← Июль 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
15
|
16
|
18
|
19
|
||
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.apologetika.ru
Открыта:
27-09-2005
Статистика
0 за неделю
Вестник ЦАИ №42
НОВОСТИ ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ № 42 «...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3) ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.
Дорогие читатели! В начале 1998 года мы выпустили первый номер «Вестника Центра апологетических исследований». За прошедшие одиннадцать лет своими статьями мы старались отвечать на самые актуальные и трудные вопросы современной христианской апологетики. Мы видим, что информированность в сфере культовых учений дает возможность совершать обдуманные поступки и избегать страшных ошибок. Мы также верим, что Господь призывает каждого из нас «подвизаться за веру, однажды преданную святым» и уберечь тем самым многих от лжеучений. Мы нуждаемся в вашей помощи, молитвенной и духовной поддержке! Нам очень важно знать, какие проблемы с лжеучениями беспокоят ваши общины! Без ваших откликов и свидетельств наш труд может оказаться неактуальным или даже ненужным. Ваши письма поддерживают нас в работе и позволяют находить лучшие аргументы в диалогах с культистами. В свою очередь, все наши усилия и средства мы направляем на то, чтобы любой человек мог иметь доступ к современным исследованиям в области христианской апологетики и новых религиозных движений. Пишите нам по адресу: Россия, 194044, Санкт–Петербург, а/я 954. Центр апологетических исследований или Russia@Apologetika.ru Просите, словно уже получили, и дано будет вам... Триумфальное шествие «Тайны» Тайна жизни теперь доступна обыкновенным людям! В 2004 году Ронда Бёрн, телепродюсер из Австралии, прочитала книгу американца Уоллеса Уоттлса «Наука о том, как стать богатым» (The Science of Getting Rich, 1910) и ухватилась за нее, как за спасительную соломинку. К тому времени Бёрн пребывала в панике: внезапная смерть отца, неурядицы в семье и на работе, бизнес на грани банкротства повергли ее в отчаяние, которое «стало началом пути к величайшему дару»[2]. Прагматичный подход Уоттлса, который писал: «[Книга] предназначена для людей, остро нуждающихся в деньгах, которые желают сначала разбогатеть, а потом уже философствовать»[3], — подсказал ей, как можно выбраться из финансового кризиса, а заодно сделать себе имя и «одарить» все человечество. Неудивительно, что, обретя истину и начав новую жизнь[4], Бёрн ощутила «жгучее желание поделиться тайной с целым миром...»[5] и запустила новый проект, принесший ей миллионные прибыли.
Посвятив в «Тайну» свою телевизионную съемочную группу, Ронда Бёрн отправилась в США, где отсняла интервью с пятидесятью пятью «специалистами» — учителями «новой духовности» и тренерами личностного роста, метафизиками и учеными[a], исследующими возможности сознания человека, специалистами по фен-шуй и нетрадиционной медицине. Советы двадцати четырех из них вошли в фильм под названием The Secret («Тайна»), выпущенный на DVD в 2006 году и положивший начало целому бренду под тем же названием. «Тайна» Ронды Бёрн получила феноменальное признание: в течение трех месяцев 2007 года фильм и одноименная книга держались на вершине чартов крупнейших международных Интернет-магазинов, а газета «Нью-Йорк Таймс» назвала «Тайну» бестселлером номер один. Как утверждается на веб-сайте проекта, «только в англоязычном мире продано 7 900 000 книг», и на сегодняшний день «книга переведена на 39 языков в 41 стране»[6]. Дважды, в 2007 и 2008 годах, журнал «Тайм» включал Ронду Бёрн в список самых влиятельных людей планеты[7], а в 2007 году ее имя оказалось в списке «100 самых известных людей» журнала «Форбс»[8]. Чем же так привлекательна «Тайна»? Обещанием счастья, здоровья и процветания. Недаром представители разнообразных сфер «духовной деятельности» в один голос утверждают, что «тайна жизни — это закон притяжения... самый могущественный закон во Вселенной»[9], что «единый Вселенский Разум вездесущ, он присутствует в человеке — проводнике Вселенной, ее творце»[10], и поэтому «человек — духовное существо, энергетический магнит, ему доступен неограниченный запас идей»[11], которые он способен материализовать, потому что «мысль творит будущее»[12]. Эти идеи, завладевшие умами американцев более ста лет назад, вновь нашли свою аудиторию благодаря популяризации философии движения «Новое мышление». Особый интерес к «Тайне» проявили посетители книжных магазинов, торгующих литературой Новой Эры, а также прихожане церквей «Христианская школа единства», «Наука Разума» и «Международный Духовный Центр Агапе», принадлежащих к течению «Новая мышление»[13]. Формирование «Нового мышления»
«Новое мышление» (New Thought) — это сплав мистического пантеизма[b] и прагматического отношения к жизни, свободное объединение религиозных групп, светских общественных организаций, писателей, философов, разделяющих убеждения об эффективности позитивного мышления, «законе притяжения», исцелении и творческой визуализации мысли[14]. Хотя «Новое мышление» не является монолитным движением и не предлагает единообразного учения, его современные приверженцы, как правило, признают неразделимое единство Бога и человека, которое осознается путем мистического опыта или духовной интуиции и выражается в способности человека физически, эмоционально и материально копировать Божественное совершенство. Бог управляет Вселенной посредством законов, которые кажутся материальными, но в действительности имеют духовную природу. Человек, в свою очередь, представляет собой невидимое духовное существо, которое пребывает в физическом теле и раскрывается как дух после смерти. Царство Небесное находится внутри человека, и потому человек говорит о себе: «Я есмь»[15]. Декларация принципов «Нового мышления» подчеркивает, что эта философия «опирается на учение Иисуса Христа и других просветленных учителей», но не отрицает «возможность пересмотра религиозных воззрений вследствие эволюции понимания реальности»[16].
История «Нового мышления» уходит корнями в учение Эммануила Сведенборга (1688-1772)[c], который полагал, что человеку на протяжении жизни суждено пройти три ступени: на первой, натуральной ступени, человек предрасположен и к добру, и ко злу; на второй, рациональной, он сознательно выбирает между добром и злом, а на третьей, духовной, он раскрывается или как добрый, или как злой дух[17]. Бытие, по его словам, существует в двух планах: духовном и физическом, — причем физический является лишь отражением духовного. «Материи, как самостоятельного бытия, по Сведенборгу, вовсе не существует, а независимость материальных явлений от их духовных причин и целей есть лишь обманчивая видимость субъективного происхождения»[18]. Сведенборг подчеркивал необходимость развития интуиции и воображения, противопоставляя их разуму. По его мнению, человек сам навлекает на себя болезни нечестивыми помыслами и желаниями, но ему доступна энергия, манипулируя которой, можно исцелять подобно Христу[19]. Толчком к развитию философии «Нового мышления» послужили лекции-демонстрации теории Месмера[d] в Новой Англии[e]. В 1830-х годах американцам было почти ничего неизвестно о «животном магнетизме». Атмосфера цирка, царившая во время гипнотических сеансов, проводимых французом Шарлем Пуаеном, едва ли способствовала признанию научной достоверности гипнотизма, однако публичные сеансы Пуаена, по мнению исследователя-психолога Роберта Фуллера, эффективно стимулировали «воображение публики с помощью новых „фактов“ о природе человека»[20]. Постепенно гипнотизм прижился в американской культуре, отошедшей от общепризнанной религии и стремящейся к новой духовности, которая придавала особое значение исследованию прежде скрытых возможностей человеческого разума, контакту с трансцендентными высшими духовными силами и достижению внутренней гармонии через самосовершенствование[21].
К концу 1870-х годов в США насчитывалось свыше одиннадцати миллионов последователей Сведенборга, универсалистов[f] и спиритуалистов[g], которые нашли в гипнотизме близкое по духу и, как им казалось, научное толкование возможностей человеческого разума. Начало философии «Нового мышления» положили работы Финеаса Паркхерста Куимби (1802-1866), который впервые заинтересовался гипнотизмом именно на лекции Пуаена. Начав карьеру целителя-месмериста, Куимби постепенно пришел к выводу, что состояние здоровья человека целиком зависит от веры и ожиданий пациента, следовательно, недомогание и болезнь можно исцелить положительным мышлением и правильным отношением, изменив представления человека о болезни, то есть использовать лечение внушением[22]. Выстраивая свою «науку об умственном исцелении», Куимби полагался на учение сведенборгиан и спиритуалистов. Его «наука» основывалась на двух принципах: идее «Христа внутри» или Божественной Мудрости, которая является руководством для духовного толкования Библии, и идее, что все причинно-следственные связи носят умственный и духовный характер, то есть «каждое явление, принимающее форму тела, прежде родилось в уме»[23]. В середине XIX века в США развивается философия трансцендентализма — духовная и культурная альтернатива суровому пуританскому богословию[h], которое, по мнению пастора и поэта Уильяма Чэннинга, «превратно истолковало Бога и превратило его в чудовище»[24]. Религиозные взгляды трансценденталистов, характерные для эпохи романтизма[i], отстаивали тождество души человека, мира и Бога, проповедовали духовное самосовершенствование и очищающую близость к природе, противопоставляя интуитивный духовный опыт учению традиционных церквей. К обществу трансценденталистов в разное время принадлежали поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон, писатель и общественный деятель Генри Торо, журналистка Маргарет Фуллер, стоявшая у истоков феминистского движения, педагог Бронсон Олкотт, проповедник и аболиционист Теодор Паркер.
Алан Андерсон, соучредитель Общества изучения метафизической религии, утверждает, что в 1880-х годах «Новое Мышление» признало сходство между учением трансцендентализма и убеждениями Куимби. Кроме того, Андерсон полагает, что «Новое мышление» впитало индуистское мировоззрение — благодаря трудам Эмерсона и влиянию Свами Вивекананды, в 1893 году выступившего на первом Парламенте мировых религий. В целом, метафизика «Нового мышления» объединила восточное мировоззрение, отрицающее реальность материального мира, с западным, в значительной степени христианским пониманием мира как божественного творения[25].
Деятельность Куимби стала отправной точкой развития «Христианской науки» Мэри Бэкер Эдди, «Христианской школы единства» супругов Филлмор и «Божественной науки» Мелинды Крамер и Ноны Брукс. За исключением «Христианской Науки», все эти метафизические культы относятся к движению «Новое мышление» и придерживаются панентеистического мировоззрения. Панентеизм, или трансцендентный (мистический) пантеизм, воспринимает Бога не столько как Творца, сколько как вечную живую силу, стоящую за Вселенной. Мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется во Вселенной, а превосходит ее[26]. Проповедники «Нового мышления» продолжают использовать христианскую терминологию, но трактуют библейское учение совершенно неортодоксальным образом. Они четко разделяют Иисуса и Христа. Иисус — это обычный человек, возвысившийся до осознания своей божественной природы, т.е. Христа[27]. Эрнст Холмс (1887-1960), создатель «Науки Разума», дает следующее определение понятия «Христос»:
Рождение нового жанра Своим распространением учение об «умственном исцелении» во многом обязано ученикам Куимби: Джулиусу и Анетте Дрессер, Уоррену Фелту Эвансу[j] и Эмме Хопкинс[k]. Они сумели создать полноценную философию «позитивного мышления», применимую в повседневных делах обычных американцев, результатом которой, как отмечает Фуллер, стало «слепое использование психологии „умственного исцеления“ для получения надежных решений в сфере бизнеса, личных и бытовых проблем»[30].
В основе мировоззрения «Нового мышления» лежит предположение о том, что существует взаимосвязь между сознанием человека (его мыслями и состоянием ума) и его физическим и материальным состоянием. Таким образом, коренная причина физических и материальных ограничений человека (таких как болезнь, бедность, старение и смерть) кроется в узости мышления или состоянии сознания, которое принимает реальность данных ограничений. Источником этих «ошибочных мыслей» или ограниченного сознания является «смертный разум». Конструктивные мысли, напротив, создают позитивные условия. Бог — наивысший источник позитивного сознания, он понимается как Божественный Разум. В итоге, сущность позитивного мышления понимается как закон природы, а совершенное владение процессом — как научное предприятие[31].
В конце XIX века «Новое мышление» породило особый жанр литературы — книги по самоусовершенствованию, в том числе практические руководства по достижению успеха в различных областях жизни. «Как бы не прославлялась бедность, факт остается фактом — невозможно вести полноценную и успешную жизнь, не будучи богатым»[34], — заявляет Уоллес Уоттлс. Автор «Науки о том, как стать богатым» говорит о мыслящей субстанции, из которой создано все сущее, и которая в первичном состоянии «пронизывает, проникает и наполняет все внутреннее пространство»[35]. Человек способен создавать предметы, внушая бесформенной субстанции свои мысли и заставляя ее воспроизводить то, о чем он думает. Для достижения желаемого результата необходимо настроиться на созидание и нарисовать себе четкий образ желаемого. Далее, Уоттлс советует читателям сосредоточиться на этом образе с твердым намерением получить желаемое и с непоколебимой верой в положительный результат, игнорировать все то, что может ослабить намерение, затуманить созданный образ или охладить веру[36].
Уоллес Уоттлс, Фрэнк Ченнинг Хеддок, Наполеон Хилл, Уильям Аткинсон, Чарльз Энел, Томас Тровард и многие другие сделали веру в силу разума настоящей идеологией. Таким образом, некогда популярный месмеризм растворился в культе силы позитивного мышления[37]. В XXI веке традиция создания литературы по личностному росту и достижению успеху не прервалась: содержание книг и тренингов участников проекта «Тайна» (Майкла Бернарда Беквита, Ли Брауэра, Джека Кенфилда, Боба Дойла, Хейла Двоскина, Лизы Николс, Боба Проктора, Джеймса Артура Рэя, Марси Шимофф, Джо Витале, Нила Доналда Уолша и др.) мало чем отличается от «науки» пионеров «Нового мышления».
Закон притяжения Куимби был убежден, что человек «сеет веру», ведомый либо Божественной Мудростью, либо собственными заблуждениями разума относительно «духовной материи», и, соответственно, пожинает или исцеление, или недуг. Это предполагает прямой процесс творения, исключающий посредников[38]. Центральным положением философии «Нового мышления» является утверждение, что человек в сложившейся ситуации берет ответственность на себя. И если внешние обстоятельства одержали над ним верх, значит, человек верил, что так оно и произойдет.
Позже теоретик «Нового мышления» Томас Тровард (1847-1916) сформулировал положение об «опосредствованном творении». Его концепция подразумевает, что человек посредством веры, чувства или выбора воздействует на бессознательное, но все же разумное проявление Бога, известное как Закон. Этот Закон автоматически придает четкую форму прежде бесформенной субстанции и, таким образом, преподносит человеку то, что он сознательно или бессознательно «заказывал». Другими словами, Закон — это посредник, связующее звено между выбором человека и конечным продуктом[40]. Участники проекта «Тайна» приписывают открытие Закона притяжения Чарльзу Энелу (1866-1949)[l]. Однако Энел лишь четко сформулировал механизмы действия Закона, описанного Томасом Тровардом. В книге «Мастер-ключ исполнения желаний» (1912) Энел изложил основные положения воздействия на Вселенский Разум:
Чарльз Энел выделил чувства, мысли и волю как три составляющие, которые реализуют веру человека. Общение с Богом как Личностью он заменил правильным умственным настроем и механическими действиями, воздействующими на Вселенную и согласованными с Законом притяжения. Боб Дойл, создатель программы «Богатство без пределов», говорит: «Закон притяжения — это закон природы. Он беспристрастен и не различает добра и зла, он просто принимает ваши мысли и возвращает их вам в виде переживаний и жизненных событий. Закон притяжения дает вам именно то, о чем вы думаете»[42]. Майкл Бернард Беквит, основатель «Духовного Центра Агапе» утверждает: «Ваши мысли — семена; ваш урожай зависит от того, какие семена вы бросили в почву»[43]. «Духовные наставники» уверяют читателя, что «процесс Творения, используемый в „Тайне“, заимствован из Нового Завета»[44]. Формула Творения проста: попросить, поверить, принять. Однако, рассмотрев предлагаемую последовательность действий, нетрудно заметить, насколько она согласуется с наставлениями Уоттлса или Энела и расходится с библейским учением о молитве. Лиза Николс, консультант по развитию личностных возможностей, рекомендует сначала отдать команду Вселенной, сообщив ей свои замыслы[45], а метафизик Джо Витале называет этот процесс «заказом вещей, переживаний и встреч из каталога»[46]. За этим следует уверенность в исполнении «заказа» и принятие его с положительным настроем. Следует ли благодарить Вселенную за столь усердный труд? Безусловно, так как «благодарность — это лучший способ привлечь в вашу жизнь больше хорошего»[47], — уверяет Марси Шимофф, президент компании, развивающей самосознание и творческий потенциал женщин. Закон притяжения — это не что иное как «кредо алчности»[48], рассчитанное на эгоистичных и недалеких «Алладинов», надеющихся заполучить безотказного джинна с заветными словами: «Слушаю и повинуюсь, мой господин!» В проекте «Тайна» он именуется Законом притяжения. Это и есть та самая Тайна жизни, которая раскрывается на двадцать первой странице книги Ронды Бёрн: «Тайна жизни — это Закон притяжения»[49]. Осознание «божественного Я», обретение «Сознания Христа», перепрограммирование мышления, сотворение собственной реальности и вера в Закон притяжения — все эти доктрины «новой духовности» являются развитием идей Финеаса Пакхерста Куимби и его последователей, которые отождествляли силы собственного разума с Творцом вселенной. Заключение Более ста лет назад потомки пуритан шагнули навстречу Вселенскому Разуму, вычеркнув из своего миропонимания Бога как Личность и заменив Его безличной Силой. «Обожествленное Я» сняло бремя греха и отказалось от искупительной смерти Иисуса Христа. То, что начиналось как салонные развлечения или лекции для широкой публики, приобрело форму разнообразных «наук», которые, в свою очередь, послужили религиозно-философской основой для множества метафизических культов. Вера в безграничные силы человеческого разума, методики концентрации воли, мыслей и эмоций для материализации мысли, казалось, решали повседневные проблемы существования человека, давали уверенность в завтрашнем дне и в огромном творческом потенциале человека. Заменяя Бога Отца на Вселенский Разум, а Иисуса Христа — на безличного посредника, именуемого Законом притяжения, человек лишается общения с Богом. Он превращается в «позитивно мыслящий» механизм, в жизни которого нет места состраданию, любви и другим эмоциям, способным отвлечь его от эгоистического достижения цели. На протяжении XX века желание воздействовать на Бога или Вселенную нашло свое отражение и в богословии «позитивного исповедания», которое требует от Бога исполнения молитв и возводит преуспевание в норму христианской жизни, а также в экспериментах последователей философии Новой Эры по трансформации сознания человека. Сегодня «мистический прагматизм» «Нового мышления» возвращается в виде модных ток-шоу, DVD- и Интернет-проектов, которыми занимаются профессиональные маркетологи, продюсеры и дизайнеры. Ронда Бёрн воспользовалась привычными средствами «духовных мастеров»: умело созданной аурой тайны, наивной верой публики в псевдонаучные утверждения и… наконец, обещанием возможности «стать как боги» (Быт.3:5). Тяга к эзотерическим знаниям возвращает нас к главной проблеме человека — к грехопадению и утрате отношений с Богом, попытке возвысить человека до уровня Творца (Рим.1:21-25). Лживые идеи «Нового мышления» не устаревают и вновь улавливают тех, «кто собирает себе сокровища на земле» (Мф.6:19-21). «Горячее стремление» участников проекта сделать человечество счастливым, здоровым и преуспевающим при помощи управления Вселенским Разумом обернется горем и для них самих и для тех, кто прислушивается к таким учителям: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет. 2:1-3). —Валерия Сорокина ПРИМЕЧАНИЯ a. Речь идет о двух ученых-физиках, работающих на периферии традиционной науки. Джон Хейджлин с 1984 года сотрудничает с Университетом Махариши, Фред Алан Вулф увлекается метафизикой. Вулф нередко подвергается критике за смешение научных данных в области исследования квантовых явлений с метафизическими гипотезами, истинность которых невозможно проверить научными методами. [Назад] ССЫЛКИ 1 Behrend, G. Your Invisible Power. [Назад] «Тайна» Ронды Бёрн: в чем секрет ее популярности? «Вы будете как боги», — шептал змей Еве в тени древа познания добра и зла (Быт. 3:5). Соблазнительная мысль — вместо того, чтобы поклоняться и служить Богу, мы сами можем обрести божественную власть — в последние годы всё чаще становится темой популярных ток-шоу и книжных бестселлеров. «Вы — Бог, явленный в человеческой форме», — уверяет читателя книга «Тайна», ставшая лидером продаж московского издательства «Эксмо» в 2008 году[1]. — «Вы созданы для совершенства»[2]. Миллионы людей, многие из которых, к тому же, причисляют себя к последователям Христа, уже купились на заманчивые обещания этого «духовного ширпотреба», который зачастую прикрывается словами, идеями и даже цитатами из Библии. Многие поверили, что идеи «популярной духовности» совместимы с христианством. На самом же деле эта духовность не имеет ничего общего с подлинными взглядами Христа и Его первых последователей. Возможно, ее проповедники и ссылаются на библейские тексты, но они не считают Библию авторитетным источником знаний о Боге. Чаще всего слова Христа и апостолов просто вырывают из контекста и переиначивают, чтобы использовать в качестве иллюстрации к духовным фантазиям, тешащим самолюбие человека. Если сравнить эти рассуждения с общим контекстом библейского учения, очевидно, что центральные идеи популярной духовности прямо противоречат Евангелию, которое возвестили Иисус и апостолы (см. Иуды 3).
Небиблейские идеи В чем же конкретно идеи, лежащие в основе книги «Тайна», противоречат библейской истине? Похоже, все «соавторы» этой книги в той или иной степени разделяют следующие четыре убеждения:
1. Могу ли я быть Богом? Что говорит «Тайна»?
Чему учили первые последователи Иисуса Христа?
ИСТИНА: ты — чудесное создание Божье, которому Он с любовью придал Свой образ и подобие… но ты не можешь стать Богом, и ты не обладаешь ни совершенной властью, ни совершенной мудростью. Ты был сотворен для того, чтобы поклоняться Богу, почитать и прославлять Бога за Его совершенную власть и мудрость и наслаждаться общением с Ним. 2. Какова цель моей жизни? Что говорит «Тайна»?
Чему учили первые последователи Иисуса Христа?
ИСТИНА: Бог сотворил тебя для того, чтобы ты возрастал в Его благодати и отражал своей жизнью Его славу. Он заранее определил цель твоей жизни — и эта цель гораздо прекраснее и лучше, чем любая цель, которую ты можешь придумать для себя сам. 3. Как желания влияют на мою жизнь? Что говорит «Тайна»?
Чему учили первые последователи Иисуса Христа?
ИСТИНА: Твои мысли, твое отношение к жизни действительно имеют значение, но твои «продолжительные мысли» не определяют ни события, ни обстоятельства твоей жизни. Причиной одних событий является неправильный выбор, другие происходят по причинам, необъяснимым для человеческого ума, а третьи являются результатом вмешательства Бога в человеческую историю — но ничто в этом мире не происходит без воли Божьей. 4. Где искать
истину? Что говорит «Тайна»?
Чему учили первые последователи Иисуса Христа?
ИСТИНА: Бог есть истина, и Его истина была открыта миру через Иисуса Христа. Сообщая истину о Божьей воле и Его участии в человеческой истории, Библия дает нам указания и ответы, в которых мы нуждаемся. — Д-р Тимоти Пол Джонс СНОСКИ 1. www.ksdbook.ru/news/news.html?id=59 [Назад] Данная статья представляет собой адаптированный перевод буклета Pop Spirituality and the Truth, выпущенного издательством Rose Publihing. Все права сохранены. По ту сторону «Тайны»
Есть ли в «Тайне» нечто тайное или новое? Ровным счетом ничего! Это в точности те же идеи, которые я изучала много лет, начиная с середины 1970-х годов. Их непосредственным источником является движение «Новое Мышление», которое, в свою очередь, восходит своими корнями к Эммануилу Сведенборгу, в XVIII столетие. Сведенборг и такие его последователи, как Антон Месмер и Финеас Куимби, учили, что Иисус был проводником, а не Путем; что болезнь является следствием неправильного мышления; что небеса и ад — это состояния разума; что на протяжении истории на разных людей сходил некий «дух Христа»; и что существует материальная энергия, манипулируя которой мы можем исцелять болезни так же, как Иисус. Идеи, стоящие за «Тайной» Однако эти идеи, в действительности, еще древнее, чем «Новое Мышление». Вера в то, что использование скрытых возможностей разума или воли может производить изменения в материальном мире, является также основой колдовства, которое в современной западной культуре именуется магией. Специалист по ритуальной магии Ананаил Каа утверждает:
Превращение нематериального в материальное и изменение реальности силой мысли — это отличительная особенность колдовства (магии). По сути, это стремление человека сделаться собственным богом и самому решать, что для него лучше, и в чем он нуждается, а потом попытаться материализовать желаемое. Многие проповедники Новой Эры заимствуют идеи «Нового Мышления», а проповедники самоусовершенствования — идеи как Новой Эры, так и «Нового Мышления». К примеру, специалист по самоусовершенствованию Энтони Роббинс утверждает: «То, что мы считаем истинным, что мы считаем возможным, становится истинным, становится возможным»[2]. Луиза Хэй — «целительница» и проповедница Новой Эры — провозглашает: «Каждый из нас своими мыслями и своими чувствами творит собственную жизнь»[3]. Люди, познавшие «Тайну» «Новое Мышление» повлияло на американскую культуру значительно сильнее, чем представляет себе большинство людей. Одна из принадлежащих движению веб-страниц так суммирует это влияние:
Что касается непосредственно проекта «Тайна», то его автор Ронда Бёрн открыто выражает признательность целому ряду людей, в числе которых есть приверженец психологической школы Карла Густава Джозеф Кэмпбелл, несколько пионеров «Нового Мышления», эксперт по самоусовершенствованию мормон Стивен Кови и писатель, проповедник идей Новой Эры Экхарт Толле. В числе «экспертов», чьи высказывания можно найти в фильме «Секрет» или книге «Тайна», можно упомянуть мастера фэн-шуй Мари Даймонд, популярных писателей и проповедников идей Новой Эры Джона Грэя (автора книги «Мужчины с Марса, а женщины с Венеры») и Нила Доналда Уолша, а также Боба Проктора, учившегося у одного из учеников проповедника «Нового Мышления» Наполеона Хилла (автора книги «Думай и богатей»).
Сама же Ронда Бёрн является ученицей супругов Джерри и Эстер Хикс, которые уверяют, что владеют методикой под названием «Наука осмысленного творения», якобы полученной от «Авраама» — только не библейского патриарха Авраама, а одноименной «группы очевидно развитых учителей», которые «сообщают свою более широкую нематериальную точку зрения через материальное тело Эстер»[5]. По существу, Эстер Хикс получает свои учения от неких духовных существ. Вот некоторые пункты учения Авраама, опубликованные на сайте супругов Хикс:
Обратите внимание, что все эти пункты говорят о «тебе» — в них нет ни слова о Боге, о Христе, об ответственности за своим поступки. Человек превращается в бога, управляющего собственной жизнью посредством желаний. Работает ли «Тайна»? «Работает — не работает» далеко не всегда является надежным критерием, ибо такой подход ничего не говорит о нравственной или духовной природе обсуждаемого явления. Когда в основе учения лежат некие духовные «истины» — как и обстоит дело в случае «Тайны», — вопрос о том, работает оно или нет, становится еще менее важным. Когда я увлекалась учением Новой Эры и астрологией, я видела многое, что работает (реально или воображаемо), но все эти приемы были основаны на учениях, несовместимых с истинным Богом, и теперь я никогда бы не стала их использовать. Уже доказано, что «Тайна» несовместима с Богом, Иисусом и Библией, и всякий, кто добровольно предпочитает следовать ее идеологии, делает это на свой страх и риск. «Тайна» оборачивается пустышкой, потому что в ней нет места любящему Богу, а есть лишь механистическая «вселенная», автоматически реагирующая на правильную методику. Настоящий Иисус замечателен тем, что Он принес очень простую весь: верой в Него человек обретет вечную жизнь. В Его учении нет ни сложной философии, ни эзотерических посланий, ни «тайных» методик. Без истинного Иисуса вы никогда не достигнете удовлетворения, сколько бы ваших желаний ни исполнилось.
«Тайна» и Иисус Философия «Нового мышления» возвышает человека и принижает Иисуса, Который, согласно этому учению, был простым человеком, осознавшим свою внутреннюю божественность (присущую всем людям) и знавшим, как пользоваться скрытыми возможностями разума. Это осознание собственной божественности, именуемое «духом Христа» или «Сознанием Христа», могут обрести все люди — Иисус всего лишь «показал им путь». «Новое Мышление» (как и Движение Новой Эры) отрицает существование греха, зла и сатаны. Участники проекта «Тайна» цитируют слова Иисуса вне контекста и объединяют Его с Авраамом, Исааком, Иаковом, Иосифом и Моисеем, называя его проповедником преуспевания и миллионером, ведшим более роскошный образ жизни, чем некоторые нынешние богачи[6]. Конечно же, это не стыкуется с собственными словами Иисуса о том, что у лисиц есть норы, и у птиц гнезда, а «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). Иисус учил людей не стремиться к богатству (Мф. 6:19-21; Лк. 12:15-34; 16:14), говорил, что богатому трудно попасть на небеса (Мф. 19:23-24; Мк. 10:25; Лк. 18:25), и заповедал прежде всего искать Царства Божьего и правды его (Мф. 6:33). Майкл Беквит, которому принадлежит заметная роль в фильме и книге, также написал положительную рецензию на книгу, которая проповедует идеи Новой Эры, якобы полученные контактерами от Бога. Помимо прочего Бог якобы сообщил им, что «Сознание Христа — это понимание Единства вашей природы с Моей»[7]. Далее «Бог» говорит, что Иисус — не Спаситель, но всего лишь «представитель божественной природы», и что Иисус и Христос — не одно и то же. «Сознание» того, что человек един с Богом — вот «определение слова „Христос“»[8]. Идея о том, что Иисус и «Христос» — не одно и то же, и что Иисус не уникален, является фундаментальной догмой как «Нового Мышления», так и Новой Эры. Любое учение, претендующее не то, что оно раскрывает «тайные» законы, которые нельзя найти путем обычного познания, — это несомненный признак оккультной философии. Проповедники «Тайны» игнорируют слова Иисуса в Иоанна 18.20: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего». — Марсия Монтенегро СНОСКИ 1. Ananael Qaa. Ritual Magick vs. Positive Thinking [Назад] Данный материал составлен из двух статей М. Монтенегро — The Secret: A Cosmic Dream Machine и More On The Secret: Chicken Bones For The Hungry Soul. Все права сохранены. Кондо Ж. -Ш., Кондо-Динуччи Н. Критическая работа канадцев Жана-Шарля Кондо и Наташи Кондо-Динуччи «Анти-Тайна» является результатом тщательного исследования «коммерческой аферы» под названием «Тайна». Авторы шаг за шагом развенчивает теории, выдвинутые в бестселлере Ронды Бёрн, и проливают свет на «закулисную» историю создания проекта. Раскрывая сущность «Тайны», они обращаются к метафизическим корням позитивного мышления и проводят параллели с оккультными практиками. Авторы также раскрывают тревожные симптомы «сектантского мышления» последователей закона притяжения. «Тайна» оказывается не чем иным, как мощным инструментом манипуляции людьми, приманкой для людей, жаждущих счастья, здоровья и материального благополучия. После консультации с психологами, физиками и специалистами по культам авторы книги пришли к выводу: экспертная оценка ученых полностью подрывает «псевдонаучную» базу «Тайны». РАДИОПРОГРАММА «ЩИТ ВЕРЫ» НА ТРАНСМИРОВОМ РАДИО Два раза в месяц по пятницам с 20:00 до 21:00 в прямой эфир выходит радиопрограмма «Щит веры», подготовленная Трасмировым радио совместно с Центром апологетических исследований. Вещание ведется на волнах Семейного радио г. Тарту (частоте 1035 кГц СВ (АМ)). Если Вы живете вне зоны уверенного приема, то можете слушать передачи в прямом эфире через сеть Интернет. Ваши вопросы могут стать темами ближайших программ. Присылайте свои вопросы на адреса Центра или задавайте вопросы на нашем сайте в рубрике «Вопрос-ответ». КАК ПРИСЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ» Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований. Реквизиты для почтового перевода:
Реквизиты для банковского перевода:
С благодарностью получил от вас пакет с двумя последними выпусками «Вестника ЦАИ» за прошлый год. Ваше издание по-прежнему представляет для меня большой интерес. В нем я нахожу подробную информацию о зарубежных и наших доморощенных сектах и культах. Очень интересна, в частности, статья о Пауло Коэльо. Моё пожелание к вам — больше рассказывать об отечественных культах и культистах, таких, например, как описанная вами Наталия Правдина… В чем их вред для людей с неустойчивой психикой, поддающихся различным внушениям извне. Как обманутые мошенниками жертвы могут обрести спокойствие и душевное равновесие, обратившись к Христу. — В. Г., Московская обл Благодарим Вас за книги «Рассуждая со Свидетелями Иеговы» и «Движение веры». Несомненно, они нам помогут! В г. Пугачеве Свидетели Иеговы активно распространяют свои журналы «Сторожевая башня». Сейчас их около 10 человек, мы владеем информацией, что они посланы миссионерами на три года. Они ходят по домам, и теперь весь город в их журналах! Мы послали информацию в СМИ, они могут также посодействовать в предупреждении населения об опасности этого ложного учения. Будем вам весьма благодарны, если вы вышлете брошюры об их организации и для самих Свидетелей. Было бы полезно, если бы Вы подтвердили нашим СМИ, что Свидетели Иеговы опасный культ. Да благословит Вас Господь! Вы очень нужны обществу! — Р. В., Саратовская обл. У меня есть всего один трактат «Четыре опасности Организации Свидетелей Иеговы». Там просто, ясно и доступно раскрывается вся лживая сущность этой организации. В нашем городе, да и во всем районе они активно распространяют свое лжеучение, и многие люди попадают в их сети. У нас же совсем почти нет литературы, которая открывала бы непросвещенным людям ложность учения иеговистов. И если у вас есть такая возможность, то, пожалуйста, вышлите эти трактаты. Потребность в такой литературе большая. Господь призывает нас совершать труд благовестия на ниве Его, пока время благоприятное. — Александр, Архангельская обл. Наша читательница Ирина Кутепова из Орловской области примет в дар литературу апологетического и духовного содержания — книги, журналы, газеты. ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА Руководитель проекта: Павел Столяров. Главный редактор: Дмитрий Розет Отдел рассылки: Валерия Сорокина Центр апологетических исследований |
В избранное | ||