← Апрель 2007 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
14
|
15
|
||
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.apologetika.ru
Открыта:
27-09-2005
Статистика
0 за неделю
Новости Центра апологетических исследований
НОВОСТИ ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ №35 «...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3) ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.
26 февраля 2007 года, на следующий день после церемонии вручения «Оскаров», известный кинематографист Джеймс Камерон (создатель «Тинаника», «Чужих» и «Терминатора») устроил в нью-йоркской Публичной библиотеке презентацию нового фильма канала «Дискавери» под названием «Потерянная гробница Иисуса» (The Lost Tomb of Jesus), снятого канадским режиссером Симхой Якобовичи. Уже одного участия в проекте Камерона было бы достаточно, чтобы привлечь внимание прессы, однако настоящий фурор произвела тема нового фильма — его создатели пытаются доказать, что в 1980 году в Иерусалиме был найден семейный склеп, в котором покоился прах Иисуса Христа, его жены Марии Магдалины, их сына Иуды и других родственников.
В основу фильма положена реальная находка. В 1980 году во время работ в иерусалимском квартале Тальпиот действительно была вскрыта семейная гробница, в которой находилось несколько оссуариев (небольших каменных саркофагов для захоронения костей). К моменту официального вскрытия склеп уже носил следы давнего взлома, а камень, обычно закрывающий вход, отсутствовал вовсе. На основании вида захоронения израильский археолог Шимон Гибсон датировал гробницу периодом 30-70 гг. н. э. На шести саркофагах были обнаружены надписи: «Йешуа бар-Йосеф», «Мария», «Матиа», «Йосе», «Мариамену э Мара» и «Йехуда бар-Йешуа». Однако в тот момент находка не стала сенсацией — останки (по-видимому) были перезахоронены, оссуарии переданы в музей, а через некоторое время о склепе и вовсе забыли все, кроме небольшой горстки специалистов.
В конце 90-х годов древняя гробница привлекла внимание д-ра Джеймса Д. Табора, заведующего кафедрой религиоведения Университета Северной Каролины в г. Шарлотт. Однако интерес Табора носил весьма специфический характер — в 2006 году он издал книгу под названием «Династия Иисуса: скрытая история Иисуса, его царской семьи и возникновения христианства» (The Jesus Dynasty : The Hidden History of Jesus , His Royal Family and the Birth of Christianity). В этом сочинении Табор излагал идею о том, что Иисус (сын римского солдата Пантеры), будучи верным иудеем, присоединились к мессианскому движению, основанному Иоанном Крестителем. После смерти Иоанна Иисус якобы вступил в борьбу с римскими поработителями и избрал совет из двенадцати человек (включив в него четверых своих сводных братьев), которым предстояло возглавить двенадцать колен Израилевых. После смерти Иисуса от рук римлян движение возглавил один из его братьев, Иаков («возлюбленный ученик»). Все они — Иоанн, Иисус и его сводные братья — были верными иудеями и даже не собирались создавать новую религию. И только Павел, проповедовавший среди язычников, порвав со своими предшественниками, на основании собственных откровений создал новую религию, которая и известна нам сегодня под именем христианства. Неудивительно, что гипотеза о «семейном склепе Иисуса» привлекла его внимание.
Однако в тот момент даже Табор был вынужден признать, что фактов недостаточно, чтобы делать какие-то утверждения относительно найденной гробницы (впрочем, это не удержало его от дальнейших рассуждений на тему о «династии Иисуса»):
По сути дела, к настоящему моменту в описанных выше обстоятельствах ничего не изменилось — никакие новые сенсационные факты не были обнаружены. Единственное, что вдохнуло в старую историю новую жизнь и придало ей новое сенсационное звучание — это использование новаторских научных методов. По просьбе создателей фильма Андрей Фойерфергер, профессор математики из Университета Торонто, вычислил вероятность того, что найденные на оссуариях имена могли принадлежать какой-то другой семье, а д-р Кэрни Матисон из палеогенетической лаборатории канадского Университета Лэйкхид провела сравнительный анализ образцов ДНК, собранных со стенок двух оссуариев («Йешуа бар-Йосеф» и «Мариамену э Мара»). На основании полученных данных авторы фильма выступили с сенсационным заявлением, что в Тальпиотском склепе была погребена семья Иисуса Христа. Однако многие серьезные ученые сразу же выразили скептическое отношение к этому заявлению. Например, израильский археолог Амос Клонер, в числе первых занимавшийся изучением склепа и оссуариев, заявил, что теория Камерона и Якобовичи не соответствует общепринятым археологическим стандартам, хотя из нее может получиться хороший фильм. По его мнению, вся шумиха была затеяна только ради денег. Другие археологи и историки также отреагировали на новую теорию сдержанно-скептически. Христианские ученые и общественные деятели отреагировали на заявления Камерона гораздо резче и серьезнее. Буквально на следующий день несколько известных богословов опубликовали свой анализ аргументов, на которые ссылаются авторы фильма. Давайте рассмотрим некоторые наиболее важные моменты: Проблемы с надписями Во-первых , следует заметить, что из шести надписей на оссуариях три сделаны на еврейском языке, две — на арамейском, и одна («Мариамену э Мара») — на греческом. Нигде в гробнице мы не встречаем упоминания о Мессии или о Марии Магдалине. Уже в силу этих двух фактов очевидно, что любое отождествление имен на саркофагах с библейскими именами является не более чем предположением. Во-вторых , из Евангелия от Матфея мы узнаем, что у Господа было четверо братьев (родных или двоюродных): «Иаков, Иосий, Симон, Иуда» (Мф. 13:55), — и несколько сестер, ни число и имена которых евангелисты не называют (Мф. 13:56). Нетрудно заметить, что между именами, найденными в гробнице, и братьями Иисуса, упомянытыми в Евангелии, есть только одно совпадение — имя Иосий. Если могила в Тальпиоте действительно была гробницей семьи Иисуса, почему в ней отсутствуют тела троих Его братьев и всех Его сестер?
Кроме того, отнюдь не факт, что похороненный в гробнице «Йосе» приходился «Йешуа-бар-Йосефу» именно братом . К примеру, автор «Каталога еврейских оссуариев» Л. Й. Рахмани в описании саркофага «Йосе» утверждает: «Сходство этого оссуария и надписи на нем с оссуарием Марии (№ 706) — оба найдены в одном и том же склепе — может указывать на то, что это оссуарии родителей Йешуа (№ 704), которым Йехуда (№ 702) приходился внуком». В-третьих , два имени, найденных в гробнице, вообще не упоминаются в евангельском повествовании: «Матия» и «Йехуда-бар-Йешуа». И если во втором случае кинематографисты как-то выкручиваются, называя «Йехуду» сыном «Йешуа-бар-Йосефа» (хотя, насколько мне известно, никаких попыток проверить это при помощи анализа ДНК не предпринималось), то имя «Матия» (т. е. Матфей) никак не вписывается в известные нам факты. В-четвертых , авторы фильма истолковали надпись «Мариамену э Мара» как «Мария, или Учитель». Заметим, что даже такое толкование никоим образом не отождествляет эту неведомую Марию с Марией Магдалиной (или любой другой библейской героиней, носившей это имя) — тем более, что последнюю в Писании ни разу не называют Мариамной. Однако в действительности проблемы с этой надписью гораздо серьезнее. В фильме надпись «Мара» интерпретируется как арамейское слово, означающее «учитель», однако на самом деле маловероятно, что в надписи по-гречески было использовано арамейское слово. Более того, этот вариант толкования — далеко не единственный и даже не самый убедительный. Вот другие варианты:
Более того, прочтение надписи, на котором основывались авторы фильма, неверно — как свидетельствует проф. Ричард Баукхам, в оригинальной надписи «э» отсутствует, и между двумя словами нет даже места для него. Это, по сути, исключает возможность толкования, предложенного в фильме. В-пятых , ученые далеко не единодушны в том, как именно следует читать надпись на «самом главном» оссуарии. Археологи Амос Клонер и Стивен Пфанн предпочитают вариант «Ханун-бар-Йосеф». Дело в том, что из всех надписей, найденных в данном захоронении, только надпись на этом саркофаге торопливо и неразборчиво выцарапана рядом с крышкой. Из первого слова прочесть можно в лучшем случае одну или две буквы. Надписи на остальных пяти оссуариях были вырезаны тщательно и явно при хорошем освещении. На этом основании (и помня о том, что гробница носит следы взлома) некоторые высказывают предположения о подделке — ведь однажды, в 1945 году район Тальпиот уже оказывался в центре попыток мусульман доказать, что Иисус Христос никогда не воскресал. Но даже если надпись окажется подлинной, а вариант «Йешуа-бар-Йосеф» — правильным, само по себе это обстоятельство ни о чем не говорит, поскольку имя «Йешуа» было найдено на 22 оссуариях, причем в четырех случаях надпись выглядела как «Йешуа-бар-Йосеф». Проблемы с математическими расчетами
Во-первых , в своем открытом письме от 8 марта 2007 года д-р Фойерфергер подробно объяснил, на каких допущениях он строил свои расчеты. Особого внимания заслуживает следующая фраза, которой математик предварил свои объяснения: «Результаты любых расчетов такого рода в высшей степени зависят от допущений, с которыми вы к ним приступаете. Если любое из этих допущений не соответствует действительности, то результаты вычислений едва ли будут иметь какой-нибудь статистический смысл» (http://fisher.utstat.toronto.edu/andrey/OfficeHrs.txt). Вот краткий список основных допущений:
В-третьих , за всеми математическими выкладками стоит невысказанное фундаментальное допущение, что у Господа на земле была семья. Без этого допущения вся теория рушится, словно карточный домик. Однако ни в Библии, ни в других достоверных документах того времени нет ни малейшего указания на то, что «семья Иисуса» на самом деле существовала. Проблемы с генетическим анализом Во-первых , образцы для генетического анализа были взяты только из двух оссуариев: «Йешуа-бар-Йосеф» и «Мариамену э Мара». Остается только гадать, что показали бы анализы ДНК с использованием образцов из других саркофагов. Во-вторых , образцы были взяты не с останков (что уже не представляется возможным), а со стенок саркофага. Профессиональные археологи говорят, что извлечь чистые и пригодные для исследования образцы даже из самих останков — дело непростое. В этом же случае вообще сложно сказать, насколько чисты были представленные для анализа образцы (и кому именно они могли принадлежать). В-третьих , анализ проводился на основании митохондриальной, а не ядерной ДНК. Максимум, что может показать такой анализ — что «Йешуа-бар-Йосеф» и «Мариаменон э Мара» не были родственниками по матери . Ответить на вопрос, чьей именно женой (и женой ли) была эта женщина, и был ли похоронен в саркофаге с надписью «Йешуа-бар-Йосеф» Иисус Христос, генетика просто неспособна. В-четвертых , в сообщении Амоса Клонера ясно указывалось, что в некоторых из десяти оссуариев был похоронен прах нескольких человек. С учетом неоднозначности надписи «Мариамену э Мара», о которой мы уже упоминали выше, данное обстоятельство сводит убедительность анализа ДНК практически к нулю. Проблемы с пропавшим саркофагом
21 октября 2002 года на совместной пресс-конференции канала «Дискавери» и Библейского архееологического общества общественности был представлен оссуарий, арамейская надпись на котором («Иааков, сын Йосефа, брат Йешуа») была объявлена самым древним упоминанием об Иакове, брате Господа, помимо библейского текста. Иерусалимский ценитель древностей Одед Голан заявил, что приобрел этот оссуарий у некоего араба. Однако 18 июня 2003 года Израильское управление древностей объявило надпись на оссуарии частичной подделкой. Хотя однозначных доказательств этого обвинения предъявлено не было, 29 декабря 2004 года израильское министерство юстиции предъявило Голану, трем другим евреям и одному палестинцу обвинение в многочисленных случаях мошенничества. Голан признать свою вину отказался.
Эта история не имела никакого отношения к гробнице, найденной в Тальпиоте, до тех пор, пока Камерон и Якобовичи не заявили, что так называемый «оссуарий Иакова» — это один из десяти оссуариев из Тальпиота, пропавший из музея. В подтверждение своих слов они ссылались на одинаковость размеров саркофагов и на отсутствие подробного описания одного из десяти тальпиотских оссуариев. Однако, судя по всему, эта детективная теория — не более чем очередная сенсационная выдумка авторов фильма. Прежде всего, по свидетельству израильских археологов Амоса Клонера и Джо Зиаса, ни один из оссуариев не пропал. Поскольку на нем не было никаких надписей, он не представлял интереса для музея и был, в соответствии с обычной практикой, выставлен во двор музея. По этой же причине десятый оссуарий не стали фотографировать и детально описывать. Более того, Клонер утверждает, что размер того саркофага совершенно не совпадал с размерами «оссуария Иакова». Еще один довод создателей фильма заключался в том, что почва на внешних стенках «оссуария Иакова» тождественна почве в тальпиотской гробнице (что якобы подтверждается исследованиями, проведенными в Суффолкской криминологической лаборатории Нью-Йорка). Однако этот тип почв очень распространен в Иерусалиме, и делать из этого факта далеко идущие выводы не стоит. Напротив, образцы налета, найденные внутри «оссуария Иакова», не соответствуют никаким образцам из гробницы в Тальпиоте. Проблемы с научной честностью Ряд моментов, упомянутых в фильме, наводят на мысль о том, что создатели сенсационной теории иногда шли вразрез с фактами и собственными убеждениями. Во-первых , в своей книге «Династия Иисуса» Джеймс Табор однозначно называл Иисуса Христа незаконнорожденным сыном римского солдата Пантеры. Теперь же, поддержав новую теорию о «семейной гробнице Иисуса», он, по сути, противоречит сам себе, поскольку надпись на оссуарии называет «Йешуа» сыном «Йосефа».
Во-вторых , после того, как 4 марта фильм Якобовичи был официально показан на канале «Дискавери», журналист этого же канала Тед Коппель выпустил в эфир программу под названием «Потерянная могила Иисуса — критический взгляд». Помимо самого Якобовичи и Табора в студии присутствовали Джонатан Рид, профессор религиоведения из Лавернского университета, и Уильям Дэнвер, патриарх американской археологической школы, имеющий за плечами 40-летний опыт раскопок на Ближнем Востоке. В ходе программы Коппель убедительно продемонстрировал, что слова трех экспертов, на мнение которых Якобовичи сссылается в своем фильме, были вырваны из контекста и неверно истолкованы.
В ходе дальнейшего разговора Коппель показал несостоятельность утверждений, сделанных в фильме. В завершение беседы Уильям Денвер сказал, что «выводы [Якобовичи и Камерона] были сделаны еще до начала» исследований, и что их «рассуждения выходят за пределы любого разумного толкования». В последний момент Несмотря на то, что фильм «Потерянная гробница Иисуса» 4 марта собрал наибольшее число зрителей за целый год, канал «Дискавери», судя по всему, предпринимает определенные шаги к тому, чтобы снизить остроту сенсации. Вопреки обыкновению, канал не стал эксплуатировать высочайшие рейтинги фильма, но, напротив, запустил программу с острой критикой в его адрес и отменил запланированный повторный показ. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РУКОВОДИТЕЛЯМ СЛУЖЕНИЯ «ЖИВОЙ ПОТОК» Более 70 евангелических христиан — ученых и известных служителей из семи стран мира — поставили свои подписи под беспрецедентным открытым письмом, адресованным руководству «поместных церквей» и служения «Живой Поток». Это письмо — публичный призыв отвергнуть и взять назад спорные заявления, сделанные основателем движения, Уитнессом Ли, относительно учения о Боге и учения о человеке. В письме также есть просьба, обращенная к «поместным церквям» и служению «Живой Поток», опровергнуть заявления, сделанные Ли, которые унижают евангелические христианские конфессии и организации. Наконец, письмо содержит призыв, обращенный к руководству «поместных церквей» и служения «Живой Поток», прекратить использование судебных преследований и угроз судебных преследований против христиан и христианских организаций с целью подавить критику или разрешить противоречия.
Открытое письмо Служение «Живой Поток» и движение «поместных церквей» (также известное под именем «Господне Восстановление»), основанные покойным Уитнессом Ли, вот уже несколько десятилетий втягивают известные христианские организации и видных христианских деятелей в судебные и богословские споры. Принимая во внимание эту историю конфликтов и судебных преследований, мы, нижеподписавшиеся, выступаем со следующим публичным заявлением. Поскольку приведенные далее высказывания Уитнесса Ли, судя по всему, противоречат основополагающим учениям христианства или искажают их, мы почтительно призываем руководителей служения «Живой Поток» и движения «поместных церквей» отречься от этих и подобных заявлений и более их не публиковать: Относительно природы Бога
Относительно природы человека
Относительно права евангелических церквей и конфессий на существование Мы осуждаем как непоследовательные и не имеющие оправдания попытки служения «Живой Поток» и «поместных церквей» привлекать в свои ряды членов евангелических церквей и служений, в то же время распространяя следующие унизительные высказывания Уитнесса Ли в адрес таких церквей и служений:
Мы с уважением призываем руководство служения «Живой Поток» и «поместных церквей» отречься от этих и подобных заявлений и перестать их публиковать. Относительно тяжб с евангелическими христианами Если руководство служения «Живой Поток» и «поместных церквей» считает евангелических христиан своими братьями по вере, мы требуем, чтобы они публично отказались от использования судебных преследований и угроз судебных преследований против евангелических христиан в ответ на критику или для разрешения конфликтов. Новый Завет явно запрещает использовать судебные преследования для решения споров между христианами (см. 1 Коринфянам 6:1–8). Если руководство служения «Живой Поток» и «поместных церквей» не считает, что евангелические христианские церкви, организации и служения вправе называться христианскими, мы просим их публично отказаться от членства во всех ассоциациях, объединяющих евангелические церкви и служения. В любом случае, мы с уважением настаиваем на том, чтобы руководство служения «Живой Поток» и «поместных церквей» прекратило использовать судебные преследования и угрозы судебных преследований для подавления критики или разрешения споров с христианскими организациями и отдельными христианами.
Примечание: все, поставившие подпись под этим документом, выражают свою собственную позицию. Их личные взгляды, выраженные здесь, не обязательно совпадают с мнением их организаций, предприятий или нанимателей. БЕЗРАССУДНАЯ МИСТИКА МАДАМ ГИЙОН К сожалению, авторы статьи не дали нам разрешения публиковать перевод в электронном виде, однако вы можете заказать полный текст статьи в печатном виде, написав нам по одному из адресов, указанных ниже. Чтобы покрыть стоимость печати и пересылки статьи, мы просим вас пожертвовать 25 руб. ОТЦЫ ЦЕРКВИ О ДАРЕ ПРОРОЧЕСТВА Августин Аврелий (IV век): О Книге Бытия, буквально
Преподобный Нил Синайский (V в.): О чувственных видениях
Преп. Симеон Новый Богослов (946 – 1022): Об учителях истинных и ложных
КНИГА НОМЕРА: Франц, Реймонд. Кризис совести. М.: Триада, 2000. 536 страниц. Эта книга, написанная одним из бывших руководителей Общества Сторожевой Башни, с удивительной точностью рассказывает обо всех главных аспектах внутренней жизни этой организации. Книга Франца помогла многим Свидетелям Иеговы увидеть, на чем строится авторитет и власть «верного и благоразумного раба». Свидетелям Иеговы эту книгу негласно запрещают читать, но она, тем не менее, пользуется большой популярностью. С ней можно не соглашаться, но опровергнуть изложенные в ней факты невозможно. Реймонд Франц написал ее для людей, ищущих правды и не боящихся честно смотреть ей в лицо. Индекс заказа: К-005 , «Кризис совести». Стоимость с учетом пересылки по России — 165 руб. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ БИБЛИОТЕК Приобретайте все прошлые выпуски «Вестника ЦАИ» в одном твердом переплете. Большое количество тем, общих сведений по культам и советов о том, как благовествовать культистам, делают это издание незаменимым источником сведений о культах и христианской апологетике. Индекс издания: П-01 . Цена с учетом пересылки по России — 350 руб. КАК ПРИСЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ» Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований. Реквизиты для почтового перевода:
Реквизиты для банковского перевода:
Спасибо за хорошие и вовремя приходящие темы в газете. Моя знакомая уже давно как смотрит, так и читает проповеди семьи К. Коуплендов. Но, только, как она говорит, у нее ничего не получается по их слову! Один раз она сделала им материальную помощь. Вместо благодарности они ответили, что за их открытия в ее новой жизни она выслала малую цену того, что они хотели бы от нее получить. Спасибо, что вы в своих статьях об их движении раскрываете нам глаза на огромную тьму лжепророков и расширяющуюся сеть культов и сект. В нашем городе просто диву даешься, Свидетели получают вместе с мормонами здания неизвестно за что, а мы, обычные верующие Церкви Христиан Веры Евангельской, уже который год не можем получить согласие на выдачу нам земли под строительство Дома Молитвы. Слава Богу, что через вас многие люди смогут познать истину и сделаются свободными от всякого втягивающего их обмана! Пусть ваша газета будет доходить до каждого нуждающегося всегда вовремя, с нужной информацией. Дмитрий, г. Волгоград Спасибо Вам за высланную мне литературу о Свидетелях Иеговы, диски и фильм о них. Я все прочитала, посмотрела, мне все понравилось. Со Свидетелями я порвала окончательно. Кроме того, я поступила учиться заочно на психологический факультет, хочу научиться разбираться в людях, их психологии. Мне хочется понять, почему секты одурманивают миллионы людей. А к Иисусу я приду, только пока не знаю в православие или к протестантам, но уже точно не в секту. И. Н., г. Пермь. Я всю жизнь шел туда, где опасно (духовно, психически, и т. д.), все дальше уходя от Бога, потерял близких друзей. А сейчас я пожинаю плоды прошлого: страхи, страдания, мучительные воспоминания. Потом встреча с «Семьей», где мое сознание мощно бомбардировалось письмами Д. Берга. Я не мог найти покоя, мне, как таблетка, нужна была литература «Семьи». И я в жизни больше ничего не видел, как только заполнить вот этот вакуум письмами Д. Берга, или получить хоть какую-то информацию, или хотя бы маленький клочок бумажки. Вы — первые люди которые мне помогли. Я благодарю за это вас и Господа. Сейчас, прочитав ваши материалы по «Семье», мне искренне очень жаль тех людей, которые используются как жертвы (девушки, дети, молодые пары и люди мало осведомленные о всем, что делается в этой секте). Я теперь буду молиться за этих людей. Аминь. Е., Белгородская обл. Наш Усольский район печально известен огромным количеством «Свидетелей». И в поселке Таймурка, в котором я служу миссионером, их очень много, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вашу газету мы читаем с удовольствием — редко кто сейчас пишет так интересно и понятно. Знайте, что вы работаете не зря, и ваш труд нужен людям. А. К. ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА Руководитель проекта: Павел Столяров. Главный редактор: Дмитрий
Розет Отдел рассылки: Сергей
Гущин РОССИЯ 194044 С.-Петербург, а/я 954 Центр апологетических исследований. Центр апологетических исследований |
В избранное | ||