Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник ЦАИ №42


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№ 42
январь-апрель 2009

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


Дорогие читатели!

В начале 1998 года мы выпустили первый номер «Вестника Центра апологетических исследований». За прошедшие одиннадцать лет своими статьями мы старались отвечать на самые актуальные и трудные вопросы современной христианской апологетики. Мы видим, что информированность в сфере культовых учений дает возможность совершать обдуманные поступки и избегать страшных ошибок. Мы также верим, что Господь призывает каждого из нас «подвизаться за веру, однажды преданную святым» и уберечь тем самым многих от лжеучений.

Мы нуждаемся в вашей помощи, молитвенной и духовной поддержке! Нам очень важно знать, какие проблемы с лжеучениями беспокоят ваши общины! Без ваших откликов и свидетельств наш труд может оказаться неактуальным или даже ненужным. Ваши письма поддерживают нас в работе и позволяют находить лучшие аргументы в диалогах с культистами. В свою очередь, все наши усилия и средства мы направляем на то, чтобы любой человек мог иметь доступ к современным исследованиям в области христианской апологетики и новых религиозных движений.

Пишите нам по адресу: Россия, 194044, Санкт–Петербург, а/я 954. Центр апологетических исследований или Russia@Apologetika.ru


«Тайна» алчности

Просите, словно уже получили, и дано будет вам...
— Женевьева Беренд, «Ваша невидимая сила»
[1]

Триумфальное шествие «Тайны»

Тайна жизни теперь доступна обыкновенным людям! В 2004 году Ронда Бёрн, телепродюсер из Австралии, прочитала книгу американца Уоллеса Уоттлса «Наука о том, как стать богатым» (The Science of Getting Rich, 1910) и ухватилась за нее, как за спасительную соломинку. К тому времени Бёрн пребывала в панике: внезапная смерть отца, неурядицы в семье и на работе, бизнес на грани банкротства повергли ее в отчаяние, которое «стало началом пути к величайшему дару»[2]. Прагматичный подход Уоттлса, который писал: «[Книга] предназначена для людей, остро нуждающихся в деньгах, которые желают сначала разбогатеть, а потом уже философствовать»[3], — подсказал ей, как можно выбраться из финансового кризиса, а заодно сделать себе имя и «одарить» все человечество. Неудивительно, что, обретя истину и начав новую жизнь[4], Бёрн ощутила «жгучее желание поделиться тайной с целым миром...»[5] и запустила новый проект, принесший ей миллионные прибыли.

Ронда Бёрн

Посвятив в «Тайну» свою телевизионную съемочную группу, Ронда Бёрн отправилась в США, где отсняла интервью с пятидесятью пятью «специалистами» — учителями «новой духовности» и тренерами личностного роста, метафизиками и учеными[a], исследующими возможности сознания человека, специалистами по фен-шуй и нетрадиционной медицине. Советы двадцати четырех из них вошли в фильм под названием The Secret («Тайна»), выпущенный на DVD в 2006 году и положивший начало целому бренду под тем же названием. «Тайна» Ронды Бёрн получила феноменальное признание: в течение трех месяцев 2007 года фильм и одноименная книга держались на вершине чартов крупнейших международных Интернет-магазинов, а газета «Нью-Йорк Таймс» назвала «Тайну» бестселлером номер один. Как утверждается на веб-сайте проекта, «только в англоязычном мире продано 7 900 000 книг», и на сегодняшний день «книга переведена на 39 языков в 41 стране»[6]. Дважды, в 2007 и 2008 годах, журнал «Тайм» включал Ронду Бёрн в список самых влиятельных людей планеты[7], а в 2007 году ее имя оказалось в списке «100 самых известных людей» журнала «Форбс»[8].

Чем же так привлекательна «Тайна»? Обещанием счастья, здоровья и процветания. Недаром представители разнообразных сфер «духовной деятельности» в один голос утверждают, что «тайна жизни — это закон притяжения... самый могущественный закон во Вселенной»[9], что «единый Вселенский Разум вездесущ, он присутствует в человеке — проводнике Вселенной, ее творце»[10], и поэтому «человек — духовное существо, энергетический магнит, ему доступен неограниченный запас идей»[11], которые он способен материализовать, потому что «мысль творит будущее»[12]. Эти идеи, завладевшие умами американцев более ста лет назад, вновь нашли свою аудиторию благодаря популяризации философии движения «Новое мышление».

Особый интерес к «Тайне» проявили посетители книжных магазинов, торгующих литературой Новой Эры, а также прихожане церквей «Христианская школа единства», «Наука Разума» и «Международный Духовный Центр Агапе», принадлежащих к течению «Новая мышление»[13].

Формирование «Нового мышления»

Эммануил Сведенборг

«Новое мышление» (New Thought) — это сплав мистического пантеизма[b] и прагматического отношения к жизни, свободное объединение религиозных групп, светских общественных организаций, писателей, философов, разделяющих убеждения об эффективности позитивного мышления, «законе притяжения», исцелении и творческой визуализации мысли[14]. Хотя «Новое мышление» не является монолитным движением и не предлагает единообразного учения, его современные приверженцы, как правило, признают неразделимое единство Бога и человека, которое осознается путем мистического опыта или духовной интуиции и выражается в способности человека физически, эмоционально и материально копировать Божественное совершенство. Бог управляет Вселенной посредством законов, которые кажутся материальными, но в действительности имеют духовную природу. Человек, в свою очередь, представляет собой невидимое духовное существо, которое пребывает в физическом теле и раскрывается как дух после смерти. Царство Небесное находится внутри человека, и потому человек говорит о себе: «Я есмь»[15]. Декларация принципов «Нового мышления» подчеркивает, что эта философия «опирается на учение Иисуса Христа и других просветленных учителей», но не отрицает «возможность пересмотра религиозных воззрений вследствие эволюции понимания реальности»[16].

Франц Антон Месмер

История «Нового мышления» уходит корнями в учение Эммануила Сведенборга (1688-1772)[c], который полагал, что человеку на протяжении жизни суждено пройти три ступени: на первой, натуральной ступени, человек предрасположен и к добру, и ко злу; на второй, рациональной, он сознательно выбирает между добром и злом, а на третьей, духовной, он раскрывается или как добрый, или как злой дух[17]. Бытие, по его словам, существует в двух планах: духовном и физическом, — причем физический является лишь отражением духовного. «Материи, как самостоятельного бытия, по Сведенборгу, вовсе не существует, а независимость материальных явлений от их духовных причин и целей есть лишь обманчивая видимость субъективного происхождения»[18]. Сведенборг подчеркивал необходимость развития интуиции и воображения, противопоставляя их разуму. По его мнению, человек сам навлекает на себя болезни нечестивыми помыслами и желаниями, но ему доступна энергия, манипулируя которой, можно исцелять подобно Христу[19].

Толчком к развитию философии «Нового мышления» послужили лекции-демонстрации теории Месмера[d] в Новой Англии[e]. В 1830-х годах американцам было почти ничего неизвестно о «животном магнетизме». Атмосфера цирка, царившая во время гипнотических сеансов, проводимых французом Шарлем Пуаеном, едва ли способствовала признанию научной достоверности гипнотизма, однако публичные сеансы Пуаена, по мнению исследователя-психолога Роберта Фуллера, эффективно стимулировали «воображение публики с помощью новых „фактов“ о природе человека»[20]. Постепенно гипнотизм прижился в американской культуре, отошедшей от общепризнанной религии и стремящейся к новой духовности, которая придавала особое значение исследованию прежде скрытых возможностей человеческого разума, контакту с трансцендентными высшими духовными силами и достижению внутренней гармонии через самосовершенствование[21].

Финеас П. Куимби

К концу 1870-х годов в США насчитывалось свыше одиннадцати миллионов последователей Сведенборга, универсалистов[f] и спиритуалистов[g], которые нашли в гипнотизме близкое по духу и, как им казалось, научное толкование возможностей человеческого разума. Начало философии «Нового мышления» положили работы Финеаса Паркхерста Куимби (1802-1866), который впервые заинтересовался гипнотизмом именно на лекции Пуаена. Начав карьеру целителя-месмериста, Куимби постепенно пришел к выводу, что состояние здоровья человека целиком зависит от веры и ожиданий пациента, следовательно, недомогание и болезнь можно исцелить положительным мышлением и правильным отношением, изменив представления человека о болезни, то есть использовать лечение внушением[22]. Выстраивая свою «науку об умственном исцелении», Куимби полагался на учение сведенборгиан и спиритуалистов. Его «наука» основывалась на двух принципах: идее «Христа внутри» или Божественной Мудрости, которая является руководством для духовного толкования Библии, и идее, что все причинно-следственные связи носят умственный и духовный характер, то есть «каждое явление, принимающее форму тела, прежде родилось в уме»[23].

В середине XIX века в США развивается философия трансцендентализма — духовная и культурная альтернатива суровому пуританскому богословию[h], которое, по мнению пастора и поэта Уильяма Чэннинга, «превратно истолковало Бога и превратило его в чудовище»[24]. Религиозные взгляды трансценденталистов, характерные для эпохи романтизма[i], отстаивали тождество души человека, мира и Бога, проповедовали духовное самосовершенствование и очищающую близость к природе, противопоставляя интуитивный духовный опыт учению традиционных церквей. К обществу трансценденталистов в разное время принадлежали поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон, писатель и общественный деятель Генри Торо, журналистка Маргарет Фуллер, стоявшая у истоков феминистского движения, педагог Бронсон Олкотт, проповедник и аболиционист Теодор Паркер.

Ральф. У. Эмерсон

Алан Андерсон, соучредитель Общества изучения метафизической религии, утверждает, что в 1880-х годах «Новое Мышление» признало сходство между учением трансцендентализма и убеждениями Куимби. Кроме того, Андерсон полагает, что «Новое мышление» впитало индуистское мировоззрение — благодаря трудам Эмерсона и влиянию Свами Вивекананды, в 1893 году выступившего на первом Парламенте мировых религий. В целом, метафизика «Нового мышления» объединила восточное мировоззрение, отрицающее реальность материального мира, с западным, в значительной степени христианским пониманием мира как божественного творения[25].

Эрнст Холмс

Деятельность Куимби стала отправной точкой развития «Христианской науки» Мэри Бэкер Эдди, «Христианской школы единства» супругов Филлмор и «Божественной науки» Мелинды Крамер и Ноны Брукс. За исключением «Христианской Науки», все эти метафизические культы относятся к движению «Новое мышление» и придерживаются панентеистического мировоззрения. Панентеизм, или трансцендентный (мистический) пантеизм, воспринимает Бога не столько как Творца, сколько как вечную живую силу, стоящую за Вселенной. Мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется во Вселенной, а превосходит ее[26].

Проповедники «Нового мышления» продолжают использовать христианскую терминологию, но трактуют библейское учение совершенно неортодоксальным образом. Они четко разделяют Иисуса и Христа. Иисус — это обычный человек, возвысившийся до осознания своей божественной природы, т.е. Христа[27]. Эрнст Холмс (1887-1960), создатель «Науки Разума», дает следующее определение понятия «Христос»:

Христос — полное воплощение Бога, от растения до ангела; от маленького человека до Вселенной во всех ее проявлениях. Христос в Человеке несет Вселенскую идею Сыновства, Совершенного Человека, такого, как должен пребывать в Божьем Разуме[28]... Каждый человек разделяет Природу Христа в той степени, в какой Христос раскрывается через него, до этой степени он сам становится Христом[29].

Рождение нового жанра

Своим распространением учение об «умственном исцелении» во многом обязано ученикам Куимби: Джулиусу и Анетте Дрессер, Уоррену Фелту Эвансу[j] и Эмме Хопкинс[k]. Они сумели создать полноценную философию «позитивного мышления», применимую в повседневных делах обычных американцев, результатом которой, как отмечает Фуллер, стало «слепое использование психологии „умственного исцеления“ для получения надежных решений в сфере бизнеса, личных и бытовых проблем»[30].

Джулиус Дрессер

Анетта Дрессер

Уоррен Фелт Эванс

Эмма Кёртис Хопкинс

В основе мировоззрения «Нового мышления» лежит предположение о том, что существует взаимосвязь между сознанием человека (его мыслями и состоянием ума) и его физическим и материальным состоянием. Таким образом, коренная причина физических и материальных ограничений человека (таких как болезнь, бедность, старение и смерть) кроется в узости мышления или состоянии сознания, которое принимает реальность данных ограничений. Источником этих «ошибочных мыслей» или ограниченного сознания является «смертный разум». Конструктивные мысли, напротив, создают позитивные условия. Бог — наивысший источник позитивного сознания, он понимается как Божественный Разум. В итоге, сущность позитивного мышления понимается как закон природы, а совершенное владение процессом — как научное предприятие[31].

Бесконечный Разум, несущий идеи, находится у ног человека со всеми своими ресурсами, и то, что мы есть, или то, чем мы становимся, — результат усилий накапливания в нашем собственном сознании всех атрибутов бесконечного Разума. Мы уяснили, что можем аккумулировать идеи власти, силы, жизни, любви и достатка...[32]

Иисус сказал людям: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Однако совсем не принадлежность к определенной церкви принесет вам благосостояние, ибо «праведность» сообразуется не с особыми религиозными убеждениями, а с законом правильного мышления, независимо от вероисповедания, учения или формы религиозного поклонения[33].

В конце XIX века «Новое мышление» породило особый жанр литературы — книги по самоусовершенствованию, в том числе практические руководства по достижению успеха в различных областях жизни. «Как бы не прославлялась бедность, факт остается фактом — невозможно вести полноценную и успешную жизнь, не будучи богатым»[34], — заявляет Уоллес Уоттлс. Автор «Науки о том, как стать богатым» говорит о мыслящей субстанции, из которой создано все сущее, и которая в первичном состоянии «пронизывает, проникает и наполняет все внутреннее пространство»[35]. Человек способен создавать предметы, внушая бесформенной субстанции свои мысли и заставляя ее воспроизводить то, о чем он думает. Для достижения желаемого результата необходимо настроиться на созидание и нарисовать себе четкий образ желаемого. Далее, Уоттлс советует читателям сосредоточиться на этом образе с твердым намерением получить желаемое и с непоколебимой верой в положительный результат, игнорировать все то, что может ослабить намерение, затуманить созданный образ или охладить веру[36].

Уоллес Уоттлс

Фрэнк Ч. Хеддок

Наполеон Хилл

Уильям Аткинсон

Чарльз Энел

Томас Тровард

Уоллес Уоттлс, Фрэнк Ченнинг Хеддок, Наполеон Хилл, Уильям Аткинсон, Чарльз Энел, Томас Тровард и многие другие сделали веру в силу разума настоящей идеологией. Таким образом, некогда популярный месмеризм растворился в культе силы позитивного мышления[37]. В XXI веке традиция создания литературы по личностному росту и достижению успеху не прервалась: содержание книг и тренингов участников проекта «Тайна» (Майкла Бернарда Беквита, Ли Брауэра, Джека Кенфилда, Боба Дойла, Хейла Двоскина, Лизы Николс, Боба Проктора, Джеймса Артура Рэя, Марси Шимофф, Джо Витале, Нила Доналда Уолша и др.) мало чем отличается от «науки» пионеров «Нового мышления».

Майкл Бернард Беквит

Ли Брауэр

Джек Кенфилд

Боб Дойл

Хейл Двоскин

Лиза Николс

Джеймс Артур Рэй

Боб Проктор

Марси Шимофф

Джо Витале

Нил Донад Уолш

 

Закон притяжения

Куимби был убежден, что человек «сеет веру», ведомый либо Божественной Мудростью, либо собственными заблуждениями разума относительно «духовной материи», и, соответственно, пожинает или исцеление, или недуг. Это предполагает прямой процесс творения, исключающий посредников[38]. Центральным положением философии «Нового мышления» является утверждение, что человек в сложившейся ситуации берет ответственность на себя. И если внешние обстоятельства одержали над ним верх, значит, человек верил, что так оно и произойдет.

Все зло, печаль, невзгоды и бедность в этом мире присущи человеку и являются непосредственным результатом удаления из его жизни, сознательно или неосознанно, прямо или косвенно, гармонии с Силой, которая трудится ради праведности и, следовательно, ради цельности и совершенства[39].

Позже теоретик «Нового мышления» Томас Тровард (1847-1916) сформулировал положение об «опосредствованном творении». Его концепция подразумевает, что человек посредством веры, чувства или выбора воздействует на бессознательное, но все же разумное проявление Бога, известное как Закон. Этот Закон автоматически придает четкую форму прежде бесформенной субстанции и, таким образом, преподносит человеку то, что он сознательно или бессознательно «заказывал». Другими словами, Закон — это посредник, связующее звено между выбором человека и конечным продуктом[40].

Участники проекта «Тайна» приписывают открытие Закона притяжения Чарльзу Энелу (1866-1949)[l]. Однако Энел лишь четко сформулировал механизмы действия Закона, описанного Томасом Тровардом. В книге «Мастер-ключ исполнения желаний» (1912) Энел изложил основные положения воздействия на Вселенский Разум:

1. Существует лишь одно Сознание, которое пронизывает и заполняет всю Вселенную, оно всемогуще, всеведуще и вездесуще. Оно есть «всё во всём».
2. Внешний мир является отражением внутреннего. Во внутреннем мире мы можем найти бесконечную Мудрость, бесконечную Силу, бесконечный Источник всего необходимого.
3. Вселенский Разум представляет собой статическую, или потенциальную энергию. Он вездесущ, следовательно, он — наш «внутренний мир», наш дух, наша жизнь.
4. Каждый человеческий разум — лишь индивидуализация Вселенского, Космического разума. Когда человек думает, мысль по самой своей природе обречена воплотиться в объективную реальность или обстоятельства, соответствующие первоисточнику этой мысли.
5. Разум созидателен. Он старается выразить себя в форме. Мысль создает форму, или матрицу, по которой отливается материя.
6. С внутренним миром нас связывает подсознательный, или субъективный разум. Настрой же разума неизбежно зависит от того, что мы думаем. Следовательно, секрет всякой силы, всякого достижения и всякого обладания — в способе нашего мышления. Разлад, дисгармония, нужда и ограничение — результат неправильного мышления.
7. Способность человека мыслить — это его способность воздействовать на Вселенский Разум и проявлять его.
8. Закон Притяжения — это Закон, по которому Вера воплощается в жизнь. Мы знаем, что цель Вселенской Мысли — сотворение формы, и знаем, что мысль человека, подобно ей, всегда пытается выразиться в форме.
9. На любом плане бытия действует истина: многое привлекает к себе еще большее.
10. Визуализация — это процесс создания мысленных образов, а образ есть форма, или шаблон, который служит образцом для будущего. Искреннее Желание породит Уверенное Ожидание, которое будет подкрепляться Твердым Требованием. Искреннее Желание — это чувство, Уверенное Ожидание — это мысль, а Твердое Требование — это воля. Эти три вещи не могут не привести к Достижению[41].

Чарльз Энел выделил чувства, мысли и волю как три составляющие, которые реализуют веру человека. Общение с Богом как Личностью он заменил правильным умственным настроем и механическими действиями, воздействующими на Вселенную и согласованными с Законом притяжения. Боб Дойл, создатель программы «Богатство без пределов», говорит: «Закон при­тяжения — это закон природы. Он беспристрастен и не различает добра и зла, он просто принимает ваши мысли и возвращает их вам в виде переживаний и жизненных событий. Закон притяжения дает вам именно то, о чем вы думаете»[42]. Майкл Бернард Беквит, основатель «Духовного Центра Агапе» утверждает: «Ваши мысли — семена; ваш урожай зависит от того, какие семена вы бросили в почву»[43].

«Духовные наставники» уверяют читателя, что «процесс Творения, используемый в „Тайне“, заимствован из Нового Завета»[44]. Формула Творения проста: попросить, поверить, принять. Однако, рассмотрев предлагаемую последовательность действий, нетрудно заметить, насколько она согласуется с наставлениями Уоттлса или Энела и расходится с библейским учением о молитве. Лиза Николс, консультант по развитию личностных возможностей, рекомендует сначала отдать команду Вселенной, сообщив ей свои замыслы[45], а метафизик Джо Витале называет этот процесс «заказом вещей, переживаний и встреч из каталога»[46]. За этим следует уверенность в исполнении «заказа» и принятие его с положительным настроем. Следует ли благодарить Вселенную за столь усердный труд? Безусловно, так как «благодарность — это лучший способ привлечь в вашу жизнь больше хорошего»[47], — уверяет Марси Шимофф, президент компании, развивающей самосознание и творческий потенциал женщин.

Закон притяжения — это не что иное как «кредо алчности»[48], рассчитанное на эгоистичных и недалеких «Алладинов», надеющихся заполучить безотказного джинна с заветными словами: «Слушаю и повинуюсь, мой господин!» В проекте «Тайна» он именуется Законом притяжения. Это и есть та самая Тайна жизни, которая раскрывается на двадцать первой странице книги Ронды Бёрн: «Тайна жизни — это Закон притяжения»[49].

Осознание «божественного Я», обретение «Сознания Христа», перепрограммирование мышления, сотворение собственной реальности и вера в Закон притяжения — все эти доктрины «новой духовности» являются развитием идей Финеаса Пакхерста Куимби и его последователей, которые отождествляли силы собственного разума с Творцом вселенной.

Заключение

Более ста лет назад потомки пуритан шагнули навстречу Вселенскому Разуму, вычеркнув из своего миропонимания Бога как Личность и заменив Его безличной Силой. «Обожествленное Я» сняло бремя греха и отказалось от искупительной смерти Иисуса Христа. То, что начиналось как салонные развлечения или лекции для широкой публики, приобрело форму разнообразных «наук», которые, в свою очередь, послужили религиозно-философской основой для множества метафизических культов. Вера в безграничные силы человеческого разума, методики концентрации воли, мыслей и эмоций для материализации мысли, казалось, решали повседневные проблемы существования человека, давали уверенность в завтрашнем дне и в огромном творческом потенциале человека. Заменяя Бога Отца на Вселенский Разум, а Иисуса Христа — на безличного посредника, именуемого Законом притяжения, человек лишается общения с Богом. Он превращается в «позитивно мыслящий» механизм, в жизни которого нет места состраданию, любви и другим эмоциям, способным отвлечь его от эгоистического достижения цели.

На протяжении XX века желание воздействовать на Бога или Вселенную нашло свое отражение и в богословии «позитивного исповедания», которое требует от Бога исполнения молитв и возводит преуспевание в норму христианской жизни, а также в экспериментах последователей философии Новой Эры по трансформации сознания человека. Сегодня «мистический прагматизм» «Нового мышления» возвращается в виде модных ток-шоу, DVD- и Интернет-проектов, которыми занимаются профессиональные маркетологи, продюсеры и дизайнеры. Ронда Бёрн воспользовалась привычными средствами «духовных мастеров»: умело созданной аурой тайны, наивной верой публики в псевдонаучные утверждения и… наконец, обещанием возможности «стать как боги» (Быт.3:5). Тяга к эзотерическим знаниям возвращает нас к главной проблеме человека — к грехопадению и утрате отношений с Богом, попытке возвысить человека до уровня Творца (Рим.1:21-25). Лживые идеи «Нового мышления» не устаревают и вновь улавливают тех, «кто собирает себе сокровища на земле» (Мф.6:19-21). «Горячее стремление» участников проекта сделать человечество счастливым, здоровым и преуспевающим при помощи управления Вселенским Разумом обернется горем и для них самих и для тех, кто прислушивается к таким учителям:

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет. 2:1-3).

—Валерия Сорокина

ПРИМЕЧАНИЯ

a. Речь идет о двух ученых-физиках, работающих на периферии традиционной науки. Джон Хейджлин с 1984 года сотрудничает с Университетом Махариши, Фред Алан Вулф увлекается метафизикой. Вулф нередко подвергается критике за смешение научных данных в области исследования квантовых явлений с метафизическими гипотезами, истинность которых невозможно проверить научными методами. [Назад]
b. Мистический пантеизм или панентеизм видит в Боге конечного и изменяющегося управителя делами мира, работающего в сотрудничестве с миром, чтобы достичь высшего совершенства в Своей сущности (см. Н. Гайслер, «Энциклопедия христианской апологетики», с. 694-700). [Назад]
c. Сведенборг (Swedenborg) Эммануил (1688-1772) — шведский ученый-естествоиспытатель, изобретатель, теософ и мистик. Сведенборг сформулировал собственное учение о Боге, человеке, спасении, небесах, аде и Страшном суде. [Назад]
d. Месмер (Mesmer) Франц Антон (1734-1815) — австрийский врач, создатель учения о «животном магнетизме» («месмеризме»). В 1776 г. пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента благодаря не самому магниту, а таинственной силе (флюиду), исходящей от магнетизера. По его представлениям, планеты действуют на людей посредством неких магнитных сил, которые можно накапливать и передавать с целью устранения болезней. [Назад]
e. Новая Англия (англ. New England) — регион на северо-востоке США, включающий в себя штаты Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Хэмпшир, Род-Айленд и Вермонт. Английские пуритане, бежавшие из Европы от религиозных преследований, основали колонию в Новой Англии в 1620 году. [Назад]
f. Универсалисты — приверженцы учения о возможности спасения всех людей. Впервые это учение было сформулировано Оригеном в III веке. Как организованное течение универсализм возник в Северной Америке в эпоху Просвещения благодаря группе немецких эмигрантов-радикальных пиетистов. Первая универсалистская церковь в Глостере (шт. Массачусетс) основана англичанином Джоном Мюрреем (1741–1815) в 1779 году. [Назад]
g. Спиритуалисты(фр. spiritualisme и от лат.spiritualis— духовный) — последователи религиозно-философского течения, в основе которого лежит вера в возможность общения с духами умерших посредством медиумов. Основные положения спиритуализма содержатся в «Декларации принципов», принятой в 1899 Национальной спиритуалистской ассоциацией церквей, созданной в 1893 году в Чикаго, США. Основы спиритуализма заложили Эммануил Сведенборг, Франц Месмер и целитель-месмерист Эндрю Дж. Дэвис, которые исследовали вопросы, связанные с посмертной жизнью души и искали возможностей общения с потусторонним миром. [Назад]
h. Пуритане (англ. Puritans, от лат.puritas — чистота) — последователи кальвинизма в Англии в XVI-XVII веках, выступавшие против абсолютизма и за углубление Реформации. Пуританское богословие основано на Вестминстерском исповедании веры — кратком изложении кальвинистского учения, разработанном Вестминстерской ассамблеей в период Английской революции XVII века и утверждённом в качестве официального учения пресвитерианских церквей Шотландии (1647) и Англии (1648). Пуритане делились на умеренное (пресвитериане) и радикальное (конгрегационалисты) течения. [Назад]
i. Романтизм (фр. Romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века-первой половины XIX века. Романтизм характеризует утверждение ценности духовной и творческой жизни личности, изображение сильных страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. [Назад]
j. Эванс (Evans) Уоррен Фелт (1817-1889) — пациент Куимби и верный последователь его «науки об умственном исцелении». Эванс объединил идеи Куимби с элементами философии немецкого идеализма, трансцендентализма Эмерсона, учения сведенборгиан и получил «эзотерическое» христианство, которое во многом послужило прообразом философии движения Новой Эры. [Назад]
k. В последнее время особую роль в становлении «Нового мышления» американские религиоведы отводят писательнице-мистику Эмме Кёртис Хопкинс (1849–1925), считая ее забытым основателем движения. Хопкинс известна как «учитель учителей», так как многие ее последователи оказали значительное влияние на развитие «Нового мышления». См. Melton J.G. New Thought’s Hidden History: Emma Curtis Hopkins, Forgotten Founder, 1995; Harley G.M. Emma Curtis Hopkins: Forgotten Founder of New Thought, 2002. [Назад]
l. Энел (Haanel) Чарльз Ф. (1866-1949) — американский предприниматель, автор 24-недельного курса заочного обучения «Мастер-ключ» (1917), ставшего образцом литературы по достижению успеха, основанной на философии «Нового мышления». [Назад]

ССЫЛКИ

1 Behrend, G. Your Invisible Power. [Назад]
2 Бёрн Р. Тайна. М., Эксмо; СПб.: Домино, 2008, с. 9. [Назад]
3 Wattles, W. D. The Science of Getting Rich, preface. [Назад]
4 Бёрн. Тайна, с. 15. [Назад]
5 Указ. соч, с. 9. [Назад]
6 www.tajna.ru. [Назад]
7 www.time.com/time/specials/ 2007/article/0,28804,1595326_1615737_1615871,00.html; www.time.com time/specials/2007/time100walkup/article/0,28804,1725112_1723512_1725143,00.html. [Назад]
8 www.forbes.com/forbes/2007/ 0702/ 082.html. [Назад]
9 Бёрн. Тайна, с. 20. [Назад]
10 Указ. соч, с. 176-177. [Назад]
11 Указ. соч, с. 190. [Назад]
12 Указ. соч, с. 40. [Назад]
13 thesecretfilm.ru. [Назад]
14 Lewis, J. R., Peterson, J. A. (Eds.) Controversial New Religions. Oxford University Press, 2004, p. 226. [Назад]
15 Anderson, А. C. The Healing Idealism of P. P. Quimby, W. F. Evans, and the New Thought Movement. [Назад]
16 newthoughtalliance.org/about.htm. [Назад]
17 Соловьев В. Сведенборг // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона. Т. 10. [Назад]
18 Там же. [Назад]
19 Melton, J. G. (Ed.) Encyclopedia of Occult and Parapsychology. V. 2. Gale Group Inc., 2001, p. 1516. [Назад]
20 Fuller, R. Mesmerism and the American Cure of Souls. University of Pennsylvania Press, 1982. Цит. по Hanegraaff, W. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. State University of New York Press, 1998, p. 484. [Назад]
21 Wozniak, R. H. Сharles Poyen St. Sauveur //Mind and Body: Rene Descartes to William James. National Library of Medicine/American Psychological Association, 1992. [Назад]
22 Hanegraaff, W. New Age Religion and Western Culture. P. 485. [Назад]
23 Dresser, H. W. (Ed.) The Quimby Manuscripts. Thomas Y. Crowell Company, 1921. [Назад]
24 Halleck, R. P. History of American Literature. Echo Library, 2006, p. 89. [Назад]
25 Anderson, A. The New Thought Movement: A Link between East and West. Delivered at the Parliament of the World’s Religions. Chicago, 1993. [Назад]
26 Fahlbusch, E., Bromiley, G. W., Barrett, D. B. The Encyclopedia of Christianity. Wm. B. Eerdmans Publishing, 1999. P. 21. [Назад]
27 Anderson, A. The New Thought Movement. [Назад]
28 Holmes, E. S. The Original Science of Mind: A Сomplete Course of Lessons in the Science of Mind and Spirit. [Назад]
29 Указ. соч. [Назад]
30 Fuller, R. Mesmerism and the American Cure of Souls. Цит. по Hanegraaff, W. New Age Religion and Western Culture. P. 488. [Назад]
31 Gallagher, E. V., Ashcraft, W. M. (Eds.) Introduction to New and Alternative Religions in America, V. 3. Greenwood Press, 2006, pp. 81-89. [Назад]
32 Fillmore, Ch. Prosperity, p. 29.
[Назад]
33 Указ. соч. P. 88. [Назад]
34 Wattles, W. D. The Science of Getting Rich, p. 1. [Назад]
35 Указ. соч., p. 13. [Назад]
36 Указ. соч., p. 41. [Назад]
37 Fuller, R. Mesmerism and the American Cure of Souls. Цит. по Hanegraaff, W. New Age Religion and Western Culture. p. 487. [Назад]
38 Anderson, A. The New Thought Movement. [Назад]
39 Trine, R. W. The Greatest Thing Ever Known. [Назад]
40 Anderson, A. The New Thought Movement. [Назад]
41 Энел, Ч. Мастер-ключ исполнения желаний. М.: София, 2007. с. 10-19, 241-242. [Назад]
42 Бёрн. Тайна, c. 29. [Назад]
43 Указ. соч., c. 33. [Назад]
44 Указ. соч., c. 63. [Назад]
45 Там же. [Назад]
46 Указ. соч., c. 64. [Назад]
47 Указ. соч., c. 90. [Назад]
48 Brampton, S. The Creed of Greed. April 29, 2007. [Назад]
49 Бёрн. Тайна, c. 21. [Назад]

«Тайна» Ронды Бёрн: в чем секрет ее популярности?

«Вы будете как боги», — шептал змей Еве в тени древа познания добра и зла (Быт. 3:5). Соблазнительная мысль — вместо того, чтобы поклоняться и служить Богу, мы сами можем обрести божественную власть — в последние годы всё чаще становится темой популярных ток-шоу и книжных бестселлеров.

«Вы — Бог, явленный в человеческой форме», — уверяет читателя книга «Тайна», ставшая лидером продаж московского издательства «Эксмо» в 2008 году[1]. — «Вы созданы для совершенства»[2].

Миллионы людей, многие из которых, к тому же, причисляют себя к последователям Христа, уже купились на заманчивые обещания этого «духовного ширпотреба», который зачастую прикрывается словами, идеями и даже цитатами из Библии. Многие поверили, что идеи «популярной духовности» совместимы с христианством. На самом же деле эта духовность не имеет ничего общего с подлинными взглядами Христа и Его первых последователей. Возможно, ее проповедники и ссылаются на библейские тексты, но они не считают Библию авторитетным источником знаний о Боге. Чаще всего слова Христа и апостолов просто вырывают из контекста и переиначивают, чтобы использовать в качестве иллюстрации к духовным фантазиям, тешащим самолюбие человека. Если сравнить эти рассуждения с общим контекстом библейского учения, очевидно, что центральные идеи популярной духовности прямо противоречат Евангелию, которое возвестили Иисус и апостолы (см. Иуды 3).

 

Небиблейские идеи

В чем же конкретно идеи, лежащие в основе книги «Тайна», противоречат библейской истине? Похоже, все «соавторы» этой книги в той или иной степени разделяют следующие четыре убеждения:

  • Каждый человек обладает божественной природой
  • Целью жизни человека является только он сам
  • Желания человека определяют, что происходит в его жизни
  • Слово Божье не является высшим авторитетом

1. Могу ли я быть Богом?

Что говорит «Тайна»?

Человек есть Бог: «Вы — Бог в физическом теле, вы — воплощенный Дух, самовыражение вечной жизни. Вы — космическое существо. Вы — вся мудрость и весь разум Вселенной. Вы — само совершенство и величие. Вы — и творец, и его творение на этой планете»[3] (Ронда Бёрн).

Человек — часть единого высшего Разума: «Мы взаимосвязаны, мы — часть единого энергетического поля, или единого высшего Разума, или единого сознания, или единого источника Творения. Называйте, как хотите, но мы все — Одно»[4] (Ронда Бёрн).

Человек от рождения является наследником царства: «Вы — наследник царства. Богатство дано нам по праву рождения, и в ваших руках ключ к благополучию гораздо большему, чем вы можете себе представить, — в любой из областей жизни»[5] (Ронда Бёрн).

Чему учили первые последователи Иисуса Христа?

Бог и творение отличны друг от друга: Бог сотворил человека по Своему подобию, наделил способностью отражать собой Божественную природу и проводить жизнь в мире и согласии с Богом и другими людьми (см. Быт. 1:26-28; 5:1-2; 9:6-7). Тем не менее, Библия проводит четкое различие между Богом и Его творением: «В начале сотворил [из ничего] Бог небо и землю…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1:1, 27; см. также 4 Цар. 19:15,19; Ис. 43:7; 45:18).

Человек становится наследником Царства только через веру о Христа, и это наследие не имеет отношения к земному благополучию: человек становится Божьим чадом и наследником Царства только по вере в искупительную жертву Христа (Ин. 1:12; 1 Пет. 1:3; Гал. 4:7; Еф. 1:11 Евр. 9:15). Вечное и нетленное наследство, дарованное верующим, не является частью этого мира, но хранится на небесах до времени воскресения (1 Пет. 1:4; Кол. 3:1-3). Суть его — не изобилие и благополучие, а святость и вечная жизнь (Кол. 1:12; Титу 3:7). В этом мире верующих ждут скорби и гонения (Ин. 16:33; Деян. 14:22; Иак. 2:5; Рим. 8:17; 1 Фесс. 3:2; 2 Тим. 3:12), которые они с радостью принимают, и которыми хвалятся (Рим. 5:3; 2 Кор. 12:10).

Ни один человек не обладает «всей властью», «всей мудростью», «всем разумом» или «всем совершенством»: поскольку все люди согрешили и лишены славы Божьей (Рим. 3:23), ни у кого нет всей власти, мудрости или разума. Только Бог обладает всей властью и мудростью; Бог явил Всю полноту власти, мудрости и славы в Иисусе Христе (Рим. 14:26; 1 Кор. 1:24; Еф. 1:17).

Только Иисус является Богом во плоти: Иисус был и есть уникальной личностью (Ин. 1:1; 14, 18; 20:28). Ни один человек не сможет обрести божественность Иисуса; Он был «един­ственным» или «Единородным» Сыном Божьим (Ин. 3:16,18).

Ни один человек никогда не сможет стать Богом: ключевой момент вероисповедания Израиля, истинность которого подтвердил Сам Иисус, звучит так: «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4; Мк. 12:29). В Новом Завете Павел писал, что «нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4; Еф. 4:6; 1 Тим. 2:5). Люди могут быть «едины» с Богом лишь в смысле участия в Божьем деле (см. Ин. 17:21). Библейское учение совершенно ясно: от начала дней (Быт. 1:26-28) до конца времен и в вечности (Отк. 22:14-15) Бог существует отдельно от творения.

ИСТИНА: ты — чудесное создание Божье, которому Он с любовью придал Свой образ и подобие… но ты не можешь стать Богом, и ты не обладаешь ни совершенной властью, ни совершенной мудростью. Ты был сотворен для того, чтобы поклоняться Богу, почитать и прославлять Бога за Его совершенную власть и мудрость и наслаждаться общением с Ним.

2. Какова цель моей жизни?

Что говорит «Тайна»?

Цель человека — быть счастливым: «Будьте счастливы сейчас. Радуйтесь сейчас. Это единственное, что вам нужно делать»[6] (Ронда Бёрн).

Человек сам определяет цель своей жизни: «Так что ваши цель и смысл вашей жизни таковы, какими вы их считаете. Ваша миссия в том, что вы придумаете для себя сами»[7] (Нил Доналд Уолш). «Земля вращается ради Вас. Океанские приливы и отливы происходят для Вас. Для Вас поют птицы. Для Вас встает и заходит солнце, зажигаются звезды. Каждая прекрасная вещь, которую Вы видите, каждое чудо, которое Вы переживаете, — все это для Вас. Оглянитесь вокруг. Ничто не может существовать без Вас. Не важно, кем Вы себя считали, — теперь Вы знаете истину о том, Кто Вы есть на самом деле»[8] (Ронда Бёрн).

Чему учили первые последователи Иисуса Христа?

Еще до создания мира у Бога был конкретный и славный замысел относительно каждого человека: для христиан цель и смысл бытия заключаются в том, чтобы отражать своей жизнью Божью славу, все более и более уподобляясь Христу. Апостол Павел в своем письме одной из первых христианских общин: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Другой общине Павел писал: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…» (Флп. 2:4-5).

Возрастание, для которого Бог сотворил человечество, — это возрастание в познании Иисуса Христа, а не «эволюция» сознания: «…возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3:18; см. также 2 Кор. 10:15; Еф. 4:15-16; Кол. 1:10).

Бог призывает людей оставить выдуманные ими жизненные цели и принять Его замысел: Иисус начал Свое земное служение такими словами: «Покайтесь [оставьте тот путь, которым идете сейчас] и веруйте в Евангелие». Позже Иисус объяснил тем, кто захотел пойти за Ним: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34-35).

ИСТИНА: Бог сотворил тебя для того, чтобы ты возрастал в Его благодати и отражал своей жизнью Его славу. Он заранее определил цель твоей жизни — и эта цель гораздо прекраснее и лучше, чем любая цель, которую ты можешь придумать для себя сам.

3. Как желания влияют на мою жизнь?

Что говорит «Тайна»?

Длительное время фокусируя свое внимание на тех или иных желаниях, ты можешь получить все, что захочешь; это и есть «Тайна», иначе именуемая «законом притяжения»: «Подобное притягивает подобное… Подобно закону гравитации, закон притяжения никогда не ошибается… Закон гравитации работает всегда и действует на всех. Точно так же нет исключений из закона притяжения»[9] (Ронда Бёрн). «Ваши мысли становятся вещами… Это действительно похоже на заказ по каталогу… Вы должны знать: то, чего вы хотите, стало вашим в тот самый момент, когда вы попросили о нем»[10] (Ронда Бёрн). «Представьте, что живете в роскоши, и вы притянете ее к себе. Это работает всегда и для всех… Тайна дает вам все, что вы хотите: счастье, здоровье и благополучие»[11] (Боб Проктор). «Вы можете иметь все, что хотите, делать все, что хотите, и быть всем, чем хотите»[12] (Джо Витале).

Если тебя преследуют несчастья или бедность, значит, ты сам притянул к себе неудачи своим несовершенным образом мыслей: «Мысли подобны магнитам, и они имеют определенную частоту. Когда вы думаете, ваши мысли летят во Вселенную и магнетически притягивают подобное — все, что находится на той же частоте… Если что-то пришло к вам, вы притянули это собственными продолжительными мыслями о нем… „Несовершенные“ мысли — причина всех проблем человечества, включая болезни, бедность и несчастье»[13] (Ронда Бёрн).

Библейские персонажи стали богатыми, используя закон притяжения: «Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей и Иисус были не только учителями процветания, но и миллионерами и жили так, как многим современным миллионерам и не снится»[14] (Ронда Бёрн).

Чему учили первые последователи Иисуса Христа?

Твои мысли — не главный источник событий твоей жизни: мысли действительно важны; Павел даже призывает народ Божий «пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). Однако твои мысли вовсе не определяют, что происходит в твоей жизни. Некоторые события в этом мире происходят вследствие выбора людей (см., к примеру, Прит. 24:30-34). Все события происходят потому, что Бог либо Сам совершает их, либо позволяет им совершиться (Иов 1:7-12; 2:1-7). Многие события происходят по причинам, которых мы в тот момент не знаем (Еккл. 2:20-26; 7:14-15). Но в каждой ситуации всем, в конечном итоге, управляет Бог. «Я Господь, и нет иного», — говорит Он через пророка Исаию: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:6-7). Любые обстоятельства Бог направляет ко благу тех, кто любит Его (Рим. 8:28). Ни при каких обстоятельствах счастье и несчастье не приходят в жизнь людей просто потому, что они своими мыслями, словно магнитом, «притянули» их. Несчастья приключаются с тобой не потому, что твои мысли «несовершенны», а потому, что ты живешь в несовершенном мире: из-за того, что первые люди предпочли взбунтоваться против Бога, в мир пришел не только грех, но и несчастья, и смерть. «…одним человеком грех вошел в мир», — писал Павел, — «и грехом смерть» (Рим. 5:12). Эта смерть повлияла на каждую часть человеческой жизни: «…тварь покорилась суете… в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению», — продолжал Павел. — «…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:20-22).

Библейские герои не были «учителями процветания», и богатство, которым они обладали, они получили не при помощи «закона притяжения»: возможно, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф и Моисей действительно что-то имели за душой, однако нет никаких причин думать, что они приобрели богатство, следуя тайному «закону притяжения». Эти герои получали свое имение в наследство, зарабатывали его своим трудом или — в случае Иакова — своей хитростью. Что же касается Иисуса, то утверждения Ронды Бёрн на этот счет — чистая ложь. Иисус не был никаким «учителем процветания», и уж конечно Он не был миллионером. У Иисуса не было даже дома. «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда», — сказал он одному собеседнику, — «а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20; Лк. 9:58). Даже когда Он умер, Его тело похоронили в чужой гробнице.

ИСТИНА: Твои мысли, твое отношение к жизни действительно имеют значение, но твои «продолжительные мысли» не определяют ни события, ни обстоятельства твоей жизни. Причиной одних событий является неправильный выбор, другие происходят по причинам, необъяснимым для человеческого ума, а третьи являются результатом вмешательства Бога в человеческую историю — но ничто в этом мире не происходит без воли Божьей.

4. Где искать истину?

Что говорит «Тайна»?

Нужные тебе ответы можно найти в книгах популярных духовных наставников: «Если вы ищете ответ, совет или смысл чего-то в своей жизни, задайте вопрос, поверьте, что получите ответ, а затем наугад возьмите любую книгу.В том самом месте, где страницы сами раскроются перед вами, будет совет или ответ для вас»[15] (Ронда Бёрн).

Ты сам определяешь, что правда, а что нет: «Какое бы решение Вы ни приняли, все будет правильно»[16] (Ронда Бёрн).

Чему учили первые последователи Иисуса Христа?

Истину можно найти только в Боге: пророк Исаия называет Бога «Богом истины» (Ис. 65:16). Бог явил людям Свою благодать и истину через Иисуса Христа (Ин. 1:17). Сам Иисус говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6; см. также Ин. 18:37).

Библия открывает людям правду о воле Бога и Его участии в истории человечества и тем самым предлагает им указания и ответы, в которых они нуждаются: по словам Иисуса Христа, Писания (под этим словом в тот момент понимали книги Ветхого Завета) являются авторитетной летописью взаимоотношений между Богом и человеком. «Не может нарушиться Писание», — говорил Он (Ин. 10:35) и провозглашал абсолютную истинность Писаний (Лк. 24:25-27). Его первые последователи относились к Писаниям таким же образом (Деян. 1:16; 8:35; 17:2). Уже в первом столетии нашей эры христиане признавали Писаниями не только Ветхий Завет, но и письменные свидетельства очевидцев воскресения Иисуса Христа (2 Пет. 3:16). В одном письме, написанном незадолго до гибели, апостол Павел подытожил представления Церкви о Писаниях: «…священные писания… могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2 Тим. 3:15-17). Авторитет, стоящий за Писаниями, — это авторитет Самого Бога.

Бог является высшим мерилом истины: только Бог праведен и справедлив (Мк. 10:18; Отк. 15:4), в то время как сердце человеческое «лукаво более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). Только Бог может в совершенстве отделить истину от лжи.

ИСТИНА: Бог есть истина, и Его истина была открыта миру через Иисуса Христа. Сообщая истину о Божьей воле и Его участии в человеческой истории, Библия дает нам указания и ответы, в которых мы нуждаемся.

— Д-р Тимоти Пол Джонс

СНОСКИ

1. www.ksdbook.ru/news/news.html?id=59 [Назад]
2. Бёрн, Р. Тайна. М.: Эксмо, 2008. С. 180. [Назад]
3. Там же. [Назад]
4. Там же, с. 178. [Назад]
5. Там же, с. 126. [Назад]
6. Там же, с. 195. [Назад]
7. Там же, с. 193. [Назад]
8. Там же, с. 199. [Назад]
9. Там же, с. 23, 52. [Назад]
10. Там же, с. 25, 64. [Назад]
11. Там же, с. 16, 28. [Назад]
12. Там же, с. 16. [Назад]
13. Там же, с. 26, 52, 146-147. [Назад]
14. Там же, с. 125. [Назад]
15. Бёрн. Тайна. С. 188. [Назад]
16. Там же, с. 195. [Назад]

Данная статья представляет собой адаптированный перевод буклета Pop Spirituality and the Truth, выпущенного издательством Rose Publihing. Все права сохранены.

Оглавление

По ту сторону «Тайны»

Марсия Монтенегро

Есть ли в «Тайне» нечто тайное или новое? Ровным счетом ничего! Это в точности те же идеи, которые я изучала много лет, начиная с середины 1970-х годов. Их непосредственным источником является движение «Новое Мышление», которое, в свою очередь, восходит своими корнями к Эммануилу Сведенборгу, в XVIII столетие. Сведенборг и такие его последователи, как Антон Месмер и Финеас Куимби, учили, что Иисус был проводником, а не Путем; что болезнь является следствием неправильного мышления; что небеса и ад — это состояния разума; что на протяжении истории на разных людей сходил некий «дух Христа»; и что существует материальная энергия, манипулируя которой мы можем исцелять болезни так же, как Иисус.

Идеи, стоящие за «Тайной»

Однако эти идеи, в действительности, еще древнее, чем «Новое Мышление». Вера в то, что использование скрытых возможностей разума или воли может производить изменения в материальном мире, является также основой колдовства, которое в современной западной культуре именуется магией. Специалист по ритуальной магии Ананаил Каа утверждает:

Книги о позитивном мышлении годами венчали собой списки бестселлеров, и последняя из них — «Тайна» Ронды Бёрн... Идея, составляющая суть этой и других книг, была известна уже давно. Она гласит, что согласно «закону притяжения» наши мысли превращаются в реальность, и потому, чтобы создать в своей жизни хорошие условия, мы должны зримо представить себе условия, которых мы хотим, чтобы они могли проявиться. Так это магия? [...] конечно, да. В основе ритуальной магии лежат многие из тех же идей…[1].

Превращение нематериального в материальное и изменение реальности силой мысли — это отличительная особенность колдовства (магии). По сути, это стремление человека сделаться собственным богом и самому решать, что для него лучше, и в чем он нуждается, а потом попытаться материализовать желаемое.

Многие проповедники Новой Эры заимствуют идеи «Нового Мышления», а проповедники самоусовершенствования — идеи как Новой Эры, так и «Нового Мышления». К примеру, специалист по самоусовершенствованию Энтони Роббинс утверждает: «То, что мы считаем истинным, что мы считаем возможным, становится истинным, становится возможным»[2]. Луиза Хэй — «целительница» и проповедница Новой Эры — провозглашает: «Каждый из нас своими мыслями и своими чувствами творит собственную жизнь»[3].

Люди, познавшие «Тайну»

«Новое Мышление» повлияло на американскую культуру значительно сильнее, чем представляет себе большинство людей. Одна из принадлежащих движению веб-страниц так суммирует это влияние:

Влияние «Нового Мышления» можно заметить как в религиозном, так и в светском мышлении современного мира. Истоки таких идей, как сила позитивного мышления, исцеление верой, духовные программы реабилитации, связь духа/разума/тела, утвердительная молитва, визуализация, высшее сознание, сознание Христа и достижение успеха с помощью позитивного умственного настроя, лежат в основополагающих догмах «Нового Мышления». Среди проповедников, связанных с традиционными конфессиями, на ум приходят имена Роберта Шуллера и Нормана Винсента Пила. К числу узнаваемых писателей и телеведущих принадлежат Гэри Зукав, Уэйн Дайер, Нил Доналд Уолш, Фил Мак-Гроу, Марк Виктор Хансен и Опра Уинфри. Почти не бросающееся в глаза и совершенно не стремящееся к прозелитизму, «Новое Мышление» — это «незаметное» движение, влияние которого редко осознают многие люди, знающие и разделяющие эти идеи. Тем не менее, они все более ясно понимают, что эти учения являются залогом проблем, перед лицом которых стоит наш мир[4].

Что касается непосредственно проекта «Тайна», то его автор Ронда Бёрн открыто выражает признательность целому ряду людей, в числе которых есть приверженец психологической школы Карла Густава Джозеф Кэмпбелл, несколько пионеров «Нового Мышления», эксперт по самоусовершенствованию мормон Стивен Кови и писатель, проповедник идей Новой Эры Экхарт Толле. В числе «экспертов», чьи высказывания можно найти в фильме «Секрет» или книге «Тайна», можно упомянуть мастера фэн-шуй Мари Даймонд, популярных писателей и проповедников идей Новой Эры Джона Грэя (автора книги «Мужчины с Марса, а женщины с Венеры») и Нила Доналда Уолша, а также Боба Проктора, учившегося у одного из учеников проповедника «Нового Мышления» Наполеона Хилла (автора книги «Думай и богатей»).

Джерри и Эстер Хикс

Сама же Ронда Бёрн является ученицей супругов Джерри и Эстер Хикс, которые уверяют, что владеют методикой под названием «Наука осмысленного творения», якобы полученной от «Авраама» — только не библейского патриарха Авраама, а одноименной «группы очевидно развитых учителей», которые «сообщают свою более широкую нематериальную точку зрения через материальное тело Эстер»[5]. По существу, Эстер Хикс получает свои учения от неких духовных существ. Вот некоторые пункты учения Авраама, опубликованные на сайте супругов Хикс:

  • ты лишь физическое продолжение того, что нематериально;
  • ты находишься в физическом теле по собственному выбору;
  • основа твоей жизни — свобода, а цель твоей жизни — счастье;
  • ты творец, ты творишь реальность каждой своей мыслью;
  • ты можешь иметь все, быть всем и сделать все, что можешь вообразить;
  • вселенная любит тебя, потому что знает самые далекие твои намерения;
  • расслабься и насладись природным благополучием — все хорошо! (и это правда!);
  • ты можешь в нужное время покинуть тело без болезни и боли;
  • ты не можешь умереть, ты — Вечная Жизнь.

Обратите внимание, что все эти пункты говорят о «тебе» — в них нет ни слова о Боге, о Христе, об ответственности за своим поступки. Человек превращается в бога, управляющего собственной жизнью посредством желаний.

Работает ли «Тайна»?

«Работает — не работает» далеко не всегда является надежным критерием, ибо такой подход ничего не говорит о нравственной или духовной природе обсуждаемого явления. Когда в основе учения лежат некие духовные «истины» — как и обстоит дело в случае «Тайны», — вопрос о том, работает оно или нет, становится еще менее важным. Когда я увлекалась учением Новой Эры и астрологией, я видела многое, что работает (реально или воображаемо), но все эти приемы были основаны на учениях, несовместимых с истинным Богом, и теперь я никогда бы не стала их использовать. Уже доказано, что «Тайна» несовместима с Богом, Иисусом и Библией, и всякий, кто добровольно предпочитает следовать ее идеологии, делает это на свой страх и риск.

«Тайна» оборачивается пустышкой, потому что в ней нет места любящему Богу, а есть лишь механистическая «вселенная», автоматически реагирующая на правильную методику. Настоящий Иисус замечателен тем, что Он принес очень простую весь: верой в Него человек обретет вечную жизнь. В Его учении нет ни сложной философии, ни эзотерических посланий, ни «тайных» методик. Без истинного Иисуса вы никогда не достигнете удовлетворения, сколько бы ваших желаний ни исполнилось.

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих (Иак. 1:11).

Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6:35).

«Тайна» и Иисус

Философия «Нового мышления» возвышает человека и принижает Иисуса, Который, согласно этому учению, был простым человеком, осознавшим свою внутреннюю божественность (присущую всем людям) и знавшим, как пользоваться скрытыми возможностями разума. Это осознание собственной божественности, именуемое «духом Христа» или «Сознанием Христа», могут обрести все люди — Иисус всего лишь «показал им путь». «Новое Мышление» (как и Движение Новой Эры) отрицает существование греха, зла и сатаны.

Участники проекта «Тайна» цитируют слова Иисуса вне контекста и объединяют Его с Авраамом, Исааком, Иаковом, Иосифом и Моисеем, называя его проповедником преуспевания и миллионером, ведшим более роскошный образ жизни, чем некоторые нынешние богачи[6]. Конечно же, это не стыкуется с собственными словами Иисуса о том, что у лисиц есть норы, и у птиц гнезда, а «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). Иисус учил людей не стремиться к богатству (Мф. 6:19-21; Лк. 12:15-34; 16:14), говорил, что богатому трудно попасть на небеса (Мф. 19:23-24; Мк. 10:25; Лк. 18:25), и заповедал прежде всего искать Царства Божьего и правды его (Мф. 6:33).

Майкл Беквит, которому принадлежит заметная роль в фильме и книге, также написал положительную рецензию на книгу, которая проповедует идеи Новой Эры, якобы полученные контактерами от Бога. Помимо прочего Бог якобы сообщил им, что «Сознание Христа — это понимание Единства вашей природы с Моей»[7]. Далее «Бог» говорит, что Иисус — не Спаситель, но всего лишь «представитель божественной природы», и что Иисус и Христос — не одно и то же. «Сознание» того, что человек един с Богом — вот «определение слова „Христос“»[8]. Идея о том, что Иисус и «Христос» — не одно и то же, и что Иисус не уникален, является фундаментальной догмой как «Нового Мышления», так и Новой Эры.

Любое учение, претендующее не то, что оно раскрывает «тайные» законы, которые нельзя найти путем обычного познания, — это несомненный признак оккультной философии. Проповедники «Тайны» игнорируют слова Иисуса в Иоанна 18.20: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего».

— Марсия Монтенегро

СНОСКИ

1. Ananael Qaa. Ritual Magick vs. Positive Thinking [Назад]
2. Robbins, A. Unlimited Power / The Fireside Treasury of Light, ed. Mary Olsen Kelly (NY: Simon & Schuster, 1990), p. 102. [Назад]
3. Hay, L. You Can Heal Your Life / The Fireside Treasury of Light, p. 111. [Назад]
4. www.life-enrichment.ca/aboutnewthought.html [Назад]
5. www.abraham-hicks.com/about_us.php [Назад]
6. Бёрн, Ронда. Тайна (2008), с. 125. [Назад]
7. Johnson, D. L. The Sacred Yes (Boulder, CO: Sounds True, Inc., 2006), p. 207. [Назад]
8. Там же, pp.207-208. [Назад]

Данный материал составлен из двух статей М. Монтенегро — The Secret: A Cosmic Dream Machine и More On The Secret: Chicken Bones For The Hungry Soul. Все права сохранены.

www.christiananswersforthenewage.org

Оглавление

Кондо Ж. -Ш., Кондо-Динуччи Н.
Анти-тайна: Великое расследование
(Минск: «Попурри», 2009)

Критическая работа канадцев Жана-Шарля Кондо и Наташи Кондо-Динуччи «Анти-Тайна» является результатом тщательного исследования «коммерческой аферы» под названием «Тайна». Авторы шаг за шагом развенчивает теории, выдвинутые в бестселлере Ронды Бёрн, и проливают свет на «закулисную» историю создания проекта.

Раскрывая сущность «Тайны», они обращаются к метафизическим корням позитивного мышления и проводят параллели с оккультными практиками. Авторы также раскрывают тревожные симптомы «сектантского мышления» последователей закона притяжения. «Тайна» оказывается не чем иным, как мощным инструментом манипуляции людьми, приманкой для людей, жаждущих счастья, здоровья и материального благополучия. После консультации с психологами, физиками и специалистами по культам авторы книги пришли к выводу: экспертная оценка ученых полностью подрывает «псевдонаучную» базу «Тайны».

Купить книгу на «OZON.ru» (179 руб.)

ОБЪЯВЛЕНИЯ

РАДИОПРОГРАММА «ЩИТ ВЕРЫ» НА ТРАНСМИРОВОМ РАДИО

Два раза в месяц по пятницам с 20:00 до 21:00 в прямой эфир выходит радиопрограмма «Щит веры», подготовленная Трасмировым радио совместно с Центром апологетических исследований. Вещание ведется на волнах Семейного радио г. Тарту (частоте 1035 кГц СВ (АМ)). Если Вы живете вне зоны уверенного приема, то можете слушать передачи в прямом эфире через сеть Интернет.

Ваши вопросы могут стать темами ближайших программ. Присылайте свои вопросы на адреса Центра или задавайте вопросы на нашем сайте в рубрике «Вопрос-ответ».

КАК ПРИСЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ»

Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований.

Реквизиты для почтового перевода:

194044, Россия, С-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований. Столярову П. Н.

Реквизиты для банковского перевода:

СПб ОО «Центр апологетических исследований» ИНН 7826053249, КПП 783901001
Р/с 40703810849000001515 в ОАО «Банк «Санкт-Петербург», БИК 044030790,
корсчет 30101810900000000790

Оглавление


НАША ПОЧТА

С благодарностью получил от вас пакет с двумя последними выпусками «Вестника ЦАИ» за прошлый год. Ваше издание по-прежнему представляет для меня большой интерес. В нем я нахожу подробную информацию о зарубежных и наших доморощенных сектах и культах. Очень интересна, в частности, статья о Пауло Коэльо.

Моё пожелание к вам — больше рассказывать об отечественных культах и культистах, таких, например, как описанная вами Наталия Правдина… В чем их вред для людей с неустойчивой психикой, поддающихся различным внушениям извне. Как обманутые мошенниками жертвы могут обрести спокойствие и душевное равновесие, обратившись к Христу.

— В. Г., Московская обл

Благодарим Вас за книги «Рассуждая со Свидетелями Иеговы» и «Движение веры». Несомненно, они нам помогут! В г. Пугачеве Свидетели Иеговы активно распространяют свои журналы «Сторожевая башня». Сейчас их около 10 человек, мы владеем информацией, что они посланы миссионерами на три года. Они ходят по домам, и теперь весь город в их журналах! Мы послали информацию в СМИ, они могут также посодействовать в предупреждении населения об опасности этого ложного учения. Будем вам весьма благодарны, если вы вышлете брошюры об их организации и для самих Свидетелей. Было бы полезно, если бы Вы подтвердили нашим СМИ, что Свидетели Иеговы опасный культ. Да благословит Вас Господь! Вы очень нужны обществу!

— Р. В., Саратовская обл.

У меня есть всего один трактат «Четыре опасности Организации Свидетелей Иеговы». Там просто, ясно и доступно раскрывается вся лживая сущность этой организации. В нашем городе, да и во всем районе они активно распространяют свое лжеучение, и многие люди попадают в их сети. У нас же совсем почти нет литературы, которая открывала бы непросвещенным людям ложность учения иеговистов. И если у вас есть такая возможность, то, пожалуйста, вышлите эти трактаты. Потребность в такой литературе большая. Господь призывает нас совершать труд благовестия на ниве Его, пока время благоприятное.

— Александр, Архангельская обл.

Наша читательница Ирина Кутепова из Орловской области примет в дар литературу апологетического и духовного содержания — книги, журналы, газеты.
Ирина проживает в деревне, ежедневно изучает Писание и нуждается в дополнительной литературе для христианского самообразования и служения.
Если у вас есть возможность помочь Ирине, то отправляйте литературу на наш адрес:
194044 С.-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований (для Кутеповой И.)

Оглавление


ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Руководитель проекта: Павел Столяров.

Главный редактор: Дмитрий Розет

Отдел рассылки: Валерия Сорокина

Оглавление


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@Apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное