Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник ЦАИ No39


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№ 39
февраль – май 2008

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


ЗНАКОМЬТЕСЬ, G-12
Анализ «ячеечного видения» Цезаря Кастелланоса

На первый взгляд, рассказы о Г-12 [1] восхищают и вдохновляют: впавший в уныние пастор маленькой южноамериканской общины получает от Бога чудесное призвание нести благую весть и воспитывать учеников по всему миру. В течение нескольких лет на всех пяти континентах возникают служения, в основе которых лежит созданная им модель, — большие и маленькие церкви берут на вооружение «ячеечное видение» приумножения числа верующих посредством «управления двенадцати». Множество людей, увлеченных этим потоком, убеждены, что движение Г-12 создано Богом и практически непобедимо.

Чтобы получить полное представление о масштабах влияния Г-12, подумайте о следующем: вот уже более шести лет мы получаем призывы о помощи от пасторов и простых верующих из Латинской Америки, которым дорого обошлось увлечение их церквей моделью Г-12. Некоторые из них утратили веру или совершенно запутались, другим были нанесены душевные травмы. Многие церкви и семьи были разрушены, и целые деноминации погрузились в хаос.

Чтобы избежать каких-либо недопониманий, мы хотим сразу четко и ясно заявить, что Писание подчеркивает огромную важность благовестия, ученичества и личного возрастания в святости, и что евангелические церкви слишком часто забывают об этом. Но когда один из этих аспектов доводят до небиблейской крайности, это создает благоприятные условия для злоупотребления властью, духовного и психологического насилия.

В основу дальнейшего анализа положены сочинения создателя «Системы-12» Цезаря Кастелланоса Домингеса и материалы бесед с представителями различных церквей и деноминаций Колумбии и еще шести стран Северной, Центральной и Южной Америки, которые принимали участие в «энкаунтерах» [2] в рамках модели Г-12.

Рождение «Видения»

Цезарь и Клаудия Кастелланос

Создатель Г-12 Цезарь Кастелланос утверждает, что началом движения послужила цепь чудесных откровений, полученных им от Бога. Он рассказывает, что в 1982 году оставил служение пастора маленькой колумбийской общины, устав терять людей и «гоняться за ними, умоляя: „Не уходите, вы нужны нам, вы важны для нас“. ...Я сказал: „Господи, неужели Ты призвал меня для этого — чтобы я умолял людей вернуться к Тебе? Я этого не хочу! Если пастырское служение заключается в этом, я его не хочу“». Он решил не возвращаться на служение пастора, пока Бог не «подтвердит, что у мого призвания есть какая-то другая цель» [3].

Четыре месяца спустя, отдыхая на атлантическом побережье, Кастелланос услышал Божий голос: «Вообрази себе очень большую церковь, ибо мечты — это язык Моего духа!» В тот день Бог обещал ему: «Церковь, которую ты будешь пасти, будет так многочисленна, как звезды на небе, как песок на берегу моря. Она будет неисчислимо большой» [4]. (По словам Кастелланоса, «Библия говорит, что мы сотворены по Его образу и подобию», и потому «мы способны воображать и планировать наше будущее точно так же, как это делает Бог» [5].) На официальном сайте Г-12 сказано, что «это откровение стало переломным моментом в истории Церкви в Колумбии и во всем остальном мире» [6].

19 марта 1983 года вдохновленный полученным на берегу откровением Кастелланос создал новую церковь под названием «Международная харизматическая миссия» (МХМ) — она состояла всего из восьми человек, собиравшихся у него на квартире. Со временем община разрослась до 3000 человек, но Кастелланос мечтал о еще большем росте.

В 1986 году Кастелланос побывал в огромной церкви пастора Дэвида Йонгги Чо в Сеуле, надеясь применить его успешную стратегию ячеечных церквей в Боготе. Однако даже с использованием методов Йонгги Чо пять лет спустя в Харизматической миссии было всего 70 ячеечных групп — значительно меньше, чем хотелось Кастелланосу. Тогда он решил вновь обратиться к Богу, чтобы узнать, как можно ускорить рост его церкви. В 1991 году его молитвы были услышаны, и он получил «чрезвычайное откровение о Принципе Двенадцати». Он рассказывает: «Бог снял завесу с моего разума, и мне открылась модель, которая сейчас производит революцию в церковном росте. Бог подтвердил правильность этой модели, напомнив мне о том, как Иисус работал со Своими двенадцатью учениками» [7].

Без сомнения, методы, которые применяет Кастелланос, дают результат. По данным «Уолл-Стрит Джорнэл», число членов его церкви, центр которой находится в Боготе, «резко возросло и сейчас насчитывает 300 тысяч человек, которые собираются в разных дочерних церквях» по всей Колумбии [8]. Христианская миссия утверждает, что у нее есть «50 тысяч ячеечных групп в одной только Боготе» [9], и считается одной из десяти крупнейших церквей мира [10]. Вместе с женой, «пастором» Клаудией, Кастелланос энергично пропагандирует свое видение Г-12 на нескольких языках в странах Америки, Европы, Африки и Азии. (По состоянию на июль 2006 года систему Г-12 официально приняли на вооружение более 380 церквей в Северной Америке [11].)

Откровение для XXI века

Цезарь Кастелланос гарантирует, что его «ячеечное видение» произведет переворот в Церкви наших дней:

Мы вступили в новое тысячелетие, и Церковь должна продолжать исполнять Великое поручение с еще большей ревностью. Жатва в этом столетии будет так велика, что только церкви, принявшие ячеечное видение, смогут воспользоваться ее плодами. Другого варианта нет. Ячеечная церковь — это Церковь двадцать первого века [12].

Кроме того, Кастелланос утверждает, что пасторы, не принимающие его «ячеечное видение», не исполняют Великое Поручение:

Каждый лидер должен знать, что существует «окно благодати», в пределах которого мы должны исполнить Великое Поручение. Это становится возможным благодаря ячеечному видению [13].

Можно сказать, что пастор, не принимающий принцип ячеечного роста, задерживает распространение Евангелия [14].

Чтобы идти в ногу с требованиями XXI века, каждый пастор должен оставить свой традиционный образ мышления... и войти в ячеечное видение; если перемена произошла в пасторе, чудо уже совершилось, потому что таким образом он может влиять на всю свою общину [15].

Внедрение принципа Г-12 может потребовать радикальных изменений, полного отказа от существующих церковных структур и программ. И все же Кастелланос гарантирует, что любая церковь, которая отбросит традиционный подход и полностью примет видение Г-12, будет возрастать: «Модель двенадцати отличается жгучей ревностью: либо вы принимаете ее во всей полноте, либо нет; середины не существует» [16]. По его словам, Бог открыл, что только его «ячеечная структура» способна принять множество людей, которые обретут спасение:

Мы получили Слово в том смысле, что в ближайшие годы люди будут с жадностью принимать весть о спасении; миллионы и миллионы людей побегут по улицам, показывая свое желание познать Христа, и единственная структура, которая может сделать нас готовыми к этому, — это ячеечная структура [17].

Кастелланос подчеркивает, что ему принадлежит особая роль в истории христианства. Например, в своей книге Dream and You Will Win the World («Мечтайте — и вы завоюете мир») он цитирует отрывки из пророчества, которое он получил в 1997 году через современных «апостолов» Билла Хамона и Синди Джейкобс:

И Господь говорит: «Сын, я послал тебя для исцеления Соединенных Штатов. Сын мой, Я мог бы найти кого-то другого, но Я прошу тебя сделать это. Только тебя! ...Я помазал тебя, как помазал Иосифа, когда послал его в Египет, чтобы исцелить тот народ» [18].

«Отныне ты будешь говорить с апостольской властью и новым помазанием. Народы будут восставать и приходить в упадок по пророческому слову, исходящему из уст твоих» [19].

Духовное значение числа «двенадцать»

Кастелланос пытается оправдать свой принцип «управления двенадцати» с помощью Библии, утверждая, что «число „двенадцать“ всегда появляется в Библии как символ полноты управления и духовной власти применительно к обустройству жизни людей» [20]. Кастелланос отмечает, что Бог избрал двенадцать Патриархов (Быт. 35:22-26), что на нагруднике израильского первосвященника было двенадцать камней (Исх. 28:29), и что «с двенадцатью учениками Иисус накормил множество народа (Мк. 6:35-44), и с теми же двенадцатью Бог установил на земле Свое царство» [21]. Далее он добавляет (и это, возможно, самое важное его утверждение): «Иисус избрал двенадцать человек, в которых Он воспроизвел Свой образ, и они стали Его представителями в мире» [22].

Как Г-12 проникает в Церковь

Учебные материалы Г-12 изобилуют словами и оборотами, вызывающими в памяти мотивационные семинары для торговых агентов: верующих снова и снова призывают становиться «победителями» и «лидерами», стремиться к достижению «победы» и «успеха». Пасторам, которые приезжают в Боготу, чтобы познакомиться со стратегией Г-12 в первоисточнике, предлагают пройти всестороннее обучение и настойчиво советуют приобрести все книги Кастелланоса, чтобы они могли в полной мере внедрить эту стратегию в своих церквях. Кроме того, церквям настоятельно рекомендуют присоединиться официальному сетевому сообществу G12Net, чтобы сотрудничать с МХМ и пользоваться методами и материалами, получившими одобрение Кастелланоса. Как поясняет один веб-сайт, входящий в это сообщество:

Пасторы Цезарь и Клаудия Кастелланос регулярно получают новые откровения, чтобы благословлять и обучать церкви. Это живительное слово-рема должно быть доступно для пасторов и лидеров, принявших видение. Супруги Кастелланос на самом деле выступают в роли апостолов. Они такие же апостолы видения, как Джон Уэсли был апостолом методистского Движения святости. Сетевое сообщество G12Net — это апостольская кафедра, с которой супруги Кастелланос окормляют видение по всему миру. Топливом, поддерживающим видение Г-12, является откровение Святого Духа. Чем больше откровения по поводу видения есть у конкретного пастора или лидера, тем большего успеха он достигнет в нем [23].

Вернувшись в свою общину, пастор должен обучить стратегии Г-12 двенадцать прихожан; эта группа становится «пасторской дюжиной». Потом каждый из этих двенадцати должен пойти и сделать то же — выбрать двенадцать собственных учеников, которые, в свою очередь, найдут еще по двенадцать учеников и создадут домашние ячеечные группы, отдавая предпочтение «тем, кто наиболее успешен в принесении плода...» [24]. Некоторые наблюдатели отмечают, что возникающая в результате пирамида имеет много общего с моделью многоуровневого маркетинга (или, что еще хуже, с печально знаменитыми финансовыми пирамидами).

Ячейки Г-12

В общих чертах, стратегия Г-12 состоит из четырех этапов, именуемых «лестницей успеха»: достигать, укоренять, тренировать и высылать. В самом начале первая группа из двенадцати избранных пастором прихожан должна найти человека, который захочет предоставить свой дом или офис для проведения собраний ячейки. Координирует деятельность группы один лидер, которому помогает «Тимофей» — человек, ответственный за то, чтобы создать новые ячейки, как только количество членов первой группы превысит двенадцать [25]. В новой ячейке сначала может быть шесть участников. На каждом собрании используется стратегия «свободного стула»: участники обещают в следующий раз пригласить нового человека, который займет свободное место. Кастелланос советует: «Ячейка должна поставить своей целью еженедельно завоевывать еще хотя бы одного нового верующего» [26].

В отличие от традиционных ячеечных церквей система Г-12 требует, чтобы каждый лидер ячейки и его помощники ставили перед собой амбициозные «цели роста». Цель может быть поставлена на неделю (каждую неделю приводить по одному новому верующему) или на месяц (открывать по одной новой группе в месяц). Таким образом, через двенадцать месяцев у каждого лидера будет не меньше двенадцати групп, а за двадцать четыре месяца будет создано в общей сложности 144 группы.

В соответствии с «ячеечным видением» Г-12, ключом к развитию церкви является ученичество. Прежде чем получить статус «ученика» в этой системе, человек должен возглавить хотя бы одну ячеечную группу. В противном случае он не может принадлежать к чьей-то «дюжине» и должен подчиняться власти лидера, который его избрал. Когда у этого ученика появится собственная группа из двенадцати человек, они, в свою очередь, будут подчиняться ему.

Неудивительно, что расширение движения Г-12, как свидетельствуют латиноамериканские христиане, сопровождается постоянными требованиями приводить новых людей и подчиняться. (Рекламный щит возле одной церкви Г-12 в Эль-Сальвадоре гласит: «Ячейка, которая не благовествует, превращается в окаменелость».)

Обязанности лидера группы

У каждого лидера есть три основных обязанности: во-первых, еженедельно встречаться со своим лидером (к чьей группе он принадлежит); во-вторых, проводить еженедельные собрания своей ячеечной группы; в-третьих, раз в неделю встречаться со своими двенадцатью учениками. Как только у лидера появляется собственная группа из двенадцати человек, он должен помочь каждому из них создать собственные группы из двенадцати членов — до тех пор, пока число подчиненных ему верующих не достигнет 144. С этого момента лидер больше не руководит собственной группой, однако продолжает наблюдать за своими двенадцатью учениками, следя за тем, чтобы все шло правильно.

Укрепление

Дальнейшие шаги могут меняться в зависимости от конкретной страны или церкви. Как правило, неверующий, который начал посещать группу и принял Иисуса Христа как своего Спасителя, приходит в воскресенье в церковь и вновь откликается на призыв выйти к алтарю для покаяния. Три следующих шага — «Пред-Энкаунтер», «Энкаунтер» и «Пост-Энкаунтер» [27] — называются «процессом укрепления» и должны начаться «сразу после того, как новообращенный принял Христа» [28]. В качестве подготовки к «Энкаунтеру» новообращенный должен пройти курс из четырех еженедельных занятий продолжительностью в один час:

1) новое рождение;
2) принципы освобождения;
3) уверенность в спасении;
4) сила Писания.

После этого новообращенному настойчиво рекомендуют посетить очередной «Энкаунтер» в один из ближайших уикендов. Кастелланос утверждает: «Мы доказали, что один Энкаунтер равносилен целому году посещения церкви» [29].

Энкаунтер

Создается впечатление, что «Энкаунтер» Г-12 сознательно создан по образцу Cursillos de Cristiandad — трехдневных духовных семинаров для католиков-мирян, которые начались в 1944 году в Испании и с тех пор приобрели популярность во всем мире. Некоторые протестантские программы — например, «Дорога в Эммаус», «Трес Диас» и прочие так называемые «группы четвертого дня» — были созданы похожим образом.

Многие считают «Энкаунтер» наиболее противоречивым компонентом всей системы Г-12. Одна из основных целей этого ключевого мероприятия Г-12 — помочь каждому ноовобращенному участнику пережить мощную, изменяющую жизнь личную встречу с Богом. (Кастелланос назвал это переживание «Пенуэлом», намекая на стих Бытие 32:30, в котором Иаков «видел Бога лицем к лицу».) Эффективность процесса отчасти зависит от элемента таинственности, можно даже сказать секретности; поэтому церкви нередко запрещают участникам «Энкаунтера» рассказывать другим, что именно там происходит. В Латинской Америке, если кто-то спросит о том, как прошла «Встреча», участник должен сказать просто: «Потрясающе». И это неудивительно, если принять во внимание многочисленные тревожные сигналы, которые мы получаем.

Кастелланос объясняет:

Принимать участие должны лишь те, кто прошел Пред-Энкаунтер. Группа должна быть однородной — мужчины, женщины, юноши, девушки или семейные пары. Мальчики и девочки могут принимать участие в детских Энкаунтерах [30].

Незабываемый уикенд

Так что же на самом деле происходит во время «Энкаунтера»? Опять же, нужно напомнить, что некоторые моменты, которые мы описываем, могут отличаться в зависимости от конкретной страны и церкви. Тем не менее, опираясь на многочисленные опросы, проведенные нами среди людей, которые принимали участие в «Энкаунтерах» Г-12 в Латинской Америке, мы пришли к выводу, что описанные ниже моменты являются общими для абсолютного большинства подобных мероприятий — во всяком случае, в этой части света.

Начало «Энкаунтера»

Участникам «Энкаунтера» не говорят, где будет проходить семинар (Кастелланос замечает, что его «лучше проводить за городом» [31]). Участников привозят на место проведения семинара в пятницу вечером, не раньше захода солнца. По прибытии лидеры просят участников сдать часы, мобильные телефоны, фотоаппараты, видеокамеры и т. п., объясняя свою просьбу тем, что все это может отвлекать их внимание. А что, если кто-то передумает? Кастелланос четко и прямо говорит, что «никто не может уехать до окончания семинара» [32]. Если кто-то и захочет вернуться домой, чаще всего он просто не сможет этого сделать, потому что не знает, где находится. (Нам рассказывали о молодежных «Энкаунтерах», во время которых лидеры запирали двери, чтобы никто не смог покинуть помещение.)

Список грехов

Кастелланос подчеркивает, что в самом начале «Энкаунтера» каждый участник должен осознать свои грехи, их причины и последствия; поэтому он должен составить «список грехов» (в Латинской Америке его часто называют «clinica») [33]. На некоторых «Энкаунтерах» список грехов составляется заранее, и на протяжении трех дней участник может носить этот лист с собой, отмечая каждый совершенный грех сразу же, как только о нем вспомнит. (В некоторых случаях грехи, включенные в такой список, настолько причудливы и извращенны, что прежде даже мысль о них не приходила человеку в голову.) Как правило, каждый участник должен указать на списке грехов свое имя и название церкви, к которой он принадлежит.

Истинное покаяние

Кроме того, участники проходят через то, что Кастелланос называет «истинным покаянием». Цель этого этапа заключается в том, чтобы участники ощутили, насколько нечисты и ничтожны они в своих грехах. Кастелланос учит: «Новообращенному необходимо понять, что истинное покаяние означает чувствовать боль за неправедные поступки» [34]. Более того, в беседах с участниками «Энкаунтера» мы постоянно слышали о том, что во время занятия под названием «Разрушение проклятий» ко всем участникам, будь то неверующим, новообращенным или опытным верующим, относятся так, словно они находятся на одном уровне духовного развития [35].

Кастелланос нигде четко не указывает, какие методы следует использовать лидерам, чтобы вызвать у участников «Энкаунтера» чувство боли за свои грехи, однако организаторы нередко заходят слишком далеко. Например, участники нескольких «Энкаунтеров» в Центральной Америке рассказывали о «покаянных» занятиях, в ходе которых с помощью аудиозаписи воссоздавалась сцена домашнего насилия. Сначала послышался плач маленькой девочки, умоляющей пьяного отца не бить маму. Потом раздались вопли перепуганной матери и звуки ударов, наносимых отцом. Два незнакомых друг с другом очевидца, побывавших на двух разных «Энкаунтерах», рассказали, что эта запись звучала не менее десяти минут и воспроизводилась с оглушающей, почти невыносимой громкостью. В этой атмосфере искусственно созданной истерии чувства участников, наконец, «прорывались наружу», и они просили Господа о прощении.

Эта духовная шоковая терапия может приобретать и другие формы. На одном из «Энкаунтеров» лидер взял сердце какого-то большого животного и попросил всех участников по очереди пройти мимо и ткнуть это сердце ножом. Это действо сопровождалось пояснениями, что мы точно так же раним сердце Иисуса, когда грешим. На другом «Энкаунтере» участникам показали сердце, сшитое из ткани, которое затем погрузили в ведро с красной краской. После этого ведущий бросил «сердце» на пол и начал топтать его ногами, показывая участникам, что они делают с сердцем и кровью Христа всякий раз, когда совершают грех. Когда ведущий топтал «сердце», брызги красной краски разлетались по всей комнате, попадая на участников. Еще на одном «Энкаунтере» участникам велели понюхать экскременты, чтобы они знали, как сильно воняет их грех перед Богом. Цель этих гротескных демонстраций — убедить участников, что они ужасные грешники, отчаянно нуждающиеся в Божьем прощении.

На одних «Энкаунтерах» участники сжигают свои «списки грехов» вечером в субботу, когда они принимают «твердое решение жить в полном подчинении Иисусу Христу» [36]. На других «Энкаунтерах» все «списки грехов» (с именами участников) отдаются руководителям семинара, которые прибивают эти листы к деревянному кресту в знак того, что эти грехи пригвоздили Иисуса к кресту.

Внутреннее исцеление

Еще одно занятие, входящее в программу «Энкаунтера», называется «Вера для исцеления наших душ» и нацелено на удовлетворение потребности участника во «внутреннем исцелении» (которое также именуется «исцелением души», «полным исцелением» или «исцелением воспоминаний») [37]. Кастелланос пишет:

Вот примеры оков, которые могут быть разрушены за время трехдневного «Энкаунтера»: душевные раны, нанесенные в детстве родителями и сверстниками, травмирующие переживания, прошлые греховные поступки, влияние оккультизма, проблемы в отношениях с возлюбленными или супругами, проклятия, наложенные родителями или другими людьми, имеющими над нами власть» [38].

Чтобы получить «исцеление ран», каждый участник должен определить, какие травмирующие события произошли с ним на том или ином этапе жизни. Лидер «Энкаунтера» помогает участникам определить их внутренние болевые точки, перечисляя травмы, которые участник мог получить в результате неприятия и отвержения со стороны других людей. Вспоминая свою прошлую жизнь, человек проходит весь путь от материнской утробы до настоящего момента, а ведущий при этом высказывает предположения о возможных проблемах:

  • ты родился вследствие незапланированной беременности;
  • когда ты появился на свет, твои родители были явно разочарованы тем, что у них родился ребенок не того пола, какого им хотелось бы;
  • никто не был рад твоему рождению;
  • никто не хотел о тебе заботиться;
  • родители любили тебя меньше, чем других детей;
  • тебя подвергали сексуальным домогательствам;
  • тебе никто никогда не помогал;
  • ты никогда и ни в чем не достигал успеха;
  • ты всегда ценил себя ниже других и страдал от заниженной самооценки.

Зачастую участников просят составить список людей, которые причинили им страдания одним из вышеперечисленных способов. Иногда ведущий использует методику регрессии, чтобы вернуть участника в то мгновение, когда он получил травму. Для этого участников просят в воображении воспроизвести (увидеть «глазами веры») болезненное событие, а потом в молитве попросить, чтобы Иисус взял эту обиду или боль на Себя. Таким способом участник «освобождается от бремени». Попросив, чтобы увиденный в воображении Иисус понес на Своем теле унижения, которым кто-то тебя подверг, ты должен передать прощение своему обидчику. Для этого другой участник может занять место твоего обидчика и принять твое прощение.

Выбора нет

Кастелланос учит, что каждый христианин, который хочет быть «посвященным» верующим и жить «плодотворной жизнью христианина» (то есть помогать разрастанию своей церкви), должен пройти процесс «внутреннего исцеления»:

[«Энкаунтеры»] — это духовные семинары, которые проводятся в уик­енд. Они позволяют каждому новообращенному приобрести более близкие взаимоотношения с Богом и ощутить влияние Святого Духа через освобождение и внутреннее исцеление, чтобы научиться жить плодотворной христианской жизнью [39].

Даже те лидеры и пасторы, у которых есть огромные и влиятельные служения, в душе все равно могут таить незалеченные болезненные раны. Если они хотят, чтобы их служение Богу приносило многочисленные и долговременные плоды, эти раны необходимо залечить. Чтобы служить другим, сначала нужно исцелиться самому [40].

Демоны и освобождение

Кастелланос утверждает, что все христиане — включая пасторов — нуждаются в освобождении от бесовской обремененности, чтобы целиком отдаться работе и обеспечить численный рост своей общины. «Реальность такова», — объясняет он, — «что нечистые духи контролируют жизнь людей и препятствуют их христианскому росту» [41]. В избавлении от бесовских оков нуждается вовсе не горстка каких-то неудачников — Кастелланос пишет, что «ВСЕ МЫ НУЖДАЕМСЯ В ОСВОБОЖДЕНИИ» [42], и что даже Иисус выгонял демонов из Своих учеников [43].

Считается, что от своих предков человек наследует «родовые проклятия» («до третьего и четвертого рода»). Кастелланос утверждает, что верующие нуждаются в освобождении от любых оккультных проклятий и связей, унаследованных от предков, и поясняет, что мы должны «исповедать каждый грех своих предков и покаяться, разорвав таким образом всякие отношения с оккультизмом, простить других и отречься от каждого проклятия» [44]. Освобождение от таких проклятий является непременным условием роста церкви:

Один из первых шагов новообращенного к тому, чтобы приводить других ко Христу и быть для них благословением, заключается в том, чтобы он сам и его семья освободились от всех проклятий [45].

Служение не будет преуспевать и жить в полноте, пока не будут разорваны проклятия, связывающие каждого человека [46].

Погружение в Его Дух

Когда участников освободили от бесов, они готовы принять исполнение Святым Духом со знамением говорения на языках. Достаточно вольно обходясь с Писанием, Кастелланос говорит:

Важно обратить внимание на изначальную последовательность [признаков, которые Иисус описывает в Марка 16:17]. Чтобы свободно говорить на языках, люди сначала должны разрушить проклятия в своей жизни и запретить всякое бесовское воздействие во имя Иисуса. Именно это мы и делаем на наших Энкаунтерах [47].

Группа исследователей из кубинской церкви «Ассамблеи Божьи» отмечает: «Для достижения этой цели ведущие [Энкаунтера] используют длинные молитвы, экстатические проявления, нейролингвистическое воздействие — все для того, чтобы участники заговорили на языках. Давление настолько сильно, что некоторые люди имитируют говорение на языках из страха, что другие члены группы будут смотреть на них свысока. Неотъемлемой частью собраний является молитва с возложением рук, в ходе которой человека толкают, чтобы он упал на пол „под действием силы Духа“» [48].

Очищение

Во время одного «Энкаунтера» в Центральной Америке лидеры поставили перед участниками гриль-барбекю, чтобы с его помощью проиллюстрировать процесс очищения. Они притащили таз, в котором лежали отдельные органы разных крупных животных, извлекли оттуда язык и бросили на решетку гриля. После этого участникам велели в буквальном смысле схватить себя за язык и символически бросить его на решетку гриля, чтобы он символически сгорел вместе с языком животного, сгорающим на огне, и впредь использовался бы лишь для назидающих слов. Потом лидер извлек из таза пару глазных яблок, бросил их на решетку гриля и попросил участников прикоснуться к глазам и символически бросить их в огонь, чтобы их глаза очистились огнем и смотрели лишь на хорошие вещи. Далее из таза были извлечены и положены на решетку гриля уши какого-то большого животного, а участникам велели прикоснуться к собственным ушам и бросить их в огонь, чтобы их уши впредь слышали только назидающие слова. Потом лидер извлек яички животного, потряс ими в воздухе и также бросил на решетку гриля, повелев участникам симвалически схватиться за гениталии и бросить их на огонь, чтобы они подобным же образом хранили верность своим супругам или воздерживались от недозволенных добрачных взаимоотношений.

Преуспевание

Самым запоминающимся моментом последнего дня на многих «Энкаунтерах» является сбор пожертвований. Сначала участники жертвуют из тех денег, которые у них есть с собой. Потом занятие переходит на новый уровень, и участников призывают пожертвовать любую дорогую вещь — иногда звучат призывы «отдать все, что у вас есть». По свидетельствам участников двух разных «Энкаунтеров» в Эль-Сальвадоре, их убеждали, что «если вы не жертвуете, ваши финансы будут прокляты». Чтобы подтолкнуть людей к еще более щедрым пожертвованиям, вперед выходил один из лидеров и рассказывал, что Бог даровал ему преуспевание после того, как он отдал все, что взял с собой на Энкаунтер. Потом вперед выходили другие лидеры и начинали жертвовать разные ценные вещи. В ответ, участники выходили вперед и отдавали бумажники, драгоценности — и даже снимали с себя обувь. Это занятие продолжалось более часа.

Видение успеха

В завершение Энкаунтера участников знакомят с «ячеечным видением» Кастелланоса. Более конкретно, им говорят, что каждый человек является потенциальным лидером и должен найти себе двенадцать учеников, которых поведет за собой — точно так же, как делал Иисус, — чтобы каждый из них, в свою очередь, мог сделать это для собственной группы из двенадцати человек. Избрание двенадцати учеников осуществляется через ячеечные группы, которые создает каждый участник. Все должны следовать и подчиняться «ячеечному видению», открытому через Кастелланоса, и взять на себя обязательство пригласить еще одного человека принять участие в Энкаунтере.

Мы слышали свидетельства участников, которых обязали заключить особый завет с Богом и даже подписать контракт с обещанием привести на Энкаунтер не менее трех человек. Тот, кто приглашает, должен покрыть все расходы тех, кого он приглашает. В некоторых странах давление на людей настолько велико, что приглашающий должен не только оплатить расходы каждого приглашенного, но и возместить ему часть заработка, недополученную в результате поездки на Энкаунтер.

Когда по окончании Энкаунтера участники возвращаются на первоначальное место сбора, им нередко устраивают торжественную встречу — члены церкви поздравляют участников, а те, в свою очередь, делятся свидетельствами о том, как Бог изменил их за время уикенда.

После Энкаунтера

После Энкаунтера участники должны пройти Пост-Энкаунтер — трехмесячный курс еженедельных часовых занятий. Курс состоит из трех этапов:

1. Основы веры
2. Возрастание в христианском служении
3. Образ христианина

Успешно завершивший этот курс новообращенный готов принять участие в Школе лидеров, двухчасовые занятия которой проходят еженедельно на протяжении года. Одно из условий успешного окончания Школы — к началу третьего триместра создать собственную ячеечную группу. Затем следует Повторный Энкаунтер — трех-четырехдневный выездной семинар, нацеленный на подтверждение обещаний и решений, принятых на первом Энкаунтере. В ходе Повторного Энкаунтера акцент делается на положении верующего во Христе, победе над грехом, личном освобождении и видении Церкви.

Бог открыл Кастелланосу, что это обучение не является вопросом личных предпочтений [49]. Каждый, кто хочет добиться роста своей церкви, должен пройти эту подготовку. Результат обещает быть быстрым: по словам Кастелланоса, с помощью его программы можно за шесть месяцев подготовить новообращенного для того, чтобы он начал приносить плод (т. е. приводить новых людей) [50].

Влияние Движения Веры

Еще одним важным аспектом «ячеечного видения» Кастелланоса является крайне спорное учение о «позитивном исповедании» или «слове веры». Как полагает Кастелланос, сила человеческих слов так велика, что с их помощью можно материализовать все, что угодно. Что Кастелланос действительно верит в это, можно увидеть, например, из его толкования (неверного) текста Притчей 6:2-3:

Человек связывает себя тем, что говорит, поскольку его слова притягивают духовные силы. Поэтому человек может быть привязан к своим словам в благословениях и проклятиях [51].

Дальше он объясняет:

Все, чего мы хотим, уже существует, имеется в духовном измерении, измерении божественного благословения. Однако нужно войти в сверхъестественное и переместить их, то есть взять и усвоить их верой, сделав их реальностью нашей жизни [52].

Больной человек… верящий в Божье Слово, начинает исповедовать свое исцеление, потому что его вера дает ему способность сразу же увидеть чудо [53].

Заключение

Лишь некоторые элементы программы Г-12 представляют собой нечто действительно новое; ячеечные группы, выездные семинары, агрессивные программы ученичества, говорение на языках, внутреннее исцеление, освобождение и «евангелие преуспевания» — обо всем этом уже давно говорили многие известные пятидесятнические лидеры. Очевидно, Кастелланос и его последователи сумели поднять эту смесь из разных методов на новый уровень «успеха» посредством давления на людей и психологического манипулирования.

— Рикардо Бекерра, директор ЦАИ в Латинской Америке

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Цезарь Кастелланос Домингес, создатель модели, о которой пойдет речь в данной статье, назвал ее «Government of 12» («Управление-12»), или сокращенно G-12. В русскоязычных материалах используется либо аббревиатура «Г-12», либо название «Система-12» (С-12). [Назад]
  2. В русскоязычных материалах можно встретить различные варианты написания этого термина: «энкаунтер», «инкаунтер» и даже «encounter» — латиницей. Нередко используются названия «Встреча с Богом» или «Столкновение с Богом». [Назад]
  3. Cesar Castellanos, Dream and You Will Win the World (Hollywood, FL: G12 Editors, 2004), pp. 24-25. [Назад]
  4. Там же, p. 25. [Назад]
  5. Там же, p. 27. [Назад]
  6. http://visiong12.com/eng/biography/ [Назад]
  7. Dream, p. 81. [Назад]
  8. Andrea Tunarosa, «Spreading the Word — Fast» // Wall Street Journal, July 28, 2006. [Назад]
  9. http://visiong12.com/eng/biography/ [Назад]
  10. Цит. по статье «Cities with the world’s largest churches» // World, March 24/31, 2007, p. 62. Авторы поместили МХМ на четвертое место после Церкви Полного Евангелия Йойдо (Сеул, Южная Корея), Eglise Baptiste Oeuvres et Missions (Абиджан, Кот-д-Ивуар), и Iglesia Metodista Pentecostal de Jotabeche (Сантьяго, Чили). [Назад]
  11. Tunarosa, «Spreading the Word — Fast». [Назад]
  12. Dream, p. 197. [Назад]
  13. Dream, p. 199. [Назад]
  14. Dream, p. 201. [Назад]
  15. Cesar Castellanos, Suena e Ganaras el Mundo (Bogota: Editorial Vilit Ltda., 1998), p. 169. [Назад]
  16. Castellanos, Liderazgo de exito a traves de los 12 (Bogota: Vilit Editorial, 1999), pp. 246–47. [Назад]
  17. Suena, p. 169. [Назад]
  18. Dream, p. 189. [Назад]
  19. Там же. [Назад]
  20. Dream, p. 111. [Назад]
  21. Там же. [Назад]
  22. Dream, p. 109. [Назад]
  23. Bray Sibley, The Power of the Net [Назад]
  24. Cesar Castellanos, The Ladder of Success (Sunny Isles, FL: G12 Publishers, 2001), p. 46. [Назад]
  25. Dream, p. 105. [Назад]
  26. Dream, p. 52. [Назад]
  27. Калька с английских терминов «Pre-Encounter», «Encounter» и «Post-Encounter». Однако в русскоязычных материалах можно найти и другие названия первого и третего этапов — например, в некоторых случаях используются названия «Подготовка к Энкантеру» и «Укоренение в вере». [Назад]
  28. Ladder, p. 59. [Назад]
  29. Dream, p. 126. [Назад]
  30. Ladder, p. 96. [Назад]
  31. Там же. [Назад]
  32. Ladder, p. 97. [Назад]
  33. Ladder, p. 117. [Назад]
  34. Ladder, p. 116. [Назад]
  35. «Значит ли это, что Энкаунтеры предназначены лишь для новообращенных? Нет, они для всех. Зачастую сегодняшние верующие никогда не были поистине укреплены в вере так, как это происходит в рамках Принципа 12. Это означает, что многие проблемы, о которых идет речь на Энкаунтере, все еще остаются нерешенными в их жизни. Как ни печально, они годами носят в себе боль, оковы и бесовские проклятия и все еще нуждаются в освобождении в некоторых сферах своей жизни» (What Is Encounter?). [Назад]
  36. Ladder, p. 112. [Назад]
  37. Внутреннее исцеление (или «исцеление воспоминаний») — популярный, но вызывающий много споров подход к консультированию, основанный на убеждении, что большинство текущих проблем человека имеет своими корнями подавленные болезненные переживания. [Назад]
  38. Dream, p. 126. [Назад]
  39. Там же, p. 125. [Назад]
  40. Там же, pp. 122–23. [Назад]
  41. Там же, p. 125. [Назад]
  42. Cesar Castellanos, Encuentro #2 (Bogota: Editorial Vilit, 1998), p. 52. [Назад]
  43. Там же, p. 48. [Назад]
  44. Там же, p. 86. [Назад]
  45. Suena, p. 109. [Назад]
  46. Dream, p. 131. [Назад]
  47. Там же, p. 126. [Назад]
  48. Третий богословский формум кубинских Ассамблей Бога, 11-13 июля, 2006. [Назад]
  49. Suena, pp. 95–96. [Назад]
  50. Joel Comiskey, Grupos de Doce (Groups of Twelve) (Terrassa, Spain: Editorial CLIE, 2001), p. 76. [Назад]
  51. Successful Leadership, p. 252. [Назад]
  52. Suena, pp. 21-22. [Назад]
  53. Dream, p. 174. [Назад]

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ И 1914 ГОД

Учение о 1914 годе, которому посвящена эта статья, является своего рода квинтэссенцией пророческих претензий Общества Сторожевой Башни. На его примере можно убедиться в том, (1) что пророчества Свидетелей Иеговы имеют чисто человеческую природу, (2) что Свидетели Иеговы с легкостью изменяют и отменяют ранее данные предсказания в соответствии с меняющейся ситуацией, и (3) что Свидетели Иеговы искусно уходят от обвинений в лжепророчестве, всякий раз перекладывая вину за это на плечи рядовых последователей.

Предыстория

История пророчеств о 1914 годе будет непонятна, если не вернуться к более раннему пророчеству баптистского проповедника Уильяма Миллера (1782-1849). В начале 1840-х годов Миллер выступал в баптистских церквях на западном побережье США с лекциями, в которых утверждал, что в 1843 году истекают 6000 лет истории человечества, а потому означенный год будет ознаменован вторым пришествием Христа, воскресением святых и началом тысячелетнего суда над ними [1].

Уильям Миллер

Когда первоначальное пророчество не исполнилось, дату второго пришествия перенесли на 21 марта 1844 года, а потом на 22 октября 1844 года, но видимого пришествия Христа так и не произошло. Это событие вошло в историю под названием «Великого разочарования».

Разочарованные последователи Миллера раскололись на несколько групп, каждая из которых пыталась каким-то образом решить проблему не исполнившегося пророчества. Так, будущие Адвентисты седьмого дня заявили, что предсказание Миллера на самом деле исполнилось, но только не на земле, а на небе, и что в указанный день Христос действительно пришел, чтобы очистить святилище, но только не земное, а небесное. Другие группы стали назначать новые пророческие даты (например, группа под руковод­ством Джонатана Каммингса указывала на 1853-1854 годы).

Для нашего исследования наибольший интерес представляют труды одного из последователей Миллера по имени Нельсон Барбор (1824-1905). В 1869/1871 году он опубликовал собственный вариант эсхатологической хронологии в книге под названием «Факты, указывающие на пришествие Господа в 1873 году, или Полночный Крик» [2]. В этой монографии он доказывал, что видимое второе пришествие Христа состоится в марте 1873 года. 30-летнюю разницу между собственными предсказаниями и предсказаниями Миллера Барбор объяснял тем, что в своих расчетах Миллер исходил из неверной отправной точки.

Нельсон Барбор

Однако назначенная Барбором дата прошла, а видимого пришествия Христа так и не произошло. В ноябре 1873 года Барбор заявил, что видимое второе пришествие непременно произойдет, но не ранее июля 1874 года:

Почти четырнадцать лет я ждал пришествия Господа в 1873 году. И доводы казались мне неопровержимыми. Первый месяц и седьмой месяц были единственными периодами, с которыми я мог связывать свои ожидания. Они прошли; поэтому моя надежда, или, точнее, мои чаяния увидеть Господа в этом году исчерпаны.

Один брат советует мне: «Оставь эту тему и проповедую будущий век». Другой (свободный методист) говорит: «Иди с нами и проповедуй спасение». Третий говорит: «Откажись от исследования пророческих времен и проповедуй, что Его пришествие близко». И каждый из них по-своему исполняет поговорку «Много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет» и способствует прекращению дальнейших исследований. Но, несмотря на все это, я по-прежнему настаиваю на доводах в пользу 1873 года еще убежденнее, чем прежде, хотя и не ожидаю увидеть Господа ранее седьмого месяца 1874 года [3].

Но уже через несколько месяцев уверенность Барбора, по всей видимости, заметно поколебалась, потому что в мартовском номере своего журнала «Полуночный Крик и Глашатай Утра» он растянул возможный срок пришествия Христа на осень 1874 года:

Я уверен, что «знамение Сына Человеческого на небе» появится ближайшей ОСЕНЬЮ; что тогда Евангелие завершится, Божий дух будет отнят, и установится царство ужаса, какого этот мир никогда еще ранее не испытывал [4].

Рисунок из книги Чарльза Пиацци Смита

Когда и это предсказание не исполнилось, в середине 1875 года Нельсон Барбор полностью пересмотрел свои взгляды и стал утверждать, что пришествие Христа в 1874 году состоялось — только невидимым образом, — что осенью 1874 года началось «время жатвы», которое продлится до 1878 года, после чего произойдет восхищение святых; что после 1881 года евреи вернутся в Палестину; и что «времена язычников» продолжительностью в 2520 лет, начавшиеся в 606 г. до н. э., закончатся в 1914 году. 1914 год также знаменовал собой окончание периода «великой скорби» [5].

В 1876 году Нельсон Барбор сделал еще одно важное добавление к своей хронологической системе. Основываясь недавно изданной книге королевского астронома Шотландии Чарльза Пиацци Смита (1819-1900) «Наше наследие в Великой Пирамиде» (Our Inheritance in the Great Pyramid), он заявил, что длина различных участков входного коридора пирамиды Хеопса соответствует основным моментам предложенной им хронологии [6].

Расселл и Барбор

Чарльз Тейз Расселл
в 1879 году

В 1870 году будущий основатель Общества Сторожевой Башни Чарльз Тейз Расселл познакомился с учением последователей Уильяма Миллера через выступление проповедника по имени Джонас Уэнделл. Эти идеи настолько повлияли на Расселла, что в последующие пять лет он сам, его отец Джозеф, его сестра Маргарет и еще несколько его родственников и друзей всерьез занялись изучением библейской хронологии. В конце концов, они решили, что достигли ясного понимания всех вопросов, и в 1874 году Джозеф, Чарльз и Маргарет повторно крестились, чтобы «обновить свое посвящение Богу». Тогда же, в 1874 году, Расселл написал свою первую брошюру, «Цель и образ возвращения нашего Господа» (The Object and Manner of Our Lord’s Return), в которой высказал идею о том, что второе пришествие Христа будет не физическим, а духовным.

Первая страница журнала "Глашатай утра"
за июль 1878 года

В начале 1876 года в руки Расселла случайно попал номер журнала «Полуночный крик». Взгляды Барбора — в отличие от взглядов абсолютного большинства тогдашних адвентистов — во многом совпадали с выводами, к которым пришла собственная группа Расселла, и он решил лично познакомиться с издателем журнала. В ходе общения Барбор убедил Расселла в том, что незримое пришествие Христа уже произошло в 1874 году, и что весной 1878 года должно произойти восхищение святых.

Решив посвятить оставшиеся два года земной жизни служению Богу, Расселл распродал принадлежавшие ему пять магазинов одежды за 300 тыс. долларов [7] и перечислил значительную часть вырученных средств Барбору. На эти деньги, в частности, была в 1877 году издана книга Нельсона Барбора «Три мира» (Three Worlds).

Однако весна 1878 года прошла, и никакого восхищения святых не произошло. Барбор был ужасно разочарован, но более молодой Расселл увидел в этом лишь указание на необходимость более скрупулезного изучения Писания. В июле 1878 года он опубликовал в «Полуночном крике» свою первую статью, в которой доказывал, что «время жатвы» продлится еще 3,5 года и окончится осенью 1881 года, что «вскоре» после этого святые будут восхищены, а оставшаяся на земле «солома» будет гореть до 1914-1915 годов, когда, наконец, история мира завершится.

Барбор не согласился с некоторыми из новых толкований Расселла. В течение какого-то времени они полемизировали друг с другом на страницах «Полуночного крика», но потом их разногласия вылились в открытый разрыв. В 1879 году Расселл объявил о том, что перестает финансово поддерживать служение Барбора, и в июле того же года основал свой собственный журнал «Сторожевая башня Сиона и Вестник Христова присутствия» (Zion’s Watch Tower and Herald of Christ’s Presence) [8].

Расселл

Отделившись от Барбора, Расселл остался верен своим хронологическим расчетам и по-прежнему ожидал восхищения святых в октябре 1881 года. Однако, уже начиная с мая 1881 года, он стал постепенно видоизменять это предсказание, и в октябрьском выпуске своего журнала писал уже нечто совсем другое:

Семь лет, которые завершились 3-го октября 1881 года, были годами благосклонности во время присутствия с тем, чтобы все готовые сердцем в ныне живущем поколении могли стать членами малого стада и войти в радость присутствия нашего Господа. Если наше применение Писания верно, ныне благосклонность закончилась, и, говоря словами притчи, «двери затворились»; и тем, кто так никогда полностью не посвятил себя и не принес себя в жертву Богу, мы больше не можем предложить великую награду нашего высшего призвания, а именно возможность стать членами Невесты Христа, сонаследниками Славы, Чести и Бессмертия [9].

После этого Расселл сделал центром своих хронологических изысканий 1914 год, о котором прежде писал, скорее, в общих выражениях. Например, во втором томе своего шеститомного труда «Исследование Писаний» он утверждал следующее:

В этой главе мы представим свидетельства из Библии, доказывающие, что полное окончание времен язычников, т. е. полное окончание временно данного им владычества, будет достигнуто в 1914 г. н. э.; и что эта дата будет крайним сроком правления несовершенных людей [10].

"Сторожевая башня" за 15 июля 1894 года

В 1894 году в журнале «Сторожевая башня Сиона», отвечая на вопросы читателей, он писал:

Семнадцать лет назад люди говорили о хронологических выкладках, представленных в книге «Тысячелетняя заря»: во многих отношениях они кажутся разумными, но столь радикальные перемены явно не могут произойти с нынешнего момента до окончания 1914 года; если бы вы доказали, что они произойдут через век-другой, это выглядело бы более убедительно. Какие перемены произошли с тех пор, и какую скорость события набирают с каждым днем? «Старое быстро проходит, и приходит новое». Теперь, перед лицом недавних профсоюзных бунтов и угрожающей анархии, наши читатели пишут нам с вопросом, не ошиблись ли мы в дате 1914 года. Они говорят, что не понимают, как нынешняя ситуация сможет продержаться столь долго при таком напряжении. Мы не видим никаких причин менять даты — и мы не смогли бы изменить их, даже если бы захотели. Мы верим, что это Божьи даты, а не наши. Но помните, что конец 1914 года — это дата не начала, а конца времени скорби [11].

С 1914 годом Расселл связывал целый ряд знаменательных событий истории человечества: (1) окончание Армагеддона [12], (2) окончательное уничтожение «Вавилона» (т. е. христианского мира) [13], (3) окончание 40-летнего периода «жатвы» [14], (4) падение всех земных правительств [15], (5) установление Царства Божьего на земле [16] и (6) воскресение древних праведников, от Иоанна Крестителя до Авеля [17].

Но когда в октябре 1914 года ничего из предсказанного не произошло, уверенности заявлениях Расселла заметно поубавилось:

Изучая Божье Слово, мы отмерили 2520 лет, семь символических времен, от 606 года до н. э. и обнаружили — настолько точно, насколько это было в наших силах, — что они заканчиваются в октябре 1914 года. Мы не говорили с уверенностью, что все произойдет именно в этом году [18].

Начавшаяся жестокая Первая мировая война позволяла Расселлу надеяться, что предсказанный конец все-таки наступит — возможно, уже весной 1915 года [19]. Он даже подправил текст нового, 15-го издания своих «Исследований Писаний» — например, на с. 228 третьего тома он заменил фразу «избавление святых должно произойти в какой-то момент до 1914 года» на фразу «избавление святых должно произойти вскоре после 1914 года». Однако два года спустя, в сентябре 1916 года Расселл все еще жил надеждой на близкий конец земных царств и установление Небесного Царства:

Поэтому мы не видим никаких причин сомневаться, что Времена Язычников закончились в октябре 1914 года, и что еще через несколько лет мы увидим их полное крушение и полное установление Божьего Царства в руках Мессии [20].

31 октября 1916 года Чарльз Тэйз Расселл скончался, так и не дождавшись исполнения своих пророчеств.

После смерти Расселла

Обложка книги The Finished Mistery

После кончины Чарльза Расселла его последователи продолжали верить в то, что незримая парусия Христа началась в 1874 году, и что конец земной истории человечества близок.

В 1917 году вышла в свет книга «Завершенная тайна» (The Finished Mistery), которая считается последней посмертной публикацией Расселла. В этой книге говорилось, что весной 1918 года на христианский мир обрушится невиданный прежде гнев Божий, все церкви падут, и их последователи придут за ответами к книгам Расселла [21], а осенью 1920 года время скорби достигнет своей кульминации, так что исчезнут все царства и республики, установится всемирная анархия, и даже гор больше не будет [22]. Время скорби закончится только в 1925 году [23].

Джозеф Франклин Ратерфорд

В октябре 1917 года журнал «Сторожевая башня» писал, что в 1925 году Авраам вернется на землю, чтобы принять свое земное наследство [24]. В следующем, 1918 году второй президент организации Джозеф Франклин Ратерфорд (1869-1942) в своей знаменитой книге «Миллионы ныне живущих не умрут никогда» еще раз подтвердил, что в 1925 году на землю вернутся патриархи Авраам, Исаак и Иаков [25].

Несмотря на то, что ни в 1918-м, ни в 1920-м годах предсказания не исполнились, в 1924 году Ратерфорд и его последователи продолжали верить, что 1925 год ознаменует собой установление Царства:

1925 год — дата, определенно и ясно отмеченная в Писаниях, даже более ясно, чем 1914 год [26].

Но когда 1925 год наступил, Ратерфордом и его последователями вновь овладели сомнения:

1925 год наступил. Христиане с большими надеждами ожидали этого года. Многие с уверенностью ожидали, что в этом году все члены тела Христова преобразятся в небесную славу. Может быть, это случится. Может быть, нет. В свое время Бог исполнит свои намерения относительно своего народа. Христиане не должны так сильно беспокоиться о том, что произойдет в этом году [27].

А с наступлением 1926 года организация и вовсе отреклась от ответственности за очередное несбывшееся пророчество, обвинив своих последователей в чрезмерном энтузиазме:

Некоторые ожидали, что работа закончится в 1925 году, но Господь этого не говорил. Трудность заключалась в том, что друзья неразумно распалили их воображение, и что, когда их вымыслы лопнули, они были готовы все бросить [28].

После этого 1925 год больше ни разу не упоминался в изданиях организации.

Перенос начала парусии на 1914 год

Обложка книги Ратерфорда Prophecy ("Пророчество")

В 1928 году Ратерфорд, наконец, счел необходимым отменить учение Расселла о пирамиде Хеопса как «Божьем каменном свидетеле»:

Логичнее придти к выводу, что великая пирамида в Гизе, равно как и прочие пирамиды тех мест, а также сфинкс, были построены правителями Египта и под руководством Сатаны Дьявола… Затем Сатана вложил свое знание в мертвый камень, который можно назвать Библией Сатаны, а не Божьим каменным свидетелем…[29]

В 1929 году в книге Ратерфорда «Пророчество» 1874 год был упомянут в качестве даты начала парусии в последний раз [30]. Однако установление 1914 года в качестве новой даты начала незримого присутствия Христа произошло только в 1943 году:

В 1943 году Общество Сторожевой Башни издало книгу «Истина освободит вас». В 11-й главе под названием «Исчисление времени» оно покончила с добавлением 100 лет к периоду Судей и последовало наиболее древнему и достоверному чтению Деяний 13:20, а также приняло во внимание записанные словами числа из Еврейских Писаний. Это передвинуло конец шести тысяч лет существования человека на 1970-е годы. Само собой, это упразднило понимание 1875 года н. э. как даты возвращения Господа Иисуса Христа и начала его невидимого присутствия или парусии... Как же быть с парусией (присутствием) Христа? Страница 324 вышеупомянутой книги уверенно утверждает: «Присутствие или парусия началось в 1914 году» [31].

Поколение 1914 года

Начиная с 1951 года, Общество Сторожевой Башни утверждало, что конец «земной системы вещей» наступит при жизни поколения жителей земли, видевшего 1914 год. Это утверждение было основано на своеобразном толковании слов Господа: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет» (Мф. 24:34). Свидетели Иеговы поняли слово «род» как указание на поколение людей, жившее в конкретный исторический период времени [32].

Изначально Общество не установило никаких возрастных границ для этого поколения, однако в 1968 году журнал «Пробудитесь!» назвал возраст 15 лет минимальным для членов одного поколения [33], а через два месяца журнал «Сторожевая башня» установил срок жизни одного поколения в 70-80 лет [34]. Таким образом, к «поколению 1914 года» принадлежали люди, родившиеся не позднее 1899 года, а крайний срок жизни этого поколения должен был истечь в 1979 году.

В 1978 году журнал «Сторожевая башня» специально разъяснил, что понятие «род» неприменимо к младенцам, родившимся во время Первой мировой войны [35].

Однако два года спустя, в 1980 году, когда крайний срок жизни поколения истек, Общество опустило нижний возрастной порог членов «поколения» до 10 лет [36].

Еще четыре года спустя, в 1984 году, когда и эта отсрочка себя исчерпала, Сторожевая Башня пошла на радикальный шаг и объявила, что «поколение» включает в себя всех, кто родился в 1914 году, выгадав тем самым еще десять лет отсрочки [37].

На протяжении следующих одиннадцати лет публикации Общества постоянно повторяли одну и ту же мысль: «поколение 1914 года» неуклонно стареет, и времени до конца «земной системы вещей» остается очень мало, однако миллионы людей из этого поколения, хотя уже и очень пожилые, до сих пор живы, так что пророчество остается в силе.
Наконец, 1 ноября 1995 года, ровно через год после того, как истек последний срок исполнения пророчества (80 лет с октября 1914 года), Общество Сторожевой Башни заявило об отмене пророчества о «поколении 1914 года», однако вместо того, чтобы попросить у своих последователей прощения за почти полвека лжи, привычно возложило всю вину на неких безликих и безымянных «служителей Иеговы»:

Нам не нужно знать точного времени событий. Вместо того чтобы вычислять дату, мы должны сосредотачиваться на том, чтобы быть бдительными, развивать сильную веру и не переставать активно служить Иегове. <…> Горя желанием увидеть конец этой злой системы, служители Иеговы порой строили догадки о времени, когда грядет „великая скорбь“, даже связывая эту дату с продолжительностью жизни рода 1914 года и пытаясь вычислить ее. Однако мы „приобретаем сердце мудрое“ не рассуждениями о том, сколько лет или дней живет род, но тем, что размышляем, как „счислять дни наши“ в радостном восхвалении Иеговы (Псалом 89:12). Слово „род“, как его употреблял Иисус, не диктует правило для отсчета времени, но относится преимущественно к живущим в определенный исторический период современным людям с их отличительными особенностями. <…> Следовательно, в заключительном исполнении пророчества Иисуса в наше время под „родом сим“, по-видимому, подразумеваются народы земли, которые увидят признак присутствия Христа, но не исправятся» [38].

Параллельно с отменой пророчества был изменен и текст, который в течение многих лет разъяснял читателям цель издания журнала «Пробудитесь!» Прежде на 4-й странице каждого номера можно было найти слова: «…этот журнал укрепляет доверие к обещанию Создателя установить мирный и безопасный мир еще при жизни поколения, испытавшего происшествия 1914 года». Теперь же, начиная с 8 ноября 1995 года, текст звучит иначе: «…этот журнал укрепляет доверие к обещанию Создателя установить мирный и безопасный новый мир, который вскоре заменит нынешнюю беззаконную, порочную систему вещей».

В 1997 году — вероятно, чтобы погасить всплеск недовольства столь явным провалом очередного пророчества, Общество Сторожевой Башни сочло нужным частично признать свою ошибку, однако вновь представило череду грубых и явных изменений, которые мы видели выше, как искренне заблуждение ревностных служителей Бога:

Надо признаться, мы не всегда понимали слова Иисуса в таком смысле. У несовершенных людей есть склонность стараться точно установить дату конца. <…> Также и в наше время служители Бога, искренне стремясь к большей точности, пытались установить на основании сказанного Иисусом о «роде» длительность конкретного периода, который берет начало с 1914 года. <…> Соответствовало ли такое мышление, пусть и продиктованное самыми лучшими намерениями, совету Иисуса, сказанному дальше? Иисус сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но один только Отец. <…> Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в который день Господь ваш придет» (Матфея 24:36-42, «Новый перевод») [39].

Заключение

История пророчеств Общества Сторожевой Башни о 1914 годе — это бесконечная череда изменений, подтасовок, несбывшихся ожиданий и откровенной лжи. Наверное, ни одна другая сторона учения Общества не доказывает с такой очевидностью, что оно не может быть «истинной Божьей организацией». Но у этой истории есть и другое, человеческое измерение. Наверное, ни одно другое учение Свидетелей Иеговы (за исключением, возможно, только запрета на переливание крови) не оставило после себя такого страшного следа из поломанных жизней и погибших душ.

Свидетели Иеговы сами осудили себя словами, опубликованными в журнале «Сторожевая башня» за 1991 год:

Религия, учащая лжи, не может быть верной [40].

— Дмитрий Розет

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Подробное изложение взглядов Миллера можно найти в работах Miller, William. Evidence from Scripture and History of the Second Coming of Christ, About the Year 1843; Exhibited in the Course of Lectures (Boston: Himes, Joshua V., 1842) и Himes, Joshua V. Views of the Prophecies and Prophetic Chronology, Selected from Manuscripts of William Miller with a Memoir of his Life (Boston: Himes, Joshua V., 1841). [Назад]
  2. Barbour N. H. «The 1873 Time» // Advent Christian Times. Vol. XI, No. 14. November 11, 1873. [Назад]
  3. «Our Faith» // The Midnight Cry and Herald of the Morning. Vol. 1, No. 4. March, 1874. [Назад]
  4. Herald of the Morning, September 1875. [Назад]
  5. Herald of the Morning, January 1876. [Назад]
  6. Примерный эквивалент 6 млн. нынешних долларов. [Назад]
  7. Этот журнал сегодня выходит под названием «Сторожевая башня» (The Watchtower). [Назад]
  8. «And the Door Was Shut» // Zion’s Watch Tower and Herald of Christ’s Presence. No. 4, October 1881. p. 3. [Назад]
  9. Russell, Charles Taze. Studies in the Scriptures, Vol. II: «The Time Is at Hand», 1888, pp. 76-77. [Назад]
  10. «Can It Be Delayed until 1914?» // Zion’s Watch Tower, July 15, 1894. [Назад]
  11. Zion’s Watch Tower. January 15, 1892. p. 23. [Назад]
  12. Russell, Charles Taze. Studies in the Scriptures. Vol. III: «Thy Kingdom Come», 1891, p. 153. [Назад]
  13. Там же, pp. 149-150. [Назад]
  14. Russell, Charles Taze. Studies in the Scriptures. Vol. II: «The Time Is At Hand», 1889, pp. 99, 101. [Назад]
  15. Russell, Charles Taze. Studies in the Scriptures. Vol. IV: «The Day of Vengeance», pp. 624-625. [Назад]
  16. Там же, p. 625. [Назад]
  17. Watchtower, November 1, 1914. [Назад]
  18. Watchtower, September 1, 1914. [Назад]
  19. Watchtower Reprints, VI, Sept 1, 1916, p. 5950. [Назад]
  20. The Finished Mystery, p. 62. [Назад]
  21. Там же, p. 258, 542. [Назад]
  22. Там же, p. 569. [Назад]
  23. Watchtower, October 15, 1917. [Назад]
  24. Joseph F. Rutherford. Millions Now Living Will Never Die, pp. 88-89. [Назад]
  25. Watchtower, 1924. [Назад]
  26. Watchtower, January 1, 1925, p. 3. [Назад]
  27. Watchtower, 1926. [Назад]
  28. Watchtower, November 15, 1928. [Назад]
  29. Prophecy, 1929 ed., p. 65. [Назад]
  30. God’s Kingdom of a Thousand Years Has Approached, 1973, pp. 209-210. См. также Сторожевая башня, 15 августа 1974 г., с. 507. В русском издании книги «Истина освободит вас» процитированная фраза находится на с. 351. [Назад]
  31. Watchtower, July 1, 1951. [Назад]
  32. Awake! October 8, 1968. p. 13. [Назад]
  33. Watchtower, December 1, 1968. [Назад]
  34. Watchtower, October 1, 1978. p. 31. [Назад]
  35. Watchtower, October 15, 1980. p. 31. [Назад]
  36. Watchtower, May 15, 1984. p. 5. [Назад]
  37. Сторожевая башня, 1 ноября 1995 г., с. 17-18, 19. [Назад]
  38. Сторожевая башня 1 июня 1997 г., с. 28. [Назад]
  39. Сторожевая башня, 1 декабря 1991 г., с. 7. [Назад]

Оглавление

МАТФЕЯ 25:46 — «ВЕЧНАЯ МУКА» или «ВЕЧНАЯ ОТРЕЗАННОСТЬ»?

Свидетели Иеговы отрицают возможность «вечного наказания за временные преступления» и утверждают, что нераскаявшегося грешника ожидают не вечные мучения, а окончательное и мгновенное уничтожение. В обоснование этого учения они ссылаются, в частности, на стих Матфея 25:46 в Переводе нового мира, в котором фраза «мука вечная» заменена выражением «вечная отрезанность». Насколько верен такой перевод слов Христа?

Действительно, анонимные создатели Перевода нового мира предложили свою собственную интерпретацию греческого существительного kolasis, которое во всех традиционных переводах Нового Завета толкуется как «мучение». Использованную в оригинальном тексте Ев. от Матфея фразу eis kolasin aionion («в муку вечную») они перевели как «в вечную отрезанность»:

И пойдут они в вечную отрезанность, а праведные — в вечную жизнь (Мф. 25:46, НМ, курсив добавлен).

В оправдание такого перевода Свидетели Иеговы ссылаются на то, что в древности греческий глагол kolazo употреблялся в значении «подрезать» (напр., ветви у плодовых деревьев).

Лексикограф Дж. Шнайдер в соответствующей статье из «Богословского словаря Нового Завета» (Theological Dictionary of the New Testament) признает, что глагол kolazo действительно был исторически связан со значением «обрезать, подрезать», но при этом широко использовался и в фигуральном значении «наказывать» — очевидно, наказание в данном случае воспринималось как «отрезание всего ненужного» (vol. 10, p. 481):

Идея божественного наказания, или кары была широко распространена в древнем мире. Из языческих искупительных надписей мы видим, что слова kolazein и kolasis были стандартными терминами священной юриспруденции. Особенно убедительным тому свидетельством являются надписи на фригийских и лидийских памятниках имперского периода… […] В этих надписях грехи, наказуемые божеством, — это грехи против самого божества (например, нарушения священных культовых законов). Божество поражает преступника болезнью и немощью, или даже наказывает его самого и его семью смертью. Грешник может вновь заслужить милость божества, открыто признав свой грех. Только так он может избавиться от болезни и несчастий (Там же, pp. 482-483).

Далее Шнайдер со ссылкой на тексты Гиппократа, Платона, Плутарха, Филона, а также на Септуагинту, демонстрирует, что существительное kolasis постоянно и широко использовалось в значении «наказание» (Там же, p. 484). Прочие авторитетные новозаветные лексиконы и словари древнегреческого языка (BDAG, Liddell-Scott, Louw-Nida, Moulton-Milligan, Thayer) также отражают единодушное мнение ученых, что «наказание» было общепринятым (если не основным) значением слова kolasis как в библейском, так и в классическом греческом языке. Следовательно, у нас нет причин придавать этому слову какое-либо иное значение — тем более, что традиционный перевод отлично согласуется с непосредственным контекстом притчи об овцах и козлах и другими новозаветными текстами, в которых идет речь о вечной участи нечестивых (см. Мк. 9:47-48; Отк. 14:11; 20:10, 14-15).

Любопытно отметить также, что сами создатели Перевода нового мира позволяют себе большие вольности в толковании глагола kolazo и его производных. Если в пояснениях относительно Мф. 25:46 они настаивают на ясной и четкой связи между этим греческим словом и идеей «подрезания», то уже в Деян. 4:21 они переводят однокоренной глагол kolasontai словом «наказать», а в 1 Ин. 4:18 переводят фразу kolasin ekhei (букв. «наказание содержит») непонятно откуда взявшимся глаголом «сковывает». Однако в тексте 2 Петра 2:9, где речь также идет о вечной участи грешников, они опять переводят однокоренное причастие kolazomenous словом «отрезаны». Таким образом, создатели Перевода нового мира сознательно сужают значение этого греческого слова в тех случаях, когда это необходимо для оправдания богословских утверждений Общества Сторожевой Башни.
Следует, однако, заметить, что даже в заведомо тенденциозном Переводе нового мира стих Мф. 25:46 свидетельствует, скорее, в пользу исторического христианского учения о вечной участи грешников, нежели в пользу еретических воззрений Свидетелей Иеговы. Отрезанные ветки не перестают существовать — лишь всего лишь теряют связь со стволом дерева, которое является для них источником питания и жизни. Христиане аналогичным образом всегда утверждали, что нераскаявшийся грешник после смерти не подвергается окончательному и полному уничтожению, но пребывает в вечном отделении от Бога, Источника жизни, света и радости. И даже поверхностное знакомство с текстом Мф. 25:46 показывает, что для нечестивых это состояние погибели будет длиться столь же вечно, как и состояние блаженства для оправданных Богом.

— Дмитрий Розет

Оглавление

ОБЪЯВЛЕНИЯ

МОЛИТВЕННАЯ ПРОСЬБА

Дорогие друзья! Просим вас молитвенно поддержать Марину Л., которая шесть лет назад вышла из Общества Сторожевой Башни, но до сих пор страдает от тяжелой депрессии. Молитесь о ее духовном исцелении и воцерковлении.

Свидетельство Марины вы можете найти в разделе «Видеоматериалы» на сайте ЦАИ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ БИБЛИОТЕК

Приобретайте все прошлые выпуски «Вестника ЦАИ» в одном твердом переплете. Большое количество тем, общих сведений по культам и советов о том, как благовествовать культистам, делают это издание незаменимым источником сведений о культах и христианской апологетике. Индекс издания: П-01 . Цена с учетом пересылки по России — 380 руб.

 

КАК ПРИСЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ»

Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований.

Реквизиты для почтового перевода:

194044, Россия, С-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований. Столярову П. Н.

Реквизиты для банковского перевода:

СПб ОО «Центр апологетических исследований» ИНН 7826053249, КПП 783901001
Р/с 40703810849000001515 в ОАО «Банк «Санкт-Петербург», БИК 044030790,
корсчет 30101810900000000790

Оглавление


НАША ПОЧТА

Приветствую Вас, возлюбленные братья во Христе!

Пишет вам брат Дмитрий из Беларуси. Я слушал передачу по каналам ТМР «Жизнь как она есть». Там выступал брат и говорил о Троице. На основании Священного Писания он опровергал ложные взгляды на это учение. И коснулся такого вероучения, как Свидетели Иеговы. Дело в том, что у нас городе их очень много. Они отравляют своей ложью многих людей, говоря вразрез со Словом Божьим. Я хотел бы у вас попросить, есть ли у вас материалы обо всех этих ложных учениях, течениях, конфессиях. Я бы хотел изучить этот вопрос глубже, чтобы знать их корни и на основании Библии опровергать их ложь. Они очень много улавливают в свои сети молодых душ.

Да благословит вас Господь и даст мудрости на ниве Божьей.

— Д. А., г. Регица

Здравствуйте дорогие братья и сестры во Христе Иисусе, Господе нашем!

Сердечно благодарю вас за периодическую рассылку Вестника ЦАИ с самого первого номера и до этого времени, а прошло ровно 10 лет. Материалы, собранные в нем, помогли мне и моим друзьям во многих – подчас неразрешимых вопросах доктринального характера.

Также большое спасибо за книгу «Движение веры» Роберта Боумэна. Замечательная книга!

Да благословит вас и ваше служение Господь.

— В. М., Казань

Мир вам и благодать Господа нашего Иисуса Христа!

Огромное спасибо за очередной выпуск «Вестника ЦАИ»: спасибо за то, что оказываете неоценимую помощь в работе с заблудшими душами.

У нас очень маленькое село, в основном одни пенсионеры, так что я езжу по всему нашему району. В районном центре глубоко пустили корни «Свидетели Иеговы» и так по селам вразброс несколько сект, так что работы хватает. Брошюры про «Свидетелей Иеговы» разошлись среди них очень хорошо. Так, недавно одна женщина выбралась на правильный путь к спасению и рассказала, что ей на самом деле вроде бы и неинтересно посещать их собрания, но как будто что-то ее туда тянет и не отпускает. Сейчас, слава Господу, оставила их, приняла Христа и учится на заочных курсах по почте.

Храни вас Бог!

— И. С., Алтайский край

 

Дорогие братья и сестры, мир вам!

Получил с благодарностью последний номер «Вестника». Как всегда на его страницах много интересной и ценной информации, которую необходимо знать каждому служителю.

В этом номере «Вестника» меня особенно заинтересовали статьи «Проблемы со слоном» и «Как помочь жертвам духовного насилия». А подборки информационных сообщений говорят о непростой ситуации в мире, когда люди мучительно ищут руководство среди различных религий и культов.

— С любовью во Христе, В. Г., Московская обл.

Оглавление


ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Руководитель проекта: Павел Столяров.

Главный редактор: Дмитрий Розет

Отдел рассылки: Валерия Сорокина

Оглавление


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@Apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное