эванс видит впереди новую миссию.

«Мы считаем, что сможем предложить утешение слушателям и людям, пострадавшим от трагедий, таких как события в Коненктикуте иди ураган „Сэнди“. Мы хотим утешать и напоминать о силе и милосердии Бога… В конечном итоге, наше радио было создано с целью проповедовать Слово Божье».

Contra Costa Times, 14.05.2013

к оглавлению

БЕЛОЕ БРАТСТВО

В Киев вернулась скандальная секта "Белое братство"

В Киеве вновь появилось "Белое братство" — секта начала 90-х, которая уводила людей из семей, доводила их до сумасшествия и призывала к самосожжению. Лидер "Братства" Мария Дэви Христос, а теперь Виктория Преображенская, завлекает адептов под видом художницы-поэтессы-певицы в галереи по всему Киеву. Там она проповедует свои старые идеи: подготовку к концу света и создание шестой расы избранных Богом.

"Белое братство" было у всех на устах с 1990 по 1993 годы. Сотни тысяч человек, покинув свои семьи и отдав в дар квартиры, полностью перешли под влияние "Матери" (так называли Дэви Христос, а в миру Марину Цвигун). Закончилось все тем, что 10 ноября 1993 года члены "Белого братства" захватили Софию Киевскую и собирались себя сжечь. Марина Цвигун была приговорена к четырем годам лишения свободы. Экс-зампрокурора Виктор Шокин, который тогда вел дело "Белого братства", вспоминает, что у очень многих адептов секты обнаружили психические отклонения, а вот саму Цвигун признали вменяемой. Она вышла на свободу в 1997 году, а спустя восемь лет в Москве под именем Виктории Преображенской начала устраивать выставки своих картин.

Захват Киева бывшая Дэви начала совсем недавно. И для конспирации постоянно меняет места дислокации. Обнаружили мы ее выставку в полуподвале старого дома в самом центре Киева. "Зайдите, посмотрите необычные картины, это Виктория Преображенская, знаменитая художница", — завлекает у входа пожилая женщина. В самом полуподвале к нам уже подбегает "экскурсовод". "Вы знаете, как строились пирамиды? Никакие рабы их не строили, это Сириус своим влиянием строил их сверху вниз. А еще посмотрите на портрет кота Виктории — он тоже спустился с Сириуса", — вдохновенно рассказывает женщина. В помещении звучит аудиозапись голоса самой Виктории. Она вещает, что нужно готовиться к концу света, ведь выжить смогут только избранные.

Ко мне подходит женщина, которая представляется Юлией, и доверительно шепчет на ухо: "Вы слышали про Белое братство? Это она — Мария Дэви Христос. Она больше двадцати лет назад пережила клиническую смерть, на несколько минут вознеслась в другой мир, и там ее назначили Матерью мира. Она вернулась, и еще какое-то время ее тело было разряженным", — рассказывает Юлия. Она уверила, что Виктория Преображенская сделала великое открытие. Оказывается, нужно опасаться биопаспортов. "Когда у вас будут сканировать сетчатку глаз или брать отпечатки пальцев, то незаметно вам под кожу вставят чип, он крохотный и сделан по нанотехнологиям. Потом вами будут управлять, как машинкой на радиоуправлении", — внушает женщина.

Как потом выяснилось, Юлия входила в "Белое братство" в начале 90-х, была на суде над Мариной Цвигун, ждала ее из тюрьмы... Она познакомила меня со своей приятельницей Татьяной — та тоже была в "Белом братстве".

"У меня была семья, я работала заместителем главного энергетика на одном из предприятий, но ушла и с работы, и из семьи, чтобы проповедовать и предупреждать людей о конце света. Муж меня не понял, а дети простили. После выхода Марии Дэви из тюрьмы она разыскала нас. Я служу ей уже много лет, немного зарабатываю составлением гороскопов, все отдаю ей. Ведь метка (конец света. — Авт.) близко, нужно предупредить всех. Мы понимаем это и, как можем, материально Виктории помогаем", — говорит Татьяна.

Встретиться с самой "Матерью" непросто — ни телефонов, ни адресов не дают.

"Вы оставьте свои данные, и мы с вами свяжемся. Встреча будет, но нескоро, нужно, чтобы собралось много людей. Встреча будет в тайном месте, мы вам сообщим по телефону за день. Готовьтесь", — напутствовали меня.

Прежнего масштаба не будет.

Юрий Чернышев, исследователь тоталитарных сект, говорит, что уже слышал о возвращении "Белого братства".

"Теперь она работает на культурологической основе, через выставки картин. Ведь если будет, как раньше, откровенно проповедовать, ею сразу же заинтересуются органы. Но в речи Преображенской — все те же учения, например, про шестую расу. Конечно, прежнего масштаба "Белое братство" не достигнет, но обогатиться за счет доверчивых людей сможет".

Шокин уверен, что Цвигун и так не бедствует: "Тогда в "Братство" вступали люди не только из Украины и России, но и Канады, Израиля, Словакии... Они отдавали ей свои деньги, квартиры, дома. Всей недвижимости следствию отыскать тогда не удалось, думаю, у нее осталось немало имущества".

Вести, 14.05.2013

к оглавлению

СЕКТА "БОГА КУЗИ"

Трагические тайны секты "бога Кузи"

«Я был Богом, который создал Христа. В 8 раз больше, чем Христос, я уже сделал». Так говорит «бог Кузя» - человек, за 6 лет прошедший путь от блаженного псевдобатюшки до лидера секты своего имени и организатора пыточной на дому.

Личный зверинец

Аудиозапись от 01.02.2013

Настя - Виктору: Не помнишь, когда ты с Кузей повстречался? А вот за это ты сейчас получишь, сволочь.

Звуки ударов плетью. В следующие 10 минут Виктора еще дважды бьют другие члены секты. Виктор не издает ни звука.

Кузя: Класс, класс!

В.: Ребят, извините, мне сейчас немножко дурно станет.

К.: Садись, плывет уже? Ладно… Да, пить… А что простить, ты не виноват, что у тебя тело не выдерживает.

В: Не смог даже вытерпеть.

К: Нет, ты как раз терпел хорошо.

О существовании этой секты стало известно не так давно. Интернет вовсю потешался над умильным кретинизмом сочетания «бог Кузя». Но когда слушаешь аудио, что пишутся «для истории» по указанию лидера, пропадает всякое желание смеяться над подслеповатым толстяком, который назвался богом и взял псевдоним своего умершего попугая.

Кузя – 37-летний уроженец подмосковного Долгопрудного Андрей Попов. В детстве у него были только попугай и краб, а он всегда мечтал о зверинце. Мечта исполнилась. В одной квартире ежедневно собираются около 60 адептов, низведенных до рабски-животного состояния. А в другой на 200 кв.м. - настоящий зоопарк (крокодил Тоша, игуана Гуня — в честь Патриарха), созданный на деньги приверженцев.

— Под Новый год собрали ему на животных 2 млн., - говорит Ольга Францева, недавно сбежавшая от «бога» после четырех сеансов побоев, оставивших длинный шрам на лице...

А еще 5 лет назад нынешний бог, миллионер и коллекционер начинал как тихий смиренный батюшка в одном из столичных храмов.

— Он очаровал настоятеля, и тот два месяца позволял ему служить, - рассказывает Татьяна Полченская, покинувшая секту в 2010-м. – Пока не выяснилось, что у Попова документы не в порядке.

То есть, что Попов никакой не священник. Лжепопа турнули из церкви, но его это не смутило, и через год он уже читал лекции в аудитории Института почвоведения, уже как епископ РПЦ – «владыка Роман».

— Собиралось до 500 человек, приходили и настоящие священники, - продолжает Полченская. – Он отличный оратор, психолог, он производил впечатление, представлялся этаким слепым провидцем. Хотя я уверена, что он лишь прикидывается незрячим. Сначала он говорил все по Библии. А потом начал вкраплять свои идеи. Вроде того, что аборты разрешены, поскольку убитый в утробе ребенок в прошлой жизни сам был убийцей. Многим женщинам эти идеи грели душу.

Но не ходившим на лекции священникам. Так что в феврале 2009-го Попова выгнали и отсюда. А уже через месяц самые горячие поклонники «владыки Романа» - около 40 человек – стали собираться в квартире его гражданской жены в центре Москвы. На этих уютных посиделках он постепенно и стал «богом Кузей».

По версии Попова, богом он осознал себя в 14 лет. Вспомнил свои прошлые жизни от Авраама до цесаревича Алексея, и понял, что в этой родился Иисусом.

— Но я пришел не для того, чтобы просто любить и страдать. Это не вариант Христа. Это мой вариант, намного сильнее и круче! Я пришел судить!.. Я буду просто крушить… ломать, знаете, безжалостно…

Поначалу человека ломали только психологически. На т.н. «выдрах» обсуждали каждый шаг адепта, «выдирали» из него всю связь с внешним миром.

— Люди бросали работу, чтобы все время посвящать «богу». Моя внучка, которую я последний раз видела в 2010-м, оставила колледж, - рассказывает Татьяна Полченская. – Сектанты бросают семьи, маленьких детей, потому что Кузя говорит, что все близкие — демоны.

На «демонов» Кузя насылает «шарьки» - божественные кары. Смерть демона (тоже по воле Кузи) вызывает дикий восторг на собраниях.

Настя: Цв-в умер.

Все: Поздравляем! (аплодисменты)

Жена умершего: 3 месяца всего. Прямо в больнице. 40 кг веса.

К.: Учащение смертей среди демонов. Страшный суд.

Отрывая людей от близких, себе Попов завел здесь большую «семью». Когда-то рос сиротой при живых родителях, с дедом и бабушкой (именно она, говорят, с детства развивала в нем интерес к религии и эзотерике). А у «бога Кузи» теперь четыре «жены» и несколько «невест». Если раньше он подбирал адептам пары среди своих, то теперь все молодые женщины в секте обязаны душой и телом принадлежать божеству.

Как и все их имущество. Например, одна из жен – та самая Настя, ее родители с трудом вырвались из секты три года назад. Забрать дочь они не могут до сих пор.

Н. о родителях: 1,5 года назад я все никак не могла понять, а чем же они типа такие плохие? А Кузя говорит... ты для них просто глупая кукла, с которой они просто высасывают все… Когда до меня доперло, что действительно.

Когда «доперло», Настя отдала Кузе все свои деньги, и часть квартиры, которую также под давлением «бога» ей отписали родители. Многие адепты уже составили завещания в пользу своего божества. Других убедили продать имущество и деньги передать по тому же адресу.

Рита: Сейчас так старики страдают и дети. Я бы хотела оставить им деньги.

Н.: Кому, кому? За что же им давать, если ему нужно давать... самому лучшему богу и человеку.

К.: Ну да, если отдавать детям — это совсем не то. Конечно, этого делать нельзя.

Бывшие адепты убеждены – «бог» давно уже долларовый миллионер. Причем, основной его кормушкой стали многочисленные православные выставки, где адепты торговали молебнами.

– Людей уверяли, что за них будет молиться некий святой старец, в самом начале даже вешали портрет Попова, - рассказывает Ольга Францева. - Для участия в выставках требуется письменное благословение от храма, его легко получали от каких-нибудь сельских батюшек, мол, мы от вашего имени соберем пожертвования и вам часть перечислим. Батюшки получали всего 5-10 тысяч рублей. Попов — 1,5-2 млн. в неделю.

Сотрудникам-адептам тоже платили за работу.

— Однако наличных денег нам разрешалось иметь не больше 50 тысяч, - продолжает Францева.- Тратить их нельзя, еду, одежду - все надо воровать, уповая на бога. Если не воруешь – тебя бьют.

Однако этой весной активностью сектантов на выставках озаботилась РПЦ, где по такому поводу, наконец, заметили секту. Создали специальную выставочную комиссию, православные активисты стали ходить туда с патрулями. В итоге с апреля «бога Кузи» на выставках больше нет - настоящие священники убрали мошенника-конкурента, активисты пропиарились в СМИ. Но дальше этого борьба с «богом» почему-то не пошла. Судьбы оставшихся в секте интересуют только их близких.

— Мы начали обращаться в органы еще в 2010-м, - рассказывает Татьяна Полченская. – Ходили в МВД, ФСБ, прокуратуру, в декабре были в приемной президента. У нас есть документальные материалы, больше сотни аудиозаписей, больше 150 книг Попова, свидетельские показания. Но до сих пор отовсюду нам шлют только отписки.

Сейчас пострадавшие собираются подавать коллективное заявление — под ним может подписаться до 30 человек. А пока «бог Кузя» продолжает работать — его организация не запрещена и даже официально не признана сектой.

– Они по-прежнему ходят на выставки, только теперь светские, типа распродаж одежды во всяких ДК, - говорит Францева. - Просят подаяния возле храмов. Активно участвуют в других религиозных мероприятиях — крестных ходах, например. И на православные выставки могут вернуться — он сейчас набирает новых людей, а это новые имена, паспорта. Но меня больше, чем его мошенничество, интересуют люди. Я думала, что после заявлений РПЦ, Попов испугается, хотя бы перестанет их бить. Наоборот. В последнее время он часто говорит про дыбу. Я просто боюсь, что в маленькой комнатке он скоро начнет растягивать людей.
Или просто забивать их до смерти. Или убедит вскрывать вены. Наверняка, бог уверит свою паству, что смерть с его подачи — гарантия пропуска в рай. Тем более, что земные силы этому никак не препятствуют.

Ростислав Прокопишин, научный сотрудник Института психологии РАН:

– Попов — не сумасшедший, он мошенник, который прекрасно отдает отчет в своих действиях. Нарцисс, которому плевать на людей, который глумится и над ними и над их верой. Образ бога — это роль, к которой он шел от простого церковного служки, поняв, что на религии можно зарабатывать деньги. Но в самом начале он даже не загадывал так далеко. Путь от мелкого мошенника до властного садиста он прошел именно ввиду безнаказанности. Органы не любят иметь дело с сектами. Статью мошенничество очень сложно доказывать, под экстремизм еще труднее дотянуть. Добровольные избиения не считаются. Есть еще 239-я статья за создание организации, посягающей на личность и права граждан, но по ней с начала 90-х тоже всего 6 приговоров. Хотя на самом деле все возможно, было бы желание. Ничего не мешает органам открыть дело по хулиганке и начать шевелиться. Притом, я полагаю, что за харизматичным лидером, как обычно, стоит группа единомышленников, которая раскручивает его как бренд. Среди них есть и сумасшедшие, есть и люди с точным расчетом. Не исключено, что и люди, во власти которых оберегать этот бизнес от всех проблем с законом.

СОБЕСЕДНИК №18, 15 мая 2013 г.

к оглавлению

ИСЛАМ

Социология ислама

На днях авторитетный социологический центр Pewresearch Foundation(США), занимающийся социологическими замерами в самых разных сферах жизни, в том числе и в религиозной, опубликовал результаты исследования видения мусульманами вопросов религии и общественной жизни. Исследование прошло в 39 странах мира.

Абсолютное большинство опрошенных во всех странах мира были едины в том, что ислам – единственно верная религия, ведущая к жизни вечной в вечном мире, вера в Аллаха необходима для того, чтобы быть по настоящему высоконравственной личностью. Также, мусульмане совершенно определенно видят в своей религии фактор, определяющий не только духовный настрой отдельного человека, но и социальную жизнь и политическое устройство страны.

Многие высказываются за введение шариата, как официального законодательства страны пребывания, однако доля таких людей довольно резко варьируется по странам – от 99% в Афганистане до 8% опрошенных в Азербайджане. Страны же с абсолютным большинством сторонников шариата находятся в регионах Ближнего Востока и Северной Африки, африканских странах к югу от Сахары, а также в Южной и Юго-Восточной Азии. Таковых 71% среди мусульман Нигерии, 72% в Индонезии и – 89% на палестинских территориях.

Исследование выявило также любопытный феномен – именно страны с высоким процентом сторонников шариата показали одновременно значительное количество сторонников свободы для других религий среди мусульман. Например, в Пакистане, три четверти опрошенных мусульман заявили, что немусульмане в их стране пользуются свободой вероисповедания, и 96% отметили это как позитивное явление. При этом, 84% пакистанцев – сторонники введения шариата, как официального законодательства страны и они полагают, что шариат применим только к исповедующим ислам. Социологи также отмечают, что, судя по всему, мусульмане в разных странах мира по разному понимают, что такое шариат на практике. На наш взгляд, такое замечание имеет под собой основание, поскольку в широкой мусульманской среде традиционно сложилось некое смешение понятий в юридической сфере. Например, мусульманское право, в смысле его конкретных норм именуется “шариат” хотя более правильным будет именовать его термином “фикх”, а “шариат” на юридическом языке было бы правильнее обозначить как методологию правоприменения, его принципы в соответствии с вероучением ислама. Кроме того, имеется сейчас понимание шариата только как правовых норм, относящихся к богослужебной практике и некоторые другие.

Но вернемся к нашим… социологам. Опрос в форме непосредственного интервью с 38 тысячами мусульман, говорящими на 80 различных языках, показывает, что для мусульман наиболее удобным для жизни стало бы применение шариата в частной сфере для решения вопросов брачно-семейных отношений или конфликтов в связи с личной собственностью. В большинстве стран, где проводился опрос, отмечено небольшое количество сторонников таких жестоких видов наказания, как отрубание руки вору или казнь за переход из ислама в другую религию в условиях военного времени (архаичная норма ранней мусульманской общины). При этом, даже в сфере семейно-бытовых отношений мнения мусульман по таким вопросам, как многоженство, развод и планирование семьи достаточно сильно расходятся от стране к стране. Также расходятся мнение о том, должны ли дочери иметь такие же права наследования, как и сыновья.

Большинство опрошенных во всех странах, как мужчин, так и женщин согласилось с тем, что обязанность жены – подчиняться своему мужу. Такой точки зрения придерживается подавляющее большинство мусульман Ирака (92%), Марокко (92%), Туниса (92%, а это очень вестернизированная страна), Индонезии (93%), Афганистана (94%) и Малайзии (96%). В то же время, большинство опрошенных во всех странах полагают, что женщина сама должна решать, носить ли ей хиджаб.

Что очень важно, большинство мусульман не видит противоречия между тем, чтобы быть благочестивым религиозным человеком и жить в современном обществе. Они также не видят противоречия между наукой и религией. Многие мусульмане предпочитают демократию авторитарному стилю правления.

Новое исследование также выявило некоторые специфические черты мусульманской уммы США, которые ранее были отмечены в отдельных исследованиях по этой стране, а теперь появилась возможность сравнить их с результатами исследования по другим странам. Как и большинство мусульман, правоверные в Соединенных Штатах не видят противоречия между благочестивым исповеданием веры и жизнью в современном обществе. Но мусульмане в США в большей степени, чем в других странах готовы иметь близких друзей среди людей других религий. Они также в большей мере склонны полагать, что многие религии, а не только ислам, ведут к вечному спасению. Впрочем, это типичный пример религиозного универсализма – явления, характерного именно для современных США, не в меньшей степени затронувшего также христиан и иудеев этой страны. Но интересно, что мусульмане США значительно меньше, чем их единоверцы в других странах привержены идее эволюции. В этом плане они гораздо ближе к консервативным христианам США, придерживающимся принципа креационизма (единовременного сотворения мира и человека Богом) в жесткой, буквальной и однозначной форме.

Очень небольшое количество мусульман в США поддержала акты террористов-самоубийц или иные проявления насилия в отношении мирных граждан от имени ислама. 81% опрошенных заявили, что подобные действия никак не могут быть оправданы, согласился с тем, что подобные действия могут быть часто оправданы (1%), а с тем, что они иногда могут быть оправданы ради защиты мслама (7%). Но, хотя сторонников таких крайностей абсолютное меньшинство, во многих странах они составили изрядную долю опрошенных – 26% в Бангладеш, 29% в Египте,39% в Афганистане и 40% – на палестинских территориях.

Религиозный экстремизм беспокоит по всем странам приблизительно половину мусульман, причем, в наибольшей мере это проявляется среди жителей Египта – 67%, Туниса – 67%, Ирака – 68%, Гвинеи-Бисау – 72% и Индонезии (78%). Причем, большее беспокойство вызывают проявления экстремизма со стороны мусульман, чем от других религий.

Совершенно определенно мусульмане во всем мире воспринимают такие девиантные формы поведения, как проституцию, гомосексуализм, суицид, аборты, эвтаназию и употребление алкоголя, аморальными. Однако серьезно рознятся от страны к стране отношение к многоженству, разводу и контролю над рождаемостью. Например, полигамию считают оправданной лишь 4% мусульман Боснии-Герцеговины и Азербайджана, около половины исповедующих ислам на палестинских территориях (48%) и в Малайзии (49%), и подавляющее большинство в странах Африки – Сенегале (86%) и Нигере (87%). Также в большинстве стран мусульмане отвергли как незаконные и несправедливые пресловутые “убийства чести” женщин, заподозренных в прелюбодеянии.

Достаточно небольшое количество опрошенных указало на противоречия между более и менее практикующими свою религию мусульманами, как на серьезную проблему своих стран. Точно также обстоит дело с противоречиями между суннитами и шиитами. На это, как на серьезную проблему указали лишь в Пакистане (34%) и Ливане (38%).

Интерес к посещению межрелигиозных мероприятий и изучению других религий в самой большей мере выразили мусульмане африканских стран к югу от Сахары. Правда, в этом же регионе большинство мусульман говорит о проявлениях жестокости в отношениях между христианами и мусульманами. Например, в Гвинее-Бисау 41% мусульман считают, что большинство или много христиан жестоки к мусульманам и 49% согласны с тем, что большинство или много мусульман жестоки к христианам. Впрочем, это очень большой вопрос, насколько можно сделать столь обобщающий вывод на основе такой крохотной страны как Гвинея-Бисау.

В половине стран из тех, где проводился опрос, большинство мусульман пожелало, чтобы у религиозных лидеров было, по крайней мере, “некоторое влияние” на политические дела. Довольно весомое “меньшинство” в различных странах высказывается за то, чтобы это влияние было бы значительным – 37% в Иордании,41%-в Малайзии и 53%-в Афганистане. Наибольший процент высказавшихся за введение шариата – в Пакистане (84%) и Марокко (83%), где конституционно закреплен приоритет ислама над другими религиями. В большинстве стран, мусульмане, читающие намаз пять раз в день, более склонны к применению норм шариата, чем те, которые молятся нерегулярно. Например, в России, Ливане и на палестинских территориях это различие составляет 25%. Хотя в целом наблюдается малое различие среди сторонников шариата и его оппонентов.

В заключение – несколько слов о самом исследовании. Оно, конечно интересно, но вряд ли может считаться полностью репрезентативным (представительным, с точки зрения освещения проблемы). Взглянем на его географический охват. Здесь не представлено большинство арабских стран, прежде всего тех, где исламское право охватывает наиболее широко все сферы общественной жизни. Не представлен Китай – значимая страна, где в весьма специфических в смысле не только политики, но и идеологии, проживает значительное количество мусульман. В целом, можно сказать, что исследование охватило лишь секулярные государства с преобладающим или значительным мусульманским населением. Однако такая ситуация типологически близка к российской, что и делает эту разработку для нас интересной.

ISLAMNEWS, 04.05.2013

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное