Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 6 июня


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

31 мая — 6 июня 2012 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Австралийский суд поступил вопреки желанию родителей

Агентство «Франс-Пресс» сообщает, что Верховный суд Южной Австралии в лице судьи Ричарда Уайта постановил, что родители четырехлетнего ребенка, больного лейкемией, должны отложить свои религиозные убеждения и позволить сделать девочке переливание крови, необходимое для сохранения ее жизни. Как заявил судья в интервью журналистам газеты Adelaide Advertiser , его удовлетворяет утверждение врачей, что переливание крови девочке жизненно необходимо, и что альтернативы этому лечению нет. Врачи сообщили суду, что без переливания крови девочке остается жить не более нескольких недель, и даже если она сумеет выжить без переливания, ее сердце, мозг и почки будут серьезно повреждены.

Отец девочки, выступая в суде, плакал: «Мы хотим, чтобы она получила лучшее возможное лечение, и больница делает свое дело замечательно. Единственное, на что мы не согласны, это переливание крови».

— По материалам AFP

к оглавлению

МОРМОНИЗМ

Меняет ли мормонская церковь свое отношение к чернокожим?

Журналистка Пэгги Флэтчер Стэк в газете Salt Lake Tribune напоминает, что 9 июня 1978 года церковь СПД сделала историческое заявление, отменив многолетний запрет на наделение чернокожих священством. Эта новость была встречена с радостью мормонами по всему миру. В их числе был и 31-летний Митт Ромни, отец которого, будучи губернатором штата Мичиган, еще в 1964 году участвовал в акцию в защиту прав чернокожих.

Ричард Н. Остлинг

С тех пор, пишет Стэк, «церковь СПД посылала миссионеров по всей стране и по всему земному шару, обращая тысячи и тысячи чернокожих, даром что в ее собственных рядах расистские идеи — как правило, основанные на неких неофициальных богословских толкованиях, — еще продолжали существовать. Теперь же, по данным недавнего социологического исследования, расистские настроения в рядах мормонов идут на спад или, по крайней мере, не выделяются на фоне других религиозных традиций. Отчасти это может объясняться новыми временами и решительными заявлениями руководителей СПД».

Некоторые говорят, что высшие руководители мормонов должны пойти еще дальше и принести извинения за то, что чернокожим запрещалось быть священниками.

«Если бы церковь СПД принесла свои извинения, это бросило бы тень на статус Божьих пророков как Божьих уст на земле», — говорит один из авторов книги Mormon America Ричард Остлинг. — «Я не думаю, что мормоны смогут воспринять это с сочувствием».

По словам Остлинга, чернокожие американцы, присоединяющиеся к мормонской церкви, чаще всего хорошо образованы, стремятся к карьерному росту и привыкли сосуществовать с белыми в районах с преимущественно белым населением. Привлекать чернокожих рабочих у мормонов получается гораздо хуже.

Между тем, в Африке с момента отмены запрета количество членов церкви СПД, все еще незначительное, стремительно растет.

— По материалам Salt Lake Tribune

к оглавлению

В Финиксе украли старинное издание "Книги мормона"

Хелен Шли

Из книжного магазина в пригороде Финикса, штат Аризона, похитили старинное издание "Книги мормона" стоимостью около 100 тысяч долларов. Как сообщает в пятницу, 1 июня, Associated Press, речь идет об экземпляре первого издания священной книги мормонов. Это том в кожаном переплете, насчитывающий 588 страниц.

"Книга мормона", являющая основополагающим священным текстом Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, впервые была издана в 1830 году тиражом не более пяти тысяч копий.

Владелица магазина, из которого пропал редкий том, 88-летняя Хелен Шли (Helen Schlie) рассказала, что купила его в конце 1960-х годов. Шли обнаружила исчезновение книги, когда решила достать ее по просьбе двух женщин-миссионеров из Азии, которые хотели сфотографироваться с реликвией.

По словам владелицы книжного магазина, "Книга мормона" хранилась у нее в кабинете в специальном огнеупорном ящике.

Хелен Шли известна тем, что в 2005 году начала продавать отдельные листы из своего экземпляра "Книги мормона" по цене от двух с половиной до четырех тысяч долларов за штуку. Сама владелица книжного утверждала, что вырученные деньги нужны ей, чтобы помогать молодым мормонам получать образование и заниматься миссионерской деятельностью.

Шли успела продать около 50 страниц.

Lentа.ru, 02.06.2012

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Презентация русского издания жизнеописания основателя саентологии Л. Рона Хаббарда в 16 томах состоялась в Москве

Русское издание 16-томной биографической энциклопедии, посвященной основателю дианетики и саентологии Л. Рона Хаббарда, было представлено 29 мая в Московской саентологической Церкви на Таганской улице, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".

В торжественном вечере участвовали более 30 представителей столичной общественности - ученые-религиоведы, историки, юристы, писатели, журналисты, руководители общественных организаций и религиозные деятели. Вели заседание руководитель отдела по связям с общественностью Московской саентологической Церкви Наталия Алексеева и возглавляющая аналогичное подразделение Церкви в масштабе СНГ Марина Хивцова.

Каждый из 16 томов, представленных на презентации, имеет свою тему и охватывает ту или иную сторону "многогранной творческой деятельности" Л. Рона Хаббарда. Названия томов говорят сами за себя: "Л. Рон Хаббард. Страницы жизни"; "Философ и основатель: повторное открытие души"; "Гуманист: образование, грамотность, культура"; "Борец за свободу: публикации и очерки"; "Мореплаватель: у штурвала по семи морям"; "Музыкант: композитор и артист"; "Поэт и бард: экспрессия строфы" и др.

Участники презентации отметили высокое полиграфическое исполнение книг. Это широкоформатное издание (27 х 36 см.) в твёрдом переплёте на лощеной бумаге. 16 томов содержат 3 653 страницы, 1 039 фотографий, 265 личных писем, статей, очерков, записей из дневников, 75 стихотворений и песен Хаббарда. Перевод книг с английского на русский, по словам организаторов, был осуществлён непосредственно в Московской саентологической Церкви.

На вечере выступили президент Всероссийского фонда образования профессор Сергей Комков, советник заместителя председателя Госдумы России профессор Геннадий Авдеев, ответственный секретарь Комитета за гражданские права Валерий Габисов, член Союза писателей России Людмила Авдеева, главный редактор журнала "Новый Вашингтон" Сергей Кузнецов.

Участники встречи приняли обращение к библиотекам о целесообразности приобретения ими 16-томного издания, посвященного Л. Рону Хаббарду.

Церковь саентологии принадлежит к числу наиболее дискриминируемых в России религиозных меньшинств; официальная Московская патриархия относит ее к числу "тоталитарных сект". В настоящее время против Церкви ведется несколько дел, направленных на запрет ее литературы. Глава "Ассоциации православных экспертов" РПЦ МП Кирилл Фролов призывает к ликвидации офиса Церкви на Таганской улице в центре Москвы.

Портал-Credo.Ru, 31.05.2012

Биография основателя Саентологии Лафайетта Рона Хаббарда содержит больше противоречий, чем биографии большинства известных лидеров религиозных течений XX века. Сами саентологи стараются придать величия и значимости буквально каждому факту из жизни Хаббарда, однако независимые исследователи зачастую не находят объективных подтверждений этим фактам.

На большинство подобных ошибок и неточностей можно было бы закрыть глаза, если бы не специфика отношения к Хаббарду в Саентологии. В этом учении он превозносится, как величайший первооткрыватель самых главных законов развития человеческого разума, и все, что он когда-либо произнес или сказал относительно этих законов, для саентологов является "священным писанием", которое они тщательно сохраняют и изучают. Даже саентологические термины обычно не переводятся на другие языки, а используются в оригинальном английском звучании из опасения исказить значение терминов переводом, хоть это и странно звучит для посторонних ушей.

Соответственно, саентологи истово, невзирая ни на какую критику, защищают репутацию своего основателя. Попытки написать альтернативную, непредвзятую биографию Хаббарда, предпринимались уже не раз, но против авторов мгновенно организовывались судебные тяжбы. И вот теперь на русском языке вышла "официальная" версия его биографии. Будет интересно узнать, как сами саентологи объясняют некоторые стороны жизни Хаббарда, — например, подробности его военной карьеры (см. статью в англоязычной "Википедии").

Альтернативная литература по истории Сентологии и ее основателя:

— Павел Столяров

к оглавлению

Петербургская таможня не пропустила запрещенные саентологические книги

При проведении таможенного контроля международных отправлений Санкт-Петербургская таможня обнаружила книги церкви саентологии, запрещенные в России.

Как сообщили «Фонтанке» на Санкт-Петербургской таможне, на таможенном посту на почтамте при контроле международных отправлений было выявлено большое количество книг, буклетов и дисков с материалами церкви саентологии Рональда Хаббарда. В первую очередь, речь идет о ряде изданий, признанных экстремистскими Щелковским горсудом 21 марта этого года (решение первой инстанции 2011 года было обжаловано и оставлено в силе).

Вся литература, запрещенная к ввозу на территорию России, будет возвращена отправителю.

В отношении российского представительства датской компании «New Era», распространяющей данную литературу, в настоящий момент также в Щелково Московской области возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).

Фонтанка.ru, 31.05.2012

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Алексей Ледяев: Постскриптум к заявлению апостольского попечительского совета

Михаил Дарбинян

18 мая 2012 года Апостольским советом было сделано заявление о выводе пастора Михаила Дарбиняна из состава Движения «Нового поколения». В связи с тем, что данное заявление вызвало серьезный резонанс в интернет пространстве (около 200 комментариев), мы, как представители Попечительского совета, проявляя заботу о душевном спокойствии и мире в сердцах верующих людей, хотим объяснить, что мера, принятая по отношению к пастору Михаилу Дарбиняну, была вынужденной.

Глубокий внутренний конфликт зрел в течение последних лет. За это время пастор Михаил не раз озвучивал критическое отношение, как к руководству Движения, так и в адрес региональных служителей. Может быть, это и не провозглашалось с церковной кафедры, но во взаимоотношениях явно прослеживалось неуважительное отношение к пасторам и превозношение перед братьями.

Признавая его дар и его авторитет, мы всячески убеждали пастора Михаила считаться с авторитетом и других служителей «Нового поколения» и в Украине, и в России. Но, увы, безрезультатно.

Отражением его внутреннего конфликта и сердечного настроя стало интервью, которое пастор М. Дарбинян дал газете «Амур – Инфо». Приводим полностью, без изменений.

У пастора Дарбиняна возник конфликт с руководством церкви «Новое поколение»

На официальном сайте церкви «Новое поколение» опубликована информация о выводе из состава Движения церквей «Новое поколение» благовещенского пастора Михаила Дарбиняна. Сообщается, что в начале 2012 года пастор Алексей Ледяев объявил: Движению нужно провести так называемую перезагрузку.

Программа «перезагрузки» длилась три месяца, однако, согласно официальному заявлению Апостольского совета Движения «Новое поколение», Михаил Дарбинян с самого начала «…полностью игнорировал все мероприятия и решения, связанные с «перезагрузкой». В течение двух месяцев пастор Алексей Ледяев и его администрация не могли связаться с ним по телефону и по электронной почте. Также он проигнорировал саммит Движения, который проходил в марте этого года». В связи с этим было принято решение исключить Дарбиняна из церкви.

Апостольский совет церкви дает право пасторам и церквам, находящимся в объединении пастора Михаила Дарбиняна, решать, оставаться под руководством Михаила Дарбиняна или нет.

Михаил Русланович по телефону прокомментировал ситуацию: «Из этого Движения меня никто не вывел, потому что за этим Движением стою я, и у нас есть организаторы и пасторский совет, поэтому все в порядке. К зарубежным организациям я не хочу иметь отношения. Я пастор церкви «Новое поколение», я епископ этого Движения в Российской Федерации, я зарегистрирован в Министерстве юстиции России, я вхожу в состав РОСХВЕ, я уполномоченный представитель Ряховского, поэтому я, в рамках закона и в рамках библейских законов, остаюсь пастором».

Что остается сказать после этого. Чистосердечное признание. От избытка сердца говорят уста. Что стоит одна только фраза: «из этого Движения меня никто не вывел, потому что за этим Движением стою я»…

Позиция, изложенная в интервью, сложилась не вчера. Она вынашивалась последние годы, и вот момент истины. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

Ledyaev Online, 05.06.2012

к оглавлению

Молодые «змееносцы» говорят, что чувствуют силу веры

21-летний Эндрю Хэмблин, пастор церкви «Скиния» в г. Ла-Фоллетт, штат Теннеси, является представителем нового поколения христиан, возрождающих вековую традицию манипуляций с ядовитыми змеями. Но если «змееносцы» прошлых поколений чуждались публики, нынешние молодые верующие приветствуют зрителей и с помощью сети Facebook рекламирую свою непонятную для многих и незаконную версию христианства. Они хотят показать всем красоту и мощь своей экстремальной духовности. И надеются, что рано или поздно им удастся добиться отмены закона штата, запрещающего использовать ядовитых змей на богослужении.

Еще в начале XX века горстка «истинных верующих» из Восточного Теннеси и Аппалачских гор практиковали т. н. «знамения Евангелия», которые упоминаются в малоизвестном отрывке из Евангелия от Марка:

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

В то время как другие церкви игнорируют этот текст или понимают его иносказательно, «змееносцы» исполняют его буквально. Их сильная вера требует безгрешной жизни и вознаграждает их духовным экстазом — возможностью подержать в руках жизнь и смерть.

Все началось с покалывания

Брат Мика Гольден впервые ощутил это, стоя с единоверцами на парковке в ожидании начала трехдневной конференции пробуждения в начале мая. Все началось с покалывания в руках, которое постепенно охватило все тело. Потом он начал стонать и молиться. «Помазание с небес по-прежнему сушествует. Сла-а-а-а-ава Богу!» — кричал 22-летний новообращенный, растягивая первый слог в слове «слава» на 10-12 секунд и притопывая ногами. — «Он по-прежнему позволяет вам творить знамения Божьи». Затем он откинул крышку небольшого деревянного ящика, стоявшего у его ног, и извлек оттуда трех свившихся в клубок южных медноголовых щитомордников. Гольден поднял змей над головой, потом помахал ими перед собой и протянул Хэмблину, который взял змей в одну руку, а другую поднял в молитве.

Другие верующие взяли в руки полосатых гремучников, держа их одной рукой за голову, а другой за середину. Они поднимали змей к лицу, какое-то мгновение смотрели им в глаза, а потом начинали плавно махать ими вверх-вниз. Змеи начали извиваться у них в руках, раздвоенными языками ощупывали воздух, пытаясь определить свое положение в пространстве.

Стоявшие поблизости женщины воздели руки в молитве и плакали.

Хэмблин начал проповедовать об Иисусе: «Тот же Человек, Который ходил по воде, сказал: „Будут брать змей“. В знамениях Божьих есть подлинность ».

Это вызвало поток молитв, и все собравшиеся начали молиться на языках. Потом крики стихли, и все верующие вслед за Хэмблином направились к дверям. «Идем, люди, идем, давайте в церковь», — сказал пастор.

Вразрез с законами штата

Как убеждены Хэмблин и прочие «змееносцы», Библия заповедует людям исполнять законы государства. Поэтому он всегда пристегивает ремень безопасности, не превышает скорость и вовремя подает налоговую декларацию. Однако он не намерен отказываться от священных манипуляций со змеями, несмотря на то, что штат Теннеси объявил их незаконными в 1947 году после того, как за два года пять человек умерли от змеиных укусов.

Нарушение закона может повлечь за собой штраф от 50 до 150 долларов или тюремное заключение сроком на шесть месяцев. Этот закон редко применяется, если только кто-то из прихожан церкви не умрет.

Поскольку большинство «змееносцев», подобно Хэмблину, ловят змей и держат их у себя месяцами, они нарушают и другие законы штата. В Теннеси запрещено ловить диких животных или держать дома ядовитых змей, говорит Уолтер Кук из Агенства по ресурсам живой природы штата Теннеси. «Поскольку змеи используются в церкви, решение о том, следует ли возбуждать уголовное дело, принимает окружной прокурор», — говорит он.

Хэмблину известно, что люди считают его и его единомышленников сумасшедшими. Если бы люди испытали то, что он испытывает в церкви, они бы перестали насмехаться, говорит он. «Большей близости к небесам на земле испытать невозможно», — говорит Хэмблин. — «Ты ощущаешь силу Божью во плоти»

Время упадка закончилось

На протяжении ста с лишним лет взаимоотношения «змееносцев» с окружающими складывались непросто. Церкви вырастали вокруг харизматичных проповедников, а затем, после скандалов или дурных отзывов в прессе, увядали. Когда игры со змеями были запрещены законодательно, истинные верующие ушли в подполье.

До прошлого года число «змееносных» церквей сокращалось, говорит Пол Уильямсон, профессор психологии из Университета им. Хендерсона в г. Аркадельфия, штат Арканзас, занимающийся изучением данного феномена. «Большая часть людей, занимавших руководящие посты в 1990-х годах, постарели, и какое-то время их беспокоило, что им на смену не приходит молодежь», — говорит он.

Ситуация изменилась, когда дети прежних лидеров подросли и взяли в руки змей. К ним присоединились и новообращенные, типа Хэмблина и Гольдена. Подобно многим молодым людям, они размещают в сети Facebook фотографии из своей жизни, в том числе и те, на которых они изображены со змеями, и извещают читателей о времени и месте собраний.

В церкви «Скиния» гости бывают постоянно. На конференции в мае присутствовали несколько фотографов, кинорежиссер-документалист из Флориды и студент из Теннесийского университета.

Однако, приглашая в свою церковь посторонних, Хэмблин надеется продемонстрировать, что они обращаются со змеями ответственным образом. Его единственное правило: гости не приближаются к змеям.

«Смерть в ящике»

Рэнди Уолфорд

«Змееносцы» утверждают, что Святой Дух оберегает их от укусов змей. Однако они не безрассудны. В церкви Хэмблина детей к змеям не подпускают. Также запрещено дразнить рептилий. Когда змей берут в руки новички или женщины, это делается под наблюдением более опытного члена церкви. Хэмблин начинает каждое богослужение словами: «В этом ящике — смерть», — показывая на штабель ящиков со змеями.

Вдобавок, Хэмблин допускает к участию в собрании не всех змей. В субботу вечером кто-то из опоздавших к началу принес с собой только что пойманную гремучую змею. Треск ее хвоста был явственно слышен во время пауз. Эта змея осталась в ящике.

Но, несмотря на все предосторожности, змеи кусают своих владельцев. Хэмблин едва не умер в возрасте 19 лет, когда после укуса желтого щитомордника попал в больницу с внутренним кровотечением. Яд гремучих змей обладает гемотоксичностью, т. е. разрушает клетки крови и препятствует ее сворачиванию.

«Змееносцы» считают признаком доблести отказаться от медицинской помощи в случае укуса и положиться на молитву. Однако для молодых верующих, таких как Хэмблин, обращаться в больницу не постыдно, хотя после укусов в канун Нового года и на Страстную пятницу он к врачу не пошел.

Укусы редки, потому что гремучники и щитомордники предпочитают бегство, говорит герпетолог Винс Кобб из Средне-Теннесийского университета. Хотя змей нельзя приручить, они могут привыкнуть к тому, что их берут в руки. Аккуратный «змееносец», не делающий резких движений возле змеиной головы, скорее всего, избежит укуса.

Однако танец со змеей или одновременное кручение змеи и огня — совсем другое дело. «Это несколько более рискованно, и вероятность укуса выше», — говорит Кобб.

Неделю назад преподобный Рэнди Уолфорд по прозвищу «Мэк» из г. Блюфилд, Западная Виргиния, один из наставников и друзей Хэмблина, был укушен гремучей змеей во время собрания в национальном парке. Западная Виргиния — единственный штат, где подобные экзерсисы законны.

В понедельник утром Уолфорд скончался. Отец Уолфорда, также проповедник, умер от укуса змеи во время церковного собрания в 1983 году.

В пятницу Хэмблин и его супруга Элизабет отправились в Западную Виргинию, чтобы проповедовать на похоронах Уолфорда. Хэмблин все еще не мог оправиться от шока при мысли, что его друга, которого он называл «Брат Мэк», нет в живых. Хэмблин обратился к собравшимся с призывом не терять веру: «Единственное, что я могу, — это призывать народ Божий продолжать, продолжать творить знамения Божьи».

«Не только змеи»

Будучи частью пятидесятнического Движения Святости, «змееносцы» придерживаются строгих нравственных норм. Никакого алкоголя, никаких наркотиков, никаких грязных слов и никаких баров. Никаких шорт, никаких коротких рукавов, никакого внебрачного секса. Женщины носят юбки или платья, им не позволено носить серьги или стричься. Если кто-то из членов общины претыкается, единоверцы обличают его и наставляют на правильный путь. Если споткнувшийся раскаивается, его прощают.

Поскольку «змееносные» церкви невелики — церковь «Скиния» обычно посещают около 25 человек, — они больше похожи на семьи, чем на общины. Верующие иногда проезжают сотни километров, чтобы побывать на богослужении.

«Дело не в одних только змеях», — говорит Джейми Кутс, наставник Хэмблина и пастор церкви «Скиния Полного Евангелия в Имени Иисуса» в г. Миддлсборо, штат Кентукки. — «Люди не понимают, что церковь — это наша жизнь».

После того, как змей убрали в ящики, все молитвы были произнесены, а песни спеты, верующие из «Скинии» сели в машины и отправились на пикник в близлежащий парк. В числе полусотни присутствовавших на пикнике были Адам Гибсон и его жена Эшли, с детства дружившие с Хэмблином. Как и он, они не выросли в среде «змееносцев». Они впервые посетили собрание в ноябре, когда Хэмблин согласился их обвенчать.

Раньше Гибсон считал «змееносцев» сумасшедшими. Однако во время собрания он преклонил колени у крохотного алтаря и попросил Бога спасти его душу. В канун Нового года бывший насмешник взял в руки первую змею, метровую гремучую змею. «Прекрасно ощущать, что Бог на твоей стороне», — говорит он.

USA Today, 03.06.2012

История "змееносцев" — печальный пример того, как вера, основанная на одном-единственном библейском стихе, вырванном из контекста учения Христова, доводит людей до безумия. За рамками статьи остался тот факт, что "змееносцы" не только играют в опасные игры со змеями, но и регулярно пьют ядовитые жидкости (канистры с которыми специально для этого держат в алтаре церкви).

Похоже, "змееносцы" не понимают, что "знамения", о которых говорит Писание — это чудеса, которые творит в жизни людей Бог, когда Ему это угодно. Характерным примером того, как Господь избавляет Своих рабов от преждевременной смерти, является рассказ в Деян. 28:1-6. Те же, кто пытается "творить" знамения человеческими руками, попросту искушают Бога. И очевидным свидетельством тому являются смерти укушенных змеями.

Но самым ужасным следствием этого обольщения является фраза одного из героев статьи, "пастора" (!) Хэмблина, который заявил: "Большей близости к небесам на земле испытать невозможно". И ведь это сказано не о Причастии, не о молитве, не чтении Писания, не о церкви, где "двое или трое собраны" во имя Христово, а о самонадеянном и самочинном шоу, в ходе которого люди рискуют своей жизнью и испытывают от этого экстаз, который по неведению принимают за благодатное действие Духа Святого...

Наконец, нельзя не вспомнить и о том, что достоверность самого библейского текста, на котором "змееносцы" основывают свои смертельно опасные экзерсисы, сомнительна.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Сконструируй себе веру

В развитых странах христианского мира индивидуальная религиозность вытесняет традиционную. В ее потоках и волнах сейчас вырабатывается иное, чем в прежние эпохи, отношение к религии как таковой и к религиозным традициям в частности. Это знаковый процесс, в котором выражается дух времени.

С конца 60-х годов XX века отход от традиционных религиозных институтов стал в Европе массовым явлением. Послевоенная молодежь не находила в вере своих предков ответа на вопрос: «Как жить?» Наряду с атеизмом и агностицизмом альтернативой конфессиональному вероисповеданию стала индивидуальная религиозность. У нее много разновидностей, но все они имеют общий знаменатель: свой внутренний запрос и собственное мнение для религиозных индивидуалов превыше всяких предписаний.

К настоящему моменту те, кто первым пришел к индивидуальной религиозности, став в 60-х годах хиппи или десятилетием позже нью-эйджерами, имеют уже более чем 30-летний опыт самостоятельных поисков и открытий. Я много общаюсь с индивидуалами этого поколения в Голландии. До Второй мировой войны это была одна из самых консервативных христианских стран Европы, сейчас же за индивидуальной религиозностью здесь признается то же право на существование, какое имеют христианские конфессии. Три четверти голландцев считают стремление людей к своему собственному богопониманию нормальным явлением.

Бог отцов

Я еще не встречала ни одного голландского индивидуала, который бы хоть как-то раскаивался в отходе от Церкви. Среди моих знакомых есть, например, европеец по имени Фред, с которым я познакомилась еще в 80-е годы в Ауровилле, самой большой интернациональной духовной коммуне в Индии. Ему было тогда под 30, и он надеялся найти на Востоке философию жизни, которая реально помогала бы ему видеть ее смысл при любых ударах судьбы. Жена Фреда погибла в автокатастрофе, и он не знал, как с этим жить.

Из Ауровилля Фред скоро уехал: почитание в этой коммуне ее основателей слишком напоминало ему отношение его отца-католика к христианским святым. Через несколько лет мы случайно встретились в Амстердаме, на конференции, посвященной особенностям западного буддизма. Оказалось, что Фред стал ежедневно практиковать медитацию в традиции «випассана», которой можно заниматься без углубления в учение Будды. Но это не значило, что Фред нашел для себя какую-то определенную духовную колею взамен католицизма, к которому был приобщен родителями в детстве, – этого он и не искал. Его интерес к духовности был всегда связан с решением проблем личного порядка.

Фред ходил на семинары и лекции, предназначенные для религиозных индивидуалов, посещал Финдхорн в Шотландии и другие широко известные европейские духовные центры, какое-то время активно участвовал в программах одного из западных орденов суфиев, потом год-два ходил на «сатсанги» какого-то учителя адвайты-веданты, затем заинтересовался кельтским христианством – и отовсюду что-то брал для себя.

Отец Фреда не понимал, почему его сын не может остановиться на чем-то одном. Но это недоумение возникало у него потому, что он видел духовные традиции отдельными друг от друга системами. Для Фреда же мировая религия была одним органичным целым, и брать что-то из разных источников было для него так же естественно, как читать книги авторов разных национальностей.

Преимуществ «своей исторической веры», о которых этот человек всю жизнь слышал от отца, он не видел. Я знаю от Фреда, что его родитель был вспыльчивым человеком и часто обижал своих близких. Такое в христианстве грех, и его отец этот грех всю жизнь замаливал, но даже в старости он не стал ни добрее, ни спокойнее. Это говорило Фреду больше, чем все аргументы в пользу церковного окормления. Тем более что он еще ребенком усвоил от пастырей, что мир в душе и любовь к ближнему – главные христианские ценности, а дело превыше слова. Фред, который и сам страдал повышенной раздражительностью, научился владеть собой, и научился благодаря ежедневной «випассана» медитации.

Верующие без религии

Личные особенности индивидуалов определяют их духовный маршрут и выбор духовной пищи. Разные эмоциональные потребности могут развести их в духовном поиске так же далеко друг от друга, как от традиционных верующих. У индивидуальной религиозности много форм, подчас внешне не похожих друг на друга, но все ее разновидности являются выражением определенного менталитета. Этот менталитет отличает индивидуалов от конфессионалов и сектантов – с одной стороны, и от самозваных провидцев, пророков, небесных посланников и им подобных – с другой. Догматические, канонические и авторитарные формы веры так же чужды индивидуалам, как и воинствующий атеизм.

Религиозные индивидуалы обходят стороной все, что претендует на признание единственно правильной веры, которую требуется вбирать в себя полностью, ничего в ней не убавляя и уж тем более ничего к ней от себя не добавляя. Они признают единство религий и потому считают в порядке вещей брать из разных традиций отдельные элементы и соединять их друг с другом. Им присуще убеждение, что настоящая «встреча с Богом» происходит внутри и к ней лучше всего готовят самопознание и саморазвитие. Они проявляют интерес как к духовной практике в разных религиозных культурах, так и к современным психотренингам и методикам личностного роста.

Индивидуальная религиозность не заявляет о себе через какие-то организации, у нее нет лобби в структурах власти, мало того – у тех, кому она присуща, нет общепринятого названия. Я сама называю их «религиозные индивидуалы», но в научной литературе такого термина нет, хотя понятие «индивидуальная религиозность» там широко используется. Используется, правда, большей частью в публикациях, касающихся духовного состояния общества в западных странах. Может быть, в России религиозных индивидуалов еще слишком мало?

Судите сами. Согласно опросу фонда «Общественное мнение», проведенному в прошлом году, 27% россиян, назвавшихся верующими, не относят себя ни к одной из религий. Такое признание типично для религиозных индивидуалов. Причем 27% – это общий показатель. Среди молодежи определенной религиозной самоидентификации не имеют 34% верующих, среди студентов – 38%.

В XXI веке просто не может не быть индивидуальной религиозности. Она распространяется и в России. Мы живем в эпоху индивидуализации всех видов человеческой деятельности, и духовная жизнь не исключение. В российском обществе имеют место те же социальные процессы, что и на Западе, – разница лишь в фазах их развития, но не последствиях. И потому, исходя из логики вещей, у нас тоже будет все больше и больше религиозных индивидуалов.

А на самом деле…

Общеизвестно, что православные верующие негативно относятся к индивидуальной религиозности, но при этом многие из них сами берут для себя из своей исторической традиции лишь то, что им надо. Они позволяют себе не только что-то игнорировать в учении Церкви, но и увлекаются верованиями из других источников – то есть и сами поступают так же, как индивидуалы.

В религиозной жизни вообще очень многое изменилось с XIX века, и связь времен с духовной культурой того времени не восстановить, как бы того ни хотелось тем, кто видит в Церкви общий для всех духовный авторитет. Такая роль приписывается ей потому, что во всех опросах постсоветского времени большинство верующих идентифицируют себя с православием. Но что это говорит об их действительной духовной ориентации? Вера многих участников опросов определяется и ими самими, и социологами посредством выделения в ней элементов той или иной традиции. Своевольные добавления к этой традиции при этом никак не учитываются, даже если они на практике имеют для верующего больше значения, чем воззрения, на которых основывается определение его веры.

Как и всякое социальное явление, индивидуальная религиозность имеет проявления, которые общество склонно воспринимать как вредные. Но среди проблем, которые она может вызвать, нет и не может быть религиозного фанатизма и нетерпимости к инаковерию, возникающих в большинстве конфессиональных форм вероисповедания. Индивидуальная религиозность потому и называется индивидуальной, что предназначена для личного пользования, а не для распространения во всем мире во имя его спасения – такая задача противоречит ее сущности. Для религиозного индивидуала все истины относительны и все учения не полные.

Впрочем, еще не выработаны объективные критерии оценки самостоятельного богоискательства. Нет даже признания, что оно не только часть личной жизни отдельных людей, но и социальное явление, вызванное духом времени и немало влияющее на духовное состояние общества. Я думаю, такое признание требуется в первую очередь.

НГ-Религии, 06.06.2012

к оглавлению

Верующие отрываются от коллектива

Для нашего времени характерен отказ от организованных вероучений, считает религиовед

Борис Фаликов

Все чаще мы встречаем людей, которые вроде бы веруют, но не относят себя к определенной религиозной традиции. Одни тем не менее позиционируют себя как христиане, убеждения других являют собой синкретизм догм различных религий. О том, как этот феномен распространяется в мире, корреспонденту «НГР» Лидии ОРЛОВОЙ рассказал доцент Учебно-научного центра изучения религий РГГУ Борис ФАЛИКОВ.

– С возрождением религиозной жизни в России многие обратились к своим корням, стало общепринятым соотносить себя с православием, если семья исконно принадлежала к этой конфессии. Сейчас мы видим другую тенденцию, когда человек не причисляет себя к определенной традиции, но считает себя верующим.

– Не стоит забывать, как у нас началось это возрождение. Рухнула коммунистическая идеология, а вместе с ней и официальный атеизм. Образовалась мировоззренческая пустота, люди растерялись – кто они, во что верят? Кто-то со всех ног пустился в религиозные поиски, отсюда популярность всякого рода новых религий. Для кого-то важнее было не столько определиться с верой, сколько со своей национальной и культурной идентичностью. Православие сделало ставку на вторых. Русский значит православный, остальное приложится. На первый взгляд эта политика себя оправдала, нынче, согласно опросам, более 70% населения считают себя православными. Однако по-настоящему воцерковленных людей среди них немного. Сейчас Церковь спохватилась и пытается этим номинально православным преподать азы веры. Флаг ей в руки. Но противостоит ей не только элементарная религиозная безграмотность, а гораздо более серьезное явление. Одни именуют его индивидуальной, другие внеконфессиональной религиозностью. Речь о том, что люди отходят от организованных религий, но не теряют веру в высшее начало. И число их быстро растет. В Великобритании социологи насчитывают 48% таких верующих без религии, во Франции – где-то под 30%, в США – 12%. У нас специальные исследования на сей счет не проводились, но большой разрыв между числом тех, кто называет себя верующими и цифрами посещения храмов даже по большим праздникам очевиден.

– Что представляет собой этот феномен? Это вызов традиционным религиозным устоям или другой уровень богоискательства?

– В основе – глубинная трансформация идеи Бога в современном сознании. Он все чаще осознается не как запредельное начало, а как последняя глубина человеческого «я». А значит, человек не должен подчиняться внешним структурам, которые связывали его с трансцендентным Богом, а должен прислушиваться к своему истинному «я». Авторитет церковной власти per se (сам по себе) падает.

Да, это вызов традиционным устоям, но не безоглядный. Дело в том, что контркультурные бунтари, напряженно искавшие альтернативу официозу, в том числе и религиозному, столкнулись с серьезной проблемой – новый духовный авторитет слишком легко превращался в авторитарность. Часто получалось, что возвращались к тому, от чего бежали. Для свободолюбивой публики это неприемлемо. Поэтому сейчас все чаще встречается такой тип богоискателя, который предпочитает не связывать себя долговременными обязательствами. Он что-то сам читает, ходит на лекции всяких наставников, даже посещает кружки для совместных молитв и медитаций, а то и церковь, но всегда сохраняет за собой право оторваться от коллектива и двигаться дальше. Он доверяет своей собственной религиозной интуиции и старается держаться независимо даже по отношению к тем, кого считает духовно продвинутыми людьми.

– Можно ли говорить о появлении индивидуального, внеконфессионального христианства, если человек позиционирует себя как христианин, но не относит себя ни к какой Церкви? Или синкретизм – непременный элемент индивидуальной религиозности?

– Свобода религиозного поиска в глобальном мире, казалось бы, сама подталкивает к созданию всяких индивидуальных синтезов. В контркультурные времена к этому и стремились. Многие стремятся и сейчас, но, я думаю, растет осознание опасности такого безбрежного конструирования. Понимание того, что как легко авторитетность становится авторитарностью, так и свобода религиозного творчества может легко перерасти в религиозную графоманию. Необходимы внутренние границы. Поэтому нынешние религиозные поиски часто приводят в какую-то гавань. Но внутри нее остается полная свобода. То есть человек осознает себя скорее христианином, чем православным, католиком или протестантом. Это и есть внеконфессиональное христианство.

– Кто главным образом составляет приверженцев индивидуальной религиозности: ищущая молодежь или люди старшего возраста, которые пришли к таким убеждениям осознанно?

– Молодежь, конечно. Новое – это всегда удел молодежи. По каким-то странам есть даже статистика. Согласно социологическому исследованию Pew Forum on Religion and Public Life, 16,1% респондентов отпали от какой-либо религии, но не присоединились к другой. Причем неверующих в их рядах совсем немного, атеистами называют себя 1,6%, агностиками – 2,4%. Остальные сохранили веру, но зависли вне организованной религии. Так вот самое главное, что среди молодежи от 18 до 29 лет таких каждый четвертый. А значит, за этой тенденцией будущее.

– Насколько представители этого явления распространены в России? Как к ним относятся институциализированные религиозные организации?

– О России приходится говорить скорее гипотетически. Социология религии у нас не поспевает за меняющейся реальностью. Однако посмотрите на нашу образованную молодежь, которая критически высказывается в соцсетях об РПЦ. Чаще они не называют себя атеистами, а предъявляют Церкви этические претензии, которые скорее услышишь от людей верующих. Я думаю, что многие из них могли бы себя позиционировать как внеконфессиональные верующие, будь им задан такой вопрос.

Ну а со стороны организованных религий отношение ко всему этому понятное: кому хочется терять паству? Религиозные консерваторы на Западе переживают, что публика утрачивает свою религиозную идентичность. Мол, отпавшие от организованной религии одной ногой уже стоят среди атеистов. Еще один шаг – и вовсе потеряют веру. У нас риторика еще жестче, потому что те, кто сокрушается об утрате веры, оплакивают и судьбу России, которая уподобляется безбожному Западу. Их больше пугает потеря национальной, чем религиозной идентичности. Впрочем, для них это одно и то же.

– Происходит коммерческое освоение религиозных традиций: йога, туры в ашрамы и т.д. Какую лепту вносит в размывание формальных границ различных вероучений ситуация «супермаркета вер»?

– Свою лепту, конечно, вносит. Но главное все-таки не это. Происходит смена религиозной парадигмы, консьюмеристская культура ее не порождает, а сопровождает. То есть заворачивает новый товар в заманчивую упаковку. И ловко расставляет его на полках «супермаркета вер», чтобы больше заинтересовать потребителя. Разумеется, это усиливает спрос, но это вторично.

– Хорошо, тогда напрашивается такой вопрос: индивидуальная религиозность – исторический зигзаг или прообраз религии будущего?

– Возникновение внеконфессиональной религиозности – это глубинное следствие секуляризации, которая происходит, однако, несколько иначе, чем предполагали классики социологии. Мир не столько «расколдовывается» (Макс Вебер), сколько меняет тип колдовства. На смену вере не приходит повсеместный атеизм, нередко она просто видоизменяется. А когда меняется содержимое, трансформируется и оболочка. Если вера становится частным делом индивида, появляется и новая индивидуальная религиозность, принимающая самые разные формы. Но важно то, что это по-прежнему вера в высший смысл человеческого существования. Сознание сохраняет метафизическое и этическое измерение, которое помогает человеку выстоять перед лицом новых вызовов. А то, что они будут множиться, не вызывает сомнения.

НГ-Религии, 06.06.2012

к оглавлению

БУДДИЗМ

На Алтае создается филиал секты «Ниппондзан Мёходзи»

В Управление Минюста по Республике Алтай поданы документы на регистрацию регионального отделения религиозной организации «Ниппондзан Мёходзи» («Орден Лотосовой Сутры»), лидером которой является Дзюнсэй Тэрасава, известный поддержкой чеченских боевиков, участием в «оранжевой революции» на Украине и недавних беспорядках в Киргизии.

В апреле этого года Тэрасава намеревался посетить Республику Алтай, однако был задержан в аэропорту «Толмачево», поскольку российские власти объявили его персоной нон-грата и лишили права на въезд на территорию России. Последователи Тэрасавы в Республике Алтай, хотя и не дождались своего лидера, организацию все же учредили.

Отметим, что лидеру «Ниппондзан Мёходзи» не в первый раз закрывают въезд в страну: до февраля 2012 года действовал 12-летний запрет на въезд Тэрасавы в Россию за «антироссийскую деятельность, которую он проводил на территории Чечни» (его организация проводила акции в поддержку сепаратистов, а сам он встречался с Джохаром Дудаевым). Более того, ему закрывался въезд в ряд других государств, например, на Украину и в Казахстан.

1 февраля 2012 года Тэрасава прибыл в Россию по приглашению организации «Гражданское содействие» и 4 февраля, как пишут российские СМИ, принял со своими учениками активное участие в оппозиционном митинге «За честные выборы» в Москве.

В Республике Алтай насчитывается несколько десятков последователей «Ниппондзан Мёходзи», в частности ячейки организации есть в Горно-Алтайске и Шебалинском районе. Местные последователи Дзюнсэя Тэрасавы недавно прошли «духовную практику» в Киргизии.

Специалисты считают, что «Орден Лотосовой Сутры» является тоталитарной сектой. Она является псевдобуддистской, ее учение отличается от традиционного восточного буддизма и является адаптированным в первую очередь для западного потребителя.

Новости Горного Алтая, 31.05.2012

к оглавлению

ИСЛАМ

Московская исламская богословская декларация утверждает: в России нет условий для военного джихада

26 мая в Москве завершила работу первая в истории России Международная конференция «Исламская доктрина против радикализма». Ведущие исламские богословы со всего мира в сотрудничестве с российскими мусульманскими лидерами разработали комплекс фетв, который разъясняет важнейшие богословские положения ислама применительно к российской действительности. Принятая на форуме Московская богословская декларация по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата (далее – Московская декларация) станет основой для стабилизации и нормализации религиозной жизни мусульман России.

Об этом говорили 1 июня на пресс-конференции в РИА Новости организаторы форума: - руководитель научно-просветительского центра «Аль-Васатыйя - Умеренность», доктор философских наук Али Вячеслав Полосин; депутат Госдумы, руководитель Комиссии при Главе Республики Дагестан по адаптации к мирной жизни лиц, прекративших террористическую и экстремистскую деятельность Ризван Курбанов; исламовед, кандидат политических наук Ринат Мухаметов.

А.В.Полосин сообщил, что в Москву на конференцию съехались крупнейшие богословы из 23 стран мусульманского мира — представители Международного союза исламских ученых, включающего около 70 тыс. признанных во всем мире экспертов. К созданию Московской декларации имеют непосредственное отношение такие авторитетные богословы, как Генеральный секретарь Международного союза исламских ученых доктор Али аль-Карадаги, его заместитель доктор Абдуллах бин Байя, президент Международного Центра «Аль-Васатыйя», доктор Адель аль-Фалях и многие другие. Таким образом, их консолидированное богословское мнение по важнейшим вопросам исламского вероучения и религиозной практики имеет огромное значение не только для России, но и для мусульман всего мира. Именно это позволяет воспринимать Московскую декларацию в одном ряду с такими историческими документами, как Мекканская, Амманская, Каирская декларации, отметил А.В.Полосин.

«Фетвы — это хорошо. Но разве боевики читают фетвы?» Отвечая заочным критикам, сомневающимся в целесообразности форума, А.В.Полосин согласился, что террористы богословских определений, действительно, не читают. Но своими действиями они ставят себя вне ислама. «Может, они становятся последователями Кали или сатаны? Но это не ислам», — подчеркнул выступавший, имея в виду инициаторов и участников терактов, захватов заложников, убийства ни в чем не повинных людей.

Кто же является адресатом Московской декларации? По словам участников пресс-конференции, это те мусульмане, которые «находятся в сомнениях, в поисках истины, главным образом – молодежь», «те, кто еще не перешел черту», но может видеть в террористах «этаких Робин Гудов, борцов с несправедливостью». Именно им важно услышать однозначное богословское обоснование того, что экстремизм и терроризм — это харам (абсолютный запрет) для мусульман; что в России нет никаких предпосылок для военного джихада; что самоподрыв — это не гарантированный путь в рай, а наоборот, самоубийство, перекрывающее дорогу к Всевышнему.

Именно в разъяснении этих важнейших вопросов на языке, доступном современному мусульманину, видит главное значение конференции Ризван Курбанов. Имея большой опыт общения с теми, кто по призыву Правительства Дагестана «вышел из леса» и пытается вернуться к мирной жизни, Р.Курбанов утверждает, что эти люди буквально «зомбированы идеологией сепаратистских сайтов, которая хуже фашизма». По словам депутата, предстоит большая работа по «распрограммированию» бывших боевиков, которые готовы были совершить теракты — даже не за деньги, а фанатично веря, что это кратчайший путь в рай. «Я благодарен участникам конференции, которые, ознакомившись с нашими условиями, признали отсутствие джихада на территории России, т.к. никто не преследует мусульман за их веру, они могут свободно исповедовать ислам», — сказал Р.Курбанов. Он призвал обратить особое внимание на молодежь, подчеркнув, что «в лес уходят с 15 лет», и выразил надежду, что авторитет Московской декларации поможет остановить их, пока не поздно.

По словам Рината Мухаметова, значение Московской декларации надо оценивать в контексте понимания того, как «трудно регулируется» мусульманское сообщество. Известно, что 80 духовных управлений России не имеют общего административного центра. Умма координируется не административной вертикалью, а посредством богословско-правовых заключений (фетв), которые признаются всеми мусульманам.

Отвечая на вопрос «Благовест-инфо» о том, затрагивался ли на Московском форуме вопрос о межрелигиозных отношениях, в частности, о богословской оценке преследований христиан в арабских странах, А.В.Полосин сказал, что «общий принцип был дан: сохранять и упрочивать самые добрососедские отношения с представителями других религий». В частности, на конференции звучали утверждения о том, что поджоги христианских церквей в мусульманских странах — «дело рук провокаторов, но никак не богобоязненных мусульман».

Участники пресс-конференции выразили надежду, что Московская декларация будет доведена до сведения всех российских мусульман. С текстом документа могут ознакомиться все желающие — он размещен на сайте научно-просветительского центра «Аль-Васатыйя - Умеренность» в России.

Благовест-инфо, 04.06.2012

к оглавлению

РАЗНОЕ

Из южнокорейских учебников исчезнут примеры эволюции

Министерство образования, науки и технологии Южной Кореи поддержало петицию креационистов, призывающих издателей удалить из учебников примеры эволюции, которые, по их мнению, не соответствуют действительности. Об этом сообщает Nature News, - передает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на lenta.ru.

Удалить из учебников примеры эволюции потребовало "Общество за исправление учебников" (STR), которое считает, что в нынешнем виде они содержат ошибки. К таковым общество отнесло упоминание археоптерикса при обсуждении происхождения птиц, так как, по современным данным, он был одним из многих пернатых динозавров, а не прямым предком птиц. Ошибочными по мнению STR являются и широко известные филогенетические последовательности предков лошадей.

Данные примеры эволюции будут исключены из учебников, однако некоторые получившие петицию издательства намерены заменить их другими, не вызвавшими пока критики со стороны общества. По сообщению KoreaBang, издательский дом Чондже, например, собирается заменить филогенетический ряд предков лошади на филогенетический ряд предков китов. Ассоциация Креационистов Южной Кореи (KACR) не скрывает своей связи с STR, однако называет ее независимой организацией. В 2008 году ассоциация провела в Сеуле выставку, посвященную пропаганде идей креацианизма, которая привлекла за три месяца 116 тысяч посетителей.

Креационистских взглядов на происхождение жизни и человека придерживаются, согласно опросу за 2009 год, около трети корейцев. Доля американцев, считающих, что человек был сотворен Богом в его нынешнем виде, составляет, по данным за 2012 год, 46 процентов. Исследователи из Сеульского Национального Университета намерены собрать группу эволюционных биологов и теологов, поддерживающих идеи эволюции, для проведения кампании по пропаганде этих идей в школах и обществе.

Invictory.org, 06.06.2012

к оглавлению

Треть россиян высказались за введение эвтаназии

Отметим, что число сторонников и противников эвтаназии равно, а чуть больше людей еще не имеют четкой позиции по этому вопросу.

Мнения россиян о возможности легализации в стране эвтаназии разделились: "за" и "против" высказывается по 32% респондентов, а 36% не определись с позицией. Таковы данные исследования, проведенного фондом "Общественное мнение" 27 мая в 43 субъектах РФ среди 1500 россиян.

Чаще других считают допустимым разрешение эвтаназии люди с высшим образованием (37%), сторонники Михаила Прохорова (41%), жители крупных городов (43%) с доходом более 20 тыс. рублей (47%).

В качестве аргументов они приводят мнение, что "это гуманно, люди не должны против своей воли страдать, мучиться" (20%) и что "человек имеет право распоряжаться своей жизнью" (7%). Еще 3% полагают это допустимым в случае неизлечимой болезни.

Их противники, в свою очередь, считают эвтаназию невозможной по "религиозным соображениям" (8%) или называют "убийством и самоубийством" (7%). Кроме того, 6% говорят, что при разрешении эвтаназии "возможны злоупотребления, преступления", 2% – "могут быть врачебные ошибки, возможны чудеса, нужно бороться за жизнь человека до последнего".

Отвечая на вопрос, могли бы они лично обратиться с просьбой об эвтаназии при определенных обстоятельствах, 27% ответили положительно, 35% – отрицательно, 38% затруднились ответить.

Religare, 06.06.2012

В контексте этой новости вам, возможно, будет интересно ознакомиться со статьей Питера Сондерса "Аборты и эвтаназия".

— Дмитрий Розет

к оглавлению

В Тбилиси прошла презентация книги российского теолога

В центре духовного и интеллектуального развития молодежи при Патриархии Грузии прошла презентация первого тома «Сектологии». Обществу книгу представил автор Александр Дворкин.

В книге рассказано о формировании ысект, основательно исследованы учения всех основных, современных, тоталитарных сект и их практика. Теория сопровождается историческими материалами, выписками из святых писем. «Сектология» предусмотрена как для студентов духовной академии, так и широкой аудитории. Приобрести книгу можно в церковных магазинах. Грузинская и электронная версии книги готовились в течение 6 месяцев.

«Этот день для меня очень важен. Писать о «Сектологии» я начала 20 лет назад», - заявил русский теолог Александр Дворкин. Издание второго тома планируется в ближайшем будущем.

Грузия Online , 06.06.2012

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное