Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 2 мая


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

26 апреля — 2 мая 2012 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Еще одно здание Свидетелей Иеговы уходит с молотка

Конец Свидетелей Иеговы уже близок… как крупнейших владельцев недвижимости в районе Бруклин-Хайтс. Очаровательный исторический таунхаус, расположенный по адресу Уиллоу-стрит 105, был продан за 3,3 млн. долларов, как свидетельствует городской регистр.

Наверное, Бог благоволит к надвижимости Сторожевой Башни, поскольку эта сделка последовала сразу за продажей пустого семиэтажного жилого дома по адресу Коламбия-Хайтс 183, который ушел в начале этой недели за 6,6 млн. долларов. Прочие объекты недвижимости — например, чудесный каретный дом по адресу Коламбия-Хайтс 165, также быстро ушли с рынка.

С другой стороны, чтобы продать хорошо сохранившиеся дома в прекрасном историческом районе Нью-Йорка, Божья помощь не нужна. Особенно когда цена заявлена правильно. (Сторожевая Башня в 2008 году безуспешно пыталась выручить за этот же таунхаус чрезмерную сумму в 4,69 млн. долларов.)

Пятиэтажный таунхаус, выставленный на продажу брокерами Эллен Ньюмэн и Лизой Детвайлер из фирмы Corcoran , в настоящий момент разделен на пять двухкомнатных квартир и отделан в правильно подобранном скромном стиле.

Покупатели, скрывающие свои имена, заплатили чуть меньше, чем первоначально заявленные 3,6 млн. долларов.

И хотя интерьеры, возможно, несколько затхлые (да-да, мы видим вас, посеревшие ковровые покрытия), внешняя отделка получила приз зрительских симпатий. В буквальном смысле! Сторожевая Башня получила диплом от Комиссии по сохранению объектов культурного наследия за великолепную реставрацию внешнего вида здания.

«Их дома всегда отлично выглядят, ухоженные, вся сантехника и электрика в прекрасном состоянии», — сказала г-жа Ньюмэн. Она добавила, что здание площадью в 442 кв. метра будет использоваться как семейный жилой дом, а квартира с прилегающим садом, возможно, будет сдаваться внаем.

The New York Observer, 27.04.2012

к оглавлению

Пациенты-Свидетели Иеговы отказываются от переливания крови

Два члена организации Свидетелей Иеговы, помещенные в больницу из-за сильной анемии, отказались принять переливание крови, утверждая, что это противоречит учениям их религии.

27-летняя Сюзан Вакио Мванги и 68-летняя Марта Ванджику заболели и были помещены в больницу. Врачи рекомендовали переливание крови, но женщины отказались.

Вчера врачи в больнице сказали, что дают женщинам лекарства, стимулирующие производство эритроцитов. Однако врачи обеспокоены, потому что пациенты с сильной анемией нуждаются в переливании крови.

The Star (Кения), 25.04.2012

к оглавлению

Член организации «Свидетелeй Иеговы», считавший себя богом, устроил самосожжение

Скончался мужчина, который из «религиозных» соображений в ночь на понедельник в Подмосковье облил себя бензином, а затем поджег.

Инцидент произошел в поселке Нахабино на улице Дачная, сообщает "Седмица".

Со слов сына пострадавшего, его 43-летний отец уже пять лет состоял в «Свидетелях Иеговы» и считал себя богом. В этот поздний вечер он взял банку, в ближайшей бензоколонке купил бензина, облился им недалеко от дома и поджег себя. Полыхавшего мужчину обнаружил прохожий, который сразу же принялся его тушить. Бригада скорой госпитализировала мужчину с ожогами 80% тела в реанимацию Красногорской городской больницы №1.

«Ожоги, которые пострадавший получил, были очень серьезные, несовместимые с жизнью. Он скончался в реанимации районной больницы», – сказал собеседник агентства.

По данному факту региональным управлением СК РФ организована доследственная проверка. Устанавливаются все обстоятельства происшествия и мотивы погибшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.

«Дмитрий Оленин считал себя посланником Божьим и, приходя к нам на богослужения, искал себе сторонников среди наших единоверцев. Он даже создавал помехи проведению наших собраний. Дмитрий перестал приходить на наши встречи осенью 2011 года, когда мы дали ему понять, что подобная деятельность на наших богослужениях неуместна», – рассказал РИА Новости представитель собрания Свидетелей Иеговы в городе Истре Павел Диденко.

НХМ, 30.04.2012

к оглавлению

МОРМОНИЗМ

Мормоны быстро растут в США

Таковы только что опубликованные результаты Переписи религий США, в ходе которой собираются сведения по округам об общинах 236 американских религиозных организаций, по 153 из которых есть сведения о количестве последователей. Это исследование было проведено Ассоциацией статистиков американских религиозных организаций и учитывало данные, предоставленный 17 крупнейшими религиозными группами США.

Это «самый всесторонний анализ приверженцев религий в США» за все время проведения переписи — около 60 лет, заявил глава наблюдательного комитета Клиффорд Граммич в пресс-релизе: «Нам особенно приятно видеть, что некоторые независимые и нехристианские организации более открыты к сотрудничеству».

Исследователи установили, что мусульмане в период 2000-2010 годов обогнали по скорости роста даже мормонов, приобретя на 66,7% больше последователей. В этот период общее число мусульман в стране выросло с 1.559.294 до 2.600.082 человек.

Число евангелических протестантов осталось неизменным, а число католиков и исторических протестантов сократилось.

«Самая распространенная религия во всех штатах — христианство», — говорит Дэйл Джоунс, начальник исследовательского отдела Центра всемирного служения Церкви Назарянина, — «если считать мормонов частью христианского мира, как считает сама церковь СПД».

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней сообщила о росте с 4.224.026 членов в 2000 году до 6.144.582 членов в 2010, прирост составляет 45,5%.

Это «самый большой прирост, отмеченные среди [христианских] групп», — сообщается в отчете. И не только в процентном отношении, но и в абсолютных показателях.

«Иногда социологические исследования и статистика помогают понять различные аспекты жизни церкви, но, в конечном итоге, нам нужны люди, а не цифры», — заявил представитель церкви СПД Скотт Троттер во вторник. — «По всем показателям, включая программу строительства церковных зданий, наша церковь растет, и мы благодарны за то, что люди принимают евангелие Иисуса Христа».

Хотя темпы роста церкви СПД и впечатляющи, мормоны остаются маленькой частью (2%) населения США.

В 30 штатах, включая Аризону, Калифорнию, Айдахо и Юту, отменил Джоунс, церковь СПД показала наибольший темп роста среди христианских групп. Конечно, во многих из этих штатов — например, в Род-Айленде, Коннектикуте и Миссисипи — число мормонов совсем невелико, так что даже небольшое число новых членов дает большой процентный прирост.

Католики показали наибольший рост в 11 штатах, в т. ч. в Неваде, Колорадо и Техасе, а Ассамблеи Бога возглавили список в трех штатах: Иллинойсе, Миннесоте и Пенсильвании.

Кроме того церковь СПд является крупнейшей религиозной организацией в 115 округах США, что на 34 округа превышает показатель десятилетней давности, добавил Джоунс.

В период 2000-2010 годов, согласно данным переписи, количество мормонов в штате Юта более всего выросло в округе Туйле — с 25.837 до 38.888 человек, т. е. прирост в 50,5%. Больше всего мормонов в округе Морган (88,9%), за ним идут округа Юта (88,7%) и Рич (88%). Десять дет назад больше всего мормонов (87,6%) жило в округе Юта.

Эти данные несколько выше тех, что церковь СПД предоставляет администрации штата для анализа демографии.

Карта распределения приверженцев религий по округам США показывает, что доля верующих в штате Юта выше, чем в остальных штатах.

Дэвид Кэмпбелл, специалист по религии их Университета Нотр-Дам и соавтор книги American Grace : How Religion Unites and Divides Us («Американская благодать: как религия объединяет и разделяет нас»), объясняет численный рост церкви СПД несколькими факторами.

Во-первых, многие американцы приходят к мормонам благодаря их обширной программе добровольного миссионерства. Кроме того, следует учесть сочетание достаточно высокой рождаемости среди мормонов и довольно высокий уровень приверженности к этой религии среди детей мормонов.

Кэмпбелл говорит не об удержании новообращенных, которое остается для руководства мормонов болезненной проблемой, но о людях, которые были членами церкви СПД с рождения. «Люди, выросшие мормонами, чаще остаются таковыми, вступая в зрелый возраст», — говорит он, — «по крайней мере, чаще, чем в других религиях».

Мормоны, иммигрирующие из других стран, также, возможно, способствуют количественному росту церкви СПД, говорит Кэмпбелл, сам исповедующий мормонизм.

К тому же, централизованная обработка внутренних отчетов в церкви СПД позволяет учитывать перемещения членов церкви, говорит он, тогда как другие христианские группы гораздо чаще полагаются на сведения, получаемые от отдельных людей и общин. Например, когда члены Южно-баптистской конвенции переезжают в другой штат, им нужно какое-то время, чтобы найти новую общину и попасть в членские списки.

Кэмпбелл, однако, делает оговорку относительно статистики церкви СПД: в число членов церкви включают всех, даже младенцев, кто когда-либо был ее членом и не был отлучен или не изъял свое имя из членских списков.

Даже сенатор-республиканец от штата Флорида Марко Рубио, который в детстве несколько лет провел в мормонской церкви, скорее всего, еще числится ее членом, — усмехнулся Кэмпбелл. Если считать членами церкви СПД лишь тех, кто сам называет себя мормоном, по его словам, цифра, как правило, получается гораздо меньше.

Но это, добавляет он, справедливо в отношении большинства христианских групп.

The Salt Lake Tribune, 01.05.2012

Недавние статьи о росте церкви СПД основаны на неверных цифрах. Рост церкви за 20 лет выдается за 10-летний рост: «Ненамного отстают мормоны, число которых по всей стране к 2010 году стремительно выросло на 45% — с 4,2 млн. до 6,1 млн. приверженцев, — что составляет наивысший прирост среди всех религиозных групп, начиная с 2000 года».

Неверно!

Изданный церковью СПД «Церковный альманах за 1993-1994 годы» на с. 395 определяет количество мормонов в США на 31 декабря 1991 года в 4.336.000 человек.

Изданный церковью СПД «Церковный альманах за 2001-2002 годы», на с. 167 определяет количество мормонов в США в 5.113.409 членов.

Но даже эти цифры сомнительны, потому что они включают в себя не только крещеных членов церкви, но и младенцев, а поскольку изъять свое имя из членских списков не очень просто, в мире есть тысячи (если не миллионы) членов церкви СПД, которые сами себя более мормонами не считают.

Более подробно об этом можно прочесть в англоязычной статье, опубликованной в журнале SLC Messenger №117.

— Сандра Таннер

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Дэбби Кук заключила досудебную сделку с Саентологической церковью

Дэбби Кук

Всего несколько недель назад, бывший высокопоставленный сотрудник Саентологической церкви Дэбби Кук не жалела времени, разоблачая эту организацию, и казалось, что она только разогревается. Она говорила, что ей много что еще есть порассказать. Она открыто высказывала надежду, что разоблачение злоупотреблений внутри организации может положить начало «реформации изнутри».

Однако на этой неделе она замолчала.

Кук и Саентологическая церковь заключили досудебную сделку, в результате чего был отозван иск, который организация подала против нее, и в рамках которого она начала давать свидетельские показания 9 февраля в Сан-Антонио, штат Техас.

Кук захватывающе рассказывала о том, как она и другие сотрудники подвергались физическому и психическому насилию в принадлежащем Саентологии комплексе в пустыне близ Лос-Анджелеса. Она рассказала, что ее лишили свободы и подвергли другим ограничениям, когда в 2007 году они с мужем, также бывшим сотрудником организации, попытались покинуть офисный комплекс Саентологии в г. Клиаруотер.

Следующее слушание по делу было назначено на 7 мая. Но теперь Кук, организация и адвокаты с обеих сторон сложили оружие. Соглашение, датированное понедельником, по сути означает, что стороны соглашаются на ничью и расходятся с миром. Никто никому ничего не платит, а Кук и ее мужу впредь запрещается говорить об организации что-либо дурное.

Организация сдалась, выдержав день откровенных свидетельских показаний, которые зафиксированы в публичном протоколе. Кук и ее муж вновь вернулись к той позиции, в которой они находились прежде, чем в канун Нового Года Кук разослала тысячам саентологов электронное письмо, в котором критиковала способы фандрейзинга и менеджмента, существующие в организации, и призвала прихожан требовать реформ. Церковь подала в суд 27 января, утверждая, что Кук нарушила соглашение о неразглашении, которое она подписала, оставив свою должность в организации в 2007 году.

В ответ на наше электронное сообщение вечером во вторник Кук отказалась комментировать условия соглашения. Представитель Саентологической церкви Карин Пау также отказалась от комментариев, заявив, что документ говорит сам за себя.

Постановление судьи требует, чтобы Кук и ее супруг Уэйн Баумгартен впредь воздерживались от изложения кому-либо того, что им известно об организации, будь то в частной беседе, в интернет-сообщении или иными средствами. Они также не могут вступать в контакт с теми, кто порочил или намерен опорочить Саентологическую церковь.

Личная страница Кук в Интернете была закрыта в первой половине дня во вторник. Ее страница в сети Фэйсбук также неактивна.

Некоторые сторонники Кук говорят, что за те четыре месяца, которые она во всеуслышание критиковала организацию, и кульминацией которых стали ее свидетельские показания 9 февраля, она достигла своей цели.

«Учитывая ее высокое положение по сравнению с прихожанами и тот факт, что она смогла сделать заявление в суде под присягой, ее слова имеют гораздо больший вес, чем чье бы то ни было публичное заявление», — говорит 23-летняя Ивонн Шик, которая вместе с мужем в прошлом году ушла из организации, разочаровавшись в действиях руководителя Саентологической церкви Дэвида Мискевиджа.

Кук «рассказала правду о том, что происходит, — как [Мискевидж] унижает людей физически, психологически и духовно», — сказала Шик.

Tampa Bay Times , 25.04.2012

к оглавлению

Челябинские медики бьют тревогу из-за нарастающей активности саентологов

Анатолий Косов

Активисты секты решили «обучить» профессиональных психиатров своим «методам работы»…

Главный психиатр Челябинской области Анатолий Косов считает, что из-за деятельности саентологов больные отказываются от плановой госпитализации, благодаря чему увеличивается количество психозов среди пациентов. Челябинские медики бьют тревогу из-за нарастающей активности саентологов, сообщают местные СМИ.

Как сообщает агентство «Новый Регион», первыми, кто уже почувствовал на себе активность саентологов, стали психиатры. Еще в декабре 2011 года борцы с сектантами выступили против проведения в Челябинске выставки «Психиатрия: индустрия смерти», организованной Гражданской комиссией по правам человека, – по словам психиатров, эта структура тесно связана с саентологами.

Деятельность этой «комиссии» направлена на дискредитацию психиатрической науки, или, как ее называют организаторы выставки, «индустрии смерти». В противовес психиатрической помощи они предлагают лечение с помощью витаминов, парной, бега и «одитингов» – специальных сеансов психоанализа.

В результате у жителей Челябинской области, страдающих психическими заболеваниями и доверившихся этим советам, выросла частота обострений. Об этом рассказал главврач областной психиатрической больницы, главный психиатр региона Анатолий Косов.

По словам Косова, саентологи убеждают местных жителей, страдающих психическими заболеваниями, отказываться от медицинской помощи в профильных учреждениях. В связи с этим в регионе увеличилась частота психозов среди таких пациентов.

Психотерапевт Ирина Шадрина подтвердила слова главврача областной психиатрической больницы. Она считает, что в последнее время медучреждение подверглось «настоящей атаке саентологов». «Они обрабатывают студентов и пациентов больницы, раздают и разбрасывают на ее территории листовки, дискредитирующие психиатрию», – добавила Шадрина.

Кроме того, она отметила, что Гражданская комиссия по правам человека, тесно связанная с сектой саентологов, также пыталась мешать работе онкологической больницы региона. По словам одного из докторов, 23 апреля в онкологическую больницу пришли члены вышеупомянутой Гражданской комиссии, чтобы проверить обоснованность проведения химиотерапии и установки пациентам трахеостомы (искусственно сформированного свища трахеи).

Русская линия, 27.04.2012

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

«Приходские дома» Вещательной сети Троицы не освобождены от налогообложения

Пастор Брюс Аллен из Баптисткой церкви Университета Орландо говорит, что пасторского дома площадью 169 кв. метров вполне хватает ему, его жене и трем их маленьким мальчиками.

Бет Кассаб в газете Orlando Sentinel пишет:

Аллен так же скромен, как и его жилище. Желтый домик с четырьмя спальнями и небольшой верандой довольно мил, но, оцененный всего в 84.764 доллара, не дотягивает даже до средней стоимости жилья по городу Орландо.

Владельцы развлекательного парка «Святая Земля», наверное, подумают, что Аллен и прочие местные служители церкви мирятся с отсутствием удобств. Нет бассейна. Нет модной летней кухни на дворе. Нет вида на океан или гавань.

Похоже, Вещательная Сеть Троицы, которой принадлежит этот тематический христианский парк развлечений, предпочитает большую степень изысканности, когда речь заходит о жилье.

Ти-Би-Эн попыталась зарегистрировать два рядом стоящих особняка на берегу озера Даун как приходские дома. Эта юридическая мелочь могла сэкономить компании налогов на недвижимость на сумму около 50 тыс. долларов, поскольку дома оцениваются, соответственно в 1,3 и 1,4 млн. долларов. В 2009 году Ти-Би-Эн заплатила за них 1,8 и 1,9 млн. долларов.

Компании уже удалось получить налоговые льготы на недвижимость в тематическом парке, чему официальный оценщик недвижимости округа Орандж Бил Донеган в свое время безуспешно противился. Вероятно, Ти-Би-Эн сочла, что сможет одержать верх и в этом случае.

Но Донеган говорит, что отказ был очевидным решением. Законодательство Флориды вполне однозначно: приходской дом — это место постоянного проживания священников, а не летняя резиденция и не гостиница для лиц, не являющихся служителями церкви, в каковом качестве эти дома и использует Ти-Би-Эн.

В большинстве церквей бесплатное проживание в приходском доме компенсирует невысокую зарплату служителей и позволяет полностью сосредоточиться на делах церкви.

Приходской дом — это не роскошный особняк, в котором можно провести несколько дней, прилетев в город на частном самолете. Как это делают Джанет и Пол Крауч, владельцы евангелического холдинга Ти-Би-Эн.

Местная телевизионная станция WESH сообщает:

«Святая Земля» — это развлекательный парк близ шоссе I -4 на улице Конрой-роуд. Владельцы утверждают, что это не парк развлечений, а религиозная организация. С помощью законодателей штата они отстояли свое право на освобождение от налогов.

Однако теперь Ти-Би-Эн хочет вывести из-под налогообложения особняк с пятью спальнями, бассейном и лодочным причалом, купленный за 1,9 млн. долларов.

Еще один дом, сходных размеров, со спа-комплексом и летней кухней, был куплен за 1,8 млн. долларов. Ти-Би-Эн утверждала, что эти дома использовались в качестве приходских домов, где постоянно проживают пасторы церкви.

По словам Донегана, основательница Ти-Би-Эн Джанет Крауч заявила, что она постоянно проживает в одном из домов, но документы свидетельствуют об обратном.

На прошлой неделе газета The Orlando Sentinel сообщила, что попытка Вещательной Сети Троицы обратиться к оценщику недвижимости с просьбой перерегистрировать два особняка на берегу озера как приходские дома, безнадежна.

Сара К. Кларк поясняет:

Офис оценщика недвижимости постановил, что «недвижимость используется больше в качестве альтернативы гостинице, нежели в качестве приходского дома для религиозных целей». Ни один из домов не соответствует описанию приходского дома, потому что проживающие там люди являются, скорее, администраторами, нежели церковными служителями.

Согласно документами в просьбе об освобождении было отказано еще в прошлом году, однако ситуация получила огласку лишь недавно в рамках судебного иска, поданного в Южной Калифорнии.

Один из родственников (по мужу) внучки основателей Вещательной Сети Троицы обвинил сеть в незаконной деятельности и растрате денежных средств, в том числе на особняки, выдаваемые за церковные гостиницы или приходские дома и расположенные в таких известных местах, как Майами, Нэшвилл (Теннеси), Ньюпорт-Бич (Калифорния), Ирвинг (Техас), Коста-Меса (Калифорния) и Лэйк-Эрроухед (Калифорния).

Бет Кассаб в своем репортаже отмечает:

Огромная разница между экстравагантностью зданий, принадлежащих Ти-Би-Эн, и непритязательным домам, подобных тому, в котором живет пастор Клэр Уотсон Чэнс, проистекает из богословских различий.

Супруги Крауч из Ти-Би-Эн проповедуют «богословие преуспевания», т. е. идею о том, что Богу угодно, чтобы добрые христиане материально преуспевали, и что пасторы должны подавать соответствующий пример пастве.

Чэнс, пастор Бродвейской объединенной методистской церкви, и многие другие служители понимают Евангелие совершенно иначе. «Библия ясно говорит о том, что нужна золотая середина», — говорит она. — «О том, что не следует любить свои деньги больше, чем нуждающихся брата и сестру».

«Большинство моих знакомых, несущих христианское служение, занимаются этим не ради денег», — говорит Аллен из Университетской баптистской церкви. — «Они знают, что их ждет награда на небесах, и потому не ищут ничего подобного здесь, на земле».

Это еще одно большое отличие их от Ти-Би-Эн. Согласно налоговым декларациям сети, Пол Крауч в 2010 году получил зарплату в 399.356 долларов, а Джанет Крауч — 364.256 долларов.

Многие христиане называют Вещательную Сеть Троицы «Богохульным каналом» по причине множества еретических проповедников, которые выступают на этом канале (не говоря уже о небиблейских учениях и принципах, проповедуемых самими супругами Крауч).

Religion News Blog, 27.04.2012

к оглавлению

ФАЛУНЬ-ГУН

Секта «Фалуньгун» вербует харьковчан под прикрытием художественной выставки и при поддержке Дома ученых

В выставочном зале харьковского Дома ученых начала работу художественная выставка «Истина. Доброта. Терпение», на которой экспонируются копии полотен адептов китайской секты «Фалуньгун» («Фалунь Дафа»). Организаторы выставки – украинские адепты секты и администрация Дома ученых. Эта коллекция «картин» регулярно колесит по Украине, выставка уже побывала в Киеве, Одессе, Днепропетровске, Симферополе и Виннице (если быть более точным, «экспонаты» просто тиражируются на местах).

Подобные мероприятия организовываются и за рубежом с целью дискредитации коммунистического режима Китая. Напомним, что секта «Фалуньгун» получила известность после массовых суицидов адептов у себя на родине. Ее основатель, приговоренный в Китае к смертной казни, бежал в США. Наибольшую активность секта проявляет в информационной войне против Китайской Народной Республики. Лидеры «Фалуньгун» создали множество СМИ, проводят пропагандистские и протестные акции, известные обвинениями в том, что китайские власти якобы используют адептов секты как доноров органов.

В Украине одним из таких инструментов является выставка «Истина. Доброта. Терпение». Кроме пропагандистской функции она позволяет вербовщикам секты вовлекать в ее ряды украинцев – посетителей выставки. Нередко поддержку сектантам оказывают государственные учреждения и чиновники, а также средства массовой информации. Наиболее вопиющий случай – недавнее привлечение к организованному посещению выставки школьников в Симферополе.

В Харькове выставка будет работать в Доме ученых до 13 мая, если, конечно, местные власти и ученое сообщество не примет меры для недопустимости использования центра научной мысли для проповеди религиозной секты.

Украина сектантская, 30.04.2012

к оглавлению

АТЕИЗМ

Новые атеисты

«Новый атеизм» во многом характеризуется своим грубым, язвительным, взвинченным тоном - и нам легко впасть в ответное раздражение. Но если не поддаваться эмоциям, а рассмотреть это явление спокойно, нельзя не порадоваться его промыслительному значению. Ставить перед людьми вопросы о Боге, о спасении, о смысле, о надежде - всегда хорошо, даже если их ставят безбожники. Иногда именно безбожникам удается побудить людей задуматься, а начав думать об этих вопросах, люди очень часто приходят к вере.

Для христиан же «новый атеизм» - еще одна возможность поговорить о Евангелии. Многие западные христиане этой возможностью пользуются; и нам стоит обращать внимание не на обидные и несправедливые нападки, а на те возможности, которые открываются нам для проповеди Благой Вести.

За что можно поблагодарить нынешнюю волну безбожников в англоязычном мире - так называемых «новых атеистов» - так это за то, что они вынесли дискуссию о Боге на первые страницы газет. До нас долетают отдаленные раскаты затеянной ими битвы - книги «новых атеистов» переводятся и издаются у нас, становясь модным чтивом в определенных кругах, но, наверное, нам стоит взглянуть на саму битву поближе. Что говорят «новые атеисты»? Что отвечают им христиане?

Новый старый атеизм

Название «новый атеизм» закрепилось за движением, наиболее яркими представителями которого являются «четыре всадника» - биолог Ричард Докинз, философ Дэниел Деннет, нейрофизиолог Сэм Харрис и недавно скончавшийся публицист Кристофер Хитченс. Все эти авторы объединены убеждением в том, что религия не только ложна, но и является источником едва ли не всех человеческих зол и бед. Собственно, ничего нового в этом нет - это всё мы проходили, это всё нам задавали еще в советской школе. Религия - «величайший источник ненависти в мире», «корень всего зла», «опасные и беззаконные верования», которые «угрожают самому существованию человечества». В этом отношении «новые атеисты» похожи на другие идеологические группы, обнаружившие, наконец, источник всех невзгод: идет ли речь о терроризме, этнических конфликтах, войнах, бедности, вандализме, загрязнении окружающей среды, пропаже воды в кране - мы уже заранее знаем диагноз (во всем виновата религия) и способ лечения (от религии надо избавляться).

Что предлагается в качестве позитивной программы? Разум, сводимый, прежде всего, к естественнонаучному методу - следует верить только в те утверждения о реальности, которые можно обосновать научно (это философская позиция называется сциентизмом), и натурализм - мировоззрение, которое один из «новых атеистов», американский физик Виктор Штенгер, формулирует так: «представление о том, что все есть материя и ничего больше» (1). Те из нас, кто застал советский «научный атеизм», привыкли называть это убеждение «материализмом», («натуралистом» тогда называли любителя живой природы), но речь идет о том же самом. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать слова «материализм» и «натурализм» как относящиеся к одному и тому же мировоззрению.

По мысли Штенгера (и его соратников) натурализм «достаточен для объяснения всего, что мы наблюдаем во вселенной, от самых удаленных галактик до внутренней работы мозга, которая проявляется в феномене сознания».

Не все атеисты согласны...

Майкл Руз

Что на эту яростную атаку отвечают христиане? Мы сейчас поговорим об этом, но начнем с тех возражений, которые «новый атеизм» встречает у ряда... атеистов. Не обязательно быть верующим, чтобы видеть в этом движении ряд бросающихся в глаза дефектов.

Например, Майкл Руз, известный философ-атеист, пишет:

Джулиан Баггини

«Во-первых, хотя я и неверующий, я не думаю, (в отличие от „новых атеистов"), что религия - обязательно злая и пагубная вещь. Утверждать такое - полная чушь. Борьба с рабством, которую вели многие христиане, была вдохновлена именно их религией, как и много других хороших вещей. Конечно, от имени религии совершались и злые дела - но очень часто в человеческих конфликтах религия не единственная и даже не основная причина. Во-вторых, в отличие от „новых атеистов" я считаю нужным изучать предмет - и книга „Бог как иллюзия" Докинза заставляет меня стыдиться того, что я тоже атеист. Докинз просто не дает себе труда разобраться в христианских аргументах, которые он заносчиво высмеивает. В-третьих, как можно быть таким высокомерным? У меня нет веры. Действительно, нет. Но многие мои собратья-философы верят, как, например, Алвин Плантинга (протестант) и Эрнан Макмуллин (католик). Я думаю, они ошибаются. Они думают, я ошибаюсь. Но они вовсе не дураки и не злодеи какие-то.... Я не думаю, что я заблуждаюсь, но достоинство и цельность многих верующих делают меня скромнее в моем неверии»(2). Докинза, по словам Руза, отличает «бесстыдное невежество в философии и теологии, не говоря уже об истории науки» (3).

Другой известный атеист, Джулиан Баггини, пишет, что «новые атеисты» «неправильно понимают как атеизм, так и религию» (4). Их атеизм, по мнению этого автора, носит чисто отрицательный, паразитический характер - такой «атеист без епископа, чтобы на него нападать, так же не может существовать, как рыба без воды, чтобы в ней плавать». Баггини - как и Руз - обращает внимание на то, что «новые атеисты» совершенно не разбираются в явлении, которое так яростно критикуют. Он также считает, что заносчивый и самоуверенный тон, принятый «новыми атеистами», служит неверию плохую службу. Гротескные нападки на веру и верующих, в сочетании с нескромным самовосхвалением (сайт Ричарда Докинза, например, называется «Оазисом Чистого Мышления») производят скорее отталкивающее впечатление.

Вред религии и польза водки

Еще один упрек, предъявляемый «новым атеистам», - это неспособность следовать в отношении религии тем самым стандартам научности, которые они так превозносят. Например, по мнению британского теолога Алистера Макграта, их «критика религии основана на рассказах с чужих слов и анекдотических свидетельствах вместо серьезных исследований и отличается скорее риторикой, чем рациональностью» (5).

«Анекдотический» - это в данном контексте не «смешной», а, скорее, относящийся к отдельным случаям, из которых неверно делать обобщающие выводы. В качестве примера приведу речь одного человека, который весьма продуманно защищал свое бедственное пристрастие. Он говорил о том, что один его знакомый, Петя, годами пьет водку, как воду, а здоров, как бык; а другой знакомый, Костя, трезвенник и человек хлипкий и болезненный. А суворовские чудо-богатыри, как «каждому известно», пили всё, до чего могли дорваться, а вот врагов побеждали. Доказывает ли все это, что водка - чрезвычайно полезный для здоровья напиток, наделяющий к тому же большой силой и мужеством? Нет, если мы обратимся к медицинской статистике, то увидим совершенно обратные результаты.

Антирелигиозная риторика «новых атеистов» (впрочем, как и старых) использует тот же прием: вот вам примеры религиозных злодеев, сумасшедших и разного рода чудаков, вот «каждому известные» ужасы инквизиции и крестовых походов и - готово, мы обосновали, что религия - зло. Научного в таком методе обоснования примерно столько же, сколько в доказательствах полезности водки, которые выдвигал мой собеседник. Если мы обратимся к статистике и посмотрим, как религиозная жизнь влияет на благополучие людей, (а такая статистика многократно собиралась), мы обнаружим нечто прямо обратное - активные прихожане церквей живут дольше, реже страдают алкоголизмом и наркоманией, значительно реже совершают самоубийства, растят более благополучных и здоровых детей. Это научные факты, и верования «новых атеистов» им прямо противоречат.

Интересно, что эти верования не только противоречат науке, они еще противоречивы внутренне. «Новые атеисты» полагают, что религиозные наклонности человека выработались в ходе эволюции - Дэниел Деннет в своей книге «Разрушая чары» («Breaking the Spell») пытается объяснить, как именно это могло произойти. Но эволюция - весьма суровая тетка, которая не терпит вредных или хотя бы бесполезных форм поведения; значит, религия должна приносить людям какую-то существенную пользу, что подрывает тезис об ее исключительном вреде.

Однако главная проблема, с которой сталкивается тезис «все зло от религии», - это пример свирепых атеистических диктатур ХХ века. Питер Хитченс, родной брат «нового атеиста» Кристофера Хитченса, занимает прямо противоположную ему мировоззренческую позицию - он консервативный христианский журналист. Вот что он пишет в своей книге «Ярость богоборцев» («Rage against God»):

«Христиане должны признать то зло, которое творилось от имени религии. Люди творили его не потому, что они были религиозны, но потому, что человек - грешен. Атеисты, со своей стороны, должны признать, что безбожные режимы и движения породили ужасные преследования и кровопролития. Они этого не делают, насколько я понимаю, поскольку в этом случае бойня - вовсе не результат непонимания или чрезмерного пыла. Утопии можно достигнуть только через море крови. Это гораздо большая проблема для атеистов, чем для христиан, потому что атеисты используют этот аргумент [от исторических преступлений], чтобы показать, что религия делает положение хуже, чем оно было бы без нее. Однако, напротив, он показывает только то, что религия не может полностью сдержать человеческую способность творить зло. Что еще более важно, атеистические государства демонстрируют упорную тенденцию совершать массовые убийства во имя великой цели» (6).

Противоречие между атеизмом и наукой

Один из ключевых тезисов «нового атеизма» (как, впрочем, и старого) - предполагаемый конфликт между религией и наукой. Американский философ Алвин Плантинга говорит о том, что подлинный конфликт существует не между верой в Бога и наукой, а, напротив, между наукой и натурализмом (7). Беда натурализма в том, что он подрывает доверие к нашим познавательным способностям настолько, что делает науку крайне сомнительным предприятием. В рамках христианской веры Бог создал нас по Своему образу и наделил способностью к познанию истины; в рамках натурализма все наши познавательные способности - результат эволюции. Но сам по себе процесс эволюции вовсе не поощряет познание истины - его интересует адаптивное поведение, которое помогает выживанию и продвижению своих генов, при этом абсолютно неважно, насколько истинны наши представления о реальности. Я бы проиллюстрировал этот аргумент примером члена полигамистской секты, который имеет десятки жен и сотни детей. Успешно ли этот человек продвинул свои гены? Чрезвычайно успешно! Истинны ли его представления о реальности? Нет, конечно. Мешают ли ему ложные представления о реальности продвигать свои гены? Как раз наоборот, они ему очень помогают! Если наши способности к познанию полностью сформированы процессом эволюции, то они не заточены под познание истины - они заточены под поиски еды и самок, и надежность нашего мозга для того, чтобы делать выводы об устройстве мироздания или бытии Божием, более чем сомнительна. Как сказал один неверующий ученый, «как так могло получиться, что эволюция наделила меня мозгом, способным рассуждать о квантовой механике?» В самом деле, мы можем полагаться на нашу способность рассуждать о квантовой механике, происхождении Вселенной, бытии Божием и смысле жизни, если нас наделил такой способностью Бог, который хочет, чтобы мы познавали истину и дивились чудесам Его творения. Но если эта способность - просто побочный эффект, возникающий в мозге, который эволюция сформировала для совершенно других целей (выживать и продвигать свои гены), мы едва ли можем на нее полагаться в вопросах научного или философского познания.

Свобода и ответственность как Иллюзия

Мы должны быть благодарны «новым атеистам» за то, что они проясняют альтернативу - во что нам пришлось бы верить, если бы мы не верили в Бога. Являясь ревностными материалистами и натуралистами, они вскрывают противоречия натурализма лучше, чем это могли бы сделать его критики. Одно из этих противоречий связано с отрицанием свободной воли.

«Новые атеисты» не верят, что человек обладает свободной волей - и это неизбежно следует из их картины мира. Если всё в мире есть материя, движение которой определяется законами природы, то наши акты мышления и произволения также определяются движением материи (электрохимическими процессами в коре головного мозга), и, следовательно, целиком и полностью определены материальной причинностью. Как пишет нейрофизиолог Сэм Харрис, «для свободной воли нет места в причинно-следственном порядке» (8), и в рамках материализма он совершенно прав. Говорить о «свободной воле» в материалистической вселенной можно только радикально переопределив само понятие, «устранив его через переопределение», как это делает, например, Дэниел Деннет, в рамках представлений которого свободная воля - это не способность делать что-то, но способность знать, что что-то делается от твоего имени (9). Ричард Докинз пишет о том, что «научный», то есть натуралистический, взгляд на человека совершенно не оставляет места для веры в свободу и ответственность. По мнению Докинза, негодовать на злодея так же глупо, как приходить в ярость на машину, которая предательски отказывается заводиться: «Воздаяние как моральный принцип несовместим с научным взглядом на человеческое поведение. Как ученые, мы полагаем, что человеческий мозг, хотя он и не работает точно так же, как созданные людьми компьютеры, так же несомненно управляется законами физики. Когда компьютеры глючат, мы не наказываем их. Мы выясняем, в чем проблема, и исправляем ее, обычно заменяя поврежденный компонент, будь то в железе или в программном обеспечении. Концепции вины и ответственности связаны с тем, насколько свободным предполагается преступник. Слабоумие или безумие рассматривается как серьезное смягчающее обстоятельство...

Но разве истинно научный, механистический взгляд на нервную систему не делает бессмысленной саму идею ответственности? Разве любое вообще преступление - сколь угодно гнусное - не результат, в принципе, предшествующих условий, действующих через психологию, или наследственность, или окружение обвиняемого? ...

Возлагать на кого-то вину и ответственность - это аспект полезной фикции, встроенной в наши мозги эпохами Дарвиновской Эволюции... Моя опасная идея состоит в том, что в конце концов мы вырастем из всего этого и научимся смеяться над этим, как над такой же глупостью, как кара машине за то, что она не заводится» (10).

Такой взгляд на свободную волю порождает две проблемы. Во-первых, в отличие от бытия Божия, которое является предметом веры, свободная воля - непосредственно переживаемый нами опыт. «Новый атеизм» требует от нас объявить иллюзией не только мистический опыт богопознания, но и вполне повседневный опыт свободного произволения. Во-вторых, люди признают свободную волю друг в друге, то есть порицают или хвалят других людей, исходя из того, что их поступки свободны. И - вы будете смеяться - но тексты «новых атеистов» преисполнены самых решительных нравственных суждений и самого строгого нравственного негодования, которое в их картине мира совершенно бессмысленно. Докинз объясняет, что негодовать на злодея так же глупо, как на глючащий компьютер, - и тут же исполняется негодования на религиозных людей, приглашая нас разделить его гнев и ярость, как будто он глубоко верит в свободу и ответственность, которую только что отрицал.

Шила в мешке не утаишь, мы все - включая самых убежденных материалистов - верим в свою и чужую свободную волю. Если эта вера несовместима с натуралистической картиной мира, тем хуже для этой картины.

Возможности, а не обиды

«Новый атеизм» во многом характеризуется своим грубым, язвительным, взвинченным тоном - и нам легко впасть в ответное раздражение. Но если не поддаваться эмоциям, а рассмотреть это явление спокойно, нельзя не порадоваться его промыслительному значению. Ставить перед людьми вопросы о Боге, о спасении, о смысле, о надежде - всегда хорошо, даже если их ставят безбожники. Иногда именно безбожникам удается побудить людей задуматься, а начав думать об этих вопросах, люди очень часто приходят к вере.

Для христиан же «новый атеизм» - еще одна возможность поговорить о Евангелии. Многие западные христиане этой возможностью пользуются; и нам стоит обращать внимание не на обидные и несправедливые нападки, а на те возможности, которые открываются нам для проповеди Благой Вести.

[1] "The New Atheism Taking a Stand for Science and Reason", Victor J. Stenger

[2] Michael Ruse "Dawkins et al bring us into disrepute"

[3]  http://www.arn.org/blogs/index.php/literature/2008/02/19/michael_ruse_on_richard_dawkins

[4] Julian Baggini "The New Atheist Movement is destructive"

[5] The Dawkins Delusion? by Alister McGrath and Joanna Collicutt McGrath

[6] Peter Hitchens. Rage against God, p. 113

[7] Alvin Plantinga "Where the Conflict Really Lies: Science, Religion, and Naturalism"

[8] Sam Harris on the free will delusion

[9] http://www.kenanmalik.com/reviews/dennett_freedom.html

[10] Richard Dawkins "Let's all stop beating Basil's car"

Фома, 26.04.2012

к оглавлению

РАЗНОЕ

Мусульман и мормонов в США стало больше, а число протестантов и католиков снизилось

Социологи из "Статистической ассоциации американских религий" опубликовали 1 мая доклад об изменении религиозного состава населения США в период с 2000 по 2010 год. Согласно данным, приведенным в документе, в США наблюдается рост численности мусульман и мормонов, в то время как число протестантов и католиков снижается, сообщает "NEWSru.com" со ссылкой на ИТАР-ТАСС.

Согласно приведенной статистике, в 2010 году в США проживали 2,6 млн последователей ислама, тогда как в 2000 году - лишь 1 млн. При этом впервые число мусульман в большинстве штатов Среднего Запада и нескольких штатах Юга страны превысило число иудеев. По словам исследователя Дейла Джонса, представившего доклад на конференции в Чикаго, росту мусульман в США способствует иммиграция и приход новых верующих из других религий.

"Христиане являются крупнейшей религиозной группой во всех штатах. Наибольший рост числа прихожан среди христианских конфессий демонстрируют мормоны", - отметил Джонс. Число сторонников Церкви святых последних дней, как официально называется в США мормонизм, увеличилось за отчетный период на 45% до 6,1 млн человек.

Число прихожан Римско-Католической Церкви снизилось за десять лет на 5% до 58,9 млн человек. "Католики - крупнейшая религиозная группа, в которой зарегистрировано сокращение численности последователей", - отметил Джонс.

Исследование показало, что число последователей протестантизма также снижается. Количество баптистов сохранилось на прежнем уровне - 19,9 млн человек, методистов - снизилось на 4% до 9,9 млн человек, лютеран - упало на 18% до 4,2 млн человек, последователей Епископальной Церкви - снизилось на 15% до 1,95 млн человек. Буддистов в США насчитывается почти 1 млн человек, и их число, по данным исследователей, растет.

В докладе отмечается, что почти 55% американцев регулярно посещают религиозные службы. Около 158 млн человек - чуть больше половины населения страны - не относят себя ни к одной из перечисленных религий.

Правительство США не ведет официальной религиозной статистики. Для составления доклада авторы исследования обратились к руководителям 236 представленных в стране верований с просьбой провести "перепись" в рамках своих религиозных групп.

Портал-Credo.Ru, 02.05.2012

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное