← Декабрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
5
|
6
|
8
|
9
|
||
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
21
|
22
|
23
|
||
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
30
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.apologetika.ru
Открыта:
27-09-2005
Статистика
0 за неделю
Новости
НОВОСТИ 6–12 декабря 2007 года
Иеговисты Удмуртии осуждены за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы В текущем году прокуратурой Удмуртии расследовано и направлено в суд 6 уголовных дел в отношении лиц, уклоняющихся от прохождения альтернативной гражданской и военной службы. По информации пресс-центра республиканской прокуратуры, в отношении четырех человек вынесены обвинительные приговоры. Как отмечается в сообщении, виновные лица приговорены к штрафам в размере от 2,5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей и обязательным работам. Все осужденные являются членами религиозной организации "Свидетели Иеговы", а свое уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы мотивировали тем, что организация-работодатель является структурным подразделением инженерно-технического воинского формирования, что якобы противоречит их религиозным убеждениям. Так, приговором Первомайского районного суда Ижевска виновным в уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы признан гражданин, который, будучи освобожденным от военной службы, прибыв в отдел кадров ФГУП " УССТ №8 при Спецстрое России", отказался заключить трудовой договор с филиалом указанного предприятия о выполнении трудовых обязанностей в качестве дорожного строителя. — Religare, 06.12.2007 ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ Сотворение мормонской истории: влиятельная религия не знает, как рассказывать людям о своем прошлом
С момента своего основания в 1830 году мормонская церковь стала одной из самых влиятельных религиозных групп в США. Мормоны доминирую в политической сфере штата Юта и имеют значительное влияние в других штатах, таких как Аризона и Айдахо. Если же Митт Ромни станет президентом США, то мормонами будут и главный американский республиканец, и главный американский демократ, лидер сенатского большинства Гарри Рейд. При том, что церковь СПД приобретает все больше новых членов и влияния, американцы больше не могут себе позволить думать о мормонах как о некоей маргинальной секте. Организация, с которой большинство американцев знакомо лишь благодаря аккуратно одетым миссионерам, стучащимся в двери их домов, теперь вышла на национальный и международный уровень. Любопытство, которое американцы испытывают к своей доморощенной религии, подпитывают вышедший в 2003 году бестселлер Джона Кракауэра «Под знаменем небес» (Under the Banner of Heaven) и недавний документальный фильм «Мормоны» (The Mormons), снятый компанией Пи-Би-Эс. В научной сфере историей церкви сегодня интересуются больше историков, чем когда-либо прежде, — многие из них сами являются мормонами. Многие мормоны открыто говорят о своей вере — к примеру, Гарри Рейд в 2005 году открыто заявил о своем вероисповедании в интервью журналу The New Yorker , а Митт Ромни посвятил этому целую речь в прошлый четверг. Легко поверить, что церковь СПД входит в новый период открытости, однако такие моменты в прошлом случались не раз, но всякий раз быстро заканчивались. Более того, взаимоотношения руководства церкви с журналистами и учеными нередко были враждебными: из церкви изгоняли историков, сочинения которых представляли историю мормонов в негативном свете, и до сего дня церковные архивисты скрывают от ученых и общественности многие документы, часть которых хранится под грифом «совершенно секретно». Один из руководителей церкви как-то произнес знаменитую речь, в которой предостерег от неприкрашенной правды, если она угрожает вере людей.
Серьезный анализ мормонизма никогда еще не был так востребован, но задача от этого не становится проще. К примеру, в своей речи на прошлой неделе Митт Ромни трогательно говорил о религиозной терпимости и старался подчеркнуть сходства между мормонизмом и традиционным христианством, но не сказал ничего существенного ни об истории, ни об учении мормонов. Конечно, от кандидата в президенты трудно ожидать, что он будет обсуждать неудобные стороны религиозной истории, к числу которых — в случае мормонов — относится запрет на священство для чернокожих, снятый лишь в 1978 году, и зачастую напряженные отношения с окружающими, которых мормоны называют «язычниками». Изложение неприятной действительности оказалось уделом журналистов и ученых, и то, насколько хорошо они могут справиться с этой задачей, отчасти зависит от выбора самой церкви СПД: предпочтет ли она защищать свой общественный имидж или рассказать всю правду. В истории мормонов не должно быть белых пятен. В 1829 году основатель церкви Иосиф Смит закончил свой «перевод» Книги Мормона с золотых листов, которые он якобы нашел в окрестностях своего дома, и в следующем году выпустил книгу в свет. Преследуемые за еретические учения — о крещении за мертвых, о неполноте Библии и о необходимости многоженства — последователи Смита долгое время скитались по штатам Огайо, Миссури и Иллинойс. По дороге они приобретали новых сторонников, но еще больше врагов, и в 1844 году в г. Картедж, штат Иллинойс, злобная толпа убила Смита. О его кончине рассказали несколько газет и дневники его последователей. В биографии Смита, в отличие от некоторых других религиозных лидеров, нет ничего неясного.
Более того, мормоны всегда были одержимы ведением летописей и родословных записей, так что их нельзя упрекнуть в презрительном отношении к истории. Но, как это случается во многих религиозных традициях, от мормонских историков ожидалось, что они будут способствовать укреплению веры. В отличие от тех же баптистов или англикан, лишь немногие мормоны тогда учились в светских университетах, где они могли бы познакомиться с исторической наукой. Так что большая часть мормонской истории — с момента «Первого Видения» Иосифа Смита в 1820 году до первых десятилетий XX века — написана в дневниковом стиле. Мормоны излагали свою историю как «повествование об истинной церкви, ведомой истинным в пророком в борьбе с враждебным миром», — пишет Джен Шиппс, признанный специалист по истории мормонов, сама не принадлежащая к церкви. Историки, не принадлежащие к церкви мормонов, добавляет она, подходили к той же истории с прямо противоположным предубеждением, называя Смита мошенником.
В 1940-1950-х годах мормонские историки уже не хотели смиряться с навязанными им стандартами благочестия и начали издавать книги, серьезно расходящиеся с официальной версией истории церкви. Самой известной из них была Фон Броуди, в 1945 году написавшая книгу «Никто не знает моей истории» ( No Man Knows My History ) — биографию Иосифа Смита, известную своим скептическим и неуважительным отношением к основателю церкви и его сверхъестественным претензиям. Книга Броуди вызвала скандал в церкви, и в 1946 году ее отлучили. Броуди принадлежала к влиятельной мормонской семье — ее дядя в 1950 году стал президентом церкви СПД, — так что ее изгнание стало серьезным предупреждением со стороны руководства церкви, что некоторые незримые границы лучше не переступать. Вскоре, однако, в церкви наступил новый период научных изысканий, когда историки-мормоны позволяли себе больше вольностей, а не-мормоны подходили к церкви СПД по-новому, без прежней враждебности. Начиная с 1960-х годов новое поколение исследователей писало книги, следуя принципам скрупулезного научного подхода, и заложило основание того, что стали называть «Новой историей мормонов». Как отмечает Шиппс, этому открытию мормонского сознания способствовали и другие факторы. В 1965 году была основана Ассоциация мормонской истории, а на следующий год начал выходить Dialogue — новый, независимый журнал, посвященный исследованию мормонизма. В системе управления самой церкви СПД появились исторический и архивный отделы, в которые нанимали хорошо подготовленных историков. Новые и расширенные кафедры истории в принадлежащих церкви учебных заведениях, таких как Университет им. Бригама Янга и колледж в г. Грейсленд, штата Айова, дали работу историкам-мормонам, получившим светское образование.
В 1972 году церковь СПД наняла профессора Университета штата Юта Леонарда Аррингтона на должность официального историка церкви. Аррингтон был мормоном, но получил образование в Университете Северной Каролины. При Аррингтоне доступ к мормонским архивам получили новые историки, работа которых, к тому же, была связана меньшими ограничениями. Следствием этого стал расцвет научной работы — историки, и мормоны, и не-мормоны, откровенно писали об истории церкви, во многом продолжая работу с того места, на котором остановилась Фон Броуди. Они писали о скелетах в шкафу Иосифа Смита, таких как его увлечение оккультизмом, и о том, как мормоны в 1857 году убили несколько десятков не-мормонов в Маунтайн-Мидоуз, штат Юта. Новая история мормонов представляла собой новое поле для научных изысканий. Историки написали десятки книг, с благосклонностью встреченных читателями, значительно увеличив объем доступной нам достоверной информации об истории СПД. Между историками внутри и извне церкви завязывались близкие отношения, и в академической среде к мормонам начали относиться не столько как к маргинальному культу, сколько как к религии. Однако в то же время все эти книги и статьи вызывали беспокойство у консервативного крыла церкви. В 1981 году апостол Бойд К. Пэкер, ведущий мормонский традиционалист, произнес свое знаменитое предостережение: «Некоторые истины не слишком полезны». Историки-мормоны, которые делают свое дело «не взирая на то, какой вред это может нанести церкви или тем, кто не готов к восприятию „продвинутой истории“», по его словам, могут оказаться «в большой духовной опасности».
И это была не пустая угроза. Двенадцатью годами позже, в 1993 году, церковь СПД изгнала из своих рядов нескольких ученых, в том числе Д. Майкла Куинна, штатного профессор истории Университета им. Бригама Янга, который написал несколько вызвавших большой шум работ, в том числе книгу о том, как практика многоженства продолжала существовать среди мормонов после ее официального запрета в 1890 году. «Меня изгнали из церкви СПД», — сказал недавно Куинн, — «и единственное подробное объяснение этого решения содержалось в письме, где были перечислены мои работы, расцененные как „отступнические“ (это мормонское название того, что другие христиане называют ересью). В мормонской культуре я мое имя стало нарицательным, примером того, как опасно слишком глубоко копаться в прошлом церкви».
Примерно в то же время холодок, исходящий из Солт-Лейк-Сити, ощутила на себе один из величайших историков Америки, гарвардский профессор Лорел Тэтчер Ульрих — лауреат «премии гениев», вручаемой Фондом Мак-Артура, лауреат Пулитцеровской премии и преданная мормонка, всю жизнь проведшая в церкви СПД. В 1992 году комитет по подготовке к женской конференции в Университете им. Бригама Янга предложил кандидатуру Ульрих в качестве главного выступающего. Но еще до того, как ей успели направить приглашение, университет наложил вето на ее кандидатуру. В своем эссе «Опасная история» (« Dangerous History »), Джен Шиппс убедительно доказывает, что приглашение Ульрих было отозвано из-за ее репутации феминистки. Сама Ульрих говорит, что не обижается, и отмечает, что недавно Университет им. Бригама Янга пригласил ее читать лекции. Ей кажется, что университет и церковь СПД, которой он принадлежит, пытаются загладить свою вину: «Сотрудники университета изо всех сил пытались мне показать, не говоря этого вслух, что им было очень стыдно».
Сегодня, став больше и влиятельнее, чем когда-либо, церковь СПД вновь переживает период уверенности в своей репутации, а вместе с тем вновь проявляет открытость к научным изысканиям. Историки-мормоны уже не так боятся вступить в конфликт с церковью, как это было 10 лет назад. «Я действительно думаю, что сегодня открытости больше, чем в 90-х», — говорит Джед Вудворт, студент-старшекурсник Университета штата Висконсин, принимавший участие в написании недавно увидевшей свет биографии Иосифа Смита, составленной Ричардом Бушманом, профессором истории Колумбийского университета и мормонским патриархом. «Очевидно, что Майкл Куинн писал в те годы, и для него все обернулось плохо. Но сейчас мы подошли к тому моменту, когда многие святые последних дней хотят проникнуть за внешний блеск, увидеть картинку без лоска и официальной полировки». Однако и эта новая открытость имеет свои пределы. Мормонские иерархи по-прежнему относятся к историкам с большим подозрением, чем другие церкви. Доступ к документам, которые считаются частными, священными или конфиденциальными, по-прежнему закрыт или ограничен. Один историк, работавший в архивах Солт-Лейк-Сити рассказывает, что даже система просмотра открытых документов недружелюбна к пользователю. «Побывав в архивах церкви, я был разочарован», — говорит Бойд Петерсен, преподаватель колледжа Юта-Вэлли в г. Орем, штат Юта. — «Вместо того, чтобы позволить мне самому покопаться в коробках и посмотреть, что там есть, архивист сам искал для меня нужные бумаги. Нужно иметь доступ ко всем документам, иметь возможность подержать их в руках и изучить все». «Я думаю, церковь считает, что она обожглась на отношениях с историками», — говорит Петерсен. — «Они открыли доступ для некоторых людей, но книги, которые получились в результате, были нелицеприятны для церкви. Книга Фон Броуди была одним из самых тревожных сигналов, которые получила церковь». (Петерсен добавил, что он не собирается «защищать» церковь в том, как она поступила с Броуди.) Убеждение, что история должна отвечать интересам вероучения, трудно поколебать — особенно в случае мормонов. Будучи относительно новой религией, церковь СПД в особенности чувствительна к последствиям публичных разоблачений. Никто и никогда уже не узнает наверняка, слышал ли Моисей голос Бога из горящего куста. Но Иосиф Смит оставил после себя длинный след в истории — он сам писал, о нем писали его друзья, мы знаем, где он жил. Многоженство, очень болезненный для церкви вопрос, было запрещено в 1890 году, когда прадеды многих ныне живущих мормонов сами были многоженцами. История кажется угрожающе близкой . — The Boston Globe , 09.12.2007
Хакаби интересуется , верят ли мормоны , что Иисус и сатана — братья
Один из возможных кандидатов в президенты США от Республиканской партии, рукоположенный служитель Южно-Баптистской Конвенции Майк Хакаби, спрашивает : «Разве мормоны не верят, что Иисус и сатана — братья?» В статье, которая должна быть опубликована в воскресном выпуске журнала New York Times , говорится, что Хакаби задал этот вопрос после того, как признался, что считает мормонизм религией, но знает о нем очень мало. Его соперник Митт Ромни, бывший губернатор штата Массачусетс, является членом мормонской церкви, официально именуемой Церковью Иисуса Христа Святых последних дней. Авторитетная «Энциклопедия мормонизма», опубликованная в 1992 году, не называет Иисуса и сатану братьями. Она называет Иисуса Сыном Бога, а сатану — падшим ангелом, что соответствует библейскому учению. Представитель Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Ким Фара заявила, что заданный Хакаби вопрос обычно поднимают те, кто хочет не столько разобраться в учении мормонов, сколько высмеять его. «Мы верим, как верят другие христиане, и как писал Павел, что Бог — отец всех. Это значит, что все существа были сотворены Богом и являются Его духовными детьми. Христос, с другой стороны, был единородным по плоти, и мы поклоняемся Ему как сыну Бога и спасителю человечества. Сатана — прямая противоположность Христу и всему, что Христос собой олицетворяет». Ромни не отозвался на просьбы прокомментировать этот вопрос. — AP, via the Salt Lake Tribune , USA , 11.12.2007
Грузинская Православная Церковь призвала граждан воздержаться от контактов со «Всемирной федерацией мира»
Пресс-центр Грузинской патриархии опубликовал заявление, в котором сообщается, что в последнее время в Тбилиси появились плакаты, призывающие заинтересованных лиц к сотрудничеству с «Всемирной федерацией мира» (UPF). Примечательно, что с целью завоевания доверия потенциальных слушателей лекций UPF тиражирует плакаты с фотографией православного священнослужителя, разумеется, не имея на то его согласия, говорится в заявлении. По-настоящему «Всемирная федерация мира» называется «Всемирная миротворческая, религиозная и международная федерация (IIFW)» и представляет тоталитарную корейскую секту «Церковь объединения» (т.н. мунисты). На презентацию в честь её основания в 2005 г . приезжал сам лидер секты Сан Мён Мун, информирует пресс-центр ГПЦ и в заключение призывает население воздержаться от контактов с этой организацией. — Благовест-инфо , 07.12.2007 В Архангельске активизировалась секта Муна В Архангельске активизировали деятельность последователи псевдохристианской оккультной секты, организованной корейским политическим и религиозным деятелем Сан Мен Муном (одно из официальных названий - «Церковь объединения», сообщает «Православие на Северной Земле». По заданию старших наставников, в Архангельск из Нижнего Новгорода прибыла группа из нескольких молодых людей - юношей и девушек. Сектанты сняли для проживания одну из городских квартир. Как удалось выяснить корреспонденту сайта в беседе с одним из мунистом, их главная задача в Архангельске - собрать как можно больше средств на организацию лекций «о христианских ценностях» в крупных городах России и СНГ. С этой целью сектанты настойчиво предлагают архангелогородцам приобрести красочные картинки с экзотическими сюжетами. В том числе изображения ангелов и Христа, отдаленно напоминающие православные и католические иконы. Стоимость одной картинки составляет от 200 - 400 рублей, при этом, по словам мунистов, люди их активно покупают. Очевидно, чтобы заставить человека купить бесполезную бумажку за такую значительную сумму, необходимо воздействовать на его сознание, подавляя критическую оценку происходящего. Таким образом, становится понятно, что цель мунистов не столько сбор средств, сколько своеобразная разведка, а также вербовка потенциальных адептов в ряды добровольцев армии Муна. По имеющимся у редакции данным, столица Поморья - не единственный город Архангельской области, где адепты секты осуществляют свою деятельность. Не так давно мунисты были замечены в Нарьн-Маре (Ненецкий автономный округ). Кроме того, есть сведения, что в Виноградовского районе община мунистов уже насчитывает около 30 человек. Всплеск сектантской активности в Архангельской области имеет очень серьезные причины, связанные с геополитической ситуацией в мире. Укрепление обороноспособности России, ее экономической мощи и внутреннего единства вызывают серьезную обеспокоенность на Западе. Вместе с тем, в Архангельской области наиболее активную деятельность проявляют секты, имеющие определенную поддержку у западных спецслужб и общественных организаций, в том числе «Свидетели Иеговы», неопятидесятники и др. При этом лидерами по количеству действующих религиозных сект являются: г. Северодвинск, (оплот оборонной промышленности России) Плесецкий район, где расположен единственный в стране космодром, а также южные районы области (наиболее развитые в экономическом отношении). Теперь Архангельская область неожиданно сильно заинтересовала лидеров организации, цель которой заключается в создании Всемирной Империи Муна средствами религиозно-культурной, экономической и информационной экспансии. — Православие.Ru , 11.12.07
Православные христиане вытеснили сайентологов с главной улицы Новосибирска Мэрия Новосибирска отказала в пятницу адептам тоталитарной секты сайентологов в проведении открытой вербовочной акции в центре города, которую они наметили на субботу. Вместо этого представители православной общественности Новосибирска провели предупредительный пикет. Пикет прошел в Первомайском сквере, там же, где планировали свою акцию сайентологи, и продолжался в течение часа. На пикете было 60 человек с разных приходов Новосибирской епархии, среди которых были и священники, и прихожане. Пикетчики развернули яркие плакаты с надписями: «организация сайентологов является шизофренической и параноидальной и эта пикантная комбинация… является отображением личности ее основателя Л.Рона Хаббарда» - решение судьи Верховного суда Калифорнии Брекенриджа. 1984 г . И «Сайентология – зло; ее техника и приемы – зло; их применение на практике – серьезная опасность для общества с медицинской, нравственной и социальной точек зрения» - постановление комиссии по сайентологии в австралийском штате Виктория. Православные христиане раздавали разъяснительные листовки с информацией о том, что такое секта сайнтологов. Присутствующий на пикете руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского Олег Заев ответил на вопросы журналистов. Он сообщил, что в Новосибирск прибыли представители сайентологической организации «Всемирное движение добровольных священников», чтобы подготовить в городе почву для реализации масштабной сектантской программы «Транссибирский Тур Доброй Воли». Сектанты требовали от мэрии предоставить им право организовать шествие по главной улице Новосибирска - Красному проспекту и провести свою акцию в Первомайском сквере. Все их мероприятие «раскрашено» в желтый цвет: машины, на которых «сайентологические священники» ездят по городам; передвижные палатки и униформа. Сайентологи уже побывали в Перми, Екатеринбурге, Омске. Сектанты были замечены в детских домах и школах, где пытались организовать встречи с детьми, что, как известно, является нарушением федерального законодательства о запрете деятельности религиозных организаций в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. «Это хорошо организованная и обученная сектантским технологиям команда сайентологов, имеющая всё необходимое оборудование для проведения конференций, презентаций, лекций, семинаров и любых форм мероприятий в нашем городе, основная цель которых - пропаганда преступных идей Хаббарда, - сказал Олег Заев. – Мы обращаем внимание наших горожан, что за какие бы проблемы общества ни брались сайентологи – наркомания, алкоголизм, преступность, супружество и воспитание детей - их основная цель – внедрение в сознание доверившихся им людей разрушительных идей Хаббарда, провозгласившего ложь как средство управления людьми». Олег Заев подчеркнул, что деятельность этой организации в некоторых регионах нашей страны, а так же за рубежом, запрещена судами. Верховный Суд 21 ноября вынес решение по ликвидации «Сайентологического центра» в Санкт-Петербурге. По словам пикетчиков, одна из основных целей пикета - предупредить горожан о действующей в городе тоталитарной секте сайентологов, которая, на сей раз, обрядилась в одежды «добровольных священников» с тем, чтобы завербовать как можно больше сибиряков. Вторая, не менее важная цель - поддержать администрацию мэрии, которая накануне отказала сайентологам в проведении их акции в городе. И третья - засвидетельствовать, что решение мэрии об отказе сайентологам не является административной преградой, а выражает волю живущих в этом городе людей, обеспокоенных будущим своих детей, родных и близких. — АНН , 09.12.2007 Германия намерена запретить деятельность саентологов
Родина легендарного Реформатора Мартина Лютера на выходных заявила, что намерена запретить Церковь Саентологии, деятельность которой противоречит германской конституции. Политические деятели высокого ранга, в том числе все 16 министров внутренних дел страны, согласились дать германской службе внутренней разведки поручение подготовить сведения, необходимые для закрытия организации, которую большинство христиан считают культом. Министры, включая федерального министра внутренних дел Вольфганга Шойбле «считают саентологию организацией, несовместимой с конституцией», заявил министр внутренних дел Берлина Эрхард Кёртинг, председательствовавший на двухдневном совещании. 53-летний Вилфрид Хандль, пять лет назад покинувший саентологическую церковь после 28 лет членства в ней, говорит о незримой, но потенциально опасной силе этой организации: «Нельзя недооценивать саентологию. Это маленькая, тоталитарная религия, основанная на маленькой книге Хаббарда. Однако нацизм тоже начался с маленькой книги, написанной Гитлером. И смотрите , что из этого вышло ». Джанетт Швайцер, некогда покинувшая церковь саентологии, находясь на грани самоубийства, в течение последних 17 лет пыталась помочь бывшим саентологам. Она говорит, что саентологию необходимо «стереть с лица земли», в подробностях рассказывая о страданиях, которые она перенесла в течение трех лет, когда была членом организации. Если Германия осуществит свой план, она станет первой западной страной, запретившей саентологию. — Christian Post , 10.1 2 .2007
Германские разведслужбы предупреждают, что попытка запретить саентологию обречена на провал Германские службы внутренней разведки предупреждают, что попытка министерств внутренних дел страны запретить саентологию может закончится неудачей l . По их словам, саентологи не сумели укорениться в германском обществе, и что имеющихся фактов недостаточно для приостановления деятельности этой организации. Службы внутренней разведки были созданы в послевоенной Германии, чтобы защищать страну от угрозы неонацизма, от опасных право- и леворадикальных движений и от прочих явлений, угрожающих свободе и демократии. В ходе предварительного заседания службы внутренней разведки установили, что церковь саентологии действительно действует вопреки конституции страны. Однако они сочли, что опасность, которую представляет эта организация, невелика, поскольку саентологам практически не удалось «проникнуть» в германское общество. Число последователей организации также не растет. Службы внутренней разведки настаивают на неразумности попыток наложить запрет на деятельность саентологии за нарушение статьи германского закона об ассоциациях, которая запрещает деятельность групп, нарушающих закон или подрывающих демократические устои общества. Некоторые политики также выразили сомнение в том, что запрет наложить удастся. «Я сомневаюсь, что они смогут найти достаточно доказательств, чтобы запретить саентологию», — говорит Себастиан Эдати, член социал-демократической партии и председатель парламентского комитета по внутренним делам. Он согласился, что саентология представляет собой проблему, но сказал, что она не «подрывает демократические устои». Еще в 2002 году несколько исследователей по поручению земли Бавария представили всесторонний отчет, согласно которому структура саентологической церкви «противоречила основным принципам законопорядка», однако исследователи говорили лишь о «признаках» того, что эта организация, возможно, нарушает национальный закон об ассоциациях. Министерства внутренних дел заявили, что до конца 2008 года они будут тщательно наблюдать за деятельностью саентологов и за развитием этой организации, после чего примут решение о дальнейших шагах. — Der Spiegel , 10.12.2007 Бенни Хинн и Крефло Доллар покидают совет попечителей Университета Орала Робертса Проповедник Крефло Доллар покинул совет попечителей Университета Орала Робертса ( ORU ), а другой проповедник, Бенни Хинн, лишился права голоса. Эту информацию подтвердил в среду представитель ORU Джереми Бёртон, не объяснивший, однако причины такого решения. И Хинн, и Доллар на прошлой неделе отказались сотрудничать с сенатской комиссией по проверке чрезмерных доходов телепроповедников. — Tulsa World , USA , 11.12.2007
Крефло Доллар и Эдди Лонг игнорируют сенатское расследование Два проповедника из Атланты игнорировали требование сенатора Грассли предоставить необходимые для сенатского расследования документы. Они заявили, что сенатор нарушает положение конституции об отделении церкви от государства. Еще три служения — Бенни Хинна (Техас), Рэнди и Полы Уайт (Флорида) и Кеннета и Глории Коупланд (Техас) не предоставили свои документы к четвергу — последнему сроку, назначенному в запросе Грассли. По сообщениям агентства Ассошиэйтед Пресс Бенни Хинн намерен предоставить документы в начале 2008 года. Подчинилась запросу только проповедница Джойс Майер из Миссури. В своем письме она заявила, что ее служение приветствует «новую возможность продемонстрировать наше желание быть подотчетными спонсорам и наше стремление постоянно совершенствовать систему подотчетности». Сен. Грассли заявил, что его не интересуют вопросы вероучения. Он хочет убедиться, что служения телепроповедников не злоупотребляют своим статусом, освобождающим их от уплаты налогов. Он уверен, что у него есть право на такую проверку, поскольку, когда НКО получают освобождение от налогов, это бремя приходится брать на себя остальным налогоплательщикам. «Мой долг — защищать целостность налогового законодательства США», — поясняет Грассли в своем письменном заявлении. — «Если организации, освобожденные от уплаты налогов… плюют на законы, гарантирующие им преференции в сфере налогообложения, американский народ, их спонсоры и Налоговая служба, должны знать об этом. Учитывая, что сегодня освобожденные от налогов служения телепроповедников представляют собой целую индустрию с миллиардным оборотом и минимальной прозрачностью, было бы безответственностью не подвергнуть проверке эту освобожденную от налогов часть нашей экономики». — The Atlanta Journal-Constitution , USA , 06.12.2007 ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕДНЕГО ЗАВЕТА / ВИССАРИОН В Эстонии появились последователи российской секты Виссариона В Эстонии появились последователи российской секты Виссариона, который называет себя Христом. В этой стране нашлось около сотни людей, готовых продать свои дома и добровольно переселиться из Европы в сибирские леса, пишет в пятницу газета "Московский комсомолец". Все началось с деревеньки Кяэрику близ города Тарту, где в начале года появилась русская приверженка секты. В общении с местными жителями она рассуждала о "новой" жизни, которую представляет, рассказывала о "чудо-городе" в Сибири, где все живут в гармонии и единении с природой. "Последовательница Виссариона повсюду вела свои "спасительные" речи. В конце концов я тоже заинтересовалась и попросила дать мне почитать какую-нибудь литературу о ее учении", – рассказала Валда, одна из жительниц деревни. По ее словам, оказалось, что у виссарионовцев не десять заповедей, а 61. При этом некто Вадим, автор книг, "повсеместно вычеркивает Христа и вместо него ставит Виссариона. Виссарион, мол, и есть Христос". В свою очередь хозяйка дома Ану Рауд, где поселилась проповедница, настолько увлеклась идеей "новой" жизни, что решила уехать из Эстонии и поселиться среди сектантов. "Для начала она попыталась жить по заветам Виссариона, а стоит отметить, что там очень строгие правила, выдержать их трудно даже взрослому человеку. Но она же и над своим семилетним ребенком издевалась! Им нельзя есть сахар, сливки, мясо, мучные изделия. И сейчас по ее дочери очень заметно, что она недокормлена – худющая!" – рассказали соседи женщины. А.Рауд продала свой дом, собрала вещи и приготовилась к отъезду. Только в Россию ее не пустили и не дали вида на жительство. Теперь ни ей, ни ее дочери негде жить. Соседи на время их приютили, но и они не смогли убедить Ану в неправильности ее решения. Соседи также попытались привлечь внимание общественности к тому, что в Эстонии появились и другие представители секты Виссариона, которые сманивают людей в Сибирь. Среди тех, кто принял "новое учение", есть люди с высшим образованием, отмечает издание. — Religare, 07.07.2007
В России появилась секта, поклоняющаяся портрету В. Путина В деревне Большая Ельня Нижегородской области появилась новая секта Пресвятой Богородицы «Воскрешающая Русь», члены которой поклоняются портрету президента России Владимира Путина. Сектанты молятся на изображения главы государства и утверждают, что в одной из прошлых жизней Путин был апостолом Павлом. Кроме того, они считают его реинкарнацией князя Владимира и царя Соломона. А в газете «Храм света», которую издают для прихожан этой церкви, можно прочитать интервью с Серафимом Саровским и даже самой Богородицей. Матушка Фотиния, хозяйка секты, а также особняка и прилегающей к нему территории, уже давно прониклась к Путину особыми чувствами «на тонком уровне», пишет «МК», потому как считает себя его родственницей. Правда, не в этом веке. «Ведь мы президента не выбирали, - сказала предводительница секты. - Я вместе со всей страной сидела перед телевизором, когда Ельцин назначил преемника. И только я увидела Владимира Владимировича, как мой дух возрадовался: «Всечеловек!». Его выбрал сам Бог!.. Ельцин - разрушитель, и Господь заменил его созидателем. Я это сразу узрела». Кстати, матушка Фотиния, настоящее имя которой - Светлана Фролова, в 1996 году была осуждена за мошенничество и 1,5 года провела в тюрьме. Ранее она работала директором торгово-закупочной базы Горьковской железной дороги. — Дейта.RU, 12.12.2007
Белорусские сектанты из Пензы считают себя мучениками Они не соблюдают пост, но считают себя мучениками. Шестеро граждан Белоруссии, которые накануне были доставлены домой из Пензенской области, где ожидали "конца света", не соблюдают Рождественский пост и отказываются покупать еду в магазине. "Несмотря на то, что у христиан начался пост, эти люди не постятся – едят сало, мясо, но не будут покупать продукты в магазине, потому что на них нанесен штрих-код", – заявила "Интерфаксу" заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Жабинковского райисполкома Белоруссии Наталья Карпук. По ее словам, "вернувшиеся из Пензенской области жители Жабинковского района заявляют, что то, что о них узнал весь мир, это "промысел Божий". "А то, что их принудительно привезли назад домой, они расценивают как мученичество", – отметила собеседница агентства. "Вместе с тем они сказали, что не собираются возвращаться в Пензенскую область", – рассказала Н.Карпук. Она также сообщила, что "в доме, где они жили в Пензенской области, было много пищи – картофеля, консервированных овощей". Н.Карпук выступила "против того, чтобы детей, которые провели несколько недель в Пензенской области, изолировали от родителей". — Religare, 06.12.2007 Пензенская сектантка, депортированная в Белоруссию, не отпускает своих детей в школу Педагогам и психологам не удалось убедить 35-летнюю жительницу деревни Матясы Жабинковского района Брестской области Валентину Понедельник, которая была депортирована из Пензенской области, отпустить своих детей учиться в школу. "Ситуация непростая. По закону, решение о принудительном направлении в школу детей можно принять, если мать лишена родительских прав. Но пока на такие меры никто не решился пойти: Валентина Понедельник не пьет, дети накормлены", – сообщила "Интерфаксу" начальник отдела образования Жабинковского райисполкома Светлана Янусикова. По ее словам, местные власти обратились в один из центров психологической помощи Бреста, чтобы специалисты поработали с этой семьей. "Все-таки дети должны учиться и адаптироваться в обществе", – отметила собеседница агентства. — Religare, 10.12.2007 В Пензенскую область приехали новые сектанты У пензенских затворников появились новые единомышленники: они приехали в деревню Выселки, которая располагается близ села Никольское, где группа людей спряталась в землянке от "конца света". "Вы знаете, к нам ведь новые сектанты приехали, муж с женой. В Выселках дом купили. Найти их просто, спросите там любого, где "монахи" живут, и вам покажут", - рассказали сельчане, которых цитирует во вторник газета "Комсомольская правда". Откуда эти мужчина и женщина, никто не успел узнать. В свою очередь жители самой полузаброшенной деревни поведали, что у новых поселенцев два дома, в одном из них ранее жила семья Недогонов, которая теперь укрывается в землянке. По словам местных жителей, Недогоны, как только поселились в Выселках, попросили, чтобы им отключили свет, газ и телефон. Они нигде не работали, а детей не пускали в школу. Завели здесь корову. В полном составе община собиралась, когда приезжал Петр Кузнецов - лидер сектантов. — Интерфакс , 11.12.2007Спецназ собирается штурмовать пензенских сектантов Оперативники разработали подробный план спасения замуровавшихся затворников в Пензенской области, ожидающих конца света: известна схема пещеры с подробным описанием возможных действий оперативников во время штурма. По словам источника в оперативных органах, сектанты не собираются выходить из пещеры, и выдворить их оттуда можно только силой. Напомним, шестеро граждан Белоруссии были выдворены на родину 5 декабря. Они не успели спуститься под землю и ожидали "конца света" в "молельном доме". Среди депортированных трое несовершеннолетних. В землянке находятся еще 6 граждан Белоруссии, среди которых двое детей, младшему из которых год и четыре месяца. С сектантами ведут работу специалисты московского НИИ психиатрии им. Сербского. Гречишный овраг, в котором находится пещера, тщательно исследовали кинологи с собаками, специально обученными для поиска людей под завалами. Затем разведкой окрестностей пещеры занялись представители оперативных служб и составили подробный план пещеры, пишет"Твой день". "По нашим сведениям, глубина подземного убежища составляет 3 – 4 метра . Когда сектанты вступают в переговоры через вентиляционную трубу, голоса звучат глухо", – говорят милиционеры. Пещера представляет собой дугообразный коридор, по обе стороны расположены пять жилых келий и одна нежилая комната. Эта комната – самая вместительная и предназначена, по словам предводителя сектантов Петра Кузнецова, для общих молитв и... захоронения затворников, не выдержавших тягот подземной жизни. "А это значит, что ни о каком их возврате в мае будущего года, о котором говорил Кузнецов, не может быть и речи. Люди знали, что ушли под землю навсегда. Лаз в подземелье лишь один, а не два, как считалось раньше, и он завален изнутри", – рассказал источник. — Religare, 11.12.2007Индуистские "божества" начали "свидетельствовать" в суде Они решают имущественные споры. Двух индуистских божеств "вызвали" в суд в качестве свидетелей в штате Джаркханд на востоке Индии по делу о принадлежности одного из местных храмов. Судья выслал уведомления богу Раме и повелителю обезьян Хануману. Для доставки уведомлений служащие суда пришли в храм, который и является объектом имущественного спора, однако там никто не захотел принять их ордеры на имя богов — Religare, 10.12.2007 Изобретатель пирамиды, построенной в Ленинградской области, обещает ее посетителям "жизнь вечную"
На одном из деревенских участков Карельского перешейка в Ленинградской области построена пирамида, изобретатель которой Валерий Уваров обещает посетителям "жизнь вечную". Забравшись внутрь сооружения, они якобы смогут излечить все болезни и приобщиться к тайне физического бессмертия, сообщает корреcпондент "Портала-Credo.Ru". Пирамида для приостановки "биологического" времени высотой 13 метров и длиной стороны 13 метров сконструирована из бетона с большим количеством кварца. По словам ее создателя, она представляет из себя пьезо-электрический генератор, концентрирующий энергию Земли с помощью кристаллов. Для начала конструктор обещает продлить соотечественникам жизнь до 200-500 лет, а забравшимся на вершину (третий уровень) - сверхъестественные способности памяти или интуиции. Автор идеи увлечен пирамидами много лет и перевел немало древних текстов на эту тему, отражающих верования наших предков. По его мнению, если в разных местах планеты вновь начнут строить пирамиды, ее структура изменится к лучшему. Изобретатель еще не завершил свое детище и держит его адрес в секрете. Единственными его гостями пока стали корреспонденты НТВ из Санкт-Петербурга. Один из строителей рассказал им, что "там в пирамиде такая энергия, как дребезжание вулкана". Он уверен, что "стал лучше себя чувствовать - внутри появилась какая-то энергия". Пирамид под Санкт-Петербургом не строили, пожалуй, со времен императрицы Екатерины II, похоронившей трех своих любимых собачек Тома-Андерсона, Земиру и Дюшеса под трехгранным сооружением в Екатерининском парке Царского Села. Пирамида 1774 года (проект Чарльза Камерона) до сих пор пользуется славой не только как гробница царских фавориток, но и магическая сфера, внутрь которой любят заходить "паломники". — Портал- Credo . Ru , 07.12.2007Нетрадиционным церквям - меньше прав в Литве Нетрадиционные церкви и религиозные организации могут иметь меньше прав, чем признанные традиционными. Конституционный Суд подчеркивает, что такое регламентирование утверждает Конституция cтраны. Согласно законодательству государство признает девять традиционных религиозных общин: римских католиков, греко католиков, лютеран, реформатов, православных, тарообрядцев, иудеев, мусульман сунитов и караимов. Именно они, по постановлению Сейма, могут получить такие права, которых нет у традиционными не признанных религиозных организаций. Однако,как подчеркивают стражи Конституционного суда, такое разное законодательное регулирование не должно ущемлять конституционное право граждан страны в выборе определенной религии или конфессии,свободно исповедовать ее, выполнять религиозные обряды и проповедовать учение. — catholic.baznica.info, 12.12.2007Пророчества истинные и пророчества ложные Несколько людей обустроили себе пещерку в Пензенской области и переехали в нее жить. Это событие взволновало чуть ли не всю страну. Хотя, казалось бы, что тут такого? Разве люди не имеют права жить там, где им хочется? В конце концов, немало людей у нас в стране имеют и худшие жилища. Конечно, понятна тревога за детей, для которых подземелье – явно не лучшее место для жизни. Однако по сравнению с некоторыми детдомами, может быть, и не худшее. Опять же, можно вспомнить целое послевоенное поколение, выросшее в землянках. Говорят, что люди решились на перемену места жительства, доверившись словам человека, которого они уважают. И многих это ужасает, хотя, строго говоря, ничего противозаконного в этом нет. Всем нам доводилось совершать какие-то действия под влиянием советов людей, которым мы доверяем. Иными словами, в том, что люди решили переселиться в пещерку, никакой трагедии нет. Трагедия заключается совсем в другом – в том, что они впали в прелесть. То есть в состояние духовного заблуждения, которое грозит им вечной гибелью, если они не откажутся от него. Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), «прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его… Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти» (О прелести, 1). Выражается прелесть в данном случае, во-первых, в том, что они, называя себя православными христианами, доверились лжепророчеству их лидера, назначившего конец света на март 2008 года, и отвергли тем самым Христа, сказавшего: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36); и в другой раз: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7). А во-вторых, это проявилось в обещании «пензенских сидельцев» покончить собой, если их попытаются из этой пещеры эвакуировать. Любой православный христианин знает, что самоубийство – тягчайший из грехов, оскорбление Божиего дара. И то, что для этих людей проще совершить грех против Бога, чем отказаться исполнять волю их руководителя, означает, что они подпадают под слово Господне: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17: 5). «Пензенские сидельцы» сказали: «Если мы отсюда выйдем, то духовно погибнем», хотя в действительности все обстоит прямо противоположным образом. Люди прельстились, доверившись лжепророку. И в этом суть. Если бы они не залезали в пещеру, никто бы на это и не обратил внимания. Хотя трагедия осталась бы той же. Некоторые высказывали мысль, будто бы в трагедии этих людей виновата Церковь. Мол, если бы была на приходах нормальная катехизация, да если бы священники были ближе к пастве, да если бы архиереи больше уделяли внимания проповеди и просвещению, то никто бы из этих людей не поверил лжепророчествам Петра Кузнецова, да и сам он, быть может, не стал бы лжепророчествовать. Мысль эта совершенно нелепа. Конечно, все перечисленное нужно делать, но даже если бы у нас была идеальная катехизация и все священники были, как святой Иоанн Кронштадтский, а все архиереи – как святитель Иоанн Златоуст, то и тогда будут прельщенные диаволом люди. Были они и при обоих указанных святых мужах, равно как и во все времена существования Церкви. Ибо прелесть – это реальность духовной брани, на которой подвизающиеся бывают не только победителями, но и побежденными. И через лжепророчества диавол вовлекает в прелесть особенно часто. И Сам Господь предупреждал нас: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24: 11); «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 15). Также и апостол Иоанн говорил: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4: 1). В свете этих событий кажется не лишним поговорить о том, что такое дар пророчества и как отличить истинное пророчество от ложного. Что такое пророчество Пророчество – это особенный дар от Бога. Пророк возвещает будущее. И это – доказательство его истинной связи с Богом. Как мы знаем, время – принадлежность нашего сотворенного мира. Мы все существуем во времени, воспринимая настоящее, прошлое и будущее. То, что в действительности произойдет, – нам не известно. Точно знает это лишь Тот, Кто находится вне времени и для Кого ясно видно и наше прошлое и настоящее, и будущее. А вне времени и мира находится лишь Тот, Кто сотворил мир и время – Бог. И тем, кто находится в непосредственном общении с Ним, то есть пророкам, Он из своего божественного знания открывает грядущее. Именно по этому признаку в Библии предписывается отличать ложного пророка от истинного: «И сказал Господь… пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Втор. 18: 17, 20–22). Любой из читателей может произнести формальное «пророчество». Например, он скажет: завтра я напишу письмо и, действительно, на следующий день напишет. Но мы прекрасно понимаем, что это не имеет никакого отношения к настоящему пророчеству. Ибо реального будущего он не знает, и завтра вполне может случиться нечто такое, что нам станет совсем не до письма. Кстати, по этому же принципу «работают» лжепророки и гадалки, равно как и диавол, вещающий через них, – частью прогноз, а частью план наших собственных действий. Но и диавол не знает будущего, он так же, как сотворенное существо, находится «внутри» времени. Именно потому диавольские предсказания, как и людские прогнозы, всегда даются на короткосрочную перспективу. И это понятно. Легко сказать: завтра напишу письмо и написать. А вот сказать: через год напишу письмо – и сделать это, уже сложнее. Вероятность исполнения даже собственного плана становится намного меньше. А сказать: через тридцать лет напишу письмо?.. Да будем ли мы живы к тому времени? А сказать: через сто лет мой потомок напишет такое-то письмо?.. Ну, тут всякий махнет рукой, сочтя за чистую выдумку. Можно, конечно, на манер Нострадамуса, пуститься в туманное словоплетение: «Пройдет время и великий царь напишет письмо другому царю», и под такое «пророчество» и 500 лет спустя досужие зеваки смогут подводить постфактум события своего времени: вот, направил президент Буш письмо президенту Саркози, поздравляя со вступлением в должность – значит, исполнилось древнее предсказание! Таких мутных «пророчеств» каждый желающий может написать с десяток за пару минут. И все понимают, что никакого отношения к настоящему знанию будущего все они не имеют. А вот в Библии существуют конкретные пророчества, детально сбывшиеся спустя столетия после того, как они были произнесены и записаны. И это одно из свидетельств ее божественного происхождения. Наиболее важным и ярким примером являются ветхозаветные пророчества о страданиях и смерти Христа. Сам факт: «предан смерти будет Христос» (Дан. 9: 26) и цель его: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 5). Предательство от друга так предречено: «Человек мирный со Мною, на которого Я полагался, ел хлеб Мой, поднял на Меня пяту» (Пс. 40: 10); даже называет пророк цену: «и скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою… и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» (Зах. 11: 12). Ложные обвинения: «восстали на Меня свидетели лживые и дышат злобою» (Пс. 26: 12), молчание перед обвинителями: «а Я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих» (Пс. 37: 14); насмешки и издевательства: «все, видящие Меня, ругаются надо Мною; говорят устами своими, кивая головою: “Он уповал на Господа, – пусть избавит Его, если Он угоден Ему”» (Пс. 21: 8–9); бичевание, избиение и оплевание: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты (щеки) Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругания и оплевания» (Ис. 50: 6) и у Михея – тростью будут бить по щеке Судью Израилева (см.: Мих. 5: 1). Распятие: «псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 21: 17); «и дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс. 68: 22); «делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (Пс. 21: 19), «можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище» (Пс. 21: 18), «за любовь Мою враждуют они на Меня, а Я молюсь» (Пс. 108: 4): «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?» (Пс. 21: 2). Смерть со злодеями: «предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен» (Ис. 53: 12), засвидетельствованная солнечным затмением: «солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой» (Иоил. 3: 15); пронзение сердца и скорбь учеников: «и сердце Мое уязвлено во Мне» (Пс. 108: 22), «воззрят на Того, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12: 10); погребение у богатого: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53: 9). Можно взять Евангелие и сравнить с тем, что произошло на Голгофе. С пришествием Христа исполнились пророчества, касающиеся Его, но не все, потому как часть ветхозаветных пророчеств о Мессии относится к Его второму, славному пришествию, которое свершится перед концом мира. И Сам Господь наш Иисус Христос произносил предсказания и о судьбе Иерусалима – его завоевании римскими войсками, и о других событиях. Например, одна женщина с алавастровым сосудом возлила благовоние на главу Иисуса, и когда апостолы вознегодовали о напрасной трате столь драгоценного благовония, то услышали: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26: 13). Эти слова содержатся в манускрипте p-64, датируемом II веком по Р.Х., когда христианство еще представляло гонимую и очень небольшую по численности группу, так что по всем людским меркам не было никакой гарантии того, что их Писание вообще сохранится, не говоря уже о том, чтобы быть проповеданным во всем мире. Тем более если вспомнить, как в начале IV века император Диоклетиан постановил по всей Римской империи изымать и уничтожать христианские книги. Он действительно намеревался покончить с христианством: «Да погибнет имя христиан», – так было написано в его указе. И однако же мы все свидетели, что слово Господа Иисуса Христа сбылось в точности, во всех деталях, причем уже много столетий спустя – когда были открыты все части света на Земле. И теперь Библия является самой распространенной книгой в мире, ее читают на всех пяти континентах, она переведена на 2426 языков, издана общим тиражом около 6 миллиардов экземпляров, и везде, где читается Евангелие, вспоминается и женщина с алавастровым сосудом. Конкретный пример точного пророчества, которое не записано задним числом, но есть в рукописях, более древних, чем исполнение его, и в этом точном исполнении может убедиться любой. Примеры истинных пророчеств мы находим и в книге Деяний, и в апостольских посланиях, наконец, в Новом Завете есть и целиком пророческая книга – Апокалипсис, которая вся состоит из пророчеств о грядущих событиях. Можно указать пример и из Ветхого завета. Пророк Исайя предрекает: «и Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем…» (Ис. 13: 19–22). Во время произнесения пророчества – в VIII веке до Р. Х. – эти слова казались невероятными: Вавилон, стоявший к тому времени уже полторы тысячи лет, находился в расцвете. Но в VI веке до Р.Х. город был захвачен и частично разрушен войсками персидского царя Кира. В IV веке до Р.Х. Вавилоном овладел Александр Македонский, который решил возродить хиреющее поселение, восстановить главный языческий храм и сделать Вавилон столицей своего царства. Однако сразу после этого решения великий полководец заболел и умер – раньше, чем даже были разобраны развалины. К I в. по Р.Х. полностью исполняется пророчество: в 116 году по Р.Х. проезжавший мимо император Траян застал здесь «лишь курганы и легенды о них». Александр Македонский был не единственным правителем, который попытался оспорить пророчество. В конце 1980-х годов лидер Ирака Саддам Хусейн приказал подготовить проект возрождения Вавилона. Он хотел устроить здесь город с гостиницами и увеселительными заведениями, превратив его в крупнейший туристический центр Ближнего Востока. Первые работы начались в 1991 году… и в нем закончились. Из-за «Бури в пустыне». Хусейн тоже не смог воплотит свой проект в жизнь. Так мы видим буквальное исполнение слова Божия на протяжение тысяч лет, в том числе и в наше время. Кто становится пророком? Пророчествовать позволено тем благочестивым людям, которые сподобились от Бога дара пророчества. Как говорил апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 8–11). В ранней Церкви было сугубое излияние даров Божиих – ибо первым христианам приходилось особенно тяжело, как и любому первопроходцу. Следующим поколениям христиан уже было во многом легче, да и духовно трудиться люди стали все меньше, а где меньше духовных трудов, там, естественно, меньше и духовных плодов. Однако дар пророчества, как и другие дары Божии, никогда не отходил от Православной Церкви, есть он и сейчас. Пророчество – это экстраординарный дар. Вполне естественно, что сподобляются его те, кто принимает на себя экстраординарные духовные подвиги. Подвиг монашества или юродства Христа ради – как раз из таких, поэтому даже по житиям святых мы можем заметить, что среди преподобных и блаженных чаще встречается этот дар, чем среди мирян, прославленных в чине праведников. Что касается того, как отличить подлинное пророчество от ложного, то один библейский критерий очевиден, мы его уже упомянули: сбывается ли пророчество? Вот, к примеру, порою некоторые люди, считающие себя православными, распространяют разные слухи: «Такой-то “старец” предрек, что тогда-то будет такой-то катаклизм». И вот приходит назначенное время, а никакого катаклизма нет. И тогда эти люди, чтобы оправдать конфуз, говорят: «Старец отмолил» – или еще что-то в том же духе. Но Писание нас учит другому: если кто-то предсказал, и не сбылось – то это лжепророк, достойный не почитания, а смерти. И те, кто передавали эти лжепророчества, должны покаяться как сеющие обман и ложь, вводящие соблазн. Поступят ли так «пензенские сидельцы» после мая 2008 года? Очень сомнительно. Второй критерий, который предлагает нам Священное Писание, содержится у апостола Павла: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Так что если какое-либо пророчество противоречит Писанию и вере Церкви, то можно даже и не ждать: это уже заведомо слово не от Бога. И здесь «пензенские сидельцы», если бы действительно были православными христианами, могли бы даже и не ждать мая 2008 года, поскольку сам факт назначения Петром Кузнецовым даты «конца света» противоречит учению Христову, переданному апостолами. Но люди, увы, очень падки на всякого рода пророчества. Страсть ко всяческого рода предсказаниям так же, как и страсть к чудесам, – признак нездоровья духовной жизни человека. «Желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать много сверх сил своих – это суть искушения духовные» (преподобный Исаак Сирин. Слово 79). Почему человеку недостаточно тех пророчеств, которые содержатся в Писании, и он начинает искать другие? Потому что хочет узнать заранее, что ждет именно его и людей его местности, дабы вовремя подсуетиться: если предсказывают землетрясение – то выехать из города, если предсказывают пришествие антихриста – то заранее бежать в горы, леса или, на худой конец, в пензенскую пещеру и там, как в бункере, «переждать апокалипсис». Как гласит русская пословица, «знал бы где упаду, соломки бы подстелил». Вот и здесь то же самое желание заранее «соломки подстелить». Разумеется, проистекает это все от маловерия и от нежелания принимать волю Божию. Настоящий христианин доверяет Богу, как дитя отцу, и не боится будущего, ибо знает, что Господь попустит совершиться только тому, что полезно, и всегда будет рядом и что Он силен избавить от любой беды лучше, чем кто бы то ни было другой. Тот же, кто желает «соломки подстелить», показывает, что больше надеется на свои действия, от Бога ему нужна только информация о будущем. Это серьезное заблуждение, и Господь предостерегал от увлечения изысканиями будущего – «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7). Какого рода пророчествам можно доверять? Верить нужно всем пророчествам Библии. При этом нужно также помнить слова апостольские: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Пет. 1: 20). Поэтому 19 правилом VI Вселенского Собора всем христианам предписывается толковать Библию «не иначе, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях». Так что пророчества Писания в толковании святых отцов Церкви – то есть прославленных ею великих учителей – и есть то, чему мы всецело должны доверять. Что касается предсказаний, приписываемых различным святым, то к ним следует относиться с предельной осторожностью. Подавляющее большинство популярных ныне предсказаний святых дошли до нас в пересказе других лиц. Прежде чем доверять, стоит выяснить: не допущено ли при пересказах ошибок или даже прямых подлогов? К сожалению, такое нередко случается. Уже давно известно, например, что далеко не все, что приписывается преподобному Серафиму Саровскому, действительно изрекал старец, в особенности это касается пророчеств. А еще в 1908 году последователи секты иоаннитов распространяли лжепророчества от имени святого Иоанна Кронштадтского о том, что якобы в 1910 году случится конец света. Да мы и на примере современных нам старцев видим такие печальные явления, когда люди начинают говорить от их имени собственные выдумки. То же, увы, бывало и в древности, как Господь свидетельствовал пророку Иеремии: «Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14: 14). Однако когда предсказание содержится в достоверном сочинении святого, внимание оказать ему должно. Например, многие люди свидетельствовали, что предсказания святого Косьмы Этолийского в точности исполнились. Известны также достоверные свидетельства о прижизненных предсказаниях святого Иоанна Кронштадтского частным лицам, которые сбывались. Мне вспоминается пророчество преподобного Антония Великого о временах, «когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него, и будут говорить: “Ты безумствуешь”, – потому что он не подобен им». Именно во второй половине ХХ века произошло всеобщее размывание традиционных нравственных ценностей, которые оставались таковыми от времен преподобного Антония до времен наших дедов, – таких, как брак, семья, верность, дом, труд, дети, нелицемерная вера, самопожертвование. И теперь человек, который их искренне в своей жизни воплощает, воспринимается современным «просвещенным» обществом как сумасшедший, изгой. Обычное дело, когда обыватели называют воцерковленного человека этим словом – только за то, что он не подобен им. На мой взгляд, это пример исполнившегося пророчества, изреченного святым отцом за столетия до того. Есть, конечно, и другие примеры. Однако нужно иметь в виду, что некоторые святые высказывали свои предположения о будущем не как пророчества, полученные ими непосредственно от Господа, а именно как собственные размышления. А в особенности осторожным нужно быть относительно «пророчеств», циркулирующих в народной среде, приписываемых неопределенным старцам или даже каким-то конкретным нашим современникам. Приведу лишь один пример: как-то на Афон приехал в паломничество один румынский монах. И ему приснился сон, что в России – землетрясение. Наутро он рассказал про свой сон бывшим в том же монастыре русским паломникам. Те сообщили своим знакомым, те – еще кому-то, в итоге спустя месяц уже тысячи русских людей услышали о том, что, якобы, «афонские старцы предсказали, что такого-то числа (называлась конкретная дата) в России будет страшное землетрясение». Сотни людей поддались массовому психозу, бросая дела, уезжая, вывозя имущество… Разумеется, никакого землетрясения не случилось. Можно вспомнить и более печальный случай: незадолго перед падением Константинополя среди греческого народа распространялись лжепророчества о том, что, якобы, когда турки ворвутся в город, то дойдут только до храма Святой Софии, откуда выйдет ангел и начнет их поражать и всех уничтожит. Поэтому во время штурма некоторые воины оставляли свои позиции и других подбивали на то, чтобы бежать в храм, где скопилось множество народу. И когда турки вошли в город и прошли беспрепятственно в храм, то стали вязать этих людей, разбирая себе в рабов, как овец. Так суеверие во лжепророчества поспособствовало гибели города и всей Византийской империи. Кроме того, лжепророчества известны и как эффективный способ завлекать людей в секты, в том числе маскирующиеся под Православие, что мы и имеем в случае «пензенских сидельцев». В заключение хочется напомнить слова Того, Кому на страшном суде скажут лжепророки: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?» – и услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22, 23); «Я Господь… Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью, Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников» (Ис. 44: 24–26). — Православие.Ru , 06.12.2007ВНИМАНИЕ: Центр
апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки Центр
апологетических исследований |
В избранное | ||